ЛИЕПАЙСКАЯ (ЛИБАВСКАЯ) ОБЩИНА (Лиепая, Латвия), основана в 1906. Свято-Троицкий храм
поморского согласия в Либаве (ныне Лиепая) построен в 1906-1907 гл. обр.
благодаря трудам основателя и первого предс. ЛО А. И. Михайлова. Наряду
с ним денежные ссуды для строительных нужд предоставили члены ЛО Марк Колосов,
Петр Лисицын, Савелий Абрамов, Василий Волков, Онисифор Колосов, Антон
Забурдаев, Никита Фомин, Иван Ветлов и др. До постройки храма богослужения
совершались в доме члена ЛО Ивана Клубникова. Одновременно с возведением храма
основано стар.кладбище. ЛО
существует поныне. Служит наст. Михаил Александров (с 1998). Предс. совета ЛО —
Антонина Ершова.
·
Ист.: Протокол собрания членов Либавской общины от 9
декабря 1907 г., Личный архив Н. Б. Михайловой-Лариковой. Лит.:
СПЦК 1998, с. 88. В.Б.
ЛИНЁВ Петр Иванович (° 1893, Ков., Рос.имп.; • 1974, К., СССР) - головщик, известный знаток
и преподаватель знаменного пения. Род.в крестьянской семье. С 1905 - причетник К. общины, с
12-летнего возраста начал изучать знаменное пение; в 1910-1974 (с перерывами) —
головщик. В 1931-1933 — преподаватель пения на Литов. дух.стар. курсах. Обладая
прекрасным тенором, глубокими познаниями древних церк. песнопений, Л. мн. годы
руководил причтом, обучил более 30 певчих, наст.своей и др. общин. Участник съезда стар-дцев К. уезда (1922)
и мн. Вселитов. съездов стар-дцев, где неоднократно избирался в
руководящие органы СЦ Литвы. В 1922-1927 - член ЦСС Литвы; в 1927-1930 —
кандидат РК. За ревностное служение СЦ в 1966 был награжден грамотой президиума
ВСС в Литов. ССР. Передал в Древлехранилище Пушкинского Дома (Ленинград,
ныне Петербург) ряд старинных книг и рукописей, в т. ч. нотную тетрадь XVI в.
·
Лит.: И. Е., "П. И. Линев (к
80-летию со дня рождения)", СЦК 1973, с. 78-79; СЦК 1976, с. 19;
"Староверцы Литвы", Родная старина, 1928, № 4, с. 112;
Sabaliauskaitė
1999. В. Б., Г. П.
ЛИПУШКСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у.
Вит. губ.; ныне Рез.р-н
Латвии). В 1912 - федосеевская. Согласно архивным данным, ЛО основана
в 1708. Данные о строительстве моленных противоречивы. Согласно перечню
моленных Реж. у. (1891), храм построен в 1891 взамен
сгоревшего, простоявшего более ста лет, с конца XVIII в. Др. документ (1888)
указывает, что моленная существовала более 50 лет, была срыта за ветхостью ок.
1872 и на земле помещика Тиховецкого выстроена новая. В 1882 ее обшили тесом,
лес обеспечил помещик Кузнецов. В 1888 Полоцкий епархиальний миссионер
священник Н. Околович задумал создать в Липушках единоверческий приход.
Действуя планомерно, он способствовал присоединению в 1888 наст. Г. Митрофанова
к единоверию, а в следующем году моленную опечатали, затем в ней открыли школу,
позже — часовню, кот.была
освящена в 1890, и, наконец, церковь (1895), но пожар уничтожил в 1927 все
строение. В 1889-1891 подавались прошения о распечатывании моленной либо о
разрешении на постройку новой моленной. Удовлетворены они не были. Весной 1904
самовольно приступили к строительству храма, но уже в июне реж. исправник
стройку остановил. Последовавшие вскоре законодательные изменения позволили
довести строительство храма до конца. В 1911 отлиты четыре колокола весом в 41,
9, 3, и 1 пуд. За исключением самого большого, снятого во время 2-й мировой
войны, все они сохранились по сей день. В 1902 ЛО
насчитывала 1730 прихожан, в 1929 - 1954, в 1939 - 1474. На 1939 ее собственность
оценивалась в 25300 латов. Имелось 4 га земли; приход составлял 1470, расход -
1597 латов. Служили наст.: Григорий Назаров (1832-1875), Гордий Григорьев (отм.
в 1875), Григорий Митрофанов (отм. в 1888), Яков Мачульский (отм. в 1892),
Савелий Андреев (отм. в 1893), Онисим Бобров (отм. в 1911), Кирилл Григорьев
(1911-1935), Давид Толстое (1936—?). В настоящее время наст.отсутствует. Службы совершаются по религ. праздникам.
·
Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1.Д. 89.Л.
5об.;ЛГИА.Ф. 1370. Оп. 1. Д. 1367. Л. 7; ЛГИА. Ф.
1370. Оп. 1. Д. 2677. Л. 3, 4; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2483. Л. 183; НИРБ. Ф.
1430. Оп. 1. Д. 39512. Л. 15, 19, 21; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 40778. Л. 50;
НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 5090. Л. 18; Ведомость о церкви Свято-Николаевской
Липушской за 1902 г., Личный архив автора. Лит.: Истина,
1875, кн. 41, ц. 41; ПЕВ, 1891, № 5, с. 232-233; ПЕВ, 1893, №17, с. 782. В. Никонов
ЛИТОВСКИЕ
СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ДУХОВНЫЕ КУРСЫ - двухгодичные курсы по подготовке стар. наст.,
причетников и вероучителей, организованные в К. с 2 апр. 1931 по дек. 1933 по
инициативе ЦСС Литвы при поддержке Министерства народного просвещения
страны, выделявшего на зарплаты трем преподавателям, завхозу и содержание
учащихся 2,5 тыс. литов ежемесячно (в 1933 эта сумма была несколько снижена). Иногда используется название стар.дух. семинария. И. Прозоров был
гл. организатором, вдохновителем и руковод. дух.курсов. После объявления о подготовке этих курсов 1 апр.
1931 в К. на экзамен прибыло 39 чел., из кот.было принято 18 чел. курсантами и 5 — вольнослушателями.
Курсанты были размещены в общежитии на ул. Молету 45.
Занятия проходили в народной школе на ул. Ширвинту, а летом - в здании общежития на первом этаже. В праздничные
дни курсанты посещали К. храм. На Рождество, Пасху и в летнее время были каникулы.
20 апр. 1931 после коротких каникул вернулось 15 чел., кот.остались до конца курсов. В программу первого года
обучения входили такие предметы: литов. яз. (преподаватель П. Филимонов); рус.
яз., история Церкви Христовой (преподаватель И. Прозоров); церковнослав.
яз. (преподаватель наст. А. Панкратьев); география Литвы. Во втор. учебном
году введены дополнительные предметы: латинский яз., математика, немецкий яз.
(преподаватель Зоя и Лариса Прозоровы), а также Библия, история Литвы, история Рос, история стар-ства, катехизис, церк. устав И Кормчая,
церк. пение (преподаватель П. И. Линёв), алгебра и геометрия.
Министерство народного просвещения разрешило ввести дополнительный курс,
поскольку не все предметы были пройдены курсантами. Занятия начались 1 сент. и
длились до 14дек. 1933, когда состоялись последние экзамены по гомилетике и
педагогике; в это время также прошли переэкзаменовки. Дух.курсы закончило 15 чел. (по др. сведениям 16): И. Абрамов,
М. Баранов, Л. Воробьев, Ф. Кашталянов, М. Колесников, П. Константинов,
П. Марков, А. Минкевич, И. Никитин, П. Панкратьев, Е. Ранцев,
М. Стрелков, Ф. Тимофеев, М. Терентьев и Т. Шерстобаев. В день
окончания курсов М. Терентьев произнес речь, в кот.поблагодарил за помощь организаторов курсов и прав-ство
Литвы. Рассуждая о пользе знаний, их значении для веры, он сказал: "Для
познания истины нужны знания, нужно, чтобы человек поднялся на подобающую ему
высоту, чтобы видел духовными очами величие Божие, красоту его творения".
23
июня 1931 в К. общине была открыта выставка старинных стар.книг. 11 дек. 1932 в К. курсанты
устроили первый стар. дух. концерт, 19 февр. 1933 - втор. С марта 1933 по янв.
1934 по инициативе преподавателей и курсантов издавался журнал "Китеж-Град".
Гл. идеологами журнала были И. Прозоров и ред. журнала И. Никитин.
18-22 июня 1933 слушатели курсов во главе с И. Прозоровым совершили
экскурсию в Р., где состоялась встреча с членами Кружка ревнителей рус.старины.
Стар.
дух. курсы сыграли важную роль в подъеме религ.-просвет.
и культурной деятельности стар-дцев Литвы. Мн. их
выпускники стали наст., а также известными деятелями стар-ства. Самый известный
из них -И. Никитин, наст. и предс. ДК при ВСС
в Литов. ССР. Преподаватели курсов подготовили ряд учебников. И. Прозоров
написал "Историю старообрядчества" (1933), наиболее
значительную истор. работу по этой тематике в межвоенный период в балтийских
странах и Польше; он также переработал учебник И. В. Скворцова в "Краткий
курс педагогики" (1930), издал "Катехизис".
В
1930-х курсы удалось провести лишь один раз. Несмотря на многократные просьбы
ЦСС в 1933-1940, прав-ство Литвы, ссылаясь на финансовые трудности, не выделило
средств на проведение стар.дух.
курсов. Рассчитывая на помощь властей, руководство СЦ планировало открыть
постоянно действующую семинарию с трехгодичным курсом обучения, что
соответствовало бы 4 классам гос. гимназии, но этим замыслам не суждено было
осуществиться. Курсы не состоялись и весной 1941, хотя уже было объявлено об их
открытии.
·
Ист.: "Программа по истории
старообрядчества на литовских духовных старообр.[ядческих]
курсах", Китеж-Град, 1933, №4, с. 13-14. Лит.: Вестник
ВСС в Польше, 1934, № 1—2, с. 20—21; Колесников М., "Старообрядческие
духовные курсы в Литве", Китеж-Град, 1934, № 10; Старообрядчество
1996, с. 300; Протокол заседания ЦСС Литвы, состоявшегося 16—17 мая 1937 г.
(копия), Личный архив автора; Sabaliauskaitė 1999, р. 22-25. Г.П.
ЛИЦО -
мелодический оборот, записанный сокращенно условной комбинацией знамен, в
состав кот.обычно входит
знак "змейца"; а также оборот, в кот. знамена (все или некот.)
приобретают значение условное, не общепринятое. Исходя из
этого различаются собственно Л., Л-попевка, Л-фита. В певческих
книгах Л. пишутся с разводом или без него.
·
Лит.:
Бражников М. В., Лица и фиты знаменного распева. Ленинград, 1984;
Гарднер 1998, т. 1; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного
пения. Рига, 1992; Сборник знаменного пения 1984; Калашников Л. Ф., Азбука
церковного знаменного пения. Москва, 1915; Музыкальная энциклопедия e 6 томах, гл. ред. Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973-1982. Н. Вакатова
ЛОМОВСКАЯ ОБЩИНА (Реж. у. Вит.
губ.; ныне Прейльский р-н Латвии). В 1912 — федосеевская. Согласно
архивным данным, ЛО основана в 1673 или в 1675.
Наиболее ранняя известная дата существования моленной
относится к концу XVIII в. Акт 1853 указывает, что граф Михаил Борх разрешил
строительство моленной и выделил лес более 60 лет назад. В 1842 моленная
опечатана, а в 1858 за ветхостью снесена. Время строительства следующей
моленной установить не удалось, но известно, что в
авг. 1890 она сгорела. В 1891 было подано прошение на устройство моленной в
частном доме, одновременно с этим на обществ.деньги было возведено новое здание. Получив донос, исправник
Иванов стройку остановил. ЛО раскололась надвое: одни выступали за устройство
моленной, др. - школы. При поддержке властей победили последние
и в новом строении разместилась школа. В самих Ломах обосновался наст. Леонтий
Селезнев, а за полверсты в Бортниках - наст. Корнилий Базылев. В течение почти
десяти лет моленная в Ломах существовала в доме крестьянина Савелия Парамонова.
В июне 1900 Вит.губ.
правление утвердило проект переоборудования дома Лазаря Зиновьева в моленную.
По всей видимости, это и было строение ныне существующей моленной. В 1891 ЛО
насчитывала 2700 прихожан, в 1929 - 907, в 1940 - 1309. На 1939 ее
собственность оценивалась в 4519 латов. Имелось 4 га земли; приход составлял
1308,63, расход - 1194,91 лата. Служили наст.: Матфей Тимофеевич (отм. в 1832),
Леонтий Селезнев (отм. в 1893), Корнилий Базулев (отм. в 1893-1904), Лаврентий
Квасов (отм. в 1914-1924), Л. Курашев (отм. в 1921), Евстафий Игнатьев (1925 -
отм. в 1927), Евстафий Бритушенко (1928-1934), Аггей Лазарев (1934-?). В
настоящее время наст.в ЛО
нет. Службы совершаются эпизодически оставшимися певчими.
При
храме семь кладбищ; одно из них, Бортниковское, датируется 1675, с четырьмя
наслоениями могил, что свидетельствует о его древности.
·
Ист.: ЛГИА. Ф. 656. Оп. 1. Д. 830. Л.
1, 2, 5; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 89. Л. 5об.; ЛГИА. Ф. 656. Оп. 1. Д. 2446. Л.
718, 720; ЛГИА. Ф. 7039. Оп. 1. Д. 1, Л. 29об.; ЛГИА. Ф. 7046. Оп. 1. Д. 43. Л.
35, 51; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1.Д. 29789.Л. 15, 17;НИРБ.Ф. 1430. Оп. 1. Д. 40778.
Л. 5, 31. В.
Никонов
ЛОМОНОСОВ Григорий Семенович (° 1823; • 1885) — рижский купец, руковод. Вил.общины и крупный
благотворитель. Благодарную память о нем хранит РГСО. Л. был одним из
учредителей в 1863 школы для детей стар-дцев при Гребенщиковской богадельне в
Р. (открыта в 1873). Принял на себя обязательство
ежегодно вносить по 500 руб., а вначале пожертвовал 2-3 тыс. руб. на постройку
каменного дома. В 1882 добился от властей Вил.разрешения на постройку каменного здания — первоначально
дома призрения престарелых (был назван его именем), впоследствии —
Свято-Покровского храма. На нужды Вил.общины жертвовал значительные суммы. В 1870-1885 -
предс. Вил.общины. Похоронен
на стар.кладбище в Вил.
·
Ист.: Пятидесятилетие Гребенщиковского училища e 1873 г.
по 1923 г. Составил А. Волович, преподаватель училища (рукопись), Библиотека
Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (Рига). Лит.:
Киселёв 1930; Китеж-Град, 1990, № 1, с. 31. В.Б., Г. П.
ЛУКЬЯНОВ Петр Киприанович (° 1922, дер. Ержишки, ныне Браславский р-н Бел.; • 1988) — наст. Д-пилсской 1-й (Новостроенской)
общины. С детских лет посещал храм Островишкской общины, изучал церк.
пение, чтение, богослужебный устав. В 1953 поселился в Д-пилсе, служил
головщиком Старофорштадского храма, собирал дух.книги. 16 янв. 1977 благословлен в наст.
·
Лит.:СЦК 1989, с. 63. В.Б.
ЛУЧАНОВ Максим Лаврентьевич (° 1880; • 1962) — наст. Московской
поморской общины. Деятельно поддерживал Заявление президиума ВСС в
Литов. ССР ("Известия", 1955, 17 марта), в кот.содержался призыв ко всему рус. стар-ству всеми
возможными мерами способствовать делу защиты мира.
·
Лит.: СЦК 1956, с. 99. В.Б.
ЛЮБОПЫТНЫЙ Павел (Платон Львович Светозаров; ° 1772, Юрьев-Польский
Владимирской губ.; • 1848, Камышин Рос. имп.) -поморец,
писатель и историк. В раннем детстве освоил церк. грамоту. Перед войной 1812
жил в Москве, в 1813 перебрался в Петербург, стал подрядчиком по перевозке
кладей. Здесь он свел знакомство с образованными людьми, прошел определенную
лит.школу. Вероятно, эти
годы были наиболее плодотворными в его трудах, посвященных защите и возвышению
староверия и Поморской Церкви. Наиболее значительное сочинение -
"Исторический словарь 86 староверческих отцов и учителей" (др.
название - каталог). Сообщая о нем и о себе, Л. привел перечень 97 собственных
соч. Названия некот. из них: "Трогательный, ясный,
благочестием дышащий духовный меч", "Разительное, истины и живого
чувства исполненное, историческое описание", "Занимательная, живая и
в блестящем виде изображенная картина", "Краткий, ясный и убедительный
обзор начала откровения о божественной евхаристии", "Повсеместный
устав староверческих церквей для благоустройства и мирного жития оных ", В
65-летнем возрасте Л. лишился крова и был вынужден ютиться в случайных углах.
Единственным его богатством были рукописи. Дух.крепость находил в молитве, усердно посещая поморскую
моленную на Охте. После 30-летней жизни в Петербурге Л. уехал на Волгу -
сначала в Астрахань, затем в Камышин. Здесь и скончался в крайней бедности.
"Словарь" издавался только до 1917. Ныне — библиографическая
редкость.
·
Лит.: Китеж-Град, 1990, № 3, с.
34; Старообрядчество 1996, с. 210-211.
В.Б.
ЛЮЦИНСКАЯ ОБЩИНА (Люцин Вит. губ., ныне Лудза,
Латвия). В 1912 - федосеевская. До конца XIX в. все малочисленное стар.население ходило в расположенную
под городом моленную Арканской общины. Своим развитием ЛО обязана в
первую очередь строительству железной дороги Москва-Виндава, куда съехалось
множество подрядчиков, десятников и рабочих. Моленная существовала с 1900 в
наемном доме. Вскоре она стала тесна (в 1902 насчитывалось 93 стар.семьи), встал вопрос о покупке
собственного здания. Создали инициативную группу в лице М. Г. Носарева, И. Л.
Большакова, К. В. Добрынина, Я. Н. Никитина. В несколько дней собрали требуемые 1600 руб. золотом и приобрели здание для новой
моленной. В 1922 моленную вместе со всем имуществом ЛО уничтожил пожар. В янв.
1923 был утвержден проект строительства нового храма.
Однако осилить его обедневшее население смогло нескоро: 6 дек. 1927 состоялась
закладка, а в 1928 закончено строительство. Было установлено
пять небольших колоколов. Храм существует поныне. В 1920 ЛО насчитывала
746 прихожан, в 1940 - 599. В 1940 ее собственность оценивалась в 22 860 латов.
Имелось 0,91 га земли; приход составил 388 латов, расход - 287. Служили наст.: Филимон Жуков (1923-?), Тихон Корзинов (1925-1937), Г.
Большаков (1938-1940). Несмотря на свою немногочисленность, ЛО переживает
период возрождения. Проведены значительные ремонтные работы в храме,
благоустройство террит. Наст. - А. Бурдин.
·
Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2678. Л. 132; ЛГИА. Ф.
1370. Оп. 1. Д. 2777. Л. 226; ЛГИА. Ф. 7046. Оп. 1.Д. 35. Л. 64. Лит.: Родная старина, 1928, № 4, с. 54. В. Никонов