Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Понедельник, 2017.08.21, 04:46
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » В

Всероссийские - Выгореций

ВСЕРОССИЙСКИЕ СОБОРЫ ХРИСТИАН-ПОМОРЦЕВ, ПРИЕМЛЮЩИХ БРАК - два собрания брачных поморцев Рос. имп., созванные впервые в истории ДПЦ после раскола РПЦ в ХVII в. Прошли в храме в честь Воскресения и Покрова 2-й поморской общины в Токмаковом переулке в Москве в 1909 и 1912.

 

13-25 мая (по ст. ст. 1-12 мая) 1909 состоялся 1-й собор, названный современниками "Великим Собором" (Л. Ф. Пичугин). В Москву съехалось более 553 представителей поморских общин из 47 губ., в т. ч. 380 уполномоченных от общин и 100 чел. без полномочий. Предс. съезда был избран Л. Ф. Пичугин, товарищами (зам.) - Т. А. Худошин, И. И. Зыков (член дух. совета Зуевской общины, Московская губ.) и А. М. Пимонов; были избраны также 8 членов Совета Собора и 5 секретарей. Согласно соборному уложению, "Собор был созван ради обновления духовной жизни христиан и для разрешения насущных вопросов в жизни Церкви Христовой". В дек. (по ст. ст. 30 ноября и 1 дек.) 1908 и в марте (по ст. ст. 25-28 февр.) 1909 состоялись предсоборные совещания наст. и начетчиков в Москве. Была составлена программа собора на основании пожеланий высказанных "всею Церковью в присланных письмах со всех концов России". Тогда же по мн. вопросам были составлены предварительные мнения.

 

На семи заседаниях собора (всего их состоялось 13) в течение пяти дней рассматривались следующие вопросы: о созыве ежегодных соборов в Москве, о существе Церкви Христовой и Ее таинствах, о наст., о таинстве крещения и покаяния, о крестном знамении и молитве Исусовой, о таинстве брака, о погребении и поминовении усопших, о замирщении, брадобритии, употреблении табака, чая и пр., об иноверных, о порядке службы, о стар. училищах и учителях, об общинах, о храмах, иконах и кресте, об устройстве типографии и издании журнала и др. Всего на соборе было рассмотрено более 200 вопросов, касающихся мн. сторон церк. жизни. За время соборных заседаний было заслушано мн. сообщений, сделано 16 докладов, среди них: Л. Ф. Пичугин выступил с основным докладом "О существе Церкви Христовой и ее таинствах", он же зачитал еще два доклада "О всепагубном антихристе", "О святых пророках Енохе и Илие", И. И. Зыков - "Об антихристе и пророках Енохе и Илие", Т. А. Худошин — "О настоятелях и наставниках", его же - "О существе брака", Ф. П. Кондратьев — "О таинстве крещения и покаяния", Д. В. Батов - "О каноне брачного молитвословия", А. И. Волович — "Церковь и школа", И. У. Ваконья - "О старообрядческих училищах и учителях" и др.

 

По большинству из обсуждавшихся вопросов собор принял решения, изложенные в "Уложении Собора", кот. были призваны быть практическим руководством для наст., причетников и мирян в церк. и личной повседневной жизни. Собор подтвердил гл. положения вероучения ранних беспоповцев о пришествии дух. антихриста, о неприятии священства. Было вынесено постановление о статусе наст. как дух. руководителей общины, "достойных всякой чести и почитания" (собор счел их стоящими выше "простецов"; на 2-м соборе такая формулировка была изменена, см. Наставник), о совершении поморцами трех таинств: крещения, покаяния и брака (см. Бессвященнословный брак). Собор также постановил возродить дух. просвещение среди поморцев: открывать нач. школы, учредить училище для начетчиков, печатать богослужебные книги, учительную лит., выпускать период. издания и пр. Некот. вопросы остались неразрешенными - их рассмотрение было перенесено на 2-й собор, намеченный через два года в Москве, т. е. в мае 1911 (состоялся в сент. 1912).

 

На одном из заседаний собора (18 мая) был избран Совет Всероссийских соборов и съездов поморцев, приемлющих брак. Состав Совета: предс. - Л. Ф. Пичугин, зам. предс. -Т. А. Худошин, И. И. Зыков и А. М. Пимонов, еще 11 членов и три секретаря. Образована ДК и ДС из 18 членов; создана также училищная комиссия (11 членов) и секретариат. Была послана депутация во главе с В. А. Горбуновым к московским федосеевцам с приглашением провести собеседование для выяснения причин, разделявших оба течения и, если возможно, при добром желании с обеих сторон, достигнуть единения. Приглашение провести беседу по каноническим вопросам, разделяющим стар-дцев, получили и поповцы белокриницкой иерархии.

 

Во время собора были проведены собеседования Л. Ф. Пичугина, Т. А. Худошина, И. И. Зыкова и др. с "австрийскими" (членами белокриницкой иерархии) и федосеевскими начетчиками. Со стороны последних приняли участие известный поповский начетчик Ф. Е. Мельников и федосеевец Д. С. Варакин. Этот первый в истории ДПЦ публичный и свободный обмен мнениями между поморцами и поповцами белокриницкой иерархии проходил с 20 по 24 мая в новой аудитории Политехнического музея при переполненном зале (вмещал 1 тыс. чел.). Стенограмма этих собеседований была издана отдельной книгой в Москве (см. "Беседы старообрядцев Л. Ф. Пичугина, Ф. Е. Мельникова и Д. С. Варакина 7-10 мая 1909 года". Москва, 1910). Широкая гласность соборных заседаний, подробно освещенных на страницах период. печати, привлекла внимание всего рос. общества. Оно впервые увидело, по словам одного издания, что "старообрядчество представляет не невежественную темную массу, как это внушалось с детства в школах и книгах, а тесно сплоченную Верой и знанием Церковь, идущую сознательно по пути божественных законов".

 

В 1909 Совет Всероссийских соборов и съездов поморцев издал книгу "Деяния Первого Всероссийского Собора христиан-поморцев, приемлющих брак, происходившего в царствующем граде Москве в лето 7417 от сотворения мира мая в дни с 1 по 12" (Москва, 7417), включающую запись заседаний, соборные постановления, доклады, сообщения, приветствия, снимки участников собора и др.

 

В сент. 1912 собрался 2-й Всероссийский собор под председательством Т. А. Худошина (в то время предс. 1-го собора Л. Ф. Пичугин тяжело болел), зам. предс. избраны К. И. Болобков (Самара), Ф. П. Кондратьев (Донская обл.) и Ф. Ф. Румянцев (Москва). Было избрано также 19 членов Совета собора, секретарь - Н. П. Ануфриев, делопроизводитель - В. З. Яксанов. По сравнению с 1-м собором программа 2-го собора значительно расширилась. На заседаниях собора рассматривались вопросы о значении поморских соборов, о правах и обязанностях дух. о., о . различных нарушениях церк. правил, о законности браков, совершаемых вне Церкви, об увековечивании памяти скончавшихся деятелей и пр.

 

Собор уточнил формулировку о статусе наст.: "<...> Наставники, или духовные отцы И руководители, стоящие во главе христианских приходов, должны почитаться как не имеющие священнослужительской степени, нерукоположенными пастырями Церкви. Духовные права и обязанности наставников определяются Священным Писанием, до нерукоположенных пастырей относящихся, и обычаем, оставленным Церкви блаженной памяти предками нашими. Избрание народное и благословение отца духовного на служение Церкви возводит наставника на почетное и первенствующее место в приходе <...>". В связи с воззванием к стар-дцам архиепископа Антония по поводу предполагаемого снятия клятв собора 1667 2-й собор единогласно принял постановление о том, что "христиане-поморцы, находясь в Церкви Христовой, не имеют нужды ни в снятии недействительных клятв незаконного собора 1666 года, ни в Единоверии, чуждом Церкви Христовой". Делегаты собора обратили внимание на стар. иконописание и решили созвать съезд для обсуждения мероприятий по этому вопросу. Было постановлено содействовать изданию полезных книг и периодических изданий (в 1912 (1911) - нач. 1917 выходил поморский ежемесячный журнал "Щит веры", редактор-издатель В. З. Яксанов). Значительное место занял вопрос об увековечении памяти поморских наст., основателях Выго-Лексинского общежития и всего поморского течения. Признав заслуги стар-дцев в Поморье собор дал пример общецерковного поминовения тех, кто "положил душу свою за други своя", а также предложил приходам внести имена ряда видных церк. деятелей прошлого (напр., Д. В. Батова, А. А. Надеждина) в свои синодики для вечного поминовения в дни их смерти. На соборе с сообщением "Выговский монастырь в настоящее время" выступил знаток старины и иконописец Ф. А. Каликин, недавно вернувшийся из Поморья. Отметив состояние крайнего разрушения и запустения остатков Выго-Лексинского общежития, выступающий призвал стар-дцев принять меры к увековечению памяти отцов староверия, сохранению материальных памятников прошлого. Собор постановил советам 2-й московской и петербургской общин собрать сведения о положении быв. обители и обратиться с прошением к властям о передаче в их ведение Выго-Лексинского общежития вместе с кладбищами (1-я мировая война помешала осуществлению этих планов).

 

Предс. Совета Всероссийских соборов и съездов поморцев был избран Т. А. Худошин, кот. в 1923 преобразовал его в Высший Духовный Совет (действовал до 1930). Деяния 2-го собора были опубликованы и посвящены памяти Л. Ф. Пичугина, умершего вскоре после завершения его работы. Важным объединяющим этапом должен был стать 3-й Всероссийский собор 1914, но его проведению помешала 1-я мировая война.

 

В настоящее время решения этих двух соборов являются руководством для поморских наст. при решении канонико-догматических и религ.-нравств. вопросов. В последние годы Рос. Совет ДПЦ проводит подготовку к созыву 3-го Всероссийского собора.

·        Ист.: Деяния первого собора 1909. Лит.: Агеева Е. А., Мальцев А. И., Юхименко E. M., "Беспоповцы", Православная энциклопедия, т. IV: Афанасий-Бессмертие. Москва, б. г. [2002], с. 702-724; В. Н., "Пятидесятилетие Всероссийского собора старообрядцев (поморцев) (1909— 1959 гг.)", СЦК 1959, с. 115; Миролюбов Б. И., "90 лет Первому Всероссийскому поморскому собору (1909— 1999)", СПЦК 1999, с. 89-93; Никитин И. И., "Соборное начало в истории Христовой Церкви. К 60-летию Второго Всероссийского собора христиан-поморцев в Москве (1912-1972)", СЦК 1972, с. 45; Хвальковский А. В., "90 лет I собору старообрядцев-поморцев и созданию Совета соборов и съездов", КДПЦ 1999, с. 64-65; Хвальковский П. Н., "60-летие Первого Всероссийского собора христиан старообрядцев-поморцев (1909-1969 гг)", СЦК 1969, с. 161-162; Хвальковский П., "К 70-летию собора старообрядцев-поморцев", СЦК 1979, с. 74; Хвальковский П. Н., "К 70-летию второго Всероссийского собора христиан-поморцев в Москве", СЦК 1982, с. 73-74; Г.П.


ВСЕРОССИЙСКИЙ СОБОР ХРИСТИАН-ПОМОРЦЕВ, ПРИЕМЛЮЩИХ БРАК 1-Й И 2-Й, см. Всероссийские соборы христиан-поморцев, приемлющих брак.


ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ХРИСТИАН-ПОМОРЦЕВ - съезд собрался в 1917 в Москве в обстановке происходящих в стране революционных выступлений, в связи с чем оказалось невозможным проведение 3-го Всероссийского собора поморцев. На съезде было разработано и одобрено, "Положение о Церкви поморцев в России", предусматривавшее учреждение Высших Дух. советов и поместных (краевых, областных, республиканских) Дух. советов стар-дцев-поморцев. Фактически ДС были образованы позже, на заседании Совета соборов и съездов под председательством Т. А. Худошина в марте ] 923 в Москве и осуществляли свою деятельность до 1930. А. Безгодов


ВЫГО-ЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО - крупнейший центр стар-дцев-беспоповцев, положивший начало поморскому согласию; основан в окт. 1694 церк. дьячком из дер. Шунга Даниилом Викулиным и посадским чел. из Повенецкого рядка Андреем Денисовым. Названо по местоположению - Выговской пустыни, находившейся на сев.-вост. берегу Онежского озера по верхнему и среднему течению реки Выг. С конца 1670-х в этом отдаленном и труднодоступном р-не стали возникать отдельные скиты и поселения. Большая роль в организации стар. общежительства принадлежала монахам Соловецкого монастыря, покинувшим обитель во время Соловецкого восстания 1668-1676 и активно проповедовавшим древнее благочестие в Поморье: в частности, черному диакону Игнатию, соборным старцам Герману (Коровке) и Геннадию (Качалову), иеродиакону Пимину, Священноиноку Пафнутию. В 1680-е на Выг стали стекаться окрестные крестьяне; в 1691 пришли повенчане Петр Прокопьев, А. Денисов и Иван Белоутов, толвуянин Захарий Стефанов Дровнин с семьей и др. Первоначально в Выговской пустыни существовало два типа поселений: мирские (например, "становища" Емельяна Повенецкого и Д. Викулина) и скитские (основанные иноками). Осенью 1694 А. Денисовым и Д. Викулиным по благословению инока Корнилия на принципах общежитийного монастыря было основано Выговское общежительство, вскоре здесь была выстроена часовня во имя Богоявления Господня. В 1706 на реке Лексе основали женскую Крестовоздвиженскую обитель (ее первой настоятельницей стала родная сестра Андрея и Семена Денисовых Соломония). Для организации внутренней жизни основатели воспользовались уставами Соловецкой, Кирило-Белозерской, Троице-Сергиевой и Иосифо-Волоколамской обителей. Выговские источники прямо свидетельствуют о том, что общежитие и церк. служба на Выгу были установлены иноком Пафнутием по чину и уставу Соловецкого монастыря. Постепенно выговцы выработали свой собственный церк. устав, учитывающий вынужденное отсутствие священства (изд.: Устав: Круг вселетнаго богослужения поморскаго Выгорецкаго монастыря. Саратов, 1913).

 

Особенностью Выговского общежительства было то, что подавляющая часть насельников оставалась бельцами, даже первые наст. общежительства (братья Андрей и Семен Денисовы, Даниил Викулин, Петр Прокопьев (см. Петр Прокопиевич)) монашеского пострига не принимали. По переписи 1723 во всем стар. суземке числилось только 11 монахов. Подобная картина сохранялась и в дальнейшем.

 

Дисциплинарная часть устава, сложившаяся уже в первые годы существования киновии, получила письменную фиксацию в статьях, составленных Андреем и Семеном Денисовыми в 1720-1730-е. В общежительстве были обязательны неукоснительное соблюдение принципа раздельного проживания мужчин и женщин, постоянное присутствие на церк. службе, исполнение келейного правила, повиновение настоятелю, отказ от личного имущества; осуждались излишества в одежде, пище, украшении икон. Руководство повседневной жизнью пустыни осуществляли должностные лица, традиционные для монастыря киновийного типа: келарь, казначей, нарядник, городничий; круг их обязанностей также был закреплен уставом. В 1702 соборным постановлением было проведено разграничение организационных и дух. дел в руководстве общиной: первым киновиархом пустыни выбрали А. Денисова, дух. дела остались в ведении Д. Викулина. Вопросами церк. службы ведал уставщик (первым эту должность занимал Петр Прокопьев).

 

ВЛО стало главным идейным центром беспоповства. Здесь были выработаны, сформулированы и обоснованы гл. принципы этого вероучения: теория дух. антихриста, идея вынужденного отсутствия священства, выделение нужно-потребных таинств (крещения и покаяния) и обоснование канонической возможности их совершения "простецами", образование института дух. наставничества. Документальные ист. конца XVII в. свидетельствуют о сложившемся к этому времени на Выгу почитании новых стар. мучеников и их мощей, отсутствии моления за царя, существовании обряда причащения Богородичным хлебом, сложившейся практики крещения и погребения. В дискуссиях с федосеевцами, кот. вели в первые годы XVIII в. А. Денисов, Леонтий Федосеев и др. выговцы, получили обоснование гл. пункты разделения двух крупнейших направлений беспоповства: вопросы о браке, о "торжищном брашне" и о титле на кресте Христовом.

 

Первый, начальный период истории Выга длился до нач. 1710-х. Значительный рост численности жителей (в 1698 их насчитывалось ок. 2 тыс., помимо окрестных жителей это были выходцы из Москвы, Поволжья, Новгорода, Архангельска, Устюга Великого) и поддержка местных крестьян способствовали интенсивному экон. развитию общежительства. Уже к концу XVII в. оно располагало сложившимся обширным и многоотраслевым хоз.: были распаханы пашни по обоим берегам реки Выг; имелись значительные хлебные запасы, две мельницы, большое поголовье скота, организованы различные ремесла, рыбные и звериные морские промыслы на Кольском полуострове и в Поморье, торговля в Архангельске, Москве, Поволжье, др. городах, закупки хлеба в Поволжье и доставка его в северные р-ны, а позже в Петербург. Однако несмотря на активно разворачивающуюся хоз. деятельность, на протяжении первых двух десятилетий своего существования Выг еще не обрел истор. и дух. оседлости. Быстрому развитию ВЛО способствовало существенное изменение отношения гос-ва к стар-ству. Провозглашенная Петром I в 1702 веротерпимость дала возможность легализовать существование поморского центра, что было закреплено указом за подписью губернатора Ингерманландской губернии А. Д. Меншикова в сент. 1704. В 1705 выговцы были приписаны к Повенецкому заводу, Выговское общежительство признавалось самостоятельной хоз. единицей, имеющей выборного старосту и его помощника; была обещана защита от всякого "утеснения", что нашло подтверждение в указах А. Д. Меншикова и Петра I, данных выговцам 7 сент. 1705, 21 июля 1710, 12 мая 1711 и 5 марта 1714.

 

Переломным моментом в истории общежительства явились 1713-1717, когда во время заключения С. Денисова в новгородской тюрьме выговцы осознали себя как единое целое, свою преемственность по отношению к раннему стар-ству и значение общежительства как последнего оплота древнего благочестия. Отказавшись от планов переселения в др. места, поморские староверы окончательно связали свою судьбу с Выгом. Наступает новый период в истории общежительства (1717-1740) — период настоящего расцвета и наивысших достижений в дух. и культурной жизни, целиком связанный с деятельностью киновиархов Андрея (1702-1730) и Семена (1730-1740) Денисовых.

 

В структуру стар. суземка - заселенной стар-дцами террит. Выговской пустыни -входили два монастыря, мужской Выговский Богоявленский и женский Лексинский Крестовоздвиженский, с подворьями (женским на Выгу, носившим название Коровий двор, и мужским на Лексе), и окружавшие их 20 скитов, где допускалось проживание семьями. Руководящим органом являлся собор, состоявший из киновиарха, должностных лиц киновии и выборных от скитов. Соборными постановлениями оформлялось решение дух. и светских дел. К периоду расцвета ВЛО относятся и многочисленные хоз. достижения. Благодаря умелой и тонкой политике руководителей общежительство сумело упрочить свое официальное положение и, найдя сочувствующих в высших сферах власти, обезопасить себя от негативных последствий общегосударственной политики по отношению к стар-ству. Трудами первых киновиархов на Выгу был создан стар. центр с прочным экон. и общественным устройством, со мн. институтами дух. культуры: системой образования, книжным делом, лит., музыкой, декоративно-прикладным искусством. Особая заслуга Выга перед староверием заключается в том, что именно здесь были созданы основополагающие догматические сочинения, доказывающие истинность старой веры, и прежде всего "Поморские ответы" (1723).

 

Следующий период истории ВЛО (1740-1770-х) связан с деятельностью нового поколения наст. пустыни (Иван Филиппов, 1740-1744; Мануил Петров, 1744-1759; Никифор Семенов, 1759-1774; Алексей Тимофеев Киселёв, 1774—1780). При очевидном подъеме хоз. деятельности наблюдается снижение дух. потенциала общежительства и некот. упадок нравов. Крайне негативное влияние на внутреннюю жизнь ВЛО оказала почти пятилетняя работа следственной комиссии по доносу Ивана Круглого (1739— 1744). Под угрозой закрытия общежительства выговцы были вынуждены принять моление за царя, несогласные с таким компромиссом во главе со старцем Филиппом в 1737 покинули ВЛО, основав новое беспоповское согласие - филипповское.

 

С 1780-х начинается период возрождения Выга, обновления традиций и расцвета выговских художеств. Гл. заслуга в этом принадлежала киновиарху Андрею Борисову (1780-1791), при нем возродилась традиция торжественного поминовения первых киновиархов и почитания здравствующих наст.; получают развитие различные формы почитания благодетелей, создаются агиологические циклы, посвященные первооснователям пустыни. На 1780-1820-е приходится заметный расцвет Выговского искусства; к этому времени относится подавляющая часть культурного наследия Выга. Творческое развитие древнерус. традиций, выработка собственного стиля, получившего название поморский, во всех видах искусства и высочайший профессионализм позволяют говорить о Выговском наследии как об уникальном явлении в рус. культуре XVIII — XIX вв.

 

В экономике пустыни обнаруживаются негативные тенденции: уменьшается доля морских промыслов, собираемого урожая не хватает на пропитание братии, значительную роль начинают играть пожертвования (одними из самых крупных благотворителей стало семейство петербургских купцов Долгих); изменяются демографические показатели -начинают преобладать престарелые и женщины. Усилия Андрея Борисова по возрождению дух. жизни Выга были продолжены его преемниками: Архиппом Дементьевым (1791-1809), Кириллом Михайловым (1809-1825) и Петром Ивановым (1825-1830).

 

1830-е —1857 - заключительный период в истории ВЛО. Хотя в это время у руководства пустыни стоял такой известный деятель, как Ф. П. Бабушкин (1830-1842), однако жесткие меры по отношению к стар-ству правительства Николая I лишали ВЛО возможностей не только развития, но просто сохранения существующего положения. В 1828 было запрещено пополнение стар. монастырей и селений путем приписки людей в ревизию, в 1836 - именоваться отдельным обществом и приобретать на свое имя недвижимость, в 1837 — принимать беспаспортных и приходивших из др. губерний, в 1838 - переписка, распространение и продажа книг Выговского письма. В 1839 были ликвидированы пашенные дворы. В 1854 началось выселение общежителей, не приписанных по ревизии. В апр. 1856 были закрыты и запечатаны столовые-моленные на женской улице на Выгу и на мужской улице на Лексе, 7 мая 1856 -Выговская Богоявленская соборная часовня, 3 июня 1857 — лексинская Крестовоздвиженская соборная часовня.

 

Выговское общежительство дало начало всему поморскому согласию. Наст. пустыни заботились о распространении своего учения и основании поморских общин в различных р-нах Рос, в частности на Севере, в Сибири, Пермском крае, Петербурге, Москве. Поморцы мн. регионов Рос. именно на Выгу заказывали заздравные молебны и заупокойные службы по своим родственникам. В "Росписи панихидам", совершавшимся в Выговских часовнях в конце XVIII-нач. XIX вв., записаны целые семьи староверов из Москвы, Петербурга, Ярославля, Рыбинска, Петрозаводска.

·        Лит.: Есипов Г., Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. Санкт-Петербург, 1861, т. 1, с. 269—553; Филиппов И., История Выговской старообрядческой пустыни. Санкт-Петербург, 1862; Яковлев Г., "Извещение праведное о расколе беспоповщины", Братское слово, 1888, № 1-9; "Выго-Лексинский летописец", Братское слово. Москва, 1888, № 10, с. 795-815; Барсов Н., Братья Андрей и Семен Денисовы. Эпизод из истории русского раскола. Москва, 1866; Барсов Е. В., "Семен Денисов Вторушин, предводитель русского раскола XVIII в.", Труды Казанской духовной академии (Киев), 1866, февраль, с. 174-230; Июнь, с. 168-230; Июль, с. 285-304; Декабрь, с. 570-588; Барсов Е. В., "Андрей Денисов Вторушин как Выгорецкий проповедник", Труды Казанской духовной академии (Киев), 1867, т. 1 (январь-март), с. 243-263; т. 2 (апрель-июнь), с. 81-95; Барсов Е. В., "Уложение братьев Денисовых", Памятная книжка Олонецкой губернии за 1868-1869 г. Петрозаводск, 1869, ч. 3, с. 85-116; Барсов Е. В., Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. Санкт-Петербург, 1874; Смирнов П. С, "Выговская беспоповщинская пустынь в первое время ее существования (Особенности учения и важнейшие события)", Христианское чтение, 1910, т. 233, май-июнь, с. 638-674; Июль-август, с. 910-934; Смирнов П. С, "Лексинская беспоповщинская пустынь в первое время ее существования", Христианское чтение, 1910, февраль, с. 145—172; Март, с. 310-333; Дружинин В. Г., Словесные науки в Выговской поморской пустыни. Санкт-Петербург, 1911; Островский Д., Выговская пустынь и ее значение в истории старообрядческого раскола. Петрозаводск, 1914; Любомиров П. Г., Выговское общежительство. Москва; Саратов, 1924; Crummey R., The Old Believers and the World of Antichrist. The Vyg community and the Russian state. 1694-1855. Madison, Milwaukee, London, 1970; Понырко Н. В., "Кирилло-Епифаниевский житийный цикл и житийная традиция в Выговской старообрядческой литературе", ТОДРЛ, т. XXIX. Ленинград, 1974, с. 154-169; Соколовская М. Л., "Крестьянский мир как основа формирования Выговского общежительства", Старообрядчество в России (XVII-ХХ вв.). Москва, 1999. [Вып. 2], с. 269-279; Гурьянова Н. С, "Дополнение к "Истории Выговской старообрядческой пустыни" И. Филиппова", Публицистика и исторические сочинения периода феодализма. Новосибирск, 1989, с. 221-245; Куандыков Л. К., "Идеология общежительства у старообрядцев-беспоповцев Выговского согласия в XVIII в.", Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, 1982, с. 87—100; Куандыков Л. К., "Развитие общежительного устава в Выговской старообрядческой общине в первой трети XVIII в.", Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984, с. 51—63; Куандыков Л. К., "Выговские сочинения уставного характера второй половины XVIII в.", Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма. Новосибирск, 1986, с. 120-130; Юхименко E. M., "К вопросу о связях Сибири с Выгом и роли братьев Семеновых (новонайденное Слово о житии Иоанна Выгорецкого)", Источники по истории общественного сознания и литературы периода феодализма. Новосибирск, 1991, с. 227-229; Юхименко E. M., Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. Москва, 2002, т. 1—2; Неизвестная Россия: к 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. Каталог выставки. Москва, 1994; Культура староверов Выга: Каталог выставки. Петрозаводск, 1994; Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России: Сб. науч. статей и материалов. Санкт-Петербург, 2003; Расков Д. Е., "Принципы ведения торговли у старообрядцев: на материалах Выговской пустыни", Старообрядчество как историко-культурный феномен. Гомель, 2003, с. 239-247. Е. Юхименко


ВЫГОВСКАЯ ПУСТЫНЬ, см. Выго-Лексинское общежительство.


ВЫГОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ, см. Выго-Лексинское общежительство.


ВЫГОВСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО, см. Выго-Лексинское общежительство.


ВЫГОРЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ, см. Выго-Лексинское общежительство.


Категория: В | Добавил: - (2008.05.06)
Просмотров: 1824

Copyright MyCorp © 2017