Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Суббота, 2017.04.29, 17:32
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » У

Удалов - Утенская

УДАЛОВ Мефодий Максимович (• после 1940) - видный религ. и обществ.деятель СЦ Литвы. Был подрядчиком. В 1920-1930-х неоднократно избирался в руководящие органы СЦ. В 1927-1930 - предс. РК при ЦСС Литвы, в 1930-1934, 1938-1940- член ЦСС Литвы. В конце 1920-х - предс. "Демократического союза граждан Литвы русской национальности". В 1920-х по инициативе и под руководством У. был окрашен и отремонтирован в старорусском стиле К. храм.

·        Лит.: СК 1928, с. 76-80; СК 1931, с. 66-68; "Староверцы Литвы", Родная старина, 1928, № 4. Г.П.


УЖУСАЛЯЙСКАЯ ОБЩИНА см. Паскутишкская община.


УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у. Вит. губ.; ныне Рез.р-н Латвии), на 1912 - федосеевская ("московских правил"). Существуют разные даты основания УО. В списках Центрального комитет по делам стар-дцев Латвии (1929) указан 1878, в документе 1891 говорится, что моленная построена без разрешения ок. 1866. В записках секретаря Юпатова говорится о том, что в 1875 объединились ок. 600 прихожан, 200 хоз. и при наст. Семене Калиновиче под руководством Игнатия Юпатова построили моленную. Как бы там ни было, в 1887 в доме крестьянина Григория Евфимова была опечатана самовольно открытая моленная, изъяты книги и пр. утварь.

 

Ныне существующая моленная освящена в честь Введения Пресвятой Богородицы. Дата постройки неизвестна, размер 18 х 6,7 х 3,3м. В 1891 УО насчитывала 180 прихожан, в 1938 - 730. На 1938 имущество оценивалось в 2339 латов, имелось 6 га земли, приход составлял 685 латов, расход - 520 латов. Служили наст.: Семен Калинович (1875— 1886), Афанасий Патрикеевич (1886-1906), Фадей Голубев (1906-1921), Михаил Самсонов (1921-1958, 1960-1969), Евстифей (1959-1960), А. Самсонов (1969-1986), и. о. наст. Анастасия Шилова (1986-1990), Касиян Самсонов (1990-1997), и. о. наст. Миркиян Самсонов (1997). В настоящее время службы в УО проходят по религ. праздникам. При УО действует одно кладбище.

·        Ист.: НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 39512. Л. 9; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 40778. Л. 50; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 89. Л. 38; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 8, 113, 114; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2515. Л. 38; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2777. Л. 266; Записи Юпатова. В. Никонов


УСТАВ - расписание полного годового круга богослужений (воскресные дни, Господские и Богородичные праздники, праздники святых, дни памяти святых каждого дня). Устав предопределяет соблюдение порядка и благочиния при совершении богослужений. Существует издревле. Еще в V в. преподобный Савва Освященный — основатель Лавры в 20 поприщах от Иеросалима - привел У. в полный вид. В VIII в. великий отец Вост. Церкви Иоанн Дамаскин собрал различные редакции отеческого богослужебного У., в т. ч. У. Саввы Освященного (названный "Оком церковным" и Иеросалимским), объединил и пополнил их. "Око церковное" - основной ключ для всех прочих уставов. Наряду с Иеросалимским У. применялись Студийский и Афонский. На Руси длительное время использовался Студийский устав, составленный в IX в. игуменом Цареградского монастыря преподобным Федором Студитом и привезенный в Киево-Печерский монастырь Феодосием Печерским (• 1076). Но уже в XIV в. на Руси приняли к обиходу Афонский и Иеросалимский уставы. В 1610 при втор.рус. патриархе Гермогене мастер Печатного двора Анисим Михайлович Радишевский напечатал "Око церковное". Ему строго соответствовали издания У. 1633 и 1641. Основополагающее значение "Ока церковного" общепризнано и в наши дни. Один из оригиналов А. Радишевского хранится в РГСО. Соловецкий и Поморский рукописные уставы составлены на основе "Ока церковного". С ним согласуется изданный в Саратове (1913) "Устав обители святого Богоявления на Выгуреце". По нему Д. Д. Михайловым составлен У., издававшийся в 1930-е годы (Р., 1936; Тарту, 1938). Ежегодно печатаемый в СЦК богослужебный У. - собственно правила "Ока церковного".

·        Лит.: СЦК 1993, с. 89. В.Б.


УТЕНСКАЯ ОБЩИНА (Утена, иначе Утяна, Литва) зародилась в нач. 1950-х. В эти годы мн. стар-дцы-прихожане сельских храмов, ведущих свою историю с XVIII-XIX вв. (дер. Неченай, Сирвиджяй, Сталиленишкес, Шеймотис), в силу изменений социальных условий жизни стали переселятся в города. Часть их избрала свой районный центр - Утену, где намечалось широкое развитие промышленности. Однако в послевоенное время сов.власти не дали разрешения на открытие стар. общины в Утене. К 1980 здесь предположительно проживало ок. 1000 стар-дцев. Несколько сотен верующих составляли ядро УО. Длительное время приходилось обходиться без молитвенного дома в городе. Осенью 1989 было положено начало строительству. 24 окт. 1989 состоялось освящение закладки фундамента будущего храма. Молебен совершил наст. Вил.общины В. Васильев в сослужении 96-летнего пастыря А. Волкова. Существенную финансовую и материальную помощь при строительстве оказали общины Вил., Клайпеды, некот. предприятия и орг-ции Утены. Значительные средства поступили благодаря пожертвованиям. Строительные работы потребовали немалых усилий. Дело продвигалось стараниями тогдашнего предс. УО Е. И. Никитина, советами и трудовым участием Марка Фроловича Иванова, Галактиона Петровича Панченко, Ивана Феоновича Назарова, Кириака Ермолаевича Калинкина, Василия Епифановича Бабахина, Анны Михайловны Рутковской и др. В нояб. 1991 строительство было завершено. После торжест. освящения храм открыл двери для регулярных богослужений. В дальнейшем продолжались внешняя отделка и внутреннее обустройство бревенчатого корпуса храма, увенчанного главой и куполом колокольни.

·        Лит.: Китеж-Град, 1990, № 1, с. 35; Вильнюс, 1992, № 6, с. 157-160.В. Б.

Категория: У | Добавил: - (2008.05.15)
Просмотров: 769

Copyright MyCorp © 2017