Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Воскресенье, 2017.11.19, 21:39
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » М

Морозов - Московская

МОРОЗОВ Фома Феофилактович (° 1927, Лауцесской вол., Илукстский у. Латвии) лен Центрального Совета ДПЦ Латвии (1997-2000), причетник Гайковской общины Д-пилса. Свои первые богослужения совершал в домашней обстановке, а затем на клиросе Нидеркунского) храма. По окончании средней школы учился на физико-математическом факультете Д-пилсского университета. В 1949 был сослан. Из Сибири вернулся в 1958. Работал столяром, мастером, инженером-строителем.

·        Лит.: СПЦК 1998, с. 91. В.Б.


МОРОЗОВА Феодосия Прокопьевна (° 21 мая 1632; • 1675) - сподвижница Аввакума, одна из великих женщин рус.истории. Род.в семье боярина Прокопия Федоровича Соковнина - впоследствии окольничего при царском дворе. Из какого рода была мать М., Анисья, не установлено. Братья - Федор (• 1697), чугуевский воевода в 1672—1675, и Алексей, окольничий, казнен 14 марта 1697 за участие в заговоре против Петра!. М. была выдана за боярина Глеба Ивановича Морозова, владевшего огромными поместьями. В 1650 у М. родился сын Иван. Боярыня часто выезжает в подмосковное с. Зюзино. Боярский дом блистал богатством: искусные "шахматные" полы, необъятный сад с редкими растениями, диковинные птицы во дворе. В 1661 умер деверь М. Борис Иванович Морозов - видный гос. деятель Рос. XVII в. Все его состояние перешло к М. В 1662 М. овдовела. В 1664 дом М. стал прибежищем для монахинь и пустынников, не принявших "новин" патриарха Никона. После забайкальской ссылки в ее доме останавливался Аввакум, кот.укрепил приверженность М. старой вере. После того, как М. открыто выступила в защиту древлего благочестия, в 1665 ее лишили всех вотчин. За М. — верховную, пятую боярыню при царском дворе - заступилась царица Мария Ильинична (• 1669). Часть вотчин ей вернули. В 1670 М. приняла монашеский постриг с иноческим именем Феодора. "Евангельской матерью" ее стала старица Мелания. В нач. 1671 состоялся брак царя Алексея Михайловича Романова с Натальей Кирилловной Нарышкиной. М. отказалась участвовать в свадьбе. В ноябре 1671 боярыня и ее единомышленница, родная сестра Евдокия (в замужестве княгиня Урусова), были взяты под стражу и содержались в монастырях Москвы, постоянно подвергаясь допросам и увещеваниям. В 1672 умер единственный сын М. Печальную участь сестер разделила и дворянка Мария Герасимовна Данилова. Чтобы заставить отказаться от старой веры, трех женщин несколько месяцев морили голодом, поднимали на дыбы, секли плетьми. Узницы не покорились. В 1674 их отправили в Боровск (ныне Калужская обл.) и, присоединив к ним инокиню Иустину, бросили в острог. Летом 1675 Иустину, бывшего слугу М. Ивана и еще 12 старцев сожгли. Феодору и Евдокию перевели в земляную тюрьму, лишили пищи. 11 сент. 1675 умерла Евдокия. В ночь с 1 на 2 нояб. от голодного истощения скончалась Феодора.

 

11 сент. Церковь совершает службу в память святых мучениц и исповедниц боярыни Феодосии, во иночестве Феодоры, сестры ее - княгини Евдокии, Уистины и Марии, во граде Боровске пострадавших за правоверие.

·        Лит.: Повесть о боярыне Морозовой. Подготовка текстов и исследование А. И. Мазурина. Ленинград, 1979; Барановский В., "Боярыня Морозова", Вильнюс (Вильнюс), 1993, №2-4. В.Б.


МОРОЗОВЫ — несколько купеческих родов, восходящих к общему предку - Савве Васильевичу M. M. принадлежали к разным направлениям стар-ства.

 

Викула Елисеевич М. (• 1894) - стар-дец-поморец, московский купец, сын Елисея Саввича. Потомство Елисея Саввича М. обычно именуется по имени его сына Викулы икуловичами. Неоднократно жертвовал на нужды Вил.общины денежные суммы. В 1891 М. пожертвовал 1200 руб. на благоустройство Вил.храма и на "вечное поминовение" души умершего 14 февр. 1891 сына Федора Викуловича. Память о М. Вил.община также творит "вечным поминовением".

 

Елисей Саввич М. (° 1798; • 1868) - как и брат Захар, женился на дочери богатого федосеевского предпринимателя. М. был гл. попечителем и казначеем одной из наиболее посещаемых стард-цами-поморцами молелен в Москве - Покровской. Основал еще несколько молелен в Москве и Орехово-Зуево. Его потомство стало староверами-беспоповцами как федосеевского, так и поморского согласия. Большинство из этого рода погребено на Преображенском кладбище в Москве.

 

Савва Васильевич М. (° 1770; • 1860) - купец, фабрикант. Был крепостным крестьянином, затем ткачом на небольшой шелковой фабрике в дер. Зуево Московской губ. В 1779 открыл собственное производство. В 1820-х вместе с семьей откупился на свободу. К 1840 владел несколькими мануфактурами - в Никольском (ныне часть Орехово-Зуево), в Богородске (Ногинск), в Москве. Покровский купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин (с 1842), владелец фабрики во Владимирской обл. и лавок в Гостином ряду. С женой, Ульяной Афанасьевной (° 1778; • 1861) имели пятерых сыновей - Елисея, Захара, Абрама (Аврамия), Ивана и Тимофея. Четверо из них положили начало самостоятельным купеческим династиям, потомки кот.живут и поныне. Погребен вместе с женой на Рогожском кладбище в Москве.

·        Лит.: Киселёв 1930, с. 9; Старообрядчество 1996, с. 176— 178; Гавлин М., Российские Медичи. Портреты предпринимателей. Москва, 1996, с. 84-103. В. К., Г. П.


МОСКАЛЁВ Аггей Терентьевич (° 1887, дер. Глубокий Ров, Сувалкского у., ныне Польша; • 1972, Клайпеда), начетчик, знаток церк. пения и наст. Глубокоровской и Клайпедской общин. Получил светское образование в местной начальной школе, позже окончил Сувалкское высшее училище. Самостоятельно изучал историю Церкви, каноны и церк. уставы. М. был знатоком сольного пения и сам переписывал певческие книги, кот.и поныне хранятся в Клайпедской общине. Долгое время был начетчиком в Глубокоровском храме при местном наст. М. Г. Голубеве, а после его смерти, с 1932 по 1941, - наст.этой общины. В 1925 участвовал в 1-м Всепольском стар.съезде в Вил. В 1930-х М. стал одним из видных наст. Сувалкского края. 20 апр. 1933 по инициативе наст. М. и др. дух.о. Сувалкской обл. в храме Сувалкской общины состоялся поместный съезд дух. о. и представителей стар. общин Сувалкской обл. (см. Староверие в Польше).

 

В марте 1941 М., вместе с др. польск. стар-дцами, был вынужден переселиться в Литву, где некот. время жил в Шакяйском р-не, а с 1942 — в имении Пагине К. р-на. В 1947 вместе с семьей переехал в Клайпеду.

 

В 1950-е М. служил в одном из трех домов (по ул. Нямуно 32), куда Клайпедские стар-дцы приходили на обществ.молитву. 28 авг. 1960 он освятил новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы в Клайпеде (ул. Статибининку 84). На соборе СПЦ 1966 в Вил.был награжден грамотой президиума ВСС Лит. ССР за честный, безукоризненный и плодотворный труд "на благо Древлеправославной Старообрядческой Церкви - на благо староверия". В последние годы жизни тяжело болел, поэтому 2 авг. 1969 ВСС Лит. ССР утвердил Г. Л. Легензова втор.наст. Клайпедской общины. Три года они служили совместно. Умер в Клайпеде, похоронен на Йонишкском кладбище.

 

Сын М., Александр учился у своего отца церк. пению, переписывал певческие рукописи, хранящиеся в Клайпедском храме. Рано умер.

Ист.: Историческое наследие (Интервью с Г. Л. Легензовым (° 1924), Клайпеда, 12 авг. 2000 г. Записал Г. Поташенко); Постановления собора СПЦ 1974, с. И. Лит.: Вестник ВСС в Польше, 1933, № 1-3, с. 14-18; История Клайпедской старообрядческой общины, сост. Г. Л. Легензов (илл., компьютерный набор), 1990-е гг.; Материалы собора 1966, с. 111; "Не оборвется нить веры... (Из истории старообрядчества в Клайпеде)", Клайпеда, 1999, № 57, 12 марта,; Соловьева Г., "Община Клайпедского округа", Эхо Литвы, 1999, 23 марта; СПЦК 2002, с. 111 112; Труды съезда 1925, с. 90. Г.П.


МОСКВИНСКАЯ ОБЩИНА, моленная создана в 1729 в дер. Москвино (Латвия). Возможно, основателями МО стали староверы, переселившиеся в нач. XVIII в. из Московской и Тверской губ. По воспоминаниям старожилов, в Москвино была небольшая и уже ветхая моленная. Старовер Ульян Колосов на своей земле выделил участок под постройку новой моленной. В строительстве помогали кто чем мог есом, материалами, ремеслом. Моленная поднялась в 1864. В 1915 из-за военных действий в период 1-й мировой войны колокол из моленной был эвакуирован в глубь Рос. В 1929 вернули др. колокол, надпись на кот.гласит: "1885 год. Вылит сей колокол к церкви села Киреева иждивением почетных граждан Николая Феодоровича и Веры Степановны Мамонтовых. Завод Николая Самгина. Вес 36 пудов". По кругу размещены образки с изображением Св. Николы, Богородицы Смоленской, священномучениц Веры, Любови, Надежды и матери их Софии.

 

В конце 1930-х МО посетили М. А. Каллистратов и Г. С. Елисеев, И. Н. Заволоко и П. Ф. Фадеев. В 1930-е и 1990-е выступали стар.хоры из Р. В конце XIX - нач. XX вв. МО была одной из самых многочисленных. В 1928 она насчитывала 2422 прихожан, в 1939 - 3237. Большой урон нанесли 2-я мировая война, а также репрессии 1949 - мн. погибли на полях сражений, были вывезены в Германию и Сибирь. В 1960-х в поисках работы из деревни в города (Д-пилс, Р. и др.) стала уезжать молодежь. Но МО продолжала существовать, а моленная была открыта для прихожан.

 

В 1859 наст.был дух. о. Василий Антонович. В конце XIX — нач. XX вв. служил дух.о. Наум Ульянович Колосов. В 1906 наст. Наум Колосов вместе с руковод. МО Григорием Авдеевичем Ларионовым (° 1870; • 1957) и Филатом Прокофьевым были делегатами съезда стар. наст. и прихожан Сев.-зап. края в Вил. В 1923-1927 в МО служил наст. Трифон Филатович Семенов из Волковщины (Литва), в 1927-1931 - наст. Иоаким Вылев, 1931-1939 - наст. А. И. Екимов, с 1939-1953 - наст. Исаакий Корнеевич Васильев, в 1955-1964 - наст. Е. Г. Кругляков из Литвы, с 1964 по 1972 наст. Фалилей Исидорович Макаров с Кублищины (Бел.). С 1990 и по сей день (с перерывом) в МО служит наст. Иоаким Болдавешко.

 

До 1940 при МО существовала воскресная школа. Мн. и сегодня помнят вероучителей Петра Феодоровича Воробьева, А. И. Екимова, Порфирия Агафоновича Иванова. Поэтому в Москвинской моленной до 2-й мировой войны было мн. грамотных клирошан и знатоков солевого пения. Среди них - головщик правого клироса Петр Феодорович Воробьев (° 1881; • 1943), головщик левого клироса Липат Феодорович Васильев (° 1874; • 1966), вероучитель и руковод. хора Порфирий Агафонович Иванов (° 1903), клирошанин и переплетчик книг Роман Ларионович Егоров (1870-1953) и др. Некот. прихожане МО стали наст.: Павел Яковлевич Харитонов и Ульян Елисеевич Новиков в Костыговской общине, Корнилий Кондратьев в Тишинской общине. Наст.и прихожане МО неоднократно избирались в высшие органы ДПЦ Латвии. В Москвинской моленной крещены: депутат IV Сейма Латвии Трофим Павловский, кавалер ордена Лачплесиса Никита Иванов, известный композитор Латвии Иван (Янис) Иванов, геолог и исследователь Сибири Димитрий Егоров.

·        Лит.:СЦК 1998 (Даугавпилс), с. 64. Т. Колосова


МОСКОВСКАЯ ПОМОРСКАЯ ОБЩИНА, зародилась в XVIII в., состояла в основном из посадских людей и купцов. В нач. XVIII в. поморцы (старопоморцы) собирались по домашним моленным, в кот.останавливались Выговские отцы - Андрей и Семен Денисовы, Мануил Петров, Л. Федосеев (• 1736, Москва). Выговский киновиарх Андрей Борисов, уехавший на Выг в 1755, был уроженцем Москвы. Во втор.пол. XVIII в. в среде поморцев стала известна моленная Гавриила Артамонова, в кот.бывал И. Алексеев. На ее основе в 1771 была организована Монинская община. (В этом же году был основан и Преображенский монастырь, ставший дух.центром старопоморцев-федосеевцев). Видимо, в 1780-х ее первый наст. В. Е. Емельянов стал практиковать бессвященнословный брак. Втор.наст. был брат В. Емельянова Алексей. С 1808 МПО руководил Г. Л. Скачков. Центром брачных поморцев в XIX в. оставалась Москва. Привлеченные возможностью заключения брака, зажиточные прихожане общины Преображенского кладбища переходили в Монинскую общину. В 1826 число прихожан Монинской общины достигло 6 тыс. чел., в кельях при ней содержалось более 200 призреваемых. В 1837 моленная на ул. Покровской (Бакунинской) была закрыта, но на протяжении XIX в. в Москве действовало до 50 домашних брачных моленных, наиболее популярной из кот.была моленная Любушкиных на Переведеновской ул., известная своим строгим монастырским уставом.

 

В сер. XIX в. среди московских поморцев выявились сторонники наречного и наонного пений, кот.вводил наст. Антипа Андреев. На базе этих групп образовались 1-я и 2-я (с марта 1907) Московские поморские общины. 2-я община под руководством предс. И. И. Ануфриева решила построить храм (проект архитектора И. Бондаренко). Через полтора года благодаря усилиям прихожан строительство храма в Токмаковом переулке было закончено. Иконостас украсили образа XVI— XVII вв., пожертвованные В. Горбуновым и сыновьями покойного В. Морозова. Здание явило собой стиль новгородских церквей XVI в. элементами поморского зодчества. Здесь были проведены первый (1909) и втор. (1912) Всероссийские соборы христиан-поморцев. Первым наст.храма был Н. С. Шпунтов. Со втор.пол. 1908 на эту должность избрали нижегородца Феофана Феодоровича Румянцева (• 5 марта 1918). Затем с марта 1918 — дух.о. Дмитрий Исаевич Занев. В 1921 к 2-й МПО присоединилась 1-я (Переведеновская, ранее - Любушкинская). Вскоре начались активные гонения на стар-ство со стороны сов.власти. В марте 1930 пришлось освободить храм. Взамен власти предоставили переднюю часть храма Св. Николы (бывшая федосеевская мужская богадельня общины Преображенского кладбища). Все иконы (за исключением переданных в музей четырех древних икон, висевших в простенках), книги, церк. утварь, части резного иконостаса были вывезены на Преображенское кладбище, где и хранятся поныне. С тех пор Никольская церковь — центр московских христиан-поморцев. Прихожане хранят память о наст. - П. Булатове, Ф. Прохорове, М. Гребенникове, предс. МПО - В. Мозолькине, А. Герасимове, М. Деменкове, М. Короткове. Значительное место в истории МПО занимает семья Хвальковских.

 

В 1993 храм в Токмаковом переулке, являвшийся в свое время редким памятником церк. архитектуры стиля модерн, был возвращен и теперь восстанавливается.

·        Лит.: Агеева Е. А., Мальцев А. И., Юхименко E. M., "Беспоповцы", Православная энциклопедия, т. IV: Афанасий-Бессмертие. Москва, б.г. [2002], с. 702-724; СЦК 1985, с. 49; Хвальковский А., Юхименко Е., "Поморское староверие в Москве", Старообрядчество в России (17—20 века). Москва, 1999, с. 314-343. В. Б., Г. П.


МОСКОВСКАЯ ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ОБЩИНА, см. Московский Преображенский монастырь.


МОСКОВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - наиболее влиятельный центр федосеевцев Рос.с 1771 по 1920-е. В настоящее время роль авторитетного дух.центра федосеевцев традиционно сохраняется за федосеевским обществом в Москве (официальное название "Общество христиан-староверцев старопоморского безбрачного согласия"), расположенного на части террит. быв. монастыря.

 

В 1771 монастырь был основан И. А. Ковылиным. Создан как богадельня для презрения больных во время чумы в Москве, затем превратился в Преображенский монастырь (фактически два монастыря, мужской и женский). На средства Ковылина были построены здания богаделен и часовен на террит. Преображенского кладбища (отсюда др. его название - Преображенское кладбище, поскольку, по рос.законам того времени, староверы не имели права строить монастырей).

 

В 1784 была построена соборная часовня во имя Успения Богородицы, в 1805-1808 - надвратная Крестовоздвиженская часовня на мужской половине. В 1805 на женском дворе были построены шесть каменных корпусов с моленными. В 1811 закончено строительство Крестовоздвиженской часовни на женском дворе, сохранившейся до настоящего времени. По общему замыслу монастырь был построен по образцу Выговской пустыни с делением на сев. (женский) и южный (мужской) монастыри. Строительство продолжалось с 1784 по 1811. Богослужения в монастырских храмах совершали лучшие певцы и наст., приглашенные из Выга, Стародуба и др. мест. Для воспитания детей-сирот в монастыре было создано училище, где кроме общих дисциплин преподавали церк. пение, иконопись и переписывали книги. Была собрана богатая библиотека.

 

В 1808 Ковылину вместе с др. федосеевцами, благодаря связям попечителя с высшим начальством в Петербурге, впервые удалось получить официальный статус богаделенного дома. Обитель переживала свой подъем: число прихожан достигло 12 тыс. чел., а количество призреваемых - 2 тыс. Здесь проходили федосеевские соборы (1810, 1814, 1816, 1817 и др.). Богослужебный устав стал образцом для др. федосеевских общин Рос. Однако в период правления Николая I политика властей в отношении староверов резко изменилась. Возобновились их массовые гонения. В 1847 "Преображенский богаделенный дом" был подчинен гражданским властям. Дерев.постройки были снесены. Позже мужская половина с Успенской часовней была передана единоверцам; окончательно изъята у федосеевцев в 1866, когда был основан Никольский единоверческий монастырь. Однако Преображенский монастырь оставался центром религ. жизни федосеевцев Рос: поддерживал отношения с общинами в Смоленской, Нижегородской, Тульской, Тверской, Вит. губ., на Кубани, в Сибири и т. д. В авг. 1883 в доме попечителя Преображенского монастыря H. В. Кочегарова состоялся известный съезд, на кот.приняли участие ок. 180 наст. (петербургские и риж. староверы не присутствовали). Был обсужден ряд вопросов о вероучении и приняты постановления дух.-канонического характера. Впоследствии на основании этих решений был составлен знаменитый Красный устав, ставший наиболее авторитетным собранием догматических правил федосеевцев.

 

После провозглашения религ. свободы в Рос.имп. (1905) Преображенское кладбище было официально зарегистрировано (март 1907). Это вызвало протест у части федосеевцев, создавших свои группы "необщинников", а казанские федосеевцы отказались молиться с московскими, поскольку те сделали у себя послабления и начали с 1907 допускать новоженов к молению (с 1923 — и на исповедь).В окт. 1908 в Преображенском богадельном доме в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд "христиан древлеправославно - кафолического вероисповедания". До 1917 действовала известная федосеевская типография при Преображенском богадельном доме, издания кот.по настоящее время широко распространенны среди всех беспоповцев.

 

В сов.период наступили трудные времена. Особенно тяжелые и трагические были 1920-1930-е. Уже в конце 1920-х в результате политики воинствующего атеизма и невиданных репрессий церк. и обществ.жизнь федосеевцев в СССР практически повсеместно прекратилась. В 1930-х были арестованы все прежние наст. Преображенской общины, ликвидированы все их моленные в городе, кроме Крестовоздвиженского храма на террит. Преображенского богадельного дома, отчужденного властями.

 

Лишь после 2-й мировой войны сов. власти зарегистрировали Преображенскую федосеевскую общину (1945); она насчитывала ок. 2,5 тыс. чел., с областью - 5 тыс. В общине преобладали женщины, предс. была Н. Ф. Михайлова (• 1951), наст. - Н. Д. Ващенко. Большим авторитетом среди московских прихожан пользовался др. предс. общины . С. Сергеев. Его на этом посту в 1967 сменил М. И. Чуванов, большой знаток стар.и древнерус. книжности. Он возглавлял общину до 1988.

 

С конца 1980-х по конец 1990-х гос-во постепенно вернуло часть монастырских строений федосеевцам Преображенской общины (Ильинский и Надвратный корпуса). Их ремонт, а также реставрация Крестовоздвиженского храма проводились под руководством нового предс. общины А. И. Лобзы и гл. наст. А. М. Иванова. При общине открылась воскресная религ. (с 1993) и певческая (руковод. —Д. Григорьев) школы, возобновилась традиция призрения старых и немощных.

 

В настоящее время на террит. быв. Преображенского монастыря зарегистрированы три церк. общины. В 1992 был создан общий орган - Совет церк. приходов Преображенского монастыря, поддержанный патриархом Алексием II при решении вопроса о передаче Совету монастырских зданий. В его состав вошли: Московская Преображенская община, Рос. Совет ДПЦ, Московская поморская община и приход Св. Николая Московского патриархата. Цель этого Совета - восстановление быв. Преображенского федосеевского монастыря.

·        Лит.: Агеева Е. А., Мальцев А. И., Юхименко E. M., "Беспоповцы", Православная энциклопедия, т. TV: Афанасий-Бессмертие. Москва, б.г. [2002], с. 702-724; Козлов В. Ф., "Судьбы старообрядчества. 1920-1930-е годы", Московский журнал, 1992, № 7, № 9; Козлов В. Ф., "Московское старообрядчество в первой трети XX в. (храмы, молельни, общественные организации и учреждения)", Старообрядчество в России (XVII-ХХ вв.) I Ответственный редактор и составитель E. M. Юхименко. Москва, 1999, с. 190-242; Труды 1908; Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания, т. 1 / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. Москва, 2004, с. 169— 237; Смолич 1997, ч. 2; Старообрядчество 1996, с. 232-235; Церковный календарь на 1997 г. Москва, 1996, с. 58; Шахов 2001, с. 219-245. Г.П.


МОСКОВСКОЕ ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ, см. Московский Преображенский монастырь.
Категория: М | Добавил: - (2008.05.13)
Просмотров: 1290

Copyright MyCorp © 2017