Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Среда, 2017.09.20, 12:57
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Б

Бабушкин - Бередников
Б



БАБУШКИН Федор Петрович (? 1752, Романово-Борисоглебск Ярославской губ.; • 1842, Петербург) — последний киновиарх Выго-Лексинского общежительства. В молодые годы уехал на Выг, вошел в состав монастырской братии. Вероятно, после кончины киновиарха Андрея Борисова (° 1734; •1791) был избран руковод. выговцев. В 1830-х вынужденно переселился в Петербург, поскольку власти запретили оставаться на Выге лицам, прибывшим из др. мест. Б. был человеком начитанным, широких взглядов; он не отделялся на общей молитве от живущих в браке. Автор "Описания всех в России просиявших чудесами мужей и жен" - самых полных в то время рус. святцев.

· Лит.: Старообрядчество 1996, с. 40; СЦК 1992, с. 25. В. Б.


--------------------------------------------------------------------------------

БАЛАГИН Симеон Михайлович (? 1893, Псков; • 1983, Рига) - причетник РГСО. С 5 лет в Р., где окончил Александровскую гимназию (1913); учился на юридическом факультете Тартуского университета. Работал управдомом. После 2-й мировой войны вплоть до выхода на пенсию - зав. кладбищем. В 1937-1947 заведовал книжницей РГСО. В 1930-е на собраниях РГСО ратовал за создание объединяющего центра ДПЦ (выступление в 1939), за выпуск необходимых книг, на что имелись средства, а также за открытие дух. школы и подготовку образованных наст., уставщиков, певчих.

· Лит.: СЦК 1984. В.Б.


--------------------------------------------------------------------------------


БАЛТРАМИШКСКАЯ ОБЩИНА (Ков. пов. ВкЛ; ныне Йонавский р-н Литвы) - по данным устной традиции и некот. ист., основана в дер. Балтрамишкис во втор. пол. XVIII в. Ранняя история общины менее известна. Сначала это была федосеевская община, не позднее конца XIX в. - поморская. В XIX в. некот. стар. хоз. были крупными, немало членов БО - состоятельными купцами и "почетными потомственными гражданами". Среди них - Карповы, Пимоновы, Лимоновы и пр. Семья рус. стар. купцов и предпринимателей Лимоновых более известна своей благотворительной и храмоздательной деятельностью в первой пол. XX в. Видимо, Моисей Лимонов выкупил землю под Кунишкское стар. кладбище, устраивал в БО благотворительные обеды и пр. Прихожанин Кирик Карпов был участником съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906). В 1907 БО была зарегистрирована властями. В 1909 дерев. храм был в дер. Балтрамишки (Вилкомирский у. Ков. губ.). Планировалась постройка каменного храма, но помешала 1-я мировая война.



В 1920—1930-е БО - одна из крупных стар. общин Литвы. В 1937 насчитывала ок. 1500 прихожан, имела общинную землю при храме, обществ. дом и пр. Храмовый праздник — Покров Пресвятой Богородицы (14 окт.). В 1930-х наст. был К. Карпов, а позже избран и втор. наст. — Кондратий Иванович Те-рентьев(1938 -авг. 1943,1947-1954). Активно действовал совет БО (его члены избирались сроком на три года). Учитель С. С. Калинин проводил уроки по Закону Божьему для детей стар-дцев в начальной школе. В окт. 1939 БО собрала пожертвования на Вил. край после его присоединения к Литве.



В годы немецкой оккупации Литвы храм не был закрыт, но война сильно ударила по БО и ее прихожанам. Одновременно с почти полным уничтожением еврейского общества, репрессиями против литовцев, цыган пострадали и местные рус. стар. или выходцы из стар. семей, особенно те, кто состоял в коммунист. партии, в 1940-1941 сотрудничал с сов. властью или сочувствовал ей, не исполнял решений оккупационной власти или поддерживал партизан. По рассказу современника, 22 июля 1941 три соседние дер. -Балтрамишкис, Кунишкяй и Юрконис - были окружены отрядами "шяулистов" (членов профашистской националистической орг-ции), прошли повальные обыски, аресты и расправы с "советскими активистами". Трагической была судьба многих семей. Одна из них — семья Кургановых. С 1934 Макар Курганов (? 1915, дер. Кунишкяй) участвовал в коммунист. подполье, в 1941 зав. отделом Укмергского у. исполкома депутатов трудящихся; во время нацистской оккупации он был заключен в К. тюрьму, позже - в концентрационный лагерь в Правенишкис, бежал, но снова арестован и попал в К. IX форт, откуда в 25 дек. 1943 вместе 63 узниками совершил знаменитый побег, стал партизаном, а потом воином сов. армии. Позже написал свои воспоминания о годах войны. Нацисты расстреляли его жену и двух братьев, а мать, брата и сестер до конца войны держали в концентрационных лагерях. В Йонавском р-не действовали отряды сов. партизан, в кот. было немало местных рус. (Ф. Кругляков, П. Рыбаков и пр.).



Весной 1942 во время одного из налетов нацисты, согнав к церкви всех жит. дер. Балтрамишкис, расстреляли семерых прихожан, потом - еще одного, за то, что "он пытался передать военнопленному кусок хлеба". Не-кот. прихожане БО были вывезены на принудительные работы в Германию. В 1943 был избран новый состав Совета БО. По категорическому требованию поверенного по делам рус. населения Литов. генеральной обл., сославшегося на "общественно-политические мотивы", решением ЦСС от 8 авг. 1943 наст. К. И. Терентьев был отстранен от исполнения своих обязанностей. БО просила тогда утвердить наст. Кирила Карпова.



Во время войны и в первые послевоенные годы БО потеряла половину своих прихожан: в 1949 осталось ок. 750. К. И. Терентьев снова был наст. БО (1938-авг. 1943, 194?-1954), после него - К. А. Карпов (1955-1976), быв. головщик БО и быв. наст. Вилкомирской (Укмергской) общины. Позже своего постоянного наст. не было. В конце 1970-нач. 1980-х БО пришла в упадок, поскольку (начиная с конца 1940-х) в разные города постепенно переселились мн. из прихожан. Начиная с конца 1980-х активизировалась небольшая группа прихожан во главе с В. Кононовым. В 1988-1990 храм отремонтирован на средства общины и при поддержке исполкома совета Йонавского р-на. Дальнейшему подъему БО препятствовала ее малочисленность, оскудение ее церк. причта. Ныне в БО до 50 прихожан, мн. из кот. постоянно в этой дер. не живут. Богослужения совершаются изредка, преимущественно во время престольного праздника, когда собирается большая часть оставшихся прихожан. Постоянного наст. нет; ее обслуживает и.о. наст. Ф. Ф. Колосов. Предс. совета общины (2003) - Владимир Терентьевич Кононов, состоящий к тому же в причте К. общины. Ближайшие стар. общины в Римкай и К.



Общинное кладбище находится в соседней дер. Кунигишкяй (Кунишкяй, Кунишки); основано не позже втор. пол. XIX в. Здесь похоронены известные стар. деятели и благотворители Моисей Тимофеевич и его сын Аристарх Моисеевич Пимоновы.

· Ист.: LVA. F. 391. Ар. 4. В. 708. L. 26; LVA. F. R.-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; Интервью с В. Т. Кононовым. Записал Г. Поташенко, 1994 г., Каунас, Личный архив автора; Протокол (№ 17) заседания членов ЦСС, состоявшегося 8 августа 1943 г., Архив ВС ДПЦ Литвы; Протокол соединенного заседания ЦСС Литвы и Ревизионной комиссии, состоявшегося 23 мая 1940 г. (копия), Личный архив автора; Собрание материалов; Список ВСС 1992; Список общин ДПЦ 2003 г. Лит.: Курганов М., В лицо смерти. Москва, 1966; Jasionis 2003,р. 39; Sabaliauskaite 1999,p. 7; Gumuliauskaite 1999, 2 sk. Г.П.


--------------------------------------------------------------------------------

БАЛЫШЕВЫ - братья, поборники СПЦ:



Василий Хрисанфович Б. (? 1905; • 1978), в 1930-е руковод. Кружка ревнителей рус. старины в Гриве (Латвия), головщик Гривского храма, организатор Певческих праздников стар. молодежи. До 2-й мировой войны работал школьным учителем.



Карп Хрисанфович Б. (? 1907; • 1975), участник Кружка ревнителей рус. старины в Гриве, рабочий-железнодорожник.

· Лит.: Вестник Союза соборов и съездов, 1931, №1, с.9. В.Б.


--------------------------------------------------------------------------------

БАРАНИН Петр Петрович (° 20 февр. 1882, дер. Большие Кольки, Алацкивиская вол. Тартуского у.; • 18 марта 1966, Таллинн). Род. в семье потомственных стар-дцев. Церковнослав. грамоту и знаменное пение изучал в семье, затем обучался в частном училище Хуго Треффнера, где укрепил знание эст. яз., и в Тартуском реальном училище (1895-1898). В 1913 принят в члены Черносельской (Муствеэской) общины, избран в совет этой общины, исполнял обязанности секретаря. Принимал участие в движении за трезвость, один из организаторов Мутвеэской добровольной пожарной дружины. Избирался на обществ. должности волостного старшины Мутвеэской волости и предс. поселкового совета. В 1917 Б. избран в состав делегации от Причудского края, кот. передала Временному прав-ству Рос. особую петицию по вопросу об автономии и с изложением нужд местных рус, в т. ч. и стар-дцев. Причудские делегаты имели аудиенцию у главы Временного правства Г. Е. Львова, посетили ряд министерств и ведомств. В результате переговоров восстановлено пароходное сообщение между Тарту и Чудским озером, что несколько облегчило проблему снабжения продовольствием в тот сложный период.



С провозглашением Эстонской Республики Б. начал полит. карьеру как депутат от Тартуского округа (Муствеэ) в Гос. собрании II (1923-1926) и III (1926-1929) созывов. Входил в состав финансовой комиссии. В выступлениях в парламенте критиковал бюджет за пренебрежительное отношение к развитию рус. окраин. По предложению Б. прав-ство занималось подысканием заграничных рынков для причудских рыбаков, поднимал вопросы о заключении с Рос. договора о рыбной ловле во внутренних водах. В парламенте принимал участие во фракции рус. объединенного списка, выступая за право на культурную автономию (самоопределение) рус. населения. В вопросах церк. жизни ратовал за проведение в жизнь принципов отделения церкви от гос-ва на основе полной автономии рус. приходов; за право верить и молиться по обычаем и заветам предков; за отмену административных взысканий, наложенных на некот. местных рус. деятелей в связи с церк. гонениями; за равноправие всех религ. объединений перед законом в вопросе о пенсиях и гос. дотациях. В своих выступлениях Б. неоднократно указывал, что принцип равноправия попирается в отношении детей стар-дцев, кот. не разрешают отмечать церк. праздники по ст. ст., и неоднократно ходатайствовал о разрешении детям в церк. праздники дней, свободных от занятий в школе. В 1929 короткое время, как руковод. рус. фракции в парламенте, исполнял обязанности предс. правление "Рус. Национального Союза". Освещал жизнь стар-дцев на страницах местных газет "Последние известия" (1923-1925), "Наша газета" (1927) и "Рус. свет", являясь фактическим ред. последней с янв. по июнь 1929; ввел в этой газете рубрику "Дела старообрядческие"; также печатал свои статьи в "Вестнике ВСС в Польше " (1929-1934).



Проиграв на выборах в состав парламента IV созыва, Б. отходит от политики и полностью посвящает себя устройству стар. дел. Гл. задачей его деятельности в этом направлении было повышение религиозности верующих, упорядочение обрядовой стороны и принятие устава СЦ Эстонии. Б. возглавлял комиссию по созыву IV и V Всеэстонского стар. съездов в февр. и июле 1928. На них был создан ЦСС Эстонии, в кот. как член парламента вошел Б., и принят устав СЦ Эстонии. На очередном VI съезде 3 нояб. 1929 в Тарту Б. прочел доклад об истории церк. пения и затем издал книгу "Из истории возникновения церковного пения в древнехристианской церкви" (Ревель, 1931). В ней была сделана попытка доказать преимущества и древность знаменного пения с апологией наречного пения. Сам Б. обладал хорошим голосом и был головщиком правого клироса в Таллиннской моленной. Доклад Б. и книга вызвали критику со стороны приверженцев древнего наонного или хомового пения, широко распространенного у стар-дцев Причудья и сохранившегося до наших дней. Б. вместе с женой Ксенией Ефимовной принимали активное участие в оборудовании иконостаса и убранства в новой моленной Таллинской общины, сооруженной по завещанию С.А. Мяэберг в 1930. При участии Б. в 1934 официально зарегистрирован Союз старообрядческих общин Эстонии с центром в Тарту и позже утвержден новый устав СЦ Эстонии. Согласно новому уставу, высшими органами СЦ Эстонии являлись общее собрание, ЦСС, правление и ДК. В Союз входили общины Таллинна, Тарту, Муствеэ, Кал-ласте, Колкья, Кикита, Казепяэ, Варнья, Саарекюла (Желачка), Пийрисааре и Вяйке-Колькья. В 1930-х Б. неоднократно избирался предс. ЦСС и правления Союза старообрядческих общин Эстонии. В 1936 не без его влияния решением съезда центр правления Союза переместился из Тарту в Таллинн. Удаление центра от мест исконного сосредоточения стар. населения вызвало протесты. На очередном XIII делегатском съезде стар. общин в Кикита (1938) Б. не попал в состав нового правления Союза. Его отстранили от должности предс. правления, и центр совета Союза переместился в Муствеэ. Тем не менее, на этом же съезде он был избран в состав делегации от Эстонии на предсоборное совещание стар-дцев в К. в февр. 1939.



Б. проявил себя как интересный проповедник и обличитель "времен антихриста" в статье "Учение Христа и времена антихриста", опубликованной в "Вестнике Высшего Старообрядческого Совета в Польше" (1931). В этот же период он сотрудничал в нарвской газете "Рус. вестник". В 1950-1960-х Б. был предс. Таллиннской общины. Умер и похоронен на стар. кладбище Таллинна.

· Ист.: ИАЭ. Ф. 3461. Оп. 1. Д. 99; ИАЭ. Ф. 297. Оп. 1. Д. 4873; ИАЭ. Ф. 2111. Оп. 1. Д. 5641; ГАЭ. Ф. 1108. Оп. 1. Д. 1-2. Лит.: Агеева Е. А., Фомина А. Е., "Баранин Петр Петрович", Православная энциклопедия, т. IV: Афанасий-Бессмертие. Москва, 6. г. [2002], с. 328; Поташенко 2003б, с. 78-79; Toomla J., Valitud ja valitsenud. Tallinn, 1999, Ik. 212; Ярон E., "Государственное собрание", ПИ, 1923, № 140, 12 июня; "Программа рус. фракции", ПИ, 1923, № 148,22 июня; "Новое правительство", ПИ, 1923, № 148, 22 июня; Баранин П., "Нужды окраин", ПИ, 1925, № 17, 22 января; "Церковь и государство", ПИ, 1925, № 230, 7 октября; "Устав старообрядческой церкви Эстонии", Вести дня, 1928, № 204, 2 августа; Протокол 5-го Старообрядческого съезда в Эстонии 17, 18, 19-го июля 1928 года. В посаде Красные Горы. Труды 5-го Старообрядческого съезда в Эстонии. Б. м., б. г.; "Результаты Баранинской политики в Рус. Национальном союзе", Вести дня, 1929, № 99, 13 апреля; "Эстония", СК 1930, с. 65-66; "VII старообрядческий съезд", Вести дня, 1930, № 279, 16 октября; "ХШ делегатский съезд старообрядческих общин", Старый Нарвский листок, 1939. Т. Шор


--------------------------------------------------------------------------------


БАРАНОВ Мина Иванович (? 1907, Н.-Алекс. у. Ков. губ.; • 1999), наст., член ДК СПЦ (с 1972). Род. в Зарасайском крае; 1-я мировая война вынудила покинуть родину. В Воронеже окончил земское училище (1918). Возвратившись в Литву, поступил в причт. С 1925- головщик. В 1933 Б. окончил Литое. стар. дух. курсы в К. Позднее работал в сельском хоз., на стройках, постоянно посещал клирос. С 1960 - наст. Миновской (Зарасайский р-н), затем - Паневежской общин. С 1966 на протяжении 26 лет - наст. Таллиннской общины.

· Лит.: СЦК 1982, с.76. В.Б.


--------------------------------------------------------------------------------

БАРАНОВСКИЙ Василий Саввич (? 13 апр. 1933, Д-пилс) - рус. писатель, историк староверия. Выходец из стар. рода поселенцев дер. Войтишки (ныне Д-пилсский р-н Латвии), где с 1740 существовал стар. храм. Рано лишившись отца, погибшего во время 2-й мировой войны, начал подростком трудиться. Окончил среднюю вечернюю школу в Зарасай.  В 1963 году окончил Высшую партийную школу в Вильнюсе. В 1963-67 гг. работал в зарасайской районной газете. В 1967-78 гг. в городской газете г.Клайпеды. С 1978 по 1990 гг. сотрудник журнала "Литва литературная". Учился в Вил. университете (экономический факультет). Работник печати. В 1978-1993 - зам. гл. ред. журнала "Литва литературная" (с 1989 г. "Вильнюс"). Первые лит. публикации относятся к 1950. Выпустил 4 книги и отдельным изд. очерк "Хранители старой веры". С 1983 член Союза писателей СССР; в настоящее время член Союза писателей Литвы. Был членом редколлегии стар. журнала "Китеж-Град " (1990). Живет в Зарасай (Литва).



Основная тема творчества - судьбы рус. старожилов стран Балтии. Непосредственно стар-ству посвящена книга повестей "Багряный град", истор. повесть "Боярыня Морозова", истор. очерк Зарасайской общины "Хранители старой веры". В 1992—2003 -проза и публицистика в газетах "Эхо Литвы", "Летувос ритас", "Поморский вестник" и др. Б. продолжает интересоваться историей староверия Литвы, участник мн. научных конференций по стар-ству в Литве и Латвии. В 2003 отметил 70-летие.

· Соч.: Утренний возок: Повесть и рассказы. Вильнюс, 1978; Горька ягода: Рассказ и повести. Вильнюс, 1982; Долгий всполох: Рассказы и повесть. Вильнюс, 1985; Багряный град. Вильнюс, 1989; "Боярыня Морозова", Вильнюс, 1993, № 2-4; Хранители старой веры (Страницы истории Зарасайской старообрядческой общины). Зарасай, 2000; "Очерк истории Вильнюсской старообрядческой общины (к 170-летию Свято-Покровского храма)", Slavistica Vilnensis 2001 = Kalbotyra 50 (2) [Вильнюс], с. 141-155. Лит.: Соловьев А., "Дерево с русскими корнями", Динабург, 1997, 25 ноября. Г.П.


--------------------------------------------------------------------------------

БАТОВ Дионисий Васильевич (? 1825; Тула; • 1910) - учитель и настоятель СПЦ. С юных лет проявлял ревностное отношение к заветам староверия, вел воздержанную жизнь. Преподавал в народной школе, затем служил наст. в поморской общине. Десятилетиями праведно исполнял весь годичный круг церк. службы - праздничной и повседневной, обладал исключительным знанием Св. Писания. Перу Б. принадлежит свыше 300 соч., преимущественно апологетического характера, среди них - полный "Устав службы богослужебной", "Броня правды", "О богопрославленных поморских подвижниках", "Обзор церковных распрей и разъединений" и др. Труды Б. распространялись по всей Рос. и служили средством богословского просвещения. Один из организаторов съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906).

· Лит.: СЦК 1970, с. 170. В.Б.


--------------------------------------------------------------------------------

БЕЗВОДИН Прокопий Максимович - уполномоченный стар-дцев Сердобска Саратовской губ. на съезде стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906). Организатор съезда поморцев в станице Таганской на Кубани. Автор книги "Апология Церкви Христовой".

· Лит.: Труды о съезде 1906; Китеж-Град, 1990, № 3, с. 12. В. Б.


--------------------------------------------------------------------------------

"БЕЛОВОДЬЕ" - Южно-латвийское стар. культурно-просвет. общество. Учреждено в апр. 2000. Предс. общества - Валерий Плотников (Екабпилс, Латвия), исполнительный директор - Татьяна Маргевича (Д-пилс). Цель общества: объединить стар-дцев-поморцев Латвии на принципах духовности, благотворительности и взаимопомощи; содействовать возрождению религ. и культурных ценностей и традиций стар-дцев как "зарегистрированной в Латвии религ. конфессии и истор. сложившейся этнической группы"; способствовать популяризации стар. культурных, дух. и нравственных ценностей. Для этого могут быть привлечены также др. заинтересованные орг-ции и лица. Общество имеет свой интернетный сайт, где помещена хроника событий ДПЦ Латвии, энциклопедия и др. историко-культурная информация о староверии. Одним из важных мероприятий общества была установка памятного Креста в Лигинишках (Д-пилс), на месте быв. первого стар. храма в странах Балтии и, вероятно, вне Рос. (основан в 1660, см. Лигинишки). 21 июля 2001 состоялось его торжественное освящение: "Величественный 2,5-метровой высоты Крест черного полированного гранита стал символом единения на добрые дела, символом Памяти".

· Ист.: http://www.belovodije.com Г.П.


--------------------------------------------------------------------------------

БЕЛОГРУДОВ Максим Никитич (° 12 апр. 1907, дер. Белогрудово, Граверская вол., Краславский р-н Латвии; • 6 окт. 1985) - художник, иконописец. По словам Нины Максимовны Белогрудовой (дочери Б.): "Его мать, Анна Ивановна, была дочерью священника, очень религиозной, исключительно энергичной и проворной. Отец, Никита Ефимович, был хорошим плотником, человеком скромным, добрым и мудрым. Ему верили, с ним советовались. Максим Никитич родился в близнецах. Его брат близнец умер в младенчестве. Максим вырос тихим, спокойным мальчиком. В детстве Максим много времени проводил с отцом. Отец, чтобы развлечь Максима, рисовал ему незатейливые рисунки (коней, зайчиков и других животных). В доме было много церк. книг, многие из них с иллюстрациями, которые Максим любил разглядывать". Так будущий иконописец получил первые понятия об изобразительном искусстве. В 1921 после окончания 7 классов Б. удалось один год поучиться в иконописной мастерской Метлова в Д-пилсе, чтобы получить основные знания в области иконописания. В дальнейшем Б. осваивал технику иконописания самостоятельно. При строгом сохранении византийской и древнерус. иконографии его стиль писания икон близок к поморской и народной иконописи.



Почти в каждом стар. храме Латвии есть его иконы. Б. писал очень много, выполняя заказы из Рос, Германии, Швейцарии, Бельгии, США. Наряду с иконописанием, Б. занимался фотографией, расписывал скатерти цветами; рисовал на клеенках так наз. ковры - изображение сюжета, сценки (напр., тройка лошадей в зимнем лесу), обрамленное орнаментом, кот. напоминает древнерус. вышивку. Писал также пейзажи и портреты. Известны "Автопортрет" (ок. 1922), портреты отца "Никита Ефимович Белогрудов" (1930-е) и отца жены "Кормильцев Иван Иванович" (1930-1931), кот. отличает психологическая трактовка образа и портретное сходство. В 1925 Б. была переписана "Святая боговдохновенная книга Страсти Христовы", кот. художник снабдил большим количеством иллюстраций, выполненных акварелью. Все 50 иллюстраций на сюжеты из Евангелия и др. 35 страниц написаны и оформлены в традициях древнерус. иконографии. В XVII-XVIII вв. на Руси рукописные иллюстрированные книги были широко распространены. Позже именно староверы сохраняли традиции изготовления рукописных книг с иллюстрациями (миниатюрами). Книга, выполненная Б., - прекрасный пример продолжения этих традиций в XX в. Он был превосходным плотником, делал мебель, киоты для икон. Несколько раз реставрировал моленную Ковалевской общины. По свидетельству H. M. Белогрудовой, ее отец не был похож на других людей; он был "как посланник Бога, чтобы люди не погрязли в своей рутине". Весной 2000 по инициативе заведующего Граверским клубом А. П. Ануфриева была организована выставка икон и картин Б. в Граверской школе. Не только учащиеся, но и все желающие могли ознакомиться с творчеством Б., оставившего большое иконописное и художественное наследие. Иконы письма Б. (Краславский район, Латвия): "Федоровская Богоматерь" (1930-е), "Господь Вседержитель" (втор. пол. XX в.), "Георгий Победоносец" (втор. пол. XX в.), "Господь Саваоф" (1934), "Тихвинская Богоматерь" (втор. пол. XX в.), "Богоявление (Крещение) " (втор. пол. XX в.), "Преображение Господне" (втор. пол. XX в.), "Огненное восхождение пророка Илии" (втор. пол. XX в.), "Введение во храм Пресвятой Богородицы" (втор. пол. XX в.), "Покров Пресвятой Богородицы" (1985), "Св. Никола Чудотворец" (втор. пол. XX в.) и "Св. Никола Чудотворец" (1985).



6 окт. 1985 Б. погиб в автокатастрофе, похоронен на кладбище в дер. Ковалёве

· Ист.: Интервью с H. M. Белогрудовой. Записала В. Александрова, 27 октября 2002 г., Личный архив автора. Лит.: Белогрудова H. M., "Так хотелось красоты", Земля, 1995, 12 сентября, с. 9; Белогрудова H. M., "Спасибо за добрую память", Эзерземе, 2000, 17 октября, с. 7. В. Александрова


--------------------------------------------------------------------------------

БЕЛОГРУДОВ Яков Ионович (° 1887; • 1963) — наст. Ковалевской общины Краславского р-на Латвии. Пастырское служение принял в 1927, сменив деда по матери Терентия Кононовича Кононова. Выпускник реального училища, он твердо знал и церк. грамоту. Избирался членом ДК стар-дцев Латвии. 10 лет — узник Гулага (с 1944).

· Лит.: СЦК (Даугавпилс) 2000. В.Б.


--------------------------------------------------------------------------------

БЕРЕДНИКОВ Федот Куприянович (? 1880-е?, Лапеская вол. Ков. у.; • дек. 1942) - наст. СПЦ Литвы. Вырос в родной Лапеской вол. Ков. у. С нач. 1920-х по 1942 был наст. Ишорской общины. Участник мн. Вселитов. стар. съездов в К. Похоронен на стар. кладбище Варпа ок. Йонавы.

· Ист.: Протокол заседания Духовного суда при ЦСС Литвы, 30 августа 1942 г., Личный архив автора; Историческое наследие (Интервью с В. Л. Бередниковым (° 1924), дер. Ишоры, 28 августа 2001 г. Записал Г. Поташенко). Г.П.




Категория: Б | Добавил: - (2008.05.03)
Просмотров: 1791

Copyright MyCorp © 2017