Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Четверг, 2017.06.22, 18:37
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » П

Прохоров - Пущанская

ПРОХОРОВ Иван Кузьмич - наст. рижск. "панинской" моленной. В 1827 отказался совершать "моление за царя". Был арестован, лишен права исполнять требы. Власти закрыли стар. моленную и в 1837 передали единоверцам.

·        Лит.: Старообрядчество 1996, с. 236. В.Б.


ПРУСАКОВ Потапий Трифонович (° 1902; • 1970) — наст. Давединской общины (ныне -Игналинский р-н Литвы). С юных лет служил причетником, постигал необходимые для клирошан знания. После окончания курсов вероучителей при Вил. общине, преподавал в начальной школе. С 1940 — наст. родного прихода.

·        Лит.: СЦК1972, с. 79. В.Б.


ПРУСАКОВЫ - служители ДПЦ.

 

Михаил Анисимович П. (° 1905, дер. Тумалино, Н.-Алекс. у. Ков. губ., Рос. имп., ныне Игналинский р-н Литвы) - предс. Дукштанской общины в 1989—1995. По профессии -рыбак. В 1930-х возил И. Н. Заволоко на место быв. Гудишкской обители. Принял на себя заботы об устройстве храма, когда власти передали староверам Дукштаса (1989) здание быв. правосл. церкви. В 1996 отметил свое 90-летие.

 

Николай Анисимович П. (° 1910, дер. Тумалино, Н.-Алекс. у. Ков. губ., Рос. имп.; • 1990, Вил., Литва) - наст. Вил. общины, член президиума ВСС в Литов. ССР и член ДК; брат Михаила Анисимовича П. С детских лет - клирошанин. Настойчиво изучал знаменное пение, богослужебный устав, собирал дух. лит. В 1934-1936 посещал курсы по подготовке вероучителей в Вил. В 1930-х работал учителем в школах Польши. В 1940 благословлен на пастырское служение в Шеймотской общине. В послевоенные годы переведен в Краславскую общину (Латвия). В 1951-1970 - наст. Швенчёнской общины (Литва). В 1970-1990 - наст. Вил. общины. В 1961 избран членом ВСС в Литов. ССР и членом ДС. Участник соборов СПЦ 1966, 1974 и 1988. Принял участие в миротворческой деятельности - в 1969 в Загорске был на конференции всех Церквей в СССР, посвященной "сотрудничеству и миру между народами". Передал ИРЛИ (Ленинград) ряд ценных книг, в т. ч. Триодь Цветную сер. XVII в. По воспоминаниям современников, наст. П. отличался душевной добротой, отзывчивостью к чужому горю, глубокой преданностью староверию.

 

Похоронен на стар. кладбище ок. дер. Тумалины (Игналинский р-н Литвы).

·        Лит.: СЦК 1973, с. 76; СЦК 1991, с. 50. В. Б., Г. П.


ПУДЕРЕВСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у., Вит. губ.; ныне Прейльский р-н Латвии). На 1912 принадлежала к федосеевскому толку. Одна из крупнейших и старейших стар. общин Латвии. В архивных документах существуют две даты основания: 1719 и 1802. В 1826 моленная в дер. Пудерево числилась на землях Реж. староства; за исключением еще двух, все др. находились в частновладельческих имениях. В сер. XIX в. была опечатанной. В списках 1896 значилась как разрешенная прав-ством. Новую моленную стали строить в 1922, причем весьма своеобразно, здание размером 18,9 х 7,38 м возводилось вокруг старой моленной. Строительство продолжалось вплоть до 1937, когда старую моленную разобрали и вынесли. Лес на строительство пожертвовал житель дер. Стабровки Астра-тон Катещенков, а строили местные плотники - Иван Астратов с сыновьями. В конце 1940-х была предпринята попытка превратить моленную в амбар, однако благодаря противодействию Наума Бибичева затея не удалась и моленная существует по сей день. В 1912 ПО насчитывала 2277 прихожан, в 1932 - 3373, в 1939 - 3790. На 1939 ее собственность оценивалась в 8140 латов. Имелось 0,6 га земли, приход составлял 892 лата, расход — 582 лата. Служили наст.: Петр Никитин (отм. в 1834), Федор Карпов (отм. в 1858), Филарет Котов (отм. в 1921-1927), Онуфрий Быстрое (1927-?), Андрей Букланин (1932-1934), Савелий Иришин (1934-1937), Федор Лосев (1937-1938), Астафий Бритушенко (1938-1939), Авдей Екимов (1939-1940), Игнатий Смирнов (1940). В настоящее время наст. нет. Служба совершается по религ. праздникам оставшимися певчими. При храме четыре стар. кладбища.

·        Ист.: ЛГИА. Ф. 657. Оп. 1. Д. 23. Л. 17; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 5, 7, 70, 77-80; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2515. Л. 21,34; Ф. 1370. Оп. 1.Д. 2677; Ф. 1370. Оп. 1.Д. 2678; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 10828. Л. 43; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 48280. Л. 52; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 5090. Л. 18; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 52098. Л. 7-10; Интервью с В. Погодиной (° 1918), Записал В. Никонов (2003 г.), Личный архив автора. В. Никонов


ПУТЕВОЙ РОСПЕВ - один из трех наиболее употребительных в стар. певческой практике роспевов (наряду с основным столповым и демественным роспевами). Первые сохранившиеся памятники ПР относятся к концу XV в. По некот. параметрам ПР близок большому столповому роспеву и иногда трактуется как производный от последнего. Однако ПР присущи и только для него характерные черты, среди кот. наиболее выделяется синкопический характер мелодики. Этот вид роспева малоупотребителен - обычно им распеваются величания, задостойники, светильны, стихеры больших праздников, песнопения на освящение храма, при венчании. ПР, как и демественный, обладает сравнительно оригинальной нотацией: часть знаков позаимствована из совр. ему знаменной нотации, часть присуща только путевой, некот. знаки повторяют вышедшие из употребления крюки столповой нотации. По ряду причин путевая нотация практически вышла из употребления в первые десятилетия после раскола РПЦ, и с тех пор песнопения ПР записываются в стар. рукописях более привычной знаменной нотацией.

·        Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Сборник знаменного пения 1984; Калашников Л. Ф., Азбука церковного знаменного пения. Москва, 1915; Музыкальная энциклопедия в 6 томах, гл. ред. Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973- 1982. Н. Вакатова


ПУЩАНСКАЯ ОБЩИНА, основана, предположительно, в XVIII в. дер. Пуща Вил. воеводства ВкЛ (ныне дер. Гиряле, Аникшчяйский р-н Литвы). По сведениям основывавшегося на документах А. Станкевича (1909), дер. Пуща (Пущель) была одним из старейших рус. центров до 1795. По устным данным, записанным наст. ПО в 1930-х, община основана "200 лет тому назад". Данные о ранней истории ПО фрагментарны. Преследуемые в Рос. имп. стар-дцы в разное время переселялись в сев.-зап. часть ВкЛ, гл. обр., из Псковщины и Новгородчины. Уже потом из Курляндии или др. поветов Вил. воеводства, видимо, некот., переместились в дер. Пуща и окрестности. Община, созданная здесь стар-дцами, как и в др. местах ВкЛ, была легальной; сведений о ее дискриминации или гонениях со стороны литов. властей и отдельных дворян нет.

 

В первой четверти XIX в., с переходом почти всего ВкЛ под власть Романовых, положение ПО почти не изменилось. В 1816 рус. жили в 163 дер. и хуторах Вилкомирского у., в т. ч. в дер. Пуща. В период гонений на стар-дцев при Николае I ПО все же сохранила свой храм. К нач. 1860-х относится первое документальное свидетельство о существовании молельни в дер. Пуща (Вилкомирский у. Ков. губ.), в кот. по далеко не полным данным жило 15 стар-дцев. В нач. XX в. в ПО могло быть от 400 до 500 прихожан, а во всем Вилкомирском у. в 1914 проживало 6664 стар-дца. Сначала ПО была федосеевской, переход же к поморскому брачному согласию произошел в период между 1820-ми и концом XIX— нач. XX вв.

 

В период 1-й мировой войны мн. прихожане ПО бежали от немцев на восток. Некот. переселились в Москву, где служили в Московской поморской общине; семья Абрамовых - в Саратов. Через четыре — пять лет мн. вернулись в родные места.

 

После провозглашения независимости Литвы в 1918 (или в 1919) построен новый Св. Покровский дерев. храм с колокольней. В 1937 ПО насчитывала ок. 689 прихожан. Наст. были Матвей Михайлович Кулешов (1923-1928), некот. время после него место наст. было вакантным, потом служили В. Смирнов (нач. 1930-х) и Петр Никонов (1933-1950). Головщиком ПО был Ф. А. Пастушков, позже ставший наст. Поезерцской общины. Наст. В. Смирнов преподавал Закон Божий детям стар-дцев в литов. школе в дер. Науяны.

 

Как и в период 1-й мировой войны, в 1941 некот. бежали от немцев и переместились в глубь СССР. Среди них - головщик ПО Пастушков с семьей. В годы немецкой оккупации пострадала часть прихожан ПО. Были расстреляны сочувствовавшие сов. власти коммунисты Я. Овчинников, М. Кириллов. Наст. П. Никонов некот. время был членом ДС при ЦСС во главе с Б. С. Леоновым.

 

В 1947 ПО была зарегистрирована сов. властями и насчитывала ок. 750 прихожан (1949). В 1950 ВСС перевел наст. П. М. Никонова на служение в Перелазскую общину. Вместо него ПО избрала И. Ф. Степанова (1950-1978), быв. псаломщика и причетника ПО; в 1974 он участвовал в соборе СПЦ в Вил. Позже наст. служил Ф. Е. Каштельянов.

 

Однако в 1950-1980-х численность ПО постепенно сокращалась - бежали от коллективизации и переселялись в города, прежде всего в Аникшчяй, Паневежис, Вил. Видимо, изменилось и отношение к религии, к своим традициям. По устным рассказам, старшее поколение, отцы и матери, в отличие от молодежи, были "святыми" (ревнителями), "к Богу тянулись". В конце 1980-х ПО из-за своей малочисленности пришла в упадок -богослужения почти прекратились, отсутствовал постоянный наст., не раз совершались кражи икон из храма. В конце 1990-х в дер. Гиряле (Пуща) жили 8 семей - 2 рус. стар. и 6 литов. катол. Оставшиеся стар-дцы посещали ближайшую Укмергскую общину. Предс. совета ПО - Агафья Диденко.

 

Общинное кладбище находится ок. дер. Гиряле (Пуща); основано либо в XVIII в., либо, судя по надгробиям, в XIX в. Здесь похоронен дух. о. И. Ф. Степанов. Стар. кладбища также есть в дер. Науяны, Гелажиняй. Некот. похоронены на гор. кладбище в Аникшчяй.

·        Ист.: LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; LVA. F. R-18I. Ap.l.B.57.L.10-15;LVA.E 1215.Ар. 1.В. 1169;LVIA. F. 752. Ap. 1. B. 7, 9, 26; Историческое наследие (Старообрядческое кладбище ок. дер. Гиряле (Пуща), Аникшчяйский р-н, 10 сентября 2001 г.); Собрание материалов (Интервью с Ульяной (° 1927, дер. Науяны) и Фомой (° 1924, дер. Пуща) Овчинниковыми, дер. Гиряле (Пуща), Аникшчяйский р-н, 11 июля 1997 г. Записал Г. Поташенко); Список общин ДПЦ 2003 г. Лит.: Корецкий 1863, с. 44; Постановления и доклады 1974, с. 149; Прозоров 2002, с. 219; Станкевич 1909а, с. 6; СЦК 1980; СЦК 1985, с. 61; Gumuliauskaitė 1999, р. 52; Sabaliauskaitė 1999, р. 7, 13. Г.П.
Категория: П | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 821

Copyright MyCorp © 2017