ЗАВОЛОКИН Павел Яковлевич (° 1887; • 1941) - прозаик, поэт. Род.в семье реж. крестьян-стар-дцев, занимавшихся
торговлей. Образование домашнее. В 1897 издал небольшую книгу стихов
"Плоды вдохновения". Трижды привлекался по полит. делу, отбывал
тюремное заключение и ок. трех лет находился в ссылке в Олонецкой губ. Во время
1-й мировой войны добровольцем пошел на фронт. Был санитаром в
военно-санитарном поезде. Работал экспедитором по доставке журналов и газет в
провинцию, секретарем "Лиги труда". Затем служил конторщиком
Юго-Вост. железной дороги, сотрудником в петроградских газетах; работал в
библиотеке им. M. E. Салтыкова-Щедрина (Ленинград). Стихотворения и очерки
печатались в журналах "Мир", "Истина", "Двинский
огонек", "Отклики", а также в литературных сборниках
"Молодые всходы", "Рассвет", "Сборник поэтов и
поэтесс", "Арлекин" и др. В 1917-1923 печатался в сов.
периодике, в 1923 готовил к печати книгу "Современные рабочие-крестьянские
поэты в автобиографиях и образцах". Биографические заметки и портрет
помещены в сборник "Молодые всходы" (Москва, 1903),
"Рассвет" (кн. 1, Петербург, 1902).
·
Ист.: Интервью
с П. К. Шелковским. Записал В. Никонов, 2004 г., Личный
архив автора. В. Никонов
ЗАВОЛОКО Иван Никифорович -
один из известнейший религ. и обществ. деятелей староверия Латвии в XX в.; ниже
публикуются две авторские статьи о нем.
1) Иван Никифорович З. (°
17 дек. 1897, Реж. Вит. губ. Рос. имп., ныне Рез., Латвия; • 8 марта 1984, Р.)
- выдающийся стар. деятель Балтии, наст., историк, краевед, фольклорист,
собиратель рус. древностей, педагог и просветитель. Род. в семье реж.
железнодорожного сторожа Никифора Максимовича Заволоко (стар-дца федосеевского
согласия) и полоцкой мещанки Киликии Ивановны Зуевой. До 8-летнего возраста
воспитывался у бабушки в Двинске
(ныне Д-пилс), где получил первые познания в церковнослав. грамоте. Затем
вместе с матерью переехал в Р., жил в Задвинье и посещал Гребенщиковское
училище. В 1908 З. поступил в Рижск. реальное училище Петра I, окончил его в
1917 в Таганроге, куда училище было эвакуировано в годы 1-й мировой войны. По
окончании реального училища поступил в московскую Петрово-Разумовскую академию.
Однако разразившаяся революция внесла свои коррективы, и З. в 1919 вынужден был
вернуться в Р. В этом же году З. по рекомендации РГСО поступает в
пражский Карлов университет (сначала - на истор. факультет, затем - на
юридический, кот. и окончил в 1927 со степенью кандидата права). С 1925 в
Карловом университете З. посещал Кондаковский семинар, в кот. принимали участие
известные рус. ученые и философы, такие как Г. В. Вернадский, Н. О. Лосский, А.
П. Калитинский и др. В круг интересов семинара входили археология,
византиноведение, древнерус. культура, история искусств. Кондаковский семинар
стал научной основой всей дальнейшей культурологической деятельности З.
Вернувшись в Р., З. посещает Рижск. педагогические курсы, оканчивает их и
работает преподавателем правоведения в рус. учебных заведениях: с окт. 1930 по
июнь 1940 - учителем в Рижской гос. гимназии и в гор. 5-й основной школе.
Одновременно З. проводил большую работу в стар. общинах Балтии: был
лектором стар. законоучительских курсов в Р., Вил., Д-пилсе, предс.
религ.-просвет. курсов в Стропах (Д-пилс), входил в состав совета РГСО, занимал
должность товарища предс. "Старообрядческого общества в Латвии". В
1927 при обществе "Гребенщиковское Училище в г. Рига" З. учредил Кружок ревнителей русской старины (инициативная
группа кружка - К. А. Павлов, А. К. Фомичёв, К. Р. Портнов, В. Ф. Фадеев, Д.
В. Фомина). Его цель - распространение дух.-культурного просвещения среди
стар-дцев Латвии. Кружковцы проводили дух. вечера, читали лекции по истории и
культуре староверов, создавали певческие коллективы. По мере распространения
популярности деяний ревнителей открывались филиалы Кружка в Елгаве,
Рез., Д-пилсе. Выступления ревнителей совмещались с фольклорной деятельностью и
собирательством предметов дух. и материальной культуры рус. старожилов.
Материалы фольклорных экспедиций регулярно публиковались на страницах журнала "Родная
старина", инициатором издания которого был З. Журнал выходил в свет с
6 ноября 1927 по 9 июля 1933 (вышло 13 номеров в 12 вып.). Изд. отличалось
хорошей полиграфической культурой, было прекрасно иллюстрировано и содержало
богатейший материал по вопросам староверия, иконописи, древнерус. зодчества,
церк. пения, жизни и истории стар. общин. Сам З. не только редактировал журнал,
но и был автором большинства статей, подписанных полным именем или псевдонимами
"Иван Никифоров, "Староверец", "Летописец",
"Любитель", "Изограф". Часто свои статьи З. атрибутировал
литерами: С., Н., О., З-0, И. Н., И. Н. З. Библиографический список статей З. в
"Родной старине " внушителен (75 статей) и тематически
разнообразен. Статьи З. в "Родной старине" распределялись
по следующим темам: древнерус. зодчество ("Псково-новгородское церковное
зодчество", "Московское церковное зодчество" и др.), монастыри
("История Соловецкого монастыря", "Выгорецкий монастырь -
хранитель церковной старины" и др.), летописание и книжное дело
("Краткая летопись русского летописания", "Графика московских
первопечатных книг" и др.), иконописание и выдающиеся изографы древней
Руси ("О преподобном иконописце Андрее Рублеве", "Техника
древнерусской живописи" и др.), певческое искусство ("О
знаменном распеве", "О церковном песнопении женщин в древности"
и др.), история староверия и персоналии ("Ряпино", "Житие
Феодосия Васильева", "Епископ Павел Коломенский" и др.). Как
ред. "Родной старины" З. вел обширную переписку с писателями
А. М. Ремизовым, И. С. Шмелевым, художником Н. К. Рерихом. Кроме "Родной
старины", З. широко публиковался в таких рус.изданиях, как "Слово", "Русский
вестник", "Голос народа", "Наша газета", "Русский
ежегодник", "Мой двор", "Маяк", "Рижский
курьер". В период первой Латвийской Республики (до 1940) З. издал ок. 10
книг, посвященных дух. культуре староверов и истории их расселения на
прибалтийских землях. Из опубликованных книг можно выделить: "О
старообрядцах г. Риги: исторический очерк" (Р., 1929), "Учебник по
Закону Божию" (Р., 1933, 1936), "История Церкви Христовой" (Р.,
1937), "Духовные стихи старинные" (вып. 1, Р., 1933; вып. 2, Р.,
1937). В нач. 1930-х З. обследовал собрание рукописей в книжнице РГСО и
обнаружил втор. список литературного шедевра XIII в. -"Слово
о погибели Русской земли", о чем он и поведал ученому миру в газете
"Сегодня" (2 мая 1934). 17 июня 1940 З. был посвящен в сан наст.[при отсутствии священства невозможно «посвящать в
сан», этот чин называется - благословение на служение (прим.
автора сайта)] Рез.кладбищенской общины, а 9
окт. того же года его арестовали органы НКВД. Долгих 17 лет З. находился в
лагерях и ссылке, вернулся в Р. в 1959 физически покалеченным (на лесоповале он
потеряет ногу), но дух.не
сломленным. В Сибири он составил "Травник", кот.спас жизнь мн. заключенным. По возвращении домой З.
встретился с известным ученым, старшим научным сотрудником Института русской литературы
(Пушкинский Дом) В. И. Малышевым, кот.предложил ему быть внештатным сотрудником ИРЛИ и участвовать
в археографических экспедициях. З. совершает поездки в Новосибирск, Серпухов,
Москву, Ленинград, привозя в ИРЛИ найденные раритеты. В Древлехранилище ИРЛИ
образуется "Фонд И. Н. Заволоко", в кот.хранятся мн. подаренные З. Пушкинскому Дому книжные редкости
(в общей сложности несколько сотен). В 1966 З. обнаружил, а в 1968 передал в
дар ИРЛИ "Пустозерский сборник", написанный в 1670 в земляной тюрьме.
Сборник содержал автографы житий Аввакума и Епифания, а также их
рисунки. Это научное открытие З. широко отмечалось рус.и зарубежной прессой; см., в частности, "Вечерний
Ленинград" (20 марта 1968); "Русские новости" (Париж, 19 апр.
1968); "Известия" (22 мая 1968). В 1954 РГСО возобновляет
издание "Старообрядческого церковного календаря", в создание
кот.активно включается и З.,
публикуя свои исследования о Стоглавом соборе, Выго-Лексинском
общежительстве, о боярыне Морозовой, Иване Федорове, византийском
искусстве. Последняя публикация З. в СЦК состоялась за два года до
смерти и посвящалась "Светлой памяти протопопа Аввакума". В последние
годы жизни З. много болел. Умер от воспаления легких. Погребен
(по завещанию) на стар. кладбище в Рез., рядом с могилой своего отца.РГСО
в конце XX в. переиздало некот. довоенные работы З., среди них -
"Учебник по Закону Божию для старообрядцев" (1989), "История
Церкви Христовой" (1990), "О старообрядцах города Риги" (1993).
·
Лит.: Михайлов Л. С, "Открытие второго автографа
Жития протопопа Аввакума и креста, который был у Аввакума в Пустозерской
ссылке", СЦК 1969, с. 165; Маркелов Г. В., "Коллекция рукописей И. Н.
Заволоко в Древлехранилище Пушкинского Дома", ТОДРЛ, т. XXXIV.
Ленинград, 1979, с. 377-387; "Из истории собрания И. Н. Заволоко", Там
же, 1980, т. XXXV, с. 439-445; Старообрядчество 1996, с. 109-110; Мекш Э.,
"И. Н. Заволоко -подвижник старообрядчества в
Латвии", Revue des Ėtudes slaves. Paris, LXIX/l-2, 1997, p.
89-98; Инфантьев Б., "Странички из воспоминаний об Иване Никифоровиче
Заволоко", Даугава, 1998, № 4, с. 105-122; Равдин Б., "И. Н.
Заволоко: от биографии к биографии", Даугава, 1998, № 4, с.
123-145; Иван Никифорович Заволоко: жизнь и судьба. Резекне, 1998; Памяти
Заволоко Ивана Никифоровича. Рига, 1999; Пустозерская проза: сборник,
сост., предисл., переводы отдельных фрагментов М. Б. Плюхановой. Москва, 1989. Э.
Мекш
2) Иван Никифорович З. - стар.обществ. деятель Латвии, знаток истории староверия, знаменного
пения, иконописи, собиратель рукописных и старопечатных книг. В научной
среде известен как первооткрыватель рукописного автографа XVII в., содержащего
жития протопопа Аввакума и инока Епифания (Пустозерский сборник
Заволоко).
Род.в
семье стар-дцев-федосеевцев. Поскольку совместная жизнь его родителей не
сложилась, З. уже с раннего детства жил с матерью, отдельно от отца. Тем не
менее он часто общался со своими дедушкой и бабушкой (со стороны отца), людьми
глубоко верующими и благочестивыми, от которых он перенял трепетное отношение и
уважение к рус.старине. З.
получил хорошее светское образование в Рижск. Петровском
реальном училище (окончил в 1915), затем в течение одного года учился в
подмосковной Петрово-Разумовской сельскохозяйственной академии (1917— 1918),
где освоил основы естественных наук и пчеловодства. Однако полит.коллизии в Рос. вынудили З.
прервать обучение и вернуться на родину. Свое образование З. продолжил в Праге,
кот.в 1920-е считалась одним
из крупнейших центров науки и образования рус. зарубежья, поскольку благодаря
так наз. "русской акции" Т. Масарика там были созданы благоприятные
условия для исследовательской и преподавательской деятельности рус.
ученых-эмигрантов. В Праге З. сначала изучал естественные науки, но вскоре стал
студентом Русского юридического факультета (открыт с 1922 под протекторатом
пражского Карлова университета). Учебная программа факультета соответствовала
аналогичным программам дореволюционных рос.университетов. Основателем и первым деканом факультета был
проф. П. И. Новгородцев (• 1924), его преемником -проф.
Д. Д. Гримм (до переезда в Тарту в 1927). В преподавательский состав входили:
Г. В. Вернадский, Е. В. Спекторский, С. Н. Булгаков, А. А. Кизеветтер, С. В.
Завадский, П. Б. Струве, Г. В. Флоровский, П. Н. Савицкий (один из основателей
евразийства). Одно лишь перечисление фамилий этих выдающихся рус.мыслителей и ученых говорит о
высоком профессиональном уровне обучения. Можно предположить, что студенческий
опыт З. в Праге (1922-1927) дал ему не только глубокие знания в области
юриспруденции, но и способность философского осмысления истории, видение
фундаментальных взаимосвязей событий современности. Важность идеи сохранения и
изучения рус.культуры в
условиях существования в иной этнической среде З. осознал, принимая активное
участие в работе различных рус. орг-ций Праги. Прежде всего, это
научно-исследовательская орг-ция Seminarium Kondakovianum (1925-1938),
основанная учениками известного рус.византиниста Н. П. Кондакова (° 1844; • 1925) с целью
изучения взаимовлияний византийского и древнерус. искусства, а также быта и
искусства вост. народов. В состав семинара в разное время входили М. А.
Андреева, Н. М. Беляев, Г. В. Вернадский, А. П. Калитинский, В. Н. Лосский и
др. З. регулярно посещал заседания семинара и впоследствии продолжал
поддерживать контакты с этой орг-цией вплоть до сер. 1930-х. Фамилия З.
фигурирует в списке учреждений, присылавших в 1931-1935 печатные издания в
Институт им. Кондакова (новое название семинара). Эти материалы из различных
регионов рус.зарубежья
направлялись в Русский Заграничный истор. архив в Праге, в фонд документов о
рус. эмиграции и жизни рус. за пределами этнической родины. Отголоском идей
семинара стал интерес З. к орнаменту, изучению кот. Кондаков и его
последователи уделяли большое внимание. Не случайно одним из гл. направлений
краеведческой деятельности З. было собирание образцов узоров и вышивок в рус.стар. дер. Латвии, Литвы,
Эстонии, Польши и "Карпатской Руси" (собраны в двух альбомах:
Заволоко И. Н., "Альбом старинных русских узоров". Р., 1929; Заволоко
И. Н., "Древнерусская вышивка". Р., 1939).
Темы, связанные с рус.прикладным
искусством, освещались и в издаваемом З. стар. истор. вестнике "Родная
старина" (1927-1933). По воспоминаниям самого З., идеи семинара
повлияли на определяющий выбор всей его жизни - собирание рукописей и
старопечатных книг и изучение древнерус. письменной традиции.
В Праге З. достаточно близко общался с представителями
евразийства — Г. В. Флоровским и П. Н. Савицким (оба преподавали на Русском
юридическом факультете). В этом движении З., очевидно, привлекала идея особой
дух.миссии Рос. на фоне
возрастающей "бездуховности Запада" и стремление воссоздать рос.
государственность на основе ортодоксального православия. Однако к 1927 у З.
сложилось достаточно критическое отношение к евразийцам, поскольку построение
новой, "евразийской", культуры оказалось утопией, а примиренческие
настроения некот. представителей этого направления по отношению к полит.событиям в сов. Рос. -неприемлемыми.
Др. обществ.орг-цией,
с кот. З. познакомился в Праге, было сложившееся к 1923 Русское студенческое
христианское движение (РСХД). Благодаря личным контактам с лидерами РСХД - Г.
В. Флоровским, В. В. Зеньковским и др. - З. и по возвращении в Латвию общался с
членами латвийского отделения РСХД приблизительно до 1930. В качестве гостя
участвовал в съезде РСХД в Прибалтике (1928), встречался с Н. А. Бердяевым, В.
В. Зеньковским, Л. А. и В. А. Зандер во время их пребывания в Р. Опыт работы
молодежных кружков РСХД использовался З. при создании и руководстве работой
молодежной стар.орг-ции Кружок
ревнителей русской старины (1927-1940).
Организаторский опыт З. приобрел, помогая в подготовке
праздника "День русской культуры" в Праге (1925). З. в качестве
помощника входил в организационный комитет, кот.руководила графиня С. В. Панина и участвовали А. Кизеветтер,
С. Завадский, Н. Бердяев. Немаловажное влияние на З. в 1920-е оказало и его
общение по переписке, а позднее и личные встречи со стар.наст. из дер. Рая (Эстония) Г. Фроловым, кот. З.
считал своим наст.и дух. о.
Г. Фролов пытался подтолкнуть молодого З. к размышлениям о вере и судьбе
староверия в совр. мире, о необходимости возрождения живой веры и древлего
благочестия. Именно это стало основным импульсом к дальнейшей подвижнической
деятельности З. в Латвии, а также к принятию им в 1940 наставничества в Рез.общине (федосеевской).
По возвращении в 1927 в Латвию З. включился в активную
обществ.жизнь рус.
меньшинства. Еще в 1921 он предлагал создать рус.молодежную орг-цию "Общество русского студенчества в
Латвии" с целью объединения студенчества Латвии. Однако попытка
"тотального" объединения латвийского студенчества оказалась не
слишком удачной из-за полярного разброса взглядов в молодежной среде. В июне
1927 была основана молодежная стар.орг-ция
Кружок ревнителей русской старины, идейной основой кот. стало
возрождение национальной и религ. самобытности староверов. Общество развернуло
широкую просвет., краеведческую и издательскую
деятельность. З. стремился в работе кружка совмещать исследовательский подход к
изучению культурных ценностей старины и практическую реконструкцию устоев
повседневной жизни стар-дцев.
Вопросы воспитания и образования молодежи занимали
значительное место в кругу интересов З. Так, в первой пол. 1930-х он был одним
из воспитателей рижск. группы "соколов". В этот же период З. активно
занимался разработкой учебной программы для учащихся-староверов основных школ
Латвии и орг-цией религ.-просвет. курсов для наст. и
вероучителей. З. преподавал на первых и втор.одномесячных курсах, проходивших в Д-пилсе в 1930 и 1931.
Осенью 1930 по инициативе З. при рижск. кружке ревнителей работал религ.-педагогический семинар для подготовки учителей стар.
воскресных школ. В февр. 1931 при активном участии З. и членов кружка
ревнителей при РГСО открылась детская воскресная школа, действовавшая до
1938 (самая высокая посещаемость была в 1938 - 300-350 чел.). Занятия с
детьми проводили З., И. А. Назаров, И. М. Крылов, К. А. Павлов. Воскресная
школа стремилась хотя бы отчасти восполнить утраченные в условиях гор.культуры традиции патриархальной
семьи и семейного дух. воспитания, целью педагогов было привить детям уважение
и любовь к религ. традициям предков и показать их значимость в личной жизни
каждого чел. Судя по воспоминаниям современников, во многом эта цель была
достигнута. Так, напр., в 1932 14 детей из воскресной школы пели на
богослужении, а 50 детей составляли детский хор, кот.регулярно выступал на дух. вечерах кружка. Успехи в просвет.деятельности З. были связаны, в
частности, с тем, что он уделял серьезное внимание проблеме методики
преподавания Закона Божия в школе. Работая вероучителем в рижск. Русской
правительственной гимназии и в воскресной школе при РГСО, он накопил
достаточный педагогический опыт, чтобы составить "Методические указания
вероучителям". В 1930 при РГСО проходили регулярные совещания
вероучителей, на кот.при
участии З. разрабатывалась программа преподавания Закона Божия в основных
школах (утверждена Министерством образования Латвийской Республики в 1931). З.
составил и учебник по Закону Божию для учащихся-стар-дцев, также утвержденный
Министерством образования и изданный советом РГСО в 1932.
Нач. 1930-х связано с повышением полит.активности староверов. Когда в 1929 образовалось две орг-ции,
координирующие деятельность латвийских стар.общин - Центральный комитет по делам старообрядцев в
Латвии (один из лидеров - М. А. Каллистратов, близкий к позициям
социал-демократов) и Совет старообрядческих соборов и съездов (во главе
с С. Р. Кирилловым, отличающимся умеренно-демократическими взглядами), З.
присоединился к сторонникам С. Р. Кириллова, поскольку любого рода
социалистические взгляды вызывали у него полное неприятие. Однако З. был
убежден, что для процветания староверия необходима активная гражданская
позиция, поэтому он с энтузиазмом включился в сотрудничество с Советом
старообрядческих соборов и съездов, а в 1931 даже баллотировался на выборы
в IV Сейм по списку № 15 (Латгалия).
Особо необходимо отметить издательскую деятельность З. в
1930-е. Основное внимание он уделял изданию журнала "Родная старина
", кот.считался
печатным органом рижск. кружка ревнителей. З. был фактическим ред. и автором
большого количества статей. Замысел издателя состоял в том, чтобы создать стар.вестник, кот. предоставлял бы
читателям разнообразный материал как по истории Древней Руси и староверия, так
и о совр. положении стар. населения Балтии. Журнал был призван сформировать
единое информационное поле для староверов Балтии и тем самым способствовать единению
стар-ства. В 1932 кружок ревнителей издал первый вып. сборника статей, поучений
и изречений из святоотеческих книг "Златоструй", составителями
кот.были З. и П. Ф. Фадеев.
В 1933 вышла в свет небольшая книжка З. "О старообрядцах г. Риги
(Исторический очерк)", в кот.изложены
важнейшие моменты истории стар-ства в Латвии с привлечением архивных
документов, мн. из кот. не сохранились до наших дней. В том же году появился и
первый вып. "Духовных стихов старинных", текст и мелодии кот. З.
записал в Латгалии и Причудском крае. Втор.вып. "Духовных стихов", собранных в Вост. Пруссии
(дер. Войново), издан в 1937. Высокую оценку
староверов и др. рус.читателей
получили также составленные З. и изданные РГСО книги "Святые отцы о
праздновании Пасхи" (1935), "Учебник по Закону Божию" (1932,
1936), "История Церкви Христовой" (1937). Две последние выдержали
повторное издание в нач. 1990-х и до сих пор пользуются заслуженной
популярностью. В 1935-1939 З. являлся также ред. "Древлеправославного
(старообрядческого) календаря", издаваемого в Р. С 1937 по 1939 входил в
состав редакции "Русского ежегодника". Кроме того, статьи З. часто
появлялись в рус.газетах
Латвии: "Слово" (секретарем кот.он был в 1928-1929), "Сегодня", "Мой
двор" (бесплатное приложение к газете "Наш голос", Д-пилс, 1940)
и др.
Не меньшего внимания заслуживает археографическая
деятельность З. Контакты и опыт, приобретенные им в 1920—1930-е, позволили З.
продолжить работу по собиранию и сохранению рукописей в сов.время. Из находок 1930-х наиболее значительной
является рукопись "Слово о погибели Русской земли", открытая З. во
время подготовки очередной выставки кружка в 1933 в собрании рукописей XVII в.
библиотеки РГСО. З. собирался издать эту рукопись с иллюстрациями
жившего тогда в Париже художника Д. И. Стеллецкого. Однако для осуществления
этого не оказалось средств. По вопросу опубликования этого ист. в переписку с З.
вступил французский ученый-славист М. В. Горлин, кот.в 1937 получил от первооткрывателя фотокопию рижск. списка.
2-я мировая война помешала этим замыслам. Издание "Слова" впервые
появилось в Париже в 1947, когда М. В. Горлина не было в живых, а З. находился
в сибирском лагере. В том же году рукопись была опубликована в сборнике
"Труды отдела древнерусской литературы" В. И. Малышевым, кот.в 1946 привез эти материалы из
командировки в Р. Впоследствии Малышев в своей статье об истории рижского
списка восстановил приоритет З. в открытии рукописи.
В 1936 З. и хор кружка ревнителей побывали
в женском Войновском монастыре (Вост.Пруссия). Там были найдены редкие экземпляры изданий
1862-1863, отпечатанные в Славянской типографии. Среди них -комплекты журнала "Истина" (1863-1866), труды
Иоанна Златоуста, Малый Катехизис, сборник "Царский Путь", а также
рукописные сборники XIX в. и нотные рукописи крюковой записи XVI в. Часть
материалов, найденных в экспедициях 1930-х, З. передал в хранилище рукописей
отдела древнерусской литературы ИРЛИ в 1960-1970-е, судьба остальных материалов
не известна.
После ареста осенью 1940 (по обвинению в
подрывной антисов. деятельности) З. восемь лет (с 1941 по 1949) провел в
сталинских лагерях и еще девять лет (с 1949 по 1958) - на поселении в с.
Северное Новосибирской обл. Выжить и не потерять человеческое достоинство в
таких условиях З. смог только благодаря вере и твердости духа.
Во время эпидемии тифа в лагере его познания в народной медицине спасли жизнь
не только мн. заключенным, но и их конвоирам. Отзывчивый и необыкновенно чуткий
человек, он оказывал помощь другим, но не себе: после гриппа у З. возникло тяжелое осложнение и в 1944 ему ампутировали ногу.
Однако и этот удар не сломил З. Он закончил фельдшерские курсы и работал
лаборантом в поликлинике с. Северного, санчасти и в
районной больнице, за что даже удостоился почетной грамоты. Неизвестно,
насколько затянулось бы пребывание З. в Сибири, если бы не помощь сотрудника
ИРЛИ Малышева, кот.разыскал
первооткрывателя "Слова о погибели Русской земли". Только в 1958 З. удалось получить разрешение на проживание в Р. С этого времени он
поддерживает переписку с В. И. Малышевым и др. сотрудниками Пушкинского
Дома, а также возвращается к собиранию рукописей - несмотря на то, что от его
довоенного собрания осталось только два(!) экз.
Выбор, сделанный З., прежде всего
был связан со стремлением продолжать начатую в 1930-х работу по возрождению
культуры староверия. Однако в новых полит.условиях пришлось выбирать новые формы. Поскольку памятники
древлеправ. традиции не представлялось возможным вернуть в активный оборот,
надо было "спрятать" их, чтобы сохранить для будущих поколений,
которые, возможно, смогут их оценить по-настоящему. З., к сожалению, слишком
часто видел неподобающее отношение к рукописям со стороны их владельцев.
Поэтому архивы и книгохранилища представлялись ему надежной гарантией
сохранения дух.наследия и возвращения
этих ценностей людям в срок, когда они будут готовы их принять.
С помощью З. в 1960-1970-е сотрудники Пушкинского Дома
регулярно проводили археографические экспедиции в Балтии, целью кот.было комплексное исследование
письменной культуры края. Особенное внимание уделялось тем областям, где
существовала стар.традиция с
богослужебной практикой. Знания и личные знакомства З. позволили значительно
пополнить коллекцию древнерус. рукописей ИРЛИ, где в 1949 при секторе
древнерус. литературы было создано Древлехранилище. З. участвовал в
подготовке археографических экспедиций Пушкинского Дома в Эстонии 1958 и 1961.
Сам З. по поручению Малышева делал опись собрания рукописных и старопечатных
книг в книжнице РГСО. В 1963 он предпринял поездку в Новосибирск, где
встречался с исследователем стар.культуры
H. H. Покровским, с кот.в
1950-е они вместе делали магнитофонные записи старинных рус. напевов в стар.
селах Алтая и Саян. Позднее эти материалы были переданы в Новосибирский
областной архив. В 1966 З. привез из Московской Преображенской общины небольшую
рукописную книжку "Поучения Дорофея" из собрания книг известной
любительницы старины А. В. Мараевой. Оказалось, что эта
рукопись содержит автографы жития и др. сочинений протопопа Аввакума и
инока Епифания, причем в иных редакциях, чем тексты в др. Пустозерском
сборнике XVII в., отрытом В. Г. Дружининым в 1912. З. прекрасно
осознавал границы своей компетентности и посчитал, что наибольшую пользу
рукопись принесет, попав в руки к специалистам. Поэтому 20 марта 1968 на
торжест. заседании сотрудников отдела древнерус. лит. З. передал открытый им
рукописный сборник в дар Пушкинскому Дому. Этот благородный жест был по
достоинству оценен учеными и широкой общественностью: сообщения о значительном
открытии публиковались в сов.и
зарубежной прессе (правда, имя первооткрывателя указывалось далеко не всегда, зачастую
упоминался лишь "любитель старины" или "пенсионер из
Риги"). С 1969 по 1975 при активном сотрудничестве. З. и ученых
Пушкинского Дома (В. П. Бударагина, Н. С. Демковой, Г. В. Маркелова и др.) шла
подготовка к изданию Пустозерского сборника. Книга с фототипическим и наборным
текстом, а также с источниковедческим и палеографическим комментарием и вводной
статьей З. об истории находки рукописи увидела свет в 1975 и сразу стала
библиографической редкостью. В 1974 З. принял окончательное решение о передаче
своей коллекции рукописей в Древлехранилище, где был открыт особый фонд
- Коллекция И. Н. Заволоко, состоящий из рукописного собрания и личного архива З.
После смерти В. И. Малышева (1976) З. продолжал поддерживать контакты с
Древлехранилищем и уже следующим поколением ученых. В 1978 в Пушкинском
Доме проходила выставка новых поступлений, одна из витрин кот.посвящалась Коллекции И. Н. Заволоко - к 80-летию
фондообразователя. Сотрудники высоко оценили собирательскую деятельность З.:
ему одному удалось сделать то, что далеко не всегда под силу коллективу ученых,
— создать целое территориальное собрание рукописей, найденных в Латвии (Р.,
Латгалия) и Эстонии (Причудский край). Вместе с материалами Причудского и Латгальского собраний ИРЛИ они составляют ценнейший
Прибалтийский фонд.
Помимо археографической работы с 1965 З. был сотрудником
редакции "Старообрядческого церковного календаря", издателями
кот.были три общины — РГСО,
Московская поморская и Московская Преображенская общины, а также ВСС
в Литов. ССР. З. участвовал в подборке текстов в рубрике "Памятные
даты" и писал вступительные статьи историко-культурного характера,
посвященные знаменательным и юбилейным датам в истории рус.культуры. Под влиянием З. создавался особый облик СЦК,
выдержанный в поморском стиле. Макеты обложек издания по указаниям З. выполнял
рижск. иконописец С. Т. Быкодоров. Обогатился и иллюстративный материал
календаря, кот.пополнялся
фотографиями и репродукциями редких икон и фрагментов рукописей,
предоставленных крупными архивами и библиотеками Москвы и Ленинграда. Несмотря
на жесткую цензуру, кот.проходили
все материалы, З. удивительным образом удавалось переносить на страницы
календаря события истории христианства и староверия, биографии выдающихся
христианских подвижников и даже фрагменты текстов самих "учителей
староверия", Выгорецких пустынножителей. Особое внимание в своих статьях З.
уделял судьбе протопопа Аввакума и гонениям на староверов после раскола
Церкви, публикуя, в частности, фрагменты истор. документов - "указов"
и "увещеваний" против "раскольников". История не была для З.
сухой схоластикой, он стремился не только воссоздать целостную картину
прошлого, но и проецировать истор. события на совр. ситуацию, с помощью анализа
истор. фактов разобраться в событиях 1970-х. Разумеется, в то время это можно
было сделать только владея эзоповым языком, в случае З. — яз.древнерус. книжника.
З. по праву можно назвать подвижником и хранителем культуры
староверия, чел., для кот.служение
Богу означало служение во имя дух. совершенства и любви к человеку.
·
Ист.:
Архив И. Н. Заволоко, Рижская Гребенщиковская старообрядческая община (Р.);
Коллекция Заволоко, № 162, 203, 214, 217, 227, 281, 351; Родная старина, №1-13,
1927—1933. Лит.: Русский ежегодник на 1939
год. Рига, 1938; Древлеправославный старообрядческий календарь на 1936г.
Рига, 1935; Малышев В. И., "Заметка о рукописных списках Жития
протопопа Аввакума. (Материалы для биографии)", ТОДРЛ, т. VIII.
Москва-Ленинград, 1951, с. 380-385; Малышев В. И., "О втором списке
"Слова о погибели Земли Русской" (История открытия)", Slavia,
XXVIII, 1. Прага, 1959, с. 69-72; Маркелов В. Г., "Коллекция рукописей
И. Н. Заволоко в Древлехранилище Пушкинского Дома", ТОДРЛ, т.
XXXIV. Москва-Ленинград, 1979, с. 377-388; СЦК 1965-1983. Н. Пазухина