Категории раздела

Стоглавый Собор [3]
Текст Стоглава, комментарии
УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ [26]
ПОСОБИЕ старообрядческим служителям для проведения церковных служб
Староверие Балтии и Польши [89]
словарь
Шамарин Владимир [5]
О СВЯЩЕНСТВЕ И ЛЖЕСВЯЩЕНСТВЕ
свщмч. Аввакум [1]
СТАРЕЙШИЙ (ПЕЧОРСКИЙ)СПИСОК «КНИГИ ТОЛКОВАНИЙ И НРАВОУЧЕНИЙ» АВВАКУМА

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Суббота, 2017.07.22, 16:47
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ

6. ВОСКРЕСНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ЧАСЫ И ОБЕДНИЦА
6. ВОСКРЕСНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ЧАСЫ И ОБЕДНИЦА

6.1 ЧАСОВ ПО ЧАСОСЛОВУ

Наставник возглашает: «За молитв...». Псаломщик; «Аминь.. Царю небесныи...». По Отче наш наставник — молитву Исусову. Псаломщик: «Аминь». Господи помилуй, 12. Слава, И ныне. Приидите поклонимся.

Псалмы 3-го часа, по них Слава, И ныне. Аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже, 3-жды (с поклонами). Господи помилуй, 3-жды.

ТРОПАРИ

Если два тропаря, читается 1-й, Слава — 2-й. Если один, читается Слава - тропарь. Наряду написанные постные пропускаются. Тропари заранее закладываются в Часослове — воскресные, в числе, триодные. При чтении по Часовнику отсутствующие тропари чтутся по Минее, при отсутствии — общие[1].

На праздничной службе Слава — тропарь празднику.

На воскресной — тропарь воскресный, Слава — второй службы. Если к воскресной приложено две службы с тропарями, то на всех часах чтется тропарь воскресный, а Слава: на 1-м и 6-м часах — одной службы, на 3-м и 9-м — другой: «пременяя».

И ныне — богородичен часов Богородице Ты еси лоза. Господь Бог благословен. Святыи Боже... и прочее. По Отче наш наставник молитву Исусову. Псаломщик -Аминь. И чтет:

КОНДАК

Читается всегда один кондак, писанные наряду пропускаются. В праздничные дни на всех часах кондак празднику. На воскресной службе — указанный Уставом. Когда кондак «пременяя», то на 1-м и 6-м часах читается один, на 3-м и 9-м — другой. В случае отсутствия Часослова подбираются из других книг, как и тропари. Следует иметь в виду, что малым святым — «четверичным» — с воскресной службой кондак не читается, если он и есть.

Господи помилуй, 40. Иже на всяко время (закладывается для чтения на следующих часах). Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Честнейшую херувим (поклон). Именем Господним.

Наставник — За молитв. Чтец — Аминь. Владыко Боже Отче. Перелистывается три листа почасия (а по Часовнику — подряд), Приидите поклонимся и час 6-й. Последовательность, тропари, кондак также. Во время чтения Отче наш перелистывается ряд на молитву — Боже и Господи, в конце почасия 6-го часа (а по Часовнику — подряд). Иже на всяко время — на закладке в 3-м часе. По За молитв — Аминь. Боже и Господи силам. Владыко Господи Исусе Христе Боже наш — в Часослове в конце почасия 9-го часа, также на нее переносится ряд во время чтения Отче наш.

6.2 ОБЕДНИЦА, НАЧАЛО — ПО ЧАСОСЛОВУ

В Часослове глава называется «Псалмы на литургии и прочее часов».

Псаломщик читает псалмы — Благослови душе моя Господа. Слава — Хвали душе моя Господа. Второй лик (или на сходе, где принято) запевает — И ныне. Единородныи Сыне (роспевы в Обиходе).

6.3 БЛАЖЕННА

Чтец читает Во царствии Си до определенного стиха, поется ирмос (блаженна), а затем к каждому из оставшихся стихов чтется тропарь или несколько тропарей.

На воскресной службе — по Октаю (и минее).

Чтец читает до стиха Блажени милостивии. Далее по Октаю в конце воскресной службы гласу, стихи там также помещены. Первый тропарь — «блаженну» поем по знаменному Октаю. (Это — «на 8»)

Когда добавляется из Минеи песнь канона, чтется по стих Блажени кротцыи. Поется «блаженна». Блажени алчущии и жаждущии — два тропаря по Октаю вместе. Блажени милостивии — один и далее по одному, и указанную песнь канона из Минеи без ирмоса на 4 стиха.

(Это «на 10 — в Октае на 6 и Минее песнь... на 4»)

Когда добавляется две песни из Минеи, чтется «на 12, в Октае на 4, в Минее песнь... на 4 и песнь... на 4». Чтется постих Блажени нищии духом. Поется «блаженна». Блажени плачущии — три тропаря в Октае. Блажени кротцыи — два. Блажени алчущии » один (троичен). От Блажени милостивии песнь по Минее без ирмоса на 4 стиха, от Блажени есте другая песнь по Минее на 4 стиха.

На праздничной службе — по минее.

Особых тропарей, как в Октае, не бывает, чтутся песни канонов. Чтец читает по стих Блажени милостивии и начинаем на 8: поем ирмос 3-й песни празднику (1-го канона). На следующие три стиха вычитываются тропари этой песни (святым — без богородична). От стиха Блажени есте — тропари 6-й песни (2-го канона, если два), без ирмоса, на 4 стиха.

На 6 бывает от стиха Блажени миротворцы.

6.4 АПОСТОЛ, ЕВАНГЕЛИЕ

Чтение производится по Апостолу и Евангелию. При их отсутствии по Октаю — в конце книги и Общей Минее, также в конце ее.

6.4.1 СОСТАВ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ

Основной текст разделен на зачала для чтения, в Апостоле — 335, в Евангелии по каждому евангелисту свой счет. В конце имеется указатель «рядовых» — воскресных и ежедневных чтений от Пасхи на весь год и праздничных по святцам (но не полный). В указателе • также помещены для литургий антифоны, прокимны, аллилуия.

Найдя в книге нужный номер зачала, необходимо удостовериться, что выбрано нужное чтение. На полях листа вверху и внизу даны вводные слова, с которых начинается чтение и далее продолжается от звездочки по тексту, встречаются промежуточные зачала без номера, они указываются по номеру предыдущего «отполу», например, апостол 280, отполу. Есть несколько зачал с повторяющимися номерами, тогда в Уставе уточняется: «послание» или «второе зачало».

Конец чтения часто не совпадает с началом следующего зачала и отмечается прямо в тексте особо. Помета конца должна соответствовать указанию на полях в начале, например, «Четверток 4 недели. Се же и преподобным». В тексте конец: «Конец четвертку и преподобным».

При чтении зачал, особенно в Евангелии, встречаются пропуски-переходы, называемые «преступками». Они помечены в тексте также с указанием, к какому чтению относится преступка. Обычно продолжение чтения указано через лист-два, а большие переходы уточнены.

6.4.2 ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ

Осуществляется особыми погласицами. Конец чтения выделяется специальным подъемом голоса. Обычно на часах читается по два зачала апостола и евангелия. Начинается со вводного слова, конец выделяется и 2-е зачало также от вводного слова, конец выделяется.

Заглавие послания (именование евангелиста) делается только к 1-му зачалу. Заглавия апостольских посланий: «От деянии святых апостол чтение», «От соборнаго послания... чтение», «К... послание Святаго апостола Павла (чтение)».

Евангелисты именуются: «От ... Святаго Евангелия чтение».

Когда указано одно зачало, оно чтется «надвое» — на прописной букве или смысловом переходе делается подъем голоса, как в конце, далее спуск и продолжение чтения.

Когда указано три зачала, второе чтется «под зачало», то есть конец 1-го не выделяется, 2-е читается с начала зачала без вводного слога, конец его проводится, затем 3-е с вводного слова.

6.4.3 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НА ЧАСАХ

В некоторых общинах после блажени поется Святыи Боже, 5 раз, как по Великом Славословии на утрене, который в праздники иногда заменяется на Елицы во Христа крестистеся.

Апостол глаголется с прокимном, после него Аллилуия, 3 или 5 раз.

По Поморскому же Уставу апостол глаголется без прокимна: По прочтении блаженн чтец с Апостолом в руках выходит на средину, благословляется, возглашает заглавие и чтет апостол. По прочтении прощается.

Далее наставник благословляется, именует евангелиста. Второй лик поет — Слава Тебе Господи, обеденным роспевом, с поклоном. Наставник чтет евангелие. По прочтении ведущий лик — Слава Тебе Господи, поклон. Наставник прощается.

6.5 ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБЕДНИЦЫ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Затем псаломщик (или поем) — Помяни нас Господи, с поклонами, Лик небесныи и далее поряду. На Верую стоим преклонив голову, осенив себя крестным знамением. Ослаби, остави. Отче наш. Наставник молитву Исусову. Псаломщик — Аминь. И чтет:

6.6 КОНДАКИ ПО ОСЛАБИ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Чтутся кондаки храмовым праздникам — господскому, богородичному, святым. При наличии нескольких храмовых господских и богородичных кондаки им чередуются. При отсутствии кондака храму Богородицы чтется кондак Заступнице християном (наряду в Часослове). Если храмовые кондаки не выписаны отдельно, их следует держать заложенными в святцах Часослова.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

Согласно Уставу, обычно так: кондак воскресный гласу, кондаки храмовым святым (все), от обычая чтем также кондаки святым текущего числа, которым не творилась служба (по Часослову в числе), Слава — празднуемому святому, И ныне — храму Богородицы.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Кондак празднику един. Святым: кондак храму Христову, Слава — святому. И ныне — храму Богородицы. При отсутствии храмов — Святому, Слава, И ныне — Заступнице християном.

6.7 КОНЕЦ ОБЕДНИЦЫ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Но прочтении кондаков псаломщик Господи помилуй, 12. Всесвятая Троице. (Далее по Часовнику — Да исполнятся и Благодарим Тя — пропускаются) Буди имя Господне, 3-жды, с поклонами. Господи помилуй, 3-жды Слава, И ныне. Благословлю Господа на всяко время, Лики на сходе — Достойно есть (или задостойник по Уставу). Поклон земной. Ведущий лик — с поклонами — Слава. И ныне. Господи помилуй, 2-жды, Господи благослови. Наставник речет отпуст. Головщик — Аминь. Лик — Господи помилуй, 3-жды.

[1]           См. Приложение,
Категория: УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ | Добавил: - (2010.03.03)
Просмотров: 2181

Copyright MyCorp © 2017