Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Понедельник, 2017.08.21, 04:43
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » М

Мурников - Мышняков

МУРНИКОВ Григорий Стефанович (° 1912, дер. Богданцы, ныне Багдонис, Купишский р-н Литвы; • 1998, Багдонис, Купишский р-н Литвы) - наст. Рокишкской общины (1984-1992). Участник сражений против гитлеровцев. До выхода на пенсию трудился в колхозе. С детства посещал храм в Богданцах. В 1960-1983 служил здесь головщиком, замещал наст. Благословлен на отечество 13 мая 1984 предс. ДК при ВСС в Литов. ССР наст. И. Никитиным, наст. Алексеем Ефимовым и наст. Н. Васильевым.

·        Лит.: СЦК 1986, с. 59. В.Б.


МУРНИКОВЫ - служители СПЦ.

 

Александр Львович М. (° 1908, ст. Завидово Московской обл.; • 24 янв. 1985, Тарту) - наст. Род.в семье учителя, Льва Сергеевича М., буд. наст. РГСО. В 1919 семья переехала на постоянное место жительства в Юрьев (Тарту, Эстония). Во время 2-й мировой войны М. воевал в действующей армии, награжден правит.наградами. После войны вернулся в Тарту, окончил бухгалтерские курсы, работал в различных гос. учреждениях, был клирошанином Тартуской общины. С молодости отличался стремлением к знаниям, как в сфере богословия и церк. истории, так и в области совр. научных открытий. После выхода на пенсию исполнял поручения наст. Причудья, обязанности помощника наст.во мн. стар. храмах Эстонии. Активно сотрудничал с редакцией СЦК, предоставляя многочисленные заметки по истории христианства и староверия для рубрики "Памятные даты", а также статьи, посвященные значительным событиям культурной жизни староверов. Основным лейтмотивом последних работ М. было следование заветам и дух.опыту "отцов староверия", самосохранение стар. культуры и практической религ. жизни стар-дцев.

 

В последние годы жизни стремился привести в порядок наследие отца и свой личный архив. В 1981 подготовил к изданию завещанную отцом работу "Начальные уроки знаменного пения", кот.являлась гл. трудом всей жизни Льва Сергеевича М. Подготовленный материал получил высокую оценку авторитетных стар. головщиков и профессиональных специалистов-музыковедов. М. похоронен в Муствеэ.

·        Лит.:СЦК 1986. Н. Пазухина

 

Лев Сергеевич М. (° 1882; • 1945) - обществ.деятель, наст. РГСО (1936-1945). Род.в семье, глава кот. - Сергей Фаддеевич Мурников - был наст.в Вилкомирской (ныне Укмергской) общине. М. рано остался сиротой, но несмотря на это получил хорошее педагогическое образование. Работал учителем в школах Двинска (Д-пилса), в Илукстской учительской семинарии для стар-дцев. Уже в молодости принимал активное участие в обществ.жизни староверов: был делегатом Всероссийского съезда поморцев по народному образованию (1911), избирался в исполнительные органы 2-го Всероссийского собора христиан-поморцев в Москве (1912), сотрудничая с Двинским старообрядческим братством. В 1919-1935 М. жил в Тарту (Эстония). В нач. 1930-х издавал журнал "Духовный отдых юношества". В это же время по его инициативе при Тартуской общине были организованы просвет.дух. курсы, на кот. М. преподавал знаменное пение и катехизис. Тогда же при поддержке Таллиннской общины опубликовано пособие по изучению знаменного пения (составитель - М.). В разработке этого сборника M использовал опыт преподавания богослужебного пения на курсах в Эстонии и Латвии и впервые попытался создать методику обучения пению по крюкам, рассчитанную на широкий круг заинтересованных лиц.

 

В 1935 М. приглашен на пост наст.вРГСО. По инициативе М. совет РГСО издавал журнал "Наставник" (1937) и выпустил руководство по уставу церк. службы, автором кот.был авторитетный уставщик РГСО Д. Д. Михайлов. В круг интересов М. входило изучение и сохранение правильного богослужебного устава в практике стар.общин Латвии. С этой целью в журнале "Наставник " публиковались разъяснительные статьи и ответы на вопросы, касающиеся церк.-канонических сторон жизни общины. В 1935-1939 М. вместе с И. Н. Заволоко и И. У. Ваконья состоял в редакции "Старообрядческого церковного календаря". В это время СЦК стал важным ист. сведений о богослужебной практике, редакция взяла на себя также обязанность информировать об обществ.жизни стар-дцев Латвии и распоряжениях гос. институций, касающихся стар. общин.

 

В тяжелые годы 2-й мировой войны продолжал пастырское служение в РГСО, поддерживая и опекая прихожан общины. По отзывам современников, РГСО обогатилась личностью, исключительной по своей дух.силе.

·        Лит.: Древлеправославный (старообрядческий) календарь на 1936 год. Рига, 1935; СЦК 1981, с. 85.В. Б., Н. Пазухина

 

Татьяна Филаретовна М. (° 1913; • 1989)- стар-дка, преподаватель кафедры рус.яз. Тартуского университета. Супруга Александра Львовича М. Деятельно помогала мужу в разрешении церк. забот. Предмет научных интересов - культурное наследие рус.населения Балтии. Одна из авторов "Материалов для словаря русских старожильческих говоров Прибалтики".

·        Соч.: Немченко В. Н., Синица А. И., Мурникова Т. Ф., Материалы для словаря русских старожильческих говоров Прибалтики. Рига, 1963.В. Б.


МУРО-СТРАВЕНИНКСКАЯ ОБЩИНА, см. Стравеникская община.


МУСТВЕЭСКАЯ (ЧЕРНОВСКАЯ, ЧЕРНОСЕЛЬСКАЯ) ОБЩИНА - стар.община в Муствеэ (эст. Mustvee; дер. Черная или посад Черный, Йыгеваский у. Тяхтвереской вол., с 1921 - пос, с 1938 - город Муствеэ, Эстония). Первые письменные упоминания о дер. Черная (Чорна) на берегу Чудского озера относятся к 1493. В XVIII в. дер. населяли в основном рус.староверы, бежавшие от преследований за веру из Новгородской и др. губ. Рос. Все они принадлежали федосеевскому согласию. В нач. XIX в. в Муствеэ стоял 371 дом, число жит. - ок. 1900 чел. В 1802 купцом Иоакимом Горюшкиным была построена дер. Моленная, в кот.в разное время служили наст. Софрон Васильев (1821) и Абрам Данилов. Последний в 1836 за перекрещение в стар-ство детей из конфессионально смешанных семей был помещен в Коневский Рождественский монастырь. К 1836 в Муствеэ среди стар-дцев было 332 чел.различных сословий и 545 чел. гос. крестьян, всего 877 староверов. Это была самая крупная стар.община в южной Эстонии. Для борьбы со стар-ством в 1836 в доме П. Болтова была устроена правосл. церковь. Сначала под давлением властей предполагалось для этой цели пожертвовать стар.моленную, но в 1839 дер. правосл. Церковь была построена. Стар-дцы стали собираться в доме Анны Исаковой, в кот.находилось ок. 35 образов разной величины. С 1840 в Муствеэ появляются первые единоверцы. Стар-дец Кирилл Гринкин был арестован за свое выступление против правосл. духовенства и церкви и по принуждению перешел вместе с семьей в единоверие. 7 янв. 1848 стар.моленная вместе со всем имуществом была опечатана, 29 мая освящена в единоверческую часовню, а в 1849 - в единоверческую церковь. В результате такой политики к 1848 МО сократилась до 731 чел. Когда и кем построен следующий молитвенный дом, неизвестно, но сохранились фотоматериалы и воспоминания посещавших старую моленную, кот.сгорела во время 2-й мировой войны.

 

14 авг. 1907 в Лифляндским губ.правлении зарегистрирована МО поморского согласия. Членами ее стали 211 чел., предс. совета - Матвей Ландсберг. С 1906 обязанности наст.исполнял Ефим Никитин, в 1913 избран Мокей Макаров. В состав совета МО в 1914-1916 входили 18 чел., в т. ч. У. Башкиров, П. П. Баранин, О. Ф. Колпаков и др.

 

С установлением независимости Эстонской Республики начался новый этап в жизни МО. В 1926 МО была перерегистрирована согласно новому уставу и стала именоваться - Черновское старообрядческое общество (Mustvee vanaususliste uhing), a c 1936-Муствеэская старообрядческая община (Mustvee Vanaususliste Usuuhing). Число членов возросло до 1850 чел. В 1929 МО посетил И. Н. Заволоко, прочитавший в молитвенном доме МО доклад на тему "Значение обрядов", а в Черновском Русском училище - лекцию "Народное творчество в русской деревне" в сопровождении световых картин. Самыми большими событиями в жизни МО этого периода было строительство нового храма (1927-1930), открытие дух.-просвет. курсов (1933), курсов знаменного пения (1939) и определение местом работы правления Союза старообрядческих общин в Муствеэ на Всеэстонском стар. съезде 1939. При активной поддержке депутата парламента, быв.члена МО П. П. Баранина Артемий Егорович Гужов и Дмитрий Семенович Блохин выступили инициаторами строительства нового храма. Храм проектировал инженер Янсен, работы по его постройке производились местными мастерами Н. Никулиным, А. Васильевым и В. Красновым. Изначально храм был бревенчатым. Спустя несколько лет после проведения дополнительных работ, храм приобрел вид каменного строения. В украшении храма приняли участие Причудские иконописцы Г. Фролов, П. Софронов, М. Солнцев. Торжест. освящение самого большого стар.храма в Эстонии, получившего название Троицкий, состоялось в июне 1930. Улица, на кот.находился храм, была названа в его честь Старообрядческой. В день освящения в церковь пришло 3500 чел., всего же храм, высотой с семиэтажный дом, вмещает более 1000 молящихся.

 

После 1940 по Эстонии прокатилась волна репрессий. Мн. семьи зажиточных стар-дцев высланы, храмы закрыты, службы проводились тайно, в домах.

 

После 2-й мировой войны 10 авг. 1945 МО получила справку о регистрации. Несмотря на арест и ссылку в Сибирь предс. МО А. Е. Гужова (погиб в ленинградской тюрьме Кресты), деятельность храма возобновилась. В течение последних 70 лет неоднократно менялся состав МО. Помимо названных ранее А. Гужова и Д. Блохина, предс. МО избирались И. Ландсберг, Г. Венчиков, Е. Кульков, Е. Трошкин, И. Пруссаков, И. Топкин, М. Каношин. Наст.были дух. о. Иоанн Каношин, Иоанн Евдокимов, Прокопий Зарубин, Сампсон Суворов, Трифон Ерофеев и Василий Каношин (• 1999). В настоящее время дух.о. МО является Игнатий Трофимович Гужов, благословленный на пастырское служение в день 70-летия Муствеэского храма в 2000.

·        Ист.: ИАЭ. Ф.297. Оп.1. Д. 4873; ИАЭ. Ф. 384. Оп. 1. Д. 2667, 2852, 2857; ИАЭ. Ф. 1655. Оп. 2. Д. 883; ИАЛ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1524, 2006. Лит.: Церковь, 1908, № 38, 21 сентября; "Дела старообрядческие", Русский свет, 1929, № 3, 27 января, с. 5; "В Черновской Старообрядческой общине", Русский свет, 1929, № 16, 28 апреля, с. 3; "В Черновской школе дают обеды", Русский свет, 1929, № 17, 5 мая, с. 3; Ф. Пруссаков, "Письмо в редакцию", Русский сеет, 1929, № 8, 24 марта, с. 1;"Доклад И. Н. Заволоко", Русский свет, 1929, № 19, 9 июня, с. 4; Гужов А., Блохин Д., "Воззвание", Родная старина, 1930, .V» 9, с. 27; "Освящение Чертовского старообрядческого храма", Старый Нарвский листок, 1930, № 65, 17июня; Причудский, "У старообрядцев", Таллиннский русский голос, 1933, № 59, 23 декабря; Орец П., "Единоверческая церковь в Мустве", Русский Вестник, 1939, № 14, 18 февраля;"Вести из Мустве", Русский Вестник, 1939, № 22, 18 марта; "Старообрядческий съезд", Русский Вестник, 1939, № 53, 8 июля; Маспанов Ф., "Семидесятилетие Черновского (Муствеэского) храма поморцев 1930-2000", СПЦК 2000, с. 101-102; Рудаков С, "Храмовый праздник в Черном Посаде", Старообрядец [Нижний Новгород], 2000, № 18, с. 8—9; Имперская политика в Прибалтике в начале XX века.Сборник документов, сост. Т. Карьяхярм. Тарту, 2000, с. 321. Г. Пономарева, Т. Шор


МЫШНЯКОВ Автоном Акиндинович (• 1851) — наст. Дегуцкой общины (ныне пос. Дегучяй, Зарасайский р-н Литвы) с 1819. Выходец из Динабурга (ныне Д-пилс). Перенял от своего предшественника наст. Т. Танаева почетную "степень великоотеческую пастырствовать древлеправославным християнством Литвы и Курляндии". Под его началом приняты чин благословения наст.и метрические книги (1822). Один из организаторов Дегуцкого (1823) и Варковского (1832) соборов. Между 1839 и 1845, вероятно, служил наст. Саманской общины в окрестностях Зарасай.

·        Лит.: ДЛ, с. 210-211, 221, 244; Поташенко 1999. В. Б, Г. П.

Категория: М | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 1065

Copyright MyCorp © 2017