Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Понедельник, 2017.08.21, 04:45
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » П

Пичугин - Польский

ПИЧУГИН Лев Феоктистович (° 1859, Сердобск, Саратовская губ., Рос. имп.; • 1912) -выдающийся деятель и руковод. поморского согласия. С юных лет вступил на дух. поприще. Благодаря упорному самообразованию, стал знаменитым начетчиком, признанным защитником староверия. Заложил основу для объединения беспоповцев на принципах и заветах поморских учителей - развития соборного начала, упорядочения церк. службы. Не будучи наст., был избран предс. 1-го Всероссийского собора христиан-поморцев в Москве (1909). В конце соборных заседаний провел публичные собеседования с представителями стар-ства, приемлющего священство - Ф. Мельниковым и Д. Варакиным. При многочисленных слушателях особенно проявились обширные богословские познания, полемические способности и красноречие П. Глубоко понимая необходимость сближения всех стар. ветвей, П. содействовал учреждению в Москве Совета Всероссийских соборов и съездов поморцев, приемлющих брак (1909). Из-за болезни не смог принять участия во 2-м Всероссийском соборе христиан-поморцев в Москве (1912). Сотрудничал в поморском журнале "Щит веры" (1912-1917). Оставил мн. соч. Среди них - труд "Старая вера", "О единоверии", письма, доклады, журнальные статьи. В кругах стар-ства П. называли "светильником разума".

·        Соч.: Беседы старообрядцев Л. Ф. Пичугина, Ф. Е. Мельникова и Д. С. Варакина 7-10 мая 1909 года. Москва, 1910; Пичугин Л. Ф., Старая вера. Москва, 1914 (переиздана: Москва, 1991); Письма Л. Пичугина, т. 1. Саратов, 1914. Лит.: Вестник ВСС в Польше, 1932, № 4, с. 1-16; Старообрядчество 1996, с. 224—225. В.Б.


ПЛАТКОВЫ - служители ДПЦ.

 

Иоаким Лукич П. (° 1896; • 1991) - причетник Володинской общины (Д-пилсский р-н, Латвия). С юных лет посещал клирос, изучал Св. Писание, знаменное пение. Постоянно заботился о содержании родного храма. На расширение иконостаса пожертвовал 10 икон. Переплетал дух. книги. Был известным садоводом, примерным тружеником. Вырастил одиннадцать детей.

 

Федор Иоакимович П. (° 1938, с. Риетуми, Илукстский у. Латвии) — штатный причетник РГСО с 1990, руковод. курсов учителей Закона Божия. Окончил Д-пилсский педагогический институт с дипломом учителя биологии и химии. До марта 1990 - преподаватель, директор школы для трудновоспитуемых детей.

·        Лит.: СЦК 1992, с. 57; СПЦК 1998, с. 92. В.Б.


ПЛЮСКОВСКАЯ ОБЩИНА (Рез. у, Латвия). В ноябре 1922 состоялось общее собрание Кристельской общины, на кот. вследствие несогласий по хоз. и особенно каноническим вопросам, в первую очередь по вопросу о браке, из 206 семей прихода 125 решили отделиться и открыть новую общину в дер. Плюсково. В 1923 ее утвердили. К. Анисимов и И. Никитин предоставили в дар помещение для молитвенного дома. В 1925 принято решение о строительстве нового храма. Земельный участок пожертвовал К. Зиновьев. В 1933 храм был построен. В 1932 ПО насчитывала 803 прихожанина, в 1939 - 756. В 1938 собственность ПО оценивалась в 5348 латов. Имелось 5,72 га земли; приход составлял 497, расход - 452 лата. Служили наст.: Зиновий Белов (1922—1929), Роман Колесников 1931-1934), Данила Глухов (1934-?).

 

В настоящее время наставник отсутствует. Службы совершаются по праздникам и. о. наст. Вилянской общины А. Вороновым. При храме два кладбища.

·        Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 57; Архив Плюсковской общины, ЛКМ. В. Никонов


ПОГОРЕЛЕЦКАЯ ОБЩИНА, создана в 1801 (1802) в дер. Погорелец Вигерского (с 1808 Сейненского) пов. Пруссии (быв. Речь Посполитая, с 1815 по 1832 - автономное Царство Польское в составе Рос. имп.; ныне Польша). Сначала ПО была федосеевской или, как писали в светских документах, "филипповской", "пилипонской". В связи с требованием светских властей регистрировать браки с конца 1820-х наст. стали записывать браки в метрические книги (гражданский брак), а также благословлять в своих храмах вступающих в брак стар-дцев.

 

По устному преданию, ПО возникла в 1774, когда Емануил Самуилов, состоятельный переселенец из Рос, купил местное имение, начал там строить дома, а позже разделил землю между своими детьми, став т. о. основателем дер. Погорелец. В 1801 был построен молитвенный храм. Первым наст. был Иван Максимович, "пришедший из России страха ради никоновского". Согласно исследованиям польск. историка Е. Иванца, первым наст. был Иван Степанович (• 1807). После него служил наст. Василий Иванович Пансуев (Панцырев; • 1852), а по Е. Иванцу, что подтверждают и ист., - Василий Максимов. В связи с введением норм гражданского кодекса Царства Польского, он также стал лицом, ответственным перед властями за ведение записей в метрических книгах о родившихся, бракосочетавшихся и умерших. В 1826 сведения о метрических книгах говорят о более умеренном отношении местных стар-дцев к новоженам и принятии бессвященнословных браков. По некот. сведениям, втор. наст. привез колокола для Погорелецкого храма из Стародуба. Однако царская администрация "по настоянию никонианского священства" неоднократно снимала колокола с храма.

 

Третий наст. Егор Панфилович Лисицын служил в ПО почти 45 лет, с 1852 по 1897. В царствование Николая I положение местных стар-дцев было тяжелым: не разрешалось ремонтировать ветшающий храм, устанавливать колокола и звонить в них, без разбора производился рекрутский набор. Жесткая политика местной администрации несколько смягчилась во время восстания 1863 в Польше и Литве. Тогда дер. Погорелец посетил высокий гость - князь Барятинский. Побывав в стар. храме, он разрешил повесить колокола и починить крышу, поскольку местные стар-дцы жаловались ему, что "храм течет и колокола сняты". После смерти наст. Е. П. Лисицына в 1897 долгое время - ок. 44 лет — в ПО служил дух. о. Григорий Петрович Панцырев.

 

В 1920-1939 ПО была частью Вост. СЦ в Польше. В 1930-х ПО насчитывал ок. 1700 прихожан, до 1941 - более 1920. Предс. совета ПО был Яков Петрович Панцырев, участник 1-го Всепольского стар. съезда в Вил. (1925). Наст. Г. П. Панцырев участвовал в поместном съезде дух. о. и представителей стар. общин Сувалкского р-на в Сувалках (1933). Законоучители преподавали Закон Божий для детей стар-дцев ПО в семи польск. правит. школах: К. Легензов в Матьково-Рудской и Жлобинской, А. Челпанов в Лесанка-Даниловской и Каролинской, И. Алексеев в Поцкунской, Сейненской и Константиновской.

 

Оккупация и раздел Польши в 1939, принудительная миграция большинства рус. из Сувалкского края весной 1941 в Литов. ССР нанесла огромный удар по ПО, как и по всем др. восьми общинам (после 1939 без Вил. края) и стар. традициям в Польше. В результате этой миграции дер. Погорелец резко опустела, пришла в упадок ПО. Рус. стар-дцы из ПО, как и др. переселенцы, были размещены разными группами почти по всей Литве — гл. обр., в Вилкавишкском, Мариямпольском и Лаздияйском у. Почти никто из них больше не вернулся на родину. Вскоре после перемещения стар-дцев из Сувалкско-Сейненского региона в авг. 1941 умер быв. наст. ПО Г. П. Панцырев. Он похоронен на местном катол. кладбище в дер. Гришкабуде Шакяйского р-на, где жил после переселения из Польши.

 

После 2-й мировой войны безлюдный Погорелецкий храм не действовал. Однако в 1982 местная администрация отобрала эту молельню у староверов: храм был разорен и перенесен в соседние Гибы, где возник катол. костел. Это решение местных властей возмутило стар-дцев Польши. Уничтожение стар. храма широко обсуждалось в польск. прессе, а суд Сувалкского воеводства вынес решение о незаконности конфискации храма. Так печально завершилась 200-летняя история существования ПО. Однако у этого финального события был и позитивный аспект, поскольку разрушение Погорелецкого храма способствовало, начиная с 1980-х, оживлению деятельности и сплочению стар-дцев Польши.

·        Лит.: Голубев П., "Вести из Сувалкского района", Вестник ВСС в Польше, 1930, № 2, с. 19-21; История Клайпедской старообрядческой общины, сост. Г. Л. Легензов (илл., компьютерный набор), 1990-е гг.; Вестник ВСС в Польше, 1929, № 3, с. 2; Календарь ВСС в Польше. Вильно, 1936, с. 48; Список общин в Польше 1930-е; Труды съезда 1925, с. 90; Iwaniec 1977, s. 77-106; Jaroszewicz-Pieresławcew 1995, s. 53-62. Г.П.


ПОДГОРНЫЙ Иван Митрофанович (° 1868; • 1945) - служитель ДПЦ. Выходец из староверов Калласте (Эстония). С 1930 -наст. Таллиннской общины.

·        Лит.: Пономарева Г., Русские староверы в Эстонии = Vene vanausulised Eestis = Russian Old Believers in Estonia. Б. m., б. г. В.Б.


ПОДГУРСКИЙ Георгий Михайлович (° 1919, Орёл, Рос; • 1994, Латвия) - наст. РГСО с 1982 и до конца жизни. В годы гражданской войны родители П. переехали в Латвию. Детские годы П. провел в Д-пилсе, закончил Д-пилсскую гимназию, затем Латвийский университет, получив специальность инженера-строителя. В годы 2-й мировой войны принимал участие в работе Рус. комитета по юридическому обслуживанию рус. населения. Был принудительно мобилизован в армию. В 1945—1947 проходил фильтрацию в Комсомольске-на-Амуре. Вернулся в Р. В 1951 был арестован и приговорен к 10 годам лагерей, в 1952 - к 25 годам. В 1955 освобожден. Был женат на Анне Львовне Мурниковой, дочери известного наст. Л. С. Мурникова. Жил в Таллинне, был головщиком Таллиннской общины. После смерти жены в 1981 по приглашению совета РГСО переехал в Р. В 1982 благословлен в наст. РГСО. Чин благословения совершил его дух. о наст. А. Г. Волков (Д-пилс) в сослужении наст. Макария Аристарховича Епифанова (Псков), наст. М. И. Баранова (Таллинн) и наст. О. И. Розанова (Ленинград, ныне Петербург). Дальнейшая жизнь П. неразрывно связана с РГСО, в кот. он пользовался большим уважением и авторитетом, был усердным молитвенником и заботливым пастырем.

·        Лит.: Балтийский архив. Русская культура в Прибалтике, т. 1, с. 113; СЦК 1990, с. 61; СПЦК 1995, с. 53. Ил. Иванов


ПОДДУБНИКОВ Максим Семенович (° 1939, близ Д-пилса, Латвия; • 1994) - наст. Старофорштадской общины Д-пилса. С детства был приобщен к чтению дух. лит., к молитве. Получил среднее образование, состоял на гос. службе. Регулярно посещал храм. С 1976 служил головщиком, с 1986 - наст.

·        Лит.: СПЦК 1995, с. 53. В.Б.


ПОДОБЕН - песнопение-модель, образец, по кот. поются др. песнопения, а также песнопение, исполняемое по образцу. В научной лит. различаются понятия самоподобна (образец) и П. (исполнение по этому образцу); в стар. певческой практике П. называется и песнопение-модель, и песнопение, исполняемое по модели. Из нескольких десятков древнерус. П. сегодня стар-дцами используется ок. восьми: в 1 гласе - "Небесным чином", "Прехвалнии мученицы", во 2 гласе -"Доме Ефрафов", "Егда от древа", в 4 гласе -"Яко добля", "Дал еси знамение", в 5 гласе - "Радуися живоносныи Кресте" и в 8 гласе -"О преславное чюдо".

 

Как и самогласны, П. просты по форме (2— 9 чередующиеся попевки), легки в применении к новым текстам (с иным количеством слогов). Крюковой текст П., обычно включаемый в Обиход, отличается от реально исполняемой мелодии - чаще П. отражает устную традицию пения отдельно взятой общины.

·        Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Сборник знаменного пения 1984; Музыкальная энциклопедия в 6 томах, гл. ред. Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973-1982. Н. Вакатова


ПОДРУЧНИК - стар. молитвенный коврик, используемый для полагания рук при земных поклонах. Н. Морозова


ПОЕЗЕРЦСКАЯ ОБЩИНА, одна из древнейших стар. общин на террит. совр. Литвы, действующая до настоящего времени. Основана в 1715 (или в 1725) в дер. Поезерцы Вил. воеводства ВкЛ (ныне дер. Паежяряй, Аникшчяйский р-н Литвы). Данные о ранней истории ПО скудны. В 1933 один из активных деятелей ПО Т. В. Абрамов (о 1867; • после 1933) писал в журнале "Китеж-град" о ее возникновении: "Старообрядцы во время гонений при русском правительстве за религиозные убеждения, собирались и молились в избах, мало отличавшихся по своему внутреннему убранству от обыкновенных изб. Одна из таких изб, или "хиж", как они назывались, существовала с 1715 г. по 1842 г. В 1842 г. местные Поезерцские старообрядцы В. С. Шорохов и П. Павлов, И. Кравцов, Л. Дымин и наставник Иоанн Наставников, не считаясь с трудностью и опасностью, возобновили одряхлевшую постройку".

 

В первой четверти XIX в., с переходом почти всего ВкЛ под власть Романовых, положение существовавшей здесь ПО, судя по всему, не изменилось. В 1816 рус. жили в 163 дер. и хуторах Вилкомирского у, в т. ч. в дер. Поезерцы. В период возобновившихся при Николае I гонений на стар-дцев, ПО все же сохранила свой храм и, несмотря на запрет ремонтировать стар. храмы, тайно обновила его. До 1900 молельня существовала "в виде небольшого домика, в кот. совершались богослужения". В 1842 в ПО было ок. 300 прихожан, в 1875 - более 500. Это подтверждают также официальные неполные данные, согласно кот. в нач. 1860-х в пятом стане Вилкомирского у., где находилась ПО, проживало 432 стар-дца. В 1870-х наст. был Стефан Антонов[ич] Коваленков.

 

В дальнейшем ПО постепенно росла и храм становился тесным. По воспоминаниям одного современника, "в большие праздники собиралось столько молящихся, что храм переполнялся и многим приходилось стоять возле храма у окон и дверей, чтобы участвовать в богослужении". В 1900 группа стар-дцев во главе с наст. Иулианом Пономаревым, прихожанами Т. Абрамовым, Л. Лататуевым и др. решили добиться разрешения на постройку нового храма у местной администрации, а позже - у вил. ген.-губ. В нач. 1903 разрешение от властей было получено; поезерцские стар-дцы в течение семи месяцев выстроили и торжест. освятили Св. Успенский дерев. храм. После провозглашения законов о веротерпимости и порядке образования стар. общин (окт. 1906) поморская ПО, как и мн. стар. орг-ции, стала легальной, зарегистрировалась, избрала совет общины (16 авг. 1907) и соорудила колокольню. Были приобретены колокола и мн. икон. Наст. И. Пономарев участвовал в съезде стар-дцев Сев-зап. края в Вил. (1906). Летом 1910 храм сгорел со всей церк. утварью и иконами. Предс. совета Т. Абрамов с помощью В. Юшкова собрал новые пожертвования и в 1913 был построен новый храм. Сначала ПО была федосеевской, переход же к поморскому брачному согласию произошел в период между 1820-ми и концом XIX в.

 

Во время 1-й мировой войны часть прихожан ПО бежала от немцев на восток. Некот. жили в Москве, где служили в 1-й Московской поморской общине. Спустя четыре-пять лет мн. вернулись в родные места. После провозглашения независимости Литвы в 1918 ПО стала расти. В 1937 она объединяла внушительное число прихожан - 1056 чел. Дух. о. был С. Воробьев (1920-е); после него длительный период служил один из авторитетных наст. О. Г. Орлов (1931-1950), в 1934 избранный членом ДК Литвы. Долгое время головщиком ПО был К. Е. Дымин (1911— 1951), с 1951 наст. Буткунской общины.

 

В ноябре 1948 ПО была зарегистрирована сов. властями. В 1950 ВСС перевел наст. О. Г. Орлова на служение в Сипайлишкскую общину, а вместо него был избран Алексей Афанасьевич Ковалев (1950-1972?). С 1972 по 1974 служил Ф. А. Пастушков, участник собора СПЦ в Вил. (1974), позже ставший наст. Муро-Стравенинкской общины. После него — наст. Е. Г. Губанов из Укмерге, Пономарев.

 

В 1949 ПО насчитывала ок. 1100 прихожан, в 1990-х - до 100 чел. По переписи населения 2001, в Аникшчяйском р-не проживало 288 стар-дцев. Резкое сокращение числа прихожан в конце 1940-1960-х произошло за счет бегства из колхозов и в связи с преследованиями части местных рус. со стороны отрядов антисов. партизанского движения (1945—1953), миграции в пос. и города, прежде всего в пос. Вешинтай, Аникшчяй, Паневежис, Вил. Позже основной причиной постепенного сокращения численности ПО стал непрерывный переезд в города по семейным обстоятельствам, в поисках заработка; кроме того, молодежь стремилась получить в городе высшее образование. В 1978 ПО продлила договор с местными властями об аренде здания храма, где было ок. 50 икон, общинного дома и хоз. постройки. Предс. совета был Потапий Кононов. В конце 1980-х ПО стала приходить в упадок из-за малочисленности прихожан: богослужения совершались изредка, отсутствовал постоянный наст., не раз совершались кражи икон из храма. Однако праздничные богослужения бывают многолюдными - съезжаются выходцы из здешних мест. В наст. время требы местных староверов исполняет наст. из Паневежиса. Предс. совета ПО - Антоний Колесников.

 

На сравнительно большом общинном кладбище ок. дер. Паежяряй (Поезерцы), кот. существует, предположительно, с XVIII в. сохранилось более двадцати старых надгробий.

·        Ист.: LVA. F. R—181. Ар. 1. В. 39. L. 6; LVA. F. R-l 81. Ар. 1. В. 57. L. 10-15; LVIA. F. 752. Ap. 1. B. 7, 9, 26; LVIA. F. 1374. Ap. 1. B. 1; Историческое наследие (Старообрядческое кладбище ок. дер. Паежяряй (Поезерцы), Аникщчяйский р-н, 30 августа 2001 г.); Собрание материалов (Интервью с А. Колесниковым (° 1931), дер. Поезерцы, Аникшчяйский р-н, 8 июля 1997 г. Записал Г. Поташенко); Список ВСС 1992; Список общин ДПЦ 2003 г. Лит.: Китеж-Град, 1933, № 8, с. 5-6; Корецкий 1863, с. 14; Постановления и доклады 1974, с. 149; Прозоров 2002, с. 219; СЦК 1972, с. 78; СЦК 1985, с. 61; Bagdonas V., Paežeriuose gyvena sentikiai, Utenis, 2001, sausio 25 d.; Lietuvos gyventojai 2001, p. 202; Sabaliauskaitė 1999, p. 7, 21. Г.П.


ПОЗДНЯКОВ Илья Наумович - наст. Дубянской общины (Литва) с 1907 по 1917. Автор приветствия в адрес 1-го Всероссийского собора христиан-поморцев, приемлющих брак, состоявшегося 1-12 мая 1909 в Москве. В этом приветствии он образно выразил свой религ.-мистический взгляд на текущие события стар. жизни в Рос, трепетно-покорное отношение к "Великому Монарху нашему Государю Императору Николаю Александровичу" и его "невыяснимому милосердию"по поводу созыва 1-го Всероссийского собора христиан — поморцев, свои теплые чувства к "Матушке России" и "Богоносной Матушке Москве". В этом приветствии он писал и о беспомощном положении 13 семей стар-дцев-переселенцев в "глухой Польше" (т. е. в Шяуляйском у. Ков. губ.), прибывших туда из Свенцянского у. (ныне Швенчёнский р-н) Вил. губ.

·        Ист.: LVA. F. 1215. Ар. 1. В. 1169. L. 72-73. Лит.: Деяния первого собора 1909, с. 20-21. Г.П.


ПОЛГИН Михаил Фокович (° 1930, Д-пилс, Латвия) - наст. Слостовской общины (Краславский р-н Латвии). Его отец Фока Нестерович преподавал Закон Божий. Окончил сельхозшколу с дипломом техника-овощевода, работал агрономом. После срочной армейской службы поступил на Д-пилсский локомотиворемонтный завод, с 1954 до выхода на пенсию трудился токарем, мастером. Учился в железнодорожном техникуме. К церк. службе приобщен с 7 лет. Посещая храм, изучая лит., овладел знаниями необходимыми для пастырского служения. Благословлен в наст. 10 марта 1995 по чину, составленному отцами Дегуцкой обители (см. Дегуцкая община) в XVIII в.

·        Лит.: Старовер (Рига), 1996, № 9; СЦК (Даугавпилс) 2001, с. 81. В.Б.


ПОЛИВАРКСКАЯ ОБЩИНА (Зарасайский р-н Литвы), основана в сер. XVIII в. бывшими иноками Гудишкской обители. "В сем году 1763-м в Литве в Солоцком Поливарке основался молитвенный храм богославением духовных отец обительских остальцев Филимона Петровича и Степана Афанасьевича в царствование Екатерины Алексеевны". Один из наст. первой пол. XIX в. - Иван Родионович (• 1841). Во время гонений ПО постигла печальная участь. "1849 г. месяца марта 19 дня Ковенской губернии Новоалександровского уезда Солоцко-Поливаркская моленна суждена на сломку в продажу с публичного торга <...>. Она в запечатании была 9 лет". В 1880 храм восстановили. Наст. ПО с 1870 по 1914 служили: Василий Федотов, С. Леонов, Пудов, Артамон Иванович, Лука Виноградов, Е. Орлов, А. Кудряшов, Е. Рагозин. Затем - Ириней Королев (1914-1918, 1927-1938), Ефрем Каштельянов (1918-1925), Ефим Фитингов (1925-1927). На исходе 1930-х ПО объединяла более 1400 прихожан. Долгое время наст. был Палладий Шапков. Служил здесь наст. М. Я. Толкачёв и др. В 1950-е при строительстве Анталепской гидроэлектростанции была затоплена части земель и моленную перенесли. Старинное кладбище, за исключением небольшого участка, оказалось под водой. В 1959 было заведено новое кладбище. В конце 1980-х ПО прекратила свое существование по причине крайнего уменьшения числа прихожан, вызванного сокращением сельского населения. Последним предс. ПО избирался Алимпий Николаевич Сорокин. Дерев. сруб моленной был разобран и использован в строительстве Зарасайского храма (1992).

·        Ист.: ДЛ, с. 197, с. 240; LVA. F. 1215. Ар. 1. В. 1169. L. 80. В. Б.


ПОЛОЦКАЯ ОБЩИНА (Полоцк, Бел.), одна из старейших стар. общин в Бел. До 2-й мировой войны действовал казенный храм. Во время войны была частично разрушена колокольня. После изгнания немцев храм снесли. Приход продолжал существовать: богослужения совершались в жилищах. В 1984 ПО купила частный дом, кот. приспособили под моленную. Стараниями наст. Иулиана Федоровича Лаврова (30 лет возглавлял ПО), наст. и предс. совета ПО Петра Александровича Орлова было предпринято строительство нового храма. В праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1998 состоялось торжест. освящение и открытие храма с крестным ходом. Иконостас восстанавливается заново, поскольку прежняя моленная в результате краж лишилась 80 икон XVI-XIX вв. Поступают дарения. По словам П. Орлова (1999), в Полоцке насчитывалось ок. 1 тыс. староверов.

·        Лит.: СПЦК 1999. В.Б.


ПОЛЬСКИЙ СОБОР, см. Гудишкский (Польский) собор 1752.


Категория: П | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 1243

Copyright MyCorp © 2017