Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Суббота, 2017.04.29, 17:24
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Р

Раюшская - Реченская

РАЮШСКАЯ ОБЩИНА (дер. Раюши, иначе Раюша, эст. Raja, Тартуский у. Эстонии), федосеевская община в Причудье. Первая дерев.стар. молельня перестроена из жилого дома в 1879. В 1902 началась перестройка храма на личные средства знаменитого Причудского иконописца, основателя иконописной школы в Причудье Г. Е. Фролова, прибывшего вместе с братом Титом по приглашению жит.дер. Тихотка в конце 1880-х. В 1905 после принятия указа о веротерпимости раюшцы решили придать моленной вид храма. Все хлопоты по строительству и оснащению храма взял на себя наставник Фролов. Храм был достроен в 1910, роспись была полностью завершена в 1920-е. Несколько икон написал знаменитый ученик Фролова П. М. Софронов. Многоярусный иконостас с изображением ок. 200 святых и сцен из Ветхого Завета кисти Фролова и его учеников органично украшали 15 старинных икон новгородского и 6 древнепоморского письма. Расположенный на берегу Чудского озера пятиглавый Раюшский храм по праву считается самым красивым в Эстонии. Заслуги Г. Е. Фролова не ограничиваются возведением и оформлением храма. Несколько поколений раюшцев учились у него крюковому пению. По его инициативе была открыта школа для детей церковнослав. чтения и письма. Но самым большим достижением РО было открытие школы иконописи. Среди учеников Фролова находим имена П. Софронова, Ф. Мызникова, Д. Полякова, Н. Глухова. Благодаря широкой известности Фролова Раюши стали местом паломничества виднейших стар-дцев балтийских стран. И. Н. Заволоко неоднократно бывал здесь и записывал здесь дух.стихи Г. Е. Фролова, Т. Е. Березина, К. Глухова.

 

На V Всеэстонском стар.съезде в 1928 РО была представлена П. М. Софроновым и E. E. Кекишевым. РО вошла в состав Союза старообрядческих общин Эстонии. Семьи у ведущего подвижнический образ жизни Фролова не было, но в его доме постоянно проживало несколько чел., посвятивших себя Богу. Это породило легенду о стар.монастыре в Раюшах. Известный эст.филолог П. Аристе, побывавший в 1930 в научной экспедиции в Раюшах, сообщал о пяти мужчинах и двух женщинах, живущих в доме иконописца. На похороны Фролова 2 окт. 1930 собралось до 2,5 тыс. чел. После смерти Фролова наст.храма были дух. о. Д. Глухов и дух. о. Т. Березин.

 

Во время 2-й мировой войны раюшский храм сгорел, но сохранилась уникальная библиотека, ведущая начало с 1718, в составе кот. 199 книг. В 1990 восстановили колокольню храма, а осенью 2003 - молельню. Предс. РО Зосима Сампсонович Еткин с 1995 по 1998 возглавлял Союз старообрядческих общин Эстонии. В настоящее время Рая входит в Казепяэскую вол., на гербе кот.на золотом щите под синим обрамлением расположены три черных церк. колокола. Синяя полоса вверху символизирует синеву Чудского озера, золотой щит означает школу иконописцев, основанную здесь в конце XIX в. художником-стар-дцем Г. Е. Фроловым. Работы Фролова и его учеников распространились по всему свету. Три колокола связываются с тремя колокольнями староверческого монастыря, сооруженного в 1879. В каждой колокольне по 9 особо звучащих колоколов. Колокола расположены, как и на гербе, треугольником, образуют три ряда. Черный цвет символизирует плодородную почву и привычку к полевым работам.

·        Ист.: ИАЭ. Ф. 296. Оп. 6. Д. 5212. Лит.: "Похороны Г. Е. Фролова. Причудье", Старый Нарвский листок, 1930, № 112, 7 октября; Заволоко И. Н., "Светлой памяти Гавриила Ефимовича Фролова", Родная старина, 1931, № 10, с. 241-242; Петров А., "Старообрядческий храм в дер. Рая", Русский вестник, 1939, № 4, 14 января; "Памяти В. С.Дорониной", Старый Нарвский листок, 1940,№12, 29 января; Бегунов Ю. К., "Древнерусская книжно-рукописная традиция Причудья (Обзор)", Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского дома. Ленинград, 1972, с. 371-389; Исаков С. Г., "Гавриил Ефимович Фролов", Русские Эстонии. 1918 - 1940. Тарту, 1996, с. 363-366; Аристе П., "О Русских Причудья", Радуга, 1998, № 2, с. 85-88; Erikson K., Ikoonimaalija Gavriil Frolov (1854-1950) ja Peipsiaarse Rajakula ikoonimaalijakoda. Magistritoo. Tartu, 2003, 115 Ik., ill. 64 Ik. Г. Пономарева, Т. Шор


РЕЖИЦКАЯ КЛАДБИЩЕНСКАЯ ОБЩИНА, см. Резекненские (Режицкие) общины.


РЕЗЕКНЕНСКАЯ (РЕЖИЦКАЯ) КЛАДБИЩЕНСКАЯ ОБЩИНА, см. Резекненские (Режицкие) общины.


РЕЗЕКНЕНСКИЕ (РЕЖИЦКИЕ) ОБЩИНЫ (Реж.Вит. губ.; ныне Рез., Латвия). В нач. XIX в. все немногочисленное население Реж. ходило в моленную, расположенную в трех верстах от города. Строительство железной дороги Петербург-Варшава, где Реж. стала одной из станций, отмена крепостного права, повышение активности стар.населения после событий 1863 и, наконец, собственно развитие города в совокупности привели к тому, что во втор. пол. XIX в. резко увеличилось число стар-дцев. В 1837 в Реж. было 79 стар-дцев, в 1862 - 590, в 1867 - 913. Под моленные стар-дцы стали нанимать жилые дома.

 

1) Васильковская община. В 1862 первая моленная была открыта в слободе Реж. у вокзала. Она принадлежала к федосеевскому толку и была лояльна к браку: от женатых "приемлют свещи, молебны". В 1879 избран наст. Е. Щербаков (Ефрем Аггеев), кот.сразу же запретил женатым креститься в моленной. Нововведение вызвало недовольство и вскоре ВО раскололась. Последователи наст. Щербакова наняли в слободе дом мещанина Тихонова и в февр. 1880 перебрались туда. Затем в 1882 на обществ.деньги и под непосредственным покровительством Московского Преображенского кладбища. В. Васильков построил дом на Вокзальной улице с целью обратить его в моленную. Ее удалось даже узаконить. В авг. 1882 состоялось освящение храма, в кот.участвовало до 50 наст. Тогда же состоялся федосеевский собор, кот.руководил инок Филарет и купец Москвин, автор статей "федосеевского мира", подтвержденных в следующем году в Москве. На 1892 ВО насчитывала свыше 1500 чел., причем все они под страхом отлучения могли посещать только эту моленную. Радикальные позиции Е. Щербакова в очередной раз привели к внутреннему расколу, а в 1890 его даже вынудили уехать. Пробыв два года в Москве, Щербаков вернулся еще более авторитетным и вновь вызвал волнения. За десять лет существования Васильковская моленная обрела статус крупного центра, что в совокупности с внутренними неурядицами в конечном итоге привело к закрытию. В 1893 по предписанию министра внутренних дел моленную закрыли. В конце 1900 Кабинет министров окончательно утвердил это решение. Однако открытая при моленной богадельня продолжала существовать. Прихожане разделились между Кладбищенской и Крутовской моленными.

 

2) Крутовская община. После раскола в 1879 противники Е. Щербакова продолжали молиться в наемных домах слободы. В 1882 возникла моленная в доме одного из предводителей Крутовых, где молились лишь родные и знакомые. Небольшая по размеру моленная вмещала до 100 чел. (1893) и для широкой публики была недоступна. В 1902 было подано прошение о переоборудовании жилого дома в слободе в моленную под названием Крутовская. Вследствие несоблюдения требований строительного устава проект с первого раза не был утвержден. Позже здание приспособили, и моленная в нем просуществовала до 1915. В марте 1915 представители КО В. Формаков, Г. Сергеев и М. Иванов подали прошение на постройку храма во имя Преображения Господня. Проект реж. гор.землемера Г. Сергеева был утвержден. Моленную возвели на противоположной стороне ул. Старую же, уменьшив в размерах, использовали под жилье и школу. В апр. 1944 новый храм сгорел во время сов.бомбардировки. В конце 1940-х моленную восстановили в упрощенном варианте, однако решением местных властей ее определяли под снос. После некот. дебатов в апр. 1964 КО объединили с Кладбищенской общиной, а в сент. того же года здание снесли. С этого времени в Кладбищенской общине введено общее моление. При моленной числилось семь кладбищ. Прихожан в 1900 было 979 чел., в 1934 - 450, в 1939 - 1331. Собственность в 1939 составляла 33600 латов, земли было 22,50 га, приход - 1360,41 лата, расход- 1360,16 лата.

 

В КО наст.служили Василий Минин (отм. в 1888), Гурий Емельянов (отм. в 1911), Кирилл Вылев (1918-1920, 1929-1934, 1934-1936), Роман Колесников (1934-1935), Вавила Чернецов (1924—1940), Василий Добрецов (1940-?).

 

3) Кладбищенская община. В 1858 за окопом старого города в Реж. для стар.кладбища была выделена земля. В непосредственной близости в 1863 на обществ.деньги возводится здание моленной, положившей начало КО старопоморского согласия. В перестроенном виде оно сохранилось и по сей день. Однако просуществовала моленная недолго и в 1865 была опечатана. В 1869 было разрешено устроить в здании богадельню. Вследствие того, что под ее видом восстановили моленную, в 1869 его опечатывают вторично. В последующие годы летом молились в ее сенях, а зимой - в избе сторожа. В 1885 мещанин Е. Д. Колосов подает прошение о постройке рядом с кладбищем семейной моленной, правда, с правом допуска посторонних лиц. Разрешение получено не было, но в течении месяца на обществ. деньги дом был возведен. В июне 1886 пристав Булыгин обнаружил в нем действующую моленную. Здание опечатали, а книги, иконы и др. утварь конфисковали. Прихожане (на 1884 ок. 500 душ) примкнули к Василъковской общине.

 

В 1890 группа стар-дцев, среди кот. были достаточно состоятельные люди (Л. Воробьев, Г. А. Разумеев, И. П и Д. П. Синицины, Е. Синицин, И. Воробьев, М. Воробьев, А. Ф. Разумеев и Н. В. Козлов) вновь начала ходатайствовать об открытии моленной. Благодаря их энергии, связям и средствам (в 1896 они дошли до царя) взамен закрытой в 1893 Васильковской моленной 28 июля 1898 была разрешена Кладбищенская (Щербаковская или Агеевская) моленная. На момент открытия приход насчитывал 1202 чел.

 

Законодательные акты 1904 и 1905 открыли новые возможности. Уже в дек. 1905 было получено разрешение на установку колоколов, в следующем году осуществлен проект колокольни. Храм приобрел совр. внешний вид. Гордостью общины являются колокола, отлитые на заводе А. С. Лаврова в Гатчине. Самый крупный, весом 302 пуда и 5 фунтов, подарен И. П. и М.Е. Синициными, средний, 158 пудов и 30 фунтов, отлит на обществ.деньги; малый, в 69 пудов, подарен M. E. Воробьевым и М. А. Трубициным. Интерьер перестроенного в 1908 храма украшали ПО икон и крестов, из них 44 крупнейших подарены И. П. Синициным.Мн. иконы - работы Г. Е. Фролова и его ученика П. М. Софронова.

 

В доме, где "исстари проживали старики", в 1897 была открыта богадельня. В 1901 И. П. Синициным было построено новое здание с различными хоз. постройками, отремонтировано старое. Согласно рос.законодательству, в 1907 община получила статус юридического лица. Официальный статус и устав богадельня имени И. П. и И. Л. Синициных получила в 1908. Тогда же открылась стар.школа. Т. о., в нач. XX в. при кладбище создался целый комплекс стар.учреждений. В 1898 КО насчитывала 1202 прихожанина, в 1922-2275, в 1940-1300.В 1940 собственность общины оценивалась в 88834 лата, имелось 4 га земли, приход составлял 5296,15 лата, расход - 3353,41 лата.

 

В КО служили наст.: Иван Иванов (отм. в 1869-1875), Е. Щербаков (1893-1905), А. Синельников (1905-1916, 1924-1940), Д.Миролюбов (1916-?), Назар Цветков (отм. в 1922), И. Заволоко (1940), а также пом. наст. А. Тимашев (1929-1940). В настоящее время это одна из крупнейших общин Латвии. По данным 2003, только на покаянии побывало ок. 5 тыс. чел. С 1995 работает воскресная школа. Служит наст. В. М. Быстрое. КО не входит в состав ЦС ДПЦ Латвии.

·        Ист.: НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 52791. Л. 13, 14, 15, 19, 20; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 38590. Л. 1, 3, 5; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 36640. Л. 60; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 37185. Л. 14, 44, 81, 83, 78, 80; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 41337. Л. 2, 4; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 52941; ЛГИА. Ф. 656. Оп. 1. Д. 853. Л. 5, 6; ЛГИА. Ф. 656. Оп. 1. Д. 931. Л. 1-4; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1.Д. 2678; ЛГИА. Ф. 656. Оп. 1. Д. 2517. Л. 1, 2; ЛГИА. Ф. 656. Оп. 1. Д. 2450. Л. 302, 303, 270, 282; РЗА. Ф. 18. Оп. 1. Д. 544. Л. 90. Лит.: Никонов 2000. В. Никонов


РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ КУРСЫ ДЛЯ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ НАСТАВНИКОВ В ЛАТВИИ, организованы в Двинске (ныне - Д-пилс) в 1930, 1931, 1934 при содействии С. Р. Кириллова. Средства на проведение первых религ.-просвет. курсов выделило прав-ство Латвии, обеспечив 30 стипендиатам бесплатное проживание и обучение в течение месяца (7 дек. 1930-4 янв. 1931). Преподавателями на этих курсах были И. Н. Заволоко, Л. С. Мурников (наст.РГСО), П. Ф. Фадеев и К. Е. Ершова (рижский Кружок ревнителей рус.старины), А. И. Формате (наст. из Двинска). Курсанты прослушали 165 лекций по различным дисциплинам, среди кот.были апология и история христианства (И. Н. Заволоко), катехизис (Л. С. Мурников), церк. устав, теория и практика церк. пения (П. Ф. Фадеев), теория и практика иконописания (И. Н. Заволоко), латышский яз. (Р. С. Макарова), история и география Латвии и начальная педагогика (А. И. Формаков). Т. о., курсы охватывали все сферы, необходимые для преподавания в стар.воскресных школах и для более глубокого религ. просвещения в общинах.

 

В 1931 по ходатайству С. Р. Кириллова Министерство образования Латвии дало разрешение на орг-цию втор.стар. РПК (1 авг. 1931-21 авг. 1931). Программа курсов осталась без изменений, однако уменьшилось количество лекций - с 165 до 125. Официальный пост предс. педагогического совета курсов занимал И. Н. Заволоко. Целью курсов было не только заложить основы система" тических знаний по дух. дисциплинам и педагогике, но и ориентировать староверов на реалии совр. мира (обществоведение, латышский яз., история и география Латвии). По мнению Заволоко, староверческий вероучитель должен быть высоко образованным чел., уметь найти психологический подход к каждому ребенку: "раскрыть образ Божий в ребенке, развить не только рассудок, но и сердце".

 

Третьи РПК для наст.и учителей Закона Божия были организованы в 1934 Д-пилсским старообрядческим братством при поддержке Совета старообрядческих соборов и съездов.

·        Ист.: ЛГИА. Ф. 2124 (Даугавпилсское старообрядческое братство). Оп. 1. Л. 8. Лит.: Вестник Совета старообрядческих советов и съездов в Латвии, 1931-1932, № 1, 2. Двинск. Н. Пазухина


РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КРУЖОК СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПРИ ВИЛЕНСКОЙ ОБЩИНЕ действовал с 12 февр. 1933 по 1939 (?). Идея его создания возникла среди певцов Вил.стар. храма в 1932. Кружок начал действовать в нач. 1933 и сплотил стар.молодежь города - учеников стар. школы и рус. гимназии, студентов и людей с высшим образованием, рабочих разных профессий. Их объединила одна цель - "работа в пользу и для блага стар-ства". В помещении, переданном Вил. общиной, работали созданная при помощи ВСС библиотека (свыше 500 томов) и читальня газет и журналов, проводились спевки церк. хора, чтение рефератов на различные дух. и общеобразовательные темы, печатался на шапирографе лит.-научный журнал "Самопросветитель". Кружку оказывали моральную и материальную поддержку руковод. Церкви Арс. М. Пимонов (почетный покровитель), И. А. Пимонова, его попечительницы; участие в деятельности кружка принимал Б. А. Пимонов. В 1933 кружок насчитывал более 40 членов. Общее собрание избирало правление кружка. Его предс. был М. Г. Русаков, с 1933 - Г. В. Сосновский, позже - А. А. Бацманов, активными участниками - П. М. Антонов, руковод. дух.хора при кружке, П. В. Морозова, обучавшая девочек рукоделию, И. Ф. Романов и др. Живое участие проявили Дороховы, Прокофьевы, Губаревы, Яковлевы и др., в той или иной форме помогая кружку. В 1933 стар. "Вестник" писал о задачах кружка: "Очень ценным в кружке является то, что благодаря ему молодая старообрядческая интеллигенция не отрывается от своей среды, а наоборот поддерживает с ней тесную связь, оказывая на ее культурное влияние. <...> Главным двигателем его является просвещение в свете старообрядческих традиций и вере". 16 июля 1933 в стар.школе состоялся первый публичный вечер кружка с чтением стихов, исполнением дух. и народных песен, театрализованным выступлением и пр. Подобные кружки создавались и при др. стар.общинах Польши.

·        Лит.: Вестник ВСС в Польше, 1933, № 1-3, с. 19-21; Календарь ВСС в Польше. Вильно, 1936, с. 38-39; 3-й Всепольский собор, с. 7-8. Г.П.


РЕМЕЦ Василий Акинтьевич (° 1915) -наст. Воронейской общины (Эстония) с 1987. Выходец из рыбацкой семьи, сам мн. лет был рыбаком. Церк. службе обучался с детства у головщика Феодора Аганичева. Позже помогал наст. Дмитрию Вавилову. В 2000 Р. исполнилось 85 лет.

·        Лит.: СПЦК 2000. В. Б.


РЕЧЕНСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у. Вит. губ.; ныне Рез.р-н Латвии). На 1912 - федосеевская (московских правил). Основана, по архивным данным 1920-1930-х, в 1830 или в 1850. В мае 1856 Креславский (Краслава) единоверческий священник Ксенофонт сообщил властям, что наст. П. Карпушенко живет "в дер. Речине принадлежащей к имению Жегот и исправляет там раскольнические требы". Для его ареста и доставки в Витебск был наряжен чиновник особых поручений Алферов, кот.в ноябре прибыл в Речино и учинил следствие, не давшее ничего. В акте отмечено, что обнаружена новая неоконченная изба на две половины, а "в жилой комнате новой избы найден деревянный небольшой образок, и такой же крест написанный красно-маслянной краской". Предупрежденный П. Карпушенко успел скрыться в Москву, а крестьяне разобрали свои образа и стали молится по домам. В др. архивных документах начальный период существования моленной представлен иначе. Так, в прошении 1887 указано, что в 1847 для моленной был выбран дом, о существовании кот.знал начальник края M. H. Муравьев, в янв. 1876 на том же фундаменте выстроено новое здание. У. исправник Браун датировал это строение 1882. Как бы там ни было, в 1887 здание опечатали. В марте 1891 в Речино опечатали дом А. Рыбакова на основании наличия большого количества икон и отсутствия печи. У. исправник констатировал, что в доме устроена семейная моленная, куда допускаются посторонние. В 1894 после ходатайств, под подписку о недопущении посторонних, моленную распечатали.

 

Проект совр. храма утвержден в дек. 1911. Храм построен на месте сгоревшей моленной (1876). Строительные работы выполнял С. Лобзов из Реж. Нынешний облик моленная приобрела в результате ряда ремонтных работ конца 1920-х и сер. 1930-х. В 1937 было решено построить отдельную колокольню на столбах. В мае 1940 архитектор П. Павлов разработал проект колокольни, кот.не был осуществлен. В 1887 РО насчитывала 1500 прихожан, в 1912 - 2700, в 1940 - 3582. На 1940 ее собственность оценивалась в 16150 латов. Имелось 10,94 га земли; приход составлял 904,26 лата, расход — 742,82 лата. В РО служили наст.: П. Карпушенко (отм. в 1856-1871), Григорий Орлов (1919-отм. в 1940). В настоящее время службы совершаются по праздникам причтом Рез. Кладбищенской общины. К моленной приписано 18 кладбищ.

·        Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1.Д. 1367. Л. 8; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 277. Л. 243; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2450. Л. 336 об.; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2677. Л. 1, 151, 152; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2678; ЛГИА. Ф. 6343. Оп. 26. Д. 6. Л. 2; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 28948. Л. 30, 32; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 37185. Л. 34 об; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 38893. Л. 1; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 38899. Л. 1, 3; Интервью с Л. Кудрявцевым. Записал В. Никонов, 2001 г., Личный архив автора. В. Никонов

Категория: Р | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 982

Copyright MyCorp © 2017