Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Пятница, 2017.04.28, 21:47
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » В

Вестник - Вилцанская

"ВЕСТНИК ВЫСШЕГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СОВЕТА В ПОЛЬШЕ" - период, церк. журнал поморцев, издававшийся ВСС в Польше с янв. 1929 по 1934. Ред. — П. И. Киселёв, а после его смерти (февр. 1933) - Б. А. Пимонов и О. М. Андреев. Вышло 18 номеров в 12 журналах, в основном, благодаря Киселёву, кот. выпустил 13 номеров. В 1920-нач. 1930-х-единственный в Польше стар. период. "орган, посвященный церк. делам". Выходил не менее 6 раз в год тиражом в 400 экземпляров. Основной задачей "Вестника" было своевременное освещение всех сторон и явлений церк. жизни, публикация предписаний и всех руководящих распоряжений гражданских и высших органов Вост. СЦ в Польше. Редакция подчеркивала традиционно терпимое отношение польск. властей к староверам, покровительство и защиту тогдашнего прав-ства Польши, предоставившего "полнейшую религиозную и гражданскую свободу". Для журнала было характерно положительное отношение к рус. национально-религ. ценностям, рус. яз. и идее сплочения и объединения стар. в Польше и балтийских странах (в связи с жестокими репрессиями против религии со стороны сов. властей отношения со стар-дцами в СССР были почти полностью прерваны). Одновременно "Вестник" заботился о развитии церк.-обществ. жизни в общинах Польши, сплачивая их в "сильную Церковную семью", и способствовал развитию дух.-нравств. и культурного образования и воспитания.

Мн. номера "Вестника" печатали распоряжения властей, касающиеся стар-дцев, постановления и краткие отчеты заседаний ВСС в Польше, РК, также материалы о 2-м Всепольском соборе стар-дцев (1930, № 4-6; 1931, № 1). В их числе - распоряжение президента от 22 марта 1928 об отношении гос-ва к Вост. СЦ в Польше, не имеющей иерархии, распоряжение СМ от 29 авг. 1929 о признании Устава Церкви и сам Устав (1929, № 1), перечень правит. школ, в кот. преподавался Закон Божий детям стар-дцев с поименными списками вероучителей, утвержденными ВСС в Польше (1929, № 3) и пр. Кроме официального отдела, в "Вестнике" были статьи по богословским, полемическим и педагогическим вопросам, напр., доклад наст. С. Ф. Егупёнка "О таинстве брака", прочитанный на 2-м Всепольском соборе стар-дцев (1931, № 3); статья Видзовского наст. Ф. С. Кузнецова "Слово правды" — реакция на отмену в 1929 РПЦ анафемы на старые обряды и их придерживающихся (1929, № 3); статья наст. П. П. Баранина из Эстонии "Учение Христа и времена антихриста" (1931, № 6), "Слово к слушателям религиозно-просветительных вечерних старообрядческих курсов" наст. С. Петрова (1934, № 1—2) и т. д. В журнале печатались также статьи, посвященные церк.-обществ. жизни в Польше и за рубежом, прошлому Рус. Церкви и стар-ства. В 1932 как приложение к "Вестнику" вышел первый стар. календарь в Польше (№ 1). Следуя основным установкам, П. Киселёв тем не менее помещал в "Вестнике" не только официальные и неофициальные материалы по совр. положению СЦ и истории староверия, но и печатал сообщения о рус. меньшинственных съездах в Польше, религ. по тематике стихотворения, предоставляя страницы журнала как представителям старшего поколения (наст. С. Егупёнок, О. Андреев), так и совр. поэтам-любителям, гл. обр. староверам (И. Пимонова, М. Гущенко, П. Орлов, П. Киселёв), также местным светским стихотворцам (К. Галковский). Мн. номера "Вестника" иллюстрировались фотографиями стар. храмов, наст., религ. деятелей и участников разных соборов, съездов и встреч стар-дцев в Польше и за рубежом. Авторский состав был разнообразен: виленчане - зам. предс. ВСС в Польше Б. Пимонов, П. Киселёв, вил. наст. С. Егупёнок, школьный окружной инспектор О. Андреев, член ВСС в Польше Е. Семенов, также член ЦСС Эстонии П. Баранин, вероучитель из Латвии И. Ваконья, наст. РГСО Л. Мурников, заведующий Литов. дух. курсами стар-дцев И. Прозоров и др. В 1932 вышел тематический номер "Вестника" (№ 4), посвященный 30-й годовщине смерти известного поморского писателя и церк. деятеля Л. Ф. Пичугина (° 1859; • 1912).

Т. о., журнал выполнял огромную религ. и культурно-просвет. задачу, также освещал церк.-обществ. деятельность стар-дцев не только Польши, но и Литвы, Латвии, Эстонии и отчасти Германии, США, Аргентины. Кроме того, "Вестник" являлся пропагандистом родного рус. яз. и национального самосознания. После прекращения "Вестника" в Польше стал выходить "Календарь ВСС в Польше" (1936-1939) под редакцией И. Романова.

· Лит.: Поташенко 2003а. Г.П.


ВИДЗОВСКАЯ ОБЩИНА, основана в 1764, когда наст. из Дегуцкой обители Стефан Афанасьевич освятил в Видзах (Вил. воеводство ВкЛ; ныне Браславский р-н Бел.) молитвенный храм - один из первых на белорус. и литов. землях. Сначала ВО была федосеевской, не позднее нач. XX в. — поморская. В 1816 служил 60-летний наст. Савелий Васильев, уроженец местечка Видзы. В 1826 в Браславскому. Вил. губ., где находились и Видзы, проживало 2406 рус. крестьян, населявших 53 имения, застенки и дер. Имеются сведения о существовании большой моленной. После пожара в 1887 прибежищем верующих был скромный дерев. дом. В 1894 ВО насчитывала более 400 чел. Наст. Аптимий Попов был участником съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906). По архивным данным, к 1914 было возведено кирпичное здание, но во время военных действий оно подверглось разрушению. На общую молитву стар-дцы собирались в частном доме. Во втор. пол. 1920-1930-х ВО входила в состав Вост. СЦ в Польше и с 1925 находилась под дух. опекой ВСС в Польше. В 1920-е радением предс. совета общины Е. Бирюлина, благодаря помощи Арс. Пимонова и пожертвованиям был построен благолепный Свято-Успенский каменный храм. Служил наст. Ф. С. Кузнецов, предс. совета ВО - Сергей Иванов. В 1930-х ВО насчитывала более 2600 прихожан. Бури 2-й мировой войны миновали храм, по возможности проводилось его обновление. ВО всегда тяготела к стар-дцам Вил. С 1944 ВО дух. опекал ВСС в Литов. ССР. В 1982 тщательный ремонт осуществил наст. M. E. Бирюлин. Конец XX в. выдался нелегким. С надеждами на добрые перемены в 1999 ВО отметила свое 235-летие. В 2001 служил наст. Иван Григорьевич Пушкарёв.

· Ист.: LVA. F. 1681. Ар. 1. В. 43; LVIA. F. 752. Ар. 1. В. 120. Лит.: СЦК 1949, с. 90; СЦК 1984, с. 59; Михайлов В., Видзы и Видзовщина. Вильнюс, 2000, с. 147, 155. В. Б, Г. П.


ВИКУЛИН Даниил (о 1653; • 1733) - основатель Выго-Лексинского общежительства, киновиарх. По описанию Павла Любопытного: "Муж благочестивый, опытный в Церкви и примерной добродетели, славный учитель правоверия в олонецких пределах". В 1682 оставил службу дьячка Шунской церкви, ушел на Выг (река в Карелии), вместе с Андреем Денисовым заложил знаменитую Выгорецию. В 1718 В. был арестован, поскольку в то время находился на Повенецких заводах. Освобожден после прямого ходатайства администрации завода к царю. Являлся старейшим насельником обители, ее почетным настоятелем. В силу своего положения первым подписал знаменитые "Поморские ответы " с определением: "Ко всепустынным сим нашим общесобранным и написанным известительным ответам общежительства Даниил Викулов по совету Выгорецкого общежительства братии руку приложил". В день погребения В. Трифон Петров произнес надгробное слово в церкви перед последним целованием.

· Лит.: Зеньковский 1995, с. 455; Старообрядчество 1996, с. 64-65; Юхименко 2002, т. 1.В.Б.


ВИЛЕЙШСКАЯ (ЖЕЙМЕЛЬСКАЯ) ОБЩИНА (Вокшнянская вол., Шавельский у. Ков. губ.; ныне Пакруойский р-н Литвы), поморская община, создана в 1912 в имении Акмянеляй ок. Жеймялиса; действовала до середины 1970-х. В окрестностях Жеймялиса стар-дцы поселились в нач. XX в., гл. обр., переехав из др. уездов Ков. губ., когда там началась распродажа земель имения Глебово-Лауксодзе (Глебово-Жеймяляй). С сер. XIX в. это имение было собственностью Межуотнеских князей Ливенов. Запуганный революционными событиями 1905, князь Анатоль Ливен заложил свои имения в Литве крестьянскому Поземельному банку. В 1912-1913 банк приступил к распродаже заложенных земель задолжавшего имения крестьянам, прежде всего рус. Продавались участки по 22 десятины (ок. 24 гектаров). Так рус. стар-дцы Манзуровы, Парфеновы, Гавриловы и др. поселились в дер. Пажеймес и Акмянеляй. В 1912 стар-дцы устроили молитвенный дом в помещении имения Жемелъгоф (Акмянеляй); первым дух. о. был Еремий Егоров. 200 руб. пожертвовали для храма Пимоновы. Во время 1-й мировой войны часть стар-дцев ВО покинула свои дома и переселилась в глубь Рос. Одни беженцы умерли, др. обосновались на новом месте, большинство же вернулось домой.

1920—1930-е были для религ. жизни ВО сравнительно благополучными. На обществ. молитву собирались в дер. Акменеляй, с 1935 — в жилой дом наст. Харлампия Куприяновича Парфенова в дер. Вилейшяй (до 1923 - имение Пажейме, Жеймяляйская вол. Биржайско-Пасвалъского у. Литвы), где для богослужений было отведено отдельное помещение. По воспоминаниям современников, в 1922-1928 служил наст. И. Терентьев. По др. сведениям, не позже чем с 1924 по 1928 или 1929 был наст. Иван Фролович Сапогов; в 1929-1933 -наст. П. Немченко, а в 1933-1966 - наст. X. К. Парфенов. В 1920-х И. Т. Абрамов, работая на селе у своего тестя, был головщиком. В нач. 1930-х он уехал на Литов. стар. духовные курсы в К., а позже стал наст. Вил. общины и РГСО. В 1925 ВО насчитывала ок. 210 прихожан, в 1937 - ок. 220, в 1949 - 350. В нач. 1920-х прихожане ВО проживали в нескольких местах Жеймяляйской вол., где они составляли большинство или значительную часть жит.: на хуторе Акмянишкяй (5 хоз. и 27 чел.), в имении Глебово (4 хоз. и 191 чел.), имении Пажеймяляй (Вилейшяй; 4 хоз. и 103 чел.), имении Жеймялис (2 хоз. и 95 чел.) и пр. В конце 1920-х некот. местные стар-дцы эмигрировали в Аргентину.

Во время нацистской оккупации некот. рус. были взяты на службу и охраняли железнодорожный транспорт. Позже, когда пришли сов. войска, они попали в штрафные батальоны. В 1944 мн. были мобилизованы в сов. армию, некот. из них погибли на фронте. По устным рассказам, в послевоенные годы несколько стар. семей было намечено для ссылки в Сибирь (напр., Парфеновы, Чичишкины и др.), но по причине их многодетности (6-7 детей) это решение отменили.

В 1950-1960-е постепенно сокращалась численность прихожан ВО; коллективизация и миграция в города способствовали тому, что большинство рус. стар. уехали в Шяуляй, Елгаву, Р., Клайпеду, Рокишкис, Вил., некот. -в Казахстан, Москву. В 1953 стар-дцы перенесли молитвенный дом в здание быв. имения Пажеймяй (Пажейме) в дер. Вилейшяй. В первой пол. 1950-х дух. о. X. К. Парфенов также обслуживал соседнюю Йоджяйскую общину, поскольку местный наст. М. Толкачев был репрессирован. Он поддерживал связи с руководством СПЦ Литвы. Посещал предс. ДК наст. И. Никитина в К., откуда привозил необходимые религ. книги, церк. утварь и ежегодный СЦК. Спустя девять лет после смерти супруги X. Парфенов женился второй раз. Поэтому по канонам он не мог более исполнять обязанности наст. Позже до 1975 служил и. о. наст. Сидор Фирсович Парфенов. Предс. совета ВО был Д. Леонов. Богослужения в храме проходили редко.

Малочисленность прихожан, отсутствие наст. и регулярных богослужения привело к тому, что ВО окончательно пришла в упадок и в сер. 1970-х прекратила свое существование. Позже оставшиеся стар-дцы за дух. требами обращались в Радвилишкскую или Елгавскую общину; с нач. 1990-х для крещения детей или погребения приглашали шяуляйского наст. В 2003 в Жеймялисе и окрестностях осталось всего 15 стар-дцев (13 рус. и два литовца—подростки из смешанной семьи), по мере сил сохраняющих поморские традиции в окружении католиков и лютеран (литовцы, немного латышей).

Кладбище ВО находится в дер. Акмянеляй ок. Жеймялиса; основано в нач. 1920-х. Здесь похоронен наст. X. К. Парфенов (° 1901; • 1968), и. о. наст. С. Ф. Парфенов (о 1881; • ок. 1975).

· Ист.: LVA.F. 1215.Ар. l.B. 1169.L. 12-13;LVA.F.R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; Интервью с Е. Запалскене, Жеймялис, Пакруойский р-н, 29 июля 2003 г. Записал Г. Поташенко, Личный архив автора; Интервью с И. К. Чуйкиным, дер. Акмянеляй, Пакруойский р-н, 30 июля 2003 г. Записал Г. Поташенко, Личный архив автора; Протокол № 7 заседания Центрального Совета Старообрядцев Литвы, состоявшегося 16 июня 1924 г. (копия), Архив Высшего Совета Древлеправославной Поморской Церкви Литвы (Вильнюс); Протокол заседания ЦСС, 14 ноября 1927 г. (копия), Личный архив автора; Dokumentas dėl 17 dešimtinių žemės paskyrimo Kornėjui Gavrilovui iš Glebovos dvaro (1914 m.), Žeimelio „Žiemgalos" muziejus. Г.П.


ВИЛЕНСКАЯ ОБЩИНА см. Вильнюсская (Виленская) община.


ВИЛЕНСКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ - стар. школа, действовавшая с 1912 по 1940 (с перерывом) при Вил. общине. Виленское Свято-Покровское старообрядческое училище — так называлась эта школа - размещалось в просторном двухэтажном дерев. доме, построенном на пожертвования А. Пимонова (1908). Первым руковод. и основным педагогом ВСУ был уроженец Двинска стар. народный учитель Евдоким Михайловский. С нач. 1-й мировой войны занятия прекратились и возобновились 15 февр. 1922 под началом Капитолины Яковлевны Ветренко (в замужестве Урбанович). Первое время пятилетняя школа существовала исключительно благодаря пожертвованиям прихожан Вил. общины, а также незначительной субсидии польск. властей. С 1 окт. 1922 школа стала гос. и получила казенное финансирование. Благодаря трудам родительского комитета (создан в 1922; предс. А. Матвеев, Е. Елисеев, К. Шершнёв и др.) школа была переоборудована и оснащена необходимыми учебными пособиями и книгами. Для оказания помощи ученикам был образован школьный комитет под председательством С. Лимоновой, кот. заботился о беднейших детях школы - снабжал их одеждой, учебными и денежными пособиями. Одним из преподавателей ВСУ был выпускник Вил. учительской семинарии М. Г. Русаков; Закон Божий преподавали Вил. наст. - Т. Яковлев (до 1926), С. Егупёнок (до 1934), Ф. Кузнецов, М. Шалкин. О нуждах училища повседневно заботилась попечительница И. А. Пимонова. Со временем удалось даже провести электричество. 14 июня 1930 состоялось торжест. освящение знамени училища, сооруженного на средства совета Вил. общины и ВСС в Польше. В 1932 училище стало гос. школой с семилетним сроком обучения. В 1922 в школе обучалось 66 учеников, в 1929 - ок. 200; в 1937 - 306. С 1 окт. 1930 на Лосевой даче (гор. окраина) открылось отделение ВСУ, где обучалось 30 учеников. Заведовала этим отделением учительница М. А. Попова. Далее учебу дети могли продолжать в рус. гимназии им. А. Пушкина и др. средних учебных заведениях.

· Ист.: LVA. F. 1681. Ар. 1. В. 454, 455. Лит.: "Юбилей Виленской школы", Вестник ВСС в Польше, 1932, № 1, с.30; Вестник ВСС в Польше, 1932, №2, с. 15-16; Вестник ВСС в Польше, 1933, №1-3, с. 29. В.Б.Г.П.


ВИЛЦАНСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у. Вит. губ.; ныне Прейльский р-н Латвии) — одна из самых маленьких и молодых общин. Молитвенный дом построен в 1928. При нем одно кладбище. В 1940 в ВО было 362 прихожанина. Ее собственность оценивалась в 4105 латов. Имелось 1,5 га земли; приход составлял 305, расход - 21 лат. В 1939-1940 служил наст. Ипатий Пестряков. В настоящее время наст. нет и службы не проходят.

· Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2678; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2777. Л. 268. В. Никонов


Категория: В | Добавил: - (2008.05.03)
Просмотров: 1234

Copyright MyCorp © 2017