Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Суббота, 2017.04.29, 17:25
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » С

Скачков - совет

СКАЧКОВ Гавриил Ларионович (Илларионович) (° 18 марта 1745, Зарайск Рязанской губ., Рос. имп.; • 15 авг. 1821) - видный начетчик и наст. Московской поморской общины, известной под названием Монинская община. Написал более 30 разных соч. полемического и уставного характера. Род. в семье купца-федосеевца. Получил хорошее образование - светское и богословское. Обладал даром красноречия. Отделился от федосевского согласия и стал поборником учения о законности бессвященнословного брака, вызывавшего в последней трети XVIII в. не только резкие выпады федосеевцев, но и острую полемику в поморской среде. В 1797 С. в качестве посланника московских поморцев ездил на Выг, желая, по-видимому, достичь окончательного "единомыслия" и примирения с выговцами. Добился единения всех поморцев. В нач. 1798 вернулся в Москву с мирным посланием, в кот. Выговские отцы изъявили свое согласие с московской общиной по вопросу о браке. 2 февр. 1798 в Москве в Монинской часовне торжест. отмечали умиротворение своей церкви. В окт. 1807 избран в наст., а 23 февр. 1808 общественно утвержден на эту должность. Был строгим наст. — боролся с замирщением части прихожан (общение пищею с инославными, ношение неприличного поморцам одеяния и пр.) и их нежеланием раскаяться в своих отступлениях. Поэтому на некот. время был вынужден оставить настоятельство. Внес большой вклад в орг-цию внутренней жизни московской общины. Составил "Канон, певаемый во время сочетания брака", доныне совершаемый мн. поморскими общинами, а также "Епитимийник", "Устав, или Правила для прихожан Монинской часовни" и др. Благодаря его усилиям было получено разрешение на введение метрической "Бракозаписной книги". С нач. Отечественной войны 1812 по распоряжению С. ценности храма, прежде всего, иконы и книги были вывезены в Ярославль, Саратов, Астрахань. При нашествии французов Монинская часовня была сожжена. Но вскоре благодаря богатым пожертвованиям община построила новый каменный храм. Его великолепное внутреннее убранство образовали возвращенные церк. ценности. Московская община приобретала все больший авторитет во всем поморском согласии. Сюда обращались за советом и разъяснениями сложных вопросов поморцы Нижнего Новгорода, Коломны и др. городов, в т. ч. — из балтийских губ. С. сам посещал отдаленные общины.

·Лит.: СЦК 1972, с. 74; Старообрядчество 1996, с. 259-260; Хвальковский А., Юхименко Е., "Поморское староверие в Москве", Старообрядчество в России (17—20 века). Москва, 1999, с. 314-343. В. Б., Г. П.


СКОРОБОГАТОВ Стефан Тарасьевич (° 1893, Свирь Вил. губ., Рос. имп.; • 29 окт. 1976, Радвилишкис, СССР) - наст. Радвилишкской общины (Радвилишкис, Литва) с 1946, член ДК при ВСС в Литов. ССР с 1974. Благословлен в наст. в 1937.

·Лит.: СЦК 1978, с. 82. В.Б.


СЛАВЯНСКАЯ ТИПОГРАФИЯ - стар. издательство в Иоганнисбурге в Вост. Пруссии (ныне Пиш, Польша), действовавшее в 1860-1868. Инициатором ее создания был настоятель стар. Спасо-Троицкого монастыря в Войнове Павел Прусский (Петр Иванович Леднев) (см. также Староверие в Польше). Цель издательства - полемика с федосеевцами с позиции брачных поморцев и популяризация собственных взглядов путем печатного слова. Из соображений безопасности, а также, видимо, по экон. причинам, он обратился в наиболее близко расположенную типографию А. Гонсеровского в Иоганнисбурге. Павел направил для обучения печатному делу своего ученика Константина Ефимовича Голубова (Чайкова, ° 1842; • 27 июля 1889). Первая напечатанная кириллицей "Книга глаголемая Царский путь" вышла в СТ в 1860 с такими выходными данными: "<...> во граде Иоаннисбурге. В типографии А. Гонсеровскаго"; следующие три - "Святцы" (пасхалия "7379" [1861], "Последование церковного пения и вселетняго собрания отпустов" (не позднее 1861) и "Монастырское распоряжение инока Павла Прусскаго, в беспоповщинском монастыре, в Пруссии" - вышли анонимно. Кроме того, издателями первого номера газеты "Истина" в "генваре 7371" [1863] был Гонсеровский совместно с Войновским монастырем (обозначение "G&Co"). Но уже втор. номер в июле 1863 вышел с выходными данными "В Типографии Г[олубо]ва, в Ио[ганнисбу]рге". Т. о., К. Голубов стал владельцем типографии. Он исполнял также обязанности наборщика, печатника и корректора. Был автором текстов, за исключением одной статьи Павла Прусского, в газете, а потом в журнале "Истина". Название "Славянская типография" появилось в 1867 в журнале "Истина". К. Голубов, вслед за Павлом Прусским, оставившим Войново в 1867, переехал в Псков, где, как и его быв. учитель, перешел в единоверие и там продолжал свою миссионерскую книгоиздательскую деятельность. В 1860-1868 в Иоганнисбурге было напечатано 19 книг и брошюр, 5 номеров газеты "Истина" (№ 1 -янв. 1863, № 2 - июль 1863; № 3 - апр. 1864: № 4 - март 1865, № 5 - дек. 1865) и 4 номера журнала под этим же названием (1867-1868). Кроме полемических статей о внутренних стар. делах и обществ.-философских текстов, в журнале "Истина", в газете "Истина" и некот. брошюрах печаталась религ. и дидактическая лит.

·Лит.: Iwaniec E., "Wydawnictwa 'Drukarni Słowiańskiej' ("Славянская типография") na Mazurach w latach sześćdziesiątych XIX stulecia", Slavia Orientalis, 1976, R. 25, nr 2, s. 229-237; Iwaniec 1977, s. 127-135; Iwaniec E., Droga Konstantyna Gołubowa od starowierstwa do prawosławia. Białystok, 2001, s. 79-138, 262-268; Jaroszewicz-Pieresławcew 1995, s. 98-103, 161-163. З. Ярошевич-Переславцев


СОБОР РПЦ 1667 (по ст. ст. конца 1666 - 1667) - созывался в связи с реформами патриарха Никона (уже после его низложения и отправки в ссылку) и ее последствиями. Получил название Большого московского собора. На этом соборе были утверждены исправления Никона и введены в церк. жизнь. Этот же собор 26 мая (по ст. ст. 13 мая) 1667 осудил ревнителей старого благочестия как "раскольников". На соборе, выражавшем устами иерархов мнение РПЦ, было провозглашено: "Аще ли же кто не послушает повелеваемых от нас и не покорится святой восточной церкви и сему освященному собору, или начнет прекословити и противлятися нам, и мы таковаго противника, данною нам властию от всесвятаго и животворящаго Духа, аще ли будет от освященнаго чина, извергаем и обнажаем его всякого священнодействия и проклятию предаем; аще ли от мирскаго чина будет, отлучаем и чужда сотворяем от Отца, и Сына, и Святаго Духа, и проклятию и анафеме предаем, яко еретика и непокорника, и от православнаго всесочленения и стада и от Церкве божия отсекаем, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием. А кто не уразумится и не возвратится в правду покаянием и пребудет во упрямстве своем до скончания своего, да и по смерти отлучен и часть его и душа со Иудою предателем и с распеншими Христа жидовы, и со Арием и со прочими проклятыми еретиками".

Клятва собора официально признавала факт отделения части верующих и заклеймила староверов как еретиков. Анафемы собора поставили защитников старого благочестия, с ортодоксальной точки зрения, вне Церкви, но при этом и саму Церковь лишили канонической и моральной власти над ними. Возмущенные сторонники старого обряда считали, что постановления собора 1667 были "дьявольским наваждением". Аввакум горячо и вдохновенно убеждал царя, что в старом рус. правосл., кот. так немилостиво проклято собором, нет ни малейшей погрешности. "Мы содержим истинную и правую веру, - писал он царю, - умираем и кровь свою проливаем за Церковь Христову" (см. Раскол РПЦ сер. XVII в.). Деяния и постановления собора 1667, с точки зрения совр. стар-дцев, внесли большую смуту в умы рус. людей и породили раскол на "древную, народную Церковь" и "новую, правительственную Церковь". Уже поэтому последующая история РПЦ становится формально и методологически историей различных ветвей рус. правосл., каждая их кот. имеет особенное внутреннее развитие.

Собор не только высказался в защиту никоновских реформ, но осудил сторонников старого обряда настолько строго, что этим сам возвел обрядовые детали на догматическую высоту. В постановлении собора сторонники старого обряда, не принявшие этих новшеств, назывались непокорниками и даже еретиками и отлучались от Церкви жестокими и мрачными проклятиями. Мало того, они решили поставить под запрещение все элементы древнерус. церк. традиции и снять с Рос. тот ореол верности правосл., кот. она гордилась после Флорентийского собора в 1439 и зарождения теории о Третьем Риме.

По прошествии более чем трехсот лет РПЦ (Московская патриархия) на поместном соборе 1971 признала, что нововведения, проведенные патриархом Никоном, "не имели ни канонических, ни исторических оснований", и засвидетельствовала, что старые обряды "истинны и спасительны". Руководители ДПЦ приветствовали такое решение "Русской Патриаршей Церкви, честно признавшей несправедливость клятв Собора 1666-1667 гг.". Они признали, что "этим шагом устраняется взаимная отчужденность и не приязнь, создаются предпосылки для лучшего взаимопонимания", но не канонического единения (см. Древлеправославная Поморская Церковь).

·Лит.: Егоров И., Никитин И., Михайлов Л., "К взаимоотношениям Старообрядческой Поморской Церкви с Русской Патриаршей Церковью", СЦК 1972, с. 74-75; Житие Аввакума и другие его сочинения, сост., вступ. ст. и коммент. А. Н. Робинсона. Москва, 1991; Заволоко 1990; Зеньковский 1995; Каптерев Н. Ф., Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович. В 2-х томах. Москва, 1996; Карташев А. В., Очерки по истории русской церкви, в 2-х томах. Москва, 1992; "Книга соборных деяний 1667 года", Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов / Изд. братства св. Петра митр., 2-е изд. Москва, 1893, л. ]—8 об.; Ключевский В. О., Сочинения в 9-ти тт., т. 3. Курс русской истории, ч. 3, под ред. В. Л. Янина; послесл. и коммент. составили В. А. Александров, В. Г. Зимина. Москва, 1988; Краткая история СЦ 1989; Макарий 1996; Мельников Ф. Е., Краткая история древлеправославной (старообрядческой ) Церкви. Барнаул, 1999; Смирнов 1895; Смолич 1996-1997; Старообрядчество 1996; Шахов 1997. Г.П.


СОБОРЫ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ В ЛИТОВСКОЙ ССР 1974 и 1988, см. Съезды и соборы старообрядческой поморской церкви в Литовской ССР 1944, 1966, 1974 и 1988.


СОВЕТ ВСЕРОССИЙСКИХ СОБОРОВ И СЪЕЗДОВ ПОМОРЦЕВ, ПРИЕМЛЮЩИХ БРАК - в 1909-1923 высший орган управления ДПЦ между соборами в Рос. Избран на 1-м Всероссийском соборе христиан-поморцев, приемлющих брак, в Москве (1909). Согласно постановлению этого собора, Совету было поручено "в определенное время созывать Соборы, а в междусоборное время управлять текущими делами Церкви, исполнять постановления Соборов, ходатайствовать с правом передоверия во всех законодательных, административных и судебных учреждениях Империи от лица Собора и Церкви, разрешать вопросы текущей жизни, не требующие Соборного решения и доводить до сведения Собора о вопросах, могущих быть разрешенными только Соборне". Совет в своей деятельности был подотчетен только собору. Должностные лица Совета были избраны на 1-м Всероссийском соборе христиан-поморцев, в Москве. Состав Совета: предс. - Л. Ф. Пичугин; зам. предс. - Т. А. Худошин, И. И. Зыков и А. М. Пимонов; 11 членов, в т. ч. наст. С. Ф. Егупёнок (Вил.), и три секретаря. При Совете образована ДК и ДС из 18 членов; создана также училищная комиссия (11 членов) и секретариат. В 1909 Совет издал книгу "Деяния Первого Всероссийского Собора христиан—поморцев, приемлющих брак, происходившего в царствующем граде Москве в лето 7417 от сотворения мира мая в дни с 1 по 12" (Москва, 7417 [1909]).

В 1912 предс. Совета избран Т. А. Худошин, кот. в 1923 преобразовал его в Высший Духовный Совет (действовал до 1930). В настоящее время преемником этого Совета является Рос. Совет ДПЦ.

·Лит.: Деяния первого собора 1909. Г.П.


СОВЕТ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ СОБОРОВ И СЪЕЗДОВ В ЛАТВИИ представительная орг-ция латвийских староверов, основана в Двинске (ныне Д-пилс) в 1929 (предс. - СР. Кириллов). Основная задача орг-ции - представлять интересы стар. общин в гос, религ., обществ. и частных учреждениях. В составе СССиСЛ было 9 чел., избираемых каждые три года; в 1930 в него входили Л. Колесников, С. Фомин, В. Михайлов, С. Зеленков, Ф. Павлов, А. Михайлов. В полномочия СССиСЛ входил созыв соборов и съездов, ходатайство в гос. учреждения об оказании финансовой помощи отдельным общинам и вопросы религ. просвещения староверов. В 1929 и 1931 проведены пред-соборные совещания, собравшие ок. 90 представителей стар. общин Латвии, а также гостей из Польши и Литвы. В 1930 по инициативе СССиСЛ в Д-пилсе организованы религ.-просвет. курсы для наст., вероучителей и любителей церк. пения и чтения для 30 стипендиатов. СССиСЛ выпускал собственное информационное издание "Вестник Совета старообрядческих соборов и съездов"; с 1931 по 1932 вышло 3 номера.

·Лит.: Вестник Совета старообрядческих соборов и съездов, 1931, № 1; Вестник Совета старообрядческих соборов и съездов, 1932, № 2. 3. Н. Пазухина

Категория: С | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 860

Copyright MyCorp © 2017