Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Воскресенье, 2017.11.19, 21:33
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » В

Высший (продолжение)

2) ВСС в Литовской генеральной области на оккупированной Германией террит. действовал с нояб. 1943 по июнь 1944. 18 нояб. 1943 в К. состоялось совещание наст. и представителей стар. общин, избравшее ВСС во главе с Б. Пимоновым из быв. членов ЦСС Литвы и быв. членов ВСС в Польше (Вил. край), избранных еще на соборах (съездах) в К. и Вил. Его участники решили обратиться к немецким властям с просьбой о реорганизации управления СЦ. Б. Пимонов был уполномочен просить рейхскомиссара восстановить ВСС на "прежних соборно-канонических основаниях", включив в его состав быв. членов ЦСС Литвы и ВСС в Польше, подтвердить церк. устав в "духе Статута, установленного стар. собором в Вил. в 1925 г." Постановлением рейхскомиссара от 28 янв. 1944 ВСС в Литов. генеральной обл. был восстановлен. 23 февр. состоялось первое заседание ВСС, на кот. присутствовало 20 чел. Участники почтили память насильственно вывезенных сов. репрессивными органами мн. видных стар. деятелей (об их дальнейшей судьбе тогда ничего не было известно), избрали постоянный президиум ВСС в составе: Б. Пимонов (предс), наст. Н. Козловский (зам. предс), И. Романов (секретарь), наст. И. Никитин, С. Калинин и Е. Ерин. Было решено ввести для прихожан символические членские взносы, поскольку этот сбор был единственным финансовым ист. ВСС; предусматривалась программа религ.-просвет. деятельности в школах и молодежных кружках; восстанавливалась должность школьного инспектора. Пленум поручил президиуму приступить к изд. необходимых учебных пособий и своего печатного органа. В первой пол. 1944 активнее действовал ДС во главе с наст. Н. Козловским. Руководство СЦ пыталось решить ряд вопросов, возникших в период войны: поиск наст. для стар. общин, не имеющих пастырей, возобновление связей со стар-дцами, проживающими на террит. всего Остланда, помощь стар-дцам, вывезенным в Германию, участие в судьбе многочисленных рус. стар-дцев из Сувалкского края, рус. беженцев из Рос. и полосы военных действий в Литве. Однако с приближением сов. войск предс. ВСС Б. Пимонов снова эмигрировал на Запад. После занятия сов. войсками террит. Литвы во втор. пол. 1944 на смену этому ВСС пришел ВСС в Литов. ССР.

·        Ист.: Вестник бюро поверенного по делан русского населения Литовской генеральной области (1943—1944 гг.). Лит.: Gumuliauskaitė 1999, 2 sk.

 

3) ВСС в Литовской ССР - орган управления СПЦ между соборами, действовавший в Литов. ССР с окт. 1944 по март 1990; в настоящее время работает в Литов. Республике (с февр. 2002 - Высший Совет ДПЦ Литвы). Перенял полномочия от ВСС в Литов. генеральной обл. и ранее действовавших ВСС в Польше и ЦСС Литвы на террит. Литов. ССР (с Вил. и Клайпедским краями); до конца 1980-х был единственным дух. центром поморцев в СССР, фактически опекавшим несколько сот поморских общин. Летом 1944 сов. войска заняли большую часть террит. Литвы, началась втор. сов. оккупация. 11 окт. 1944 Вост. СЦ в Литов. ССР, не имеющая дух. иерархии, по просьбе и. о. предс. ВСС наст. Ф. С. Кузнецова зарегистрирована уполномоченным СДРК при СНК Литов. ССР. В то время она объединяла 74 стар. общины с 66720 верующими (по др. данным до 88 тыс. чел.). 21-23 окт. 1944 по инициативе ВСС в Вил. прошел съезд наст. и представителей стар. общин Литвы, а также Латвии, Бел. и Москвы. Был утвержден штат служащих ВСС. В состав ВСС в Литов. ССР вошли 14 чел.: зам. предс. наст. Ф. С. Кузнецов (после ареста Романова в 1948 стал предс. ВСС), наст. К. общины Н. И. Козловский, И. Ф. Романов (секретарь, позже недолгое время предс. ВСС), наст. Аукштакальняйской общины И. И. Никитин, наст. Юргелишкской общины И. С. Мажуто, наст. Укмергской общины А. К. Рыбаков, Н. П. Бартошкин (дер. Порынга, Швечёнский у.), Е. А. Прокофьев (Вил.), Е. Ф. Ерин (дер. Герейши, К. у.), А. Ермолаев (Вил.), M. E. Бирюлин (Видзы, Бел.), К. Хохлов (Зарасайский у.), И. П. Гусаров (мест. Иодзи, Шяуляйский у.), П. И. Петров (дер. Ремейки, Шяуляйский у.). ДС состоял из шести наст.: Н. И. Козловский, Ф. С. Кузнецов, М. П. Шалкин, С. Соколов, К. Ф. Рыбаков, Е. Я. Ранцев. В РК были три чел.: наст. Е. Я. Ранцев, Е. Ф. Рыбаков, И. А. Безпалов. Позже этот состав ВСС и ДС менялся. В дек. 1944 в Вил. состоялся пленум ВСС в Литов. ССР, избравший нового предс. ВСС И. Ф. Романова. В 1945 инспектором, позже секретарем ВСС избран И. И. Егоров. Стремясь способствовать единению поморцев в СССР и с согласия стар-дцев др. краев, 11 апр. 1945 втор. пленум ВСС в Вил. принял решение расширить свою деятельность среди стар-дцев в Прибалтике и Бел., дополнить состав ВСС представителями этих регионов. Пленум также постановил просить СДРК в Москве восстановить во всех правах Всероссийскую СЦ, не имеющую дух. иерархии, утвердить ее устав (принятый Всепольским съездом стар-дцев в Вил. в 1925, тогда же заново принятый с дополнениями) и законное, каноническое руководство из числа быв. членов последних управлений СЦ, существовавших на террит. Рос. гос-ва. Однако эти просьбы не были удовлетворены. Более того, сов. власти резко воспрепятствовали объединению стар-дцев-беспоповцев в СССР, запретили предс. ВСС в Литов. ССР И. Романову посещать стар. общины за пределами Литвы, в 1945—1947 ограничивали возможность проведения заседаний ВСС в Вил. Власти национализировали имущество церк. орг-ций и передавали здания храмов в долгосрочную аренду (закон от 19 июня 1948). Началась перерегистрация религ. общин, что было равносильно уничтожению автономии СПЦ и на практике привело к закрытию мн. стар. общин и изъятию храмов. Стремясь усилить контроль за религ. жизнью стар-дцев, власти в 1948 вынудили предс. ВСС в Литов. ССР Романова оставить свою должность, обвинив его в финансовых злоупотреблениях. В 1950 он осужден за антисов. деятельность и сослан в Сибирь. В конце 1940-нач. 1950-х были арестованы и сосланы др. члены ВСС в Литов. ССР, наст. и церк. активисты. Среди них - В. Прозоров (повторно), наст. А. Волков, наст. К. Ф. Рыбаков и др.

 

Однако даже после резкого ограничения деятельности ВСС в Литов. ССР, ссылки его предс. И. Ф. Романова и некот. членов ВСС, а также ряда наст., руководящий орган СПЦ продолжал работу и в тяжелых условиях коммунист. режима опекал стар. общины Литвы. Не имея возможности в это время созвать представительный съезд (до 1966), ВСС в Литов. ССР и РК отчитывались за свою деятельность на объединенных заседаниях президиума ВСС и ДС (5-6 мая 1948), съездах наст. и представителей общин Литвы (27 янв. 1952) или пленумах ДС и ВСС в Литов. ССР (18-19 июля 1954, 1 марта 1956, 8 мая 1958). В 1948-1965 предс. ВСС в Литов. ССР был наст. Вил. общины Ф. С. Кузнецов, быв. до того зам. предс, а также предс. ДС, и занявший этот пост после ухода И. Ф. Романова. Фактически во главе руководящего органа СПЦ Литвы был заслуженный, но менее активный (тогда ему исполнилось 79 лет), более уступчивый и, видимо, более просоветски настроенный лидер. 5 мая 1948 ДС и члены президиума ВСС приняли ряд постановлений по каноническим, богослужебным и церк.-обществ. вопросам. Среди них -неоднозначное постановление об отношении СПЦ к откровенно и грубо антирелиг. сов. власти, согласно кот. "на основании Священного Писания Старообрядческая Церковь, не имеющая трехчинной духовной иерархии, советскую власть признавала и признает богоустановленной властью", а верующие должны приносить "усердные молитвы за предержащую власть Богу", "охотно повиноваться и оказывать уважение и покорность властям" и т. д. Было решено в дни гос. праздников в храмах совершать молебствия за сов. власть, издать СЦК на 1949, но власти конфисковали уже вышедший тираж. Видимо, атмосферой страха можно объяснить неожиданное даже для сов. властей обещание руководства ВСС уполномоченному СДРК Литвы Б. Пушинису летом 1948, что по экон. причинам закрыть 24 и оставить действовать лишь 50 стар. общин в Литве и зап. Бел. Позже ВСС под давлением СДРК отчасти выполнил свое обещание: в 1952 было закрыто 5 маленьких общин Литвы, присоединенных к ближайшим стар. общинам (напр., Калбутишкская, Абелорагская, Фермо-Роговская и др.). 27 янв. 1952 в Вил. состоялся съезд наст. и представителей общин Литвы; присутствовало 38 наст., а также предс. советов общин и верующие. Съезд рассмотрел вопросы об отношении СПЦ к движению за мир, изд. СЦК (регулярно начал выходить с 1954) и богослужебных книг, объединении СПЦ и учреждении Всероссийского или Прибалтийского ВСС в Вил. (постановление, как и аналогичные решения предыдущих съездов, не выполнено), также ряд вопросов канонического и богослужебного характера; было благословлено 9 новых наст. Литвы.

 

После 1953 и особенно после 1956 сов. режим смягчился, хотя оставался тоталитарным. Прекратились массовые депортации жителей Литвы, во время кот. пострадали сотни рус. стар-дцев, утихло литов. партизанское движение, несколько ослаб абсолютный идеологический контроль. В этот период в деятельности ВСС в Литов. ССР преобладало несколько тенденций: 1) приспособление к сов. режиму, выразившееся в декларациях лояльности к сов. власти, уступках давлению со стороны властей и поддержке так наз. движения за мир; 2) выживание -в усилиях по сохранению руководящих органов СПЦ и большинства общин, обеспечению, насколько это было возможно, дух. опеки общин, восстановлению того, что было утрачено или запрещено в период сов. власти: выпуск богослужебных книг и церк. период. изд., проведение курсов по подготовке наст. и пр.; 3) стремление объединить поморские, а также федосеевские общины СССР, дух. опекая их и приглашая их представителей на соборы СЦ в Вил. Участники объединенного заседания ДС и пленума ВСС в Литов. ССР 18—19 июля 1954 утвердили отчет о деятельности ВСС за 1952-1953, отчет РК за этот период, приняли резолюцию по докладу управляющего делами ВСС И. И. Егорова о борьбе за мир: "долг каждого истинного старообрядца быть с теми, кто хочет мира и защищает мир", "укреплять верующих людей в сознательном отношении к общеполезному труду на благо нашей Родины и мира". На этом заседании также присутствовали три наст. из Латвии, два наст. из Бел. и предс. совета Московской поморской общины. 1 марта 1956 пленум ВСС в Литов. ССР и ДС принял решения по ряду канонических и богослужебных вопросов (о внутреннем распорядке в храме при совершении браков, о принятии брадобрийцев на исповедь и пр.) и обсуждал вопросы об устройстве семинарии или курсов для подготовки и переподготовки наст., изд. необходимых богослужебных книг и "Вестника ВСС в Литовской ССР" и пр. Обсудив и приняв соответствующие решения по церк.-религ. вопросам, 21 февр. 1963 пленум ВСС и ДС в связи с болезнью и преклонным возрастом 95-летнего предс. ВСС в Литов. ССР наст. Ф. С. Кузнецова утвердил зам. предс. ВСС наст. И. И. Никитина замещать "на случай его болезни или в случае смерти по всем дух. вопросам и делам Духовного Суда"; на управляющего делами ВСС И. И. Егорова возложено управление делами ВСС за предс. ВСС по всем гражданским вопросам как во время болезни наст. Ф. С. Кузнецова, так и в случае его смерти. Выслушав доклад о ремонте храмов в Литве, этот пленум признал, что среди 56 в хорошем состоянии находятся 28 храмов, в посредственном - 16 и требуют ремонта еще 12. После смерти наст. Ф. С. Кузнецова (• 21 окт. 1965) 25 окт. 1965 объединенное заседание пленума ВСС и ДС избрало предс. ВСС в Литов. ССР и предс. ДС наст. И. Никитина. Кроме этих съездов, пленумов ВСС и заседаний ДС, созванных президиумом ВСС в Литов. ССР, в 1945-1965 также проходили заседания президиума ВСС не менее 3-4 раз ежегодно, на кот. рассматривались текущие вопросы, связанные с управлением СПЦ.

 

Важным событием в послевоенной истории Церкви был съезд СПЦ, состоявшийся по инициативе ВСС в Литов. ССР в Вил. 14— 15 окт. 1966. Съезд был посвящен юбилею 300-летия со времени "непризнания Древлеправославной Старообрядческой Церковью новшеств патриарха Никона и сохранения староверия". Заседания проходили под председательством предс. ВСС наст. И. Никитина. В заседаниях участвовало 50 дух. о., мн. представителей от стар. общин Литвы, а также Латвии, Бел., Ленинграда, Москвы, Майкопа, Фрунзе и Барнаула. После 2-й мировой войны это был фактически первый представительный съезд стар-дцев Литвы при участии гостей из др. регионов СССР. Съезд фактически подтвердил полномочия ВСС в Литов. ССР и ДС как единственного руководящего центра СЦ (беспоповцев) в СССР, однако не избирал органов управления.

 

Следующее важное событие в жизни СЦ в сов. период состоялось через восемь лет -собор СПЦ 1974. В 1966-1974 у руля СПЦ практически оставался ВСС в составе десяти чел., а также пленумы ВСС в Литов. ССР совместно с ДС (12 членов) в составе 22 чел., строго контролируемые СДР. Местопребыванием ВСС был Вил. 21 февр. 1968 на заседании пленума ВСС в Литов. ССР И. И. Егоров был избран предс. ВСС, а наст. И. Никитин стал зам. предс. ВСС. После съезда СПЦ 1966 в Вил. вырос авторитет ВСС в Литов. ССР. В конце 1960-х ВСС в Литов. ССР объединял 56 поморских общин Литвы (43 наст., 58 662 прихожанина), вообще же дух. опекал (но не решал административно-обществ. вопросов) более 250 беспоповских общин в СССР, в т. ч. федосеевские и спасовские общины. ВСС по просьбам мн. стар. общин отсылал им, насколько это было возможно, ежегодные церк. календари, венчики, нательные кресты, разрешительные молитвы и т. п. В 1966-1974 состоялось шесть заседаний ДС; обсуждалось ок. 300 канонических и богослужебных вопросов, решено 95, а более важные вынесены на обсуждение собора. ДС в лице его предс. наст. И. Никитина ежегодно отвечал на сотни писем стар. общин и стар-дцев по разным вопросам канонического и богослужебного характера. В 1968 ВСС издал "Старообрядческий церковный служебник" (в трех частях), послуживший внедрению единообразия в чине крещения, покаяния, бракосочетания и молитвословия в дни гос. праздников. Популярным в стар. общинах был СЦК (содержал и богослужебный устав), ежегодно издаваемый ВСС совместно с РГСО, Московской поморской и федосеевской общинами.

 

20 июля 1970 по приглашению митрополита Никодима предс. ВСС И. И. Егоров, предс. ДС наст. И. Никитин и предс. РГСО Л. Михайлов встретились с ним в Ленинграде и беседовали о развитии контактов обеих Церквей, совместной миротворческой деятельности, книжной справе патриарха Никона и клятвах Московского собора 1666-1667. В конце 1971 предс. ВСС в Литов. ССР в качестве гостя принял участие в поместном соборе РПЦ в Москве. Благодаря стараниям митрополита Никодима, РПЦ на этом соборе отменила анафемы, лежащие на стар-дцах с 1667. Их обряды признавались такими же "равночестными" и спасительными, как и новые, "никонианские". Реакция СПЦ на деяние РПЦ об отмене клятв, опубликованная в СЦК (1972), сводилась к следующему: стар-ство всегда считало и считает клятвы незаконными и ничтожными, поэтому для него этот акт не имеет значения и не является поводом для соединения; однако СПЦ должным образом оценила этот шаг РПЦ, устраняющий взаимную отчужденность и неприязнь, создающий предпосылки для лучшего взаимопонимания.

 

14 июля 1974 ВСС в Литов. ССР созвал в Вил. собор СПЦ. Собор признал труды и деятельность ВСС в Литов. ССР и ДС СПЦ за прежнее время и за отчетный период "положительной и правильной". И. И. Егоров был единогласно избран предс. ВСС. Был избран новый состав ВСС в составе десяти чел. (вместе с предс): наст. И. Никитин, наст. Видзовской общины П. Бирюлин, наст. Лукашовской общины 3. В. Зубков, наст. Вил. общины Н. О. Прусаков, наст. Вил. общины А. В. Бояров, иконописец И. И. Михайлов, наст. Зарасайской общины А. Г. Зенков, наст. Сипайлишкской общины Г. Л. Лещов, наст. Укмергской общины П. И. Петров. В состав ВСС вошли в основном представители стар. общин Литвы, поскольку власти настаивали на том, чтобы деятельность ВСС ограничивалась только террит. Литов. ССР. Предс. ДС избран К. наст. И. Никитин. ДС составили 12 членов.: наст. 3. В. Зубков, наст. M. E. Бирюлин, наст. И. Т. Абрамов (РГСО), наст. Н. О. Прусаков, наст. Г. Л. Легензов (Клайпедская община), член Московской поморской общины П. Н. Хвальковский, наст. И. А. Соколов (Рез. община), наст. М. И. Баранов (Таллинская община), наст. С. Т. Скоробогатов (Радвилишкская община), наст. Е. И. Кудряшов (Мостищанская община, Бел.), наст. Вит. общины В. И. Красиков (• 1981). Предс. РК стал наст. 3. В. Зубков (• 1981). Этот состав ВСС и ДС (с изменениями) работал до собора СПЦ 1988.

 

В 1974-1988 состоялось не менее восьми заседаний пленума ВСС и ДК: 30 мая 1976, в окт. 1977, в июле 1980, 20 июля 1982, в янв. и июнь 1985, в мае 1987, июле 1988. В этот период на практике продолжалось прямое вмешательство гос-ва в дела СПЦ, контроль за деятельностью ВСС в Литов. ССР, прежде всего со стороны СДР в Литов. ССР, стремившегося ограничить деятельность ВСС, ослабить влияние постановлений собора на стар. общины, подчинить себе ВВС. Видимо, поэтому руковод. ВСС, приспосабливаясь к коммунист. режиму, неоднократно публично заявляли о приемлемости и поддержке внутренней и внешней политики сов. прав-ства, свободе религии в стране, призывали верующих быть лояльными, исполнительными и активными гражданами. Руководство ВСС стремилось к бесконфликтным отношениям с сов. властями. Однако ВСС в Литов. ССР в условиях жесткого законодательства в области свободы совести и антирелиг. политики активно заботился о сохранении стар. традиций и развитии религ. жизни СПЦ. В 1974 в одном из отчетов уполномоченный СДР в Литве писал, что постановления собора СПЦ 1974 не что иное, как попытка, "прикрываясь позитивными решениями, продолжать борьбу за дальнейшее выживание Церкви". 24 июля 1980 в Вил. состоялось совещание наст. по вопросу сов. законодательства в области религии, на кот. выступил зам. уполномоченного СДР Литвы А. Мурников. В своем докладе предс. ВСС И. И. Егоров отметил, что все стар. общины Литвы "не нарушают сов. законодательство по религиозным культам, уважают сов. законы, свободно совершают в храмах богослужения и церковные требы". 20 июля 1982 на заседании ВСС в Литов. ССР и ДК кооптированы новые члены ВСС, ДК и РК на место девяти умерших (в течение последних трех лет). В состав членов ВСС избраны: предс. Московской Преображенской общины М. Чуванов (заочно), член К. общины П. И. Никитин, член Вил. общины В. И. Егоров. В состав ДК избраны: Л. С. Михайлов, наст. Укмергской общины Н. Васильев, наст. Москвинской общины Ф. Макаров (Латвия). В состав РК избраны наст. А. А. Екимов, наст. Рез. общины И. А. Соколов и наст. А. М. Кудряшов.

 

Особенно важным был вопрос о подготовке наст. и уровне их богослужебных навыков. В 1970-1980-х число наст. в Литве непрерывно сокращалось: ок. 1970 на 56 общин приходилось 42 наст., в 1988 на 52 (по др. данным 49) общины - 14. В 1981 ВСС планировал открыть хотя бы кратковременные дух. курсы для подготовки наст. Однако, по мнению уполномоченного СДР Литвы, это было неосуществимое стремление. Вопрос о подготовке наст. неоднократно обсуждался на заседаниях ВСС. В 1982 было решено обратиться к наст. больших стар. общин, чтобы те отобрали из числа причетников кандидатов на должность наст., и отправили их в РГСО для прохождения специальных дух. курсов. В 1984 ВСС в Литов. ССР совместно с РГСО вынашивали идею открытия подобных семинарских курсов, но в то время осуществить ее не удалось (в 1989 дух. курсы начнут действовать при РГСО).

 

ВСС в Литов. ССР оставался дух. центром стар-дцев-беспоповцев в СССР: продолжалась регулярная обширная переписка, в Вил. приезжали делегации беспоповцев из др. регионов страны, здесь благословлялись некот. наст. и пр. В 1976 ВСС в Литов. ССР получил 913 писем от разных стар. общин, а отправил 1263. Это свидетельствовало о стремлении ВСС дух. опекать поморские общины в СССР и настораживало СДР Литвы. На регулярно созываемых заседаниях ВСС постоянно участвовали представители стар. общин Латвии, Бел., Эстонии и Рос. По подсчетам уполномоченного СДР Литвы, в 1982 ВСС опекал ок. 360 общин в СССР. В ВСС по разным вопросам обращались некот. зарубежные общины Польши, США, Румынии и т. д. Однако авторитет ВСС в Литов. ССР среди беспоповцев страны не был безоговорочным. Часть дух. о. критически относились к сближению руководства СПЦ с иерархами РПЦ. В 1983 даже поступили предложения созвать новый собор СПЦ. Появилось напряжение и в отношениях между ВСС и руководством РГСО, стремившейся стать руководящим центром поморцев в Латвии и за ее пределами. В 1988 РГСО, Московские и Ленинградская общины выступили с предложением создать в Москве новый религ. центр - Центральный Совет СПЦ, на что последовал резкий отказ со стороны ВСС в Литов. ССР.

 

Тысячелетие Крещения Руси обозначило важное изменение сов. политики в отношении религии. 31 июля 1988 в Вил. по инициативе ВСС в Литов. ССР торжест. прошел собор СПЦ. До и после собора прошли юбилейные торжества во мн. поморских общинах - Р., Д-пилса, Муствеэ (Эстония), Москвы и др. Они не сводились лишь к красочным празднованиям. Постановления собора СПЦ 1988 были разумными, дельными и впервые за мн. годы открыто поднимали вопросы, касающиеся будущего СПЦ, дух.-нравств. состояния общества и активного участия верующих в социальной жизни. На соборе был избран новый состав ВСС и ДК. Предс. ВСС переизбран И. И. Егоров, членами стали еще десять чел.: предс. ДК наст. И. И. Никитин, наст. Вил. общины Н. О. Прусаков, наст. Клайпедской общины Г. Л. Легензов, наст. Вил. общины А. В. Бояров, наст. Радвилишкской общины А. М. Кудряшов, наст. Укмергской общины В. Н. Васильев, наст. Видзовской общины M. E. Бирюлин, предс. Вил. общины Е. Поташов, член К. общины А. Никитин, член Вил. общины И. Михайлов. Предс. ДК переизбран наст. И. И. Никитин, членами стали наст. (всего 12 чел.): Н. О. Прусаков, Г. Л. Легензов, А. А. Ефимов (Паневежская община), M. E. Бирюлин, А. А. Соколов (Вит. община), Ф. И. Макаров (Д-пилсская община), К. Н. Кукушкин (Куйбышевская община), Е. С. Лепёшин (Московская община), К. М. Вишняков (Единецкая община), М. И. Баранов (Таллиннская поморская община), А. В. Бояров, также зам. предс. Московской поморской общины П. Н. Хвальковский. РК составили предс. наст. А. А. Ефимов и два члена- наст. А. М. Кудряшов, наст. Ф. И. Макаров.

 

Деятельность обновленного ВСС в Литов. ССР началась в период, когда сов. строй пришел в упадок. Настойчивое стремление СПЦ наполнить конкретным содержанием тезис о "свободе совести и вероисповедания" уже не встречал упорного сопротивления со стороны гос-ва. Помимо ВСС в Литов. ССР, целый ряд общин и вновь созданных в 1989 дух. центров — Центральный Совет ДПЦ Латвии и Рос. Совет ДПЦ - действовали в этом направлении. Впрочем, ВСС в Литов. ССР возглавляли пожилые и не столь активные люди, кот. к тому же можно было обвинить в сервилизме. Тем не менее, церк. жизнь в Литве оживилась: увеличился приток верующих в Церкви, начали воссоздаваться стар. общины, восстанавливаться храмы, ВСС готовился издавать журнал "Китеж-Град" (1990), и т. п.

 

После восстановления независимости Литвы 11 марта 1990 на смену ВСС в Литов. ССР пришел ВСС Литов. Республики.

 

Издательская деятельность. В сов. период СПЦ имела в издательской деятельности, как и в вероучительной области, очень ограниченные возможности. По крайней мере до 1986-1987 сов. гос-во грубо вмешивалось и в эту сферу церк. деятельности, а СДР (и КГБ) был аппаратом активного ограничения и контроля за издательской деятельностью ВСС в Литов. ССР. Ежегодный "Старообрядческий церковный календарь" был единственным (до нач. 1990) период. изд. СПЦ (и федосеевцев) в СССР, поэтому в какой-то мере выполнял роль религ.-культурного журнала. Обычно СЦК издавался тиражом в 5 тыс. экз., иногда — в 7 тыс. (1989). В 1949 и 1954-1991 вышло 40 номеров (столько же вып.). Хотя круг читателей СЦК состоял гл. обр. из поморцев и федосеевцев -жителей СССР и стар-дцев балтийских стран, вновь присоединенных в 1944-1945 к СССР, в 1970-1980-х журнал распространялся и среди беспоповцев в Польше, США и Бразилии. Кроме того, в 1956 ВСС планировал издавать журнал "Вестник ВСС" (не вышел).

 

В нач. 1980-х ВСС выступил перед властями с инициативой изд. журнала "Древлеправославный старообрядческий вестник". Однако уполномоченный СДР в Литве в 1984 не позволил осуществить это намерение руководства СПЦ. С послевоенного времени до конца 1980-х, гл. обр. в 1970-1980-х, был напечатан ряд богослужебных книг, восполнивших существенную нехватку этих необходимых книг в стар. общинах, и "Постановления собора Старообрядческой Поморской Церкви Христовой (1974 год), сост. И. И. Егоров" (Вил., 1975). В 1968 президиум ВСС издал "Старообрядческий церковный служебник". Новый этап издательской деятельности ВСС начался с установлением в нач. 1980-х деловых отношений с Издательским отделом Московской Патриархии, возглавляемым тогда архиепископом Волоколамским Питиримом, проф. Московской Дух. академии. В результате сотрудничества было издано для ВСС в Литов. ССР несколько богослужебных книг в хорошем полиграфическом исполнении. Среди них - "Служба Святой Пасхи Христовой" (1981), "Сборник знаменных песнопений" (1985), составленный Егоровым, наст. Никитиным и Романовым, "Чин погребения" (1985; две последние прекрасно изданы в уставных традициях СПЦ), "Старообрядческий молитвослов" (Вил., 1988), и др. В конце 1980-х к печати готовилось еще несколько книг, но после распада СССР они не вышли. В нач. 1990 вышло первое иллюстрированное изд. ВСС в Литов. ССР - первый номер журнал "Китеж-Град ".

·        Ист.: Материалы ВСС в Литовской ССР; Материалы собора 1966; Постановления и доклады 1966; СЦК 1949, с. 77-78; СЦК 1957, с. 100; СЦК 1966, с. 22; СЦК 1977, с. 74; СЦК 1981, с. 79-80; СЦК 1983, с. 81; СЦК 1986, с. 57; СЦК 1987, с. 57; LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 202; LVA. F. R-181. Ар. 3. B. 17.L.28;LVA.F.R-181.Ap.3.B. 107. Лит.: Деяния собора 1991; СЦК 1967, с. 84-85; СЦК 1989; Jasionis 2003, р. 25-37. Г.П.

 

4) ВСС в Польской Народной Республике (ныне в Польской Республике) действует с 1983 и опекает 4 поморские общины, быв. (кроме Войновской) в 1925-1939 под опекой ВВС в Польше. ВСС в составе 14 чел. избран на первом после 2-й мировой войны соборе Восточной Старообрядческой Церкви, проходившем 28 июля 1984 в дер. Габовы-Гронды Сувалкского воеводства. Предс. ВСС стал наст. Тимофей Филиппов, а почетным предс. - ученый и благотворитель из Франции Л. Пимонов, родственник быв. руковод. Восточной СЦ в Польше до 2-й мировой войны. В 1984 принятый на этом соборе устав Восточной СЦ был утвержден польск. прав-ством. Л. Пимонов создал "Фонд имени рода Пимоновых" (1985) в Сувалках, чем не только морально, но и финансово помог сплочению стар-дцев Польши. ВСС объединил четыре поморские общины Польши: Габово-Грондскую, Сувалкскую, Водзилковскую и Войновскую с общим количеством верующих ок. 2000 чел. В 1986 ВСС на средства фонда издал две книги: "Азбуку для начального учения" (репринт рижск. изд. 1915) и "Старообрядческий учебник по Закону Божию" (переиздание двинского учебника). Благодаря щедрым пожертвованиям Л. Пимонова в Сувалках построен обществ. дом в древнерус. стиле для помещений ВСС в Польше. В этом же доме находится конференц-зал и квартира наст. Важным событием СПЦ в Польше был созыв по инициативе ВСС двух очередных соборов Восточной СЦ в 1988 и 1993. В Сувалках 31 июля 1988 состоялся поместный собор (съезд) Восточной СЦ в Польше, посвященный юбилею Тысячелетия Крещения Руси. Был переизбран ВСС в Польше, в состав кот. вошло 16 членов, предс. вновь стал наст. Т. Филиппов; также избраны ДС и РК. На соборе 1993 название ВСС изменено на Высший Совет Восточной СЦ (иногда называется ДПЦ) в Польской Республике. Предс. ВС Восточной СЦ избран Сувалкский наст. Феодосий Лазаревич Новиченко. Высший Совет Восточной СЦ в Польше вошел в Международный Совет ДПЦ. Острую тревогу вызывало состояние женского Войновского монастыря (с жилыми и хоз. постройками, земельной собственностью), где жили две инокини престарелого возраста (к тому времени старше 90 лет). Выкупив часть имущества, принадлежащую совладельцу, можно было бы создать условия для проживания не менее 20 чел. В сер. 1990-х ВС обращался к стар-дцам Рос. и др. стран с просьбой найти желающих подвизаться иноческому житию в монастыре.

 

15 сент. 2002 в Сувалках состоялся собор Восточной СЦ в Польше, на кот. был переизбран ВС. В его состав вошли предс. Василий Алексеевич Яфишов, зам. предс. Мечислав Терентьевич Капланов, зам. по внешним связям Василий Феодосиевич Новиченко, зам. по образованию Зиновия Мироновна Федорова, секретарь Петр Буланов. Собор отстранил и. о. наст. в Сувалках Иоанна Персианова (покинул пост в дек. 2002). С янв. 2003 и. о. наст. Сувалкской общины приглашен Иван Иванович Рыбаков (наст. Борисовской общины, Бел). Новый ВС принял решение войти в состав Единого совета ДПЦ и редакционной коллегии КДПЦ (Москва). Приняты решения о налаживании контактов с стар-дцами в др. странах (предшественники проводили изоляционистскую политику), о формировании библиотеки и закупке книг в Рос. (активно покупаются церк. календари, служебные и истор. книги), о ремонте храма и обществ. дома в Сувалках (построен 25 лет назад). По ходатайству ВС в янв. 2004 Рада Августовской гмины приняла решение о передаче здания пустующей с осени 2003 начальной школы в рус. староверческой дер. Габовы-Гронды (Августовский повет) в собственность Восточной СЦ в Польше за 30% от оценочной стоимости, что составило ок. 12 тыс. долларов. Быв. школа находится напротив стар. храма, поэтому после ремонта в ее здании планируется разместить канцелярию Высшего Совета, помещения "Фонда имени рода Пимоновых" и "Старообрядческого общества в Польше". Кроме того, планируется организовать постоянную экспозицию по истории стар-ства в Польше, кот. со временем может перерасти в музей, разместить библиотеку и т. д. Т. о., быв. начальная школа в перспективе может превратиться в поморский культурный центр в Польше. Одной из приоритетных задач является также обустройство в этом же здании приютов для стариков и для детей. Несколько стар. семей-попечителей оказали финансовую поддержку данному проекту.

·        Ист.: Хроника жизни старообрядчества (Древлеправославия), вып. 9-10, http://www.staroobrad.ru/ (апрель 2004 г.). Лит.: СЦК 1986, с. 58; СПЦК 1995, с. 52; КДПЦ 2004, с. 86-87; Jaroszewicz-Pieresławcew 1995, s. 58-60, 109. Г. П.

Категория: В | Добавил: - (2008.05.06)
Просмотров: 965

Copyright MyCorp © 2017