Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Суббота, 2017.04.29, 17:22
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » П

Польский Устав - Потёмкин

ПОЛЬСКИЙ УСТАВ - сборник канонических и церк.-богослужебных норм и обычаев федосеевского согласия, принятый на Гудишкском соборе 1752 и состоящий из 46 (по др. данным, из 48) пунктов, именуемый также "польскими статьями". Кроме того, ПУ содержал статьи, регулирующие социальные отношения федосеевцев.

 

Пафос церк. сознания в ПУ, как и в постановлении новгородских отцов на соборе 1694, проявился в обращении ко всем "древнее православие хранящим, святыя Восточныя, Апостольския церкви", которые благо-честно держали "правила <...> и уставы и предания от святых апостол и богоносных отец, положенных неизменно". Во вступлении ПУ подчеркивалась преемственность древней Церкви, рус. православия до Никона и раннего стар-ства, а значит, с точки зрения федосеевцев, истинного правосл. христианства. ПУ по статьям содержит следующие вопросы: о титле (статья 1); об иконах и медных образах (статья 2-3); об отношениях с "Заонегами" (выговцами; статья 4); о федосеевцах, записавшихся, видимо, в двойной оклад в России (статья 5); большинство статей (24) касалось вопросов нравственности и образа жизни верующих; др. часть статей затрагивала новоженов (16 статей) и староженов (3 статьи); в части постановлений говорилось о поведении во время богослужения, церк. обязанностях прихожан и дух. о. (12 статей, некот. из них затрагивали сразу несколько групп верующих). Общая тенденция постановлений практически по всем вопросам — строгость к своим и "внешним", а также высокая требовательность к нравственности и религиозности прихожан и наст. Гл. были три вопроса: об отношении к выговцам, о дисциплине среди федосеевцев и о новоженах. Два последних вопроса касались именно той сферы религ. жизни тогдашнего федосеевства, кот. стала мишенью острой и резкой критики новоженов во главе с И. Алексеевым.

 

В вопросе о надписи на кресте федосеевцы несколько изменили свою позицию и допустили поклонение кресту с надписью I.Н.Ц.I., или ІС.ХС. Ранее Феодосий и Евстрат Васильевы настаивали на правильности первой, но И. Трофимов с выговцами в 1727 решили отложить этот спорный вопрос до более тщательного изучения. Непоклоняющихся таким крестам они постановили отлучать от Церкви (статья 1). Отложив на время решение вопроса о надписи на кресте, федосеевцы вновь разошлись с выговцами по вопросу о богомолии за царя. В 1752 религ. правила федосеевцев утвердили их разделение с поморцами в молении и в общении, чего не было в первой пол. XVIII в.

 

Мн. статьи касалась религ.-бытовой жизни федосеевцев. Особенное внимание обращалось на ежедневное соблюдение верующими религ. предписаний и в случаях мирщения, т. е. соединения в общении, через продукты, посуду, обществ. заведения и др. с людьми "внешними", "еретиками". Статья 6 предписывала федосеевцам готовить и принимать пищу в своих домах, а кто по "нужде" от "иноверных" на рынке покупал, тому за это полагалось сто поклонов; кто без нужды покупал продукты, те должны были сделать сто поклонов до земли "при соборе".

 

Строгие требования предъявлялись к религ. практике и дисциплине верующих. Несколько статей обязывали их соблюдать религ. предписания в воскресенье и во время церк. праздников: "В воскресные дни, и в праздники великие за торгом по кирмашам не ездить и не ходить, такоже и на конских ристаниях не ездить (правило Никифора патриарха); аще ли великая нужда позовет, и за то полагали поклонов 100 до земли. Аще ли кроме великия нужды обрящется, се творя; да творит таковый поклонов 300 до земли при соборе".

 

Во мн. отношениях ПУ - интереснейший документ для знакомства с религ. обычаями и нормами федосеевского общества сер. XVIII в. Наряду со строгими правилами и попыткой утвердить их среди прихожан в общинах, можно наблюдать и становление особого института "духовных отцов", "духовных людей" или "духовников", как их называет устав. К сер. XVIII в. не осуществилась надежда беспоповцев (прежде всего выговцев) на обретение церк. иерархии. Федосеевцы, как и все беспоповцы, с нач. XVIII в. реально строили свою религ. и бытовую жизнь в отсутствие священства. У ранних беспоповцев богослужение возглавляли и необходимые требы исполняли миряне, избранные из достойных христиан, знающих "грамоту" и основы богослужения. Однако уже с 1704 среди беспоповцев в Речи Посполитой практиковалось народное избрание общиной и благословение пастыря на церк. служение бывшим наст. Теперь этот религ. обычай возводился в правило, а не соблюдавшие его карались возложением епитимии или отлучением от общества. В обязанность дух. о. и прихожан вменялось раз в год совершать покаяние. А тех, кто не имел дух. о. и раз в год не "исправлялся покаянием", предписывалось отлучать (статья 10). Это правило фактически сохранилось и у совр. старообрядцев-поморцев Литвы. Следовательно, дух. о., стоящие во главе федосеевских общин, должны были почитаться как не имеющие священнослужительской степени, нерукоположенные пастыри Церкви. Дух. о. совершали два церк. обряда - крещение и покаяние - то, что считалось минимально необходимым для спасения. Др. статьи (37, 38, 39 и пр.) более подробно определяли права и обязанности дух. о.

 

Суровые предписания были в отношении покупаемых федосеевцами продуктов в Речи Посполитой и обращения в "иноверный суд". Если за покупаемые без необходимости "нечистые продукты у иноверных", т. е. никониан, полагалось сто поклонов до земли, то за купленное, выпитое или съеденное "в польских градах, на кирмашах" церковное наказание достигало 300 поклонов до земли "при соборе" (статья 7).

 

Особенно важным был вопрос о новоженах. Постановления, касающиеся их, были очень строгими: дух. о. воспрещалось принимать их на покаяние (статья 24); младенцев -детей новоженов разрешалось крестить лишь в случае их смертельной болезни и после того, как супруги дадут обещание разойтись (статья 27); запрещалось крестить здоровых младенцев новоженов, а дух. о., крестившие такого младенца, отстранялись от служения (статья 29); запрещалось жить с новоженами в одном доме, готовить и есть в их домах, исключение составляли лишь старики, кот. должны были пользоваться особой посудой (статьи 31, 32); новожены, желающие покаяться, разводились в разные дер., на них налагался шестинедельный пост, во время кот. они должны были ходить на богослужение и стоять "ниже всех, а поклоны класть в вечерни", а после богослужения кланяться до земли каждому чел. (статья 42) и, наконец, заболевших новоженов принимали в их доме на исповедь "без распусту" и погребения в их доме "не стояли", а супруга к погребению не допускали, "дон деже испра-вятся"(статья 46). Таким обр., Польский собор (см. Гудишкский (Польский) собор 1752) осудил движение новоженов. К староженам, т. е. к лицам, заключившим брак в никонианской Церкви до перехода в федосеевство, дух. о. стали относиться также с повышенными требованиями соблюдать "девственное житие", хотя и были к ним более снисходительны, чем к новоженам. Т. о., федосеевцы в ВкЛ усиливали требования "ангельской жизни" для прихожан именно тогда, когда в др. части беспоповства начались поиски путей принятия института брака. Однако в нач. XIX в. на землях быв. ВкЛ начало сказываться превосходство брачников над их оппонентами. В 1823 часть литов. федосеевцев начала признавать бессвященнословный брак.

 

Сначала федосеевцы придерживались весьма строгих правил по отношению к браку, изложенных в ПУ (1752), но со временем, в XIX в., когда общество разрослось за счет перешедших из др. конфессий и в нем все большую роль стали играть состоятельные купцы, взгляды на безбрачие начали меняться.

 

ПУ был издан однажды в составленной Н. Поповым книге "Сборник для истории старообрядчества" (1864).

·        Ист.: Устав Польский 1864; ДЛ, с. 190, 196; Коллекция И. Заволоко, № 25, 287. Лит.: Волков 1866, с. 48-55; Iwaniec 1977, с. 67-68; Гурьянова 1984, с. 77—78; Подмазов 1998, с. 119; Поташенко 1999, раздел 5.3. Г.П.


ПОЛЯКОВ Иаков Иванович (° 1881, дер. Рымки, Ков. губ. Рос. имп.; • 1970, дер. Римкай, Йонавский р-н Литвы) — наст. Рымковской общины (Йонавский р-н Литвы) с 1932. С юных лет состоял в причте местного храма. Прошел степени от псаломщика до головщика. Пастырскому служению отдал 39 лет. Был "добрым пастырем" СПЦ, по воспоминаниям современников, отличался кротким нравом. Похоронен на Римкайском стар. кладбище (Йонавский р-н).

·        Лит.: СЦК 1972, с.79. В.Б.


"ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ" книга, кот. в подлиннике называется "Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита", объемом в 366 листов (свыше 500 страниц совр. книжного формата). Этот огромный труд потребовался в связи с указом императора Петра I от 22 апр. 1722, в кот. предписывалось послать к староверам, проживающим в Олонецком у., из Синода "духовное лицо для разглагольствия о происходящем церковном несогласии и для увещания". 22 сент. на Олонецкие заводы прибыл иеромонах Неофит. Руководствуясь практикой воинственно настроенного против староверов архиепископа Нижегородского Питирима, он послал выговцам приказ немедленно явиться для собеседования и разбора предложенных им 106 вопросов, угрожая в случае неявки "гражданским судом и казнью без пощады". Рукопись "ПО" в двух экз. в июне 1723 была сдана в канцелярию Петровских заводов в Олонце (ныне Петрозаводская обл. Рос.) -первый экз. для иеромонаха Неофита, втор. - "для хранения в Канцелярии". 4-5 сент. 1723 состоялось публичное собеседование Неофита с отцами Выгореции. После разглагольствия они были "отпущены с миром". Это был коллективный труд стар-дцев Выговской обители (см. Выго-Лексинское общежительство), в оригинале подписанный девятью уполномоченными, среди кот. не упоминались подлинные авторы. "ПО" были написаны А. Денисовым при участии его брата С. Денисова, Т. Петрова и др. В действительности круг авторов книги, возглавляемых киновиархом А. Денисовым, был гораздо шире. По особому плану множество людей занималось сбором документальных свидетельств и материалов для составления ответов, сверкой и переписыванием их набело. "ПО" - это апологетическое соч., ставшее выдающимся памятником стар. богословской, истор. и религ.-философской мысли. В своих ответах выговцы избегали резких выражений и оскорбительных выпадов, но спокойно, с многочисленными ссылками на ист., разбирали вопросы миссионера и дали исчерпывающее объяснение разногласий между стар-дцами и "великороссийской" церковью. Поскольку большинство вопросов Неофита касалось общих для всего стар-ства проблем, то и "ПО" стали своего рода декларацией веры всего стар-ства и были приняты почти что всеми толками как гл. руководство для объяснения самого существа староверия. Только последние девять вопросов (вопросы 98-106) относились к особенностям беспоповства. Особенно обстоятельно рассмотрены вопросы о двуперстном крестном знамении, о погружательном крещении, сугубой Аллилуие и др. Содержится в "ПО" и обоснование богослужебной практики поморцев - таинство причастия возможно и нужно, но после раскола РПЦ нет возможности выполнять его, ввиду отсутствия правильных священнослужителей (дух. причастие понималось как мистическое общение с Христом); не отрицая ни теоретической возможности существования священства, ни правильности исполнения ими таинств, но за отсутствием правильного священства в РПЦ стар-дцы не могут обращаться к нему (церк. обряды у них исполняли выборные простецы). Предисловие гласит: "Мы, древлеправославные Церкви остальцы, от православных праотцев и отцев родившихся и научившиися, православных древних архииреев и прочих священных отец и святых российских чудотворцев свято и благопросвященное благочестие по священным староцерковным книгам соблюдаем. Не за своевольные новины какие затеяхом, не догматы своемышленная нововнесохом, не за своевольные предания утвержаемся, но готовая древлеправославныя Церкви предания содержим, в готовой Древлеправославной Церкви пребываем".

 

"ПО" с большой любовью переписывались староверами. Их рукописные списки, искусно украшенные поморским орнаментом, особенно ценились собирателями книжных древностей. Так, в собрании известного библиофила E. E. Егорова находилось несколько десятков рукописей "ПО", в т. ч. и оригиналы, поданные Петру I и иеромонаху Неофиту (ныне собрание Егорова находиться в рукописном отделе Рос. гос. библиотеки в Москве). Всего зарегистрировано свыше 200 списков "ПО". Первое стар. изд. "ПО" было конспиративно литографировано в 1887. Стар-дцы смогли легально напечатать их лишь в нач. XX в. В 1911-1913 книга была издана сразу в трех типографиях: в Москве, в типографиях Горбунова и П. Рябушинского, и в Уральске, в типографии Симакова. Последнее репринтное издание осуществлено в 1995 в Москве совместно стар-дцами федосеевского и белокриницкого (бытовое наименование стар-дцев, приемлющих белокриницкую иерархию; официальное наименование - Русская Православная Старообрядческая Церковь) согласий.

·        Изд.: Поморские ответы. Москва, Типография при Преображенском богаделенном доме, 1911. Лит.: Заволоко И., "Поморские ответы и их значение для старообрядчества", СЦК 1973; Старообрядчество 1996, с. 228-229; Зеньковский 1995, с. 453-466; Юхименко 2002, т. 1.В. Б., Г. П.


"ПОМОРСКИЙ ВЕСТНИК" - период. издание Старообрядческого общества Латвии газетно-журнального формата. Учредителями ПВ являются РГСО и Старообрядческое общество Латвии. Пробный выпуск под названием "Камо грядеши" вышел в свет в мае 1999. Первый номер ПВ опубликован в авг. того же года. Периодичность издания - в среднем 3-4 выпуска в год. По различным причинам в 2002 выход ПВ был прерван, но с 2003 по настоящее время издание возобновлено под прежним названием. С 1999 по 2001 редактором ПВ являлся Сергей Пичугин. В 2003 была создана редакция и редколлегия ПВ. Обязанность гл. редактора с этого времени исполняет Илларион Иванов. В состав редколлегии входят: Николай Иванов (зам. гл. ред.), Александр Емельянов (секретарь), члены редколлегии - наст. Василий Быстров, Евгений Григорьев, Георгий Корольков. Общая направленность издания вероучительная и культурно-просвет. На страницах ПВ публикуются самые разнообразные материалы. Среди наиболее важных разделов ПВ: церк. календарь, поучения св. отцов и учителей Церкви, материалы по истории и культуре староверия. Заметное место принадлежит публикациям, основным содержанием кот. является история существования рус. общины в Латвии и ее культурных традиций. Несомненную ценность представляет в этой связи печатание родословных староверческих семей. Редакция ПВ привлекает к сотрудничеству и широкий круг светских авторов, в том числе академических и университетских ученых, занимающихся научными исследованиями в обл. истории и культуры староверов. Центральное место в ПВ занимает освещение различных аспектов жизни стар. общин в совр. Латвии и хроника деятельности РГСО. В последних выпусках ПВ регулярно появляется лит. страница, публикуются актуальные интервью с гостями редакции, в том числе и с представителями зарубежных СЦ. Практически все помещенные в ПВ материалы снабжены документальными фотоснимками и художественными репродукциями. Ил. Иванов, А. Неминущий


ПОМОРЦЫ - одно из официальных самоназваний стар-дцев, кот. в настоящее время принадлежат к самому крупному беспоповскому сообществу (поморскому течению, см. Древлеправославная Поморская Церковь). Иногда называются брачными поморцами, брачными беспоповцами, редко - новопоморцами в отличие от старопоморцев, т. е. небрачных беспоповцев. Вероучение и осознание идентичности брачных поморских общин начало складываться в первой пол. XIX в. Название окончательно укрепилось после принятия П. во мн. странах (за исключением, напр., П. Эстонии и Польши) во втор. пол. XX в. официального наименования Древлеправославная Поморская Церковь; до 1980-х -Старообрядческая Поморская Церковь. В истор. лит. П. называют и часть небрачных беспоповцев, авторитетным центром кот. до конца 1820-х оставалось Выго-Лексинское общежительство; в 1798 выговцы признали новоженческие браки. Г.П.


ПОНОМАРЕВ ФЕДОР АРТЕМЬЕВИЧ (° 12 марта 1943, дер. Зелёнка Лаздияйского р-на Литвы) — предс. совета К. общины и член ВС ДПЦ Литвы. Род. в семье Сувалкских стар-дцев-переселенцев. В 1960 окончил среднюю школу в К. Обучался в К. политехническом институте на машиностроительном факультете; по специальности -инженер-механик. В 1966-1984 работал на К. станкостроительном заводе им. Дзержинского технологом, конструктором, затем начальником цеха. В 1980-1985 - начальник отдела в системе госстандарта; в 1985-1995 -начальник отдела кооперативного строительства в горисполкоме (самоуправлении) К. После 1995 П. - снова гос. служащий. С детства посещал К. храм, в семье учился церковнослав. яз. В 2001 избран предс. совета К. общины. На соборе ДПЦ Литвы в февр. 2002 избран членом ВС ДПЦ и членом президиума ВС ДПЦ.

·        Ист.: Интервью с Ф. А. Пономаревым, февраль 2004 г. Записал Г. Поташенко, Личный архив автора. Г.П.


ПОПЕВКА - мелодико-ритмическая формула, основная строительная единица знаменного роспева. Весь фонд попевок делится на 8 частей - гласов (см. осмогласие); часть попевок входит в состав нескольких или даже всех гласов, этим объединяя систему осмогласия. Общее число попевок знаменного роспева достигает нескольких сотен, сочетание попевок образует знаменную мелодию; т. о. распевались и распеваются новые богослужебные тексты. Для каждой из попевок характерен особый дух. смысл, характер; соединение попевок в песнопение также происходит по строгим законам осмогласия и эмоционально-дух. соответствия.

·        Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Сборник знаменного пения 1984; Калашников Л. Ф., Азбука церковного знаменного пения. Москва, 1915; Музыкальная энциклопедия в 6 томах, гл. ред. Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973-1982.Н. Вакатова


ПОПОВ Федор Карпович (° 1919, дер. Калбутишки, Литва; • 2000, дер. Райстанишкяй, рус. Рейстанишки, Зарасайский р-н Литвы) - наст. Райстинишкской общины Зарасайского р-на Литвы. 12 лет - канонарх местного храма. У своего дяди, известного наст. И. К. Попова, изучал знаменное пение. Посещал Рокишкскую гимназию. Сменил несколько профессий, продолжал участвовать в церк. жизни. 23 апр. 1991 наст. А. Г. Волковым и М. С. Поддубниковым благословлен на пастырское служение, кот. нес до наступления тяжелой болезни. В родословной П. мн. служителей СПЦ - прадед Дионисий, родственники Акиндин, Иоанн, Леонтий являлись причетниками стар. общин Литвы, Латвии, Бел.

 

Похоронен на стар. кладбище в Дегучяй Зарасайского р-на Литвы.

·        Лит.: СЦК 1992, с. 55. В.Б.


ПОПОВЦЫ - собирательное название стар-дцев, приемлющих священство, в отличие от беспоповцев. В настоящее время П. являются членами двух течений (сообществ): Русской Православной Старообрядческой Церкви (белокриницкой иерархии) и Древлеправославной Патриархии Московской и всея Руси (беглопоповцы новозыбковской иерархии) (см. Староверие).


ПОРТНОВ Константин Романович — учитель рижских школ, стар. обществ. деятель. Один из организаторов Кружка ревнителей русской старины (1920-1930-е), сотрудник журнала "Родная старина". Участник антифашистского Сопротивления. Трагически погиб незадолго до окончания 2-й мировой войны.

·        Лит.: СЦК 1977, с. 30. В.Б.


ПОРТНОВ Николай Васильевич (° 17 мая 1958, Д-пилс, Латвия) - иконописец. Склонность к рисованию проявилась у П. в школьные годы. Он не только копировал знаменитых рус. пейзажистов XIX в., но также импровизировал в их стиле. Особенно ему нравилась живописная манера И. И. Левитана (° 1860; • 1900). В 1976 окончил Д-пилсское профессионально-техническое училище; по специальности слесарь. В этом же году наст. К. общины И. И. Никитин, заметив способности П. к рисованию, направил его учиться иконописному мастерству к И. И. Михайлову в Вил. Учился у него полгода, затем был призван в сов. армию. После службы в армии П. продолжил свое обучение у И. И. Михайлова. В течение 17 лет все выходные и отпуска проводил в мастерской у своего учителя. В настоящее время пишет и реставрирует иконы по частным заказам и для стар. общин Латвии, Литвы, Эстонии, Польши и Рос. П. благословлен и утвержден в звании иконописца собором ДПЦ в Вил. (1996). Написал ок. 100 икон Св. Николая Чудотворца и ок. 200 икон Богородицы, не считая икон др. святых и на др. сюжеты. П. пишет темперой строго в рамках византийской и древнерус. (традиционной) иконографии и тем самым сохраняет традиции древней иконописной техники.

 

Некот. иконы письма П. (Д-пилс, Латвия): "Ап. Иоанн Богослов" (конец XX в., дерево, темпера, 64,5 х 28), "Богоматерь Скорбящая" (конец XX в., дерево, темпера, 64,5 х 28), "Пророк Моисей" (конец XX в., дерево, темпера, 64,5 х 28), "Св. Николай Чудотворец" (конец XX в., дерево, темпера, 64,5 х 28). На всех этих иконах — надпись "ик. Николай Васильевич Портнов".

·        Ист.: Интервью с Н. В. Портновым. Записала В. Александрова, 4 марта 2000 г. (Даугавпилс), Личный архив автора. Лит.: Жилко А., 90 лет храму Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николы в Даугавпилсе. Даугавпилс, 1998; Данченко Е., Красилин М, Материалы к словарю иконописцев 17-20 вв. (по данным обследований церковных и других коллекций 1973-1993 гг.). Москва, 1994. В. Александрова


ПОТЕМКИН Симеон (в иночестве - старец Спиридон; • 1665) — поборник староверия, образованный книжник, церк. публицист. Происходил из рода смоленских дворян. Достиг большой учености, владел греч., латинским, польск. яз. Принял монашество. В 1662 упоминается в сане архимандрита московского Покровского монастыря за Яузой. Был убежденным противником нововведений патриарха Никона. Правосл. Церковь, считал он, не нуждается в исправлении: "В неи бо Христос живут и не дает ей погрешити нимало". Написал мн. соч., отстаивал староверие, изобличал отступление иерархов от Евангельских заповедей и преданий отцов Церкви. Был дружен с дьяконом Федором -впоследствии пустозерским мучеником.

·        Лит.: Зеньковский 1995, с. 262-264. В.Б.

Категория: П | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 1114

Copyright MyCorp © 2017