Категории раздела

Стоглавый Собор [3]
Текст Стоглава, комментарии
УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ [26]
ПОСОБИЕ старообрядческим служителям для проведения церковных служб
Староверие Балтии и Польши [89]
словарь
Шамарин Владимир [5]
О СВЯЩЕНСТВЕ И ЛЖЕСВЯЩЕНСТВЕ
свщмч. Аввакум [1]
СТАРЕЙШИЙ (ПЕЧОРСКИЙ)СПИСОК «КНИГИ ТОЛКОВАНИЙ И НРАВОУЧЕНИЙ» АВВАКУМА

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Четверг, 2024.03.28, 21:24
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ

ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА

ПРИЕМ НА ОБЩУЮ МОЛИТВУ, НАЧАЛ.

Прием прихожан, живущих не вполне по-христиански, на общую молитву осуществляется наставником, сообразу­ясь с обычаем, принятым в общине.

Приходные и исходные поклоны — «начал» — к воск­ресным и праздничным дням, от Рожества до Богоявления, от Пасхи до недели Всех святых, к субботам полагаются в пояс; в прочие дни — земные (согласно «Уставу о домаш­ней молитве»). Этого правила следует придерживаться и для прощального начала, который, общий либо отдельный, принято полагать в большинстве общин, часто вместе с краткой епитимией. А вот собственно к погребениям, па­нихидам, молебнам начал всегда кладется в пояс.

Опоздавшие к службе также должны положить начал под руководством наставника или уполномоченного на то лица и только после этого могут допускаться на общую молитву.

 

ВОЗГЛАСЫ, ОТПУСТЫ, ЕКТЕНИИ.

Наставник произносит в установленных местах службы возглас — «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас» — в начале службы и после слов «Именем Господним благослови отче». А также молитву Исусову — «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас». После них чтец или головщик глаголет: «Аминь». Эти возгласы заменяют все священнические воз­гласы, указанные в книгах.

Ектении в наших Уставах означают пение «Господи, помилуй» — 3-жды (малая), 12 или 40 — и Слава, И ныне. Особые молитвы наставника отсутствуют, только на заупо­койной ектении 40 наставник по обычаю чтет молитву: «Покой, Господи...» или «Помяни, Господи, иже о вере...».

Отпусты глаголются наставником в конце служб. Они помещены » книге «Устав о домашней молитве». Сложно­сть представляют воскресные отпусты на вечерне, утрене, часах.

Отпуст в субботу на вечерне: «Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере[1], и святых славных и всехвальных апостол, (и святых в числе по святцам) и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец».

В воскресенье на утрене и часах:

Воскресыи из мертвых Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере[2], силою честнаго и животворящаго Креста и святых славных и всехвальных апостол, (и святых в числе) и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец.

Святые в числе упоминаются все по святцам в следую­щем порядке: — святые, которым творилась служба; — прочие святые в числе. Слова: «обретение мощем» и др. не упоминаются.

Святые по Прологам, Четь-минеям не упоминаются. Вместо «иже Христа ради уродиваго», «брата Господня по плоти» и др, глаголется: «иже Тебе ради уродиваго», «бра­та Твоего по плоти».

В праздники отпусты глаголются по Уставу, см. Прило­жение.

Отпуст празднуемым святым (на вечерне, утрене, ча­сах, молебне): Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, (и Святаго празднуемого), и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколю­бец.

Прочие святые в числе и дневные отпусты не упомина­ются.

На прочих службах — малой вечерне, малой павечер­нице, полунощнице, праздничном 1-м часе — глаголется малый отпуст:

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пре­чистыя Ти Матере и преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец.

На воскресной полунощнице и 1-м часе малый отпуст начинается: Воскресыи из мертвых.., Так же начинаются все отпусты в течении 40 дней празднования Пасхи.

Отпусты повседневной службы напечатаны в Уставе о домашней молитве и здесь не рассматриваются.

По отпусте наставник совершает поклон в пояс.

 

ВЕЛИКОПОСТНЫЕ ПОКЛОНЫ

В среду и пятницу на сырной неделе («масленице»), в Великий пост до Великого четверга кроме субботних и воскресных дней полагаются земные поклоны с молитвой св. Ефрема Сирина — Господи и Владыко животу моему. На постных службах их полагается 17, 4 или 3. В положе­нии, их есть расхождения, поэтому следует пояснить счет 17-и поклонов:

1-й на Честнейшую херувим. По За молитв 16-ть:

3 на молитве Господи и Владыко.

12 по местному обычаю или так:

Боже милостив буди мне грешному.

Боже очисти грехи моя и помилуй мя.

Создавыи мя Господи, помилуй.

Без числа согреших, Господи прости мя.

Пять с молитвой Исусовой.

Боже милостив буди мне грешному.

Создавыи мя Господи, помилуй.

Без числа согреших, Господи прости мя.

1 по молитве Господи и Владыко.

Четыре поклона полагаются как указано первые 4. Три поклона бывает на молитве Господи и Владыко, когда они читается отдельно от Честнейшую.

Поклоны с молитвой Господи и Владыко полагаются и в другие дни года, когда по Уставу аллилуйная служба.

 

КАЖДЕНИЕ

Каждение икон, а также молящихся, осуществляется наставником крестообразно правой рукой с помощью кади­ла на рукоятке. Во время каждения икон наставник пери­одически творит перед ними поклоны в пояс, перемещая при этом кадило в левую руку.

Вначале каждения наставник, приняв подготовленное кадило, положив три поклона и благословясь, кадит пре­стол, а при его отсутствии— центральную икону, Крест. В конце каждения также кадится престол, затем наставник отдает кадило, полагает три поклона и прощается.

Обход престола при каждении и возвращение осущест­вляются через правую сторону.



[1]              При совершении службы Богородице, праздникам Ея, отданиям праз­дников, явлениям чудотворных образов Ея купно с воскресной на отпусте упоминаем: «честнаго и славнаго Ея...» В предпраздньства и попраздньства богородичных праздников, а также если служба Богородице в числе не со­вершается, дополнение на отпусте не делается.

 

[2]           См, сноску предыдущую.
Категория: УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ | Добавил: - (2010.01.31)
Просмотров: 2920 | Теги: каждение, устав, поклоны, кадило

Copyright MyCorp © 2024