Категории раздела

Стоглавый Собор [3]
Текст Стоглава, комментарии
УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ [26]
ПОСОБИЕ старообрядческим служителям для проведения церковных служб
Староверие Балтии и Польши [89]
словарь
Шамарин Владимир [5]
О СВЯЩЕНСТВЕ И ЛЖЕСВЯЩЕНСТВЕ
свщмч. Аввакум [1]
СТАРЕЙШИЙ (ПЕЧОРСКИЙ)СПИСОК «КНИГИ ТОЛКОВАНИЙ И НРАВОУЧЕНИЙ» АВВАКУМА

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Пятница, 2017.04.28, 21:51
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ

4. ВОСКРЕСНАЯ И ПРАЗДНИЧНАЯ УТРЕНЯ И 1-Й ЧАС
4. ВОСКРЕСНАЯ И ПРАЗДНИЧНАЯ УТРЕНЯ И 1-Й ЧАС

4.1 НАЧАЛО — ПО ЧАСОСЛОВУ

Но окончании полунощницы после Ненавидящих наставник возглашает: «За молитв...». Псаломщик: «Аминь. Святыи Боже...». Если же утреня служится без полунощницы, то псаломщик начинает от Царю небесныи. По Отче ваш наставник молитву Исусову. Псаломщик — Аминь. Господи помилуй, 12. Слава, И ныне. Приидите поклонимся. Два псалме Слава, И ныне. Святыи Боже... По Отче наш по молитве псаломщик — Аминь. Спаси Господи. Слава — Вознесыися. И ныне- Предстательнице страшная.

В этих тропарях слова «благовернаго царя» по обычаю заменяются на «православных християн», «царствовати»-«жительствовати», «емуже» — «имже».

Ведущий лик запевает Господи помилуй, 12 (напев, говором по три), Слава, И ныне... веком.

4.2 ЕКСАПСАЛМЫ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Па время их чтения свещи у образов заранее приугашаются, молящиеся, осенив себя крестным знамением, стоят «руце имуще согбени к персем, главы же мало преклонены».

Наставник либо учиненный старец речет: «Аминь» и чтет шесть псалмов. После 3-х псалмов Слава, И ныне. Аллилуия.., 3-жды. Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. По скончании (все возвращаются в исходное молитвенно положение) — Слава, И ныне. Аллилуия, 2-жды. Ведущий лик запевает 3-й раз Аллилуия... и Господи помилуй, 12. Слава, И ныне (как в начале вечерни).

4.3 БОГ ГОСПОДЬ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Канонарх (1-й службы), благословившись, на средине возглашает: «Глас (первого тропаря). Бог Господь и явися нам...». И далее стихи, пережидая. Лики поют Бог Господь 5 раз — роспевы по гласам в Обиходе.

4.4 ТРОПАРИ НА БОГ ГОСПОДЬ

Чтутся по Часослову. При отсутствии Часослова — по Минее. Чтец читает по Уставу тропари и богородичен, протягивая концы, при смене тропаря возглашая «глас». Лики повторяют концы пением на-глас, начинает второй лик.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

Тропарь воскресный, 2-жды. слава, и ныне богородичен его. Если же есть тропарь святому, он чтется на Славу, а на И ныне — богородичен по гласу тропаря святого (от воскресных тропарных). В службах господских и богородичных богородичен заменяется тропарем этой службы. При службах двум святым с тропарями воскресный чтется 1-жды.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Тропарь празднику «3-жды» — чтется 2-жды, Слава, И ныне тот же. Святым чтется 2-жды, Слава, И ныне — богородичен по-гласу от воскресных тропарных. А в пятницу вечером — богородичен проходящего гласа Октая.

4.5 КАФИЗМЫ — ПО ПСАЛТЫРИ, СТИХИ ПОЮТСЯ ПО ОБИХОДУ

Ведущий лик запевает — Господи помилуй, 3-жды, Слава. Псаломщик — И ныне. Чтет кафизму. На славах поем (как. на вечерне) — И ныне. Аллилуия... 3-жды. Господи помилуй, 3-жды. Слана. Чтец — И ныне. Следующую славу. По последней славе по Аллилуия второй лик — Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне (как на вечерне). Чтутся седальны. Затем второй лик запевает Господи помилуй... к следующей кафизме.

Существует обычай пения кафизм. Стихи для пения помещены в Обиходе. После И ныне псаломщик возглашает 1-й стих. Один из певцов запевает. Чтец возглашает следующий стих. Лик поет. Далее лики поют по череду стихи, а псаломщик тихо прочитывает кафизму.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

Кафизмы 2-я, 3-я, 17-я.

К 17-й кафизме Господи помилуй запевает правый лик. По окончании без Славы запевается: «Благословен еси Господи... Ангельский собор удивися...» со Славой. И ныне, Аллилуия — по Обиходу. Печатный текст этих тропарей помещен в конце Октая, а в Часовнике — наряду. По Аллилуия второй лик поет Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Ипакой — чтется по Октаю гласу или поется по Знаменному октаю, 1-жды. При службе по Часовнику — также ипакой гласу, писан в воскресных тропарях.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

По две кафизмы согласно дню недели. Понедельник — 4-я и 5-я. Вторник — 7-я, 8-я. Среда — 10-я, 11-я. Четверг — 13-я, 14-я. Пятница — 19-я, 20-я. Суббота — 16-я, 17-я. Воскресенье (когда служба без воскресной) — 2-я, 3-я.

Седальны на воскресной службе — по Октаю.

По кафизме «Исповемся» чтется седален, стих — Воскресни (до конца), затем, если есть, 2-й седален; если нет, повторяется 1-й. Слава, И ныне — богородичен, писанный

перед 1-м седальном (к тропарю), а рядовой пропускается. Если же богородичен к тропарю читался на своем месте, на Бог Господь, то чтется по Слава И ныне богородичен наряду.

По кафизме «Возлюблю» седальны чтутся тем же порядком. Стих — Исповемся (до конца). Слава, И ныне-наряду.

Седальны на праздничной службе — по Минее, как написано наряду. Обычно «по 2-жды», то есть седален, Слава И ныне — тот же. В некоторых службах на Слава И ныне помещен 2-й седален.

На службах святым седален 2-жды. Слава, И ныне богородичен наряду. Седальны чтутся канонархом, перед первым он благословляется.

ПОУЧЕНИЯ

Если изволит настоятель, на кафизмах бывает поучение. Перед седальном сказывается «глас», концы протягиваются и повторяются пением. Первый конец запевает лик, который пел Господи помилуй.

Учиненный чтец возглашает заглавие чтению. Наставник — За молитв (или — «За молитв» автора поучения). Чтец (благословляясь) — Аминь. И чтет статию. При конце чтец: «... во веки веком». Наставник (или головщик — Аминь. И далее продолжение службы.

Поучения чтутся, обратившись лицом к западу (к сидящим). На время чтения свещи у образов заранее приугашаются.

По кафизмах чтется обычно Учительное Евангелие. При необходимости завершить чтение чтец речет: «Неизреченным Ти милосердием Христе Боже помилуй нас, ныне и присно и во веки веком». А при чтении по другим книгам — Соборник, Златоуст, Торжественник и др. — завершается словами: «Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веком».

Продолжая прерванное чтение, чтется заглавие: «Прежде реченному последовати, благослови, отче».

4.6 ПОЛИЕЛЕОС, ВЕЛИЧАНИЕ — ПО ПСАЛТЫРИ, ПОЕМ ПО ОБИХОДУ

Полиелеосом («многомилостиво») называется первых два псалма 19-й кафизмы. «Господи помилуй» перед ним не поется, но псаломщик после седальна (ипакоя) возглашает: «Хвалите имя Господне». Головщик ведущею лика или наставник запевает. Затем: «Хвалите раби Господа». И лики поют стихи по Обиходу, а псаломщик чтет тихо псалмы. В некоторых общинах принято псалмы читать вслух, повторяя пением стихи по Обиходу

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Полиелеос бывает только вместе с величанием празднику. Стихи поются до Славы. Далее на сходе головщик (или оба) поет путевым роспевом величание по Обиходу — поклон земной. Псаломщик возглашает 1-й стих избранного псалма празднику до точки, и чтет тихо псалом, а лики поют стихи с величанием, Слана, И ныне. Аллилуия, 3-жды — последнее на сходе, путевым роспевом, с земным поклоном.

Второй лик — Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. И чтутся седальны В минее и, если изволит настоятель, поучение.

Текст величаний и избранных псалмов помещен в Псалтыри по порядку следования великих праздников, а затем общие святым. При чтении дома к каждому стиху избранного псалма прочитывается величание.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

При службе с полиелеосным праздником полиелеос бывает с величанием, как описано выше на праздничной службе. Седальны же чтутся все писанные по кафизмах и полиелеосе. Перед последним — Слава, И ныне.

Святым же чтутся написанные по кафизмах — без богородичнов; Слава — указанный по полиелеосе. И ныне -богородичен его.

Без величания полиелеос бывает в период с 22 сентября (ст. стиль) до Великого поста, кроме предпраздньств и попраздньств Введения, Рожества, Богоявления, Сретения. По псалмах Слава. И ныне. Аллилуия, 3-жды с припевами по Обиходу, Левый лик — Господи помилуй, 3-жды. Слава И ныне. Далее антифоны (без седальнов, кроме недели праотец).

Перед Великим постом, в недели блуднаго сына, мясопустную, сыропустную к полиелеосу прилагается третий псалом. По пропетии стихов без Славы псаломщик сказывает: «На реце вавилонстей». Головщик запевает и далее поем по Обиходу стихи. Слава, И ныне, Аллилуия...

При пении же демеством Славы... нет. Левый лик — Господи помилуй...

В прочие воскресенья года служба бывает без полиелеоса.

КАЖДЕНИЕ

Па полиелеосе полагается полное каждение, как указано на вечерне. Если служится всенощная, то молящиеся и клироса кадятся «вкупе», а не по одному. Оно продолжается до конца величания — кадятся иконы празднику. На воскресной без полиелеоса — каждение на Блажени непорочнии.

4.7 СТЕПЕННА (АНТИФОНЫ) — ПО ОКТАЮ

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

Но ипакое или величании с седальнами по Октаю наряду поем или читаем антифоны. Каждый стих — по 2-жды. Роспев — в Знаменном Октае.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Всегда по седальнах по величании поется антифон 1-й 4-го гласа в Октае. Ниже помещен его текст на - речь, в скобках для пения на — он.

«ОТ(О) ЮНОСТИ МОЕЯ МНОЗИ БОРЮТ МЯ (БОРЮТЕСЯ СО МНОЮ) СТРАСТИ НО САМ МЯ ЗАСТУПИ И СПАСИ МЯ СПАСЕ» (дважды)

«НЕНАВИДЯЩИИ СИОНА ПОСРАМЯТ(Е)СЯ ОТ(О) ГОСПОДА ЯКО ТРАВА БО ОГНЕВИ БУДУТ (-БУДЕТА) ИЗ СОХ(О)ШАЯ» (дважды)

«СВЯТЫМ ДУХОМ(Е) В(Е)СЯКА ДУША ЖИВИТСЯ И ЧИСТОТОЮ ВОЗВЫШАЕТ(Е)СЯ ;

СВЕТЛЕЕТСЯ ТРОИЧЕСКИМ ЕДИНСТВОМ СВЯЩЕННО ТАЙНО» (дважды)

ЯВЛЯЕТЕСЯ ВО ТРОИЧЕСТЕМЕ ЕДИНЕСТВЕ СВЯЩЕНЕНО ТАИНО)»

4.8 ПРОКИМЕН, ЕВАНГЕЛИЕ

После антифонов канонарх, благословившись, на средине солеи с книгой в руках возглашает; «Прокимен, псалом Давыдов», и прокимен, ведущий лик запевает, затем стих — повторяется пение прокимна — и прокимен до середины. Ведущий лик допевает. Наставник — молитву Исусову. Канонарх: «Аминь. Всяко дыхание да хвалит Господа». Ведущий лик поет. Канонарх: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении сил Его». Второй лик — Всяко дыхание. Канонарх. «Всяко дыхание». Лик: «да хвалит Господа». Канонарх прощается. Второй лик — Господи помилуй, 3-жды. Слава, И тыне.

Наставник (благословляется): «От (имя евангелиста) Святаго Евангелия чтение». Второй лик: «Слава Тебе Господи» — поклон. Чтется евангелие, затем ведущий лик -Слава Тебе Господи — поклон.

На воскресной службе — по Октаю.

Прокимен гласу наряду. 11 воскресных евангелий чередуются. Чтутся по Евангелию, либо в конце Октая. В воскресной службе Часовника помещено 6-е евангелие. Чтется при отсутствии Октая.

По евангелии поется стихера Воскресение Христово, писана в конце Октая по тропарях Ангельский собор, роспев в Обиходе. На ней три поклона. Где принято, бывает целование Евангелия.

На праздничной службе — по минее.

Прокимен наряду в службе. Указанное евангелие чтется по Евангелию. При отсутствии ищется подходящее в конце Общей Минеи.

4.9 ПСАЛОМ 50-Й — ПО ЧАСОСЛОВУ

Но евангелии либо стихере псаломщик утрени чтет Помилуй мя Боже. (На службах без евангелия и полиелеоса чтется после седальна по кафизме).

4.10 ПО 50-М ПСАЛМЕ И СТИХЕРА

На воскресной службе — помещены в Октае 1-м гласе

Ведущий лик поет — Слава. «Молитв ради апостол Милостиве очисти множество согрешении наших». Второй лик — И ныне. «Молитв ради Богородицы Милостиве..,». Ведущий — «Помилуй нас Боже по велицей милости Твоей, по многим щедротам твоим (о) очисти беззакония моя, Боже Спасе мой», — роспевы в Обиходе.

Второй лик поет «стихеру по 50-м псалме» — «Воскрес Исус от гроба, якоже прорече. И дарова нам живот вечныи, мир и велию милость» (б гл).

Ведущий лик — Господи помилуй, 12, Поются как между литией и стиховной, с «переходом» на 7-м, «подъемом» на 10-м.

На праздничной службе — по минее

Сходно с описанием воскресной. Во все праздники и явления Богородицы Слава — Молитв ради Богородицы... И ныне — то же. Святым Слава — Молитв ради (по чину — апостола, страстотерпца, преподобнаго, Предотечи, святителя...) Милостиве... И ныне — Молитв ради Богородицы.

В великие господские праздники вместо «Молитв ради» поется Слава — «Всяческая днесь радости исполнишася...» И ныне — то же с другим окончанием. Текст в Псалтыри в избранных псалмах, роспев в Обиходе в величаниях (глас 1-й).

Далее — «Помилуй нас Боже...». Стихеру по 50-м псалме поет второй лик по Минее или распевом в некоторых общинах на сходе. Ведущий — 12...

4.11 КАНОНЫ

После Господи помилуй (на службах без евангелия и полиелеоса после Помилуй мя Боже) наставник молитву Исусову. Головщик ведущего лика — Аминь. Канонарх сказывает ирмос 1-й песни — поет ведущий лик (начинает все нечетные песни). Если по Уставу ирмос 2-жды, сказывает 2-й раз — поет 2-й лик (а начинает он нечетные песни).

Канонархи обоих клиросов благословляются и чтут тропари канонов. После И ныне (2-й) канонарх сказывает ирмос — катавасию. Читает последний тропарь, а лики, выйдя на сход, поют катавасию. Затем ирмос 3-й песни и далее как 1-ю песнь[1].

По 3-й песни по катавасии второй лик поет Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Чтутся седальны, указанные Уставом. Перед чтением последнего канонарх сказывает ирмос 4-й песни. По 6-й песни по катавасии ведущий лик поет Господи помилуй 3-жды. Слава, И ныне. Чтется кондак и икос по Уставу.

Если затем настоятель изволит быть поучению (в Прологе), то перед кондаком сказывается «глас», концы кондака и икоса поет ведущий лик.

По икосе либо поучении 7-я песнь канонов. На 8-й песни вместо Славы на утрене всегда запев: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа». После И ныне сказывается «Хвалим благословим», перед катавасией поем: «Хвалим, благословим, кланяемся Господеви, поем и превозносим Его во веки» на глас катавасии. По катавасии поклон. Затем поется песнь Богородицы - Величит душа моя Господа с припевом Честнейшую херувим... {6 стихов по Часослову с поклонами в пояс, последний — земной). Далее 9-я песнь канона.

По 9-й катавасии поется Достойно есть — поклон земной. Затем второй лик — Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Достойно не поется только тогда, когда по Уставу не поется и Величит душа моя. В этом случае ирмосы 9-й песни поются с поклонами, а вместо Достойно бывает задостойник с земным поклоном.

На воскресной службе — каноны в Октае и минее.

Бывает всего «на 14» — в каждой песни ирмос воскресного канона, 1-жды и 13 тропарей с запевами, в зависимости от числа канонов в минее по Уставу в следующих вариантах: Октай 9, Минея 4; Октай 7, Минея 6; Октай 5, Минея 8; Октай 3, Минея 10. Ирмосы всех канонов пропускаются. Завершается песнь «недельной» катавасией в зависимости от периода года (каждая песнь — своим ирмосом). Устав о катавасиях в Календаре за 1990 год. По 3-й и по б-й песни, на 8-й песни, Честнейшую и Достойно по указанию выше.

Когда в Минее на 4, чтутся все три канона в Октае: воскресный ирмос поем 1-жды, два тропаря с запевом. «Слава, Господи воскресению Твоему» и богородичен с запевом: «Пресвятая госпоже Богородице, спаси нас»; крестовоскресный и Богородице вместе тропари на 6, ирмосы пропускаются, со своими запевами. При недостатке тропарей Богородице повторяется, а в 6-м гласе — объединяются «под главу». Далее в Минее: два тропаря с запевом святому, Слава, И ныне. Катавасия.

В Октайных канонах вместо богородичнов встречаются троичны, которые чтутся с запевом: «Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе».

Когда в Минее на 8, в Октае крестовоскресный канон , пропускается, чтется воскресный и два тропаря Богородице. В Минее обычно два канона — в 1-м три тропаря святому, 4-й обычно Богородице; во 2-м два с запевом. Слава. И ныне. Катавасия.

Когда в Минее нам 10, в Октае один воскресныи канон, прочие пропускаются. В Минее два канона, на 4 и на 6.

На праздничной службе — по минее

В двунадесятые праздники, которым два канона, поются ирмосы обоих канонов. Катавасия также бывает ирмосы обоих канонов, поем их по клиросам (начинает лик, запевавший песнь). В этом случае:

В 1-м каноне поется ирмос 2-жды и канонарх читает с праздничным запевом (на 6) тропари. После 6-го запева делает задержку, а второй канонарх сказывает ирмос 2-го канона. Его ирмосы таже поем 2-жды, тропари чтутся 4 с запевом. Слава. И ныне. После И ныне 1-й канонарх сказывает опять свой ирмос, а по его пропетии 2-й канонарх свой. Затем следует ирмос и прочее следующей песни.

По 3-й и 6-й песнях как указано наряду. На 8-й песни Хвалим благословим поется к 2-й катавасии.

На 9-й песни (Честнейшую не поем) припевы праздничные по Обиходу (текст — в Псалтыри) вместо запевов к тропарям канонов, а также к ирмосам и катавасиям (если праздничные). Славы И ныне — нет. Под ирмосы и катавасии припев прежде сказывает канонарх, к тропарям лики поют без сказывания. Обычно этот Устав подробно описан наряду.

В прочие праздники ирмос поется 1-го канона, тропари чтутся всех канонов на 12 (ирмос - 2-жды). Ирмосы других канонов не поются, катавасия по Уставу (один ирмос). По 3-й и 6-й песнях наряду.

Если нет наряду указания, не указан задостойник, Честнейшую и Достойно поется.

Святым 1-й канон Богородице в субботу заменяется на канон храмовому празднику — господскому или Богородице.

КАЖДЕНИЕ

На 9-й песни канона совершается каждение, порядок согласно вечерне. По одному молящихся и певцов не кадят.

4.12 СВЯТ ГОСПОДЬ БОГ НАШ

На воскресной службе — по Октаю (в 1-м гласе).

По каноне по Достойно и Господи помилуй, 3-жды, Слава И ныне.

Канонарх, благословившись, держа Октай в руках, на средине солеи возглашает: «Глас (Октая). Свят Господь Бог наш». «Яко свят Господь Бог наш». «Надо всеми людьми Бог наш». Лики поют Свят Господь Бог наш 3-жды как конец тропаря на'глас. Далее светилен.

На праздничной службе этого не бывает (кроме Цветоносия).

4.13 СВЕТИЛЕН

На воскресной службе — по Октаю (и минее).

В Октае писан в конце книги после соответствующего евангелия. Читается канонархом 2-жды, Слава И ныне богородичен его.

Если есть светильны и в Минее, то по Уставу.

На праздничной службе — по минее.

Чтется после Господи помилуй... — «трижды» — то есть 2-жды, Слава, И ныне — тот же. А святым Слава, И ныне богородичен наряду ( святым до Славы также 2-жды).

Роспевы праздничных и воскресных светильное есть в Обиходе.

4.14а ХВАЛИТЕ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Чтец утрени чтет два псалма. Третий не чтется, так как поется со стихерами. Если псалмы поются, он сказывает: «Хвалите Господа с небес. Головщик запевает. Затем: «Хвалите Его в вышних.» Лики поют стихи с припевом по Обиходу, а псаломщик тихо чтет все три псалма.

4.14б ХВАЛИТНЫЕ СТИХЕРЫ

Порядок пения такой же, как и при пении возвашных стихер на вечерне, только перед первой стихерой канонарх сказывает «глас. На стих Хвалите Его в кимвалех добро-гласных лики сходятся на средину.

На воскресной службе — по Октаю.

Стихеры поются от стиха Хвалите Бога во святых Его (этот стих и следующий — Хвалите Его во утвержении сил Его — сказываются канонархом и повторяются пением полностью), на 6. По окончании стихов поются еще две стихеры со стихами наряду: «Воскресни Господи Боже мой да вознесется рука Твоя» и «Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим».

На Славу — стихера евангельская, помещена в конце Октая после соответствующего евангелия.«И ныне. Глас 2». — Преблагословена еси Богородице Дево. Полный текст — в конце Октая после тропарей Ангельскии собор. В некоторых общинах ее поют по-гласу Славы: «И ныне. Глас тойже»,

К воскресным стихерам могут по Уставу добавляться стихеры из Минеи, обычно следующим образом: поются 4 воскресных стихеры, прочие пропускаются, и 4 хвалитные стихеры из Минеи вместе с помещенной на Славу. К первым двум запевы оставшиеся хвалитные, а к 3-й и 4-й (славнику) — стихи, писанные на стиховне великой вечерни этой службы. Если же в Минее со славником окажется 5 стихер, то «лишняя» — помещенная перед Славой -переносится на литию.

Затем в Октае Слава-евангельская. И ныне — Преблагословена.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Псаломщик читает после двух псалмов и 1-й стих третьего. И поем стихеры «на 4» от стиха: «Хвалите Его на силах Его». Слава И ныне — наряду. Полный текст богородична празднуемым святым иногда отсутствует. Его можно найти среди «малых» богородичнов в конце Минеи в главе «Богородичны (дневнии) осми гласов, поем их егда есть Слава святому в Минеи».

Если богородичен наряду не указан, то согласно Уставу поется независимо от дня недели определенный богородичен из той же главы.

Следующий праздничный конец утрени бывает во все воскресные и праздничные дни:

4.15 ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ. ТРИСВЯТОЕ

По окончании хвалитных стихер лики не расходятся, но наставник возглашает: «Слава показавшему нам свет» и поем «Слава в вышних Богу...» (три поклона). Текст Великого славословия! несколько отличается от помещенного в Часослове, но оно помещено не во всех Обиходах. Великое славословие по тексту поморского Обихода напечатано в Приложении.

По Великом славословии лики расходятся и поется по клиросам — Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас, 3-жды. Второй лик — Слава, И ныне, Святыи Безсмертныи, помилуй нас. Ведущий — Святыи Боже... Конец протягивается в роспеве.

4.16 ТРОПАРЬ ПО СЛАВОСЛОВИИ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Далее наставник речет молитву Исусову. Псаломщик — Аминь.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

1тет один из двух тропарей, помещенных в конце воскресных, согласно гласу — Днесь спасение миру или Воскрес из гроба, 1-жды.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Тропарь празднику 1-жды. А святым после тропаря Слава, И ныне богородичен, который читался в конце вечерни и на Бог Господь.

О ЧТЕНИИ ЕВАНГЕЛИЯ ПО СЛАВОСЛОВИИ

Изредка, на воскресной службе с храмовыми праздниками и некоторыми другими перед каноном бывает прокимен, евангелие и стихера по 50-м псалме празднику, а воскресное евангелие чтется здесь.

По пропетии трисвятого канонарх выходит с Октаем на средину, благословляется. Наставник молитву Исусову. Канонарх: «Аминь. Глас (Октая)». И чтет по Октаю наряду тропарь Днесь спасение или Воскрес от гроба, выделяя концы. Слава — конец того же тропаря. И ныне — весь тропарь. Концы поем на'глас. Затем «Прокимен, псалом Давыдов» и прокимен (перед каноном), стих и третий раз полностью. Поем 3-жды (запевает правый). Левый (без Всяко дыхание, канонарх прощается) — Господи помилуй, 3-жды. Слава, И ныне. Наставник именует евангелиста. По евангелии, по Слава Тебе Господи — ектении.

4.17 ЕКТЕНИИ. КОНЕЦ УТРЕНИ

По тропаре ведущий лик — Господи помилуй, 40. Слава, И ныне... веком, Головщик второго — Аминь. Лик — Господи помилуй, 12. Слава, И ныне... веком. Ведущий головщик — Аминь, Честнейшую херувим... Слава, И ныне. Господи помилуй, 2-жды, Господи благослови (с поклонами). Наставник на средине глаголет отпуст[2] .Чтец утрени — Аминь.

В некоторых общинах перед Честнейшую поют Утверди Боже веру християнскую, по отпусте бывает целование праздничного образа, поется стихера «на целование».

4.18 ЕВАНГЕЛЬСКАЯ СТИХЕРА НА 1-М ЧАСЕ — ПО ОКТАЮ

Когда на воскресной службе по уставу евангельская стихера не поется на хвалитех, ее поем здесь.

По отпусте лики сходятся на средину. Канонарх сказывает: «Слава. И ныне, глас...» и поем стихеру, затем росход по клиросам и Приидите поклонимся.

В праздничных службах этого нет.

4.19 ПЕРВЫЙ ЧАС — ПО ЧАСОСЛОВУ

Но отпусте утрени псаломщик — Аминь. Приидите поклонимся и псалмы 1-го часа. Свещи у образов, если утреня с вечера служится, начинают угашать.

В начале 1-го часа (от обычая, а также по описанию Поморского Устава) канонархи обоих клиросов кладут два поклона в пояс, третий в землю и прощаются у наставника, друг у друга, клиросов и братии. Затем также прощаются два чтеца поучений.

По псалмах Слава, И ныне. Аллилуия, 3-жды, Господи помилуй, 3-жды. Тропари по Уставу (пояснения — в описании часов). И ныне — Что Тя наречем. Стопы моя. Да исполнятся. Святыи Боже... По Отче наш наставник молитву Исусову, Чтец — Аминь. Кондак по Уставу.

Господе помилуй 40. Иже на всяко время... По За молитв — Аминь. Христе Свете истинныи, затем прощается. Ведущий лик — Слава, И ныне. Господи помилуй, 2-жды, Господи благослови (с поклонами). Наставник — отпуст малый. Ведущий головщик — Аминь. Лик — Господи помилуй, 3-жды.

 

[1]           Общие пояснения к канонам изложены в главе «Молебен».

 

[2]           См. главу «Обязанности наставника» и Приложение.
Категория: УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ | Добавил: - (2010.03.03)
Просмотров: 2064

Copyright MyCorp © 2017