Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Четверг, 2024.03.28, 16:11
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » В

Вселатвийские - всепольский

ВСЕЛАТВИЙСКИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ СЪЕЗДЫ. Ко времени образования самостоятельной Латвийской Республики стар-ство, перенесшее бремя 1-й мировой и гражданской войн с неоднократной сменой линии фронта и власти, представляло собой разрозненную, дезорганизованную массу, плохо разбирающуюся в условиях строительства новой государственности. С целью упорядочения деятельности общин, их объединения и создания представительного органа стар-дцев по инициативе совета Рез. Кладбищенской общины в нояб. 1920 был созван 1-й Вселатвийский съезд представителей как поморских, так и федосеевских общин "для совместного обсуждения гражданских прав общин, не касаясь религиозного их вопроса". В работе съезда принимали участие представители 65 общин. Съезд избрал ЦК по делам стар-дцев Латвии, определил его обязанности и характер деятельности. Предс. ЦК по делам стар-дцев Латвии был избран Ф. Павлов. Принят "Наказ старообрядческим общинам", определяющий принципы их жизнедеятельности. Съезд явился важным фактором в организационном строительстве стар-ства.

 

2-й съезд (дек. 1921, Реж.) был посвящен преимущественно решению проблем в религ. сфере. По решению съезда в марте 1922 в Двинске созван 1-й съезд наст. и начетчиков. На съезде была создана ДК (предс. А. Екимов), разделявшаяся на две равные подкомиссии (по 8 чел.), каждая из кот. состояла из поморцев или федосеевцев и решала вопросы своего согласия, что предотвращало взаимные трения. 2-й съезд наст. и начетчиков был созван в Реж. в дек. 1923. На 3-м Вселатвийском съезде (дек. 1922, Реж.), наряду с решением текущих проблем, наибольшее внимание было уделено постановке школьного дела и развитию образования стар-дцев. Предс. ЦК по делам стар-дцев Латвии был избран С. Кириллов. 4-й Вселатвийский съезд созван в янв. 1924 в Двинске. К этому времени определился круг вопросов, обсуждаемых на съездах: отчет ЦК по делам стар-дцев Латвии, отчет РК, доклад по школьному вопросу, доклад депутата Сейма М. Каллистратова о своей деятельности, информация об использовании правит. дотации и т. д.

 

5-й съезд (май 1925, Реж.) был посвящен проведению выборов в Сейм. К этому времени обострились возникшие ранее противоречия между сторонниками С. Кириллова, за кот. закрепилось название "правые", и сторонниками М. Каллистратова - "левыми". На 6-м съезде (янв. 1925, Реж.) С. Кириллов в состав ЦК по делам стар-дцев Латвии избран не был. Его предс. стал И. Колосов. 7-й (февр. 1927) и 8-й (янв. 1928) съезды проводились в Екабпилсе. Наиболее представительным был 8-й, на кот. наряду с традиционными вопросами обсуждался проект "Устава Старообрядческой Церкви Латвии" (докладчик Г. Елисеев). Было решено проект устава передать на обсуждение в общины.

 

9-й съезд (авг. 1928, Реж.), как и 5-й, был целиком посвящен выборам в Сейм. На съезде развернулась борьба между "правыми" и "левыми", в результате чего выдвинуть единый список кандидатов в депутаты не удалось. Лидер "правых" С. Кириллов со своими сторонниками покинул съезд. По списку кандидатов, выдвинутому съездом, в Сейм были избраны М. Каллистратов (в третий раз) и Г. Елисеев. "Правые" совместно с правосл. и объединением рус. орг-ций выдвинули свой список, из кот. депутатом Сейма был избран лишь С. Кириллов.

 

10-й съезд (май 1929, Двинск) проходил без участия сторонников С. Кириллова. В это время С. Кириллов окончательно порвал с ЦК и создал втор. центральный орган стар-дцев - Совет стар. соборов и съездов. Эти два органа повели борьбу друг с другом, претендуя на руководящую роль в стар-стве Латвии и проводя самостоятельно съезды. Раскол ЦК по делам старообрядцев Латвии затронул и мн. общины. Но большинство общин поддержало ЦК. Так на последнем 12-м съезде (июнь 1933), созванном ЦК по делам стар-дцев Латвии, присутствовали представители 64 общин из 84 зарегистрированных. В отчетном докладе отмечалось, что со времени 11-го съезда (февр. 1931) наблюдался дальнейший отход общин от Совета стар. соборов и съездов. После гос. переворота К. Ульманиса (май 1934) Вселатвийские съезды стар-дцев Латвии не проводились.

·        Ист.: СК 1928; СК 1929; Старообрядческий мир. Двинск, 1924; Latvijas CVVA. F. 7046. Apr. 1. L. 1-89; Latvijas СТО. F. 1370. Apr. l.L. 1900, 1816. А.Подмазов


ВСЕЛАТВИЙСКИЕ СЪЕЗДЫ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ. В Р. по инициативе совета РГСО состоялось два Вселатвийских съезда стар. вероучителей — 1 июня 1931 и 4 авг. 1935.

 

1-й ВССВ одобрил программу преподавания Закона Божия учащимся-стар-дцам основных школ Латвии, разработанную в 1930 совещанием вероучителей при совете РГСО. 14 окт. 1931 эта программа была утверждена Министерством образования Латвии. В 1932 совет РГСО издал учебник по Закону Божию, составленный И. Н. Заволоко, также утвержденный министерством. Согласно требованиям Министерства образования преподавать Закон Божий могли лица с законченным средним образованием. Вопросы о выдаче цензовых удостоверений (разрешений на преподавание) стар. учителям решала цензовая комиссия Школьного департамента Министерства образования Латвийской Республики при участии одного представителя стар-дцев. Надо отметить, что уровень образования стар. учителей в Латвии не был высоким — ок. 80% преподавателей не имели среднего образования. Однако благодаря ходатайству представителей совета РГСО при Министерстве образования была создана специальная цензовая комиссия по делам преподавания Закона Божия. В ее состав входили представитель Министерства образования (он же предс. комиссии) Я. Добулис и 4 представителя от стар-дцев: П. Ф. Юпатов, С. Р. Кириллов, Я. Н. Клосс, И. Заволоко. Комиссия провела регистрацию стар. вероучителей, в результате кот. учителям было выдано 17 полноправных свидетельств и 72 временных удостоверения. Поскольку проблема подготовки преподавателей Закона Божия для стар-дцев стояла достаточно остро, для ее обсуждения было решено провести 2-й ВССВ.

 

4 авг. 1935 совет РГСО созвал 2-й ВССВ, в числе организаторов кот. были С. Р. Кириллов, И. Заволоко, Я. Н. Клосс и К. А. Павлов. В съезде участвовали 68 вероучителей, а также представитель Министерства образования Латвии М. Шталс, представитель цензовой комиссии по делам стар. вероучителей Я. Добулис. И. Заволоко ознакомил участников съезда с работой цензовой комиссии, отметив общегосударственное значение преподавания Закона Божия и благожелательное отношение к проблемам стар-дцев со стороны прав-ства и Министерства образования. Я. Добулис высказал критические замечания в адрес некот. вероучителей, недостаточно серьезно относящихся к своему делу, - таковые были отстранены от работы в школах. В выступлениях участников съезда подчеркивалось значение самообразования и развития навыков методической работы среди вероучителей, а также признавалась необходимость знания гос. яз. На съезде были зачитаны доклады, касающиеся методических проблем преподавания в школе: "Методика Закона Божия" (Я. Клосс), "Психология детского возраста" (Е. Панина), "Богослужебное пение и религиозное воспитание" (И. Крылов). В ходе обсуждений участники съезда отмечали необходимость поиска новых методов работы с детьми. В основном указывали те формы, кот. могут заинтересовать и привлечь молодежь - живое повествование, экскурсии, наглядные пособия (в т. ч. картины, карты, диапозитивы). В качестве примера внешкольного дух. воспитания приводился опыт работы Кружка ревнителей рус. старины. Насущной необходимостью являлось и создание при школах библиотек с фондами религ. лит. Съезд постановил обратиться к РГСО с просьбой об изд. необходимых пособий по Закону Божию.

 

Участники съезда приняли решение об орг-ции обязательных религ.-педагогических курсов для стар. вероучителей и в будущем -открытии богословского института. Эти меры позволили бы значительно повысить уровень образования стар. вероучителей, а также улучшить уровень преподавания Закона Божия в школах. Во время перерывов участники съезда осматривали выставку учебных пособий по истории Ветхого и Нового Завета, по истории староверия (книги, картины, карты, гравюры, диапозитивы), а также работы учеников рижск. основной (Гребенщиковской) школы № 5 и воспитанников воскресной школы при РГСО. Краткие пояснения давал И. Заволоко.

 

Созыв и работа ВССВ показали, что поставленные еще в нач. 1920-х проблемы дух. просвещения латвийских староверов сохранили свою актуальность и в 1930-е. Однако опыт обществ. деятельности стар-дцев и понимание ситуации в стар. среде в целом позволили предпринять некот. конструктивные шаги по разрешению этих проблем. Прежде всего, этому способствовало сотрудничество стар. интеллигенции с представителями гос. учреждений. Т. о., обеспечивалась защита интересов староверов на гос. уровне, что не всегда означало финансовую поддержку, но часто являлось стимулом к консолидации латвийских староверов, кот. стремились занять значимое место в обществе.

·        Ист.: Архив И. Н. Заволоко, РГСО. Лит.: Древлеправославный старообрядческий календарь на 1936 год. Рига, 1935. Н. Пазухина


ВСЕЛИТОВСКИЕ СЪЕЗДЫ СТАРООБРЯДЦЕВ - официальные собрания поморских наст. и представителей стар. общин Литвы, проходившие в К. Всего с 1922 по 1938 состоялось 8 стар. съездов. Съезды обсуждали и решали следующие вопросы: 1) выборы членов ЦСС и ДК (до 1927, а также на 7-м съезде в 1934) Литвы и членов РК; 2) утверждали финансовый отчет и смету ЦСС; 3) все дела, относящиеся к церк. деятельности. Для выработки вероучительных и богослужебных положений, дисциплинарных норм и мер борьбы с неверием созывались Вселитов. съезды наст. (1927).

 

В период становления Литов. Республики, стремясь также к ее междунар. признанию, прав-ство провозгласило равноправие всех традиционных Церквей и религиозных орг-ций. Возникла необходимость в организационном оформлении стар-ства страны. Инициатором созыва первого съезда стар-дцев выступил Совет стар-дцев К. уезда во главе с В. А. Прозоровым, избранный 14 янв. 1922 на съезде стар-дцев К. уезда.

 

6 мая 1922 в К. состоялся 1-й Вселитов. съезд стар-дцев. На этом съезде было положено начало объединению стар. общин Литвы. Был избран ЦСС во главе с В. А. Прозоровым, члены: наст. Н. И. Козловский, Е. Ф. Ерин, А. С. Ефремов, А. И. Рыбаков и П. И. Линёв. Несмотря на широкое оповещение, на 1-й съезд не смогли прибыть представители некот. сельских стар. общин.

 

20 мая 1923 был принят временный закон о положении СПЦ, признававший стар-ство одной из истор. религий Литвы, а стар. религ. организацию - юридическим лицом. Этот закон также предусматривал, что ЦСС избирается на съезде стар-дцев Литвы сроком на три года, а каждая стар. община посылает на съезд по одному представителю от 200 прихожан. 9 дек. 1923 в К. состоялся 2-й Вселитов. съезд стар-дцев. При переизбрании ЦСС он был дополнен членами от следующих округов: Эжеренского (Зарасайского) -К. Хохлов, Рокишкского - Л. И. Поварешкин, Паневежского) - И. И. Чечишкин, Шяуляйского - П. Я. Салогубов, Тракайского - Ф. Г. Соловьев. Т. о., объединив все стар. общины страны, ЦСС стал обладать не только моральным авторитетом, но и административными функциями. Съезд избрал ДК в составе пяти наст. во главе с дух. о. Н. И. Козловским и РК, а также утвердил "Наказ старообрядческим приходам в Литве" (своего рода типовой устав для общин), разработанный ЦСС.

 

9 марта 1926 состоялся 3-й Вселитов. съезд стар-дцев. На съезд прибыло 186 участников; в работе съезда, как и традиционно во мн. др. стар. собраниях, деятельное участие приняли не только наст., но и миряне. Предс. съезда был избран наст. С. Киселёв, зам. — И. Медведев и П. Булатов, секретарями -С. Хохлов и Н. Агафонов. Повестка дня: доклад предс. ЦСС, бюджет на 1926, вопросы о ведении метрических книг и открытии стар. школ.

 

1 и 2 марта 1927 в К. ЦСС созвал 4-й Вселитов. съезд стар-дцев. На съезд прибыло 60 представителей от 35 общин. Предс. съезда избран наст. Е. Фитингов, его зам. - К. Хохлов и Б. Леонов, секретарями — Ф. Павлов и наст. A. Панкратьев. Постановлено послать приветственные телеграммы от имени съезда президенту, премьер-министру и министру внутренних дел. Спустя несколько месяцев после гос. переворота 17 дек. 1926 в телеграмме президенту Литвы А. Сметоне стар-дцы писали: "Вселитовский Старообрядческий Съезд приветствует Ваше Превосходительство и выражает Вам чувство глубокого уважения и надеется, что при мирном строительстве Государства, Старообрядцы Вами не будут забыты". В повестку дня включено десять вопросов: доклад предс. ЦСС о деятельности совета, доклад Е. Ерина о положении стар-дцев в Литве, доклад казначея ЦСС и РК, доклад А. Ефремова и К. Хохлова о школах, утверждение сметы на 1927, выборы предс. ЦСС и ДК, доклад Ф. Павлова о метрических книгах в общинах и текущие дела.

 

Съезд признал удовлетворительной работу ЦСС, выразил благодарность его предс. и членам; поручил вновь избранному ЦСС озаботиться изысканием средств для просвещения; принял к сведению доклад об однородных записях в общинных метрических книгах, и пр. Срок полномочий первого ЦСС истек, и съезд избрал новый совет во главе с B. Прозоровым. Членами ДК избраны: наст. М. Лебедев (предс), В. Михайлов, К. Карпов, Е. Фитингов, Н. Макеев; кандидаты: наст. Н. Козловский, и И. Иванов. Членами РК избраны: С. Козловский, Ф. Т. Соколов и М. Удалое (предс); кандидаты: П. Линёв и П. Булатов. Капелланом литов. армии избран наст. Н. Козловский. В конце 1920-х ЦСС Литвы объединял 54 стар. общины.

 

23 и 24 апр. 1930 в К. состоялся 5-й Вселитов. съезд стар-дцев. На съезде присутствовало 82 делегата, среди них 35 дух. о. Предс. съезда избран наст. С. Киселёв, его зам. К. Хохлов и наст. К. Карпов, секретарями - наст. А. Панкратьев и наст. Е. П. Семенов. П. Прозоров единогласно избран почетным предс. этого съезда. Постановлено послать приветственные телеграммы от имени съезда президенту, премьер-министру и министру народного просвещения. Съезд выслушал и принял к сведению доклад предс. и казначея ЦСС, также доклады предс. ДК и РК, А. Ефремова о кулътурно-просвет. деятельности стар-дцев, утвердил смету ЦСС на 1930 и выразил благодарность В. Прозорову за его труды в связи с поездкой в Южную Америку, и пр. Кроме того, выслушав доклад И. Прозорова о стар. дух. курсах, съезд просил ЦСС позаботиться об открытии этих кур-сов (действовали с апр. 1931). Тайным голосованием избран новый состав ЦСС: В. Прозоров (предс), М. Удалое, А. Ефремов, Калинин, Е. Козловский, Ф. Павлов, К. Хохлов, Епифан Рыбаков. В ДК избраны пять наст. во главе с дух. о. М. Лебедевым. В РК вошли И. Гусаров, А. Рыбаков, Ершов и кандидатом И. Селюгин. Однако Министерство просвещения Литвы не утвердило нового состава ЦСС в связи с жалобами некот. его членов. Предс. В. Прозоров был обвинен группой стар-дцев во главе с А. Ефремовым в незаконной передаче полномочий предс. ЦСС в период поездки в Южную Америку (1929), а позже и в финансовых нарушениях. Поэтому уже в 1931 в К. состоялся 6-й (внеочередной) Вселитов. съезд стар-дцев. Несмотря на попытки сместить предс. ЦСС, В. Прозоров снова был избран на эту должность. 7-й Вселитов. съезд стар-дцев прошел в К. 12-14 апр. 1934. Предс. съезда был избран наст. М. Васильев. На съезде присутствовало 115 делегатов: 40 наст. и 75 прихожан из всех стар. общин. Был приглашен вице-министр народного просвещения А. Даниляускас, выступивший с приветственной речью. По предложению члена ЦСС А. Ефремова съезд принял резолюцию, обращенную к прав-ству Литвы, а также отправил приветственные телеграммы главе гос-ва, премьер-министру и министру народного просвещения. В первый день работы съезда были заслушаны и приветствия прибывших на съезд делегатов, после чего перешли к рассмотрению следующих вопросов: доклады предс. ЦСС В. Прозорова и казначея, доклад РК и выборы членов ЦСС. Втор. день съезда был посвящен докладам с мест; прочитано более 20 докладов. М. Терентьев и К. Хохлов подробно остановились на воспитании юношества, предложили меры для оздоровления подрастающего поколения. Наст. А. Волков, Пушнов и Гусаров предложили проверить, во всех ли школах, где учатся дети стар-дцев, преподается Закон Божий. Наст. Н. Козловский и др. заметили, что количество уроков Закона Божия в школах недостаточно, и просили ЦСС обратиться по этому вопросу в Министерство просвещения. Наст. А. Панкратьев сделал доклад о прошедших Литовских стар. духовных курсах в К. и их значении для стар-ства. В последний день съезд принял ряд важных решений по вопросу о метрикации (метрические книги ведут наст., а ЦСС и Советы общин наблюдают за правильным ведением метрик), расторжении браков (постановлено по возможности стараться привести супругов к миру и любви, больше заботиться об участи разведенных женщин с детьми); также съезд постановил увеличить количество уроков Закона Божия в школах, привлечь лиц, окончивших дух. курсы, и хорошо образованных прихожан для преподавания пения и церк. грамоты. Членами ЦСС избраны: В. Прозоров (предс), К. Хохлов (вице-предс.), И. П. Гусаров, А. Ефремов, Е. Козловский, М. И. Тумашов; также избрана ДК во главе с наст. A. Панкратьевым.

 

Однако в результате выдвинутых против B. Прозорова обвинений в нарушении финансовой дисциплины, раскрытой также РК и позже гражданским судом (1935), он не был утвержден предс. ЦСС Министерством просвещения Литвы. В июне 1934 Министерство просвещения неожиданно решило утвердить предс. ЦСС А. Ефремова (состав ЦСС остался без изменений). Такое решение властей вызвало недовольство части стар. общин, требовавших вернуть на должность избранного на 7-м съезде предс. ЦСС В. Прозорова.

 

После нескольких отсрочек и изменения условий созыва стар. собрания (вопреки устоявшейся практике, введено требование заблаговременно предоставлять ЦСС список участников съезда), 11-13 апр. 1938 состоялся 8-й Вселитов. съезд стар-дцев. Предс. ЦСС избран И. Прозоров, хорошо известный и уважаемый среди стар-дцев и литов. общества в целом. А. Ефремов еще пытался воспрепятствовать такому решению стар. съезда, писал в Министерство просвещения о якобы незаконном избрании И. Прозорова, но его жалоба была отклонена и 21 апр. 1938 был утвержден новый ЦСС.

 

После оккупации Литвы в июне 1940 и в результате антирелиг. политики сов. властей не было возможности созвать в 1941 очередной Вселитов. съезд стар-дцев.

·        Ист.: LVA. F. 391. Ар. 4. В. 723. L. 36,72, 106; LVA. F. 391. Ар. 4. В. 710; Наказ старообрядческим приходам в Литве. Каунас, 1923; Laikinos taisyklės 1923. Лит.: Древлеправославный (старообрядческий) календарь на 1936 год. Рига, 1935, с. 51-52; СК 1928, с. 76-80; СК 1931, с. 66-68; "Староверцы Литвы", Родная старина, 1928, №4, с. 112; Sabaliauskaitė 1999. Г.П.


ВСЕПОЛЬСКИЕ СОБОРЫ (СЪЕЗДЫ) СТАРООБРЯДЦЕВ - официальные собрания поморских наст. и представителей стар. общин Польши, проходившие в Вил. С 1925 по 1936 состоялось 3 стар. собора (съезда): в 1925, 1930 и 1936. Инициатива в деле объединения стар-дцев в новых национальных гос-вах после распада Рос. имп. принадлежала староверам Латвии, кот. в 1920 избрали свой Центральный комитет по делам старообрядцев Латвии. Вслед за ними, в 1922 1-й Вселитов. съезд стар-дцев избрал ЦСС. Несколько позже, в марте 1925 польск. стард-цы во главе с Вил. общиной, сознавая крайнюю необходимость проведения своего съезда, обратились к стар. общинам страны с призывом неотложно созвать Всепольский стар. съезд. Был создан учредительный комитет во главе с предс. Вил. общины Арс. Пимоновым, наметивший программу, принципы представительства и время проведения съезда. Основной задачей съезда было "упорядочение церк. жизни в духе сохранения чистоты веры и укрепления заветов старины и духа, и урегулирование правового положения Церкви в Польской Республике (путем предложения Правительству нового закона о Церкви старообрядцев в Польше, взамен ныне действующего закона от 17. X. 1905)". 15—17 окт. 1925 в Вил. состоялся 1-й Всепольский съезд стар-дцев (беспоповцев). В его работе приняло участие 87 представителей стар. общин Польши. Съезд открыл Арс. Пимонов, кот. был избран предс. президиума. С приветственной речью выступили представитель прав-ства О. Малиновский, подчеркнувший преемственность терпимого и доброжелательного отношения властей к стар-дцам в возрожденной Польской Республике. Съезд направил приветственные телеграммы президенту, премьер-министру и др. высшим чиновникам страны, заслушал ряд приветствий политиков, обществ. деятелей, стар-дцев Польши и Латвии. Был утвержден проект устава, регулирующего юридическое положение Вост. СЦ в Польше (утвержден прав-ством в 1928). Вост. СЦ в Польше была автономной орг-цией. Согласно проекту устава, ВСС в Польше был высшим органом управления СЦ между соборами и официально представлял СЦ перед прав-ством; Всепольский стар. съезд на правах поместного собора избирал предс, зам. предс. и членов ВСС, членов ДС, членов РК, утверждал сметы расходов и доходов ВСС, также рассматривал все вопросы дух., гражданского, просвет. и благотворительного характера. 1-й съезд уполномочил учредительный комитет возбудить перед прав-ством от имени съезда прошение об изд. нового закона о Восточной СЦ в Польше на основах утвержденного проекта устава. Был утвержден устав ДС, согласно кот. ДС был независимым учреждением, призванным решать и разбирать все текущие дух.-канонические спорные дела. Б. Пимонов выступил с докладом об орг-ции начальных школ для детей стар-дцев (не менее 40 детей) и преподавания Закона Божия во всех правит. школах, где обучаются не менее 10 детей стар-дцев. Съезд поручил ВСС обратиться к прав-ству с просьбой изменить закон об обязательном всеобщем образовании, предусмотрев открытие стар. школ. Кроме того, съезд постановил уполномочить ВСС учредить при Вил. общине дух. курсы для подготовки новых наст. и наст., желающих преподавать Закон Божий в начальных школах. После обсуждения др. вопросов был избран ВСС во главе с Арс. Пимоновым, члены ДС и РК.

 

Все расходы по созыву и проведению 1-го съезда взял на себя Арс. Пимонов, кот. участники съезда вынесли благодарность. Для финансирования деятельности ВСС съезд решил: обложить всех совершеннолетних прихожан, мужчин и женщин, ежегодным сбором в размере 20 грошей с каждого; кроме того, взимать с каждой метрической записи прихода при совершении крещения, погребения (по 25 грошей) и венчания (по 2 злотых); произвести кружечный сбор в храмах и приходах. Впервые избранный ВСС в Польше немедленно приступил к своей деятельности, объединяя 48 стар. общин страны.

 

15-16 окт. 1930 в Вил. Св.-Покровском храме состоялся 2-й Всепольский собор стар-дцев. Присутствовало 117 уполномоченных от 43 стар. общин Польши, среди них — 23 дух. о., также семь почетных гостей, прибывших из-за границы: предс. Центрального комитета по делам старообрядцев Латвии И. Колосов, представитель ЦСС Эстонии П. П. Баранин, предс. РГСО В. Г. Кудрячёв, предс. Миккен-Алленштейнской общины Т. Я. Якубовский, наст. М. Дановский из Германии и др. Съезд открыл и предс. его президиума снова избран Арс. Пимонов. С приветственной речью выступили представитель прав-ства Польши вил. вице-воевода С. Киртиклис. Съезд направил приветственные телеграммы президенту, премьер-министру и др. высшим чиновникам Польши, заслушал ряд приветствий обществ. деятелей, стар-дцев Польши, Эстонии, Латвии и Германии. Собор заслушал и утвердил (выслушав заключение РК) отчет Б. Пимонова о деятельности ВСС за истекшее пятилетие, отменив подушные сборы с прихожан, установленные 1-м съездом, как утратившие свое материальное значение (были очень незначительными, а с 1928 гос-во начало выделять средства для Вост. СЦ). Наст. Ф. С. Кузнецов выступил с докладом о деятельности ДС. Кроме того, Б. Пимонов рассказал о предстоящей деятельности ВСС в течение нового пятилетнего периода, его планах, церк. строительстве и предполагаемом бюджете. Гл. целью ВСС была "охрана чистоты веры Христовой и порядка в св. Церкви, с предоставлением общинам полной автономности и свободы во внутреннем их управлении, с вмешательством ВСС лишь в случаях разрешения спорных дел церк. правопорядка и недоразумений, возникающих между прихожанами и духовными наставниками для скорейшего водворения мира и любви в среде спорящих".

 

Основные направления деятельности нового ВСС: упорядочение ведения метрических книг в общинах, создание комиссии при ДС для проверки знаний церк. службы у каждого кандидата в наст., помощь в строительстве, ремонте и устройстве храмов, с использованием поддержки прав-ства, выделяемой через ВСС, и привлечением к более активному участию самих общин; развитие религ. просвещения детей, молодежи и взрослых, распространение знания церк. богослужения и пения, увеличение числа вероучителей, усиление преподавания Закона Божия в начальных школах, содействие открытию школ в общинах по типу Вил. стар. школы и создание кружков при общинах. Заслушав доклад окружного школьного контролера О. Андреева о его деятельности, также решив некот. др. вопросы, собор избрал новый состав ВСС в Польше во главе с Арс. Пимоновым.

 

17-19 февр. 1936 в Вил. состоялся 3-й Всепольский собор стар-дцев. В нем участвовало 105 (по др. сведениям 113) делегатов из 43 общин страны. Среди них - 30 наст. На открытие собора прибыл вил. воевода Л. Боцянский, выступивший с приветственной речью. Предс. президиума съезда был избран Арс. Пимонов. После ряда поздравительных выступлений, принятия приветственных телеграмм президенту и прав-ству, Б. Пимонов прочел обширный доклад о деятельности ВСС. Это был не столько фактический и денежный отчет о работе ВСС, сколько доклад о жизни стар-ства в Польше. Он говорил о приросте стар. населения, количестве браков, заключенных за десять последних лет, преподавании Закона Божия, положении школ, о читальнях при общинах, издательской деятельности (издан учебный Часослов, несколько церк. календарей, готовилась Псалтырь) и пр. Докладчик подчеркнул необходимость воспитания молодежи в духе преемственности, чтобы новое поколение не отрывалось от "родного корня". Для достижения этого, по его мнению, было три пути: создание собственных стар. школ, работа стар. учителей в правит. школах и внешкольное образование - кружки, читальни и т. п. Собор заслушал и принял к сведению отчет РК о деятельности ВСС (докладчик И. Ф. Романов), отчет ДС (доклад наст. Ф. С. Кузнецова). Б. Пимонов также выступил с докладом о бюджете и планах деятельности ВСС на предстоящее пятилетие. Основными задачами он считал совершенствование дух. жизни и воспитание в этом направлении молодежи, ежегодные съезды дух. о. для решения ряда вопросов церк. жизни, пересмотр учебного плана Закона Божия. В области храмостроителъства он высказал пожелание, чтобы храмы были надлежащей высоты, не очень большие и без недоработок. Собор утвердил этот план работы и уполномочил ВСС выделять по мере поступлений и надобности средства на возведение новых и ремонт старых храмов, на делопроизводство, а также на культурно-просвет. цели. Делегаты обсудили ряд церк. и канонических вопросов. Собор посчитал нужным установить одинаковый чин венчания и поручил ДС в полном составе рассмотреть предложенный устав, внести поправки и, напечатав его, передать наст. для пользования. Особенное внимание было уделено вопросу воспитания стар. молодежи и внешкольного образования, признана необходимость усилить издательскую деятельность. Делегаты приняли также предложение Б. Пимонова о выделении из средств ВСС 1000 злотых на постройку памятника маршалу Ю. Пилсудскому в Вил. Предс. ВСС на третий срок единогласно избран Арс. Пимонов. Избраны также члены ВСС, члены ДС и РК.

 

Т. о., Всепольские стар. соборы (съезды), являясь высшим органом управления Восточной СЦ и авторитетного разрешения канонических вопросов, сыграли огромную роль в оживлении и развитии Восточной СЦ в Польше.

·        Ист.: Труды первого съезда 1925; 3-й Всепольский собор. Лит.: Вестник ВСС в Польше, 1930, № 4-6, с. 21-32; Вестник ВСС в Польше, 1931, № 1, с. 20-31; "3-й Всепольский старообрядческий собор", Искра (Вил.), 1939, №31, 18 февраля; "3-й Всепольский собор", Искра, 1939, № 32, 19 февраля; СК 1928, с. 71-75. Г.П.


ВСЕПОЛЬСКИЙ СЪЕЗД (СОВЕЩАНИЕ) СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ, состоялся 19-20 авг. 1936 в Вил. Был весьма значительным событием в религ.-просвет. жизни стар-ства Польши. Успешное развитие в 1925-1935 преподавания Закона Божия для детей стар-дцев в правит. школах, а также наличие десятков вероучителей, прослушавших за это время организованные ВСС два педагогических курса по подготовке стар. вероучителей, побудило президиум ВСС созвать впервые в Польше всех стар. вероучителей на совещание. Оно было посвящено всестороннему обсуждению вопросов преподавания Закона Божия в школах, религ.-просвет. деятельности вероучителей вне школы, нравств. и идеологического облика вероучителей, а также юридических и материальных условий работы. Созыв совещания был приурочен к окончанию 3-х педагогических курсов, состоявшихся в этом же году, поэтому в совещании, кроме прибывших на съезд вероучителей, преподававших более чем в 200 школах Закон Божий, приняли участие 40 слушателей этих курсов. Открытие съезда было торжест.: после молебна и приветственного слова вил. наст. Ф. С. Кузнецова участники съезда во главе с представителями ВСС и совета Вил. общины направились по ул. Остробрамской и Пивной на Россу (ныне кладбище Расу) к могиле с сердцем маршала Ю. Пилсудского, где у подножья мавзолея возложили венок из живых цветов. Стройное шествие по городу вместе с учениками Вил. стар. школы и делегацией религ.-просвет, кружка стар. молодежи составили нескольких сотен чел.

 

Предс. пленарных заседаний был избран Б. Пимонов, познакомивший участников с задачами и программой совещания. Был заслушан ряд приветствий и пожеланий, с докладами выступили Б. Пимонов, И. Н. Заволоко, наст. П. Голубев, И. И. Егоров, Е. Семенов. Кроме того, И. Заволоко, М. Гущенко и М. Русаков познакомили с проектом новой программы преподавания Закона Божия в гос. школах Польши. После оживленных дискуссий участники совещания приняли несколько решений. Вероучителям ставилась задача религ. воспитания детей, а не только "мертвого научения фактам и сведениям по курсу", религ. воспитание по возможности должно было проходить и вне стен школы. От вероучителей требовалось преподавание Закона Божия на родном рус. и церковнослав. яз., разрешенных законом об отношениях между гос-вом и Восточной СЦ. Съезд также обратил внимание на зачастую недостаточное количество часов, выделенных для уроков Закона Божия в некот. школах, и недостаточного, из-за большой разветвленности школьной сети, вознаграждения за них (по 1 злотому за час преподавания); поэтому съезд постановил просить депутата Б. Пимонова возбудить эти вопросы в Сейме при рассмотрения госбюджета. Обращаясь к стар. общинам, съезд призвал их советы выделить в своих бюджетах специальные средства на развитие религ.-просвет. орг-ций общин. Были приняты проекты программ преподавания Закона Божия в школах разного типа.

 

Итак, 1-й Всепольский съезд дал возможность стар, вероучителям осознать себя участниками сплоченной стар. орг-ции и определил педагогические вехи вероучительской корпорации.

·        Лит.: "Съезд старообрядческих вероучителей в Вильне", Русское слово (Вильно), 1936, № 198-199, 26 августа. Г.П.

Категория: В | Добавил: - (2008.05.06)
Просмотров: 1577

Copyright MyCorp © 2024