Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Суббота, 2017.04.29, 17:35
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » С

Соглас - Софронов

"СОГЛАС СТАРОВЕРОВ" древлеправ. поморский вестник истории и культуры, выпускаемый в Вил. с янв. 1999 по апр. 2000 (№ 1-7). Издатель-ред. - доктор гуманитарных наук Вениамин Сергеевич Михайлов. Публиковались материалы о прошлом и настоящем стар-ства, лит. произведения. № 2 (6) за 24 марта 2000 полностью посвящен памяти Л. В. Пимонова. Тираж газеты - 500 экз. Выходила нерегулярно.

·Ист.: Соглас Староверов, 1999-2000. В.Б.


СОКОЛОВ Иаков Аврамович (◦ 1907, дер. Сидоры, ныне Радвилишкский р-н Литвы; • 1988) - наст., член ДК при ВСС в Литов. ССР. С детства состоял в притче Сидорской общины (Литва). Знаменное пение изучал под началом П. И. Двинова. Два старших брата -Симеон и Козьма - были наст. Получил среднее образование. С 1954 - наст. Борисовской общины (Бел.). В 1971 принял дух. руководство Рез. Кладбищенской общиной (Латвия). Здесь прослужил 16 лет. Тяжелая болезнь вынудила оставить должность и переехать в Д-пилс. С. неоднократно делал крупные взносы в Фонд мира. Древлехранилищу Пушкинского Дома (ИРЛИ, Петербург) передал ценные рукописи.

·Лит.: СЦК 1989, с. 64. В.Б.


СОКОЛОВ Павел Афанасьевич (1907, Вит. губ., Рос. имп.; 1990, Латвия) - наст. Борисовской общины (Рез. р-н Латвии). После окончания начальной школы был увезен в Р., трудился на огородах. Одновременно являлся участником церк. хора. В годы 2-й мировой войны попал в плен и концлагерь. После войны работал на Норильском металлургическом заводе. Вернувшись в Латвию, 30 лет отдал дух. служению. Свои богатые знания передал сыновьям Петру, Матвею, Павлу, зятю Илье. Петр Павлович Семенов продолжил стезю отца.

·Ист.: Из памятной книги Крукской основной школы Резекненского района Латвии. Запись от 29 сентября 1997 г. В. Б.


СОЛЕЯ (греч. "возвышение") — в стар.-беспоповском храме возвышение (на одну или несколько ступеней от пола) перед иконостасом, вдающееся вовнутрь храма и ориентированное на запад. На С. за перегородками справа и слева расположены чтецы и певцы, участвующие в соборной службе. Г.П.


СОЛНЦЕВ Марк Григорьевич (° 1899; • 1957) — иконописец. Его отец, Григорий Екимович Солнцев, был из пайдеских мещан, тайно крестил ребенка в стар. моленной в Варнье. В молодости учился в иконописной мастерской Г. Е. Фролова в дер. Раюши (Рая) Алацкивиской волости Тартуского у, но не отличался особым благочестием. Принимал участие в числе его учеников в росписи стар. храма в Раюшах. В 1930-х жил в Тарту, имел много заказов и был уважаемым иконописцем. Иконы, написанные им для Тартуского стар. храма, погибли в 1941. Из сохранившихся работ известна большая икона "Христос Всемогущий"; последняя из работ датирована 1942.

·Ист.: ИАЭ. Ф. 330. Оп. 1. Д. 2482; Гришаков В., "О Тартуском приходе", Меч духовный (Рига), 2002, № 5. Лит.: Erikson K., Ikoonimaalija Gavriil Frolov (1854-1930) ja Peipsiaarse Rajakūla ikoonimaalijakoda. Magistritóo. Tartu, 2003, 47 lk. Т. Шор


СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ - события 1668-1676, когда насельники Соловецкого монастыря отказались принять нововведения патриарха Никона. Обитель была подвергнута длительной осаде со стороны посланных царем Алексеем Михайловичем воинских отрядов. Соловецкий монастырь основан в 1429 монахами Савватием, Германом, Зосимой. С первых дней своего существования он стал центром древлеправославия. Хоз. успехи иноков поразительны. Напр., на острове была проложена система каналов и шлюзов, соединившая 52 озера. На собственном кирпичном заводе производили кирпич, из кот. в 1558-1566 была возведена жемчужина древнерус. зодчества - Преображенский собор. Игумен Досифей положил начало библиотеке - древнейшей после Киевского книгохранилища. Мощные крепостные стены позволяли отражать приступы шведов и датчан. Надежный оплот рубежей Московского гос-ва, обитель вместе с тем играла гл. роль в нравств. влиянии на рус. общество, как святое место, светоч благочестия. В 1667 братия монастыря, возглавляемая архимандритом Ильей, отвергла новые книги. В послании царю говорилось: "Не вели, государь, в Соловецком монастыре предания преподобных Зосимы и Савватия церковного чину и уставу переменить, чтоб нам в предании святых чудотворцев препроводить дни свои, как и прежние отцы наши". В ответ последовали анафема и осада. Защитники монастыря держались стойко. Отряд Игнатия Волохова безуспешно штурмовал неприступные стены. Стрельцы не хотели воевать. Население Поморья постоянно снабжало "отцов и страдальцев соловецких" продовольствием. В 1674 на Соловки прибыл воевода И. Мещеринов с подкреплением. "Консультировали" его иностранцы: майор Келин, ротмистр Буш и др. Участился артиллерийский обстрел, не прекращались атаки. Однако взять монастырь не удалось. И только измена монаха Феоктиста, показавшего тайный проход, позволила нападавшим 29 янв. 1676 ворваться в обитель. Из 500 защитников монастыря к лету 1676 уцелело лишь 14 чел. Остальные погибли; мн. были казнены или обречены на смерть уже после взятия монастыря-крепости.

·Лит.: Сырцов И., Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII в. Кострома, 1888; Барсуков Н., Соловецкое сидение. Петрозаводск, 1954; Синицина Н. В., "Соловецкое восстание (1668—1676) ", Макарий 1996, с. 506-516. В.Б.


СОЛОВЬЕВ Михаил Георгиевич (° 1900, с. Кублищино, Браславский у., Рос. имп.; • 2000, Бел.) - наст., член Центрального Совета ДПЦ Бел. С 11 лет — клирошанин Свято-Троицкого храма в с. Кублищино. В 1930 после обучения на курсах вероучителей в Вил. в течение восьми лет в нескольких школах преподавал Закон Божий детям поморцев. В 1939 благословлен наст. Раковской общины (ныне Шарковщинский р-н Бел.) и в одной общине шестьдесят лет нес дух. служение. В 1998 на соборе ДПЦ Бел. избран почетным членом Центрального Совета ДПЦ Бел.

·Лит.: СПЦК 2001, с. 122. А. Безгодов


СОЛЬКЕНИКСКАЯ ОБЩИНА, (Салининкай, Солечники) создана в 1913 поморцами в дер. Солькеники (Трокский у. Вил. губ.). До этого времени они были прихожанами древней Данилишкской общины, после 1920 отошедшей к Литве. В 1920— 1939 СО входила в состав Вост. СЦ в Польше. Дух. о. был В. А. Ранцев (1921-1943, 1952 - конец 1950-х), служивший здесь ок. тридцати лет. Предс. совета - У. Рыбаков, в конце 1930-х - К. Е. Журавлев. Дух. о. В. А. Ранцев и прихожанин М. И. Кудряшов были участниками 1-го Всепольского стар. съезда в Вил. (1925). Храмовой праздник — Св. Успенье. В 1920-х в СО было 455 прихожан, в 1930-х - более 600. В 1930-х Т. П. Букин преподавал детям стар-дцев Закон Божий в правит. школах - Обальской, Егелишкской, Маркутишкской и Солькеникской.

Во время нацистской оккупации СО не была закрыта, но за участие рус. в антифашистском сопротивлении местные власти угрожали сжечь храм. Трагической была судьба некот. стар. семей. Одна из них - семья Кудряшовых. В 1943 Никифор Кудряшов с др. жителями дер. Солькеники был арестован полицией и убит в Тракайском лесу по подозрению в участии в партизанском движении. Позже были расстреляны еще 11 чел. По устным рассказам, были арестованы наст. В. А. Ранцев и его сыновья.

В послевоенные годы, с 1943 по 1952, служение продолжал наст. И. И. Алексеев, в 1944 его сын 3. И. Алексеев стал головщиком. В 1949 СО насчитывала ок. 600 прихожан и по численности в несколько раз превышала Данилишкскую общину. Видимо, еще и поэтому 27 янв. 1952 на заседании президиума ВСС в Литов. ССР и ДС, на кот. присутствовал и наст. И. И. Алексеев, было постановлено присоединить к СО Данилишкскую общину, охватив р-н ее деятельности и приняв имущество. Несомненно, основную роль в этом сыграла антирелиг. направленность политики властей. С 1952 наст. снова был В. А. Ранцев (1921-1943, 1952-конец 1950-х), обслуживавший и фактически действующую Данилишкскую общину, хотя формально она была закрыта. Однако вскоре СО постигло несчастье: в конце 1950-х Солькеникский храм сгорел. Ее прихожане снова стали посещать Данилишкский храм. В 1960-1970-е постепенно сокращалась численность СО. Коллективизация и мелиорация способствовали тому, что большинство местных прихожан уехали в Тракай, Вил. и др. города Литвы. 1976 СДР Литвы утвердил совет СО. Однако в 1980-е СО пришла в упадок - отсутствовал храм, не было своего наст., резко сократилась ее численность — и постепенно прекратила свое существование.

Небольшое общинное кладбище, основанное, предположительно, в 1920-х, находится в дер. Солькеники. Здесь похоронен дух. о. В. А. Ранцев.

·Ист.: Собрание материалов (Интервью с К. Н. Алексеевой, дер. Муро-Стравеники, Кайшядорский р-н, 17 июля 1997 г. Записал Г. Поташенко); LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; LVA. F. 1681. Ар. 1. В. 475. L. 6; LVIA. F. 662. Ар. 1. В. 121; LVA. F. R-181. Ар. 2. В. 176. L. 229. Лит.: Календарь ВСС в Польше. Вильно, 1936; Труды первого съезда 1925, с. 88-91. Г.П.


СОН БОГОРОДИЦЫ — апокрифическое соч., появившееся на Руси на рубеже XVI-XVIII вв. По мнению некоторых исследователей, текст имеет польск. происхождение. Апокриф состоит из двух частей: 1) видения ("сна") Богородицы, т. е. рассказа о распятии Христа и его воскресении, 2) описания значения и "полезности" текста для тех, кто им обладает. СБ представлен тремя редакциями, кот. различаются содержанием втор. части. В стар. традиции широко распространена втор. редакция СБ. Она известна в двух вариантах: кратком и полном. Во втор. части данной редакции перечисляются "охранные" функции текста, что сближает СБ с заговором или народной молитвой. На основе этой редакции были созданы одноименный дух. стих (иногда он называется также "Видение Богородицы" и содержит только первую часть апокрифа) и "чистый" заговор, в кот. отсутствует описание распятия.

У стар-дцев Литвы СБ бытует как в виде небольших рукописных тетрадок, кот. переписывают и / или передают из поколения в поколение, так и в устной традиции — записано несколько вариантов дух. стиха, множество рассказов о "спасительной" и охранной силе этого текста. Воспринимается текст СБ как универсальный или полууниверсальный оберег.

·Лит.: Варенцова E. M., "Сон Богородицы", Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3, часть 3: П-С. Санкт-Петербург, 1998, с. 485-486; Новиков Ю. А., Живое слово: Фольклор русских старообрядцев Литвы. Вильнюс, 1999, с. 80-81. Н. Морозова


СОФРОНОВ Пимен Максимович (° 9 сент. 1898, Тихеда, рус. Тихотка, Казепяэская вол. Тартуского у, Рос. имп.; • 16 мая 1973, Милвилл, Нью-Джерси, США) - известный иконописец. Род. в стар. семье и едва ли не в 12 лет стал учеником первой в Эстонии иконописной школы Г. Е. Фролова в дер. Раюши (Рая). Фролов был непререкаемым авторитетом для С. как в иконописном деле, так и на путях постижения стар. книжности. Именно он посвятил С. в тайны старинного иконописного мастерства и приготовления "вечных" красок на яичном желтке, внушил молодому художнику, что для писания икон нужно знать магическую силу цвета природных красок, обладать особым состоянием духа, настроем, глубоко отличным от душевного состояния светских художников. Самым большим достижением С. в ранний период его творчества было участие в росписи стар. храма в дер. Раюши, в частности, икона "Спаситель".

В то время, как в Рос. традиции иконописания в 1920-1930-е были практически прерваны, в эст. Причудье, благодаря школе Г. Е. Фролова, они сохранялись и развивались. В 1927 Фролова и С. пригласили в Рез. для реставрации и обновления церк. живописи в моленной Кладбищенской общины. В этом храме С. написал большую икону "Благовещение". В конце 1928, благодаря хлопотам И. Н. Заволоко, С. получил приглашение в Р. Здесь он возглавил мастерскую иконописи при рижск. Кружке ревнителей русской старины, где занимался иконописанием, реставрацией икон, обучал даровитых учеников и здешних художников искусству византийской и древнерус. церк. живописи. Уже в 1929 была организована выставка, на кот. всеобщее внимание привлекли "Деисус" и большая икона "Нерукотворный образ" работы С.

В нач. 1930-х С. был приглашен в Париж, где руководил школой древнерус. иконописи, участвовал с учениками в выставках, работе Международного конгресса изографов. В 1931 вышла его книга - методическое пособие по древнему иконописанию, посвященная Г. Е. Фролову и отпечатанная в Жуанвиле во Франции. Книга называется "Целебник", так как, по мысли автора, верующий, молясь, видит не просто икону, но обращается к образу, веря, что святой поможет ему преодолеть хворь и другие житейские невзгоды. Некот. время С. обучал монахов при монастыре Аме (Бельгия) церк. живописи и написал икону "Матерь Божия", ставшую широко известной благодаря художественным открыткам, выпущенным в Бельгии. Далее его путь лежал в Прагу, где при Кондаковском институте работали курсы иконописи под его руководством, затем в Белград, где он расписывал дворцовую церковь, реставрировал живопись древних сербских храмов и монастырей, вел курсы иконописи. В постоянном учении С. посещает Черногорию, где в монастыре Пива исследовал последние следы художественного византийского творчества. В Югославии С. женился на сербке, но ежегодно бывал на родине в Причудье.

В 1939 С. приглашен в Ватикан для подготовки к всемирной выставке христианского искусства. Для этой цели выстроили образец правосл. храма, в кот. С. написал пятирядный иконостас из 54 образов. Его работы этого периода были выставлены в Вост. институте Ватикана в 1941. С. писал иконы в традиционном стиле, свято следуя канонам древнерус. искусства, однако в них ощущалось глубокое индивидуальное начало художника, эмоционально воздействовавшего на зрителей. До 1947 С. жил в Италии, а затем получил приглашение от американского архиепископа Виталия приехать в США для работы в местных правосл. храмах. В США С. поселился в Милвилле (штат Нью-Джерси) в одной из четырех стар. общин. Здесь он расписал стар. храм Св. Николы. Кроме того, в числе его работ роспись Троицкого собора в Бруклине, храмов Трех Святителей в Аксонии, Петра и Павла в Сиракузах, Владимирской церкви в Нью-Йорке, церкви в Трентоне, усыпальницы архиепископа Иоанна Максимовича и др. Был организован ряд персональных выставок, крупнейшие из них в Сан-Франциско (1966) и Лос-Анжелесе (1967). В это время издаются альбомы его работ, С. не оставляет преподавательской и собирательской деятельности. Летом 1968 С. после долгого перерыва посетил Р., Таллинн, родную Тихотку. В последние годы жизни С. стал плохо видеть, не мог уже писать мелкие детали, но ходил в храм на все службы и пел на клиросе. Умер 75 лет и похоронен на кладбище недалеко от храма в Милвилле. Друг и душеприказчик С. Федор Данилов создал музей и библиотеку С.

·Лит.: Софронов П., "Памяти Г. £. Фролова", День Русского Просвещения, 1931, с. 24—25; Исаков С. Г., Соосаар О., "Пимен Максимович Софронов", Исаков С. Г., Русские в Эстонии. 1918—1940. Историко-культурные очерки. Тарту, 1996, с. 351-355; Erikson K., "Ikoonide maalimisest Peipsiaarse vanausulisite juures", Kleio, 1997, Nr. 3 (21), 18-22 lk.; Eesti elulood. Eesti Entsiklopeedia 14. Tallinn, 2000, 484 lk.; Маркелов Г., "Изограф из Причудья", Даугава, 2000, № 1, с. 97—101; Erikson K., Ikoonimaalija Gavriil Frolov (1854-1930) ja Peipsiaarse Rajakula ikoonimaalijakoda. Magistritoo. Juhend. MA Kaur Alttoa. Tartu, 2003, 115 lk., ill. 64 lk; "Иконописец Пимен Софронов и Резекненская кладбищенская община староверов", Поморский вестник, август-сентябрь 2003 г., № 2 (11), с. 10-12. Т.Шор

Категория: С | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 982

Copyright MyCorp © 2017