Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Пятница, 2024.03.29, 03:22
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » С

съезд

СЪЕЗД НАСТАВНИКОВ В ВИЛЬНО - первый съезд наст. Вил., Ков. и Сувалкской губ., а также представителей от стар. общин др. гор. Рос. имп, - Двинска, Пскова, Тулы и Саратова. Состоялся в Свято-Покровском храме Вил. общины 14—16 окт. 1901 (по ст. ст. 1-3 окт.). В нач. XX в. Вил. община стала крупным центром поморского согласия в крае. В 1900 ее новому попечителю Аристарху Пимонову удалось получить разрешение Сената и вил. ген.-губ. Троцкого на перестройку каменного здания богадельни в храм, куда он был перенесен из дерев. молельни. 14 окт. 1901, в день храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы, состоялось торжест. освящение нового храма и перенесение Евангелия и икон из старого. Затем, 14-16 окт., в храме состоялся первый местный съезд наст. (участвовало более 17 наст.) под председательством тульского наст. Д. В. Батова, саратовского начетчика Т. Худошина и попечителя общины А. Пимонова. Съезд рассмотрел и принял решения по 38 вопросам канонического и богослужебного характера: о порядке и условиях совершения церк. браков, о порядке ведения соборной службы, о наст., о поведении прихожан в храме во время богослужения и пр. Послужил единению брачных поморцев в крае, способствовал унификации богослужебной практики поморских общин.

·Ист.: Труды о съезде 1906, с. 186-206. Г.П.


СЪЕЗД СТАРООБРЯДЦЕВ КОВЕНСКОГО (КАУНАССКОГО) УЕЗДА - первое большое собрание стар-дцев города К. и К. у. после провозглашения независимости Литвы (1918), состоявшееся 14 янв. 1922 в К. храме. Присутствовали 284 чел., среди кот. были наст. и представители шести поморских общин: К., Паскутишкской, Балтрамишкской, Перелазской, Рымковской (Римкайской) и Никольско-Преображенской (Ибянской). Открывая съезд, с приветственной речью выступил предс. К. общины В. Прозоров. В президиум съезда избраны: В. Прозоров, Е. Ерин, Ф. Соколов, А. Селюгин и И. Ползунов. Был зачитан устав К. общины (1921), после чего с докладом выступил Е. Ерин, объяснивший значение и необходимость орг-ции стар-дцев Литвы. Участники решили сплотить стар-дцев К. у. на основе переработанного устава К. общины, открыть стар. школы при общинах, где преподавались бы Закон Божий и гос. яз., а также обратиться к литов. властям с просьбой признать права стар. наст. наравне с пастырями др. вероисповеданий. Для улучшения экон. положения местных стар-дцев было рекомендовано открывать кооперативы. Съезд избрал Совет общин К. у. и РК. Совет возглавил В. Прозоров; членами избраны Е. Ерин, Ф. Соколов, А. Селюгин, А. Рыбаков, Е. Козловский, И. Ползунов, А. Грабусов, четыре места были предусмотрены для членов Паскутишкской, Балтрамишкской, Рымковской (Римкайской) и Никольско-Преображенской (Ибянской) общин, избранных в течение одного месяца; кандидатами стали Е. Филимонов, А. Лисовский и М. Пардунов. Члены РК: П. Линёв, Г. Максимов и С. Кузнецов. На этом съезде было положено начало объединению всех стар. общин Литвы — новому Совету было поручено в ближайшее время созвать Вселитов. съезд стар-дцев.

·Ист.: LVA. F. 377. Ар. 9. В. 47. Г.П.


СЪЕЗД СТАРООБРЯДЦЕВ СЕВЕРОЗАПАДНОГО, ПРИВИСЛИНСКОГО И ПРИБАЛТИЙСКОГО КРАЕВ первое собрание наст. и делегатов от общин брачных поморцев Сев.-зап., Привислинского, Прибалтийских краев и др. гор. Рос. имп. Съезд созван после манифеста о веротерпимости 1905 по инициативе Вил. общины. В составлении программы съезда приняли участие мн. поморские общины и наст., среди них Д. В. Батов.

10-12 февр. (по ст. ст. 25-27 янв.) 1906 съезд прошел в Вил. Свято-Покровском храме под председательством А. Пимонова; зам. предс. - О. М. Андреев, секретари - П. И. Киселёв и М. Т. Красовский. Участвовало более 460 чел. из 8 зап. губ. и мн. гор. Рос. - Санкт-Петербурга, Пскова, Минска, Волынска и т. д. Во время работы съезда состоялись три заседания. Съезд рассмотрел и принял важные решения по улучшению внутреннего церк. порядка (для этого предусматривалось создать дух. суд, состоящий из шести наст. и шести представителей от общин края), введению единообразия в богослужении, особенно в характере пения. Съезд постановил ходатайствовать об открытии школ грамотности при каждом молитвенном доме, о предоставлении наст. гражданских прав наравне с др. дух. лицами, о написании в документах слова "старообрядец" - вместо "раскольник", о введении единой формы метрических книг и пр.

Съезд послал благодарственный адрес имп. Николаю II, а также челобитную на его имя "о нуждах старообрядцев, населяющих Северо-Западный Край", где подчеркивалась необходимость защиты интересов рус. меньшинства в крае, особенно сохранения рус. национальной школы, правит. помощи при переселении в более крупные селения и обеспечения землей местных безземельных и малоземельных стар-дцев. Кроме того, были избраны члены депутации (в дополнение к лицам, избранным на поместных съездах) к Николаю П, кот. должны были вручить царю принятую съездом "Всеподданейшую петицию". В состав депутации вошли: предс. Вил. общины Аристарх Моисеевич Пимонов, О. М. Андреев, И. Я. Тимофеев (Вил.), С. Р. Кириллов, Григорий Павлович Романов (Двинск), Сидор Петрович Григорьев (Грива), Стефан Емельянович Ефремов (Яново), Алексей Андреевич Лущин (Ков.), Артемий Прокофьев (Н.-Алекс, у., Ков. губ.), Егор Самуилович Федотов и Палладий Изотович Семенов (Курляндская губ.), Мануил Самуилович Данилов и Петр Макарьевич Челпанов (Сувалкская губ.), Я. В. Решанов (Псков), Петр Фролович Белобров (Лифляндская губ.), Василии Павлович Турский (Бобруйск). Царь принял депутацию 21 февр. 1906.

·Ист.: Труды о съезде 1906. Г.П.


СЪЕЗДЫ И СОБОРЫ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ В ЛИТОВСКОЙ ССР 1944, 1966, 1974 и 1988, созывались по инициативе ВСС в Литов. ССР в Вил. Первый съезд наст. и представителей стар. общин Литвы, а также Латвии (6 чел.), Бел. (5 чел.) и Москвы (2 чел.) был созван незадолго до окончания 2-й мировой войны - 21 -23 окт. 1944; общее количество участников -60 чел. Съезд вынес ряд постановлений по вопросам, касающимся СПЦ, и утвердил штат служащих ВСС. В состав ВСС в Литов. ССР вошли 14 чел.: зам. предс. Ф. С. Кузнецов, Н. И. Козловский (К.), И. Ф. Романов (секретарь), И. И. Никитин (Аукштакальняй), И. С. Мажуто (Юргелишки), А. К. Рыбаков (Укмерге), Н. П. Бартошкин (дер. Порынга, Швенчёнский у.), Е. А. Прокофьев (Вил.), Е. Ф. Ерин (дер. Герейши, К. у.), А. Ермолаев (Вил.), M. E. Бирюлин (Видзы, Бел.), К. Хохлов (Зарасайский у.), И. П. Гусаров (мест. Иодзи, Шяуляйский у), П. И. Петров (дер. Ремейки, Шяуляйский у.). ДС составили шесть наст. — Н. Козловский, Ф. Кузнецов, М. Шалкин, С. Соколов, К. Рыбаков и Е. Ранцев. В РК избраны три чел.: наст. Е. Я. Ранцев, Е. Ф. Рыбаков и И. А. Безпалов.

14-15 окт. 1966 в Вил. по инициативе президиума ВСС в Литов. ССР созван втор. съезд (в обращениях к властям назывался заседанием пленума ВСС в Литов. ССР и ДС). Он был посвящен юбилею 300-летия староверия. После 2-й мировой войны это был фактически первый представительный съезд стар-дцев Литвы при участии гостей, приглашенных из др. регионов СССР. По мнению И. И. Егорова, высказанному более двадцати лет спустя (1988), это был "по существу Всесоюзный Собор Старообрядческой Поморской Церкви". 14 окт. 1966 в храме Вил. общины состоялось торжест. заседание съезда. Заседанию предшествовало праздничное богослужение в Покровском храме при участие дух. о., представителей стар. общин и ок. четырех тыс. верующих. Предс. заседания - предс. ВСС наст. И. И. Никитин. На съезде участвовали представители более 36 стар. общин Литвы, а также Латвии, Бел., Москвы, Ленинграда, Барнаула (Алтайский край), Майкопа (Краснодарский край) и Киргизии, в т. ч. 50 дух. о. Были оглашены приветствия съезду от РГСО, Зарасайской, К., Таллиннской, Гривской, Вил. и др. общин. С приветственными речами выступили предс. ВСС наст. И. Никитин, майкопский наст. А. Елисеев, видзовский наст. М. Бирюлин, представители стар-дцев Гродненской области (П. Голубев), Московской поморской общины (В. И. Исаченко) и др. По предложению управляющего делами ВСС Егорова, единогласно принятому заседанием, совершена молитва "за Родину, за Правительство, воинство — Советскую Армию и за мир во всем мире". Съезд от имени президиума заседания пленума ВСС и ДС послал приветственную телеграмму сов. прав-ству через предс. СДР при СМ СССР В. Куроедова. По предложению наст. П. Стрелкова, выступившего с речью, отслужена заупокойная лития за "всех умерших руководителей староверия, выдающихся деятелей и всех пострадавших за древлее Православие от царизма и господствующей церкви". Затем была принята повестка дня и заслушаны доклады предс. ВСС наст. И. И. Никитина "Старообрядческая Церковь и соборы", управляющего делами ВСС И. И. Егорова "Старообрядческая Церковь в прошлом и настоящем", предс. совета РГСО Л. С. Михайлова "Значение Выговской пустыни в истории старообрядчества" (опубликован в СЦК на 1968). В своем выступлении предс. ВСС Никитин подчеркнул, что ВСС в Литов. ССР и ДС при ВСС являлся единственным руководящим дух. центром СЦ (беспоповцев) в СССР, а созываемые совместные заседания пленума ВСС и ДС (при участии представителей от стар. общин Литвы, Латвии и Бел., иногда Москвы и др. регионов РСФСР) были "законносозванными, законнодействующими, равнозначащими и равновластными" быв. соборам СЦ. Егоров в своем докладе отметил, что стар-дцы оценили значение ВСС для СЦ, так как этот орган управления СЦ пользовался среди них большим авторитетом. ВСС в Вил. поддерживал связи с более чем 250 общинами - поморскими, а также федосеевскими и спасовскими. Все они общались с ВСС в Литов. ССР как с "объединяющим руководственным центром" СПЦ, "жили в согласии, не разъединялись и не спорили о имеющихся некот. разделениях в учении". ВСС получал мн. писем "со всех общин, со всех концов нашей необъятной Родины" по различным вопросам, связанным с жизнью СПЦ, с просьбами решить канонические вопросы и прислать необходимые религ. предметы (венчики, поминания и пр.); поступали и жалобы на несогласия, возникающие между стар-дцами, выражения благодарности, поздравления с праздниками. И. И. Егоров в своем выступлении сообщил, что в 1945-1965 ДС при ВССв Литов. ССР рассмотрел ок. 200 вопросов канонического и богослужебного характера, в т. ч. устанавливал порядок в общинах, разрешал разные споры прихожан, налагал на виновных взыскания за проступки, устанавливал однородность исполнения дух. треб, испытывал кандидатов в наст. и рекомендовал их в общины, и т. п. Затронув вопрос о нуждах староверия, докладчик вкратце назвал три проблемы, не разбирая реальных причин их возникновения. Это, во-первых, подготовка кадров наставников; во-вторых, издательство церк. книг, календарей, Служебника, Потребника и пр.; и, в-третьих, изготовление необходимых церк. предметов (венчиков, поминаний, разрешительных грамот, свечей, нательных крестов) и получение лампадного масла. Своего решения требовал и вопрос о незарегистрированных стар. общинах, имеющих своих наст. и проводящих богослужения. В докладе Егорова обсуждался также вопрос о клятвах собора РПЦ 1667 и совр. взаимоотношениях между СПЦ и РПЦ. Он писал, что "после такого акта [снятие "Деянием" архипастырей РПЦ в 1929 клятв на стар-дцев, наложенных собором 1667, при условии, что только в общении стар-дцев с РПЦ старые обряды признаются спасительными] отношения, существующие между Православной Церковью и Старообрядческой Церковью, изменятся к лучшему, хотя Старообрядческая Церковь беспоповцев после сего акта не примет священства, но во имя христианского мира, христианского общения, возможно примирение и можно верить, что такое примирение было бы более действенным и полезным, чем идеологические безрезультатные споры в вере". Съезд решил поручить президиуму ВСС составить труды юбилейного заседания и опубликовать их (труды собраны, но не изданы). После принятия резолюций в связи с 300-летним юбилеем староверия почетными грамотами президиума ВСС были награждены руковод. СЦ, церк. деятели, наст. и головщики (всего 44 чел.), "честно и плодотворно потрудившиеся на благо древлеправославной Христовой Церкви Старообрядческой". Среди них -предс. совета РГСО Л. С. Михайлов, наст. Гривской общины П. Т. Стрелков, церк. деятель И. Н. Заволоко, наст. Вил. общины М. П. Шалкин, предс. Московской Преображенской общины М. С. Сергеев, предс. ВСС наст. И. И. Никитин, иконописец И. И. Михайлов и др. На следующий день состоялось совещание по церк.-каноническим вопросам. Съезд фактически подтвердил полномочия ВСС в Литов. ССР и ДС как единственного руководящего центра СЦ (беспоповцев) в СССР, однако не избирал органы управления.

Собор СПЦ 1974 прошел в Вил. 14 июля. В заседаниях приняло участие 116 представителей стар. общин Литвы (участвовало 83 чел., представлено ок. 40 общин), Латвии (10 чел., 8 общин), Эстонии (3 чел., 3 общины), Бел. (5 наст., 5 общин), Рос. (18 чел., 18 общин), Казахстана (1 община), Киргизии (1 община), в т.ч. 49 наст. и 20 гостей. Несмотря на то, что власти не дали разрешения на участие в соборе мн. представителям стар. общин, находящимся за пределами Литвы, ок. 25 чел. из Риги, Тарту, Куйбышева, Волгограда, Барнаула, Астрахани и др. мест прибыло в Вил. "без приглашений". Властями они считались "неприглашенными" и, согласно отчетам уполномоченного СДР в Литве, обратили на себя особое внимание представителей СДР на соборе. На заседаниях присутствовало ок. 400 верующих. Собору предшествовало торжест. богослужение в переполненном Покровском храме. Предс. собора - предс. ВСС И. И. Егоров и предс. ДС И. И. Никитин, кот. от имени ВСС приветствовал делегатов и гостей собора. Он отметил в своей речи, что их присутствие свидетельствует о христианской любви, о единении СПЦ и полномочии собора. Он также выразил благодарность прав-ству СССР за разрешение созвать собор. По предложению наст. Никитина участники собора совершили молитвы "за Родину нашу - Советский Союз, за Правительство Советского Союза, пекущееся о благе народа, за воинство наше и мир во всем мире". Собор послал благодарственную телеграмму предс. СДР при СМ СССР В. Куроедову. Среди приветственных речей и озвученных телеграмм - поздравления от стар. общин, наст. и верующих Литвы, Латвии, Рос, патриарха РПЦ Пимена, митрополита Никодима и пр. Была совершена заупокойная лития в память предков, руковод., наст. и деятелей староверия. Были заслушаны доклады предс. ВСС И. И. Егорова "Жизнь и деятельность Старообрядческой Поморской Церкви в настоящее время", предс. ДС наст. И. И. Никитина "Духовный Суд и его значение в Старообрядческой Поморской Церкви", Л. С. Михайлова "Богослужебный устав в Старообрядческой Поморской Церкви" (прочитан А. М. Быстровым ввиду отсутствия докладчика по причине болезни). По поручению предс. РК наст. 3. В. Зубкова наст. Н. А. Прусаков прочитал доклад РК. Состоялось обсуждение и утверждение собором докладов в целом.

Подчеркнув задачу христиан всего мира, в т. ч. и СПЦ, заботиться об укреплении мира во всем мире, собор единогласно вынес постановление, что "каждый наставник должен быть проповедником за мир и усугубить свои молитвы к Богу о ниспослании мира на земле", а стар-дцы "должны отдавать все свои силы на дело защиты мира, на дело упрочения общей безопасности путем самоотверженной работы на благо Родины". Участники собора выразили поддержку деятельности сов. прав-ства в деле защиты мира, внутренней и внешней политике СССР. Был утвержден чин благословения наставника и текст "Свидетельства о благословении наставника". Обсудив вопрос об отношении СПЦ к РПЦ, собор отметил, что отмену клятв на старые обряды и стар-дцев РПЦ на соборе в 1971 следует рассматривать как проявление доброй воли по отношению к староверию, как шаг миротворчества, хотя эти клятвы стар-дцы изначально считали недействительными и никогда ими не тяготились. Собор определил, что СПЦ следует жить в мире и христианской любви со всеми Церквями, но "всегда неизменно сохранять святую древлеправославную веру Христову, древнерусское благочестие - староверие в духе истины, канонов Церкви и святоотеческих преданий". Был избран новый состав ВСС в Литов. ССР во главе с И. И. Егоровым, также ДС и его предс. наст. И. И. Никитин; предс. РК стал наст. 3. В. Зубков. Делегаты утвердили послание собора СПЦ ко всем наст. и верующим-стар-дцам. Очередной собор решено созвать по мере надобности, на основании постановления президиума ВСС или по требованию не менее половины всех религ. общин СПЦ. Прозвучала благодарность руковод. и ряду деятелей СПЦ, также всем наст., головщикам, причетникам, членам правления общин и членам "двадцаток" за их ревностное служение Церкви. Кроме того, собор вынес 26 решений по церк.-каноническим и богослужебным вопросам. Среди них - о приеме в СПЦ самокрестов, федосеевцев, филипповцев, рябиновцев и др., о случаях отречения от Церкви (подтверждены постановления 1-го Всероссийского собора стар-дцев-поморцев в Москве в 1909), об отношении к смешанным бракам, о крещении и т. д. Некот. заслуженные руковод. СПЦ, наст. и верующие были награждены почетными грамотами ВСС в Литов. ССР. Было решено составить и напечатать труды этого собора (И. И. Егоров составил полный текст деяний собора СПЦ 1974, но опубликованы лишь его постановления).

31 июля 1988 в Вил. прошел новый собор СПЦ Литвы, посвященный юбилею Тысячелетия Крещения Руси. М. С. Горбачев, вероятно, намеревался предоставить Церквям большую свободу и одновременно сохранить контроль над ними. Поэтому было разрешено и СПЦ Литвы, как и некот. стар. общинам страны, подготовить более крупные мероприятия в честь Тысячелетия Крещения Руси, при том, что прежде руковод. Церкви тщетно пытались получить разрешение гос-ва на хотя бы минимальное расширение церк. деятельности. По приглашению ВСС в Литов. ССР на торжество юбилея прибыли дух. о. и представители стар. общин Литвы, а также многочисленные гости из Латвии, Эстонии, Бел., Украины, Молдавии, Москвы, Ленинграда, Горького и пр., — 40 наст., представители общин, ок. 1000 верующих. 30 июля 1988, в канун праздника, в храме Вил. общины было совершено торжест. богослужение -вечерня, а на следующий день — утреня, после кот. началось заседание собора СПЦ. Председателями собора избраны предс. ВСС И. И. Егоров и предс. ДС наст. И. И. Никитин. На соборе присутствовал зам. уполномоченного СДР при СМ СССР Ф. Лебедев. Собор от имени СПЦ послал телеграмму предс. СДР К. Харчеву с заверениями в духе застойных времен - и впредь "активным и честным трудом служить во благо Родины и мира во всем мире". Затем был зачитан доклад И. И. Егорова "В память юбилея 1000-летия Крещения Руси", совершена заупокойная лития за предков СПЦ, мучеников за веру, известных деятелей Церкви. Предс. РК наст. А. Екимов прочитал доклад о деятельности РК при ВСС. Затем последовали приветствия и дискуссии по докладам, после чего приступили к выборам ВСС, ДК и РК. Предс. ВСС в Литов. ССР вновь был избран Егоров, предс. ДК — наст. Никитин, предс. РК - наст. Екимов. Собор одобрил деятельность ВСС Литов. ССР и ДК, выразив благодарность за их труды во благо Церкви. Было подтверждено, что "верующие СПЦ являлись сторонниками мира на земле" и поддерживали "деятельность Советского Правительства, непрестанно пекущегося об оздоровлении международной обстановки". Собор считал одной из важных задач - служить активизации участия верующих в процессе перестройки, оказывавшей, по мнению руковод. ВСС, положительное влияние на жизнь Церкви и нравств. атмосферу в обществе.

На соборе 1988, впервые проведенном не только для избрания руководящих органов СПЦ, было принято решение создать при ВСС в Литов. ССР Комиссию по вопросу подготовки кандидатов в наст., их обучения и утверждения на служение. Участники заседания выразили пожелание выпустить книгу постановлений собора 1988 для сведения наст. и верующих (вышла в 1991), а также издать "Историю старообрядчества" И. И. Егорова (решение не было осуществлено). Поместный собор РПЦ в обращении ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским патриархатом, выступил с призывом к братскому диалогу; собор постановил принять к сведению обращение и выразил свое согласие вести диалог с Московским Патриархатом. С этой целью была образована комиссия в составе: наст. И. И. Никитин, И. И. Егоров, наст. М. Бирюлин, наст. И. Миролюбов, наст. О. Розанов, наст. А. Жилко и наст. В. Васильев. Собор утвердил доклад предс. ВСС Егорова, доклад РК и послание собора к наст. и верующим СПЦ. Вопросы канонического и богослужебного характера были затронуты в докладе предс. ДК Никитина. В прениях по докладу выступил ряд наст. и представителей общин. Собор принял 17 постановлений по церк.-каноническим вопросам. Среди них — о значении соборов в жизни Церкви, о чине благословения наст., об отношении причетников к наст. и пр. В память о соборе некот. руковод. и деятели СПЦ, наст., причетники и предс. советов общин были награждены почетными грамотами. Собор завершился общей молитвой с пением "Царю небесные" и "Побеждаются естества уставы".

·Ист.: Материалы ВСС в Литовской ССР; Материалы собора 1966; Постановления и доклады 1974; Постановления собора СПЦ 1974; LVA. F. R - 181. Ар. 1. В. 157, 164, 170. Лит.: СЦК 1967, с. 148-152; СЦК 1975, с. 77-80; Jasionis 2003, р. 18-25. Г.П.


СЪЕЗДЫ СТАРООБРЯДЦЕВ ЭСТОНИИ. После провозглашения независимой Эстонии в 1918 и подписания Тартуского мира в 1920 эст. староверы потеряли связи с рос. стар-ством. Для поддержания веры и своего образа жизни возникла необходимость создания соборного органа, руководящего жизнью всех общин. По переписи 1922, в Эстонии было ок. 10 тыс. стар-дцев, компактно проживающих в Причудской волости Тартуского у. и в небольшом количестве в крупных городах Эстонии — Таллинне и Тарту. 21 ноября 1923 в молельне дер. Казепель Причудской вол. состоялось собрание стар-дцев Причудья. С докладом выступил наст. Ф. П. Савосткин, быв. в свое время делегатом на Всероссийском и Прибалтийском съездах староверов до революции, имевший авторитет среди стар-дцев и организационный опыт. Встал вопрос об орг-ции общего центра управления стар-дцами, по образцу подобных центров в Польше, Литве и Латвии. Попытка создания такого управления была предпринята на II съезде в 1924, но для этого было необходимо официально оформить стар. общины. 27 февр. 1925 в Казепели состоялось собрание представителей стар. общин в Эстонии, а 24 апр. того же года собрался съезд наст. и начетчиков, на кот. присутствовали представители 5 общин и ок. 100 чел. слушателей. В повестке дня стояли разные вопросы - о браках, замещении, брадобритии и курении, церк. пении, наст., поднятии религ. чувств верующих, допущении на клирос женившихся и др. Обсуждалась возможность создания союза общин.

В течение 1924—1926 оформилось 12 стар. общин преимущественно поморского согласия - Таллиннская, Тартуская, Муствеэская (Черносельская), Калластеская, Раюшская (федосеевская), Колецская, Колецская (федосеевская), Казепяская, Кикитовская, Варньяская, Пийрисаарская (Межа) и Саарекюлаская (Желачек). В 1928 состоялось два съезда, определивших строение СЦ Эстонии. 10 февр. на IV съезде в Муствеэ создана специальная комиссия для разработки устава и основ работы союза общин. С 17 по 19 июля в Калласте на очередном V съезде, наряду с обсуждением докладов "О поднятии религиозных чувств верующих" (докладчик П. П. Баранин), "О богослужении, благочинии, пении" (наст. Ф. П. Савосткин), "Восстановление крестных ходов в торжественные праздники" (И. А. Долгошев), "Преподавание Закона Божия в школах (Л. С. Мурников), "О праздновании школами праздников по старому стилю" (П. П. Баранин), по 6-му пункту повестки дня было вынесено решение об упорядочении обрядовой стороны и о принятии устава СЦ Эстонии. Были составлены две комиссии — по проверке полномочий участников съезда и по рассмотрению предложения центрального правления стар-дцев Эстонии. Обсуждались канонические, обрядовые и текущие вопросы. В результате разрозненные общины слились в единый союз, кот. представлял собой самоуправляющуюся орг-цию с правами юридического лица. Союз состоял в братском общении со всеми др. СЦ. На съезде присутствовали гости из Польши, Латвии и Литвы. Дух. основой единения стар-дцев Эстонии стало Евангелие, правила Св. Апостолов и Вселенских соборов, обряды крещения, брака и покаяния.

Высшей властью Союза по уставу являлся стар. съезд (общее собрание), кот. должен был созываться ежегодно ЦСС Эстонии. Как правило, место и время следующего собора оглашалось Советом в конце съезда, или же собирались по требованию не менее трети состоящих в Союзе общин. Правом решающего голоса пользовались члены ЦСС, все наст. а также уполномоченные от общин в Эстонии. Уполномоченные избирались на общих собраниях общин по два - от 500 членов, три - от 500 до 1000, затем на каждые следующие 500 душ по одному представителю. Наст., прибывшие без письменных полномочий от своих общин, не влияли на определение правомочности съезда. Съезд был полномочен решать следующие вопросы: выборы членов ЦСС, ДК, РК и др. доверенных лиц, все вопросы, касающиеся церк. жизни, — как религ.-нравств., так и хоз. Порядок дня составлялся заранее и высылался за 4 недели до съезда. Постановления съезда принимались большинством голосов, а при разделении их поровну голос предс. был решающим. Постановление об исключении общины из состава Церкви (союза) должно было быть принято большинством двух третей присутствующих на съезде уполномоченных. На V съезде избрали первый ЦСС в составе: Е. Я. Гришаков (предс), П. П. Баранин (член парламента), Ф. Ф. Пруссаков, И. А. Долгошев - члены ЦСС и З. А. Кузнецов (секретарь). Местонахождением ЦСС определили Тарту. Протокол V стар. съезда в Эстонии 17-19 июля 1928 вместе с текстами докладов и уставом был опубликован. В помощь Совету для рассмотрения и суждения дух. дел была образована ДК, состоящая из трех членов -Ф. П. Савосткина, С. А. Кузнецова и Г. Я. Сыщикова. В РК вошли Ф. Ф. Павлов, К. А. Малышев, Л. С. Мурников.

После выбора правления Союза Ф. Ф. Пруссаков прочел доклад "Строительство старообрядчества после полученных религиозных свобод", в кот. обрисовал возникновение стар. согласий. Докладчиком был поставлен вопрос об их родстве. Предс. предложил отказаться от прений по этому вопросу.

После V съезда с 1929 по 1939 состоялось девять съездов. Они посвящались обсуждению канонических и текущих дел эст. стар-ства. Большое внимание уделялось проблемам воспитания молодежи в стар. духе, привлечения ее к вере с помощью церк. музыки и дух. пения. На тартуском съезде в 1929 шла речь о создании общей для Балтии школы наст. и развитии специального дух. образования для детей стар-дцев. Каждый год стар-дцы Эстонии просили прав-ство разрешить празднование религ. праздников в школах по ст. ст. На съездах обсуждались всевозможные хоз. вопросы общин и Союза в целом, было обеспечено широкое представительство общин. На всех съездах присутствовали почетные гости, в т. ч. зам. предс. ВСС в Польше Б. А. Пимонов, предс. ДК стар-дцев Латвии наст. А. И. Екимов, члены рижского Кружка ревнителей рус. старины во главе с И. Н. Заволоко, и др.

До 1936 съезды проходили регулярно: 3 — 4 нояб. 1929 в Тарту (VI ), 19-20 окт. 1930 в дер. Варнья (VII), 11-12 июля 1931, в дни праздника Петра и Павла на о. Пийрисаар (VIII), 11-12 июля 1933 в Меже (IX, Пийрисаар), 15-16 авг. 1934 в дер. Большие Кольки (X), 12 февр. 1935 в Тарту (XI), 23-24 июня 1936 в Таллинне (XII). XI съезд был посвящен принятию нового устава Союза в связи с новым законом о религ. союзах от 13 дек. 1934. Кроме того, были рассмотрены текущие дела. На XII съезде 1936 правление Союза было перенесено из Тарту в Таллинн. В течение двух с половиной лет съезды не собирались и находящаяся в отдалении от Таллинна основная масса Причудских стар-дцев была недовольна создавшимся положением дел. Очередной XIII съезд был созван в конце дек. 1938 в дер. Кикита. Предс. ЦСС П. П. Баранин прочел доклад о деятельности Союза за последние два с половиной года, вызвавший нарекания аудитории. В новый Совет тайным голосованием были избраны К. А. Малышев, Л. Е. Гришаков, X. С. Березин, Е. Кульков, П. Савосткин, А. Арташев, Г. Венчиков и В. Софронов. Был рассмотрен также вопрос об изменении параграфа 25 устава СЦ Эстонии об обязательности присутствия предс. правления союза при вынесении решения Совета. Заслушаны доклады о деятельности Тартуской, Таллиннской и Кикитовской общин. Местопребыванием правления определили город Муствеэ. На заседании совета Союза в новое правление были избраны X. С. Березин (предс.), Е. Кульков (секретарь) Г. Венчиков (казначей). Предс. совета Союза избрали Л. Е. Гришакова (Тарту). Последний XIV стар. съезд состоялся 5 июля 1939 в Муствеэ. После лекции наст. Колецкого "История христианской церкви" обсуждался вопрос об отходе молодежи от веры и Церкви, а также об обращении стар-дцев в баптизм в дер. Кикита, где моленные стар-дцев и баптистов находились рядом. Слово-проповедь произнес наст. Портнов из Р. В оккупационный период с 1940 по 1991 Союз старообрядческих общин Эстонии прекратил свое существование, и съезды не собирались.

Союз старообрядческих общин Эстонии восстановлен в 1995. Всего в Эстонии зарегистрировано 11 общин: девять в Причудье (Муствеэ, Рая, Калласте, Казепель, Кикита, Малые Кольки, Большие Кольки, Варнья, Пийрисаар), по одной - в Тарту и Таллинне. На сегодняшний день в Эстонии ок. 15 тыс. стар-дцев, традиция проведения общих соборов восстановлена.

·Ист.: Архив Воронейской старообрядческой общины. Лит.: "Хроника", ПИ, 1923, № 305, 4 дек.; Пруссаков Ф., "К предстоящему V съезду стар-дцев Эстонии", Вести дня, 1928, № 186, 15 июля; "Итоги V старообрядческого съезда в Эстонии", Вестник ВСС в Польше, 1929, № 14, 1 дек., с. 15—18; Протокол 5-го Старообрядческого съезда в Эстонии 17, 18, 19-го июля 1928 года. В посаде Красные Горы. Труды 5-го Старообрядческого съезда в Эстонии. Б. м., б. г.; Мурников Л., "Об обрядных вопросах", Старый Нарвский листок, 1929, № 128, с. 4; -овъ, "Открытие V съезда стар-дцев Эстонии", Вести дня, 1928, № 191, 20 июля; "На съезде стар. общин", Вести дня, 1929, № 299, 3 ноября, с. 2; "Закрытие старообрядческого съезда", Вести дня, 1929, № 302, 6 ноябрь; "Эстония", Старообрядческий календарь на 1930 год. Рига, 1929, с. 66; П. Б. [Петр Баранин], "Старообрядческий съезд (Корр. из Юрьева)", Старый Нарвский листок, 1929, № 128, 12 ноябрь; "Эстония. Старообрядческий съезд в Эстонии", СК 1931, с. 72-73; Старообрядец, "VII старообрядческий съезд", Вести дня, 1930, № 279, 16 окт.; Причудский [Заволоко И. Н.], "Старообрядчество в Эстонии", Родная старина, 1932, № 11-12, с. 22; "VIII старообрядческий съезд", Вести дня, 1931, № 176, 5 июля; ["Старообрядческий съезд Эстонии"], Вестник ВСС в Польше, 1933, № 1-3, с. 27; С, "Старообрядческий съезд", Таллиннский Русский голос, 1933, № 37, 22 июля; "Зарегистрирован устав старообрядческой церкви", Вести дня, 1936, № 105, 11 мая; "Старообрядческий съезд", Вести дня, 1936, № 141, 27 июня; "Делегатский съезд старообрядческих общин Эстонии", Вести дня, 1938, № 296, 28 дек.; Петров А., "Новое правление Союза старообрядческих общин Эстонии", Вести дня, 1939, № 2, 3 янв.; "XIII делегатский съезд старообрядческих общин (Письмо из Мустве)", Старый Нарвский листок, 1939, №2, 4 янв.; П. Н., "Старообрядческий съезд", Русский вестник, 1939, № 53, 8 июля; Гришаков В. Л., "75 лет Старообрядческому съезду Эстонии", Меч духовный, 2003, № 10, окт., нояб., дек., с. 5. Г. Пономарева, Т. Шор

Категория: С | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 1382

Copyright MyCorp © 2024