Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Пятница, 2017.04.28, 21:47
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » А

Абелорагская - Алексеевы

А



АБЕЛОРАГСКАЯ ОБЩИНА (дер. Абелораги, в 1920—1939 Свенцянский у. Польши; ныне Обелу Рагас, Швенченский р-н Литвы), создана поморцами в 1919 (1920). Дерев, храм с колокольней во имя Св. Николая был построен в 1926 (по др. сведениям в 1922) на средства прихожан. Симеон Бульбов был правомочным участником от АО на первом Всепольском стар, съезде в Вил. (1925). Максим Щербаков, видимо, был первым наст. С 1929 по 1932 АО не имела своего наст., а в 1932 избран дух. о. Петр Иванович Дубинович, прослуживший здесь долгие годы. В 1920-1930-х предс. совета АО были Е. Бульбов и Я. Шмятков. В 1930-х в дер. Абелораги проживало более 20 стар, семей; АО насчитывала ок. 150 прихожан. После присоединения Вил. края к Литве в дер. Абелораги была открыта сельская школа с литов. яз. преподавания, где проводились и уроки по Закону Божьему для детей староверов. Стар-дцы своих детей обучали церковнослав. грамоте в семьях по Псалтыри и Часовнику.



В годы немецкой оккупации храм не был закрыт, но война сильно ударила по местным жит. По устным рассказам, группа рус. (не менее 4 чел.), взятых копать ямы, была расстреляна нацистами вместе с евреями Швенчёнского р-на. Некот. вывезены на принудительные работы в Германию. В 1944 было расстреляно еще 17 мужчин из дер. В послевоенные годы разрушался традиционный уклад жизни, пострадала сама АО. Стар, крестьянские хоз. были небогатыми - "беднота", "в рубахе, и то короткой", поэтому в Сибирь рус. из дер. Абелораги не вывозили. Введение сов. власти было связано с развернувшейся коллективизацией. В дер. создавали колхоз "Молодая гвардия", не обошлось и без угроз со стороны местных властей. "Держались мужики, не шли в колхоз" (3. Шметков). Однако местные коммунисты настаивали: "или в колхоз мужики, или на вывоз". Мн. были вынуждены вступить в колхоз, но некот., особенно молодежь, в поисках более достойного заработка переселились в города Швенчёнис (Швянчионис), Швенчёнеляй (Швянчионеляй), Вил. и др., а также в Калининград и Калининградскую обл.



В конце 1940-х в АО было ок. 180 прихожан, в 1951 - 150. Дух. о. был П. И. Дубинович (• 1955?). Однако по требованию СДРК заседание ВСС 27 янв. 1952 приняло решение объединить АО с др. стар, общиной, сняв ее с регистрации (тогда были закрыты еще 4 стар, общины). Поэтому АО испытывала давление исполкома Совета Швенчёнского р-на, закончившееся "погромом церкви". Осенью 1956 (?) храм был разрушен: "никого не спрашивали,... нахальным образом валили", приехал трактор из МТС, "зацепили тросом за колокольню и свалили". Вероятно, в 1960-е АО прекратила свое существование.



В 2001 в дер. Обелу Рагас жили две рус. стар, семьи - Шметковых, Бульбовых, а также несколько литов. семей. Ближайшая стар, община, кот. посещают местные староверы, находится в Швенчёнисе (Швянчионис). В настоящее время в дер. существует небольшое рус. стар, кладбище (основано в 1930-х), где похоронен наст. П. И. Дубинович.

· Ист.: Интервью с Зотиком Артемовичем Шметковым (о 1934), 25 октября 2001 г., дер. Обелу Рагас, Швенчёнский р-н, Записал Г. Поташенко, Личный архив автора; LVA. F. 1681. Ар. 1. В. 446. L. 25-26; LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6. Лит.: Вестник ВСС в Польше, 1932, № 3, с. 20; Gumuliauskaite 1999, р. 31. Г.П.




--------------------------------------------------------------------------------

АБРАМОВЫ - стар, род служителей СПЦ,




Иоаникий Тихонович А. (о 1901 дер. Медани, ныне Аникшчяйский р-н Литвы; • 1978) - наст, ряда общин Литвы и Латвии, член ДК при ВСС в Литов. ССР. С нач. 1-й мировой войны жил в Саратове, окончил гор. училище. В 1921 возвратился в Литву, работал у тестя в сельском хоз. в дер. Вилейшяй (ныне Пакруойский р-н). Был головщиком Жеймяльской (Вилейшяйской) общины. После окончания Литое, стар. дух. курсов в К. (1933) был наст. Ибянской общины. В 1950 репрессирован "как активный немецкий пособник" по статье 58-1а Уголовного кодекса РСФСР к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Впоследствии, видимо, был амнистирован (неизвестно был ли он позже реабилитирован). С 1955 по 1966— наст. Паскутишкской общины. Затем по решению ВСС в Литое. ССР переведен наст, в Вил. общину (1966-1969). Позже стал дух. о. РГСО. Участник соборов СПЦ в Вил. (1966, 1974) и член президиума этих соборов. С 1974 по 1978 - член ДК при ВСС в Литое. ССР.



Феоктист Иоаникиевич А. (° 1928, дер. Вилейшяй Шяуляйского у. Литвы) - служитель СПЦ. Церк. чтение, пение и устав изучал под руководством отца. В 1955 поселился в Р. Работал бетонщиком. С 1960 - штатный певчий РГСО. Служил вместе с признанными знатоками знаменного пения Л. Михайловым, Петром Егоровым. Обучил мн. молодых причетников. Головщик левого клироса.

· Ист.: LVA. F. R-181. Ар. 3. В. 141. L. 28; LVA. F. R-181. Ар. 1.B.57.L. 11;Материалы собора 1966, с.4 Постановления и доклады 1974, с. 4, 150; Постановления собора СПЦ 1974, с. U. Лит.: СЦК 1972, с. 76; СЦК 1998. В. Б., Г. П.




--------------------------------------------------------------------------------


АВВАКУМ (Аввакум Петрович Кондратьев) ° 1620 / 1621, с. Григорово, ныне Большемурашкинский р-н Нижегородской обл. Рос; • 1682, Пустозерск) - святой священномученик, протопоп, крупнейший писатель Рос. XVII в. Отец его, Петр Кондратьев, был священником, мать - Мария, впоследствии -инокиня Марфа. От нее А. получил глубокие христианские уроки. В 1638 женился на дочери кузнеца, 14-летней Анастасии Марковне, через 4 года поставлен в священники с. Лопатипы. За ревность в делах веры неоднократно изгонялся властями и паствой. Оказавшись во время изгнания в Москве, стал известен царю и кружку "ревнителей древлего благочестия". В 1652 — протопоп в Юрьевце-Повольском. После нового конфликта - священник в Московском Казанском соборе. Резко восстал против церк. реформы (1653) патриарха Никона. А. был арестован, окован, заключен в Андроньев монастырь, спустя месяц сослан в Тобольск, где завоевал расположение местных властей и, служа священником, продолжал открыто исповедовать свои взгляды. В 1655 сослан в Енисейск, откуда с отрядом воеводы А. Пашкова отправился священником в Даурский поход (1656— 1661). Вынес неимоверные мучения. В Москву вернулся в 1664, но поскольку удаление Никона не примирило его с реформами, протопопа снова сослали - на Мезень. Однако, ввиду отхода Неронова от борьбы против никоновских правок книг, А. во время своего полугодового пребывания в Москве в 1664 смог благодаря своей бескомпромиссной позиции в церк. вопросе выдвинуться на самое видное место среди сторонников древнего благочестия. На церк. соборе 1667 с участием вост. патриархов в Москве А. лишили сана, прокляли, и он был заточен в Пустозерский острог (устье Печоры) вместе с единомышленниками — иноком Епифанием, священником Лазарем, дьяконом Федором. За время своего последнего заключения в Пустозерске написал около 40 соч. В 1682 по велению царя Федора Алексеевича пустозерские узники были сожжены в срубе "за великие на царский дом хулы". Предание гласит, что из пламени он вознес руку с двуперстным крестным знамением и воскликнул: "Будете этим крестом креститься — во веки не погибнете!"



А. оставил ок. 60 соч., созданных преимущественно в заточении. Он отстаивал и пропагандировал убеждение в каноничности дониконовской обрядности и еретической природе деятельности Никона и его последователей. Гл. из них - автобиографическое "Житие" (1672-1675), адресованное соузнику и дух. о. иноку Епифанию. Это рассказ о мученичестве А., кот. жизнью, словами и делом, по примеру древних пророков и первых христиан, исповедовал истинную веру. Др. его соч. можно разделить на три части: истолковательные беседы, челобитные, полемические и учительные послания к отдельным лицам и группам единомышленников. Среди адресатов А. - его знаменитая дух. дочь Ф. П. Морозова, монахи известного Соловецкого монастыря и др.



По мнению С. Зеньковского, несмотря на литературный талант и значительную начитанность, недостаток богословского образования и отсутствие методологических навыков и привычки к систематической теоретической работе помешали А. занять в истории рус. православия место, кот. на Западе занимали Лютер и Кальвин. Неувязки и богословские промахи (в значительной степени двойственное отношение к "никонианской" Церкви, трудноразрешимый вопрос нового священства, признания действительности совершаемых ими таинств и пр.) в его писаниях повлияли и на его дальнейшее положение в рус. стар-стве, кот., в отличие от зап. реформационных движений, так и не выдвинуло одного общепризнанного во всех богословских вопросах авторитета. Тем не менее, по складу своего религ. дарования, по своим дух. и психологическим данным А. был фигурой, равной по величине таким одаренным основателям Церквей, какими были Лютер и Кальвин в истории германского протестантизма или Магомет в истории ислама.



Если по религ. убеждениям А. - ревностный традиционалист, то в словесном творчестве он - новатор и в подходе к человеку, и в смелом смешении церковнослав, и рус. яз. Соч. А. активно распространялись в среде стар-дцев, где он являлся большим авторитетом, почитался как святой (существуют его иконописные изображения). Его "Житие" послужило ист. для прозы Д. Л. Мордовцева ("Великий раскол", 1881), А. П. Чапыгина ("Гулящие люди", 1938), стихотворений и поэм Д. С. Мережковского (1888), М. А. Волошина (1919). О нем с уважением отзывались И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, А. М. Ремизов, мн. писатели XIX и XX вв. Его соч. (прежде всего "Житие") переведены на мн. яз. мира.



А. канонизован Русской Православной Старообрядческой Церковью (стар-дцами, приемлющими священство белокриницкой иерархии) на соборе в 1916, составлена особая служба А. и иже пострадавшим с ним. 5 июня 1991 в с. Григорово на родине А. состоялось открытие его памятника, а в 1993 в р-ном центре, в с. Большое Мурашкино стар, митрополит Московский и всея Руси Алимпий освятил храм во имя святого священномученика и исповедника А.

· Изд.: Робинсон А. Н., Жизнеописание Аввакума и Епифания: Исследования и тексты. Москва, 1963; Пустозерский сборник 1975; Житие Аввакума и другие его сочинения, сост., вступ. ст. и коммент. А. Н. Робинсона. Москва, 1991; Демкова Н. С, Сочинения протопопа Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. Материалы и исследования. Санкт-Петербург, 1998. Лит.: Дружинин 1912; Зеньковский 1995, с. 356-385; Лихачев Д. С, Панченко А. М., Понырко Н. В., Смех в древней Руси. Ленинград, 1984; Протопоп А ввакум: история и современность (К 320-й годовщине мученической кончины протопопа Аввакума). Даугавпилс, 2003; Родная старина, 1927, № 2, с. 32-12; Словарь книжников 1992, вып. 3, ч. 1; Смирнов 1898; Старообрядчество 1996, с. 5-9; Заволоко И. Н., "Светлой памяти протопопа Аввакума (К 300-летию со дня его сожжения в Пустозерске 14 апреля 1682 года)", СЦК 1982, с. 3-5. Г.П.




--------------------------------------------------------------------------------

АВРААМИЙ (• 1671) - инок, ревностный поборник староверия, древнерус. писатель. Участник соборов в Москве, на кот. произошел церк. раскол. Вел переписку с Аввакумом, И. Нероновым, Ф. Морозовой. Автор мн. сочинений: челобитная царю, "Христоименитый щит Веры", "О римском отступлении", "Вопрос и ответ старца Авраамия" и др. Был схвачен. На допросе заявил: "Держу истинную православную веру, преданную нам от святых апостол и кровию святых мученик запечатленную". После истязаний сожжен в Москве на Болоте.

· Лит.: Зеньковский 1995, с. 322. В.Б.




--------------------------------------------------------------------------------

АДАКАВСКАЯ (АДАХОВСКАЯ) ОБЩИНА (местечко Адакавас Скаудвильской сянюнии Таурагского у. Литвы), создана поморцами в 1923 в. Стар-дцы переехали из Ков. у. и поселились здесь в конце XIX и нач. XX вв. на землях, ранее принадлежащих дворянину Адаховскому. В 1925 в дер. Адакавас был построен дерев, храм, освящен во имя Св. Георгия. В 1937 АО насчитывала 215 прихожан. Храм действовал до первой пол. 1950-х, пока не был разобран властями. Однако и в 1948 АО не была зарегистрирована местными властями и, согласно тогдашним законам, не имела права проводить богослужения в храме. В 1940-1950-х сократилась численность прихожан. 2-я мировая война, коллективизация и миграция в города - все это способствовало тому, что многие местные рус. стар-дцы, в основном молодежь, уехали: одни - в Скаудвиле, Клайпеду, Шяуляй, др. - в Ригу, Советск.



Дух. о. в АО были: Панкратьев (1923-1925), Никон Колпаков, Симеон Рыбаков (1931-1934), Иоанн Себеженков (1934-1939), Платон Немченко (1 марта 1939-1945?), Ефим Соловьев (1945?-первая пол. 1950-х). АО прекратила свое существование в 1950-е. После разорения храма местные стар-дцы посещали ближайшие общины: Леонувскую (ок. Шяуляй) или Шяуляйскую (с нач. 1990-х). Ныне среди большинства литов. населения в Адакавасе осталось лишь несколько семей рус. стар-дцев - Анна и Февония Орловы, Ирина Сушенкова, Мария Каминскене и др.



Действует смешанное кладбище, где в отдельных кварталах похоронены католики, стар-дцы и православные.

· Ист.: LVA. F. R-181. Ар. 2. В. 39. L. 6; LVA. F. 1215. Ар. 1. В. 1169. L. 43-44; LVA. F. 391. Ар. 4. В. 708. L. 26; Sabaliauskaite 1999, p. 7; Интервью с У. Орловой, И. Сушенковой, M. Каминскене. Записал Г. Поташенко, Адакавас, 4 ноября 2001 г., Личный архив автора. Г.П.




--------------------------------------------------------------------------------

АЛЕКСАНДР (о 1609, Сольвычегодск; • 1679, Никольский Коряжминский монастырь) - епископ Вятский и Великопермский. Поборник староверия. Происходил из посадских людей. С 1643 - епископ Коломенский и Каширский. Поначалу против нововведений патриарха Никона открыто не выступал, но, сочувствуя ревнителям древнего благочестия, оказывал им содействие. Макарий в своей истории Церкви писал: "Имел сношения с Нероновым, Аввакумом, боярынею Морозовою и другими; давал приют Феоктисту игумену Златоустовского монастыря". Участники Курженского собора (янв. 1656) обратились к епископу Павлу Коломенскому, сосланному в Олонецкий край, с вопросом: "Аще твоя святыня от нас сирых в будущия переселится, кто нам вонжет священства светильник святые Божия службы?" Павел указал на епископа А. - "хранителя святой Церкви благочестия". Епископ А. прислал собору грамоту, в кот. выразил согласие с его решениями. За поддержку древлеправославия в окт. 1656 переведен в Вятскую епархию. Отправил царю "особое писание", назвав "нововводства Никона" порочными. Умер схимником Никольского Коряжминского монастыря.

· Лит.: Бороздин А., Русское религиозное разномыслие. Санкт-Петербург, 1907; Субботин Н., Материалы для истории раскола за первое время его существования, тт. 1-6. Москва, 1875-1887. В.Б.




--------------------------------------------------------------------------------

АЛЕКСАНДРОВ Михаил Константинович (° 1956, Д-пилс) - наст. Лиепайской общины с 1996. Получил среднее образование в Д-пилсе. Работал слесарем, стеклодувом. Окончил дух. училище при РГСО.

· Лит.: СГЩК 1997, с. 100. В.Б.




--------------------------------------------------------------------------------

АЛЕКСЕЕВ Иван (°1718; • 1776, Стародуб, Рос. имп.) - стародубский федосеевец, стар. историк и начетчик. Жил и умер в Стародубе. Автор трудов о существовании центров раннего стар-ства в Ветке (Речь Посполитая) и Керженце (Рос), жизнеописаний священноиноков Досифея, Иова, Иосафа, иереев Козмы и Стефана; житие А. Денисова написал в стихах. Свидетельствовал о сложных решениях возникших после раскола вопросов крещения и рукоположения. П. Любопытный называет 28 соч., принадлежащих перу А.



Наблюдая несоответствие учения о всеобщем безбрачии в реальной жизни, А. решился на проповедь о возможности и необходимости браков. Его задачей было внести в беспоповскую среду "начало семейной жизни" и освободить от "лжеучения бракоборцев" молодое поколение ради "красоты и чести собрания церковного и пользы народной". Его беспокоило прежде всего состояние нравственности рядовых федосеевцев. В этом проявились важные изменения самосознания беспоповцев: напряженное эсхатологическое чувство было умерено, и на первый план выдвинулась проблема отношений религии и общества. В своем сочинение "О тайне брака" (1762) А. в отличие от предположений новгородских отцов, в 1694 полагавших, что наступило "конечное время" и в мире царствует антихрист, писал: "<...> Отцы наши жили далече от мира, проходяще пустынное житие и скитское <...>. Мы живем посреди мира суще и во всех соблазнах мирских пребываем <...>". Свое учение о браке он начал проповедовать среди беспоповцев еще в 1730-1740-х. Некот. беспоповские учителя сознавали крайность и практическое неудобство учения о всеобщем безбрачии. Для разъяснения и подтверждения своих размышлений о необходимости брачной жизни А. посетил Москву, окрестности Бара на Подоли, Куты в Польском королевстве и др. стар, поселения в Рос. и за границей. Повсюду он нашел сочувствие своим мыслям. Даже Леонтий Федосеевич, чел., по словам А., "от боку Андрея Денисьевича бывший" во время пребывания в Малороссии также высказывался в пользу "новых браков". Т. о., часть федосеевских и поморских наст, была, хотя и не вполне готова, но и не лишена склонности к принятию брака. На Выге также высказывались в пользу браков. Еще Вышатин (• 1732) как-то заметил А. Денисову: "я-де вам не товарищ буду на суде Божии в том, яко браки затворите", и добился, чтобы в Палестину было отправлено стар, посольство для отыскания там "православнаго священства". Но безуспешно. Со второй трети XVIII в. в Выговском общежительстве прежнее суровое отношение к брачному сожительству стало ослабевать: молодоженов после сорокадневных поклонов у дверей часовни принимали на богослужение.



Суть учения А. о браке — в том, что беспоповцам за неимением священства разрешается венчаться в никонианской Церкви, с его точки зрения, еретической. Такие браки признаются законными и не должны быть расторгаемы при условии, что венчаясь в никонианской Церкви, стар-дцы не будут принимать от Неё никаких таинств и пр. действ. Брак, по мысли А., есть тайна, но не в смысле таинства, как понимает его господствующая Церковь, - таинства, в кот. через священническое венчание и благословение сообщается вступающим в брак особая благость св. Духа, а в смысле таинственного значения супружеской любви, как образа любви Христа к Церкви. Единственным основанием брака служит первоначальное Божье благословение, данное им в лице Адама и Евы всем их потомкам. Поэтому для заключения брака требуется только взаимная любовь новобрачных и желание их вступить в брак, выраженное ими в словесной форме перед свидетелями, а также согласие родителей. К 1757 к учению энергичного, довольно образованного и видного деятеля, известного не только в среде стар-дцев А. примкнуло целое общество, кот. несогласные с ним называли новоженами. К нему примкнули как федосеевцы, так и поморцы. Это был вызов как учению выговцев о всеобщем девстве, так и практике федосеевцев, все еще принимавших староженов, т. е. женившихся до прихода к ним без расторжения брака. Вызов прозвучал из среды федосеевского общества, а не со стороны никониан или поповцев, поэтому казался еще более серьезным и требующим особого внимания. Федосеевские постановления Гудишкского собора 1752 по сути были реакцией на распространяющееся и усиливающееся движение новоженов среди беспоповцев Рос. и за границей.

· Соч.: Алексеев И., Сочинения против мнимого священства поповцев / Изд. Н. Субботина. Москва, 1890. Лит.: Зеньковский 1995, с. 472; Любопытный 1863 б, с. 144; Нильский 1869, гл. 2 и 3; Поташенко 1999; Христианство 1995, т. 2, с. 626. Г.П.




--------------------------------------------------------------------------------

АЛЕКСЕЕВ Иван Алексеевич (о 1877; • 1982) - наст, и член ДК при ВСС в Польше (с 1936), затем - при ВСС в Литое. ССР; с 1974- почетный член. В 1932-1982 - наст. Германовичской общины (Бел.). Трое его сыновей также были пастырями.

· Лит.:СЦК 1982, с. 77. В.Б.




--------------------------------------------------------------------------------

АЛЕКСЕЕВ Петр Петрович (о 1969, Р.) предс. Староверческого общества им. И. Н. Заволоко в Р. С детских лет - в клиросе РГСО, прошел все ступени церк. причта от пономаря до канонарха правого клироса. Один из создателей стар, любительского хора "Грезн". В 2000 назначен редактором газеты "Меч Духовный". Автор учебного пособия по богослужебному уставу для начинающих.

· Лит.: Меч Духовный, 2002, № 6. В.Б.




--------------------------------------------------------------------------------

АЛЕКСЕЕВЫ - наст. СПЦ Литвы и Латвии. Зотик Иоакимович А. (° 1920, дер. Солькеники Вил.-Трокского у. Польши) - наст, ряда поморских общин Литвы. Его отец, Иоаким Иоакимович, происходил из семьи польск. стар-дцев, наст. ряда стар. общин в Литве и Латвии. Детство А. прошло в дер. Солькеники Вил.-Трокского у., где он окончил польск. школу. В период немецкой оккупации его отец стал наст. Солькеникской общины, в 1943 опасаясь отправки на принудительные работы в Германию, стал головщиком. В 1950 ВСС в Литов. ССР утвердил его зам. наст. Дудишкекой общины, с 1952 по 1961 был наст. этой общины. В течение последующих 28 лет служил в Вил. общине причетником, позже третьим наст. В 1974 участвовал в соборе СПЦ в Вил. С 1989 по настоящее время является наст. небольшой Муро-Стравенинкской общины (Муро-Стравенинкай, Кайшядорский р-н). 28 февр. 2002 принял участие в соборе ДПЦ Литвы в Вил., где был избран членом ДС при Высшем Совете ДПЦ Литвы. 83-летний А. (нач. 2004) - старейший наст, страны.

· Ист.:LVA.F.R.-181.Ap. 1.B.57.L. 10-15;LVA.F.R.-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; Собрание материалов (Интервью с наставником 3. И. Алексеевым, дер. Муро-Стравенинкай, Кайшядорский р-н, 17 июля 1997 г. Записал Г. Поташенко). Г. П.



Иоаким Иоакимович А. (о 1895, дер. Штабинки Сувалкского у. Рос, ныне Польша; • 1974, Д-пилс) - служитель СПЦ. В 1930 прослушал первые педагогические курсы по подготовке стар. вероучителей в Вил. Позже преподавал Закон Божий в начальных школах Сувалкского у. Польши. Весной 1941 принудительно перемещен в Литов. ССР. Благословлен на служение в 1943 в Солькеникской общине, позже - наст. ряда общин: Муро-Стравенинкской (Муро-Стравенинкай, Кайшядорский р-н; 1952-1956), Аукштакальняйской (1956—1966) и 1-й Д-пилсской (Новостроенской) (1967-1974). В.Б. Г. П.


Категория: А | Добавил: - (2008.05.03)
Просмотров: 1250

Copyright MyCorp © 2017