РОЗАНОВ Олег Иванович (◦ 1937,
Пушкино Ленинградской обл., СССР) - религ.-обществ.
деятель, поморский наст. Род.в
семье поморцев. Окончил Лесотехническую академию. Работал в
научно-исследовательском институте судостроительной промышленности. С 1970 — причетник
Невской поморской общины. В 1975 Р. благословлен в наст.этой общины; позже стал ее старшим наст. В 1989 избран
предс. Рос. Совета ДПЦ. С 1995 - гл. ред. КДПЦ.
·
Лит.: СЦК 1990, с. 59; КДПЦ 1998, с. 75. А. Безгодов
РОКИШКСКОГО РАЙОНА ОБЩИНЫ (Литва) возникли на нынешней террит. р-на в XVIII в. В
1710 был основан первый в Литве стар.храм в дер. Пуща посреди озера Сартай (см. Бобришкская (Пущанская)
община). Спустя
100 лет (1819) моленную перенесли в дер. Бобришки. Храм в дер. Манейвос упоминается в документах с 1880.
Однако, по мнению краеведа Т. Короткова, свою историю Манеевская община ведет с
конца XVII в. Одной из первых была устроена моленная в
дер. Милюнцы (Милюнай). "Дегуцкий летописец" указывает на 1812.
Сведения о возникновении Сипайлишкской общины противоречивы. Вероятно, она
образована между 1840 и 1860. Не установлен год создания Буткунской общины. В
первой пол. XX в. наиболее многочисленной была Сипайлишкская община. Наст.здесь служили Аникий Еберзов
(1900-1922), Ириней Королев (1922-1925), Тимофей Федотов (1925— 1932), Евлампий
Кругляков (1932-1950). По данным 1935, в Рокишкском у.проживало более 5 тыс. стар-дцев. Во время войны
печальная участь постигла Милюнецкую общину — 13 окт. 1943 дер. была сожжена,
наст. Е. В. Фитингов казнен. Община была
возрождена в 1947, но уже в Рокишкисе.
Положение
общин к нач. 2004: Сипайлишский храм закрыт; Буткунский храм
в 1995 сгорел; Миновская моленная отремонтирована, богослужения проходили, но
отсутствовал наст.; в Бобришкском храме отсутствуют иконы и книги; в полном
объеме действует Рокишкская община (наст. — А. М. Кудряшов).В 1998 в Рокишкском р-не проживало примерно 3 тыс. рус.
- преимущественно выходцев из стар. семей.
·
Лит.: Blaževičius 1997; СЦК
1969, с. 55. В.Б.
РОМАНОВ Иван
Федорович (°
1905, дер. Балтрамишки Ков. губ., Рос. имп.; • 24 мая 1976, Вил., СССР) -
инженер, публицист, предс.ВСС в Литов. ССР. Род.в стар. семье. Во время 1-й мировой войны с родителями
был в эвакуации в Оренбурге. В 1920 вернулся в родные края. Среднее образование
получил в Вил. В 1933 окончил Варшавский
политехнический институт, получив диплом инженера-строителя.
Участник
Всепольских соборов стар-дцев 1925, 1930 и 1936. На втор.соборе был избран членом РК при ВСС
в Польше; на третьем - членом и секретарем ВСС в Польше. В 1936-1939
— заведующий канцелярией ВСС. Ред. журнала "Календарь Высшего
Старообрядческого Совета в Польше", выходившего в Вил.с 1936 по 1939. В 1930-х -член
РК Вил. общины. В 1940-1944 работал инженером в строительно-промышленном
тресте в Вил. С 19 нояб. 1943 по лето 1944 был членом
и секретарем ВСС в Литов. генеральной обл. С
дек. 1944 по 1948 - предс. ВСС в Литов. ССР. Был в числе тех, кто в
1945-1946 безуспешно пытался создать Всесоюзный совет Старообрядческой Церкви в
СССР. В 1948 был вынужден уйти с поста предс. ВСС в Литов. ССР. Работал
начальником инвентаризационно-технического бюро в Аникшчяй. В янв. 1950
арестован и осужден Особым совещанием при МГБ СССР на 10 лет
исправительно-трудовых лагерей с конфискацией изъятых
у него ценностей. Официально обвинен в том, что во время
оккупации Литов. ССР немцами проводил антисов. работу,
"направленную на оказание помощи фашистской Германии в борьбе против
Советского Союза, а после изгнания немцев из Литовской ССР вел среди своего
окружения антисоветскую агитацию <...>". Отбыв срок, вернулся в
Литву и жил в Вил. Работал в строительных и др.
орг-циях. Из-за судимости в сов.период
не мог принимать активного участия в жизни СПЦ. Похоронен на Вил стар.кладбище.
·
Ист.: LYA. LTSR Valstybės saugumo
komiteto (KGB) fondas. LTSR MGB Tardymo skyrius. Baudžiamoji
byla № 13864 (Romanovas I.F.). Лит.: СЦК 1973, c. 77; СЦК 1977, c. 77. Г.П.
РОСПЕВ, распев - система мелодий,
объединенных особыми эстетическими и музыкальными законами определенного
происхождения и методом согласования слогов текста с музыкальным элементом. В
научной лит.и правосл.
традиции более употребителен термин "распев". Р. подразделяются на
полные, когда в системе предусмотрено исполнение всех жанров церк. музыки и
неполные, когда Р. используется только в песнопениях определенного жанра; а
также на малые и большие - в зависимости от близости к псалмодическому или
мелизматическому типу.
Вплоть
до XVI в. песнопения в певческих рукописях записывались по преимуществу с одним
Р. Многороспевность, первые письменно зафиксированные признаки кот.относятся к XVI в., представляет
собой несколько музыкальных версий одного и того же текста. В рукописях
варианты песнопения в таких случаях обычно помечались словами "ино знамя",
"ин роспев", "ин перевод", "другий". К нач. XVII
в. наряду с основным, знаменным или столповым Р. складываются новые,
нередко обладающие собственной музыкальной нотацией стили. Наиболее
употребительными из них стали демественный и путевой Р. Сложная, в
некот. роде элитарная, сугубо византийская система кондакарного пения,
употреблявшаяся вплоть до XIV в., не прижилась. К сер.
XVII в. насчитывалось несколько десятков оригинальных Р., часть из кот.обладала собственной системой
записи. Многочисленные Р. местного происхождения обязаны
связаны своими названиями либо городу или монастырю (Киевский, Владимировский,
Новгородский, Ярославский, Киево-Печёрский), либо имени известного роспевщика
(Никодимов, Герасимовский), либо стране или национальности (болгарский, греч.,
сербский), иногда - техническим характеристикам (большой, малый, средний).
Отдельную группу представляют собой так наз. нарочитые Р., не связанные ни с осмогласием,
ни с др. напевами (к исполняемым нарочитым Р.
относятся некот. песнопения из Обихода: кафизмы, величания и др.).
В
поморских общинах традиционно используется четыре гл. Р.: столповой (знаменный)
- малый и большой (многие исследователи находят в нем три и более стилей -малый, средний, большой, в то время как церк. типологизации
Р. по принципу формообразования не существует), путевой и демественный.
Р. отличаются по нескольким основным признакам, а именно: связь с системой осмогласия,
мелодическая развитость, фонд попевок, наличие собственной системы записи.
·
Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие
по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Сборник знаменного
пения 1984; Музыкальная энциклопедия в 6 томах, Гл. ред. Ю. В. Кельдыш.
Москва, 1973-1982. В. Вакатова
РОССИЙСКИЙ СОВЕТ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ - дух. объединяющий центр поморских
общин, является постоянно действующим органом между соборами ДПЦ Рос. Образован на учредительном
съезде, состоявшемся в Московской поморской общине 21-22 нояб. 1989.
Предс. РС ДПЦ избран наст. О. И. Розанов, ответственным секретарем - А.
В. Хвальковский. РС ДПЦ - преемник Совета Всероссийских соборов и
съездов поморцев и Высшего ДС, существовавшего до 1930. Гл. цель РС ДПЦ -
объединение староверия через центральное управление, дух.и организационное, в Рос. и за ее
пределами, где отсутствуют дух. центры. Основной задачей РС является оказание
всесторонней (дух., юридической, финансовой и др.)
помощи, координация производственно-издательской и хоз. деятельности, а также
защита интересов ДПЦ в структурах гос. власти. Одна из основных задач -
налаживание общения и братских контактов между общинами поморцев.
В
структуру РС ДПЦ входит: Совет старейшин, дирекция, секретариат, канцелярия, а
также отделы дух.-канонический, учебно-издательский,
хоз.-экон. и историко-архивный (осенью 2004 планируется реорганизация РС ДПЦ).
Дважды в год проходят заседания РС ДПЦ. С 1995 издает КДПЦ (в редколлегии 12
чел.), а с 1989 каждое полугодие - "Извещение РС ДПЦ". При
"Невской обители" в Санкт-Петербурге регулярно проходит обучение на
дух.курсах. Под опекой РС ДПЦ находится более 200 общин в Рос, а также поморские общины в Украине, Казахстане,
Киргизии (Кыргызстане) и Молдове.
Кроме
того, в структуру РС ДПЦ входят:
1)
Поволжский областной совет ДПЦ, организован в Самаре на совещании
представителей поморских общин Поволжья 3-5 ноября 1997. Учредителями выступили
гор.общины: Самары, Сызрани,
Саратова, Петровска. Предс. Совета избран Павел Владимирович Половинкин;
2)
Житомирский областной совет ДПЦ, сформирован на совещании представителей поморских
общин Житомирской обл. 25 мая 2003. Объединил
более десятка общин, в т. ч. в таких гор. как Житомир, Бердичев, Коростынь,
Новоград-Волынский, Володарск-Волынский и др. Предс. совета избран Н. В.
Бабичев;.
3)
Сев.-Кавказский областной совет ДПЦ, сформирован на
совещании общин ДПЦ Сев. Кавказа в Лабинске Краснодарского края 10 авг. 2003.
Предс. избран наст. Андрей Андреевич Орлов (Лабинск).
·
Лит.: СЦК 1990, с. 58-59; КДПЦ 2004. А. Безгодов
РОТЧЕНКОВ Иван Илларионович (° 1892, Вит. губ., Рос.имп.; • 1983) - наст. ряда общин. Окончил гор.училище. Будучи причетником
Ерзовской общины, изучил богослужебный устав, основы знаменного пения. Состоял
головщиком. Работал в сельском хоз. Участник антифашистского сопротивления. В
1958 избран наст. Стрипишкской общины. В 1979 переведен
на служение в Турмантасскую общину.
·
Лит.: СЦК 1984. с. 86. В.Б.
РОШОНОК Иван Матвеевич (° 1911 или 1912) - стар-дец, известный
рижск. врач. Закончил медицинский факультет Латвийского университета.
Совершенствовался в Венском университете. Воспитатель Рус.гимнастического общества "Сокол", участник Кружка
ревнителей русской старины. В 1941 арестован сов.органами, осужден на 20 лет.
·
Лит.: СЦК 1992, с. 50. В.Б.
РУДАНЦСКАЯ ОБЩИНА (дер. Руданцы, ныне Руденай, Зарасайский р-н Литвы).
Первые стар-дцы поселились в дер. Руданцы и ее окрестностях, предположительно,
в нач. XVIII в. Надпись на кресте над одной из могил на кладбище в дер. Руденай гласит: "Основатель кладбища Куракин
Антоний Стефанович. 1710". Крест в 1990-х установили потомки Куракина,
основываясь на семейном предании. Первые более достоверные сведения о
Руданцском храме относятся к сер. XIX в. Из истор.
справки о РО (1939): "Моленна построена в деревне
Руданцах в 1844 г. Игнатием, Петром и Григорием Куракиными". История РО в
XIX в. малоизвестна. Первым его наст.был П. И. Мешечников (1844-1879), после него - Е. С. Вольнов
(1879-1882), И. А. Куракин (1882-1894), Г. О. Борисов (1894-1904) и. П. Ф.
Семенов (1904-1911).
После
1-й мировой войны РО значительно увеличилась. Был обновлен храм. С 1911 (1913)
по 1936 служил наст. С. А. Киселев. После смерти дяди наст.стал Л. А. Киселев (•
1965) и служил до конца своей жизни. В 1923 в дер. Руденай было 8 стар.домов и 96 жит. В 1920-х РО
насчитывала ок. 690 прихожан, в конце 1930-х - ок. 740. По террит. РО была
одной из крупнейших в Зарасайском у. Здесь в 1920-х действовала рус.начальная школа (дер. Лаужаджяй,
позже Стелмуже), кот. посещали до 40 детей - все из стар. семей. Школой
руководил учитель К. Хохлов. Храмовые богослужения совершались с
участием большого причта, управляемого головщиками Артемием
Герасимовым, Аггеем Куракиным, др. знатоками церк. службы. Церковнослав.
чтению, основам пения детей и юношество обучал учитель-надомник Андрон Снетков.
2-я
мировая принесла тяжкие бедствия. Нелегкими оказались и послевоенные годы.
Ввиду оттока сельских жит. РО теряла прихожан. После кончины наст. Л. А. Киселёва
прервалась дух.опека.
Стараниями тогдашнего предс. совета Лиферия Куракина некот. время жизнь РО
поддерживалась. Однако в 1970-х моленная была закрыта. В 1975-1976 РО была
официально объединена с действующей Зарасайской общиной. В настоящее
время РО не существует. Дерев.моленная
разобрана в 1992. В 1996 в дер. Руденай жило 4 стар.семьи. Ближайшая община, кот.посещают стар-дцы дер. Руденай и ее окрестностей, находится
в Зарасай. РО принадлежали 6 стар.кладбищ:
Руданское, Дубурайтис, Кукляй и Бикунай (Бикуны) и пр. На всех продолжаются
погребения.
·
Ист.: LVA. F. 1215. Ар. 1. В. 1169. L. 97-98; LVA. F.
R-181. В. 202; Устный рассказ А. М. Корольковой (°
1922), июнь 2000 г. Записал В. Барановский, Личный архив автора. Лит.: Барановский В., Хранители старой веры. Зарасай,
2000; Pakulnevičiūtė 2000. В. Б., Г. П.
РУСТЕЙКСКАЯ ОБЩИНА (Зарасайский р-н Литвы), согласно архивным данным,
основана в 1890. Староверы поселились здесь значительно раньше, но гонения и
запреты со стороны властей не позволяли им объединиться. Когда обстоятельства
изменились в лучшую сторону, первой заботой стало строительство молитвенного
дома. В 1908 он был построен; до этого богослужения совершались в жилищах.
Первым наст.упоминается
Григорий Селиванов. На съезде стар-дцев Сев.-зап.
края (Вил., 1906) РО представлял наст. Тимофей Яковлевич Грищенок
(Грищенко). В 1915-1919 храм был закрыт. Некот. время (1922-1924) обязанности
наст.исполнял Федор
Тимофеевич Грищенко. С 1924 по 1937 РО руководил Никифор Макеев. Его сменил
Карп Черняков. В годы 2-й мировой войны наст.служил Сафрон Афанасьевич Сапожников (° 1893; • 1959). В
1930-х число прихожан составляло ок. 500 чел. РО обращалась в ЦСС Литвы с
просьбой помочь открыть религ. курсы и курсы по обучению детей рус. яз., поскольку более 100 детей посещало литов. школы. После
обращения к президенту Литвы (1929) для ремонта моленной были выделены
лесоматериалы (с возвращением ссуды в рассрочку).
Во
время 2-й мировой войны пострадали мн. семьи. Не один житель Рустеек погиб. И в
дальнейшем РО переживала большие трудности. Начиная с 1960 подолгу оставалась без наст. Богослужения совершались благодаря причетникам Кирику
Сапожникову, Иосифу Грищенко, Федору Рыбакову, Евдокии Сапожниковой. С сер.
1990-х службы в храме, лишенном икон и книг, прекращены.
Общинное
кладбище существует с нач. XX в. и находится в дер. Тумишкес.
·
Ист.: LVA. F. 1215. Ар. 1. В. 96. L.
25-26; Устный рассказ П. Т. Сапожникова (° 1930), ноябрь 1999 г. Записал В.
Барановский, Личный архив автора. В.Б.