Категории раздела

Стоглавый Собор [3]
Текст Стоглава, комментарии
УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ [26]
ПОСОБИЕ старообрядческим служителям для проведения церковных служб
Староверие Балтии и Польши [89]
словарь
Шамарин Владимир [5]
О СВЯЩЕНСТВЕ И ЛЖЕСВЯЩЕНСТВЕ
свщмч. Аввакум [1]
СТАРЕЙШИЙ (ПЕЧОРСКИЙ)СПИСОК «КНИГИ ТОЛКОВАНИЙ И НРАВОУЧЕНИЙ» АВВАКУМА

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Четверг, 2017.06.22, 18:42
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ

ВЕДЕНИЕ ВОСКРЕСНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СЛУЖБ

ВЕДЕНИЕ ВОСКРЕСНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СЛУЖБ

 

ПРИНЯТЫЕ В КНИГАХ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ.

В богослужебных книгах используется двухцветная пе­чать. Основной служебный текст, входящий в службу, печатается черным шрифтом, а различные пояснения, на­звания разделов службы — лития, стиховна, канон и др. — и песнопений — тропарь, стихера, стих, седален — крас­ным. Также печатаются красным шрифтом сокращения: «Слава" — «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и «И ныне» — «И ныне и присно и во веки веком, аминь». Сокращение «Слава. И ныне. Аллилуия трижды» означает «Слава... И ныне...» «Аллилуия Аллилуия слава Тебе Бо­же», трижды.

Прописная буква, обычно красная, начинает каждое отдельное песнопение, написанное полностью. Смысловые предложения, имена, сокращенная запись песнопений про­писной буквой не выделяются. Заглавная буква помещает­ся в начале больших песнопений — псалмов, молитв, Символа Веры.

К многим песнопениям — тропарям, кондакам, стихе­рам — указывается «глас» (с 1-го по 8-й). Это указание используется трояко:

— для пения всего песнопения или его конца «на глас», то есть соответствующим гласу напевом;

— для соответствия песнопения чередующемуся гласу недель (понятие «гласу»);

— для подбора песнопения по гласу предыдущего («по гласу»).

Указание «подобен такой-то» используется для пения по образцу песнопения, указанного Подобном. Пение на подобны применяется только к стихерам, роспевы основ­ных подобное помещены в Обиходе. Указание подобное к седальнам, кондакам, светильнам практически не исполь­зуется. Пометка стихер «самогласен» показывает, что их надо петь на глас, а не на подобен.

Некоторые части службы и отдельные песнопения ука­зываются только первыми словами, при этом иногда ука­зывается ссылка, где можно найти полный текст. В частно­сти, начало служб полностью печатается редко, а запись «трисвятое, и по Отче наш» означает чтение от Святые Боже по Отче наш включительно согласно началу службы. Часто не указывается «Аминь», который чтец, а при пении головщик обязательно произносит после За молитв, молит­вы Исусовой, отпуста.

 

ЧИННОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Любое богослужебное действие — чтение, пение, каж­дение, возжигание свещей начинается благословением: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешна­го. Благослови, отчеНаставник отвечает: «Аминь. Бог благословит (молитвами Святых Отец и мною грешным)». По окончании действия совершается прощение: молитва Исусова и «прости, отче. Христа ради», на что наставник отвечает «Аминь. Бог простит». В некоторых случаях бла­гословение и прощение предваряются тремя поклонами.

Лики, сходясь и расходясь, совершают поклон друг другу. Канонархи, сказывая ряд стихер, в начале и конце поклоняются ликом. Благословение и прощение соверша­ются с поклоном настоятелю. Описанные действия в уста­вах обычно не изложены и имеют местные особенности.
Категория: УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ | Добавил: - (2010.01.31)
Просмотров: 1181

Copyright MyCorp © 2017