Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Понедельник, 2017.08.21, 04:50
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Ч

Чекмонас - Чувановы

ЧЕКМОНАС Валерий Николаевич (° 1937, Черкасская обл., СССР; • 2004, Вил., Литва) октор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Вил. университета, директор Центра по изучению безгосударственных культур при истор. факультете, известный славист, диалектолог, собиратель и исследователь стар. говоров в Литве и за рубежом. Закончил Киевское Суворовское военное училище (1948-1955). В 1958 поступил на отделение рус.филологии Черновицкого университета, но в 1963 был вынужден прервать обучение из-за конфликта с преподавателями кафедр истории КПСС, научного коммунизма и военной подготовки. В 1964 заочно закончил Ростовский университет (Ростов-на-Дону), в 1965 поступил в аспирантуру в Институт языкознания им. Я. Коласа Бел. Академии наук (Минск), в 1968 защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам белорус.диалектологии, до 1979 работал в Институте языкознания старшим научным сотрудником. В 1979 переехал в Вил., работал на кафедре рус.яз. Вил.университета (до 1989), затем возглавил кафедру славянской филологии. В 1982 в Московском гос. университете защитил докторскую диссертацию по истории праславянского яз., в 1986 утвержден в научном звании профессора.

 

Интерес к стар.говорам у Ч. возник еще в студенческие годы, когда во время вынужденного перерыва в обучении буд. профессор приехал в Литву и работал учителем немецкого и рус. яз. в восьмилетней школе в дер. Шюленай Игналинского р-на. В окрестных стар.дер. он собирал материал для дипломной работы. К сожалению, эта работа не сохранилась. Появление серьезного научного интереса к стар.говорам и стар-ству как социокультурному феномену связано с созданием в 1996 в Вил. университете Интердисциплинарной группы по исследованию стар-ства Литвы (теперь это Ассоциация исследователей стар-ства Литвы). На первых порах он вошел в Группу как опытный полевой диалектолог, знаток рус.говоров (особенно говоров Псковской области) и белорус. и польск. говоров в Литве, наряду с известным фольклористом профессором Ю. А. Новиковым, филологом Н. Морозовой, историком, тогда еще докторантом Г. Поташенко, этнографами и др. специалистами. Первая же совместная экспедиция группы в сев.-вост. Литву летом 1996 превзошла все ожидания. Прежде всего поразила сохранность рус.говора, его архаичность по отношению к рус. материковым говорам, а также сохранность традиционного рус. деревенского уклада жизни. Вскоре профессор стал идеологом и фактическим руководителем Группы.

 

За период с 1996 по 2002 Ч. организовал более 10 экспедиций во все зоны компактного проживания староверов на террит. Литвы, приграничные р-ны Латвии и Бел., а также в Опочецкий р-н Псковской обл. Рос. За это время создана фонотека рус.стар. говоров Литвы, в кот. хранятся магнитофонные записи диалектной речи на более 400 часов звучания. Усилиями Ч. были восстановлены немногочисленные магнитофонные записи 1960-1970-х.

 

Ч. был не только активным собирателем диалектного материала. За эти годы он опубликовал более 20 статей, посвященных проблемам формирования стар.говоров Литвы, их связям с рус. материковыми говорами, контактам стар. населения с иноверцами в различных регионах Литвы, фактически закончил две монографии: одна касается вопросов социолингвистической (внешней) истории стар. говоров, во второй представлены очерки синтаксиса этих говоров. Безусловной заслугой Ч. является, во-первых, обоснование идеи о первичной и вторичной миграциях стар. населения Литвы и выделения зон первичного и вторичного заселения, во-вторых, выделение нескольких зон (Зарасайской, Рокишкской, Игналинско-Видзовской, Йонавской, Швенченско-Лынтупской) и ареалов (Вил., Радвилишкского и Кельмеского) ареалов распространения стар.населения и, соответственно, стар. говоров, каждый из кот. характеризуется своими признаками и особенностями контактирования с автохтонным населением, в-третьих, развенчание мифа о новгородско-псковском происхождении стар. говоров Литвы — лингвистические данные позволяют утверждать, что в основной массе литов. староверы являются переселенцами из юго-вост. части Псковской обл. и прилежащих к ней террит. Тверской обл. Он также показал несостоятельность идеи о давнем билингвизме деревенского стар.анклава и доказал, что столь высокая степень сохранности традиционного говора объясняется именно монолингвизмом основной массы населения и высоким социальным статусом носителей диалекта в глазах окружающих. Именно эти условия не позволили рус.стар-дцам ассимилироваться в языковом отношении. Большое место в опубликованных работах Ч. отводил значению и важности собирания и изучения стар. говоров Литвы и др. стран для истории рус. яз., понимания механизмов языковых изменений, уточнения времени их осуществления, ведь стар.говоры во мн. сохранили состояние рус. материковых говоров 200-300-летней давности.

 

Материалы, собранные Ч. и его коллегами во время экспедиций и зафиксированные на магнитофонных лентах, не исчерпываются уже опубликованными сведениями, буд. исследователи найдут для себя мн. интересного в незатейливых рассказах "бабушек и дедушек" о себе и прошлой жизни. Фонотека, созданная руками профессора Ч., на мн. годы останется памятником уходящему деревенскому стар-ству, а на ее кассетах будут звучать не только живые голоса деревенских жит., но и живой голос чуткого, заинтересованного собирателя-слушателя - Ч.

·        Соч.: Чекмонас В. Н., "К социолингвистической характеристике старообрядческих говоров Литвы", Русские староверы за рубежом, ред.: Кюльмоя И. П. Тарту, 2000, с. 200-224. (Труды по русской и славянской филологии: Лингвистика. Новая серия, т. IV.); Чекмонас В., "Об усечении аффрикат /ц/ и /ч/ в старообрядческих говорах Литвы", Материалы и исследования по русской диалектологии, ред.: Касаткин Л. Л., вып. I (VI). Москва, 2002, с. 104—116; Морозова Н., Чекмонас В., "О мифологизации событий прошлого в устной традиции старообрядцев Литвы", Senoji Lietuvos literatūra, kn. 6: Senosios raštijos ir tautosakos sąveika: kultūrinė Lietuvos Didžiosios Kunigaikštystės patirtis. Vilnius, 1998, p. 105-113; Морозова H., Чекмонас В., "О понятии, особенностях и проблемах происхождения традиционного говора старообрядцев Литвы", Lietuvos sentikiai: duomenys ir tyrimai. 1996-1997, Vilnius, 1998, p. 41-61; Морозова H., Чекмонас В., "Опочецкие антики (социо- и этнолингвистические заметки)", Slavistica Vilnensis 2002. Вильнюс, 2002, с. 93-116. (Kalbotyra, 51 (2)); Čekmonas V, "Russian varieties in the southeastern Baltic area. Rural dialects", Dahl Ó., Koptjevskaja Tamm M. (eds.), Circum - Baltic Languages, vol. 1: Past and Present. Amsterdam-Philadelphia, 2001, pp. 101-136. (Studies in Language Companion Series, vol. 54.). Н. Морозова


ЧЕРНОСЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА, см. Муствеэская (Черновская, Черносельская) община.


ЧУВАНОВЫ - религ. деятели Московской Преображенской общины.

 

Иван Федорович Ч. — иконописец, впоследствии бухгалтер Московской Преображенской общины.

 

Михаил Иванович Ч. (° 14 окт. 1890, дер. Усады Московской губ., Рос.имп.; • 15 апр. 1988, СССР) - известный церк. деятель, предс. Московской Преображенской общины, крупный собиратель рукописей и старопечатных книг; сын Ивана Федоровича Ч. Отец в соответствии с учением федосеевцев с семьей не жил. Ч. воспитывался матерью Евдокией Антоновной, бабушкой Анной Максимовной Чувановой и ее сестрой Федосьей. Окончив начальную школу, Ч. продолжил учебу на Миусских вечерних и воскресных курсах Ю. Назаровой в Москве. Работал на чаеразвесочной фабрике, а с 1910 поступил учеником наборщика в типографию Рябушинского в Москве. Во время 1-й мировой войны был на фронте. После возвращения с фронта в 1918 поступил в Московскую стар.народную академию, где учился в течение года. Долгие десятилетия - работник типографий. В типографии газеты "Гудок" прошел путь от наборщика до зав. типографией. 28 апр. 1933 арестован по обвинению в незаконном хранении оружия, но вскоре отпущен. Вторично арестован 20 марта 1936 и приговорен к двум годам лишения свободы за "антисоветскую агитацию". Реабилитирован в 1958.

 

После заключения в период 2-й мировой войны жил в собственном доме на станции Ухтомской Казанской железной дороги. В послевоенные десятилетия Ч. посещали мн. исследователи книги и рус.лит.

 

На протяжении всей своей жизни Ч. служил древлеправосл. В 1967-1988 - предс. Московской Преображенской общины. Выступал за более тесные связи с Московской поморской общиной, поддерживал плодотворные отношения с ВСС в Литов. ССР. Часто печатал в СЦК содержательные статьи. Среди московскихфедосеевцев имел славу либерального деятеля. Участник собора СПЦ 1974. 20 июля 1982 на заседании ВСС в Литов. ССР и ДК в Вил.кооптирован в состав ВСС. Ч. участвовал в конференциях по защите мира; считал миротворческое движение гражданским долгом и "делом христианской совести". В 1985 за активную "патриотически миротворческую деятельность" награжден Почетной грамотой сов. Комитета защиты мира.

 

Ч. состоял членом Общества изучения Московской обл., Московского клуба экслибрисистов, Рус.общества друзей книги, Общества "Старая Москва", Гос. академии художественных наук, Рус. библиографического общества при Московском гос. университете и пр. Собирал старопечатные и рукописные книги. Личная библиотека Ч., собранная за 75 лет, насчитывала 20 тыс. томов. Самую ценную часть ее — свыше 200 томов — составили книги XVI—XVII вв. Эту коллекцию он передал в дар Рос.гос. библиотеке. Наиболее древняя книга - так наз. "анонимное" Евангелие (1555). Втор.по "возрасту" книга — львовский Апостол Ивана Федорова (1574). Ряд книг - вил.происхождения. К числу редчайших относятся изданные при патриархах Иоасафе и Иосифе Часовник (1634), Псалтырь (1641), Каноник (1652). Мн. книги имеют владельческие или вкладные записки известных деятелей XVII в. - патриарха Иосифа, бояр Бориса и Глеба Морозовых, стольника Богдана Хитрово, сподвижника Аввакума Ивана Неронова и др. лиц. Часть его собрания отражена в каталоге "Коллекция старопечатных книг XVI—XVII вв. из собрания М. И. Чуванова" (Москва, 1981). В его библиотеке было немало рукописей и материалов по истории разных стар.согласий. Собрание Ч. находится в Рос.гос. библиотеке, куда он начал передавать книги, рукописи, личный архив и истор. материалы еще при жизни.

 

Погребен на Преображенском кладбище в Москве.

·        Ист.: КДПЦ 2004, с. 137; Постановления собора 1974 г. Лит.: СЦК 1973, с. 76; СЦК 1977, с. 74-75; СЦК 1986, с. 40; СЦК 1989, с. 64-65; Китеж-Град, 1990, № 3, с. 20; Старообрядчество 1996, с. 309-310. Г.П.

 

Категория: Ч | Добавил: - (2008.05.15)
Просмотров: 1202

Copyright MyCorp © 2017