Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Воскресенье, 2017.11.19, 21:27
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Г

Гудишкская - Гущенко

ГУДИШКСКАЯ ОБИТЕЛЬ - дух. центр федосеевцев в ВкЛ с 1728 по 1755 (по др. данным, по 1757-1758) и один из важнейших монастырей раннего федосеевства (до 1771). "Дегуцкий летописец " писал об основании ГО: "В сем году 1728-м устроися богоспасаемая обитель в Литве близ местечка Козачизны Евстратом Федосеевичем с братиею в царствование Петра Алексеевича втораго". Разгром Рос. властями Ряпинской общины в 1719 вынудил Евстрата Васильева снова переселиться в Речь Посполитую, поскольку, по его словам, "тамо древлецерковные законы содержат пришельцем воля даяшеся". За рубежом оказались и мн. видные федосеевские наст. В нач. XVIII в. Гудишки (Браславский повет. Вил. воеводства; ныне Игналинский р-н Литвы) были арендуемым имением, состоявшим из семи дер., население кот. составляли по преимуществу литов. крестьяне; имение принадлежало Кшиштофу Карлу Бутлеру, браславскому казначею, и Светославе Волоновской.

 

ГО была относительно небольшой. Внутренняя жизнь и устав в нем установились те же, что существовали и раньше - в обителях самого Феодосия Васильева и позже в Ряпинской общине. Евстрат Васильев "с братией" построили себе жилища, кот. стар-дцы обычно называли "обителью общего жития". Условия жизни федосеевцев были довольно хорошие, так как и местные дворяне в лице управляющих имением католиков если и не покровительствовали, то благосклонно и терпимо относились к ним. В обители был построен молитвенный дом, где совершали "церковные службы", существовал причт; была сооружена пекарня, где проходили "пекарнюю службу". Со временем "содержателей древлего благочестия" прибыло. Гл. руковод. ГО в нач. ее существования был Евстрат Васильев. Он, вероятно, постоянно здесь не проживал. В 1735 Васильев выступил на федосеевском соборе в Ступилишках. По всей вероятности, именно в ГО он написал "Житие Феодосия Васильева" (1742). Однако среди участников собора 1752 в Гудишках, подписавших постановления, он не значится.

 

Кроме Евстрата Васильева, ГО могли руководить и др. федосеевские старцы: Федул Дмитриевич, Матвей Федосьевич или Артамон Осипович Зачерев, кот. приняли деятельное участие в соборе 1752. Достоверно известны десять имен обитателей этого монастыря, являвшихся федосеевскими наст.: Евстрат Васильев, Федул Дмитриевич, Степан Афанасьевич из Серпухова и его сын Иоанн, Филимон Петрович, Наум Савельич, Матвей Федосьевич, Артамон Осипович За черев, Евдоким Артемьевич и Семен Силыч. Конечно, обитателей в ГО было больше.

 

В 1740-х и первой пол. 1750-х Гудишки стали важным дух. центром федосеевцев в Речи Посполитой. Здесь проходили регулярные богослужения, дух. о. освящали новые стар. храмы, обучались буд. наст. и члены причта для нужд расположенных в округе и более отдаленных федосеевских общин. Наконец, в Гудишках состоялся важный собор. В эти годы здесь появился серпуховский купец Степан Афанасьевич, позднее ставший наст. в Балтруках. Принятый в обитель Гудишкским настоятелем и добросовестно прослужив три года в хлебопекарне, Степан Афанасьевич был назначен в церк. причт, "понеже книжен бе". Из ГО вышли и др. видные наст. - Филимон Петрович, удостоенный "степени общего пастыря" Курляндии и Литвы, Иоанн Степанович, также имевший это почетное звание.

 

Пастырство и проповеди федосеевских наст. распространялись не только на староверов, но и на так наз. "внешних", т. е. никониан, и не только в Гудишках, но и широко за их пределами. В 1742 дух. о. ГО Наум Савельич благословил устройство молитвенного храма в дер. Королишки. И позже, в 1760-1770-х, "обительские остальцы" принимали деятельное участие в открытии новых федосеевских храмов в ВкЛ и Курляндии. Гудишкские наст. много потрудились в деле распространения федосеевства в Речи Посполитой, путешествуя по местам проживания все прибывавших рус. эмигрантов. В 1730-х в Браславском повете проживали сотни или даже тыс. рус. эмигрантов. Эпитет "странствующие христиане", данный федосеевцам поморцами, отражает характер этого движения в 1710-1760-х - период рассредоточения федосеевства, рассеяния его наст. и руковод. В то время как у поморцев продолжал крепко стоять их Иеросалим - Выго-Лексинское общежительство, собирая вокруг себя всю "Церковь", центр федосеевства практически до 1771 многократно перемещался из одного места в другое: из Русаново в Ряпино, из Ряпино в Ступилишки, Давыдово и Гудишки, а бывало, что существовало одновременно несколько центров.

 

Гудишкские наст. поддерживали тесные церк. и дружественные связи с федосеевцами в Курляндии, Инфлянтах, а также в Рос: Москве, Ярославле и Стародубье. Список участников Гудишкского собора 1752, именуемого еще Польским собором, подтверждает этот факт. На Гудишкском соборе был принят знаменитый в истории федосеевства так наз. Польский устав (известный еще и своими строгими правилами относительно новожёнов).

 

Деятельность ГО была прервана в 1755— 1758. Объяснение причин, вынудивших обительских старцев покинуть Гудишки, находим в др. стар. сочинении "Польских отец разсуждение о молении за властей", сведения из кот. использовал в своих исследованиях И. Нильский. Выясняется, что во время Семилетней войны, когда рус. армия по Литве передвигалась к прусской границе, главнокомандующий армией граф Захар Чернышев случайно заехал в "польскую федосеевскую обитель" (1757). Погостив у стар-дцев, граф будто бы заметил следующее: "Удивляюсь я много как вас Бог от проходящих наших войск здесь хранит; они ведь не уснут, ежели зла не сотворят; при том же скажу вам и то, что теперь по моему приказу никто вас не обидит: однако когда будем, даст Бог с победою возвращаться назад, тогда уже вам, други мои, здесь не усидеть". Граф был до того внимателен к федосеевцам, что оставил им двух солдат для охраны, пока не пройдут войска. Посовещавшись, обительские отцы решили оставить свое общежитие и искать более безопасное место для жительства. Разделив имущество, они побрели в разные стороны, кому "куда сложилось". Евдоким Артемьев, Федул Дмитриев и др. отправились в Стародубские слободы, где ок. Злынки построили себе новую обитель. Последнее замечание этого стар. сочинения позволяет предположить, что упомянутая "польская федосеевская обитель" была именно ГО. "Дегуцкий летописец" кратко сообщает об этом: "В сем 1755-м году богоспасаемая обитель в Гудишках уничтожена и переведена в Черниговскую губернию и устроена на грунту Злынского посада Федулом Дмитричем з братиею, что ныне зовется Покровско-норская обитель, в лето 7264. Того же лета в Литве остальцами оной Гудишской обители основася вместо той Гудишской в деревне Дегутех Солоцкого ключа моленна благословением Филимона Петровича и Степана Афанасьича, остальцами обительскими, и при ней настоятельство".

 

Итак, после разорения ГО (в 1755 или 1757-1758) покинувшая ее братия разделилась. Одна часть ушла на Черниговщину, др. переселилась в Дегути (Дегучяй) и устроила моленную, положив начало Дегуцкой общине. Во втор. четверти XVIII в. Гудишкские старцы основали стар. кладбище, кот. ныне, видимо, находится ок. дер. Гурбы (Игналинский р-н).

·        Ист.: ДЛ, с. 195-206; с. 244-247; Нильский 1863, с. 34-35; Житие Феодосия Васильева; Коллекция И. Заволоко, № 25; Историческое наследие (Старообрядческое кладбище ок. дер. Гурбы, Игналинский р-н, 2001 г.). Лит.: Иустинов 1910, ноябрь, с. 483; Поташенко 1999, раздел 5.2. Г.П.


ГУДИШКСКИЙ (ПОЛЬСКИЙ) СОБОР 1752 - общее собрание федосеевских наст. и прихожан в Гудишкской обители, или так наз. Польский собор, принявший знаменитый в истории федосеевства церк. устав (Польский устав); известен также своими строгими правилами относительно новоженов. На собрании было 17, а по др., более точным, подсчетам - 20 "настоятелей, искусных ведцев Божественного писания" и "книжные" люди (всего ок. 30 чел.), а также "от простых искусных великое число". Установлены 13 из 20 наст.: четыре Гудишкских старца, вероятно, из местных - Матвей Федосеевич, Федул Дмитриевич, Артамон Осипович и Степан Афанасьевич; далее по два из Москвы и Ярославля или его окрестностей; по одному из Стародубья, Войтишек и Саманяй; Терентий Васильев прибыл скорее всего из Лифляндии, где поселился после ухода из Ряпино.

 

На ГС обсуждались следующие вопросы: о тигле, об иконах и медных образах, об отношениях с "заонегами" (выговцами), о федосеевцах, записавшихся в двойной оклад в Рос, о нравственности и образе жизни верующих, о новоженах и староженах, о церк. обязанностях прихожан и дух. о. и пр. Его участники приняли решение, состоящее из 46 (по др. данным, из 48) пунктов, именуемое Польским уставом шля "польскими статьями". Однако гл. были три вопроса: об отношении к выговцам, дисциплине в федосеевском обществе и новоженах. Строгость к своим и "внешним", высокая требовательность к нравственности и религиозности прихожан и наст. - общая тенденция, прослеживающаяся в постановлениях практически по всем вопросам.

 

Строгое федосеевское постановление 1752 было реакцией на распространяющееся и усиливающееся среди беспоповцев Рос. и Речи Посполитой движение новоженов. Аргументированная и обоснованная критика И. Алексеевым таких негативных сторон образа жизни федосеевцев, как содержание "стряпух", появление сирот, "беспорядок" и "разврат" вынуждала обратить самое пристальное внимание на религ.-нравств. состояние верующих этого общества. ГС ознаменовал собой новый этап в отношениях между федосеевцами и поморцами. Из-за начавшегося на Выге богомолия за государя, споры о кот. шли уже с 1737, между этими обществами произошел разрыв заключенного в 1727 "вечного мира". По этой причине от выговцев окончательно отделился инок Филипп (• 1742), к тому времени уже ушедший вместе со своими последователями из Выга. ГС также означал перелом в истории федосеевства, поскольку "умеренно радикальное" общество беспоповцев превратилось в радикальное. Часть поморцев, за исключением выговцев, наоборот, стала более умеренным обществом и начиная с сер. XVIII в. вводило институт церк. брака. Такой брак понимался не как таинство, а совершался специально назначенным чином с принятием благословения наст. и родителей.

·        Ист.: Устав Польский 1864; ДЛ, с. 196; Коллекция И. Заволоко, № 25, л. 7-9, № 253, л. 106 об, № 287. Лит.: Волков 1866, с. 48—55; Нильский 1869, гл. 4; Ивановский 1892, с. 320-337; Лилеев 1895, с. 353; СЦК 1976, с. 32; Iwaniec 1977, s. 67-68; Подмазов 1998, с. 119; Поташенко 1999, раздел 5.3. Г.П.


ГУРИЛИШКСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у. Вит. губ.; ныне Рез. р-н Латвии). На 1912 принадлежала к федосеевскому толку. Документы нач. XIX в. свидетельствуют о существовании в 1794 постройки первой моленной, кот. после 1836 была опечатана. В 1861 жители дер. Гурилишки возобновили моленную. Однако не надолго. Реж. у. суд, рассматривающий дело о незаконной постройке моленной, принял решение не наказывать строителей, а здание продать с торгов на слом, что и было сделано в 1870. В 1883 было получено официальное разрешение на устройство храма. В 1914 во время 1-й мировой войны из-за неосторожного обращения с огнем солдатов саперной части, стоявшей в Гурилишках, выгорела вся дер. в 56 дворов и моленная. В 1915-1916 из старых материалов, но на др. месте строится здание совр. храма. В результате целого ряда ремонтных работ 1920-1930-х здание приобрело нынешний облик. Храм освящен во имя Св. Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы. В 1939 установили колокол весом 761 кг. В 1891 ГО насчитывала 911 прихожан, в 1929 - 2400, в 1939 - 2640. На 1939 ее собственность оценивалась в 11218 латов. Имелось 7,6 га земли; приход составлял 1651 лат, расход - 1792 лата. Служили наст.: Иван Никитич (отм. в 1832-1834), Савелий Васильевич (отм. в 1858), Тарасий Григорьев (отм. в 1872-1890;), Иван Ермолаев (1921-1933), Феодосий Беляев (1933-1936), Никита Кулаков (1936-1937), Тихон Корзинов (1937-1941), Архип Синельников (1941-1944). В настоящее время своего наст. нет. Службы проходят регулярно.

·        Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2777. Л. 196; ЛГИА. Ф. 4980. Оп. 1. Д. 9. Л. 1, 15об.; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 5090. Л. 18; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 7759. Л. 2, 3; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1.Д. 40778.Л. 50. В. Никонов


ГУЩЕНКО Иван Федотович (о 1863; • после 1956) — причетник Вил. общины, известный каллиграф, переписчик и переплетчик рукописных книг. Биографические сведения о Г. немногочисленны. Известно, что в 1922 он был членом родительского комитета Вил. Свято-Покровского стар. училища. Г. рано начал заниматься книжным делом: переписывать и переплетать книги. Одна из наиболее ранних рукописей его письма сейчас хранится в Рос. гос. библиотеке. Несколько его автографов хранятся в Древлехранилище Пушкинского дома и библиотеке Академии наук Рос. в Санкт-Петербурге. Работая с книжными собраниями в Литве, неоднократно приходилось встречать автографы Г. Его мастерство и художественный вкус были оценены по достоинству: рукопись "Службы Святой Пасхи", выполненная мастером в 1913, была издана издательством Московской Патриархии фототипическим способом (1982). В 1985 по его же рукописи был напечатан "Чин погребения". После смерти Г. его архив был передан И. Н. Заволоко.

·        Лит.: Е, И., "Маститый юбиляр", СЦК 1957, с. 103. И. Морозова
Категория: Г | Добавил: - (2008.05.09)
Просмотров: 1144

Copyright MyCorp © 2017