Категории раздела

Стоглавый Собор [3]
Текст Стоглава, комментарии
УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ [26]
ПОСОБИЕ старообрядческим служителям для проведения церковных служб
Староверие Балтии и Польши [89]
словарь
Шамарин Владимир [5]
О СВЯЩЕНСТВЕ И ЛЖЕСВЯЩЕНСТВЕ
свщмч. Аввакум [1]
СТАРЕЙШИЙ (ПЕЧОРСКИЙ)СПИСОК «КНИГИ ТОЛКОВАНИЙ И НРАВОУЧЕНИЙ» АВВАКУМА

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Воскресенье, 2017.06.25, 17:43
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ

7. МОЛЕБЕН
7. МОЛЕБЕН

Молебен не входит в суточный круг службы, во многих общинах служится после часов или перед часами. При службе перед часами он начинается от Царю небесныи, а часы от Святыи Боже. Служится по Каноннику, а при отсутствии оного или нужного канона — по Минее, Триоди и др.

Рассмотренный ниже порядок совершения молебна можно использовать как для соборных, так и частных заказных молебнов.

Основной частью молебна являются каноны.

7.1 СОСТАВ КАНОНОВ И ОБЩИЙ ПОРЯДОК ИХ СОЕДИНЕНИЯ.

Канон является частью служб павечерницы и утрени, а также основой молебна. Канон состоит из 9 песней, исключая обычно вторую. Песни пронумерованы, начало каждой обозначено. В песнь входят ирмос, он надписывается, и различное число тропарей канона, каждый из них выделяется прописной буквой. По 3-й и 6-й песнях размещаются седальны, кондак, икос, которые в песни не входят. Указанный перед каноном глас определяет глас ирмосов его, которые поются по книге Ирмолой. Тропари чтутся с запевом, иногда помещаемым перед 1-м тропарем 1-й песни. При отсутствии запева его можно подобрать по книге Устав домашней молитвы[1]. Последние запевы в каждой песни — Слава... и И ныне...

Счет ирмосов (1-жды или 2-жды) и запевов в каждой песни одинаков и определятся Уставом. Если тропарей недостает, они чтутся с запевом повторно, если более требуемого, то объединяются «под главу» — несколько чтутся под один запев. На молебне каждая песнь завершается особым песнопением — катавасией. На других службах катавасии состоят из ирмосов, а могут и отсутствовать. Разновидностью тропарей канона являются троичны и богородичны, входящие в состав песней. Они чтутся с запевами Троице (или Слава) и Богородице (или И ныне), не повторяются и «под главу не« объединяются. Среди тропарей канона они помечены, но иногда необходимо определять и по смыслу.

При соединении канонов чтется последовательно 1-я песнь всех канонов, затем 3-я и т.д. Ирмос поется только 1-го канона, остальные пропускаются. Кондак и икос одного из канонов, обычно первого, читается по 6-й песни, а прочие кондаки, икосы и все седальны — по 3-й. Нечетные песни и катавасии начинает 1-й лик, четные — 2-й.

7.2 МОЛЕБЕН С ОДНИМ КАНОНОМ ПО КАНОННИКУ.

Для служения молебнов используется книга Канонник. В Каноннике помещено начало молебна, краткий устав соединения канонов. Указаны катавасии, завершающие каждую песнь на Молебне (поются обычно на память). Есть текст задостойника «Владычице, приими», который поется после канона, за исключением праздничных молебнов.

Каноны пронумерованы, перед ними помещены тропари в готовом порядке для чтения на Бог Господь. В конце Канонника находятся главы: «Прокимны и евангелия» и «Стихеры по евангелии». Поиск в них осуществляется по номеру канона.

Отпусты в большинстве канонов имеются, при отсутствии определяются общими правилами[2].

Перед молебном уставщик закладывает канон, прокимен с евангелием, стихеру.

7.3 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МОЛЕБНА

7.3.1 НАЧАЛО — ПО КАНОННИКУ ИЛИ ЧАСОСЛОВУ

Наставник возглашает:«3а молитв...». Псаломщик: «Аминь. Святыи Боже...». По Отче наш наставник — молитву Исусову. Псаломщик: «Аминь». Господи помилуй, 12. Слава, И ныне. Приидите поклонимся. Псалом 142. (В Часослове — в ряду павечерницы или ексапсалмов на утрене, без стиха). Слава, И ныне. Аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже — 2-жды.

Ведущий лик запевает третий раз: «Аллилуия...» и поет ектению Господи помилуй, 12. Слава, И ныне.

7.3.2 БОГ ГОСПОДЬ — ПО КАНОННИКУ ИЛИ ЧАСОСЛОВУ

В Часослове в ряду утрени. Общий порядок в § 4.3

7.3.2 ТРОПАРИ НА БОГ ГОСПОДЬ

Общий порядок в § 4.4. По Каноннику — как указано наряду перед каноном. На молебнах господских тропарь 2-жды, Слава, И ныне — тот же. На молебнах богородичных также; а святым — тропарь 2-жды, Слава, И ныне богородичен по гласу от воскресных тропарных (по гласу тропаря святому). Если молебен с несколькими канонами см. § 7.6.

7.3.4 ПСАЛОМ 50 — ПО КАНОННИКУ ИЛИ ЧАСОСЛОВУ

Псаломщик чтет псалом Помилуй мя боже. Наставник — молитву Исусову. Головщик — Аминь. На сходе начинаем:

7.3.5 КАНОНЫ

Поем ирмос 1-й песни, 1-жды. В великие и храмовые праздники — 2-жды, а в попраздньства и отдания их — 1-жды. Канонарх благословляется и чтет тропари канона на 4: два запева (тропари в зависимости от количества их объединяются под один запев («под главу») или повторяются), Слава — тропарь. И ныне — тропарь. Затем поется катавасия — «Сохрани от бед...» или «Избави от бед»[3]. По катавасии поклон и Господи помилуй, 3-жды.

Следующая песнь канона. Если канонов несколько, см. §7.5.

По катавасии 3-й песни Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. (2-й лик). Чтется седален наряду в Каноннике 1-жды, а святому Слава, И ныне — богородичен. 4-я, 5-я, 6-я песни (катавасия на всех песнях канона одинакова).

По катавасии 6-й песни Господи помилуй, 3-жды — Слава, И ныне. Канонарх возглашает «глас» и чтет кондак и икос. Концы поем на'глас.

7.3.6  ПРОКИМЕН, ЕВАНГЕЛИЕ

Общий порядок как на утрене[4]. Евангелие в конце каноника, там же и прокимен.

7.3.7  ПО ЕВАНГЕЛИИ СТИХЕРА

Но Слава Тебе Господи ведущий головщик запевает Слава — «Отче и Слове и Душе, Троице святая очисти множество согрешении наших». И ныне — «Молитв ради Богородицы...» Затем «Помилуй нас Боже по велицей милости Твоей, по многим щедротам твоим очисти беззакония моя. Боже Спасе мой». И поется стихера в конце Канонника (с утрени по 50-м псалме). Далее 7-я песнь[5].

На молебнах Богородице поется также, а святым вместо Отче и слове поется «Молитв ради (апостола, пророка, Предотечи, страстотерпца, святителя, преподобнаго, чудотворца) Милостиве очисти...».

На великие Господские праздники поется (глас 1-й) Слава — Всяческая днесь. И ныне — Всяческая днесь (текст в Псалтыри в избранных псалмах, роспев в Обиходе в величаниях). Помилуй нас Боже и стихера празднику. В попраздньство и отдание Всяческая днесь не поется, а обычно Слава — Отче и Слове...

Далее 7-я, 8-я, 9-я песни канона. По 9-й катавасии (канонарх прощается) поем задостойник[6]. В конце — земной поклон и расходимся по клиросам.

7.3.8 КОНЕЦ МОЛЕБНА

Псаломщик — Святыи Боже... По Отче наш наставник — молитву Исусову. Псаломщик — Аминь. И чтет тропарь, Слава, И ныне — кондак. Святым же — тропарь, Слава-кондак, И ныне — богородичен, который читался на Бог Господь. Прощается.

Ведущий лик — Господи помилуй, 40 (три поклона). Слава, И ныне. Честнейшую херувим. Слава, И ныне. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови (с поклонами). Отпуст. Головщик — Аминь. Лик — Господи помилуй, 3-жды.

В великие и храмовые праздники и когда изволит настоятель, запев на молебне поется (головщики запевают, чередуясь).

Также поется тропарь, кондак — по Обиходу, тропарь 1-й раз на — глас (второй лик), 2-й и 3-й — в роспев. Роспевы канонов двунадесятым праздникам помещены в книге Знаменный канонник.

7.4 МОЛЕБЕН С ОДНИМ КАНОНОМ ПО МИНЕЕ

Последовательность та же. В минее нужно найти по - числу службу, заложить канон, в Часослове — тропарь, а при молебне святому и богородичен по гласу, который напечатан в воскресных тропарях. Если Часослова нет, тропарь закладывается в службе в Минее, богородичен — в конце Минеи.

Запевов в Минее нет[7]. Катавасия, задостойник поются на память. Часто несколько канонов располагаются вместе, и необходимо выбирать нужный по порядку их следования.

Седален по 3-й песни чтется единожды, если и указано дважды, а святому — с богородичном наряду. Крестобогородичен пропускается. При отсутствии икоса по 6-й песни чтется только кондак.

Прокимен помещен обычно перед каноном, там же указано евангелие, которое чтется по Евангелию, и стихера. При отсутствии прокимна перед каноном поется прокимен, помещенный в конце службы, там же указано и евангелие. При отсутствии Евангелия чтется по Общей минее. Стихера выбирается одна из помещенных под Славу на возвашных, стиховне.

7.5 МОЛЕБЕН ИЗ НЕСКОЛЬКИХ КАНОНОВ

Различают каноны господские (Спасу), Богородице, святым. На одном молебне можно объединить три, а некоторые Уставы разрешают четыре канона. При этом два господских или два богородичных не объединяются. Святым допускается соединение канонов только под старшим каноном Спасу или Богородице.

Порядок канонов следующий: господский, богородичный, святым-бесплотным, Предотече, апостолам, пророкам, мученикам, преподобным, святителям — по порядку перечисления святых в чине Великой павечерницы (после Верую).

Бог Господь поется на глас 1-го тропаря, при смене тропаря канонарх возглашает глас.

ПОРЯДОК КАЖДОЙ ПЕСНИ КАНОНОВ:

ирмос 1-го канона 1-жды;

тропари на 4 с запевом, 1-го канона;

тропари на 4 с запевом, 2-го канона, без ирмоса;

тропари на 4 с последнего канона, без ирмоса, два с запевом, затем Слава и И ныне;

катавасии 1-го, 2-го, 3-го канонов. Господи помилуй, 3-жды. По 3-й и 6-й песни Слава, И ныне.

Евангелия чтутся по порядку канонов, разделяя[8]. Стихеру поют первую или все по местному обычаю. Некоторые поют не более 2-х прокимнов, 3-е евангелие чтут «под зачало».

7.6 СОЕДИНЕНИЕ КАНОНОВ НА МОЛЕБНЕ.

 
    соединение канонов


[1]           См. также Приложение.

 

[2]             См. Обязанности наставника.

[3]           См. Приложение.

[4]           См. § 4.8.

[5]           Для сравнения — §4.10.

[6]           См. Приложение.

 

[7]           См. Приложение.

[8]           См. описание Евангелия в указаниях к Часам.

 

[9]             Указание помещено от обычая, в печатных Уставах отсутствует.

[10]         Указание помещено от обычая, в печатных Уставах отсутствует.
Категория: УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ | Добавил: - (2010.03.03)
Просмотров: 4308

Copyright MyCorp © 2017