Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Среда, 2017.09.20, 12:56
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Б

Беспоповцы - Бехчанов
БЕСПОПОВЦЫ - общее название представителей одного из двух основных течений староверия (или стар-ства), кот. в отличие от поповцев учили о наступлении "антихристовых времен" и поэтому не сочли возможным принять священства, не имеют трехчинной иерархии и совершают таинства крещения и покаяния, а некот. - также и церк. брак.



В настоящее время Б. делятся на ряд течений (уже с конца XVII в.), среди кот. в свою очередь сложилось несколько различных церк. орг-ций.



1. Древлеправославная Поморская Церковь (поморцы, брачные поморцы, брачные беспоповцы).



2. Христиане-староверцы старопоморского безбрачного согласия (федосеевцы, старопоморцы, небрачные беспоповцы).



3. Филипповцы, или христиане соловецкого и старопоморского потомства. Филипповское течение среди Б. возникло в 1737. Тогда из-за несогласия с примирением руководства общины с "миром антихриста" (в богослужение была включена молитва за царя) небольшая группа верующих отделилась от Выговского общежительства. Ее возглавил наст. Филипп (отсюда название "филипповцы", др. название - старопоморцы, т. е. последователи поморцев до введения моления за царя), основавший общину на реке Умбе. Его последователи появились в Архангельской, Олонецкой и др. губ., немного - в Речи Посполитой. Филипповцы строго содержат устав и обычаи первых поморцев. Отличия филипповцев от ближайших к ним по убеждениям федосеевцев невелики: они более последовательно соблюдают безбрачие, отказываясь от совместного моления со староженами, в них более заметна бескомпромиссность, что нашло крайнее выражение в немалом количестве самосожжений в ХVШ в. Процессы обмирщения привели к образованию среди филипповцев разных течений: чадородных, нечадородных, орловских и филипповцев, не молящихся с приглашенными. В нач. XX в. мн. филипповцев проживало в Москве, Петербурге, Угличе, Одессе, Кимрах, по Волге до Нижнего Новгорода. В настоящее время это малочисленное течение. Небольшие группы филипповцев сохранились в европейской части Рос. (Кимры, Архангельская обл.). Одна община находится в Румынии.



4.Спасовцы (устаревшее название "нетовцы"). Это одно из радикальных течений среди Б. Возникло в конце XVII в. в Нижегородской губ. в поселениях на реке Кержанец и распространялось в Ярославской и Костромской губ. Сторонники этого согласия утверждали, что в связи с установлением "царства антихриста" "нет в мире ни православного священства, ни таинств, ни благодати" (отсюда название "нетовцы"). Спасается лишь тот, кто уповает на Спаса (Христа) и молится ему (отсюда др. название —"спасовцы"). Спасовское согласие со временем распалось на ряд более мелких течений с причудливыми представлениями о Церкви, таинствах и обрядах: староспасовщина (нетовщина глухая), новоспасовщина (поющая нетовщина), "самокрещенцы", "дырники" и т. д. В новоспасовщине крещение, брак и богослужение с пением совершали специальные наст. "Самокрещенцы" крестили сами себя, а младенцев крестили повивальные бабки. Некот. группы спасовцев отрицали какие бы то ни было обряды и иконы (напр., "дырники", молившиеся в сторону небольшого отверстия в вост. части дома). До 1-й мировой войны в Рос. имп. было, вероятно, от 1 до 2 млн. спасовцев. В настоящее время спасовцы имеются в Саратовской, Астраханской, Новгородской, Московской и др. обл. Рос. Небольшое количество "дырников" сохранилось на Урале и Алтае. Различные группы спасовцев (насчитываются 4 самостоятельные их группы) имеют весьма неоднородную структуру, в кот. входят мало связанные между собой общины. В 2000 в Рос. насчитывалось 30-40 тыс. спасовцев.



5.Часовенные. Это весьма многочисленное стар. течение, до первой пол. XIX в. принимавшее переходящих из синодальной Церкви священников, но затем ставшее беспоповским. Часовенные совершают богослужения в лишенных алтарей часовнях (отсюда название "часовенные"). Возобновление антистарообрядческой политики и преследований при Николае I привело к резкому ухудшению положения староверия в Рос. имп. В связи с этим в первой пол. ХIХ в. быв. беглопоповцы Урала и Сибири начали переходить к практике Б. Тюменский собор 1840 утвердил переход часовенных на позиции Б. Однако, несмотря на важные изменения своей практики, они сохранили некот. особенности взглядов поповцев: не признают полного пресечения священства после реформ патриарха Никона, в их отдельных общинах существует обычай причащения богоявленской водой, сохраняется память о священстве в течении, а бессвященнословное состояние считается временным. В настоящее время все общины часовенных автономны и полностью самостоятельны, хотя в истории течения известны несколько их соборов (1840, 1887, 1957 и пр.). В Рос. действуют более 500 общин часовенных, насчитывающих до 300 тыс. чел. Их общины действуют в Свердловской, Пермской, Курганской обл., Алтайском и Красноярском краях, Удмуртии, Бурятии, Хабаровском и Приморском краях, Амурской обл. и т. д.



6. Истинно-православные христиане странствующие - самоназвание сторонников течения, кот. более известно как странники или "бегуны". Возникло ок. 1766. Причины его появления были связаны со смягчением правит. политики по отношению к стар-дцам, а также с принятием мер, облегчавших запись в списки "раскольников", платящих двойные налоги. Среди Б. в Рос. вспыхнула острая дискуссия о допустимости такой записи. Часть считала, что запись в списки "раскольников" и утаивание своей принадлежности к староверию под покровительством подкупленных священников синодальной Церкви несовместимы с истинной верой, а виновные в этих прегрешениях должны каяться и нести епитимии. Основная идея ранних странников заключалась в том, что "истинную церковь" можно сохранить только за пределами "антихристова" мира, находясь в бегстве и укрывательстве от "антихристовых" властей. Позже принцип странствования в этом течении трансформировался в необходимость жить нелегально. Это произошло под влиянием более радикальных взглядов быв. филипповского инока Евфимия, учившего в 1780-х о том, что рос. имп. являются воплощением антихриста, чиновники и дух. власти - слуги сатаны, а их дела (проведение ревизий населения, введение паспортной системы, подушной подати) "богопротивны". В XIX в. мощное и широко распространившееся в Центральной Рос, Поморье, на Урале и Зап. Сибири течение, некот. приверженцы кот. во втор. пол. столетия стали брачниками, к концу XX в. представляет собой узкий круг последователей, сосредоточенных в некот. своих истор. центрах. Они встречаются на Урале, в Сибири и в Казахстане.



Известны и некот. др. беспоповские течения (мельхиседеки или рябиновцы, некрястяки, титовцы, средники и пр.), но они малочисленны и разрозненны.



Особенности вероучения. Гл. особенностью учения Б. является идея наступления "последнего времени" и связанное с этим представление о прервавшейся благодати священства и прекращения церк. иерархии в РПЦ в сер. XVII в. Основное место в вероучении Б. занимает мысль об антихристе. Большинство представителей беспоповцев проповедует воцарение дух. антихриста, трактуемого ими как совокупность разнообразных ересей, проникших вследствие реформ Никона в РПЦ (см. Раскол РПЦ в сер. XVII в.). Отсюда вытекает учение об иссякании священства и всеобщем бессвященнословном состоянии. Поэтому Б. не признают "никонианской" хиротонии и не принимают священников — ни из "греко-российской" Церкви, ни из стар. беглопоповских течений, принимающих "беглых" попов. Однако вплоть до 1760-х Б., иногда совместно с беглопоповцами, искали священство древнего поставления. В 1765 в Москве некот. из них принимали активное участие в тщетном обсуждении идеи соединения Б. и поповцев под властью стар. архиерея. Почти 240 лет спустя (8 июня 2001) в ответ на распространившуюся среди некот. поморцев Латвии и Бел. мысль о возможном восстановлении священства руковод. центральных органов и общин ДПЦ Рос, Бел., Латвии и Литвы постановили, что "поиски благочестивого священства, предпринимавшиеся староверами в первое послераскольное время, исторически и географически исчерпаны в XVII-XVIII веках" и следует рассматривать "нынешнее безъиерархическое устройство Древлеправославной Церкви в качестве исполнения пророчеств и неизреченного Божия промысла о Своей Церкви".



Вынужденное отсутствие священства у ранних Б. повлекло за собой невозможность совершать ряд таинств. Б. разделяли таинства по степени их важности для спасения на "нужнопотребные" (крещение, покаяние и причащение) и "потребные" (брак, елеосвящение, священство, миропомазание); последние "по нужде" могут и не совершаться. Таинство крещения Б. основывают на канонических правилах, кот. в определенных (исключительных) случаях позволяют совершать крещение мирянину. Совершается также чин "скитского покаяния" (без участия священника по примеру отдаленных сев. монастырей в Рос, где духовенство нередко отсутствовало). Поскольку совершение евхаристии без священника невозможно, Б. учили о "духовном причащении". В XVIII в. у выговцев и федосеевцев существовала практика причащения древними запасными дарами; в Выговской пустыни также существовал обряд причащения Богородичным хлебом. Позже подобная практика причащения у Б. прекратилась.



В условиях почти непрерывных гонений Б. в Рос. (до 1905) они решали сложную проблему орг-ции внутренней жизни, для кот. основным являлся принцип соборности; стар-дцы в эмиграции были в более выгодном положении, поскольку пользовались, напр., на террит. Речи Посполитой до ее разделов в конце XVIII в., относительной религ. свободой. Роль высшей власти в беспоповских течениях в XVIII-XIX вв. принадлежала соборам, созываемым крупными и авторитетными общинами; после 1905 - Всероссийским съездам и соборам в Москве (1909, 1912). Так, известны новгородские соборы 1692 и 1694, соборы и съезды в Выгу (гл. обр. в XVIII в.), федосеевские соборы в Речи Посполитой — в Ступилишках (1735) и Гудишках (1752), также в Москве (1791, 1883 и др.), Петербурге (1809), Дегучяй (1823), Варково (1832), Самаре (ряд соборов в конце XIX в.), Реж. (1882), Вил. (1901) и др. Церк. соборами у Б. в конце XVII-XIX вв. назывались собрания представителей общества, иногда с участием представителей разных течений, для обсуждения и разрешения каноно-догматических, религ.-нравств. и спорных вопросов.



Отдельными общинами Б. руководят наст., или дух. о. (см. Наставник) - миряне, избранные из наиболее достойных членов общины и благословленные на служение гл. наст. общины (края) при согласии наст. двух др. общин. У Б. рано выделился особый институт наст. Уже в постановлении новгородского собора 1694 дух. о. предусматривалась особая роль: они могли крестить, принимать исповедь, налагать епитимии и даже отлучать от Церкви. Впоследствии на Гудишкском соборе (1752) положение, права и обязанности федосеевского наст. были оформлены религ. правилами. Кроме того, с 1678 по сер. XIX в. у стар-дцев сев.-вост. Речи Посполитой существовало звание общего пастыря древлеправосл. христиан Литвы и Курляндии, кот. свидетельствовало, по их убеждению, о преемственности церк. наставничества от до-никоновского православия и его сохранении в традиции последовательной передачи этого звания одному из достойнейших наст. края. Поморский "Чин для поставления пастырей словесных овец" усваивает наставничеству значение священной степени. Согласно определению 1-го Всероссийского собора христиан-поморцев, приемлющих брак (1909), беспоповские наст. имеют некот. признаки церк. иерархии - избрание, поставление, преемственность. В беспоповской среде, прежде всего в Выговском общежительстве, сложилась особая культура почитания наст.



Отсутствие священников у Б. повлекли за собой некот. изменения богослужения, состава богослужебных предметов и церк. архитектуры. Богослужение у Б. состоит из последований суточного круга, кот. можно совершать в отсутствие священника: вечерни, павечерницы, полунощницы, утрени 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов, обедни. Молитвы, кот. по уставу должен произносить священник, опускаются; иерейские возгласы заменяются словами: "За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас". Ектении заменяются чтением "Господи, помилуй" (12 раз за мирную просительную; 40 - за сугубую; 3 - за малые; 30, 40, 50 - за диаконские прошения на литии) и "Слава: И ныне". Каждения и чтения Евангелия не опускаются. Важную роль приобрело совершение молебна, фактически включенного в состав суточных служб, поскольку почти полностью отсутствуют требы. Некот. чины, приспособленные Б. для своего богослужения, были записаны и опубликованы: существует Устав церк., уставы о покаянии, молебнах, чин крещения, составленные в Выговском общежительстве. Б. храмы строились по типу часовни, без алтаря. У них отсутствуют все литургические сосуды; для каждения используется кацея, а не кадило.



Особенности учения Б. повлияли и на их отношение к "греко-российской" Церкви и гос-ву. Членов "никонианской" Церкви часть Б. принимает через крещение (1-м чином). Перекрещивание бывает и в том случае, если к беспоповским течениям присоединяются кто-либо из стар-дцев-поповцев и беспоповцев-неперекрещиванцев, поскольку они принимают в свои общества прихожан нынешней Московской патриархии РПЦ 2-м (через миропомазание) или 3-м (через отречение ересей) чином. В беспоповских течениях долгое время сохранялось, а в некот. существует (или возобновлено) и в настоящее время строгое соблюдение запрета на совместную молитву и трапезу с иноверными.



Эсхатологические взгляды Б. и религ. отчужденность привели к их обособленности в обществ. отношении. Признавая необходимость царской власти, мн. Б. в Рос. имп. исключили из богослужения моление за царя, поскольку власть не только последовала, но и покровительствовала "никонианской" Церкви, в кот., по мнению Б., воцарился антихрист. Почти все беспоповские течения были согласны в том, что в случае жестоких гонений со стороны властей необходимо до конца оставаться верным "старой вере", стойко переносить мучения, и если придется, предать себя самосожжению (или какой-нибудь др. смерти) ради Христа, но огнепальная смерть имела и своих критиков в среде староверия, а стар. аутодафе не известны в эмиграции. Б. осуждают "замирщение" (слишком тесные связи с внешним миром); "замирщенный" старовер до совместной церк. молитвы должен "положить начал" (прочитать молитвы).



В тесной связи с обществ. отношениями находился вопрос о браке, ставший, начиная с 1730-х, одним из важнейших во внутренней полемике Б. Совершение таинства брака невозможно без священников. С 1798 выговцы, затем брачные странники, часть Спасовцев (нетовщина поющая) приняли учение о бессвященнословном браке. Др. Б. придерживались всеобщего безбрачия.



Общая характеристика. Различные течения. Разделение стар-дцев на Б. и поповцев обычно относят к 1690-м. На новгородских соборах 1692 и 1694 были провозглашены основные положения Б.: воцарение антихриста, невозможность принятия священства, безбрачие и пр. Однако первые шаги по складыванию беспоповской практики следует отнести ко времени Соловецкого восстания (1668-1676). Несогласные с богослужебной реформой соловецкие иноки и бельцы предприняли попытки порвать со священниками, кот. были против радикальных мер восставших, в частности, против немоления за царя и патриарха. Р-нами первоначального распространения Б. стали новгородско-псковские земли и север Рос, Поморье, откуда они уже с конца XVII в. начали переселяться за границу - в Швецию (ныне террит. Эстонии) и сев. и сев.-вост. часть Речи Посполитой (ныне Латвии, Бел. и Литва).



Ученики соловецких старцев Даниил Викулин и Андрей Денисов вместе с Корнилием основали в 1694 Выговское общежительство, вскоре ставшее центром Б. и до 1820-х обладавшим высоким авторитетом во всем раннем стар-стве. Как показали последующие события, Выг стал очагом самостоятельного поморского течения, в первой пол. XVIII в. широко распространившегося на террит. Рос. - безбрачные поморские общины существовали в Поморье, Москве, Петербурге, Поволжье (Ярославль, Керженец, Саратов), Стародубье, а также в Верхнекамье, на Урале и Зап. Сибири. Региональные центры чаще всего возникали в связи с деятельностью Выговских посланников и были тесно связаны с Выгом. Крупными центрами поморцев в ХIХ-нач. XX вв. Москва, Саратов и Саратовская губ., Верхнекамье, Урал, Сибирь, Р. (с сер. XIX в.), Вил. (с конца XIX в.).



В новгородско-псковских землях Рос. в конце XVII в. большим авторитетом пользовались стар. священноинок Варлаам, быв. протопоп Тихвинского собора в Пскове, и быв. священник из Крестецкого Яма Илия. Наиболее известный их ученик - быв. дьячок (или дьякон) Крестецкого Яма Феодосий Васильев, кот. возглавил течение, названное по его имени федосеевским (см. Федосеевцы). Спасаясь от религ. преследований, Феодосий Васильев и его единомышленники переселились в Речь Посполитую, где создали Русановскую обитель в Невельском повете (1699-1708), а позднее, уже после смерти Феодосия, - Ряпинскую общину (1711-1719) на террит. Рос. Федосеевское течение стало наиболее многочисленным и влиятельным беспоповским течением в XVIII - нач. XX вв., широко распространившимся на всей террит. Рос. имп. - федосеевские общины существовали в Москве, Петербурге, Новгородской, Псковской, Ярославской, Тверской, Нижегородской, Саратовской, Казанской губерниях, а также в Стародубье, на Дону, Кубани, на Урале, Зап. Сибири и сев. Кавказе; до 1820—1830-х федосеевцы составляли абсолютное большинство Б. за границей — их общины и обители действовали в Лифляндии, Курляндии, ВкЛ и Царстве Польском (террит. федеративного гос-ва Речи Посполитой, большая часть земель кот. после трех разделов в 1772, 1793 и 1795 попала в состав Рос. имп.), Валахии (Турция), Мазурское поезерье (Пруссия). Разбросанные на огромной террит. региональные центры -Лигинишки (окрестности Динабурга), Гудишки, Дегути (Речь Посполитая, затем—зап. губ. Рос. имп.), Войново (Пруссия), Р., Москва, Петербург, Казань, Самара, Реж. - чаще всего возникали в связи с деятельностью федосеевских наст. и не всегда были связаны с какой-либо из авторитетных в крае общин. В последней трети XVIII в. наиболее влиятельным центром федосеевцев, как и основных стар. течений, стала Москва. Этому в значительной степени способствовала деятельность И. А. Ковылина, основавшего в 1771 Преображенское кладбище (фактически два монастыря, мужской и женский)



Поморцы сходились с федосеевцами в основных положениях учения Б. - о воцарении дух. антихриста, прекращении священства, необходимости перекрещивать приходящих "никониан" и пр. Вместе с тем у поморцев и федосеевцев было немало разногласий. Основные расхождения касались надписи на кресте, отношения к староженам (т. е. к вступившим в брак до принятия староверия), "торжищного брашна" (продуктов, покупаемых на рынке у "инославных"), молитвы за царя, а также отношения к новоженам (т. е. к вступившим в брак после присоединения к какому-либо беспоповскому течению). История взаимоотношений этих двух течений представляет собой непрерывную полемику, сопровождающуюся неоднократными попытками преодолеть разногласия. Признание поморцами бессвященнословных браков, начиная с конца ХVШ в., сделало невозможным примирение с федосеевцами и др. Б., не признающими церк. браков. Так было положено начало разделению Б. на брачных и небрачных.



Преследования стар-дцев властями, их дискриминация и лишение мн. гражданских прав в рос. обществе до 1905, а также церк.-каноническое разномыслие по ряду вопросов, социальные и мировоззренческие изменения в беспоповских обществах, а также отсутствие единого руководящего центра привели к тому, что с конца XVII в. среди Б. стали возникать новые течения. В конце XVII в. возникло еще одно самостоятельное направление - спасово, от кот., вероятно, в первой четверти XVIII в. выделилось самокрещенство (бабушкино течение). Вынужденное решение выговцев ввести молитвы за императрицу (1739) стало причиной разделения в поморском течении. Часть непримиримых противников "царского богомолия" во главе со старцем Филиппом покинула Выговское общежительство; образовалось филипповское течение, значительно усилившееся и довольно широко распространившееся в Рос. во втор. пол. XVIII в. Ок. 1766 возникло еще одно течение Б. - странническое (бегунское), осуждавшее "записных" и укрывающихся "за попами" стар-дцев, а также учившее, что "истинную церковь" можно сохранить только за пределами "антихристова мира", находясь в бегстве и укрывательстве от властей; впоследствии оно разделилось еще на несколько групп. Во втор. пол. ХVШ- нач. XIX вв., видимо, из филипповцев выделилось еще несколько мелких течений: адамантово (пастухово), убеждавшего в необходимости отказа от употребления "антихристовых" денег и паспортов; аароновское течение, основанное в 1760-х А. М. Аароновым, кот. оправдывало браки и осуждало "записных" староверов. Из федосеевского течения выделились: бабушкино (1770-е), титловщина (на рубеже XVIII - XIX вв.), аристово (1810-е). Возобновление жесткого антистарообрядческого законодательства при Николае I привело к резкому ухудшению положения староверия в Рос. имп. В связи с этим в первой пол. XIX в. к практике Б. начали переходить быв. беглопоповцы Урала и Сибири, сохранившие некот. особенности взглядов поповцев (не признают полного пресечения священства после реформ патриарха Никона, и пр.).



В XIX в. беспоповское течение существенно расширилось. Продолжалось непрестанное возникновение и исчезновение мелких ответвлений основных течений Б. По разным оценкам, до 1917 в Рос. имп. действовало не менее 17 различных беспоповских течений. В нач. XX в. численное превосходство среди Б. имели федосеевцы (их насчитывалось 2-2,5 млн.); затем шли часовенные и поморцы (последних в то время было 1,5-2 млн.) - Однако к концу XX в. большинство мелких течений исчезло и значительно уменьшилась численность крупных в прошлом течений федосеевцев, часовенных и филипповцев. Часть их сторонников перешла в более крупные или доминирующие в определенной стране (крае) течения Б.; др., напр., часть часовенных, — в катакомбное единоверие, третьи - погибли в период двух мировых войн, а также были физически уничтожены за годы сталинских репрессий. Значительное влияние имела антирелигиозная политика сов. властей и секуляризация, в результате чего от религии отошла значительная часть населения быв. СССР. Уже в сов. период поморцы стали самым многочисленным беспоповским течением.

В нач. XXI в. поморцы (см. Древлеправославная Поморская Церковь) являются наиболее крупным течением Б., имеющим свои дух. центры в различных странах. Б. проживают во мн. странах мира: в Рос, Бел., на Украине, в Казахстане, Латвии (см. Староверие в Латвии), Литве (см. Староверие в Литве), Эстонии (см. Староверие в Эстонии), Польше (см. Староверие в Польше) -в этих странах проживает подавляющее их большинство), а также в Молдове, Киргизии, США, Бразилии и др. Есть сведения о группах Б. в Румынии, Финляндии, Швеции, Германии, Франции, Аргентине, Боливии. По разным оценкам, в мире насчитывается 1,5-2 млн. Б.

· Ист.: ДЛ, с. 244-245; Деяния первого собора 1909; Деяния собора 1991; Егоров И. И., История старообрядчества (1990-е гг., рукопись); КДПЦ 2002; Устав ДПЦ Литвы (2002 г.), Личный архив автора. Лит.: Агеева Е. А., Мальцев А. И., Юхименко E. M., "Беспоповцы", Православная энциклопедия, т. IV: Афанасий—Бессмертие. Москва, б. г. [2002], с. 702—724; Духовная литература староверов востока России ХVIII - ХХ вв., отв. ред. академик РАН H. H. Покровский. Новосибирск, 1999 (История Сибири. Первоисточники Вып. IX); Егоров И. И., Миролюбов И. И.: "Современное положение Древлеправославной Поморской Церкви", СЦК 1985, с. 33-35; Зеньковский 1995; Макарий 1889; Макарий 1996; Миловидов В. Ф., Современное старообрядчество. Москва, 1979; Никольский H. M., История русской церкви. Минск, 1990; Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д., Староверы-часовенные на востоке России в XVIII - XX вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. Москва, 2002; Поташенко 1999; Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания, т. 1, отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. Москва, 2004, с. 169-249; Смирнов 1895; Смирнов 1898; Смирнов 1909; Смолич 1997, ч. 2; Старообрядчество 1996, с. 217-222, 229-230; Христианство 1993 (1995); Христианство 1994; Шахов 1997; Шахов 2001, с. 219-245; Юхименко 2002, т. 1. Г.П.

БЕССВЯЩЕННОСЛОВНЫЙ БРАК - форма брака в беспоповской общине, учрежденная поморским наст. Монинской часовни Василием Емельяновым в последней трети XVIII в. в Москве. Он установил для этого особый чин (обряд) с чтением канона Всемилостивому Спасу. Согласно Емельянову, для заключения законного брака необходимы согласие жениха и невесты, благословение родителей, венчание, свидетели и соответствующий возраст вступающих в брак. Священническое венчание, как "такмо благолепное украшение", может быть заменено в отсутствие священства соответствующими случаю молитвами, кот. могут читать и "мужи нерукоположенные". В Москве такой ББ приобрел много приверженцев. В 1803 буд. наст. московских поморцев Г. Скачков установил для бракосочетания, совершаемого наст., новый чин с чтением составленного им канона Всемилостивому Спасу, получивший признание у части поморцев. Защитники брачной жизни среди поморцев и федосеевцев нашлись и в др. городах и губ. Рос: в Рязанской, Архангельской, Астраханской, Владимирской, Вил., Курляндской, на Кубани и т. д. И хотя большинство федосеевцев и часть поморцев в нач. XIX в. продолжали по-прежнему проповедовать безбрачие, в беспоповстве усилилась общая тенденция в защиту ББ с благословением наст. В настоящее время в ДПЦ практикуются оба чина бракосочетания, по желанию вступающих в брак.

· Лит.: Нильский 1869; Поташенко 1999. Г.П.

БЕХЧАНОВ Феодор Павлович (? 11 июня 1960, с. Луковое, Ульяновская обл., Рос.) — наст. Ливанской Свято-Покровской общины. Род. в стар. семье. Отец Б. основал стар. общину в Ульяновске (быв. Симбирск), где был уставщиком и головщиком. С малых лет Б. под руководством матери освоил церк. пение, а в 14 лет начал проводить службы в храме общины, получив благословение на проведение служб уставщиком от своего дух. о. Киприана (Кукушкина). После службы в армии с 1984, по рекомендации предс. ВСС в Литое. ССР И. И. Егорова, поступил чтецом в штат РГСО. Через месяц поставлен канонархом правого клироса. В 1987 решением совета РГСО назначен уставщиком. В 1988 благословлен на должность помощника наст. и назначен и. о. певческого старосты причта. В юбилей Тысячелетия Крещения Руси Б. вместе с хором молодых причетников РГСО выступал в стар. общинах Москвы, Р., Д-пилса. На протяжении всего времени Б. активно участвовал в издательстве "Старообрядческого церковного календаря", занимался подготовкой месяцеслова и календаря-указателя, принимал также участие в изд. журнала "Златоструй", в кот. опубликовал статью "О молитвенном правиле и христианском богослужении". Со времени открытия дух. училища при РГСО Б. на протяжении ряда лет проводил занятия с учащимися по богослужебному уставу. 16 окт. 1995 в храме РГСО Б. благословлен на служение наст. Благословение совершили наст. Климент Тришкин (Гайковская община), наст. Иоаким Болдавешко (Москвинская община), наст. А. Каратаев (РГСО), наст. И. Миролюбов (РГСО). 14 нояб. 1994 на съезде ДПЦ Латвии в Д-пилсе (Гайковская община) Б. был избран предс. ЦС ДПЦ Латвии. На соборе ДПЦ Латвии 17-18 июля 1995 в Д-пилсе (Гривская община) был избран предс. ДК ДПЦ Латвии. Б. - участник мн. съездов и совещаний, проходивших в ДПЦ Латвии. Был делегатом собора ДПЦ Литвы в Вил. (1996), где выступал с докладом "Историческая сущность Древлеправославной Поморской Церкви, ее соборность и церковные таинства".

· Лит.: СЦК 1996, с. 50; СЦК 2000, с. 85. Э. Мекш
Категория: Б | Добавил: - (2008.05.03)
Просмотров: 1993

Copyright MyCorp © 2017