Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Четверг, 2017.06.22, 18:36
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » С

Союз - староверие

СОЮЗ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ОБЩИН ЭСТОНИИ. 24 февр. 1918 была провозглашена независимая Эстонская Республика, в кот. Церковь была отделена от гос-ва и все религ. общества и общины были уравнены в правах перед законом. Параграф 11 Конституций Эстонии обеспечивал всем гражданам свободу вероисповедания и беспрепятственное выполнение религ. обрядов. Поскольку большинство стар-дцев исконно проживали на террит. Эстонии, то они сразу же были признаны гражданами страны и национальным меньшинством со всеми вытекающими из этого последствиями. В 1920— 1930-х число стар-дцев в Эстонии доходило до 10 тыс. чел. К 1924 образовано 6 стар. общин, к 1926 - 11 и в 1936 добавилась еще одна; из них десять - поморских: в Таллине, Тарту, Муствеэ (Черном), Калласте (Красных Горах), Больших Колькьях, Кикита, Казепя, Варнья (Воронья), Саарекюла (Желачек) и Пийрисааре (Меже) и две федосеевские - в Раюшах и Малых Колькьях. Еще на III съезде 1924 была сделана попытка организовать центральное управление СЦ Эстонии. На следующем съезде в февр. 1928 разработан проект устава и основы организационного устройства. Идея собрать все общины в единую СЦ Эстонии нашла свое воплощение на V Всеэстонском съезде стар-дцев в Калласте (17-19 июля 1928). Съезд был посвящен утверждению основ СЦ Эстонии и др. насущным проблемам, связанным как с внешним проявлением службы в моленных, так и дух. основами стар-ства. На съезд прибыли представители 11 стар. общин, всего 34 лица с правом решающего голоса. Был принят устав СЦ (ССОЭ) в Эстонии, избран ЦСС и ДК. В общих положениях постулировалось, что это есть Союз находящихся в пределах Эстонии стар. общин (вероисповедных обществ), представляющий собою саморегулирующуюся орг-цию с правами юридического лица. Высшей властью СЦ был съезд, созываемый ежегодно. Уполномоченные от общин избирались на общем собрании от каждых 500 душ по одному представителю. Между съездами жизнью общин ведал ЦСС, состоящий из 6 членов и избираемый на три года. Из своей среды ЦСС выбирал предс, зам. предс, секретаря и казначея. Для облегчения деятельности ЦСС была учреждена ДК. В нее входили 3 члена по выборам ЦСС и 3 члена дух. звания. Предс. и секретарь ДК избирались отдельно. ДК рассматривала вопросы, касающиеся дух. жизни стар-дцев: руководство проповедью, борьба с сектантством, работа с наст. Для ревизии хоз. деятельности ССОЭ и делопроизводства была избрана РК, состоящая из 3 чел. Она избиралась на 2 года и контролировала руководство и имущественное положение Союза. Последнее состояло из добровольных пожертвований недвижимым и движимым имуществом, денежным пособием от обществ, денег, собранных по подписке, и пр. Членами СЦ (ССОЭ) Эстонии являлись все стар. общины, признающие устав, и ходатайствующие о вступлении в ССОЭ с указанием официального названия общины, имени наст. и перечня членов общины. Первоначально под эгидой ССОЭ объединились 11 общин, а в 1936 после перерегистрации нового устава, согласно законодательству о вероисповедных обществах, к нему присоединилась и федосеевская община Малых Колек.

Место работы ЦСС Эстонии определялось решением общего собрания ССОЭ и находилось сначала в Тарту (1928-1936), затем в Таллине (1936-1938) и в Муствеэ (1939-1940). Это было связано с местопребыванием предс. ЦСС и его членов. Предс. ЦСС Эстонии были Е. Я. Гришаков и П. П. Баранин. ССОЭ был расформирован в 1940. Восстановлен в 1995 и активизировал свою деятельность с 1998. В 1995-1998 предс. ССОЭ был 3. С. Еткин, с 1998 - П. Г. Варунин. Сейчас ССОЭ объединяет 11 общин, из них 9 поморских - в Тарту, Таллине, Калласте, Муствеэ, Колькьях, Пийрисааре, Киките, Варнья, Казепели, и две федосеевские - в Малых Колькьях и в Раюшах. За годы сов. власти число стар-дцев уменьшилось вдвое и составляет ок. 5 тыс. чел.

·Ист.: ГАЭ. Ф. 3350. Оп. 1. Д. 1-3. Лит.: Пруссаков Ф., "К предстоящему V съезду старообрядцев Эстонии", Вести дня, 1928, № 186, 15 июля; Протокол 5-го Старообрядческого съезда в Эстонии 17, 18, 19-го июля 1928 года. В посаде Красные Горы. Б. м., б. г.; Пономарева Г., Русские староверы в Эстонии = Vene vanausulised Eestis — Russian Old Believers in Estonia. Б. м., б. г.; Гришаков В. Л., "75 лет Старообрядческому съезду Эстонии", Меч духовный, 2003, № 10, с. 5. Г. Пономарева, Т. Шор


"СТАРОВЕР" - информационный вестник ЦС ДПЦ Латвии, избранного на Гривском соборе в июле 1995. Ред. - наст. А. Н. Жилко (Д-пилс). Выходил нерегулярно. С № 16 (июль 2002) выходил под названием "Староверец" как орган нового ЦС ДПЦ Латвии. Содержит преимущественно информационный материал о текущих событиях. Планируется расширение тематики. А. Подмазов


СТАРОВЕРИЕ, старообрядчество - общее название одного из важных течений рус. православия, представители кот. отказались присоединиться к реформе, предпринятой в сер. XVII в. патриархом Никоном, и стремились сохранить церк. установления и традиции древней РПЦ. Старое перстосложение и обряды, а также их сторонники были прокляты на церк. соборе РПЦ 1667 и преданы суду гражданских властей. В результате никоновских реформ произошел раскол РПЦ, а рус. православие в форме разных стар. течений впервые стало распространяться за пределами Рос. Царское прав-ство обрушило на С. жестокие репрессии, заставившие его сторонников бежать, скрываясь в отдаленных уголках Рос. или эмигрируя в XVII-XVIII вв., также и позднее, в Речь Посполитую, Швецию (ныне Эстония), затем в Турцию, Пруссию, Австрийскую имп. и т. д. Тыс. ревнителей С. в Рос. были казнены, десятки тыс. подверглись пыткам, были заключены в тюрьмы и сосланы. Царским прав-ством сторонники С. преследовались до 1905.

С. не было единым ни в организационном, ни в вероучительном отношении. Вначале С. было прежде всего религ.-обществ. оппозицией реформам Никона, не имевшей более или менее разработанной программы или доктрины. Богословствование раннего С. было защитой старой рус. традиции и критикой церк. реформы. Однако к концу XVII в. - к этому времени обычно относят разделение староверов на поповцев и беспоповцев - перед староверами возникла необходимость решения ряда богословско-догматических и мировоззренческих проблем, как в теоретическом, так и в практическом плане. Они не имели своих епископов (Павел Коломенский, единственный епископ, выступивший против начатых патриархом Никоном реформ, ум. ок. 1656). Священники старого рукоположения постепенно вымирали. Но без епископов и священников не могло быть истинной полноты правосл. Церкви. Одна часть староверов пришла к утверждению, что, хотя патриаршая Церковь и повреждена ересью, но переходящие от нее в С. священнослужители продолжают оставаться носителями благодати. Сторонники этого направления получили название поповцев. Др. часть староверов -они называются беспоповцами - считала, что последние времена уже наступили, антихрист (утвердилось учение о "дух. антихристе") воцарился, благодать в никонианской Церкви иссякла и истинного священства в ней нет.

Дальнейшее разделение поповцев обусловлено переходом от практики приема "беглых" из господствующей Церкви попов (до сер. XIX в. общая для всех поповцев практика беглопоповства) к созданию собственной церк. иерархии. Первой из таких иерархий стала белокриницкая, когда к С. в 1846 присоединился греческий митрополит Амвросий. После этого название беглопоповцы сохранилось лишь за той частью поповцев, кот. не признали белокриницкую иерархию. Однако в 1923 и у них появилась своя иерархия (новозыбковская). Беспоповцы же полемизировали, пытаясь найти примирение в решении ряда вопросов - о надписи на кресте (титле), браке, "царском богомолии", но окончательно разделились по вопросу о браке, когда часть их приняла бессвященнословный брак (брачные поморцы, см. Древлеправославная Поморская Церковь; брачные странники, часть Спасовцев (нетовщина поющая) и пр.), а др. придерживались учения о всеобщем безбрачии {федосеевцы, филипповцы). Однако со временем и часть поповцев, географически удаленная от своих ведущих центров и лишенная практической (но не канонической) возможности поддерживать духовенство, начали переходить к беспоповской практике и орг-ции церк. жизни, что закрепилось в традиции и стало реально необратимым (часовенные). Последующие споры и разделения уже внутри стар. течений (напр., на окружников и неокружников в белокриницкой иерархии, на московских, рижских и польск. федосеевцев) были вызваны разногласиями в толковании и применении тех или иных канонических норм и местных особенностей богослужебной практики. В условиях отсутствия сплоченной церк. орг-ции и антистарообрядческой политики царских властей до нач. XX в. частные богословские мнения и локальные обрядовые традиции со временем приобрели силу канонических норм.

По разным оценкам, до 1917 в Рос. имп. существовало несколько десятков различных течений (иногда называемых толками или согласиями). Однако к концу XX в. большинство мелких течений исчезло. Часть их сторонников перешли в более крупные или доминирующие в определенной стране стар. течения, др. - в катакомбное единоверие, третьи были физически уничтожены в период сталинских репрессий в СССР.

В настоящее время С. делится на два основных течения — поповцев и беспоповцев (уже с конца XVII в.), среди кот. в свою очередь сложилось несколько различных церк. орг-ций. Каждая из них именует себя Древлеправославной (Православной, Старообрядческой) Церковью, а своих последователей -правосл. христианами. Мн. стар. авторы и все больше исследователей отдают предпочтение термину "староверие" (от книжного и снова утверждающегося самоназвания "старовер", "староверец", хотя, по мнению рос. авторов белокриницкой иерархии, это самоназвание лишь беспоповцев, а более точное как раз - стар-дцы), считая, что термин "старообрядчество" сужает верность "старой вере" до привязанности старому церк. обряду.

I. Приемлющие священство, имеющие трехчинную иерархию и совершающие семь таинств:

1. Русская Православная Старообрядческая Церковь (белокриницкой иерархии). В настоящее время является крупнейшим сообществом поповцев и имеет епископат (с 1846), ведущий свое нач. от быв. Босно-Сараевского (Константинопольский патриархат) митрополита Амвросия (° 1791; • 1863). РПСЦ не признает действительности епископата Древлеправославной Патриархии Московской и всея Руси (беглопоповский иерархии); состоит из двух независимых друг от друга митрополий: Московской (центр в Москве, во главе с февр. 2004 митрополит Андриан (Четвергов)) и Белокриницкой (центр в Брэила, Румыния, во главе с 1996 митрополит Леонитий (Изотов)). К 2001 в подчинении Московского митрополита в Рос. и странах СНГ находилось 10 епархий, более 250 приходов, кот. обслуживают ок. 100 священников и диаконов, действуют два монастыря. В состав Белокриницкой митрополии входят 4 епархии, в кот. существуют 48 приходов: 40 - в Румынии, 1 - в Болгарии, 4 - в Австралии, 2 - в США и 1 - в Канаде. В Румынии действуют 4 монастыря белокриницкого течения (2 мужских и 2 женских).

2. Древлеправославная Патриархия Московская и всея Руси (беглопоповцы, Новозыбковская иерархия). В настоящее время является одним из крупнейших сообществ в С. и имеет епископат (с 1923), ведущий свое начало от быв. обновленческого Саратовского архиепископа Николая (° 1853; • 1934). Древлеправославная Патриархия Московская и всея Руси не признает действительности епископата Белокриницкой иерархии. Канонический центр - Древлеправославная архиепископия в Новозыбкове (Рос), во главе с 2000 архиепископ, с 2002 древлеправославный патриарх Московский и всея Руси Александр (Калинин). (3 марта 2002 на соборе было восстановлено патриаршество).

Юрисдикция Древлеправославной Патриархии Московской и всея Руси распространяется на всю террит. Рос. и др. стран СНГ, а также на беглопоповские приходы в Румынии (с 1990). К 2002 в ее подчинении находилось 5 епархий, более 150 приходов, кот. обслуживали ок. 60 священников и диаконов.

II. Не приемлющие священства, не имеющие трехчинной иерархии и совершающие таинства крещения и покаяния, а некот. также и церк. брак:

3. Древлеправославная Поморская Церковь (поморцы, брачные поморцы, брачные беспоповцы).

4. Христиане-староверцы старопоморского безбрачного согласия (федосеевцы, старопоморцы, небрачные беспоповцы).

5. Филипповцы, или христиане соловецкого и старопоморского потомства (см. Беспоповцы).

6. Спасовцы (устаревшее название "нетовцы", см. Беспоповцы).

7. Часовенные (см. Беспоповцы).

8. Истинно-православные христиане странствующие - самоназвание сторонников течения, кот. более известно как странники или "бегуны" (см. Беспоповцы).

В истор. лит. известны и некот. др. беспоповские течения (мельхиседеки, рябиновцы, некрястяки, титовцы, средники и пр.), но они малочисленны и разрозненны.

В результате между различными стар. течениями выявились существенные канонические расхождения. Из-за общности истор. судьбы это не препятствует тому, чтобы рядовой прихожанин какого-либо течения ощущал себя более близким к стар-дцам др. течений, нежели к прихожанам РПЦ, католикам или протестантам.

Численность. Оценки численности староверов крайне противоречивы. Обычно считается, что в нач. XX в. в Рос. имп. они составляли свыше 2,2 млн. (данные общероссийской переписи 1912), а по экспертным данным - до 4,5 млн. или 12-20 млн. староверов всех течений. Ни статистические, ни социологические исследования, позволяющие с уверенностью судить об их нынешней численности, не проводились. Для СССР нач. 1980-х наблюдатели давали такую оценку: всего ок. 3 млн. староверов, из них ок. 1 млн. — члены белокриницкой иерархии и беглопоповцы, ок. 2 млн. - члены беспоповских течений. К нач. 2000-х, с учетом экспертных оценок и данных стар. церк. орг-ций, последователей С. в Рос. и за рубежом насчитывается 2,4 - 3 млн. чел.; некот. рос. исследователи приводят ок. 2 млн. чел.; отдельные зарубежные авторы, напр., финский исследователь Ю. Пентикайнен, приводят более внушительные оценки - от 3 до 10 млн. староверов (видимо, всех крещенных староверов) в мире.

Стар. церк. орг-ции и приходы (общины) действуют в ок. 30 странах мира. Большинство из них существуют в Рос, а также в др. гос-вах Вост. и отчасти Центральной Европы (см. Староверие в Латвии, Староверие в Литве, Староверие в Польше, Староверие в Эстонии).

·Лит.: Агеева Е. А., Мальцев А. И., Юхименко E. M., "Беспоповцы", Православная энциклопедия, т. TV: Афанасий—Бессмертие. Москва, б. г. [2002], с. 702-724; Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв., отв. ред. академик РАН H. H. Покровский. Новосибирск, 1999 (История Сибири. Первоисточники Вып. IX); Егоров И. И., Миролюбов И. И., "Современное положение Древлеправославной Поморской Церкви", СЦК 1985, с. 33-35; Зеньковский 1995; "Книга соборных деяний 1667 года", Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов, изд. братства св. Петра митр. 2-е изд. Москва, 1893, л. 1-8 об; Краткая история СЦ 1989; Кудрявцев Ю. С, "Старовер или старообрядец: оценка в терминах?", Труды по русской и славянской филологии. Лингвистика. Новая серия (IV): Русские староверы за рубежом. Тарту, 2000, с. 75-84; Макарий 1889; Макарий 1996; Мельников Ф. Е., Краткая история Древлеправославной (Старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999; Миловидов В. Ф., Современное старообрядчество. Москва, 1979; Никольский H. M., История русской церкви. Минск, 1990; Панкратов А. В., "Белокриницкая иерархия [Белокриницкое согласие]", Православная энциклопедия, т. IV: Афанасий-Бессмертие. Москва, б. г. [2002], с. 542-556; Покровский Н. Н., Агеева Е. А., "Беглопоповцы", Православная энциклопедия, т. IV: Афанасий — Бессмертие. Москва, б. г. [2002], с. 416-424; Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д., Староверы-часовенные на востоке России в XVIII - XX вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. Москва, 2002; Поташенко 1999; Религии народов современной России; Словарь, редкол.: Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. Москва, 1999, с. 497; Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания, т. 1, отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. Москва, 2004, с. 169—249; Смирнов ] 895; Смирнов 1898; Смирнов 1909; Смолич 1996-1997, ч. 1-2; Старообрядческие иерархи: Справочные материалы, составитель А. Ю. Писаревский. Москва, 2002; Старообрядчество 1996, с. 217-222, 229-230; СЦК 1985, с. 33-35; Флоровский Г., Пути русского богословия. Вильнюс, 1991; Христианство 1993 (1995); Христианство 1994; Шахов 1997; Шахов 2001, с. 219-245; Юхименко 2002, т. 1. Г. П.

Категория: С | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 887

Copyright MyCorp © 2017