Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Четверг, 2024.03.28, 22:02
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Р

Рижская Гребенщиковская - Родная старина

РИЖСКАЯ ГРЕБЕНЩИКОВСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА - крупнейшая в мире поморская община, наиболее авторитетный дух.центр ДПЦ.

 

Задолго до церк. раскола сер. XVII в. в Р. проживало определенное количество правосл. населения. Это были купцы, сопровождавшие их работники, различного рода беглые. Еще с XIII в. в Р. существовала рус. колония, а к 1229 относится первое упоминание о правосл. церкви во имя Св. Николая Чудотворца, существовавшая до занятия города шведами в 1621. Кроме того, эпизодически появлялись временные походные церкви, в кот.служили священники из Полоцка. После заключения Люблинской унии (1569) Псковская епархия стала униатской и местное правосл. население потеряло связи с официальной церковью. Борьба вокруг церк. реформы и репрессии вызвали значительный приток древлеправ. населения, кот.возрастал в ходе реформ Петра I. В первой четверти XVIII в. в Р. уже проживало довольно большое количество стар-дцев. Так, в сообщении о переписи стар-дцев для обложения двойным налогом в 1723 говорится, что мн. ушли из Р. и укрылись поблизости, в Курляндии (граница была рядом); не успевших укрыться было "записано душ более пятисот". После присоединения в 1710 Р. к Рос.имп. условия для деятельности стар-дцев существенно не изменились, так как администрация оставалась прежней и доброжелательно относилась к трудолюбивым, трезвым, энергичным сторонникам древлеправославия. Правосл. церковь как в количественном, так и в организационном отношении была еще слаба и стар-дцы в Р. и окрестностях еще целое столетие, фактически до конца 1720-х, находились вне досягаемости как царских чиновников, так и правосл. духовенства.

 

Во втор.пол. XVIII в. усилилась естественная миграция населения, обусловленная особенностями экон. развития, увеличивался приток беглых в крупные города, испытывавших в условиях крепостничества дефицит рабочей силы. В это время в Р. возросло количество стар-дцев, кот.помогали беглым найти укрытие, работу, обзавестись документами и легализовать свое положение. Первоначально стар-дцы совершали богослужения в частных домашних моленных. Первый обществ.храм был освящен в 1760 одним из наиболее энергичных и образованных наст. Федором Саманским. Это было дерев.здание, принадлежавшее купцу 1-й гильдии С. Дьяконову, в 1793 проданное его наследником Г. Паниным стар. обществу. В 1798 и в 1802 храм перестраивался и расширялся. При храме существовала больница, богадельня, приют и школа. Во втор.пол. XVIII в. в рижском стар-стве образовалась значительная прослойка купцов, промышленников, владельцев земли и недвижимости. Некот. стар.купцы сыграли значительную роль в развитии промышленности. Так, купец Н. Артемьев в 1770 построил кожевенный завод, Б. Шелухин в 1782 основал еще один, С. Дьяконов создал один из крупнейших в Рос.имп. кожевенных заводов. Возникли хлопчатобумажные предприятия И. Хлебникова, чугунолитейные заводы Ф. Грязнова и Н. Иванова, кирпичные, деревообрабатывающие и др. заводы. Действующие при храме учреждения существовали на пожертвования зажиточных стар-дцев.

 

На рубеже XVIII-XIX вв. у рижских стар-дцев было обширное хозяйство. Кроме гл. "большой каменной" моленной, в Московском и Петербургском форштадтах было еще две. При гл. моленной работали различные мастерские, в т. ч. иконописная. В нач. XIX в. стар-дцы приобрели недалеко от Р. мызу Гризенберг. Авторитет рижск. стар-дцев был настолько велик, что руковод. московского Преображенского кладбища привлекли четырех рижан - Ивана Васильева, Ивана Алексеева, Лукьяна Осипова, наст. Семена Волошина — к составлению известных "Статей к церковному строению" (1812), кот.затем были приняты в Р. (1813). Во время войны в 1812 рижск. форштадты и вместе с ними три моленные были сожжены. Вскоре после войны они были отстроены заново. В целях четкого управления обширным хоз. и многообразной деятельностью на основе "Статей 1813 г." были разработаны детальные "Правила для управления богадельни, больницы, сиротского отделения и школы рижского старообрядческого общества". Этот объемный нормативный акт, состоявший из 14 глав, 25 статей, 163 параграфов, детально регламентировал все стороны жизни рижск. стар-ства, как хоз., так и религ.-дух. Утвержденные в феврале 1827 ген.-губ. Ф. Паулуччи "Правила" стали официальным юридическим документом, позволяющим рижск. стар-дцам свободно управлять своим хоз. и церк. жизнью. В 1833 община официально получила название Гребенщиковской — по имени одного из жертвователей, купца А. П. Гребенщикова.

 

В первой четверти XIX в. количество стар-дцев в Р. быстро росло. В 1816 их насчитывалось 2112 чел., в 1826-5424, в 1830-уже 7904. Фактически до конца 1820-х рижск. стар-дцы действовали открыто, а некот. из них - купцы 1-й гильдии И. Хлебников, А. Леонтьев и др. - были отмечены гос. наградами. В нач. 1830-х волна репрессий против стар-дцев докатилась до Р. С изъятием в 1833 утвержденных Ф. Паулуччи "Правил" стар-дцы лишились юридической основы для свободной деятельности. Богадельня и больница передавались под управление Лифляндского приказа обществ.призрения. Школа и сиротское отделение были закрыты, - мальчиков отдавали в Рижск. батальон военных кантонистов, девочек - в монастыри. Название общины "Успенская старообрядческая" менялось на новое - "Гребенщиковская". Репрессии 1830—1850-х задели интересы купцов. С янв. 1834 стар-дцам было запрещено вести метрические книги, дети попадали в категорию незаконнорожденных и не могли быть записаны на фамилию отца, что вызывало мн. проблем, связанных с имуществом и наследством. Попытки фиктивно венчаться в правосл. церквях преследовались, так как выход из православия запрещался законом. Так, в 1835 было возбуждено дело против 84-х рижск. стар-дцев "за вероотступничество и крещение рожденных от законного брака детей в расколе". С 1847 стар-дцам запрещалось вступать в купеческие гильдии. В 1836 моленная на Московском форштадте была закрыта и передана для устройства единоверческой церкви. Моленная на Петербургском форштадте была закрыта еще в 1827. Попытка закрыть в апр. 1859 гл. храм закончилась провалом лишь благодаря решительным мерам стар-дцев, готовых с топорами и баграми отстоять моленную. Несмотря на жестокие репрессии 1830-1850-х рижское стар-ство выстояло. Еще в 1850-х открылось несколько тайных школ. Смягчение гонений с 1860-х позволило в 1873 вновь открыть знаменитую школу при РГСО. В 1874 узакониваются стар.браки. Закон 1883 позволял распечатывать закрытые моленные, совершать богослужения, чем воспользовались рижские стар-дцы. Был построен новый корпус для призреваемых женщин на 220 чел., в 1886 к зданию моленной достроен 4-й этаж.

 

Первоначально прихожане РГСО принадлежали к федосеевскому согласию. С принятием молитвы за царя (с 1813) и чина благословения брака (начиная с Варковского собора в 1831) появились отличия от московских федосеевцев, - возникло новое наименование так наз. рижских федосеевцев, имеющих общие черты с поморским брачным согласием, но сохранивших некот. особенности богослужения московских федосеевцев, в частности, наонное пение.

 

Законодательство 1905-1906 стало новым стимулом для расширения деятельности рижский стар-дцев. По проекту гор.архитектора А. Шмеллинга была построена величественная колокольня. Возникли благотворительные и культурно-просвет. общества иблиотечный кружок (1906), Взаимно-вспомогательное и просветительское общество старообрядцев в г. Риге (1908) и т. п. Продолжали свою работу Гребенщиковская старообрядческая богадельня, Общество по воспитанию бедных детей (1900) и др. Рижские стар-дцы активно участвовали в работе 1-го Всероссийского собора христиан-поморцев в Москве (1909), на кот. с докладами выступали учитель Гребенщиковского училища А. Волович и будущий предс. РГСО И. Ваконья.

 

До 1-й мировой войны наиболее влиятельными прихожанами были крупные купцы - К. Макаров, И. Пашков, М. Дашков, С. Тузов, А. Трифонов, П. Волков, С. Долгов, Н. Волков и др. Дела рижских стар-дцев развивались настолько успешно, что совет РГСО решил произвести дорогостоящую перестройку всего комплекса здания моленной и богадельни, возведя грандиозный храм в шатровом стиле. Начавшаяся война перечеркнула планы рижских стар-дцев.

 

С образованием Латвийской Республики в РГСО, наряду с традиционной церк.-богослужебной деятельностью, значительное внимание уделялось релит.-дух. и культурно-просвет. работе. Разработанная программа преподавания Закона Божьего была утверждена на 1-м Вселатвийском съезде стар.вероучителей (1931). В авг. 1935 совет РГСО созвал 2-й Вселатвийский съезд стар.вероучителей. Широкомасштабную деятельность с лета 1927 развернул основанный при РГСО Кружок ревнителей русской старины, руковод. кот.стал И. Н. Заволоко. Значительное внимание уделялось издательскому делу. С ноября 1927 по июль 1933 издавался журнал "Родная старина". В 1933 вышли книги Заволоко "О старообрядцах города Риги" и "Учебник по Закону Божьему" (переиздан 1936 тиражом в 3 тыс. экз.). В 1935 Заволоко выпустил учебник "История церкви Христовой" (переиздан в 1937). С сер. 1930-х в Р. издавался СЦК (ранее выходил в Д-пилсе), а также журналы "Наставник", "Златоструй" и др. В 1920-1930-х РГСО осуществляла традиционную для стар-ства благотворительную деятельность. Продолжала действовать старейшая рус.орг-ция в Р. -Гребенщиковская старообрядческая богадельня. Количество проживающих в ней в среднем составляло ок. 200 чел. В храме РГСО служили мн. видные наст. - М. А. Власов, Л. С. Мурников, И. В. Дорофеев.

 

После авг. 1940 в соответствии с действовавшим сов.законодательством РГСО лишилась своего имущества, земли, денежных накоплений (ок. 6 млн. латов). Функции РГСО свелись лишь к проведению богослужений и к отправлению культовой практики. Репрессии 1941 не обошли и РГСО. В ссылке погиб предс. совета РГСО В. Г. Кудрячёв. Во время войны богослужения в храме не прекращались.

 

В послевоенные годы РГСО оставалась ведущим дух.центром стар-ства. Под руководством предс. совета И. У. Ваконьи и Л. С. Михайлова РГСО в значительной мере сохранила свои позиции. Много лет в РГСО служил наст. Г. М. Подгурский. Являясь крупнейшей в мире орг-цией поморцев, РГСО поддерживала тесные связи со своими одноверцами как в Латвии, так и за ее пределами. При РГСО, совместно с ВСС в Литов. ССР, Московской поморской и Московской Преображенской общинами издавался СЦК, многолетним ред. кот.был Л. С. Михайлов. Этот календарь, содержавший кроме уставов церк. службы самый разнообразный материал, являлся важным объединяющим фактором и предназначался как для поморских, так и для федосеевских общин. В конце 1980-х деятельность РГСО стала более многообразной. Значительное внимание уделялось дух.и культурному просвещению. В РГСО в окт. 1989-1994 находилось единственное специальное учебное заведение поморцев - Рижск. стар.дух. училище с двухлетним сроком обучения. Здесь проходили подготовку слушатели из Латвии, а также из Рос, Бел., Литвы, Украины. Расширилось издательское дело.

 

С восстановлением независимости Латвии активность РГСО еще более возросла. После принятия в мае 1992 закона о возврате имущества религ. орг-циям РГСО восстановила право собственности на храм, ряд зданий и земельных участков в Р., что стимулировало развитие хоз. и благотворительной деятельности. Позитивные сдвиги во всех сферах жизни РГСО были нарушены острым конфликтом, вызванным деятельностью А. Каратаева, кот., сосредоточив в своих руках всю полноту власти (с 1988 - предс. совета и с 1991 — наст.), не считаясь с советом, пренебрегая Уставом РГСО и используя имущество и финансы общины, развернул предпринимательскую деятельность, нанесшую значительный урон. В февр. 1995 был избран новый состав совета РГСО и восстановлен Устав 1908. Старшим наст.стал И. Миролюбов, предс. совета - Ил. Иванов. Несмотря на противодействие внешних по отношению к РГСО сил, жизнь в общине входила в нормальное русло.

 

Новый конфликт, уже на догматической основе, возник в РГСО в связи со стремлением старшего наст. И. Миролюбова ввести священство. Кульминационным событием, обострившим конфликт, явилось проведение иеромонахом Московской Патриархии Петром в помещении РГСО (апр. 2002) богослужения и свершения таинств, "несовместимых с вероисповеданием латвийских староверов". В конечном итоге 14 июля 2002 собрание членов РГСО исключило И. Миролюбова и его сторонников из состава общины как перешедших в др. вероисповедание. Собрание избрало новый совет и РК, а старшим наст.-дух. о. Т. Кустикова. С избранием в авг. 2003 предс. совета Н. Антонова и предс. РК А. Иванова жизнь общины стабилизировалась. РГСО оказывает помощь др. стар.общинам. Работает общедоступная библиотека с читальным залом, богадельня для престарелых, мастерские по реставрации икон, пошиву традиционной одежды, типография. Расширяется издательское дело. В храме ежедневно совершается служба суточного круга. РГСО поддерживает и развивает связи со стар.орг-циями за рубежом, сотрудничает в проведении различных мероприятий с научными учреждениями.

·        Лит.: Волович А. И., "История староверия в Прибалтийском крае", Родная старина, 1927 (Пробный номер); Заволоко И. Н., О старообрядцах г. Риги. Рига, 1933; Поморский вестник, 1999-2004, № 1-14; Русские в Латвии. Из истории и культуры староверия. Рига, 2002; Старовер.информационный вестник (Рига), 1997, № 11; СЦК (СПЦК), 1954-2002; Podmazovs A., Vectieciba Latvija. Riga, 2001.А. Подмазав


РОГОВСКАЯ (ФЕРМО-РОГОВСКАЯ) ОБЩИНА основана в 1840 (по др. сведениям в 1804) в дер. Фермы ок. местечка Рогово (Вилкомирский у. Вил. губ., с 1842 Ков. губ.; ныне дер. Критижес ок. Рагувы, Паневежский р-н Литвы), где жили литовцы, евреи и рус. По всей вероятности, вначале была федосеевской, а не позже нач. XX в. стала поморской. В 1897 в Рогово было 1762 жит.разных национальностей и вероисповеданий. В отличие от рус.правосл. чиновников с семьями, прибывших из разных внутренних губ. Рос.и поселившихся здесь после восстания 1830-1831, мн. стар-дцы самостоятельно переселились сюда в первой трети XIX в. (не исключено, что некот. еще в XVIII в.) из др. у. Ков. губ., некот. из Вил., Курляндской и Вит.губ. По неполным данным губ. статистического комитета, в 1863 в Рогово и окрестностях проживало 117 стар-дцев: в Рогово - 6 чел., в Пищунах - 28 чел., в Заповеце - 10 чел., в Пуцилове - 30 чел. В 1890 в Роговской вол.числился 271 рус. крестьянин. Как и др. крестьяне Ков. губ., мн. местные крестьяне-стар-дцы имели небольшие земельные наделы (10-16 га земли), выращивали рожь, ячмень и пр., занимались пчеловодством, сезонными работами, мелкой торговлей.

 

Первые пятнадцать лет моленная была в частном доме, наст.служил Стефан Кашталянов (1840-1855). В 1855 был построен молитвенный дом, кот.во втор. пол. 1860-х сгорел. В 1870 построили новый дерев.храм. Дух о. были Феодор Яковлев (убыл в 1895 в Рос), Гавриил Иванович Звонарев, участник местного съезд дух.наст. в Вил. (1901), Гавриил Шорохов, Симеон Воробьев (1910— 1918). В нач. XX в. РО насчитывала от 300 до 400 прихожан, а во всем Вилкомирском у.в 1914 были 6664 стар-дца. В 1937 РО насчитывала 440 прихожан.

 

По устным рассказам, в 1920-х сгорел старый храм и вместо него был построен новый. Храмовой праздник — Успенье Пресвятой Богородицы. Среди благотворителей называют прихожан Артемия Моисеева, Власа Шварцова. С 1920 по сер. 1940-х наст.служил Григорий Елисеевич Дорондов (1865 - сер. 1940-х), о кот. до настоящего времени местные стар-дцы сохранили добрую память. Вместе с др. членами РО он участвовал во мн. Вселитов. стар.съездах в К., преподавал Закон Божий для детей стар-дцев в литов. школе в Рагуве. Г. Дорондов был уважаемым пастырем, заботился о социальных нуждах своих прихожан. Безработица и тяжелое материальное положение на селе, особенно после мирового экон. кризиса 1929-1933, стали причиной эмиграции рус.из Литвы. В 1930-х часть прихожан РО (Яков Высоцкий и др.) уехала в США. Некот. (плотники, строители) переселились в СССР.

 

В период немецкой оккупации пострадали мн. прихожане РО. Были расстреляны сочувствовавшие сов.власти Михайловы, парторг Колесников (похоронены на стар. кладбище в Рагуве), др. - вывезены на работы в Германию. После Сталинградской битвы некот. рус.взяли в немецкую армию; 17-летний Иван Шварцов ушел добровольцем к немцам, служил в войсках противовоздушной обороны в Эстонии, провинился и попал в штрафной батальон в Австрии, в 1945 был освобожден, после службы в сов. армии вернулся домой, но здесь кто-то вспомнили о его "немецкой кампании", поэтому он сам уехал на работу в Сибирь. В 1944 часть мужчин мобилизовали в сов.армию, некот. (Ф. Макасеев, Федотов и др.) погибли на фронте.

 

После 1944 местных стар-дцев в Сибирь не вывозили, поскольку, по рассказам современников, "не было кого вывозить, мн. были малоземельными". В 1948 администрация Паневежского у.решила закрыть РО как непостоянно действующую. Однако РО была зарегистрирована и в 1949 насчитывала ок. 300 прихожан. Наст.некот. время был Макаров (или Маскаров?). В 1950-1980-х численность РО постепенно сокращалась: бежали от коллективизации, переселялись в города — преимущественно в Паневежис, в Вил., некот. - в Россию. В РО наст.часто менялись, порой своего не было. В разное время служили наст. Паневежиса Е. Костюков, М. И. Баранов (до 1966), М. И. Толкачёв (в 1970-х), по устным рассказам — Шевелев, Сопакин.

 

Из-за малочисленности и отсутствия постоянного наст.в 1990-е РО пришла в упадок. Богослужения совершались редко, преимущественно во время престольного праздника и погребений (до 1995). Из-за участившихся краж икон из храма часть их была передана в Паневежский музей. Здание храма приходит в негодность. В 1997 в РО было ок. 30 прихожан, кот.посещали ближайшую Паневежскую общину. Предс. совета - Николай Иванов.

 

Общинное кладбище находиться в дер. Критижес ок. Рагувы (основано до нач.XX в.).

·        Ист.: Корецкий 1863, с. 3-46; LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; LVA. F. R-181. Ap.l. B.23. L. 95-96; LVA. F. 1215. Ap. l.B. 1169. L. 2-3; Lietuvos apgyventos vietos 1925, p. 173-175; Собрание материалов (Интервью с Ириной (° 1938) и Иваном (°1926) Шварцовыми, пос. Рагува, Паневежский р-н, 8 и 13 июля 1997 г. Записал Г. Поташенко); Историческое наследие (Рагува, старообрядческое кладбище в пос. Рагува (дер. Критижес), Паневежский р-н, 23 августа 2001 г.); Список ВСС 1992. Лит.: ПККГ на 1891 год. Ковно, 1890, с. 418; ПККГ на 1915 год. Ковно, 1915, с. 2-5; Sabaliauskaitė 1999, р. 7; Постановления и доклады 1974, с. 149; Potašenko G., "Lietuvos sentikiai: Raguvos bendruomenės istorija". Raguva, redakcinė komisija Romualdas Samavičius (vyriausiasis redaktorius, sudarytojas)...[et. al.]. (Lietuvos valsčiai; 8). Vilnius, 2001, p. 286-300. Г.П.


"РОДНАЯ СТАРИНА"- стар.истор. вестник, журнал стар-дцев-поморцев, издававшийся рижским Кружком ревнителей русской старины при обществе "Гребенщиковское училище в Риге" (староста - И. Н. Заволоко) с 1927 по 1933. Состав редколлегии: И. Н. Заволоко, Д. Д. Михайлов, А. К. Фомичёв. Фактическим ред. журнала был Заволоко, а не Анастасия Смейльс, как об этом заявлено в перечне ответственных за выпуск. Вышло 13 номеров в 12 выпусках. Начальный (пробный) номер РС вышел в нояб. 1927, № 1 - в янв. 1928, № 2 — в апр. 1928, № 3 - в июле 1928, № 4 - в сент. 1928, № 5-6 - в янв. 1929, № 7 - в июне 1929, № 8 - в янв. 1930, № 9 -в апр. 1930, № 10 - в июне 1931, № 11-12 - в мае 1932, № 13 - в июле 1933. Цель издания была четко заявлена в обращении "Братьям-христианам": "Наша основная задача — пробудить религиозное самоосознание в молодежи, вызвать интерес к своей старине, к своей самобытности". Во мн. статьях ставился акцент на древнерус. наследии, что видно из названий публикаций, напр.: "Древнерусское зодчество Северной Руси" (№ 2), "Почитание бороды в древней Руси" (№ 2), "Женщина по древнерусским сказаниям" (№ 3), "Древнерусский монастырь" (№ 4) и т. д. Следуя этой установке, Заволоко, однако, насыщает РС материалами не только по истории староверия, но и на разнообразные темы культуры и истории культуры, предоставляя страницыжурнала совр. литераторам (Л. Зурову, А. Ремизову, Г. Гребенщикову, А. Перфильеву, А. Формакову и др.) и перепечатывая произведения светских поэтов и писателей классиков (А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова, А. С. Хомякова, А. Н. Майкова, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, Д. Л. Мордовцева). Т. о., по словам Заволоко, все журнальные книги РС становились своего рода единственной энциклопедией для читателей по истории и культуре балтийского староверия. Журнальные книги РС богато иллюстрировались фотографиями (из личного архива Заволоко) и репродукциями картин художников: М. Нестерова ("Юность Св. Сергия", "Святая Русь" и др.), В. Сурикова ("Утро стрелецкой казни"), А. Васнецова ("Древний монастырь"), Н. Рериха ("Святая пристань", "И мы открываем врата" и др.). Авторский состав РС разнообразен: гребенщиковцы анонарх Д. Д. Михайлов, законоучитель A. И. Волович, наст. Митавской (Елгавской) общины И. И. Алексеев, наст. из Литвы Вл. Михайлов, предс. Режицкой Кладбищенской общины М. Д. Синицын, изограф из Причудья Г. Е. Фролов, профессора П. Г. Любомиров, B. М. Шахматов, Д. Разумовский. В целом литературный и иконографический материалы подчинялись тематике журнальных книг — Андрею Рублеву и рус.иконописанию, древнерус. городам и монастырям, летописанию, протопопу Аввакуму, боярыне Морозовой и Андрею Денисову (Мышецкому), рус. женщине, столичному граду Москве, древнему церк. пению. Публикуемые в РС материалы отличались не только информативной широтой, но и содержали большой дух.-нравств. подтекст, чувство гордости за самобытную национальную культуру, вековые традиции кот. бережно сохраняются в стар. среде. По этой причине в 1997 московское издательство "Третий Рим" выпустило в свет репринтное издание РС в форме книги (к сожалению, в сборник по техническим причинам не вошел 1-й номер РС, посвященный вопросам религ.- нравств. и национально-культурного просвещения).

·        Лит.: Мекш Э., ''Возвращение Родной старины", Динабург (Даугавпилс), 1997, 9 декабря, с. 6; Мекш Э. Б., "И. Н. Заволоко - редактор и автор Родной старины", Slavistica Vilnensis 2001. Kalbotyra 50 (2), с. 77-95. Э. Мекш

Категория: Р | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 2685

Copyright MyCorp © 2024