Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Понедельник, 2017.08.21, 04:48
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Е

Егупёнок - Ефремовы

ЕГУПЁНОК СимеонФёдорович (◦ 17 апр. 1850, Видзы, Рос. имп.; • 15 марта 1934, Вил., Польша) — наст., дух.писатель и известный религ. деятель Вост. СЦ Польши. Сын федосеевца из Видз (Беларусь). Вначале обучался, видимо, по Псалтыри и Часовнику дома в родном местечке, затем служил в причте Вил. (певец, 1870-1878) и Бобруйской (головщик, 1878-ок. 1896) общин. В 1896-ок. 1906 -наст.в Пскове, где уже с позиций поморца (признавал церк. браки, хотя сам был неженат) начал полемизировать с др. беспоповским согласием - федосеевским. К псковскому периоду его жизни относятся и первые дошедшие до нас стихотворения, имеющие ярко выраженный религ.-дидактический характер. Литературные навыки помогла обрести христианская литература, по преимуществу труды отцов Церкви, древнерус. и отчасти религ. и научные сочинения XIX в., хотя в его поэтическом творчестве прослеживается и фольклорная традиция (дух.стихи). Однако Е., подражая традиции смирения отцов Церкви, о себе и своем творчестве отзывался с подчеркнутой скромностью. В конце 1890-х в предисловии к рукописному сборнику своих сочинений, составленному спустя тридцать лет в Вил., он писал о себе: "малограмотный смиренный старец". В 1901 Е. участвовал в местном съезде наст.в Вил. В 1906-1915, затем в 1918-1934 — наст. Вил.общины, где прослужил почти 25 лет. Участник предсоборного совещания дух.о. и начетчиков, состоявшегося 25-28 февр. 1909 в Москве и обсуждавшего вопросы, предложенные на рассмотрение 1-го Всероссийского собора христиан — поморцев, приемлющих брак; участвовал в этом соборе (1-12 мая 1909), где был избран в ДК и ДС Совета Всероссийских соборов и съездов поморцев, приемлющих брак.

 

Во время 1-й мировой войны Е. эвакуировался в глубь Рос. После возвращения в Вил. Е. был втор.наст. Вил. общины (до 1926), позже - гл. наст.: читал проповеди, занимался общинными делами, благоустройством храма, горячо заботился о своих прихожанах, пользуясь их доверием, "заслуженным уважением и любовью". По словам современников, Е. был блестящим проповедником и собеседником; слышавшие Е. отмечали особое тепло, неотразимую силу, искреннюю простоту и убедительность его проповедей и бесед. Понимая значение религ.-просвет. работы среди молодежи, принимал самое деятельное участие в беседах, проводимых Религ.-просвет. кружком молодежи при Вил. общине. Кроме пастырской деятельности в многотысячной Вил.общине, в 1925—1934 был активным членом президиума ВСС в Польше и членом ДК. Занимал одно из виднейших и ответственных мест на двух Всепольск. съездах (соборах) стар-дцев (1925, 1930), преподавал на педагогических курсах по подготовке стар.вероучителей в Вил.

 

Проявил себя как даровитый и глубокий дух.писатель. Перу Е. принадлежит не один дух.стих, среди его произведений - статьи "О власти духовной", "О духовных наставниках", о вопросах брака, белокриницкой иерархии, единоверии. Отдельный том могли бы составить послания и ответы на запросы стар.общин и личные письма прихожан. Е. оставил немалое творческое наследие, кот.в настоящее время понемногу воскресает из забвения и ждет своего исследователя. В связи с его смертью Б. А. Пимонов писал в некрологе: "... с кончиной отца Симеона Федоровича старообрядчество утратило видного, стойкого и ученого дух.деятеля, авторитетного знатока канонических правил, священного Писания, истории Церкви и старообрядчества". Е. похоронен на стар.кладбище в Вил.

·        Соч.: Книга глаголемая нравоучение, его добропобедная и венценосная творения духовного отца нашего первонастоятеляСимеона(рукопись, составлена в 1928), Отдел редких книг и рукописей Литовской национальной библиотеки им. М. Мажвидаса (Вильнюс); "Рождество", Вестник ВСС в Польше, 1929, № 5-6, с. 8-11; "О таинстве брака", Вестник ВСС в Польше, 1931, № 1, с. 4-7. Лит.: Деяния первого собора 1909; Вестник ВСС в Польше, 1933, № 1-3, с. 19-21; Вестник ВСС в Польше, 1934, № 1-2, с. 1-4; Поташенко 2003а; СЦК 1955. В. Б., Г. П.


ЕДИНОВЕРИЕ - форма существования стар-дцев в лоне РПЦ, учрежденная в 1800 по представлению московского митрополита Платона. Е. было задумано по модели западной унии: при сохранении старого дониконовского богослужебного чина, древних книг и обычаев единоверцы официально подчиняются Синоду, т. е. принимают священство от господствующей Церкви и поминают на литургии Синод (или патриарха). Однако единоверцы не получили своего епископа и оставались верующими второго сорта. Е. не получило широкого распространения, но при Николае I насильственное "обращение в единоверие" стало излюбленной формой борьбы царских властей со стар-дцами. Так после разорения Дегуцкой общины в 1840-х богатое собрание древних икон и книг было передано Двинским единоверцам. После объявления закона о веротерпимости в 1905 Е. лишилось преимущественного положения по сравнению со стар-ством, и единоверческие приходы стали быстро распадаться: часть прихожан перешла в РПЦ, большинство же возвратилось к стар-ству.

 

С конца 1980-х в Рос. (быв. СССР) предпринимаются попытки возродить Е. на несколько иной основе. Идея создания единоверческого прихода исходит снизу, от самих верующих Московской патриархии РПЦ В Московской епархии РПЦ формально существует должность благочинного единоверческих приходов епархии (в 1998 - священноинокИринарх (Денисов), настоятель единоверческого храма в Михайловской слободе Раменского р-на), но какие-либо организационные структуры выше приходского уровня не существуют. В конце 1990-х в Рос.было 8 единоверческих приходов, 6 священников. Приблизительная численность верующих - 6-12 тыс.

·        Лит.: Никольский H. M., История русской церкви. Минск, 1990; Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания, т. 1 / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. Москва, 2004, с. 249-255; Смирнов 1895; Старообрядчество 1996, с. 94-101.Г.П.


ЕДИНЫЙ СОВЕТ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ - координационный совет центральных органов ДПЦ и отдельных общин на террит. различных гос-в. Правопреемник Международного Совета ДПЦ, сформирован на учредительном собрании в июне 2001 в Петербурге. В состав ЕС ДПЦ входят поместные объединения ДПЦ: Рос. Совет ДПЦ, Центральный Совет ДПЦ Латвии, Высший Старообрядческий Совет Литвы, Центральный Совет ДПЦ Бел., Высший Совет Старообрядцев в Польше. С 2002 КДПЦ выходит как издание ЕС ДПЦ и распространяется во всех странах, где проживают поморцы.

·        Лит.: КДПЦ 2002. А.Безгодов


ЕКАБПИЛССКАЯ ОБЩИНА, образована в конце XVII - нач. XVIII вв., когда в основанный выходцами из Рос. Якобштадт (с 1920 Екабпилс, Латвия) хлынул поток стар-дцев. Курляндский герцог Екаб в 1670 пожаловал поселению Магдебургские гор. права, особо оговорив право новых поселенцев из рос. земель беспрепятственно совершать свои религиозные обряды, строить молитвенные дома, владеть землею и т. д. С тех пор стар-дцы-постоянные жители этого многонационального и многоконфессионального города в среднем течении Даугавы. Количество стар.семей в 1890-1950 колебалось в пределах 150-230; все они принадлежали к поморскому брачному согласию. Сохранились сведения о молитвенном доме, существовавшем в конце XVIII - нач. XIX вв., с отдельной колокольней и обитым жестью куполом. По приказу властей в 1849 храм был запечатан, а через два года и вовсе разобран. Нынешний молитвенный дом построен в 1878-1883 попечением и на средства местного землевладельца Г. М. Китова, и на его земле, впоследствии подарен ЕО. Храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы и сохранился невредимым в период двух мировых войн, революций, атеистических гонений. В 1908 ЕО построила кирпичное двухэтажное здание стар.казенно-приходского училища, в кот. до 1-й мировой войны работали известные впоследствии стар. деятели И. У. Ваконьяи Д. Макеев. В 1920-30-е в этом помещении существовала рус.основная школа, где свыше 90 процентов учеников составляли дети стар-дцев. Из этой школы вышел будущий иконописец-реставратор РГСО К. Павлов. Законоучителем был известный знаток знаменногороспеваТ. Ф. Макаров (° 1881; • 1953). В настоящее время в ЕО насчитывается свыше 100 активных членов и еще ок. 300 прихожан, проживающих в прилегающих вол. В 2003 ЕО торжест. отметила 125-летие своего молитвенного дома.

·        Лит.: Зимова 3., Старообрядцы Екабпилса. Люди. Годы. События. ХIХ-ХХI вв. Рига, 2003; СЦК 1968, с. 45; СЦК 1999, с. 61. З. Зимова


ЕКИМОВ Авдий Иосифович (° 1874, дер. Пельши, ныне Прейльский р-н Латвии; • 27 янв. 1972, Д-пилс) - видный наст., издатель, предс. ДК стар-дцев Латвии (Д-пилс). Род.врелиг. семье мелкого крестьянина. В молодости служил певчим в Ельцах и Пскове. Работал корректором в типографии Горбунова при Преображенском богадельном доме в Москве. Имел тесное общение с известным деятелем староверия Т. Худошиным. По возвращении в Латвию в 1921 избран наст. Лубанской общины. Вскоре получил приглашение и поступил в 1-ю Двинскую (Д-пилсскую) общину, где в должной мере раскрылись его дух.силы. Был наст.и издателем прекрасного по содержанию "Старообрядческого календаря" (1927-1931, Д-пилс), предс. ДК и членом ЦК по делам стар-дцев Латвии, деятельным участником соборов и съездов. В церк. календаре печатались содержательные материалы по вопросам богословия, истории Церкви, религ.-нравств. и национально-культурного воспитания. Публикации отличались трезвым взглядом на положение вещей. Примечателен следующий отрывок из "Церковной проповеди" (СК 1931): "И хотя народ ищет света и томится по правде, но искания и томления отступают на задний план, когда возникает борьба за кусок хлеба. Поэтому и речи пастыря о терпении, покорности Провидения и греховности ропота, обращаемые к людям, дошедшим до отчаяния в жизненной борьбе, являются малодейственными".

 

В сов.период деятельность Е. стала менее активной. Некот. время еще служил в Москвинской общине (Прейльский р-н), Нидеркунской и Старофорштатской общинах в Д-пилсе. Похоронен в Д-пилсе.

·        Лит.: СК 1927; СЦК 1973, с. 80. В. Б., Г. П.


ЕЛИСЕЕВ Григорий Савельевич (° 1896; • 1967, Р.) — церк.-обществ. деятель, депутат III Сейма Латвии, товарищ М. А. Каллистратова со времен гражданской войны в Рос. По образованию учитель. Был гласным гор. Думы, членом гор.управы с 1931, где ведал вопросами образования и социальных дел. С 1928 по 1931 -депутат Сайма. В 1928 содействовал завершению строительства храма Д-пилсской (Новостроенской) общины, в 1930-е был членом совета этой общины. В 1940 Е. арестовывается органами НКВД, получает десятилетний срок лишения свободы с последующим поражением в правах сроком на 5 лет. Отбыв назначенный срок наказания, Е. в 1950 был отправлен в ссылку в Погучанский р-н Красноярского края. После возвращения из ссылки был прихожанином храма РГСО, жил и умер в Р.

·        Лит.: Фейгмане Т. Д., "Депутаты-старообрядцы в Латвийском Сейме", Русские в Латвии. Вып. 3. Из истории и культуры староверия. Рига, 2002, с. 183—205. Э. Мекш


ЕЛИСЕЕВ Ефим Евстафьевич (• после 1930) - многолетний член совета Вил.общины. Радением Е. в 1930-1931 приобретены четыре колокола для Вил. Покровского храма, на приобретение кот.сам жертвовал средства. В 1925-1930 - член президиума ВСС в Польше.

·        Лит.: Вестник ВСС в Польше, 1931, № 2-3, с. 21-24; Киселёв 1930, с. 46. В.Б.


ЕМЕЛЬЯНОВ Василий Емельянович (° 1729; • 1798) — дух.о. московских поморцев, первый наст. Монинской моленной (с нач. 1770-х). По его настоянию был принят обряд бессвященнословного брака. Вскоре Монинская община стала известной в Москве, особенно в купеческой среде. Деятельность Е. простиралась далеко за пределы Москвы. Поддерживал материально Выгорецкий монастырь, основал поморские общины в Петербурге, Вологде, Рыбинске, Саратове. Автор нескольких апологетических соч.

·        Лит.: СЦК 1985, с. 50; Старообрядчество 1996, с. 103-104. В. Б.


ЕПИФАНИЙ (• 14 апр. 1682) - инок, деятель раннего стар-ства, соузник Аввакума по пустозерской ссылке и его дух.о. Автор "Жития инока Епифания". Сожжен на костре вместе с Аввакумом. В 1645 пришел в Соловецкий монастырь, где семь лет был послушником. В 1652 принял постриг. Е. стал свидетелем начального этапа борьбы соловецких монахов с никоновскими нововведениями. Не принявший реформ Е. с 1657 -пустынник. Ок. семи лет прожил с иноком Кириллом на реке Суне, затем перешел к иноку Корнилию на реку Водлу. Отсюда оба ушли на Кятк-озеро, где Е. пожил ок. двух лет. В 1666 или 1667 со своими обличительными книгами явился в Москву, где тогда проводился церк. Собор, осудивший противников никоновских реформ. В один из праздничных дней начал вслух читать свои книги на соборной площади, а царю подал челобитную с такими словами: "О царю, веру свою христианскую в России проклятым Никоном потерял еси, а ныне ищеши веры по чужим землям, аки лев рыщеши". Был схвачен и заточен. За несогласие с церк. реформами Е. вместе с др. стар-дцами осудили на московском соборе и передали светскому суду. После "казни" - отрезания языка - отправлен вместе с Аввакумом и др. в ссылку в Пустозерский острог. Оставил гл. свое соч. — "Житие инока Епифания", законченное приблизительно в 1676. Мн. др. его соч. не сохранились.

·        Лит.: Пустозерская проза. Москва, 1989, с. 349; Словарь книжников 1992, ч. 1, с. 304-309.В.Б., Г. П.


ЕПИФАНОВЫ - служители СПЦ.

 

Андрей Макарьевич Е. (° 1922, Петроград; • 1985) - предс. совета Ленинградской поморской общины, сын Макария Аристарховича Е. Навыки церк. чтения и пения получил от своего отца. Участник Великой Отечественной войны, командир пулеметного взвода. Удостоен ордена Славы и др. наград. С 1952 работал в родном городе, ок. тридцати лет - на заводе "Электросила". В 1982 был избран предс. общины. Исполнял обязанности втор.наст.

 

Макарий Аристархович Е. (° 1894, Двинский у.Вит. губ.; • 1987) — наст. Грамоте выучился самостоятельно. С детства посещал клирос храма в дер. Тиши Прейльской вол. В 1915-1918 — певчий-канонарх в Петрограде. Отец Андрея Макарьевича Е. в 1928 стал наст. С 1929 - житель Пскова. Работал столяром, был близок к храму, являлся почти постоянным участником богослужений. В 1942-1958 - пастырь общин Прейльского р-на Латвии. С 1958 и до своей кончины наст. Псковской общины. Пережил тяжкие утраты: рано овдовел, а в 1985 одного за др. похоронил трех сыновей, двое из кот.были наст. в общинах Ленинграда и Р.

·        Лит.: СЦК 1986, с. 64. В.Б.


ЕРИН Евтихий Филиппович (◦ 1878; • 1953) - землевладелец, известный религ., обществ.и полит. деятель в Литве. Жил в Ков. Участник съезда стар. Сев.-зап. края в Вил. (1906). До 1-й мировой войны был зам. предс. совета Ковенской общины. В 1920-х Е. активно участвовал в полит., обществ.ирелиг. деятельности СЦ в Литве. Участник мн. Вселитов. стар.съездов, на кот. выступал с докладами о положении стар-дцев в Литве. Он неоднократно избирался в руководящие органы СЦ страны: с 1922 по 1930 член ЦСС Литвы, с 1927 по 1930 также зам. предс. этого совета. В 1930-х Е. отошел от деятельного участия в руководстве СЦ. Кроме того, с 1923 по февр. 1926 был членом Сейма Литвы; был деятельным членом и некот. время предс. "Демократического союза граждан Литвы рус.национальности", участвовавшего в 1926 в выборах в Сейм. В Сейме защищал интересы рус.меньшинства, в частности по вопросам земельной собственности и просвещения.

 

С марта 1942 по ноябрь 1943 Е. был зам. предс. временного ЦСС в Литов. генеральной обл. в К. Входил в состав ВСС в Литов. генеральной обл., созданного в ноябре 1943 и возглавляемого Б. А. Пимоновым. В 1946 стал членом ВСС Литов. ССР, зарегистрированного в окт. 1944, и участвовал в заседаниях его пленумов. Дальнейшая его судьба пока неизвестна.

·        Ист.: LVIA. F. 662. Ар. 1. В. 139. L. 207; Протоколы заседаний членов ЦСС, 1942-1943, Архив ВСС Литвы. Лит.: "Староверцы Литвы", Родная старина, 1928, № 4, с. 112; Gumuliauskaitė 1999, 2 sk.; Sabaliauskaitė 1999. Г. П.


ЕРМОЛАЕВ Михаил Кондратьевич (° 1880; • 1919) - обществ.деятель, депутат III Гос. Думы от Вит.губ. Крестьянин дер. Мельница Малиновской вол. Динабургского у. (ныне Д-пилсский р-н Латвии). При непосредственном участии Е. был проведен целый ряд документов в пользу стар-ства, что вызвало крайнее неудовольствие правосл. духовенства Полоцкой епархии. Почетный член 1-го Всероссийского христианского съезда в Москве (1908). Схвачен во время коммунист.арестов в Двинске (27 марта 1919), среди 40 чел. в тот же день выведен в сторону крепости и расстрелян. Получив легкое ранение, был завален трупами, позже выбрался и пошел в город, где был арестован вторично и казнен.

·        Лит.: ПЕВ, 1907, № 30, с. 840; Двинский голос, 1929, № 27.В. Никонов


ЕРШОК Павел Васильевич - глава Высшего Духовного Совета поморцев Рос.после кончины Т. Худошина. Председательствовал на соборе, состоявшемся в Кашлакове Курской обл. (май 1927), на котором присутствовало свыше 200 посланцев поморских общин Поволжья, Украины, Московской области, Чугуевского и Кашлаковского женских монастырей.

·        Лит.:СЦК 1977. В.Б.


ЕФИМОВ Алексей Алексеевич (° 1916, дер. Григоровщина, ныне Браславский р-н Бел.; • 3 апр. 1999) - наст.ряда общин Бел. и Литвы. Род.в стар. крестьянской семье. С юных лет посещал клирос Куклянского храма, изучал Св. Писание, церк. пение под руководством головщика ПарамонаКозмича. Позже замещал в Куклянской общине наст. Д. Н. Познякова. В годы 2-й мировой войны был на фронте, удостоен боевых наград.

 

В послевоенные годы работал в народномхоз. Бел. Затем перешел на дух.поприще. С 1948 по 1979 Е. был наст. Григоровщинской общины, а позже, с 1979 по 1994 - Паневежской общины. Е. был одним из авторитетнейших наст. Неоднократно избирался в руководящие органы СПЦ, был предс. РК при ВСС в Литов. ССР, участвовал в соборе СПЦ в Вил. (1988), где был избран членом ВСС и членом ДК. После тяжелой болезни Е. умер, похоронен на стар.кладбище в дер. Батракай, недалеко от Паневежиса.

·        Лит.: Деяния собора 1991, с. 44-46; СЦК 1981, с. 87-88; Čiplytė 2001, р. 23-24.В. Б., Г. П.


ЕФИШОВ Иоанн Харитонович (° 1932) - наст. Вил.общины и член ВС ДПЦ Литвы с 2002 по 2007. В нояб. 1995-2002 - наст. Укмергской общины. Некот. время был предс. ЦСС Литвы (1996). На соборе ДПЦ Литвы в Вил. (февр. 2002) избран членом ВС ДПЦ Литвы и членом ДК.В. Б., Г. П.


ЕФРЕМОВЫ - стар.семья, выдвинувшая видных религ. деятелей СЦ Литвы,

 

Аристарх Степанович Е. (° 1890, Яново, ныне Йонава, Литва; • 1946), религ. и обществ.деятель, входил в руководящие органы СЦ Литвы. С 1904 учился в Ков.коммерческом училище, позже окончил Московский коммерческий институт (1911-1915). Ушел добровольцем в царскую армию, стал унтер-офицером. В 1921 вернулся в Литву, жил в Яново, занимался сельскимхоз. В 1920-1930-х Е. участвовал во мн. Вселитов. стар.съездах, на кот. выступал с докладами о просвещении и культурной деятельности стар-дцев страны. С 1922 Е. был членом первого и мн. др. ЦСС Литвы. С 1934 по 1938 исполнял обязанности предс. ЦСС. Кроме того, Е. был членом и позже предс. "Демократического союза граждан Литвы рус.национальности", предс. правления Йонавского "Рус. кредитного общества". Во время 2-й мировой войны был предс. совета Рымковской общины, входил в состав ВСС в Литов. генеральной обл. В окт. 1944 арестован сов.репрессивными органами, в 1945 военным трибуналом НКВД Литов. ССР осужден за участие в "профашистском" Бюро поверенного по делам рус.вЛитов. генеральной обл. на 10 лет исправительных лагерей, где и умер.

·        Ист.: LYA. Lietuvos TSR Valstybės saugumo komiteto fondas. LTSR MGB tardymo skyrius. Baudžiamoji byla Nr. 1408. Лит.: СК 1930, c. 61; СК 1931, c. 71; Antanavičius O., Lietuvos sentikių šventikų likimai pokaryje (LYA duomenimis). Mokslinės praktikos ataskaita. Vilnius, Vilniaus universitetas, 2002 (rankraštis); Sabaliauskaitė 1999.

 

Емельян E., состоятельныйземлевладелец. Жил в местечке Яново (ныне Йонава, Литва). Был женат на Марии и имел трех сыновей Степана, Клима и Самсона. Умер в дер. Римкай (ныне Йонавского р-на) и похоронен на семейном участке на стар.кладбище там же.

 

Степан (Стефан) Емельянович Е. (° сер.XIX в.; • после 1915, Оренбург), состоятельный купец и землевладелец. Жил в местечке Яново (ныне Йонава, Литва), имел собственный дом. В 1906 участвовал в съезде стар-дцев Сев.-зап. края в Вил., где был избран от города Ков. и Ков. у. членом депутации к царю Николаю П. В годы 1-й мировой войны эвакуировался в глубь Рос. Умер и похоронен в Оренбурге.

·        Ист.: Интервью с Т. С. Козловской (° 1911; • 2004), 1994 г. Записал Г. Поташенко, Личный архив автора; Труды о съезде 1906, с. 4, 36-37. Г.П.
Категория: Е | Добавил: - (2008.05.09)
Просмотров: 859

Copyright MyCorp © 2017