Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Понедельник, 2017.08.21, 04:52
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Т

Таллинская - Турмантасская

ТАЛЛИНСКАЯ (РЕВЕЛЬСКАЯ) ОБЩИНА. Первые известия о староверах Ревеля (ныне Таллин) относятся к XVIII в. Это могли быть как староверы из внутренних губ. Рос, спасавшиеся от религ. преследований, так и стар-дцы, освободившиеся из крепости Рогервик (ныне - Палдиски), сосланные сюда еще при Петре I. По словам К. Тизика, в это время в Ревеле было значительное число стар-дцев, причем они пользовались поддержкой местных властей - лютеран. В 1807 в Ревеле была построена дерев.моленная в конце 2-го форштадта в доме 198с, принадлежащем купцу-стар-дцу Моисею Проклову. При моленной на средства купцов А. Михеева и М. Проклова содержалась богадельня, в кот.доживали свой век одинокие и бедные стар-дцы. Здесь же находилось стар.кладбище и караулка. По списку старосты ревельских купцов из стар-дцев Пыхтина значилось, что в Ревеле проживало 160 староверов. Наст.были Ефим Фотеев (Фатеев), затем Семен Яковлевич Кузнецов. В 1820-1840-х в Ревеле, как губ.городе, осуществлялся жесткий контроль за жившими здесь староверами, о чем свидетельствовали ежегодные рапорты начальника Ревельской управы благочиния. За наст. Фотеевым установлен секретный полицейский надзор. При таких условиях ТО не имела возможности развиваться и количество стар-дцев постепенно уменьшалось. К 1865 в городе осталось лишь 20 стар-дцев. Дом, где находилась моленная, был продан, и стар-дцы собирались для общих молитв по частным квартирам. С ростом промышленности число их к 1897 возросло до 46 чел. Стар.кладбище было закрыто в 1898. В дальнейшем стар-дцев хоронили на Александро-Невском кладбище, а в 1936 им было отведено место на новом кладбище в Лийва. В 1905 небольшая группа стар-дцев принялась за восстановление распавшейся ТО и ее имущества, но до революции 1917 она так и не была зарегистрирована.

 

В 1924 в Эстонии состоялась официальная регистрация ТО поморцев брачного согласия (Tallinna vanaususliste uhing 11. 07. 1924, Nr. 547). Затем в 1926 ТО прошла обязательную перерегистрацию, согласно новому законодательству об обществах (Tallinna vanaususliste uhing 6. 03. 1926, Nr. 9), и в 1936 вошла в реестр религ. обществ в Эстонии как Таллинская старообрядческая община (Tallinna Vanaususliste Usuuhing, Tln, Kanarbiku t. 6. 22.04.36.Nr. 102). К концу 1920-х членами ТО состояли 50 семей. Она насчитывала 125 прихожан, причем мн. ее члены были выходцами из Причудья. Построенная в 1920-е молельня сгорела от неосторожно оставленной свечи. До 1930 молились на частных квартирах, а затем в помещении, предоставленном первым предс. ТО Филаретом Федоровичем Пруссаковым на ул. Техника 12. При ТО были организованы вечерние курсы вероучения. В 1930 по завещанию стар-дки Стефаниды Андреевны Мяэберг, ее муж лютеранин Адо Мяэберг построил моленный дом. Солидное пожертвование на строительство сделано прихожанкой Евфимией Сапожниковой. Большой вклад в оборудование иконостаса и убранства в новой моленной внесли супруги П. П. и К. Е. Баранины. 26 дек. 1930 состоялось освящение нового храма на ул. Канарбику 6 во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, Святителя Николы и девы Стефаниды. Наст.с 1930 до своей смерти в 1945 был И. М. Подгорный. 23-24 июня 1936 в Таллине прошел Всеэстонский съезд стар-дцев. Предс. Союза старообрядческих общин Эстонии избран П. П. Баранин, и до 1938 правление Союза находилось в Таллине.

 

В послевоенное время наст. Таллинской молельни были: начетчик старой школы Иван Федорович Кашев (1945-1949), Михаил Александрович Абаканов (1949-1961), Андриан Леонидович Рогозин (1961-1965), большой знаток церк.-служебного устава и знаменного пения М.И. Баранов (1966— 1992), неоднократно представлявший эст. староверов в ДК при ВСС в Литов. ССР. С 1992 церк. службу проводит Анна Борисовна Ванъкова, предс. правления общины - Александра Ефимовна Фомина. ТО - единственная в Эстонии, где совершается полный круг богослужения (вечерня, заутреня, часы, молебен) в субботу, в воскресенье, в предпраздничные и праздничные дни. Большинство прихожан - выходцы из Д-пилса. По результатам переписи населения 2000, 246 таллинцев заявили о своей принадлежности к СЦ.

·        Ист.: ИАЭ. Ф. 29. Оп. 7. Д. 62; 119, 119а, 370, 571; ИАЛ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 1376. Лит.: "На съезде старообрядческих общин", Вести дня, 1929, № 301, 5 декабря; "Linna vanausulised matmispaika noutamas", Paevaleht, 1936, nr. 240, 5. sept, lk. 7; Фомина A. E., "Таллинская старообрядческая община" СПЦК 2000; Гришаков В. Л., "Таллинскому старообрядческому храму 70 лет", Меч духовный, 2001, №3, май-июнь. Г.Пономарева


ТАРТУСКАЯ (ДЕРПТСКАЯ, ЮРЬЕВСКАЯ) ОБЩИНА, основана в 1740. В конце XVIII в. среди Тартуских стар-дцев были очень зажиточные и уважаемые люди, купцы 3-й гильдии Ф. Г. Гребенщиков и М. А. Рундальцов. К 1826 в Тарту насчитывалось 70 мужчин и 75 женщин стар-дцев, в 1833 - соответственно 67 и 90. По данным 1846, в Тарту было зарегистрировано 296 стар-дцев, не приемлющих молитвы за царя и 10 чел., ризнающих священство; имелась небольшая дерев.молельня и богадельня, в кот. проживало 10 чел. Во время правления Николая I стар-дцы Дерпта подвергались жесткому полицейскому надзору и репрессиям. В 1835 закрыли стар.школу для детей, а в следующем году в монастырь высланы 79-летний наст. Абрам Данилов и Макар Васильев за перекрещение ими правосл. в стар-ство. Место наст.занял Иван Фадеевич Птичкин. В 1847 возбуждено судебное дело против дерптской мещанки Агафьи Федоровой, желавшей воспитывать детей в стар.духе. В 1849 выслан в Везенберг (ныне Раквере) наст. Николай Мошаров, вернувшийся из ссылки в 1857. Стар-дцам предъявляли обвинения в уклонении от рекрутства, в незаконной передаче видов на жительство, пытались внедрить в состав причта Дерптской моленной причетника-единоверца с целью агитации прихожан в пользу единоверия и насильного крещения детей в православие. В 1859 Дерптским стар-дцам было запрещено иметь священников и разрешалось молиться только в своих домах, вставал вопрос об упразднении кладбища. В 1863 поморцы стали совершать богослужения в молельне на ул. Поперечной (Пыйк) в дерев.доме. Молельня построена без колокольни и особых отличий. Участок для строительства молельни подарен вдовой Анастасией Кораблевой. Деятельное участие в строительстве принимал купец Семен Петрович Рундальцев. Во втор.пол. XIX в. в Дерпте насчитывалось ок. 500 стар-дцев, компактно селившихся в основном на террит. 3-го полицейского участка. Они поддерживали тесную связь со стар-дцами Причудья. Дерптские мещане-стар-дцы, некот. из них были зажиточными купцами, роднились со стар-дцами-крестьянами, живущими в у., и за счет этого происходило движение стар.населения из города в дер. и обратно. В XIX в. наст.в Дерптской молельне, кроме упомянутых А. Данилова, М. Васильева и Н. Мошарова, были Прокофий Иванович Кондратьев и Иван Харлампиевич Бондарев, число стар-дцев по переписи 1897 достигла 438 чел.

 

На основании указа от 17 окт. 1906, ТО стар-дцев-поморцев 20 сент. 1907 была зарегистрирована как "Община старообрядцев беспоповцев Поморского согласия в городе Юрьеве Лифляндской губернии". ТО руководил избираемый на три года совет во главе с правлением в составе 9 чел. В 1913 в правление ТО входили Иван Сыщиков (предс), Иван Соколов (зам. предс), Федор Орлов, Петр Белобров, Иван Колошенков, Илья Николаев, Иван Аннушкин, Иван Полин, Федот Пеклевкин. Наст.был Гавриил Яковлевич Сыщиков (° 1866), он же в качестве старосты ТО вел метрические книги.

 

С образованием в 1918 Эстонской Республики ТО была из Юрьевской переименована в Тартускую и трижды (в 1924, 1926 и 1936) проходила перерегистрацию в соответствии с законами об обществах. К нач. 1930-х в ней насчитывалось 450 прихожан, в 1939 - ок. 500. В келье храма была собрана библиотека, наст.до 1930 был Г. Я. Сыщиков, а затем Андрей Яковлевич Кабацкий. В правление входили И. Соколов, 3. Кузнецов и др. В 1920-1930-х большую роль в орг-ции ТО сыграл Е. Я. Гришаков, неоднократно избиравшийся предс. ЦСС СЦ Эстонии и предс. Союза старообрядческих общин Эстонии (1938). Как предс. строительного комитета он инициировал пристройку к храму каменной колокольни по проекту архитектора А. Подчекаева (1931). В 1930-е в Тарту работал стар.кружок молодежи. Предс. кружка был сын Е. Я. Гришакова - Л. Гришаков. В кружке он обучал детей стар-дцев Закону Божьему, а И. С. Кулев - крюковому напеву. При ТО существовал прекрасный хор. ТО активно участвовала в строении СЦ Эстонии. По решению V Всеэстонского стар.съезда в Тарту несколько лет (1928—1932) находился центр СЦ Эстонии во главе с Е. Я. Гришаковым. В ноябре 1929 в Тартуской молельне состоялся VI Всеэстонский стар.съезд. В нем приняли участие представители 8 стар.общин.

 

С нач. оккупации Эстонии в июне 1940 нормальное развитие ТО было нарушено. 12 июля 1941 от зажигания бомбы сгорела колокольня, библиотека и иконостас. В уцелевшей части здания после войны находилось домоуправление. Только в 1955 молельня была возвращена стар-дцам. Для ее обустройства собирали иконы и богослужебные книги по всей Эстонии. Часть иконостаса была написана М. Г. Солнцевым, учеником Г. Е. Фролова. Стар-дцы хотели полностью восстановить храм, но не получили разрешения от властей. В послевоенное время наст.были: Самсон Тимофеевич Кобылкин, А. Л. Мурников, Л. Е. Гришаков, И. С. Кулев, Потапий Ермилович Савосткин. По переписи 2000, в Тарту признали себя стар-дцами 483 чел.старше 15 лет. Сейчас в ТО зарегистрировано ок. 140 прихожан. Членами ТО являются также жит.дер. Березье (70 км от Тарту). Среди членов ТО есть известные люди: предс. Совета старообрядческих общин Эстонии П. Г. Варунин, кандидат физико-математических наук Ф. Савихин, историк стар-ства В. Л. Гришаков. Прихожанкой ТО была преподаватель Тартуского университета, диалектолог Т. Ф. Мурникова, жена наст. А. Л. Мурникова.

·        Ист.: ИАЭ. Ф. 291. Оп. 8. Д. 1725, 1743; ИАЭ. Ф. 297. Оп. 1. Д. 9873; ИАЭ. Ф. 1865. Оп. 2. Д. 98-1; ИАЭ. Ф. 2111. Оп. 1.Д. 14699; ИАЛ. Ф.З.Оп. 1. Д. 2468; ИАЛ. Ф. 3. Оп. 5. Д. 2093, 2094, 2102, 2116, 2119; ИАЛ. Ф. 3. Оп. 10. Д. 243, 266, 267, 269, 270, 288, 312, 313; ИАЛ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1478, 1524. Лит.: Протокол 5-го Старообрядческого съезда в Эстонии 17, 18, 19-го июля 1928 года. В посаде Красные Горы. Б. м., б.г.; "На съезде старообрядческих общин", Вести дня, 1929, № 301, 5 ноября; Л. М., "Юрьевский старообрядческий храм", Русский календарь, 1933 [Таллин, 1932], с. 82; "В старообрядческом кружке молодежи", Русский Вестник, 1939, № 77, 30 сентября; Гришаков В. Л., "О. Лаврентий Ефремович Гришаков", СЦК 2001 (Д-пилс); Гришаков В. Л., "Прошлое, настоящее и... Тартуского старообрядческого прихода", Меч духовный, 2002, № 5; "Vanausulised lopetavad puhadepidamist [Tartus ligi 500 vanausulist]", Postimees, 1939, nr. 18, 19. Jaanuar; Berendsen V., Margus M., "Simene ulevenemaaline rahvaloendus Tartus 28. jaanuaril 1897", Tartu: Eesti Ajalooarhiiv, 1999, lk. 121-122; Ponomarjova G„ "Arhiimaterjalid Nikolai I ajastu vanausuliste kohta eesti ajalooarhiviis", Akadeemia, 2001, nr. 11. Г. Пономарева, Т. Шор


ТЕРЕНТИЙ (° первая пол.XVII в., Рос; • 1704, дер. Балтруки, Курляндия, Речь Посполитая) - священноиерей древлеправ. крещения и рукоположения. Один из первых стар.пастырей и первый известный стар-дец-эмигрант в Курляндии и ВкЛ. Пришел вместе с сыном Афанасием (Антонием) из Московской епархии на берега Двины (Зап.Двины, Даугавы). С 1678 - наст. Лигинишкского храма (ныне окраина Д-пилса). Благословил устройство моленной в Балтруках близ Илуксте (ныне Д-пилсский р-н Латвии). Хотя первый пастырь Т. был древлеправ. священником, в XVIII в. среди стар-дцев Курляндии и ВкЛ все же утвердились федосеевцы.

·        Ист.: ДЛ, с. 186,245. В.Б.


ТИМОФЕЕВ Стефан Григорьевич (° 1907, дер. Гуськи, Новгородской губ., Рос.имп.; • 1986) - наст. Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) поморской общины. С детства изучал церк. грамоту. Участник Великой Отечественной войны. В 1943 после тяжелого ранения демобилизован. Работал на стройках и предприятиях Ленинграда, неизменно посещал богослужения, возглавлял церк. хор. С 1970 - наст.

·        Лит.: СЦК 1987, с. 60. В.Б.


ТИСКАДСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у. Вит. губ.; ныне Рез.р-н, Латвии) — старопоморского согласия (1912). Слобода Тискады - одно из крупнейших мест в Реж. у., населенных исключительно стар-дцами. Ревизия 1782 указывает 446 душ; по данным 1837 значится 66 стар-дцев разных сословий и 354 помещичьих крестьянина. Согласно архивным данным, ТО основана в 1733. Свидетельства о первой моленной относятся к этому же времени. На следствии 1840 крестьяне показали, что моленная была построена более ста лет тому назад. В сент. 1839 от свечи случился пожар, кот.удалось потушить, однако крыша была снята. Восстановить храм не разрешили, но к дек. 1840 добились разрешения на устройство сельской богадельни. В 1841 под этим прикрытием на том же фундаменте возвели здание моленной. Но ее сразу же опечатали. После ходатайств в 1842 под подписку о том, что здание не будет использоваться как обществ.моленная, ее распечатали. В очередной раз вопрос о незаконном строительстве встал в 1867. По решению суда дом был продан в 1870 на слом. Но уже в документах 1877 вновь упоминается дерев.молитвенный дом, крытый соломой, кот. тоже сгорел в янв. 1885. В следующем году на его месте был возведен новый. Осматривая в дек. 1886 Тискадскую единоверческую церковь, священник Борисович обнаружил молитвенный дом и донес епископу, прося "остановить наглый и дерзкий образ действий раскольников", и здание опечатали. В 1898 наст. Арефа Елисеев купил моленную и добился в 1899 распечатывания ее как жилого дома; одновременно предпринимались попытки легализации моленной. Подготовленный в 1901 проект преобразования дома не был реализован. Прихожане по-прежнему собирались на квартире наст. А. Елисеева. В янв. 1903 снова была самовольно устроена моленная. Столь активная деятельность наст. А. Елисеева не могла оставаться незамеченной. Обер-прокурор Синода К. Победоносцев посвятил этому специальное письмо министру внутренних дел. В авг. 1906 был утвержден проект расширения дома Елисеева. В результате его реализации и последовавших в 1920-1930-х переделок храм приобрел совр. вид; освящен во имя Св. Троицы. Имеются пять небольших колоколов, крупнейший из них (800 кг) отлит в 1938 на обществ.деньги, др. (80 кг) - подарен в 1928 М. Лаптевым. В 1840 ТОнасчитывала 1917 прихожан, в 1912 - 2570, в 1940 - 2955. Ее собственность в 1940 оценивалась в 15050 латов. Имелось 3,9 га земли; приход -1969,81 лата, расход- 1858,39 лата. Служили наст.: Василий Емельянов (отм. в 1832 и 1840), Андрей Ефимов (отм. в 1878), Гавриил Шпеле (отм. в 1887-1897), Арефий Елисеев (отм. в 1885-1911), Л. Харитонов (отм. в 1921), Галактион Витовт (1928-1934), Евстафий Бритушенко (?—1937), Феоктист Тараканов (1937- отм. в 1941). В настоящее время причт Рез. Кладбищенской общины регулярно совершает по религ. праздникам богослужения. Храму принадлежит 9 кладбищ.

·        Ист.: НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 8359, Л. 8, 13, 14; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 38858. Л. 1, 3, 4; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 40778. Л. 101; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 48280. Л. 52; ЛГИА. Ф. 656. Оп. 1. Д. 845. Л. 1, Зоб.; ЛГИА. Ф. 656. Оп. 1.Д. 878. Л. 5; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 89. Л. 38; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 8; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2444. Л. 1; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2451. Л. 158, 167, 207; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2678; Истина, 1878, кн. 57, с. 24; ПЕВ, 1891, № 23, с. 1085; ПЕВ, 1897, № 18; ПЕВ, 1903, №4, с. 121. В. Никонов


ТИТЛО — надстрочный знак в церковнослав. яз., означающий сокращенное написание слова.


ТИТЛО ПИЛАТОВО (иногда титла) сокращенная надпись на Кресте Господнем из четырех начертанных по-славянски букв: IНЦI - Ісус Назарянин Царь Иудейский. После собора 1666-1667 стар-дцы-беспоповцы - сначала поморцы и федосеевцы, а затем и филлиповцы - в итоге многолетних, подчас бурных, обсуждений пришли к решению, что поклонение Кресту с ТП следует отложить, так как эта надпись не отражает истины. Была принята предложенная еще архидиаконом Соловецкого монастыря Игнатием надпись - ІХЦС - Ісус Христос Царь Славы. Стар-дцы-поповцы исторически мало участвовали в этих прениях, считая приемлемым оба вида титла.

·        Лит.: Старообрядчество 1996, с. 282. В.Б.


ТОЛКАЧЕВЫ - служители СПЦ Литвы.

 

Михаил Яковлевич Т. (° 1898, дер. Гайлюны, Вил.у. Вил. губ.; • 1979) - наст.Паневежской и др. стар.общин Литвы. Окончил 5-классное училище, занимался самообразованием. С юных лет осваивал знания, необходимые для церк. служения. С 1937 по 1950 -дух.о. Йоджяйской общины (Литва). В марте 1950 подвергся репрессиям за "антисов. пропаганду" в период нацистской оккупации Литвы; был осужден на 10 лет исправительных лагерей (в ноябре 1954 его дело было пересмотрено и срок заключения сокращен до 5 лет).

 

Симеон Михайлович Т. (• 1999) - наст.ряда общин Литвы; сын Михаила Яковлевича Т.

·        Ист.: LYA. F. К-1. В. Р-12050. Лит.:СЦК 1976 (портрет М. Я. Толкачева).В. Б., Г. П.


ТОЛСТОВ Амбросий Иоакимович (° 1894, Рез.у. Вит. губ., Рос.имп.; • 1970) - наст. Ленинградской поморской общины. Религ. воспитание получил в семье, обучился церк. грамоте. 19-летним юношей приехал в Петроград. С помощью родного дяди освоил сапожное дело. Постоянно посещал храм, читал и пел на клиросе. Во время Великой отечественной войны защищал город в составе отряда противовоздушной обороны. Удостоен боевых наград. С 1947 и до конца жизни служил наст. При нем произошло "мягкое" слияние федосеевцев и филлиповцев в поморскую общину.

·        Лит.: СЦК 1972, с. 76. В.Б.


ТРЕЗВОНЫ, Трезвон, Стихераль - певческая книга. Т. образовались в нач. XVII в. в результате выделения из древнерус. Стихираря песнопений великих двунадесятых праздников в отдельную книгу — Праздники. Остальные песнопения древнерус. Стихираря в честь "великих и нарочитых святых" вошли в Т. Это песнопения в честь апостолов, богородичных икон, наиболее почитаемых святых и некот. средних и малых праздников, а также службы в честь рус.святых Бориса и Глеба, княгини Ольги и др.

 

Стар. Т. содержат важнейшие стихиры малых и великих праздников: Иоанна Предтечи, Петра и Павла, Николы, Ильи, Казанской, Владимирской, Смоленской икон Божьей матери и др. Существует краткая и более полная, разделенная на два тома, редакция Т. Состав стар. Т. довольно подвижен и зависит от почитания святых в конкретной местности, в книгу может входить от 5 до 20 и более праздников. Великие и средние праздники обычно имеют такую же последовательность и количество песнопений, как и господские, остальные - несколько стихир и славников или даже не более одного песнопения.

·        Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Захарьина Н. Б., Русские богослужебные певческие книги XVIII-XIX веков. Санкт-Петербург, 2003. Н. Вакатова


ТРИОДЬ - певческая книга правосл. службы. Содержит части богослужения с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней года (в зависимости от празднования Пасхи), начиная с Недели о мытаре и фарисее и заканчивая Неделей всех святых. Название книги связано с тем, что каноны, содержащиеся в ней, большей частью состоят из трех песней. Начиная с X в. Т. иногда делилась на две части: собственно Т. и Пентикостарий (греч. πεντεκοσταριον), у славян соответственно Постная и Цветная Т. Некот. древние греч.и славянские рукописи содержат книгу полностью, без этого разделения. Существовало два способа деления Т.: Постная Т. оканчивается службой в Великую субботу, а Цветная начинается с пасхальной недели. К этому типу относятся все рус.печатные Т., начиная с издания 1656 и до совр. изданий, кот. содержат текст, исправленный справщиками при патриархе Никоне. Втор. способ остная Т. оканчивается утренней службой пятницы шестой недели (цветоносной) Великого поста, а Цветная Т. начинается с вечерней службы в ту же пятницу перед Лазаревой субботой. У славян было принято именно такое деление, оно сохранялось и в печатных рус.изданиях до Никона (в самом названии Цветной Т. содержится указание на то, что она начинается с дней цветной седмицы). Такое деление характерно и для стар. Т.

 

Основными авторами византийской Т. являются преподобный Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, иерусалимский патриарх Илья III, Стефан Савваит, Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские, братья Иосиф Студит и Феодор Студит и др. Перевод Т. на славянский яз.был сделан в Болгарии в 916. Последующие переводы повлекли за собой разночтения, в силу чего тексты неоднократно исправлялись. Песнопения Т. в древнерус. традиции были распеты еще с XI в. и вошли в певческие книги "Стихирари постной и цветной". Певческие Т. включают произведения одного жанра - стихиры вечерние (на "Господи воззвах", "на стиховне", "на литии") и утренние ("на хвалитех", "на стиховне"), замыкающиеся славниками или богородичнами. В отличие от Октоиха, в Т. собраны песнопения одного дня разных гласов. Песнопения Т. дополняли Октайные. Как и в Октоихевоскресные службы представлены более полно, чем службы седмичных дней.

 

В стар.традиции Т. встречаются сравнительно редко и преимущественно краткого типа (содержащие лишь песнопения воскресных дней).

·        Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Захарьина Н. Б., Русские богослужебные певческие книги XVIII-XIX веков. Санкт-Петербург, 2003. Н. Вакатова


ТРИФОНОВ Ананий Ерофеевич (° 1851; • 1937) - предс. совета РГСО с 1905 по 1924. Подрядчик, руководил (совместно с В. Г. Кудрячёвым) строительством рижской набережной (первое десятилетие XX в.). Гор. Дума удостоила его звания почетного гражданина Р. В составе делегации рижского купечества во время приезда Николая II преподнес дарю хлеб-соль. Один из крупных жертвователей РГСО.

·        Лит.: Поморский вестник, 2001, № 1, с. 15-16. В.Б.


ТРИШКИН Климент Феофелактович (° 1927, дер. Даниловка, Рокишский у.Литвы) - наст. Гайковской общины Д-пилса с 1985. Избирался членом ЦС ДПЦ Латвии. В юные годы - причетник Милюнайской общины. С 1954 живет в Д-пилсе. Работал шофером. Неизменно посещал богослужения. В 1979—1985 состоял головщиком Малюткинско-Юдовской общины Д-пилса.

·        Лит.: СПЦК 1997, с. 95. В.Б.


ТРОШКОВЫ - служители ДПЦ.

 

Евтихий Мокиевич Т. (° 1896, Ликсненская вол., Двинский у. Вит. губ., Рос.имп.; • 1968) - наст. РГСО с 1964. Окончил народное училище (1911), курсы вероучителей в Д-пилсе (1931). С 1947 служил наст. Застенковской общины.

 

Мокий Иосифович Т. (° 1871; · 1941) -наст. 1-й Д-пилсской (Новостроенской) общины в 1932-1939.

·        Лит.: СЦК 1970, с. 172. В.Б.


ТУРМАНТАССКАЯ ОБЩИНА (Зарасайский р-н Литвы), окончательно сложилась в 1933 после постройки храма. До этого местные стар-дцы отправлялись молиться в Дукштас. Строительство моленной длилось три года. Освящение храма состоялось в праздник Вознесения Господня. Торжест. богослужение с участием большого числа прихожан совершил наст.из Дукштаса Михаил Лукьянович Блинов, кот. и до основания храма приезжал сюда крестить, исповедовать, хоронить староверов. Храм сооружен на пожертвования. Весомую лепту внесли Нестор Свентицкий (дер. Матекишки), семьи Никитиных, Соколовых (Тильже, иначе Тильзит, ныне Советск Калиниградской обл.), Ивановых- Андрей, Гавриил, Савва. Иконы также поступили от прихожан. Святые образа передали храму Андрей Иванов, Свентицкие и др. В 1949 ТО насчитывала 500 чел. Наст.служили: С. Ф. Кузнецов, Сидор Семенович Зайцев, Иван Терентьевич Новиков, Диомид Иванович Пандырев, Иван Илларионович Ротченков, Петр Иулиянович Цюлинский (1984-2000); в 2000-2002 - Т. Е. Семенов.

·        Ист.: LVA. F. R-181. B. 39. L 6; Информация от С. И. Красильникова и Е. Г. Свентицкого, декабрь 1998 г. В. Б.

Категория: Т | Добавил: - (2008.05.14)
Просмотров: 1137

Copyright MyCorp © 2017