Категории раздела

Стоглавый Собор [3]
Текст Стоглава, комментарии
УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ [26]
ПОСОБИЕ старообрядческим служителям для проведения церковных служб
Староверие Балтии и Польши [89]
словарь
Шамарин Владимир [5]
О СВЯЩЕНСТВЕ И ЛЖЕСВЯЩЕНСТВЕ
свщмч. Аввакум [1]
СТАРЕЙШИЙ (ПЕЧОРСКИЙ)СПИСОК «КНИГИ ТОЛКОВАНИЙ И НРАВОУЧЕНИЙ» АВВАКУМА

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Пятница, 2017.04.28, 21:50
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТАВА ПЕЧАТАЕМОГО В КАЛЕНДАРЕ, ПОНЯТИЕ О СОБОРНЫХ СЛУЖБАХ

ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТАВА ПЕЧАТАЕМОГО В КАЛЕНДАРЕ

Помещаемый в Старообрядческом Церковном Календа­ре Устав предполагает:

— наличие полного набора богослужебных книг;

— наличие опытного духовного наставника (его обязан­ности подробно не описываются);

— хорошее знание общей последовательности служб, навык поиска в книгах необходимых песнопений;

— полное знание устава молебнов.

При этом редкие службы годового круга, особенности служб освещены достаточно подробно, пояснения требуют­ся в основном для кратко описанных воскресных и празд­ничных служб, для чего и предназначается данное изда­ние.

 

ПОНЯТИЕ О СОБОРНЫХ СЛУЖБАХ.

Соборные службы совершаются в храме (моленной) по богослужебным книгам согласно Уставу соборной службы. Храм имеет в передней части возвышение — солею, где за перегородками справа и слева расположены правый я ле­вый клироса. Между ними располагается подобие «престо­ла" - Св. Крест и евангелие, иногда в окружении храмо­вых икон (наличие «престола» — не повсеместный обы­чай), При отсутствии «престола» и по местному обычаю Евангелие для чтения выносится на аналое на середину солеи. На клиросах расположены закрепленные и переносные аналои для установки книг во время службы, там же размещаются два хора певчих — правый и левый лики. Правый лик является ведущим к воскресенью, вторнику, четвергу, субботе, к прочим дням — левый.

Служба включает в себя чтение, пение, каждение, поу­чения, выходы. Перед началом службы полагаются при­ходные поклоны, по окончании — исходные (в порядке их положения имеются некоторые особенности). Ежедневный круг служб включает в себя:

вечерню — служится накануне во второй половине дня;

павечерницу — служится после ужина;

полунощницу, утреню, 1-й час — служатся подряд ранним утром;

часы и обедницу — служатся утром;

молебен — в круг служб не входит, но во многих местах служится в воскресные и праздничные дни перед часами или после, по местному обычаю.

В большие праздники круг служб несколько изменяет­ся;—  малая вечерня;

  малая павечерница без канона, полунощница — служатся с вечера;

  всенощное бдение — служится накануне поздним вечером и объединяет великую вечерню (на Рожество, Богоявление, иногда Благовещение — великую павечерни­цу), утреню и 1-й час;

  часы и обедница — служатся утром;

  молебен — служится утром.

Общая последовательность служб, начинающие и за­вершающие молитвы находятся в Часослове. На вечерне и утрене чтутся или поются кафизмы в Псалтыри (стихи для пения — в Обиходе). Книги Апостол и Евангелие используются постоянно на часах, а евангелие в воскресенья и праздники также и на утрене. В воскресенья на всех службах используется Октай (Шестоднев), а на вечерне, утрене часах и Минея (в пред — и после пасхальный период — Триодь). Великие праздники — двенадцать гос­подских и богородичных и пять святым — отмечены в святцах «трестом в кругу». Остальные праздники помече­ны «крестом». На вечерне, утрене, часах (блаженны), при­меняется Минея.

Части службы имеют свои устоявшиеся названия, ис­пользуемые в уставных указаниях — возвахи, лития, сти­ховна, ексапсалмы и др. Песнопения также имеют разно­видности названий по их месту в службе. Ряд песнопений — тропари, кондаки, седальны, светильны, икосы — пред­назначены в основном для чтения. Стихеры, антифоны, ирмосы, прокимны — в основном для пения. Такие части служб, как возвашные и хвалитные стихеры, каноны, бла­женна служатся таким образом, что каждому песнопению предшествует стих, называемый «запев». Число запевов определяется Уставом, и песнопения при необходимости повторяются либо объединяются под общий запев (стихеры обычно не объединяются).

Чтение совершается чтецом у аналоя на клиросе, чте­ние поучения и паремий на переносном аналое на середине солеи, поучения - лицом к молящимся. Пение совершает­ся на клиросах, но в определенных местах службы лики - выходят на середину солеи — «на сход».

Основной состав ответственных служителей следую­щий:

духовный наставник (в дальнейшем именуется «на­ставник») — руководит службой, положением приходных и исходных поклонов, начинает и оканчивает службу, чтет Евангелие, совершает каждение, произносит уставные воз­гласы, следит за чинностью службы;

головщик — ведущий певчий на каждом клиросе, который запевает песнопения и ведет пение;

  уставщик — клирошанин, осуществляющий подго­товку книг и руководство Уставом на клиросе;

— канонарх — чтец, осуществляющий чтение канонов, возглашающий прокимны, стихеры и др.;

  псаломщик — чтец по книгам: Часослов и Псалтырь и др. Практически при недостатке служителей ряд обязан­ностей иногда совмещается.
Категория: УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ | Добавил: - (2010.01.31)
Просмотров: 1465

Copyright MyCorp © 2017