Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Суббота, 2017.04.29, 17:28
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Е

Егоров - Егоровы


ЕГОРОВ Егор Егорович (° 1863; • 1917) -известный собиратель и исследователь древнерус. искусства и лит., видный деятель Московской Преображенской общины, купец 2-й гильдии. Род. в семье московских федосеевцев. С юных лет коллекционировал иконы, старинные книги, рукописи. Полученный по наследству дом превратил в своеобразный музей церк. старины. Библиотека насчитывала 2200 древних рукописей и более 800 старопечатных книг. В домашней моленной хранились сотни уникальных икон. Е. активно участвовал в собраниях федосеевцев в Москве и Казани (1907), во всех всероссийских съездах беспоповцев в 1908-1917. Значительная часть его собрания поступила в Рос. гос. библиотеку, Истор. музей, Третьяковскую галерею в Москве.

·        Лит.: Деяния собора 1991, с. 26; Старообрядчество 1996, с. 93-94.В.Б.

ЕГОРОВЫ - рус. стар. семья, выдвинувшая наст. и видных религ.-обществен. деятелей ДПЦ Бел. и Литвы.

 

Василий Исаевич Е. (° 19 июля 1903, Грива (ныне Д-пилс), Рос. имп.; • 10 сент. 1986, Вил., СССР), член ВСС в Литов. ССР. Род. в потомственной семье стар-цев. Сын Исаи Козьмича Е. Получив высшее медицинское образование, посвятил свою жизнь врачеванию людских недугов. Как представитель ВСС в Литов. ССР Е. принимал участие в обществен.-церк.деятельности: в религ, встречах и конференциях. Изучал историю Церкви, богословие, философию, собрал обширную библиотеку, в кот. были редкие рукописные и старопечатные книги. Умер и похоронен на стар. кладбище в Вил.

·        Лит.: СЦК 1988, с. 71-72.В.Б.

 

Иван Исаевич Е. (° 26 ноября 1905, Грива (ныне Д-пилс), Рос. имп.; • 1 апр. 1998, Вил., Литва) - известный религ.-обществен. деятель ДПЦ, предс. ВСС в Литов. ССР (1968-1993). Род. в потомственной семье стар-дцев. Его отец, Исай Козьмич Е., был известным церк. деятелем, членом ВСС в Польше, дед, Козьма Павлович Е., - дух. о. С юных лет изучал Св. Писание и знаменное пение (его учителем был известный знаток пения наст. Гривской общины П. Т. Стрелков). После 1-й мировой войны служил головщиком Микалаюнской общины (Браславский у., Польша). Получил среднее образование, преподавал Закон Божий и рус. яз. для детей стар-дцев Микалаюнской общины в ряде школ Браславского у. В 1934 закончил педагогические курсы по подготовке стар. вероучителей при Вил. общине.

 

С сер. 1930-х Е. активно включился в церк. и религ.-просвет. деятельность Восточной СЦ в Польше. Как представитель Микалаюнской общины вместе со своим отцом Исаем Козьмичом Е. участвовал на Всепольском стар. соборе в Вил. (1936). Был делегатом Всепольского съезда (совещания) стар. вероучителей в Вил. (19-20 авг. 1936), где выступил с докладом. Избран инспектором гос. школ Польши, инспектировал преподавателей Закона Божия и рус. яз., учивших детей стар-дцев. В период 2-й мировой войны жил в дер. Анисимовичи (Браславский у., Бел.). В марте 1944 предс. ВСС в Литов. генеральной области Б. Пимонов предлагал Е. занять должность инспектора Закона Божия для детей стар-дцев на оккупированной нацистами террит. Литов. генеральной области, но наступление сов. войск летом этого же года сорвало эти планы. | В послевоенные годы Е. избран инспектором ВСС в Литов. ССР (1945-1948), затем - управляющим делами (1948-1963). 21 февр. 1963 пленум ВСС и ДС в связи с болезнью и преклонным возрастом 95-летнего предс. ВСС в Литов. ССР наст. Ф. С. Кузнецова возложил на управляющего делами Е. управление делами ВСС за предс. ВСС по всем гражданским вопросам как во время болезни наст. Ф. С. Кузнецова, так и в случае его смерти. Двадцать лет в сложных условиях антирелигиозной политики сов. властей, особенно в годы правления Сталина, воинствующего атеизма и советизации Литвы он был одним из деятельных руководителей ВСС в Литов. ССР. Гл. задача Е. на посту управляющего делами, и. о. и позже предс. ВСС было сохранение и поддержание религ. жизни СПЦ в трудных, порой опасных условиях тоталитаризма (после 1945), что влекло за собой необходимость приспособиться к сов. режиму. Приходилось заниматься политическим лавированием, проявлять дипломатическую осторожность в отношениях с контролирующими гос. органами, участвовать по указанию властей в так наз. миротворческой деятельности и принимать декларации — вопреки личному опыту и очевидным фактам - о свободе религии в СССР.

 

На съезде СПЦ 1966 в Вил., посвященном 300-летию неприятия церк. реформ Никона, Е. как управляющий делами ВСС выступил с докладом "Старообрядческая Церковь в прошлом и настоящем". 21 февр. 1968 на заседании пленума ВСС Е. избран предс. ВСС в Литов. ССР, а быв. его предс. И. Никитин в связи с занятостью (он занимал также должность предс. ДК и наст. К. общины) стал зам. предс. ВСС, После съезда СПЦ 1966 в Вил. вырос авторитет ВСС в Литов. ССР, до конца 1980-х являвшегося единственным дух. центром поморцев в СССР. Теплилась и по возможности поддерживалась церк. жизнь поморцев во всем СССР, несмотря на ограниченность возможностей и некот. недостатки в управлении ВСС, а также жесткий контроль властей. Этому способствовала активная и многосторонняя деятельность его предс. Е., имевшего опыт и способности администратора, начётчика и церк. дипломата. В конце 1960-х ВСС в Литов. ССР объединял 56 поморских общин Литвы (43 наст., 58 662 прихожанина), а также дух. опекал (но не решал административных вопросов) более 250 беспоповских общин в СССР, в т. ч. федосеевские и спасовские общины.

 

В нач. 1970-х Е. был сторонником и одним из инициаторов улучшения отношений между СПЦ и РПЦ. В 1971 предс. ВСС в Литов. ССР в качестве гостя принял участие в поместном соборе РПЦ в Москве, кот. отменил анафемы, лежащие на стар-дцах с 1656 и 1667. Их обряды признавались такими же "равночестными" и спасительными, как и новые, "никонианские". СПЦ в лице своего руководства должным образом оценила этот важный шаг РПЦ, устраняющий взаимную отчужденность и неприязнь, создающий предпосылки для лучшего взаимопонимания, но это не было основой или поводом для соединения. 14 июля 1974 ВСС в Литов. ССР созвал собор СПЦ в Вил., предс. кот. были избраны Е. и наст. И. И. Никитин, предс. ДС. Е. выступил с отчетным докладом "Жизнь и деятельность Старообрядческой Поморской Церкви в настоящее время"; одобрив это выступление, делегаты собора избрали Е. предс. ВСС в Литов. ССР. Е. часто в своих речах, выступлениях в стар. храмах, различных встречах и публикациях искренне призывал любить "родное Староверие", обращал внимание на воспитание молодежи в религ. духе, призывал сохранять церк. традиции и старые обычаи и молиться за мир во всем мире.

 

В 1988 в Вил. под председательством Е. торжест. прошел собор СПЦ, посвященный 1000-летию Крещения Руси. На соборе был избран новый состав ВСС и ДК, а Е. - переизбран предс. ВСС. Собор постановил принять к сведению обращение поместного собора РПЦ (1988) с призывом к братскому диалогу и выразил свое согласие вести диалог с Московским Патриархатом. С этой целью была образована комиссия, в состав кот. вошел Е. и еще шесть поморских наст. Литвы, Латвии и Рос. После создания Центрального Совета ДПЦ Латвии и Российского Совета ДПЦ (1989) среди поморцев СССР изменилась реальная роль ВСС в Литов. ССР и до того довольно высокий авторитет его предс. В 1989-1990 ВСС в действительности стал органом управления ДПЦ Литвы и дух. опекал лишь те общины в республиках и регионах СССР (как показали дальнейшие события, кратковременно), в кот. до того времени не было своих дух. центров. Кроме того, в условиях религ. освобождения, демократизации общества и развала СССР более наглядно выявились разномыслия по поводу миротворчества, экуменизма и руководящего церк. органа ДПЦ.

 

Важным событием первых лет в независимой Литве было принятие на общем заседании ВСС и ДК устава СПЦ (22 ноября 1990), утвердившего принцип соборности в церк. управлении. В июле 1993 предс. ВСС Е., как и предс. ДК наст. И. И. Никитин, из-за преклонного возраста (тогда ему исполнилось 88 лет) и болезни ушел на покой. Провозглашение независимости Литвы, покончившее с коммун. режимом СССР, способствовала подъему ДПЦ. Одновременно демократизация общества привела к критическому переосмыслению коммунист. прошлого, положения ДПЦ в условиях официального безбожия, а также заметному усилению критики сов. эпохи, иногда однобокой. В нач. 1990-х среди стар-дцев и иногда в средствах массовой информации быв. руководство СПЦ упрекали в том, что они были инструментом коммун. властей; некот. стар-дцы обвинили Е. - безосновательно - в причастности к аресту предс. ВСС в Литов. ССР И. Романова в послевоенные годы, что вызвало протесты членов тогдашнего ВСС Литвы.

 

Е. принимал активное участие в составлении и издании СЦК с 1954 (один выпуск издан в 1949) и до нач. 1990-х. Был автором церк. хроники, истор. очерков общин Литвы и Бел., кратких биографических заметок и некрологов наст. и церк. деятелей в СЦК. Нередко свои статьи подписывал инициалами "И. И.", "И. Е.". Опытный церк. политик и знаток староверия, он писал для СЦК многочисленные статьи о взаимоотношениях гос-ва и СПЦ, о так наз. миротворческой деятельности, об отношении СПЦ к РПЦ (в соавторстве с Л. С. Михайловым и наст. И. И. Никитиным). Его "патриотические" статьи в единственном период. журнале СПЦ в СССР (после 1945) в поддержку внешней и внутренней политики сов. гос-ва, конечно, носили оправдательные функции. Будучи одним из гл. организаторов заседаний, совещаний ВСС в Литов. ССР и ДК, соборов СПЦ 1966, 1974 и 1988, он постоянно освещал их на страницах СЦК в информационных сообщениях и статьях (библиографию статей Е. в СЦК см. КДПЦ 2004, с. 133). Во мн. благодаря Е. СПЦ в сов. период воспринималась как единое целое.

 

Благодаря инициативам и связям Е. с конца 1960-х активизировалась издательская деятельность ВСС в Литов. ССР. В 1968 президиум ВСС издал "Старообрядческий церковный служебник", затем "Постановления собора Старообрядческой Поморской Церкви Христовой. 1974 год" (Вил., б. г.). С возникновением деловых отношений с Издательским отделом Московской Патриархии в нач. 1980-х начался новый этап издательской деятельности ВСС. В результате этого сотрудничества было издано для ВСС в Литов. ССР несколько богослужебных книг в хорошем полиграфическом исполнении. Среди них - "Служба Святой Пасхи Христовой" (Москва, 1981), "Сборник знаменных песнопений" (1985), составленный Е. И. Никитиным и И. Романовым, "Чин погребения" (1985), "Старообрядческий молитвослов" (Вил., 1988) и др. Е. был также составителем книг: "Постановления Собора Старообрядческой Поморской Церкви Христовой. 1974 год" (Вил., б. г.), "Деяния собора Старообрядческой Поморской Церкви Христовой 1988 г." (Вил., 1991). Подготовил ряд неопубликованных сборников о деятельности и работе ВСС в Литов. ССР в конце 1940-1970-х, а также обширную "Историю старообрядчества" (нач. 1990-х, не издана).

 

Е. активно участвовал в миротворческом движении. Входил в состав Комитета защиты мира Литвы, Комитета продолжения работы Христианской мирной конференции, участвовал во мн. официальных совещаниях и встречах, где выступал с речами. Награжден Всемирным Советом Мира Почетной грамотой за защиту мира и Почетной медалью сов. Фонда мира.

 

Погребен на Вил. стар. кладбище. Чин погребения Е. отслужил дух. о. Вил. общины В. Васильев в сослужении наст.: А. Жилко, И. Ефишова, А. Кудряшова, Т. Куряшова и И. Болдавешко (Латвия). Памятуя усопшего, рос. поморцы в своем церк. календаре писали: "Ушел из жизни один из замечательных деятелей в истории современного Староверия, символизировавший целую эпоху Древлеправославия новейшего времени" (КДПЦ 1999, с. 81). Календарь латвийских стар-дцев, издававшийся в Д-пилсе, в некрологе Е. отметил, что работая в ВСС Литов. ССР ок. 45 лет он внес "большой вклад в дело объединения, просвещения и укрепления староверия".

·        Соч.: "Виленская старообрядческая община", СЦК 1949, с. 85-89; "150-летие храма Вильнюсской старообрядческой общины (1830-1980 гг.)", СЦК 1981, с. 80-81; "160-летие храма Вильнюсской старообрядческой общины", Китеж-Град, 1990, № 1, с. 31-34; "В память юбилея 1000-летия Крещения Руси", Деяния собора 1991, с. 49-64; История старообрядчества (нач. 1990-х гг., машинопись). Ист.: Доклад о деятельности и работе ВСС в Литовской ССР за 1950 и 1951 гг. / Сост. Кузнецов Ф. С, Егоров И. И. (1951, машинопись); Материалы собора 1966; Постановления и доклады 1966; Постановления и доклады 1974; Постановления собора СПЦ 1974; 3-й Всепольский собор. Лит.: КДПЦ 1999, с. 81; СЦК 1976, с. 77; СЦК 1985, с. 60; СЦК 1991, с. 48-49; СЦК 1999 (Даугавпилс), с. 74; Эхо Литвы, 1996, 2 апреля; Potas(enko G., "The Old Believers", The Peoples of the Grand Duchy of Lithuania / Ed. by G. Potas(enko. Vilnius, Aidai, 2002, pp. 101-129. Г.П.

 

Исай Козьмич E. (° 1874; • 1942) - предс. совета Миколаюнской общины и видный религ.-обществ. деятель Восточной СЦ в Польше. Был близко знаком с Д. В. Батовым, Л. Ф. Пичугиным, Т. Худошиным. В 1925-1939 - член ВСС в Польше. В 1931 по инициативе Е. в Миколаюнской общине открыты вечерние курсы церк. пения, на кот. записалось 20 чел. На 3-м Всепольском соборе стар-дцев в Вил. (1936) избран зам. предс. собора. Его доклады и статьи неоднократно печатались в стар. изданиях.

 

Козьма Павлович Е. (° 1846, Илукский у. Курляндской губ.; • 1912) - наст. Буловишкской общины (Бел.). Основательно изучил Св. Писание, церк. каноны, знаменное пение. Пользовался известностью среди поморцев. Участник съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906) и 1 -го Всероссийского собора христиан-поморцев, приемлющих брак, в Москве (1909).

·        Соч.: "О брадобритии, блудном сожительстве и табакокурении", Вестник ВСС в Польше, 1932, № 2, с. 12-14. Лит.: Деяния собора 1991, с. 33; Вестник ВСС в Польше, 1931, №6, с. 16; СЦК 1969, с. 55. В. Б. Г.П.
Категория: Е | Добавил: - (2008.05.09)
Просмотров: 956

Copyright MyCorp © 2017