Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Четверг, 2024.04.25, 03:23
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » О

обиход - Острожская

ОБИХОД - певческая книга правосл. службы. О. формировался в XV-XVII вв., часть песнопений была заимствована из стихирарей и различных певческих сборников. В О. входят песнопения, исполняемые на богослужениях ежедневно или длительное время (отсюда название — сборник "обиходных", т. е. постоянных песнопений). Состав О. очень непостоянен, типы его выделить сложно, возможно лишь выявление устойчивых разделов О.

Основу древнерус. О. составляли песнопения Всенощного бдения и литургий: Иоанна Златоуста, Преждеосвященных даров и Василия Великого, а также Пасхи. Часто в О. входили чины погребения ("заупокойный"), многолетия царской семьи ("Заздравной чаши"), венчания, обновления храма и др. Начиналась книга, как правило, названием "Начало Всенощного Бдения". Начиная с сер. XVII в. в О. выделяется два раздела: О. простой и постный. О. простой включает в себя разделы вечерни, утрени, литургии Иоанна Златоуста; О. постный - песнопения утрени, затем следовала литургия Преждеосвященных даров, литургия Василия Великого.

Состав стар. О. зависит от принадлежности его автора к тому или иному старообрядческому согласию. В беспоповских общинах О. претерпел наиболее значительные изменения, из книг были изъяты песнопения литургий. В поморский О. входят основные песнопения дневного круга богослужения: песнопения Всенощного Бдения (вечерни и утрени), Великой павечерницы, Обедницы и др. Здесь же помещены величания, светилъны, задостойники, тропари и кондаки, самогласны и подобны, песнопения заупокойного богослужения и триодного периода (см. Триодь).

· Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Захарьина Н. Б., Русские богослужебные певческие книги XV1II - X1X веков. Санкт-Петербург, 2003; Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах, гл. ред. Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973-1982; Сборник знаменного пения 1984. Н. Вакатова


ОБИХОДНЫЙ ЗВУКОРЯД - последовательность из 12-ти звуков, используемых в знаменном пении. 03 делится на 4 равных отрезка - согласия, интервальные соотношения кот.совпадают (тон — тон - полутон): gah - c1d1e1 - f1g1a1 - b1c2d2. Все четыре согласия имеют самостоятельные названия: самое низкое (соль-си малой октавы) - простое, далее вверх следуют мрачное, светлое и тресветлое согласия. В древнерус. системе певческой нотации запись некот. основных знамен (статии, крюки, подчашия, скамейцы) основывалась на принадлежности их к одному из четырех согласий ОЗ, что обозначалось так наз. очками. Так, знамена "простые" очков не имели, знамена "мрачные" обозначались одним очком, "светлые" вумя, "тресветлые" - тремя очками. На практике границы "очковых" обозначений очень сильно размыты и определить по ним высоту знамени можно лишь весьма приблизительно. Такая система скорее напоминает заученный со слуха напев, нежели дает представление о его реальном звучании. Реформа записи знаменных песнопений, произведенная Иваном Шайдуровым в нач. XVII в., дала возможность более точной фиксации высоты звука благодаря введению так наз. киноварных помет.

В совр. стар. певческой практике интервальные соотношения ОЗ нередко изменяются, в 03 включаются дополнительные вводные ступени (особенно часто - fis, cis), что искажает ладогармоническую структуру исполняемого песнопения и придает ему черты мажоро-минорной системы.

· Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Сборник знаменного пения 1984; Калашников Л. Ф., Азбука церковного знаменного пения. Москва, 1915; Музыкальная энциклопедия в 6 томах, гл. ред. Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973-1982. Н. Вакатова


ОБРАЩЕНИЕ К ОДНОВЕРЦАМ В СВЯЗИ С ТЫСЯЧЕЛЕТИЕМ КРЕЩЕНИЯ РУСИ (1988), принято в юбилейный год соиздателями СЦК - ВСС в Литов. ССР, Ленинградской поморская общиной, Московской поморской общиной, РГСО.Текст гласил: "Дорогие духовные отцы, братие и сестры во Христе! От имени Древлеправославной Старообрядческой Поморской Церкви приветствуем и поздравляем с христианским торжеством — тысячелетием Просвещения святой и благословенной Русской Земли! "На камени сем созижду мою веру и врата адовы не одолеют Ея". Эти слова Христа предрекают непобедимость Евангелического учения и вселяют надежду на спасение человечества. Благочестивая преемственность величайшего богодухновенного наследия Святой Руси от Вселенской Церкви подтверждена тысячелетней историей христианства в нашем Отечестве. Изначальная Русь, получив на киевских холмах благословение от святого Андрея Первозванного, приняв благовестив от первых христиан и святой княгини Ольги, начала свое Великое Просвещение от святого князя Владимира крещением Киевской Руси. Земля Русская окропилась благодатным освящением от Вселенского Православия и сонма святых русских чудотворцев, удобривших ее своим добродетельным житием и многими чудесами утвердивших на ней истинно православную Веру. И ни великие испытания, выпавшие на долю многострадальной нашей Родины и Церкви - нашествия иноземных орд и междуусобные брани, ни огромные материальные и моральные потери в культуре и искусстве не сломили духа, не поколебали веры русского народа. Древлеправославные христиане! Встретим наступающее знаменательное и всемирное событие достойным Богохвалением и славословием, неленостным исполнением Христовых заповедей и добродетелей христианских - всечеловеческой любви, нелицемерного милосердия, терпения и мужества, смирения и воздержания. Празднуя тысячелетие Крещения Киевской Руси, хвалим благодарно Господа и Пресвятую Богородицу, Покровительницу нашей древней Отчизны, святых российских чудотворцев и всех святых, посетивших и благославивших, освятивших и защитивших Землю Русскую и молим усердно о сохранении мирного жития и спасения рода человеческого".

· Лит.: Приложение к СЦК 1988. В.Б.


ОКТОИХ, Октай - певческая книга правосл. службы. Полный О. содержит изменяемые песнопения подвижных дней седмичного (недельного) круга. Богослужебное последование каждого седмичного дня включает в себя песнопения вечерни, повечерия, утрени и литургии, а воскресных дней - дополнительно песнопения малой вечерни и полунощницы. Все песнопения одной седмицы исполняются на один и тот же глас (см. Осмогласие), по числу кот. (восемь) книга получила свое название. Восьминедельные гласовые циклы (столпы) составляют годовой круг богослужения. Каждый седмичный день в О. связан с определенным ликом святых или священным событием: воскресные песнопения посвящены Воскресению Христову, песнопения понедельника - святым ангелам, песнопения вторника - св. Иоанну Крестителю, песнопения среды и пятницы — Кресту и Божией Матери, четверга — апостолам и святителю Николаю; субботы — всем святым и усопшим.

В истории формирования О. можно выделить несколько основных этапов. Отдельные песнопения будущего О. были составлены в Палестине в V—VII вв.; в VIII в. в Иеросалиме создан О. Иоанна Дамаскина, кот.позже неоднократно пополнялся - песнопениями Иосифа Песнопевца, Феодора Студита, Льва VI Мудрого, Константина VII Багрянородного, Павла Амморейского. К XII в. относится появление списков О. Иерусалимской редакции. В древнерус. традиции получили распространение несколько видов сокращенного О. Изборный О., Параклитик, Шестоднев служебный и Богородичник. Примерно с сер. XVII в. можно говорить о двух устойчивых типах О.: полном и кратком.

Стар. О. приближаются к краткому типу. Основные сокращения коснулись песнопений будних дней. Упраздняется малая вечерня, великая приближается по составу к малой. Часто краткий тип О. содержит только воскресные песнопения: воскресные стихеры и тропари, ипокои, степенны, прокимны на утрени, блаженны, богородичны, евангельские стихеры.

· Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Захарьина Н. Б., Русские богослужебные певческие книги XVIII-Х1Х веков. Санкт-Петербург, 2003. Н. Вакатова


ОПАРИН Родион Иванович (° 1908; • 1995) -наст. Новосибирской общины стар-дцев-поморцев. Дед и отец были наст., а отец к тому же - участником Всероссийского собора христиан-поморцев в Москве (1909). Окончив среднюю школу, О. учительствовал. Был на фронтах Великой Отечественной войны, награжден орденом. После войны работал рыбаком, лесорубом, сплавщиком леса. С выходом на пенсию полностью посвятил себя дух.деятельности. В 1976 принял наставничество; был утвержден ВСС в Литов ССР. Заново организовал приход, собрал иконы и книги. В его бытность наставником число прихожан увеличилось до 2 тыс. чел.

· Лит.: КДПЦ 1996, с. 75. В.Б.


ОРЛОВ Онисим Георгиевич (° 1890, дер. Поезерцы Ков. губ., ныне Аникшчяйский р-н Литвы; • 1968) - наст.ряда поморских общин Литвы. Род.в семье наст. С детства под руководством своего отца изучал Св. Писание, знаменное пение и богослужебный устав. В период 1 -й мировой войны эвакуировался и служил головщиком 1-й Московской поморской общины. Позже вернулся в Литву и жил в дер. Поезерцы, где обучал причетников знаменному пению. В 1931—1950 — наст. Поезерской общины. Благодаря отличным знаниям Св. Писания на Вселитов. съезде стар-дцев (1934) избран членом ДК; в этой должности прослужил более 30 лет. В 1950 ВСС в Литов. ССР перевел его на служение в Сипайлишкскую общину. О. избран членом президиума ВСС Литов. ССР. "За заслуженный авторитет среди наставников и верующих, за свою деятельность на благо св. Церкви" в 1966 награжден грамотой президиума ВСС.

· Ист.: LVA. F. 391. Ар. 4. В. 723. L. 20. Лит.: СЦК 1972, с. 78-79. В. Б., Г. П.


ОСИПОВ Евфимий Фаддеевич (° 7 апр. 1927, дер. Ковалево, Краславский р-н Латвии) — иконописец и наст. Ковалевской общины. Родители - наст. Слостовской общины Фаддей Васильевич и Анна Леонтьевна оспитывали сына в духе стар. традиций. С ранних лет О. пел кафизмы, канонаршил, читал Апостол. О. с 1948 отслужил в армии, после демобилизации получил образование агронома. Проработал 40 лет на различных должностях в сельском хоз. В нач. 1960-х начал рисовать. Первые пейзажи писал акварелью. Потом стал писать маслом и копировать произведения рус. живописцев XIX в. . П. Брюллова (° 1799; • 1852) и И. И. Шишкина (° 1832; • 1898). В конце 1980-х-1990-е О. написал 12 икон для Ковалевской моленной. Многие иконы писал по прорисям иконописца M. H. Белогрудова. В своих работах О. придерживается византийской и древнерус. иконографической традиции. Отличительными особенностями его письма являются непосредственность, упрощение сложных деталей, особенно яркий колорит, подчеркнутые локальные цвета. Некот. его работы напоминают детские рисунки. 22 мая 1999 О. был благословлен в наст. Чин благословения совершил наст. Лиепайской общины Михаил Александров. В 2000 патриарх Московский наградил О. орденом Св. Сергия Радонежского за возрождение Ковалевской общины и храма св. Николая.

Иконы, написанные О. в 1990-е: "Казанская Богоматерь", "Св. Равноапостольная царица Елена", "Тайная вечеря", "Архангел Гавриил", "Апостол Иоанн", "Богоматерь (в молении)", "Св. великомученик Георгий Победоносец", "Богоматерь Знамение", "Вход Господень в Иеросалим", "Вознесение на небо Ильи-пророка".

· Ист.: Интервью с Е. Ф. Осиповым. Записала В. Александрова, 2 марта 2000 г. и 27 октября 2002 г., Личный архив автора; СЦК 2000, с. 98. В. Александрова


ОСИПОВ Тихон Филаретович (° 1924, Польша) - наст. Елгавской общины (Латвия) с 1984. Основы церк. образования получил в Сувалкской начальной школе. Пение осваивал у наст. Д. И. Панцырева. С 1941 жил в Литве, пел в хоре Смильгяйской общины. С 1960 более 20 лет был певчим РГСО.

· Лит.: СЦК 1999 (Даугавпилс), с. 72. В.Б.


ОСМОГЛАСИЕ — ладотональная система древнерус. и стар.церк. пения. Основу О. составляет 8 частей - гласов. О. перенято из Византии одновременно с крещением Руси, однако в течение X—XII вв. трансформировалось под воздействием рус.песенного мелоса и в отличие от греческого представляло собой не столько систему опорных звуков, сколько сумму определенных мотивов - так наз. попевок. Совр. музыковеды склонны объединять в понятии О. и систему попевок, и систему опорных звуков.

В богослужебной певческой практике (как правосл., так и стар.) один из 8 гласов поочередно составляет певческую основу недельного (так наз. седмичного) круга. Последовательность 8 гласов составляет 8-недельный круг (так наз. столп), всего в году чередуется ок. 6 таких гласовых столпов (сюда не входят некот. песнопения больших праздников и др.). Системе осмогласия не подчиняются некот. внегласовые песнопения и целые роспевы (демественный).

Фонд попевок, составляющих О., насчитывает несколько сотен. Как правило, определенная попевка встречается в нескольких гласах (чаще родственных), часть попевок используется лишь в каком-то одном их них, некот. попевки объединяют собой все 8 гласов. Каждый глас в отдельности представляет собой самостоятельную систему попевок и способов их сочетаний, определяющих дух.содержание гласа и певческое исполнение. В певческих книгах гласы обозначаются славянскими цифрами.

В совр. стар.общинах широко распространена практика "пения на глас", при кот. песнопение исполняется не по оригинальному крюковому тексту, а по более упрощенной гласовой модели (см. Самогласен).

· Лит.: Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Сборник знаменного пения 1984; Калашников Л. Ф., Азбука церковного знаменного пения. Москва, 1915; Музыкальная энциклопедия в 6 томах, гл. ред. Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973-1982. Н. Вакатова


ОСТРОЖСКАЯ БИБЛИЯ - первая печатная Библия на славянском яз. Начало славянским переводам Св. Писания положили великие просветители славян братья Кирилл и Мефодий (сер. IX в.). Однако полного славянского текста Библии долгое время не было - церк. хождение имели отдельные книги, к примеру, Псалтырь. Полная рукописная Библия датируется 1499 и получила название Геннадиевской, так как составлялась (с осуществлением новых переводов) по благословению архиепископа Новогородского Геннадия. Наконец, в 1581 в Остроге попечением борца с унией князя Константина Острожского славянская Библия была напечатана.[*] ОБ и есть "старообрядческая Библия", ибо до раскола сер. XVII в. была безоговорочно принята в РПЦ. В основе ОБ на славянском яз. лежал греческий текст 70 толковников; она является канонической[**] и представляет большую редкость.[? см.*] Ее переиздания предпринимались лишь трижды: в 1914 Московская старообрядческая книгопечатня воспроизвела ОБ с сохранением формата листа, количества строк на странице, рисунков и заставок.[***] Иллюстрации из "лицевого свода", созданного при Иване Грозном; в 1988 по заказу РГСО издательство "Слово-Арт" выпустило несколько уменьшенное по формату издание ОБ; в 2003 стар.издательство "Третий Рим" в Москве переиздало текст ОБ в лицах с московского изд. 1914.

[* «в Остроге усилиями Герасима Даниловича Смотрицкого, Тимофея Михайловича, грека Евстафия Нафанаила с Крита и, конечно, Ивана Федорова был сделан лучший в то время вариант перевода библейских текстов на церковнославянский язык. До наших дней дошёл 231 экземпляр ОБ (Л.Владимиров «Всеобщая история книги» с.252; **а кто её канонизировал?; ***Это всё что они сохранили от ОБ, сам же текст был подвергнут порче и искажениям; к сожалению издание 2003 года повторяет эту лжеОБ. (прим. автора сайта)]

· Лит.: Златоструй (Рига), 1990, вып. I, с. 44; Старообрядчество 1996, с. 205. В. Б.

http://samstar-biblio.ucoz.ru/load/46-1-0-84

Категория: О | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 1752

Copyright MyCorp © 2024