Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Суббота, 2017.04.29, 17:34
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » Н

Никитин - Нотренская

НИКИТИН Василий Ипатьевич (• 1919, Двинск Вит. губ., ныне Д-пилс) - наст. Гайковской общины Двинска (Д-пилса). Прослужил в общине ок. двадцати лет. В один из дней Великого поста 1919 был расстрелян большевиками. Вместе с ним казнены некот. члены общины: огородник Т. Курмелев, торговец Л. Михайлов, подрядчик Е. Толстов.

·        Лит.: СПЦК 1997, с. 92. В.Б.


НИКИТИН Ефим Иосифович (° 1890, Н.-Алекс. у, Ков.губ. Рос.имп.; • 1972) -наст. Райстинишкской общины (Литва), в кот.с перерывами служил длительное время - в 1930-х, затем в 1950-1960-х. Род.в семье стар-дцев. Смолоду освоил знания церк. службы. Хлеб насущный добывал крестьянским трудом. До 2-й мировой войны у владельцев имений брал в аренду землю. Сперва — возле Анталепте, позднее в Имбрадской вол. Зарасайского у.

·        Ист.: Информация от И. Е. Никитиной (° 1920), июнь 2000 г. Записал В. Барановский, Личный архив автора. В.Б.


НИКИТИН Иван Яковлевич (° 1908, дер. Тетервины, ныне Игналинский р-н Литвы; • 1981) - наст. Рокишкской общины (Литва) с 1953. С юных лет приобщился к церк. службе. Получив среднее образование, в 18 лет стал головщиком Милюнайской общины. Дух.совершенствование проходил под началом наст. Василия Страдалова. В 1944 избран на отечество. Приняв Рокишкскую общину, существенное внимание уделил строительству каменного здания храма, его надлежащему обустройству.

·        Лит.: СЦК 1982, с. 79. В.Б.


НИКИТИН Никон Васильевич (° 1884, дер. Нивники, Вит.губ. Рос.имп.; • 1970) -наст. Войтишкской общины (Д-пилсский р-н Латвии). 12-летним мальчиком начал постигать церк. грамоту. Благодаря сильному голосу и знанию устава был избран головщиком. 1-я мировая война забросила его в Сибирь. Возвратившись оттуда, поселился в Латвии. С 1934 - пастырь Войтишкской общины, где с перерывами прослужил более 30 лет.

·        Лит.: СЦК 1972, с. 79. В.Б.


НИКИТИНЫ, род стар.деятелей Литвы.

 

Арсений Иосифович Н. (° 1936, дер. Аукштакальняй; ныне Игналинский р-н Литвы) - предс. совета Укмергской общины Литвы, член ВС ДПЦ Литвы с февр. 2002. Имеет высшее образование.

 

Евсегний Иосифович Н. (° 1933, дер. Аукштакальняй; ныне Игналинский р-н Литвы; +22 декабря 2006) — наст. Сталёнишкской общины (Утенский р-н Литвы) и предс. ДК при ВС ДПЦ Литвы с февр. 2002. Ранее служил в Вил.и Утенской общинах. Имеет высшее образование. До вступления на дух.поприще — инженер гор. электросетей. Принимал участие в деятельности ВСС Литвы во главе с Н. Л. Пильниковым.

 

Иосиф Иванович Н. (° ноябрь 1905, дер. Аукштакальняй Н.-Алекс. у.Ков. губ., Рос. имп., ныне Игналинский р-н Литвы; • июль 1996, К., Литва) - известный наст., историк староверия, богослов, предс. ДК при ВСС в Литов. ССР и выдающийся деятель ДПЦ. Рос в семье глубоко религ. стар-дцев. Учителями, направлявшими изучение Св. Писания и Св. Предания, знаменного пения, богослужебного устава, были М. Блинов, М. Мидунецкий, П. Линев. Получив среднее образование, в 1933 окончил Литов. стар.дух. курсы в К. (1931-1933). Был старостой на этих курсах и ред. журнала "Китеж-Град " (1933-1934) и написал несколько статей для этого издания. В 1930-е - секретарь Аукштакальняйской общины и учитель в литов. школах, где преподавал детям стар-дцев Закон Божий. В 1938 на 8-м Вселитов. съезде стар-дцев Н. избран кандидатом в члены ЦСС Литвы. В 1940 благословлен на отечество, избран наст. Аукштакальняйской общины (1940-1950).

 

21-23 окт. 1944 по инициативе ВСС в Вил.прошел съезд наст. и представителей стар. общин Литвы, Латвии, Бел. и Москвы, на кот. Н. был избран в состав ВСС в Литов. ССР. С 1945 - член ДС и член президиума ВСС в Литов. ССР. С 1952-зам. предс. ДС. В 1950-1993 — наст. К. общины, одной из крупнейших поморских общин в Балтии. Служа в этой должности более 40 лет, Н. внес большой вклад в объединение и укрепление этой общины, особенно в трудных условиях антирелиг. политики сов.прав-ства.

 

21 февр. 1963 пленум ВСС и ДС в связи с болезнью и преклонным возрастом 95-летнего предс. ВСС в Литов. ССР наст. Ф. Кузнецова утвердил Н. зам. предс. ВСС. После смерти наст. Ф. Кузнецова 25 окт. 1965 пленум ВСС и ДС избрал Н. предс. ВСС в Литов. ССР и предс. ДС. Он был одним из гл. инициаторов проведения съезда СПЦ в Вил. (1966), посвященного 300-летию староверия. На этом съезде был избран предс. и выступил с обширным докладом "Старообрядческая Церковь и соборы". На этом же съезде Н. избран предс. ВСС в Литов. ССР и предс. ДС. Но 8 февр. 1969 он оставил должность предс. ВСС в Литов. ССР, сосредоточившись на заботах предс. ДС и наст. К. общины. До 1989 ВСС в Литов. ССР оставался единственным официальным дух.центром стар-дцев-беспоповцевв СССР. Между ним и стар.общинами, отдельными наст. и прихожанами шла регулярная обширная переписка; в Вил. приезжали делегации беспоповцев из др. регионов страны. Обладая хорошими знаниями Св. Писания и церк. канонов, Н. ежегодно отвечал на сотни поступающих к нему как предс. ДС писем с различными вопросами канонического и богослужебного характера. От него получили благословение на пастырское служение мн. наст. стар. общин Литвы, Латвии, Эстонии, Бел. и Рос. По подсчетам уполномоченного СДР Литвы, в 1982 ВСС опекал ок. 360 общин в СССР. В ВСС и ДК по разным вопросам обращались некот. общины за рубежом — в Польше, США, Румынии и т. д. Однако авторитет ВСС в Литов. ССР среди беспоповцев страны не был безоговорочным. В конце 1971 Н. совместно с предс. ВСС И. И. Егоровым и предс. РГСО Л. С. Михайловым принял участие в качестве гостя на поместном соборе РПЦ в Москве. РПЦ на этом соборе отменила анафемы, лежащие на стар-дцах с 1656 и 1667 (утверждено постановление Синода РПЦ от 23 апр. 1929 в части отмены клятв). СПЦ всегда считала и считает клятвы незаконными и ничтожными, поэтому для стар-дцев этот акт не имеет значения и не является поводом для воссоединения. Однако СПЦ должным образом оценила этот шаг РПЦ, устраняющий взаимную отчужденность и неприязнь, а также создающий предпосылки для лучшего взаимопонимания (СЦК 1972, с. 75). На соборах СПЦ в Вил.в 1974 и 1988 Н. переизбран предс. ДС (ДК) и членом ВСС в Литов. ССР. Более 45 лет работая в ДК и ВСС, он внес огромный вклад в дело единения, просвещения и укрепления староверия (гл. обр.СПЦ). В 1960-1980-е Н. был широко известным стар.деятелем. В июле 1993 Н. из-за преклонного возраста (88 лет) и слабого здоровья ушел на покой. Н. принял участие в миротворческой деятельности СПЦ (см. Староверие в Литве). Начиная с 1949 и позднее, с 1954 до конца 1980-х, Н. печатал в СЦК многочисленные статьи по истории древлеправославия и каноническим вопросам, публиковал проповеди, поучения, некрологи и т. п. Вместе с И. И. Егоровым и И. Ф. Романовым он принял участие в составлении "Сборника знаменных песнопений" (1985). В 1990 стал ред. журнала "Китеж-Град ", в одном из номеров кот.была опубликована его статья "Старообрядческая Церковь и соборы".

 

Жена, Евдокия Григорьевна (° 1908; • 1983) - многолетняя причетница Аукштакальняйской, а затем К. общины; Н. совместно с супругой воспитал четверых сыновей. Трое из них - Петр (преждевременно скончавшийся), Евсегний и Арсений - также выдвинулись на видное место среди деятелей ДПЦ Литвы.

Н. похоронен на Неверонисском кладбище в К.

·        Соч.: "Поучение на Успенье Пресвятой Владычицы Богородицы", СЦК 1987, с. 41-42; "Старообрядческая Церковь и соборы", Китеж-Град, 1990, № 2, с. 5-10; "Слово на Святую Пасху", СЦК 1988, с. 54-55; И. И. Егоров, И. И. Никитин, "Празднование тысячелетия Крещения Руси", СЦК 1989, с. 53-54. Ист.: Протоколы заседаний ЦСС Литвы 1923-1940 гг., Архив Высшего Совета ДПЦ Литвы; Материалы ВСС в Литовской ССР; Материалы собора 1966; Постановления и доклады 1966; КДПЦ 2004, с. 135. Лит.: СЦК 1973, с. 75; СЦК 1984, с. 87; В. Васильев, "[о. И. И. Никитин]", Китеж-Град, 1990, № 2, с. 3-5; Старообрядчество 1996, с. 191; СПЦК 1997, с. 97. Г.П.

 

Петр Иосифович Н. (° 1935, дер. Аукштакальняй; ныне Игналинский р-н Литвы; • 22 апр. 1988) - член ВСС в Литов. ССР и член редколлегии СЦК с 1979. После службы в рядах сов.армии окончил К. политехнический институт. Проявлял большой интерес к церк. и национальной истории, философии. С 1957 работал инженером, затем начальником отдела в одной из проектных орг-ций К., готовился к дух.поприщу. Погиб при невыясненных обстоятельствах. Н. похоронен на Неверонисском кладбище в К.

·        Соч.: И. И. Егоров, П. И. Никитин, "Заседание Высшего Старообрядческого Совета Литовской ССР и Духовной комиссии", СЦК 1986, с. 57-58; "Никола Иерофеевич Васильев (1925-1988) [некролог]", СЦК 1989, с. 62. Лит.: СЦК 1989, с. 65; КДПЦ 2004, с. 135. В Б Г. П.


НИКИФОРОВ Козьма Петрович (° 1917, Двинск Вит. губ., ныне Д-пилс; • 2001) — наст. Малюткинско-Юдовской общины. С малолетства - причетник родной Нидеркунской общины. Обучался необходимым для церк. службы знаниям у наст. В. К. Чернецова, Л. С. Михайлова, С. С. Зубкова. В 1950 благословлен на пастырское служение. Избирался наст. Войтишкской, Старофорштадской, Криванской общин, членом ДК при Центральном Совете ДПЦ Латвии.

·        Лит.: СПЦК 1998, с. 90. В.Б.


НИКОН (Никита Минов, ° 1605, с. Вельяманово, близ Нижнего Новгорода; • 1681) -седьмой патриарх Московский и всея Руси (1652—1666). Вместе с царем Алексеем Михайловичем был инициатором церк. реформы, известной как никоновская; следствием этих реформ стал раскол РПЦ в сер. XVII в. Род.в семье бедного крестьянина-мордвина, обучался грамоте и мечтал о высокой судьбе. Взяв отцовские деньги, тайно бежал в Макарьево-Желтоводский монастырь, где стал рьяным послушником. Но родственники не отпустили его в монахи, и Никита стал сельским священником. После смерти троих детей и ухода жены (по его настоянию) в Алексеевский девичий монастырь Н. избрал суровейшую жизнь в Анзерском скиту на Белом море. В 1643 стал игуменом Кожеозерской пустыни. В 1646 в Москве был представлен Алексею Михайловичу. В 1649 рукоположен Новгородским митрополитом. В 1652 стал патриархом, хотя отказывался от этой чести до тех пор, пока царь "со всем народом" не пал на колени, моля быть верховным пастырем всему гос-ву. Н. потребовал от Алексея Михайловича и чиновных людей именем рус.народа поклясться перед святыми Успенского собора блюсти веру и законы, "нас слушаться во всем и как начальника, и пастыря, и отца краснейшего". Царь поклялся, и все последовали его примеру. Подчинив своему влиянию царя и светскую власть, Н. стал вводить жесткую дисциплину внутри Церкви. Открытое возмущение "ревнителей благочестия" Н. вызвал весной 1653 указом (грубо нарушавшим древнюю традицию и постановление Стоглавого собора), чтобы все "тремя перстами крестились". Выступившие в защиту двуперстия протопопы были лишены сана и сосланы в дальние монастыри, а Аввакум с женой и детьми - в Сибирь. Избавившись от соперников во влиянии на царя, патриарх не спешил отнимать двуперстие у народа. В 1654 он объявил собору рус.иерархов, что ряд обрядов не согласуется с древними рус. и греч. книгами. Царь подтвердил свое согласие с патриархом. В 1655 Н. торжественно разбил в щепки иконы, написанные под влиянием зап. живописцев, а затем выступил перед народом с проповедью о двуперстии и созвал собор для исправления ряда рус.традиций, объявленных нововведением. На Печатном дворе началась работа по "исправлению" богослужебных книг. Ссылаясь при введении новшеств на греч.авторитеты, патриарх порой лукавил: далеко не все на Востоке считали необходимыми вносимые в рус. книги исправления. Так, Константинопольский патриарх, на требования кот. Н. ссылался в Служебнике 1656, на самом деле отрицал необходимость исправления мелких различий, появившихся со временем в обрядах поместных Церквей: рус.могут креститься двумя обрядами, как греки - тремя; "рабу Господню не подобает устраивать свары, и особенно в вещах, кот. не принадлежат к числу главных, и существенных, и членов веры". Понимая это, Н. разрешил издавать книги со старым чтениями, говоря, что можно служить и по старым, и по новым книгам. Очень серьезно Н. занимался приращением церк. имуществ, присвоил себе титул "великого государя", вмешивался в гос. дела и имел огромное влияние на царя. Ни одно дело Боярской думы не решалось без доклада патриарху. С архиереями Н. обращался властно, считая, что как Христос выше апостолов, так патриарх выше архиереев.

 

Утомленный опекой патриарха, царь начал от него удаляться. 10 июля 1658 после разрыва с царем Н. во время богослужения в Успенском соборе объявил, что оставляет патриаршество, и ушел вВоскресенский монастырь. Лишь 12 дек. 1666 на Большом московском соборе Н. официально был лишен сана и сослан вФерапонтов монастырь под караул. Царь Федор Алексеевич, узнав о болезни бывшего патриарха, отдал приказ об его освобождении. Н. умер по дороге в Москву в 1681, похоронен в Новоиеросалимском монастыре.

 

·        Лит.: Христианство 1994, с. 306-310; Зеньковский 1995, с. 185-257; Старообрядчество 1996, с. 195-196; Каптерев Н. Ф., Патриарх Никои u царь Алексей Михайлович, т. 1. Москва, 1996, с. 204-250; Макарий 1996, с. 289-384. Г. П.


НИКОНОВ Владимир Владимирович (° 1955, Рез., Латвия) - предс. совета Рез. Кладбищенской общины. Представитель четвертого поколения староверов в Рез. По семейному преданию, прадед Захар Никонович откупился от помещика и до 1861 поселился в Реж. В 1972 окончил Рез.среднюю школу № 2, в 1977 - факультет приборостроения и автоматизации Рижского политехнического института. В 1978 женился. Жена Светлана Егорова - из семьи потомственных староверов, двое сыновей - Игорь и Ярослав. Некот. время работал инженером на разных предприятиях Рез. С 1981 по 1995 - художник-реставратор Рез.краеведческого музея (ныне Латгальский культурно-ист. музей). На протяжении тринадцати лет собирал материалы по истории родного города, кот.легли в основу книги, изданной в 2000 и содержащей обширные сведения по истории местного стар-ства.

 

В 1990-х занимался расчисткой и консервацией колоколов, металлической утвари, а также возвратом недвижимой собственности Рез. Кладбищенской общины. В 1999 избран предс. совета этой общины, переизбран на эту должность в 2002. Стараниями Н. отремонтирована большая часть зданий, произведен внешний и внутренний ремонт храма, благоустроена его террит., оборудован втор.храм.

 

Н. продолжает интересоваться историей староверия Латгалии, участник мн. научных конференций по стар-ству в Латвии, Литве и Рос. Организатор юбилейных торжеств, посвященных 140-летию Рез. Кладбищенской общины.

·        Соч.: Резекне: Очерк истории с древнейших времен до апреля 1917 года. Рига, 2000; Никонов В. В., "Из истории Режицкой кладбищенской старообрядческой общины: 1858-1940 гг.", Slavistica Vilnensis 2001 = Kalbotyra 50 (2) [Вильнюс], с. 135-140. Ист.: Интервью с В. Никоновым, 27 января 2004 г. Записал Г. Поташенко, Личный архив автора.


НИКОНОВ Петр Меркурьевич (◦ 1888; • 1957, дер. Перелазы, Йонавский р-н Литвы) - наст. СПЦ Литвы. В 1950-1957 - наст. Перелазской общины, переведенВСС Литов. ССР из Пущанской общины, в кот.непрерывно служил с 1934. Некот. время Н. был членом ДС при ЦСС в Литов. генеральной обл. во главе с Б. Леоновым.Похоронен на кладбище в дер. Перелазы (Йонавский р-н, Литва). Г. П.


НОВИКОВ Алексей Яковлевич (° ок. 1768; • 1 авг. 1828, Вил.) - рус.купец, один из основателей Вил. общины и активный ее деятель, меценат. Вместе с 29 русскими купцами состоял в "Именном списке о приписанных по ревизии к г. Вильна мещан и др. звания рус.людях, составленных Вил. гор. думою" (1827). С 1809 по 1820 - купец 3-й гильдии, с 1820 по 1825 занимался "мещанским торгом". Считался "рижским мещанином, живущим в Вильне гостем". В городе жил постоянно. Жена - Фекла, сыновья - Панфилий, Сидор и Мартиан.

 

В 1825 купцы Н., Степан Братков и Иван Андобургский вместе с др. стар-дцами ходатайствовали перед властями о разрешении на строительство стар.храма в Вил. Несмотря на запрет властей, Н. и Андобургский "в тайне, понемногу, начали приводить свою мечту в действительность". Они приобрели у польск. помещика Коссобудского право пользования чиншевым участком гор.земли (ок. 5 десятин) на Островоротном форштадте, между Новосветской и Тизенгаузовской улицами (ныне ул. Науйининку и Тизенгаузо) и передали его в дар формирующейся стар. общине. На этом участке было создано стар.кладбище, а в 1830 построен молитвенный дом. Постройке здания предшествовал сбор пожертвований среди местных староверов и благотворителей. Н. похоронен на стар.кладбище в Вил. На его могиле установлен памятник в виде небольшой усыпальницы с надписью "Основатель сего кладбища", кот.и ныне бережно хранится прихожанами Вил. общины.

·        Ист.: LVIA. F. 752. Ар. 1. В. 16. L. 10. Лит.: Киселёв 1930, с. 4-6. Г.П.


НОВОЖЕНЫ - у небрачных беспоповцев так назывались супруги, вступившие в брак, будучи членами какого-то течения. Не признающие брак федосеевцы и поморцы (до 1798) относились к Н. в отличие от староженов довольно строго. Согласно постановлениям Гудишкского собора 1752, дух. о. воспрещалось принимать их на покаяние (24 статья), младенцев - детей Н. разрешалось крестить лишь в случае их смертельной болезни и после того, как супруги дадут обещание разойтись (27 статья); запрещалось крестить здоровых младенцев Н., а наст., окрестившие такого младенца, отстранялись от церк. служения (29 статья); запрещалось жить с Н. в одном доме, готовить и есть в их домах, исключение составляли лишь старики, кот.должны были пользоваться особой посудой (31 и 32 статьи). Н., желающие покаяться, разводились в разные дер., и им налагался шестинедельный пост, во время кот.они должны были ходить на богослужение и стоять "ниже всех, а поклоны класть в вечерни", а после богослужения кланяться до земли каждому человеку (42 статья). Такие постановления приравнивались к полному отлучению от федосеевского общества. Безбрачные поморские наст.терпимее относились к Н.: "суд милостивый на них полагали" и оставляли жить в одном доме и крестили их детей (Нильский 1869, с. 176-181). Однако позже строгие правила в отношении Н. были смягчены: с 1923 Н. принимают на исповедь. В настоящее время у федосеевцев особенных правил о Н. не существует. Вместо наименования Н. используется термин "немолящийся": они не могут читать, петь, креститься во время богослужения, но в обществен. и хоз. вопросах имеют равные с "молящимися" права.

·        Лит.: Нильский 1869; Поташенко 1999; Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания, т. 1, отв. ред. M Бурдо, С. Б. Филатов. Москва, 2004, с. 169-249; Старообрядчество 1996, с. 199. Г.П.


НОЕВ Феодор Яковлевич (° 1893; • 1978) -наст. Калластеской (Красногорской) общины (Эстония). Тридцать лет прослужил в этом приходе. Наст. А. Мурников писал в прощальном слове: "Его без сомнения можно назвать богатырем духа нашей среды. Все гармонично совмещалось в нем: вера во Христа, старая поморская идеология и веяния нового времени. Отец Феодор был искренним патриотом нашей Родины".

·        Лит.: СЦК 1980, с. 83. В.Б.


НОМОКАНОН - византийский сборник церк. правил и императорских указов, касающихся Церкви (VI-VII вв.), с толкованиями Феодора Валсамона и др. авторов XII в. Известен Н. в 50 титулах (разделах) и 14 титулах.Последний лег в основу рус. "Кормчей книги" (XIII в.), до настоящего времени использующейся у стар-дцев как руководство по церк. праву. Г.П.


НОТРЕНСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у. Вит. губ.; ныне Рез.р-н Латвии). На 1912 принадлежала к федосеевскому толку. Известны две даты основания НО: 1830и 1853. Стар.кладбище основано в 1830. Судя по косвенным документам, в 1853 мог быть устроен молитвенный дом. В сент. 1870 Реж. у.суд предписал продать моленную, что и было выполнено в мае следующего года. Покупатель обязался снести ее в течении двух недель. В статистических данных 1877 все еще значится молитвенный дом в Нотре. В 1926 было принято решение о строительстве нового храма. Прав-ство выделило пособие и разрешило получить строевой лес из местного лесничества. В апр. 1928 с торгов были сданы работы. Руковод. строительства стал Николай Ершов, а исполнителями - три брата Морозовых. Один из них впоследствии стал наст. 15 мая состоялась закладка и началось строительство ныне существующего храма Покрова Пресвятой Богородицы и Св. Николы. По причине бедности НО только в авг. 1931 закончились работы в передней части моленной и уже в сент. в храме начались службы, несмотря на то, что притвор и задняя часть оставались недостроенными вплоть до 1937. В 1891 НО насчитывала 334 прихожанина, в 1912 - 308, в 1940 - 951. На 1940 ее собственность оценивалась в 10017,40 лата. Имелось 2,71 га земли; приход составил 623,26 лата, расход - 595,71 лата. Служили наст.: Фирсан Ершов (1921-1932), Даниил Репа (1932-1934), Савелий Иришин (1934), Варсанофий Морозов (1935 — отм. в 1939). В настоящее время совершаются все службы. Наст.нет; по приглашению приезжает и. о. наст. Вилянской общины А. Воронов. При моленной числится два кладбища.

Ист.: ЛГИА. Ф. 657. Оп. 2. Д. 34. Л. 24; ЛГИА. Ф. 777. Оп. 1. Д. 1017. Л.1, 5об, 6, 32; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2678; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 89. Л. 38; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 5, 54, 63-66; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2449. Л. 220; ЛГИА. Ф. 7046. Оп. 1. Д. 42. Л. 24,32; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 40778. Л.50; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 48280. Л. 52. Лит.: СЦК 1937, с. 81.В. Никонов

Категория: Н | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 1018

Copyright MyCorp © 2017