Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Пятница, 2017.08.18, 14:21
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Р

Розанов - Рустейкская

РОЗАНОВ Олег Иванович (◦ 1937, Пушкино Ленинградской обл., СССР) - религ.-обществ. деятель, поморский наст. Род.в семье поморцев. Окончил Лесотехническую академию. Работал в научно-исследовательском институте судостроительной промышленности. С 1970 — причетник Невской поморской общины. В 1975 Р. благословлен в наст.этой общины; позже стал ее старшим наст. В 1989 избран предс. Рос. Совета ДПЦ. С 1995 - гл. ред. КДПЦ.

·        Лит.: СЦК 1990, с. 59; КДПЦ 1998, с. 75. А. Безгодов


РОКИШКСКОГО РАЙОНА ОБЩИНЫ (Литва) возникли на нынешней террит. р-на в XVIII в. В 1710 был основан первый в Литве стар.храм в дер. Пуща посреди озера Сартай (см. Бобришкская (Пущанская) община). Спустя 100 лет (1819) моленную перенесли в дер. Бобришки. Храм в дер. Манейвос упоминается в документах с 1880. Однако, по мнению краеведа Т. Короткова, свою историю Манеевская община ведет с конца XVII в. Одной из первых была устроена моленная в дер. Милюнцы (Милюнай). "Дегуцкий летописец" указывает на 1812. Сведения о возникновении Сипайлишкской общины противоречивы. Вероятно, она образована между 1840 и 1860. Не установлен год создания Буткунской общины. В первой пол. XX в. наиболее многочисленной была Сипайлишкская община. Наст.здесь служили Аникий Еберзов (1900-1922), Ириней Королев (1922-1925), Тимофей Федотов (1925— 1932), Евлампий Кругляков (1932-1950). По данным 1935, в Рокишкском у.проживало более 5 тыс. стар-дцев. Во время войны печальная участь постигла Милюнецкую общину — 13 окт. 1943 дер. была сожжена, наст. Е. В. Фитингов казнен. Община была возрождена в 1947, но уже в Рокишкисе.

 

Положение общин к нач. 2004: Сипайлишский храм закрыт; Буткунский храм в 1995 сгорел; Миновская моленная отремонтирована, богослужения проходили, но отсутствовал наст.; в Бобришкском храме отсутствуют иконы и книги; в полном объеме действует Рокишкская община (наст.А. М. Кудряшов).В 1998 в Рокишкском р-не проживало примерно 3 тыс. рус. - преимущественно выходцев из стар. семей.

·        Лит.: Blaževičius 1997; СЦК 1969, с. 55. В.Б.


РОМАНОВ Иван Федорович (° 1905, дер. Балтрамишки Ков. губ., Рос. имп.; • 24 мая 1976, Вил., СССР) - инженер, публицист, предс.ВСС в Литов. ССР. Род.в стар. семье. Во время 1-й мировой войны с родителями был в эвакуации в Оренбурге. В 1920 вернулся в родные края. Среднее образование получил в Вил. В 1933 окончил Варшавский политехнический институт, получив диплом инженера-строителя.

 

Участник Всепольских соборов стар-дцев 1925, 1930 и 1936. На втор.соборе был избран членом РК при ВСС в Польше; на третьем - членом и секретарем ВСС в Польше. В 1936-1939 — заведующий канцелярией ВСС. Ред. журнала "Календарь Высшего Старообрядческого Совета в Польше", выходившего в Вил.с 1936 по 1939. В 1930-х лен РК Вил. общины. В 1940-1944 работал инженером в строительно-промышленном тресте в Вил. С 19 нояб. 1943 по лето 1944 был членом и секретарем ВСС в Литов. генеральной обл. С дек. 1944 по 1948 - предс. ВСС в Литов. ССР. Был в числе тех, кто в 1945-1946 безуспешно пытался создать Всесоюзный совет Старообрядческой Церкви в СССР. В 1948 был вынужден уйти с поста предс. ВСС в Литов. ССР. Работал начальником инвентаризационно-технического бюро в Аникшчяй. В янв. 1950 арестован и осужден Особым совещанием при МГБ СССР на 10 лет исправительно-трудовых лагерей с конфискацией изъятых у него ценностей. Официально обвинен в том, что во время оккупации Литов. ССР немцами проводил антисов. работу, "направленную на оказание помощи фашистской Германии в борьбе против Советского Союза, а после изгнания немцев из Литовской ССР вел среди своего окружения антисоветскую агитацию <...>". Отбыв срок, вернулся в Литву и жил в Вил. Работал в строительных и др. орг-циях. Из-за судимости в сов.период не мог принимать активного участия в жизни СПЦ. Похоронен на Вил стар.кладбище.

·        Ист.: LYA. LTSR Valstybės saugumo komiteto (KGB) fondas. LTSR MGB Tardymo skyrius. Baudžiamoji byla № 13864 (Romanovas I.F.). Лит.: СЦК 1973, c. 77; СЦК 1977, c. 77. Г.П.


РОСПЕВ, распев - система мелодий, объединенных особыми эстетическими и музыкальными законами определенного происхождения и методом согласования слогов текста с музыкальным элементом. В научной лит.и правосл. традиции более употребителен термин "распев". Р. подразделяются на полные, когда в системе предусмотрено исполнение всех жанров церк. музыки и неполные, когда Р. используется только в песнопениях определенного жанра; а также на малые и большие - в зависимости от близости к псалмодическому или мелизматическому типу.

 

Вплоть до XVI в. песнопения в певческих рукописях записывались по преимуществу с одним Р. Многороспевность, первые письменно зафиксированные признаки кот.относятся к XVI в., представляет собой несколько музыкальных версий одного и того же текста. В рукописях варианты песнопения в таких случаях обычно помечались словами "ино знамя", "ин роспев", "ин перевод", "другий". К нач. XVII в. наряду с основным, знаменным или столповым Р. складываются новые, нередко обладающие собственной музыкальной нотацией стили. Наиболее употребительными из них стали демественный и путевой Р. Сложная, в некот. роде элитарная, сугубо византийская система кондакарного пения, употреблявшаяся вплоть до XIV в., не прижилась. К сер. XVII в. насчитывалось несколько десятков оригинальных Р., часть из кот.обладала собственной системой записи. Многочисленные Р. местного происхождения обязаны связаны своими названиями либо городу или монастырю (Киевский, Владимировский, Новгородский, Ярославский, Киево-Печёрский), либо имени известного роспевщика (Никодимов, Герасимовский), либо стране или национальности (болгарский, греч., сербский), иногда - техническим характеристикам (большой, малый, средний). Отдельную группу представляют собой так наз. нарочитые Р., не связанные ни с осмогласием, ни с др. напевами (к исполняемым нарочитым Р. относятся некот. песнопения из Обихода: кафизмы, величания и др.).

 

В поморских общинах традиционно используется четыре гл. Р.: столповой (знаменный) - малый и большой (многие исследователи находят в нем три и более стилей алый, средний, большой, в то время как церк. типологизации Р. по принципу формообразования не существует), путевой и демественный. Р. отличаются по нескольким основным признакам, а именно: связь с системой осмогласия, мелодическая развитость, фонд попевок, наличие собственной системы записи.

·        Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Сборник знаменного пения 1984; Музыкальная энциклопедия в 6 томах, Гл. ред. Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973-1982. В. Вакатова


РОССИЙСКИЙ СОВЕТ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ - дух. объединяющий центр поморских общин, является постоянно действующим органом между соборами ДПЦ Рос. Образован на учредительном съезде, состоявшемся в Московской поморской общине 21-22 нояб. 1989. Предс. РС ДПЦ избран наст. О. И. Розанов, ответственным секретарем - А. В. Хвальковский. РС ДПЦ - преемник Совета Всероссийских соборов и съездов поморцев и Высшего ДС, существовавшего до 1930. Гл. цель РС ДПЦ - объединение староверия через центральное управление, дух.и организационное, в Рос. и за ее пределами, где отсутствуют дух. центры. Основной задачей РС является оказание всесторонней (дух., юридической, финансовой и др.) помощи, координация производственно-издательской и хоз. деятельности, а также защита интересов ДПЦ в структурах гос. власти. Одна из основных задач - налаживание общения и братских контактов между общинами поморцев.

 

В структуру РС ДПЦ входит: Совет старейшин, дирекция, секретариат, канцелярия, а также отделы дух.-канонический, учебно-издательский, хоз.-экон. и историко-архивный (осенью 2004 планируется реорганизация РС ДПЦ). Дважды в год проходят заседания РС ДПЦ. С 1995 издает КДПЦ (в редколлегии 12 чел.), а с 1989 каждое полугодие - "Извещение РС ДПЦ". При "Невской обители" в Санкт-Петербурге регулярно проходит обучение на дух.курсах. Под опекой РС ДПЦ находится более 200 общин в Рос, а также поморские общины в Украине, Казахстане, Киргизии (Кыргызстане) и Молдове.

 

Кроме того, в структуру РС ДПЦ входят:

1) Поволжский областной совет ДПЦ, организован в Самаре на совещании представителей поморских общин Поволжья 3-5 ноября 1997. Учредителями выступили гор.общины: Самары, Сызрани, Саратова, Петровска. Предс. Совета избран Павел Владимирович Половинкин;

2) Житомирский областной совет ДПЦ, сформирован на совещании представителей поморских общин Житомирской обл. 25 мая 2003. Объединил более десятка общин, в т. ч. в таких гор. как Житомир, Бердичев, Коростынь, Новоград-Волынский, Володарск-Волынский и др. Предс. совета избран Н. В. Бабичев;.

3) Сев.-Кавказский областной совет ДПЦ, сформирован на совещании общин ДПЦ Сев. Кавказа в Лабинске Краснодарского края 10 авг. 2003. Предс. избран наст. Андрей Андреевич Орлов (Лабинск).

·        Лит.: СЦК 1990, с. 58-59; КДПЦ 2004. А. Безгодов


РОТЧЕНКОВ Иван Илларионович (° 1892, Вит. губ., Рос.имп.; • 1983) - наст. ряда общин. Окончил гор.училище. Будучи причетником Ерзовской общины, изучил богослужебный устав, основы знаменного пения. Состоял головщиком. Работал в сельском хоз. Участник антифашистского сопротивления. В 1958 избран наст. Стрипишкской общины. В 1979 переведен на служение в Турмантасскую общину.

·        Лит.: СЦК 1984. с. 86. В.Б.


РОШОНОК Иван Матвеевич (° 1911 или 1912) - стар-дец, известный рижск. врач. Закончил медицинский факультет Латвийского университета. Совершенствовался в Венском университете. Воспитатель Рус.гимнастического общества "Сокол", участник Кружка ревнителей русской старины. В 1941 арестован сов.органами, осужден на 20 лет.

·        Лит.: СЦК 1992, с. 50. В.Б.


РУДАНЦСКАЯ ОБЩИНА (дер. Руданцы, ныне Руденай, Зарасайский р-н Литвы). Первые стар-дцы поселились в дер. Руданцы и ее окрестностях, предположительно, в нач. XVIII в. Надпись на кресте над одной из могил на кладбище в дер. Руденай гласит: "Основатель кладбища Куракин Антоний Стефанович. 1710". Крест в 1990-х установили потомки Куракина, основываясь на семейном предании. Первые более достоверные сведения о Руданцском храме относятся к сер. XIX в. Из истор. справки о РО (1939): "Моленна построена в деревне Руданцах в 1844 г. Игнатием, Петром и Григорием Куракиными". История РО в XIX в. малоизвестна. Первым его наст.был П. И. Мешечников (1844-1879), после него - Е. С. Вольнов (1879-1882), И. А. Куракин (1882-1894), Г. О. Борисов (1894-1904) и. П. Ф. Семенов (1904-1911).

 

После 1-й мировой войны РО значительно увеличилась. Был обновлен храм. С 1911 (1913) по 1936 служил наст. С. А. Киселев. После смерти дяди наст.стал Л. А. Киселев (• 1965) и служил до конца своей жизни. В 1923 в дер. Руденай было 8 стар.домов и 96 жит. В 1920-х РО насчитывала ок. 690 прихожан, в конце 1930-х - ок. 740. По террит. РО была одной из крупнейших в Зарасайском у. Здесь в 1920-х действовала рус.начальная школа (дер. Лаужаджяй, позже Стелмуже), кот. посещали до 40 детей - все из стар. семей. Школой руководил учитель К. Хохлов. Храмовые богослужения совершались с участием большого причта, управляемого головщиками Артемием Герасимовым, Аггеем Куракиным, др. знатоками церк. службы. Церковнослав. чтению, основам пения детей и юношество обучал учитель-надомник Андрон Снетков.

 

2-я мировая принесла тяжкие бедствия. Нелегкими оказались и послевоенные годы. Ввиду оттока сельских жит. РО теряла прихожан. После кончины наст. Л. А. Киселёва прервалась дух.опека. Стараниями тогдашнего предс. совета Лиферия Куракина некот. время жизнь РО поддерживалась. Однако в 1970-х моленная была закрыта. В 1975-1976 РО была официально объединена с действующей Зарасайской общиной. В настоящее время РО не существует. Дерев.моленная разобрана в 1992. В 1996 в дер. Руденай жило 4 стар.семьи. Ближайшая община, кот.посещают стар-дцы дер. Руденай и ее окрестностей, находится в Зарасай. РО принадлежали 6 стар.кладбищ: Руданское, Дубурайтис, Кукляй и Бикунай (Бикуны) и пр. На всех продолжаются погребения.

·        Ист.: LVA. F. 1215. Ар. 1. В. 1169. L. 97-98; LVA. F. R-181. В. 202; Устный рассказ А. М. Корольковой (° 1922), июнь 2000 г. Записал В. Барановский, Личный архив автора. Лит.: Барановский В., Хранители старой веры. Зарасай, 2000; Pakulnevičiūtė 2000. В. Б., Г. П.


РУСТЕЙКСКАЯ ОБЩИНА (Зарасайский р-н Литвы), согласно архивным данным, основана в 1890. Староверы поселились здесь значительно раньше, но гонения и запреты со стороны властей не позволяли им объединиться. Когда обстоятельства изменились в лучшую сторону, первой заботой стало строительство молитвенного дома. В 1908 он был построен; до этого богослужения совершались в жилищах. Первым наст.упоминается Григорий Селиванов. На съезде стар-дцев Сев.-зап. края (Вил., 1906) РО представлял наст. Тимофей Яковлевич Грищенок (Грищенко). В 1915-1919 храм был закрыт. Некот. время (1922-1924) обязанности наст.исполнял Федор Тимофеевич Грищенко. С 1924 по 1937 РО руководил Никифор Макеев. Его сменил Карп Черняков. В годы 2-й мировой войны наст.служил Сафрон Афанасьевич Сапожников (° 1893; • 1959). В 1930-х число прихожан составляло ок. 500 чел. РО обращалась в ЦСС Литвы с просьбой помочь открыть религ. курсы и курсы по обучению детей рус. яз., поскольку более 100 детей посещало литов. школы. После обращения к президенту Литвы (1929) для ремонта моленной были выделены лесоматериалы (с возвращением ссуды в рассрочку).

 

Во время 2-й мировой войны пострадали мн. семьи. Не один житель Рустеек погиб. И в дальнейшем РО переживала большие трудности. Начиная с 1960 подолгу оставалась без наст. Богослужения совершались благодаря причетникам Кирику Сапожникову, Иосифу Грищенко, Федору Рыбакову, Евдокии Сапожниковой. С сер. 1990-х службы в храме, лишенном икон и книг, прекращены.

 

Общинное кладбище существует с нач. XX в. и находится в дер. Тумишкес.

·        Ист.: LVA. F. 1215. Ар. 1. В. 96. L. 25-26; Устный рассказ П. Т. Сапожникова (° 1930), ноябрь 1999 г. Записал В. Барановский, Личный архив автора. В.Б.

Категория: Р | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 1132

Copyright MyCorp © 2017