Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Пятница, 2024.04.19, 09:35
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Д

Девятницкая - Дегуцкий

ДЕВЯТНИЦКАЯ ОБЩИНА (Люцинский у. Вит. губ.; ныне Лудзенский р-н Латвии), на 1914 федосеевская. Самое раннее упоминание о моленной относится к 1826, когда она находилась в частной избе некоего Григория. После следствия 1838 деятельность всех моленных в Люцинском у. прекращена, а прихожане приписались к Рудушской и Карпушенской моленным Реж. у. Во втор. пол. XIX в. моленная отмечена вновь в связи со службой в 1888 наст. Василия Девятникова. В нач. XX в. в собственном доме моленную держал наст. Павел Девятников. После его смерти в нояб. 1910 моленная и вся собственность перешли к наследникам. Прихожанам ДО (30 дер. и ок. 2 тыс. чел.) "приходится терпеть чрезвычайную скорбь", так как за неимением моленной не представляется возможным выбрать наст. В конце 1910 прихожане бывшей ДО решили ходатайствовать об открытии моленной в дер. Боры, на что и было получено разрешение в марте 1911. Однако ДО продолжила существование. Последнее упоминание относится в 1915: в ДО было 870 прихожан, наст. Илларион Лотко.

·        Ист.: НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 478. Л. 30; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 48280. Л. 72-74; Прошение от 22 декабря 1912 г., Личный архив автора. Лит.: ПКВитГ 1914, с. LV; ПЕВ, 1889, №5, с. 206. В.Никонов


ДЕГУЦКАЯ (ДЕГУЧЯЙСКАЯ) ОБЩИНА - известный дух. центр стар-дцев-беспоповцев в сев.-зап. землях ВкЛ, Курляндии и Инфлянтах, возникший после разорения Гудишкской обители и созданный ее остальцами в дер. Дегути (ныне пос. Дегучяй Зарасайского р-на Литвы). Существовала с 1756 по 1851; до нач. 1820-х - федосеевская, в 1823 ввела бессвященнословный брак.

 

В 1756, или, по др. данным, в 1758, остальцы Гудишкской обители были вынуждены искать более спокойное место для поселения. Они переселились в Дегути, находящиеся примерно в 30 км от Гудишек. Согласно сведениям "Дегуцкого летописца ": "Того же лета [1756] в Литве остальцами оной Гудишской обители основася вместо той Гудишской в деревне Дегутях Солоцкого ключа моленна благословением Филимона Петровича и Степана Афанасьевича, остальцами обительскими, и при ней настоятельство". Филимон Петрович (• 1786), буд. наст. Войтишкской общины в Курляндии, и Степан Афанасьевич могли некот. время жить в основанной ими же Дегуцкой обители. Видимо, именно отсюда в 1763 они отправились в Солоцкий поливарок (др. название общины овая весь) и в 1764 в Видзы, где тогда ими были освящены открывающиеся стар. храмы. Позже Степан Афанасьевич, видимо, переселился в Балтруки, где после смерти Афанасия Терентьевича в 1775 стал дух. о. и жил там до конца жизни (• 1792). Кроме них в Дегуцкой обители были также др. Гудишкские старцы, в т. ч. "потомок Гудишской обители старичок Семен Силыч" (• 1780), к кот. в "благословенную келию" собирались на богослужение местные стар-дцы. Т. о., в 1750-1790-х преемники Гудишкской обители, поселившиеся в Дегутях, в т. ч. и те, кто позже переехал в др. стар. общины, стали во главе беспоповской церк. орг-ции на севере ВкЛ и Курляндии и способствовали распространению среди рус. эмигрантов федосеевства.

 

В последней четверти XVIII в. ДО разрослась. В 1778 в Дегути из Курляндии переселился состоятельный купец Тит Антонович Танаев, ставший меценатом и известным дух. о. Вероятно, при его содействии уже на следующий год в дер. Дегути был построен стар. храм. В 1782 в Дегути было заведено кладбище. Численность верующих выросла от нескольких сотен до пятисот и более прихожан. По неполным данным переписи 1790, на террит. Салакского катол. прихода проживал 591 рус, что составляло 8,4% всех его жителей. Поэтому в 1793 (1794) в Дегутях был построен втор. молитвенный храм, более вместительный, а в 1799 стараниями Т. А. Танаева - "соборная большая моленна" во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Итогом успешного роста и благосостояния ДО было присвоение в 1807 его наст. Т. А. Танаеву почетного звания общего пастыря Литвы и Курляндии, кот. унаследовали и два его преемника.

 

Дегути в первой трети XIX в. стали общепризнанным руководящим дух. центром беспоповцев балтийского региона. И. Прозоров в своей "Истории старообрядчества" писал о ДО и обители: "Скит же во время своего расцвета был довольно обширный. По- середине стояла моленная с особой колокольней. Дальше шли здания, где помещались приют для бедных престарелых мужчин и женщин, гостиница для приезжих, кельи, службы и пр. Обширные земельные угодья окружали скит, а к нему прилегал обширный сад с парком. К храмовому празднику на Покров Пресвятой Богородицы (1-го октября) съезжались тыс. богомольцев и прибывало много наставников. В это время происходили соборы и дух. суды. Моленная была очень богата: древние иконы, редкие старинные книги, богатая утварь".

 

В Дегутях были хорошо осведомлены о церк. жизни многих стар. общин в Вил., Курляндской и Лифляндской губ., а также в др. стар. центрах и общинах Рос. имп. - в Р., Москве, Петербурге, Стародубье. Местные стар-дцы поддерживали тесные религ., родственные и хоз. связи с беспоповцами в Поливарке, Михалово, Довгелишках, Видзах, Пуще ок. Кряунос, Лигинишках, Балтруках и Войтишках. Они знали не только о положении разных стар. обществ и отчасти синодальной Церкви, но и были осведомлены о гл. полит. событиях в Рос. и отчасти Польше и Австрии. Это помогало Дегуцким стар-дцам следить за ходом бурных споров о браках, живо волновавших всех беспоповцев в первой четверти XIX в.

 

За два месяца до смерти, в сент. 1819, наст. Т. А. Танаев "возложи правление духовное на Автонома Акиндиновича". Новый наст. А. А. Мышняков (1819-1830) перенял от своего предшественника и почетную "степень великоотеческую пастырствовать древлеправославным християнством Литвы и Курляндии". Видимо, высокий авторитет Дегуцкого наст. среди стар-дцев края позволил ему сделать смелый и решительный шаг: в 1822 в Дегутях был написан не только "Выбор и благословение на степень отеческий", но и "брачное чинодейство"; в 1823 введены метрические книги о новорожденных, бракосочетавшихся и умерших. Позже и мн. др. федосеевские общины на землях быв. ВкЛ, Курляндии и Лифляндии постепенно начали делать то же самое. Некот. беспоповские общины этого региона также последовали примеру ДО, но уже после Варковского собора 1832, принявшего бессвященнословные браки. Итак, начиная с 1823 среди литов. беспоповцев начал утверждаться институт церк. брака в форме бессвященнословного брака, благословляемого наст. Это был новый переходный период в истории стар-ства на литов. землях — период одновременного существования федосеевских и поморских брачных общин.

 

В 1823 в Дегутях состоялся съезд дух. о., иконописцев и представителей общин (всего 14 участников), кот. в стар. литературе называют первым на Балтике поморским собором. Разбирались вопросы об иконах, писанных "от рук внешних" и о "крестах меднолитых".

 

Возобновившиеся гонения на стар-дцев при Николае I впрямую затронули и ДО, закончившись в итоге ее уничтожением. Прихожане и наст. подвергались угрозам и давлению: их могли арестовать, взять под стражу, насильственно отправить на места приписки. "Дегуцкий летописец " такую политику царских властей назвал войной против староверцев. В 1837 иерей Иван Лукьянов из Н.-Алекс. (ныне Зарасай) начал "творить Дегуцким староверам увещание", т. е. склонять их к переходу в господствующую Церковь. Увещания продолжались до февр. 1838. 29 нояб. 1839 умер наст. Григорий Васильевич Танаев, преемник А. А. Мышнякова. Он погребен сродниками и всей паствой на Дегуцком кладбище в часовне. В марте 1840 местные власти вместе с иереем Лукьяновым запечатали Дегуцкий храм, но стар-дцы продолжали тайно молиться в нем. Поэтому состоятельный и образованный наст. Тит Васильевич Танаев, принявший общину после кончины Г. В. Танаева, обратился к вил. ген.-губ. кн. Н. А. Долгорукому с просьбой об отпечатании Дегуцкой моленной. Просьба не была удовлетворена. В 1841-1843 Танаев испытал нажим и со стороны церковников Н.-Алекс. - за присоединение к господствующей Церкви те обещали ему высокий сан и награды: "Все сие табе будет, токмо да буди едино с нами". В сент. 1842 Танаев с частью прихожан снова был вызван в Н.-Алекс. на "увещание", кот. проводили по повелению архиепископа Литов. и Вил. Иосифа архимандрит Свято-Духова монастыря Платон, архимандрит Исидор, еще шесть священников - в целом ок. двухсот чиновников, среди кот. были вооруженные солдаты. Однако "увещание" не дало должного результата - Танаев был непреклонен: "Как предки мои были староверы, так и я древлеправославный старовер христианин". В 1844 у него были изъяты метрические книги, а Дегуцкий храм вскоре разорен и разрушен. В февр. 1851 наст. Т. В. Танаев переселился из дер. Дегути в Н.-Алекс, где в июле был взят под арест, но вскоре отпущен по поручительству. В дек. 1851 ДО была окончательно ликвидирована, а ранее запечатанный стар. храм передан православным. Спустя несколько лет ДО возродилась как Рейстанишкская. В 1906 окружной съезд стар-дцев Ков., Вил. и Вит. губ. в Н.-Алекс. рассматривал вопрос о "возстановлении Дегутскаго скита", безвозмездно возвращенного вил. архиепископом Никандром по просьбе вил. ген.-губ. (Северо-Западный голос, 1906, № 299). Дальнейшая судьба Дегуцкого храма малоизвестна; вероятно, он был разрушен во время 1-й мировой войны.

 

История ДО отражена в "Дегуцком летописце " - важном истор. памятнике стар-ства Литвы, Латвии и Зап. Бел. с 1652 до сер. XIX в.

·        Ист.: ДЛ, с. 196-199, 204-206, 210, 220, 245-248; Коллекция И. Заволоко, № 22; Двинское собрание, № 34, л. 87-94. Лит.: Станкевич 1909а, с. 6; Iwaniec 1977, s. 67-69; Jasas, Truska 1972, р. 45; Никитин 1990, с. 7-8; Jaroszewicz-Pieresławcew 1995, s. 18-20; Поташенко 1999, раздел 5.4; Прозоров 2002, с. 218-219. В. Б., Г. П.


"ДЕГУЦКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ" условное название оригинального произведения стар, лит. и историографии Балтии: "Хронограф, сиречь Летописец Курляндско-литовский". Содержится во второй части рукописного сборника 1842-1851 в восьмую долю листа, содержащего 187 листов, писанного полууставом, одним почерком. Предполагается, что автором текста является В. И. Золотое. В детстве он учился пению в известной Московской Преображенской общине, а в 1840-х и нач. 1850-х жил в дер. Дегути Н.-Алекс. у., Ков. губ. (ныне пос. Дегучяй, Зарасайский р-н Литвы). Хронограф создавался в период новых тяжелых испытаний для стар-дцев при Николае I (1825-1855) и был призван показать их стойкость, убежденность и приверженность старой вере.

 

В хронографе в виде различных по объему годовых записей излагаются события 1652— 1850, относящиеся к истории Рос. и стар-дцев на сев. и сев.-восточных землях Речи Посполитой. В нем встречаются имена почти 180 истор. лиц, мн. из кот. ранее были почти неизвестны (напр., основатель Гудишкской обители Евстрат Васильев, Дегуцкий наст. Тит Танаев, стрелецкий десятник Трофим Иванов и др.). Кроме погодных записей, в хронографе содержатся вставные повести, бытовые новеллы, отдельные документы, произведения стихотворных жанров из др. памятников стар. книжности - от сатиры до эпитафии. В тексте встречаются явные и скрытые цитаты из различных лит., истор. и полемических произведений. Весь этот пестрый и разнородный свод воспринимается, тем не менее, как единое целое. Основными темами этого памятника являются раскол РПЦ в сер. XVII в. и преследования стар-дцев в Рос, эмиграции россиян в Курляндию и ВкЛ, возникновение на этих землях новых беспоповских обителей, описание мест поселения и молитвенных домов стар-дцев. Гл. действующие лица "ДЛ" — это стар. дух. о., рус. крестьяне, купцы и беглые военнослужащие, волею судеб оказавшиеся за рубежом.

 

"ДЛ" - важнейший источник по ранней истории стар-дцев-беспоповцев ВкЛ и Курляндии. Автор соч. собрал не только большое количество фактов, устные предания местных старожилов и очевидцев, местные летописные записи и личные впечатления, но впервые более детально показал историю формирования федосеевского общества, выявил некоторые стороны религ. жизни и быта стар-дцев на террит. Речи Посполитой с 1659 по 1850. Хронограф незаменим в изучении истории миграции стар-дцев в Курляндию и ВкЛ во втор. пол. XVII-нач. XIX вв., а также в определении времени основания стар. общин и деятельности наст. Памятник сообщает о первых стар-дцах-эмигрантах, поселившихся на совр. террит. Латвии в 1659, первом стар. храме в Курляндии и, вероятно, за пределами Рос. (1660), а также первом известном стар-дце на террит. совр. Литвы в 1679 - Трофиме Иванове.

 

Летопись состоит из разнообразных записей: иногда это всего лишь несколько строк, свидетельствующих о чьей-либо кончине, а нередко - пространный стих или рассказ о притеснении староверов. В тексте против каждой даты есть пометы, в кот. сообщается, какая "история" приведена в годовой записи. Их всего десять: Московская, Курляндская, Российская, Соловецкая, Литовская, Новгородская, Выгопустынская, Санкт-Петербургская, Вифлянская (Лифляндская) и Обительская. Весьма подробно, напр., изложена столетняя история Дегуцкой общины. С дер. Дегути связано мн. записей, отсюда и условное название "Хронографа, сиречь Летописца Курляндско-литовского" - "ДЛ".

 

Ценный памятник долгие годы хранился в доме жителя Зарасай, головщика местного храма И. Ф. Павлова. В 1973 он передал рукопись посетившим его представителям археографической экспедиции ИРЛИ (Пушкинский Дом). В 1990 эта рукопись опубликована в Ленинграде. Г. В. Маркелов подготовил текст к печати, написал вступительную статью и составил именной указатель. Исследователи (напр., И. А. Прозоров, И. Заволоко и др.) о существовании этого памятника знали раньше.

 

С 2000 текст хронографа, опубликованный Маркеловым, перепечатывается небольшими фрагментами в "Поморском вестнике " в Р.

·        Изд.: "Дегуцкий летописец" [фрагменты], Русская литература в Литве XIV—XX вв. Хрестоматия, сост. П. Ивинский и др. Вильнюс, 1998, с. 179-187; "Хронограф, сиречь Летописец Курляндско-Литовской", Древлехранилище Пушкинского Дома. Материалы и исследования, ред. В. П. Бударагин и др. Ленинград, 1990, с. 180-248; "Хронограф, сиречь Летописец Курляндско—Литовский", Поморский вестник (Рига), 2000-2004 гг., №№ 3-8, 10, 13-14. Лит.: Маркелов 1990, с. 166-179; Поташенко Г. П.

Категория: Д | Добавил: - (2008.05.09)
Просмотров: 1726

Copyright MyCorp © 2024