Категории раздела

Стоглавый Собор [3]
Текст Стоглава, комментарии
УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ [26]
ПОСОБИЕ старообрядческим служителям для проведения церковных служб
Староверие Балтии и Польши [89]
словарь
Шамарин Владимир [5]
О СВЯЩЕНСТВЕ И ЛЖЕСВЯЩЕНСТВЕ
свщмч. Аввакум [1]
СТАРЕЙШИЙ (ПЕЧОРСКИЙ)СПИСОК «КНИГИ ТОЛКОВАНИЙ И НРАВОУЧЕНИЙ» АВВАКУМА

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Суббота, 2017.07.22, 16:47
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ

1.ВОСКРЕСНАЯ И ПРАЗДНИЧНАЯ ВЕЧЕРНЯ

1.ВОСКРЕСНАЯ И ПРАЗДНИЧНАЯ ВЕЧЕРНЯ

1.1 НАЧАЛО — ПО ЧАСОСЛОВУ (ЧАСОВНИКУ)

Наставник возглашает: «За молитв...». Псаломщик , благословясь у наставника: «Аминь. Царю небесныи...... По Отче наш наставник — молитву Исусову. Псаломщик: «Аминь». Господи помилуй, 12. Слава. И ныне. Приидите поклонимся. Псалом 103. Слава, И ныне. Аллилуия, алли­луия, слава Тебе Боже — 2-жды.

Ведущий Лик запевает третий раз: «Аллилуия...» и поет ектению Господи помилуй, 12. Слава, И ныне.

 

1.2 КАФИЗМА—ПО ПСАЛТЫРИ

Псаломщик другого лика читает уставную кафизму. По прочтении Славы лик поет: «И ныне...». «Аллилуия...» -3-жды. Господи помилуй, 3-жды. Слава. Псаломщик —И ныне. И чтет далее. По последней Славе по Аллилуия второй лик — Господи помилуй, 3-жды, Слава, И ныне.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

Чтется кафизма 1-я -, Блажен муж. Вся до конца.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

На великие господские праздники и со всенощного кафизмы нет. После ектении 12 следуют возвахи.

В прочие праздники чтется Блажен муж только 1-я Слава. Она может петься по Обиходу. В этом случае псаломщик сказывает: «Блажен муж». Головщик запевает с припевом. Псаломщик: «Иже нейде на совет нечестивых». Лаки поют стихи чередуясь, а псаломщик чтет псалмы тихо.

 

1.3 ВОЗВАХИ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Псаломщик вечерни читает псалмы Господи возвах к Тебе и остальные не до конца, но до стиха, с которого начинается пение стихер.

К воскресным и праздничным дня возвахи поются по Обиходу: псаломщик чтет первый стих, а канонарх, благословившись, на средине возглашает «глас» — первых возвашных стихер. (На воскресной службе второй канонарх тоже благословляется.) Головщик поет. Далее псаломщик читает возвахи с остановками, а лики повторяют пением концы стихов с припевами согласно Обиходу. Псалмы чтутся все до конца в слух или тихо по местному обычаю.

КАЖДЕНИЕ

Во время пения возвахов наставник совершает полное каждение, кадит престол, затем, обойдя его справа, центральную икону и правую часть иконостаса; головщика, уставщика и певчих правого клироса. (Перед этим — настоятеля.) Певчие кадятся по одному и вкупе. Далее следует на левую сторону и кадит иконы, певчих левого

клироса. Обойдя по солнцу престол, спускается с солеи и кадит правую сторону храма — иконы, а возвращаясь к солее — молящихся. Затем так же левую сторону. Далее кадит молящихся вкупе и заканчивает каждением престола.

 

1.4 ВОЗВАШНЫЕ СТИХЕРЫ ПОРЯДОК ПЕНИЯ

После возвахов следует пение возвашных стихер. Канонарх(и), переходя с клироса на клирос, сказывают запевы до середины, на первых своих запевах кланяясь ликам. Запевы на 10 начинаются от стиха «Изведи из темницы душу мою», на 8 — «Из глубины возвах к Тебе Господи», на 6 — «Аще беззакония назриши Господи...». На стих «Яко утвердися милость Его на нас» лики сходятся на середину солеи.

При изменении гласа перед запевом возглашается: «Глас...»; при пении на подобен: «Глас... Подобен.,.»; при переход» с подобна на тот же глас: «Глас той же. Самогласен».

По последнем стихе поется Слава и И ныне с соответствующими стихерами. К этим запевам глас возглашается всегда, например «Слава, глас...»; «И ныне, глас...»; Слава, И ныне, глас...»; «Слава, И ныне, глас той же»; «Слава, И ныне, глас и подобен тойже».

Славу (при Слава, И ныне) запевает головщик, а в некоторых общинах чтец канонарх. По обычаю канонархи сказывают и начало стихер. Сказав последнюю стихеру - на И ныне — канонархи кланяются лику.

На воскресной службе —по Октаю, Минее (Триоди)

Всего стихеры на 10. По Октаю, согласно Уставу, от 3-х до 7-и, оставшиеся оставляются. Остальные по Минее — одной или двух служб, при необходимости повторяя, а великому святому — добавляя с малой вечерни возвашные (не более 3-х). Не поются указанные малым святым в Минее «Ины стихеры Богородице», помещенные на Слава И ныне богородичны и крестобогородичны.

Слава, если есть, в Минее. В службах господских и богородичных на Славу поется стихера, помещенная в Минее на Слава, И ныне. В службах же святым — только указанная на Славу. И ныне —глас Октая. Поется «догмат гласу» — богородичен в Октае в конце возвашных стихер. При отсутствии Славы он поется на Слава, И ныне. Догматы всех гласов есть также в конце Миней.

При службе с Общей минеей оттуда поется столько стихер, сколько определено в этой службе Уставом в Календаре, также и славник.

На праздничной службе — по Минее

Стихеры поются обычно на 8, от стиха «Из глубины возвах к Тебе Господи», указанные на великой вечерне, при необходимости повторяя. Если малую вечерню не служили (она описана в главе Всенощной службы), то стихеры можно не повторять, а добавить возвашные малой вечерни, если есть, не более 3-х.

Слава; И ныне — наряду (великой вечерни). Часто святым на «И ныне» богородичен указан первыми словами, либо не указан. Он ищется и заранее закладывается в конце Минеи среди богородичное (догматов), поемых на Господи возвах, по гласу Славы.

В пятницу же вечером поется догмат проходящего гласа Октая.

 

1.5 СВЕТЕ ТИХИИ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Но окончании возвашных стихер наставник возглашает: «Свете тихии». Лики, не расходясь, поют «Святыя славы...» Роспев — в Обиходе. В отдельные праздники поется другой роспев — «осмогласно».

 

1.6 ПРОКИМЕН - ПО ЧАСОСЛОВУ

Канонарх, благословившись, на средине, с Часословом в руках возглашает: «Прокимен, псалом Давыдов», затем прокимен, стих (и), и в заключение прокимен полностью-далее, если нет паремий, прощается.

Лики поют прокимен 3 или 5 раз, по числу стихов.

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ

Прокимен всегда — Господь воцарися, поем 5 раз. Роспев в Обиходе.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Обычно прокимен дню недели. Следует иметь в виду, что в Часослове указан канун праздника - если праздник, например, в среду, то прокимен «во вторник вечер». Поется 3-жды, роспев в Обиходе. На отдельных службах прокимны бывают по Минее. Перед великим прокимном по Минее возглашается «Прокимен великии, глас...».

 

1.7 ПАРЕМИИ — ПО МИНЕЕ

Паремии — чтения пророчеств — читаются, если указаны в Минее. Их обычно 3. Они чтутся особой погласицей, во время их на вечерне сидим (кроме апостольских). В Общей минее паремии помещены в конце книги и чтутся только, когда указаны в Уставе. После паремий канонарх прощается.

 

1.8 ЕКТЕНИИ, СПОДОБИ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Но прокимне или паремиях ведущий лик поет Господи помилуй, 40 (три поклона в пояс), Слава, И ныне... веком. Псаломщик — Аминь. Сподоби Господи) три поклона в пояс). Второй лик — Аминь (не повсеместно). Господи помилуй, 12, Слава, И ныне.

Примечание; когда по Уставу Господи помилуй, 40 поется в конце вечерни по тропаре, то здесь сразу после прокимна (паремий) чтется Сподоби Господи.

 

1.9 ЛИТИЯ

На сходе канонарх возглашает «глас...» и начало стихер. Стихеры поются подряд без запевов и счета, на-глас, указанные подобны не поются (не повсеместно). В некоторых общинах на литию исходят с солеи в притвор. Заканчивается лития, как и возвашные стихеры, запевами Слава, И ныне.

Если бывает лития, после нее поется «Господи помилуй» 40, 30, 50 (по три поклона в пояс), Слава. И ныне.

На воскресной службе — Октай и (или) Минея

В начале литии поется стихера храмовому празднику (первая с литии). Если несколько храмовых праздников, стихеры им чередуются, 

Если лития в Октае, далее поются следующие стихеры: «Глас. .» Стихеры Богородице, писанные на Господи возвах великой вечерни последние три, творение Павла Амморейского. Далее «Глас...». С малой вечерни все за исключением пропеваемых 3-х возвашных и 1-й стиховенной, то есть — богородичен возвашный и стиховенные кроме 1-й. Перед последней — богородичном стиховны — Слава, И ныне. Если следует продолжении литии по Минее, то Богородичен стиховны также без запева и далее лития продолжается по Минее согласно Уставу.

Слава обычно указывается с утренней стиховны в Минее, помещена после канона (по Общей Минее — с хвалитных стихер). И ныне — богородичен по-гласу от воскресных стиховенных в конце Мине» (закладывается заранее).

При службе полиелеосным святым, в попраздньстве лития в октае не поется, а поется по Уставу в Минее. В нее обычно включаются все оставшиеся в службе стихеры, кроме пропетых на возвахах, славника на стиховне и 4-х хвалитных, в порядке их следования в службе.

Полиелеосному святому Слава поется с литии, И ныне — богородичен наряду. Если наряду отсутствует, поется по-гласу в конце Минеи.

На службе с Общей минеей полиелеосному святому на литии стихеры со стиховны до Славы. Слава — стихера по 50-м псалме, веред каноном. И ныне — по-гласу в конце Минеи. Октайная же лития по Общей Минее включает, после храмовой стихеры, только стихеры малой вечерни, так как аммореевы там отсутствуют.

На праздничной службе — по Минее

В начале литии поется стихера храмовому празднику, кроме двунадесятых и великих праздников. Затем поются указанные из литии стихера в Минее до Славы, далее подряд без повторения поются все стихеры малой вечерни (если ее не служили отдельно) кроме тех, которые добавлялись к возвашным либо повторяются в других местах службы — это просматривается заранее. Затем Слава и И ныне, указанные на литии. При отсутствии святым богородичное на «И ныне, глас тойже» они заранее подбираются в конце Минеи по гласу Славы от воскресных со стиховны независимо от дня недели. При праздничной службе по Общей Минее, если изволит настоятель, в литию поем стихеры, написанные на хвалитех, со Славою. И ныне — богородичен от воскресных со стиховны.

1.10 СТИХОВНА

Но пропетии Господи помилуй, 40, 30, 50, Слава, И ныне; а если не было литии, то после 12-и следует стиховна. Канонарх с поклоном лику (на сходе) возглашает «глас» и начало стихеры. Прочие стихеры с запевами наряду, Слава, И ныне по Уставу. Порядок пения описан на возвашных стихерах. Сказав начало последней стихеры (на И ныне) канонарх кланяется лику. По пропетии лики расходятся по клиросам.

На воскресной службе — по Октаю, со Славой из Минеи

Стиховна поется вся в Октае наряду (великой вечерни)). Если в Минее на стиховне указана Слава, то в Октае поем до Славы, Слава — в Минее. И ныне — если не пелась лития в Октае — наряду. Малым святым, святым при службе по Общей Минее, и если отсутствует богородичен наряду — поется богородичен по-гласу в конце Минеи от воскресных стиховенных (закладывается заранее).

Изредка случается, что на литию и стиховну следует один и тот же богородичен. В этом случае он поется на стиховне, а на литии поется богородичен по-гласу со стиховны малой вечерни в Октае - ищется заранее.

На праздничной службе — по Минее

Стиховна вся наряду, как указано в Минее. Богородичны святым при отсутствии и при службе по Общей минее подбираются заранее по гласу Славы от воскресных стиховенных в конце Минеи.

Если же он получается совпадающим с литийным — по Общей минее — то в литию по Общей Минее на И ныне богородичен наряду на хвалитех.

1.11 НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Но стиховне псаломщик чтет Ныне отпущаеши, Святыи Боже и прочее. По Отче наш наставник молитву Исусову, псаломщик; «Аминь». И чтет тропарь.

В Часовнике перед Ныне отпущаеши помещен псалом К тебе возведох очи мои. На воскресной и праздничной службе он пропускается.

1.12 ТРОПАРЬ ПО ЧАСОСЛОВУ

НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ — ПО ЧАСОСЛОВУ

Тропарь воскресный, Слава И ныне богородичен его. В службах господских и богородичных богородичен заменяется тропарем этой службы. А в службах святым читается тропарь воскресный, Слава-святому, И ныне-богородичен по-гласу Славы от воскресных тропарей. Подробно тропари описаны на часах.

НА ПРАЗДНИЧНОЙ СЛУЖБЕ

Тропарь празднику 1-жды. Святым Слава, И ныне огородичен по-гласу от тех, что указаны к воскресным тропарям. А в пятницу вечером — богородичен проходящего гласа Октая.

1.13 КОНЕЦ ВЕЧЕРНИ

По тропаре ведущий лик запевает Честнейшую херувим... Слава... И ныне... Господи помилуй, 2-жды, Господи благослови — и четыре поклона в пояс. Наставник на средине возглашает отпуст. Головщик — Аминь. Господи помилуй, 3-жды.
Категория: УСТАВ СОБОРНОЙ СЛУЖБЫ | Добавил: - (2010.02.01)
Просмотров: 3367

Copyright MyCorp © 2017