Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Понедельник, 2017.08.21, 04:42
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » К

клирос - Корнилий

КЛИРОС (греч. "место на солее") - возвышение в стар. храме перед иконостасом, на кот. во время богослужения находятся чтецы, певцы, а также наст., не принимающие непосредственного участия в богослужении, но помогающие в чтении и пении. В храме два К. - левый и правый по сторонам солеи. Без благословения наст.никто не может быть в составе причта на К. Появление клиросов в РПЦ относиться к XV в. Г.П.


"КНИГА О ВЕРЕ" - сборник, содержащий догматико-полемические статьи, написанные на униатское "отступление" в 1596. В 1644 по желанию будущего царского духовника Стефана Вонифатьева, игумен Киевского Михайлова монастыря Нафанаил составил компиляцию из сочинений Захарии Копыстенского под названием "Книжница или списание о вере православной". В 1648 в Москве она была переведена на рус.яз. и в том же году напечатана. Рус.издание включало значительные переделки и было снабжено предисловием справщика Михаила Рогова. Большинство глав сборника были посвящены полемике с зап. богословскими работами и разъясняли правосл. учение. В конце книги особая глава трактовала вопрос конца мира и возможного торжества антихриста. Выдержанная в строгом правосл. духе, "Книга о вере" давала рус.читателю необходимое оружие для защиты его веры от нападок зап. критики. Этот сборник стал незаменимой настольной книгой и для стар-дцев, стремившихся лучше понять и изложить основы староверия. В 1912 переиздана в типографии П. П. Рябушинского в Москве.

·        Лит.: Зеньковский 1995, с. 99-100; Старообрядчество 1996, с. 145. Г.П.


КОВЫЛИН (КАВЫЛИН) Илья Алексеевич (° 1731, с. Писцово Костромской губ.; • 1809) - основатель Московского Преображенского кладбища (федосеевской общины). Род.в семье крепостных крестьян князей И. А. Голицыных, принадлежавшей к господствующему вероисповедованию. Вышел в купцы. В 1768 принял крещение от федосеевцев. На строительство часовни, больницы, приюта, др. общинных каменных зданий пожертвовал свое имущество стоимостью в 300 тыс. руб. В 1777 посетил Выго-Лексинское общежительство и привез оттуда богослужебный устав, кот.наряду с федосеевским "Польским уставом" (1752) лег в основу правил жизни Преображенской общины. В ней нашли приют более 2000 чел. Стараниями К. была учреждена дух.школа, где дети обучались с малых лет. Позднее, уже будучи взрослыми людьми, воспитанники школы расходились по всей Рос.и становились наст. федосеевских общин. Устав Преображенского богадельного дома был официально утвержден императором. От общины многие получали иконы, книги. И после смерти К. совет общины продолжал оказывать помощь людям в виде бесплатного лечения, выдачи лекарств. Памятник на его могиле увенчан надписью: "Не забудь, человек, что состояние твое на земле определено вечною Премудростью, которое знает сердце твое, видит суету желаний твоих, и часто отвращает ухо от прошения твоего из единого милосердия". Павел Любопытный писал о нем: "Он жил в мире не для себя, а для Церкви и для ближних".

·        Лит.: СЦК 1985, с. 51; Старообрядчество 1996, с. 132-133 В. Б.


КОЗЛОВСКИЕ - семья, давшая видного наст.и религ. деятелей СПЦ Литвы.

 
Антон К. - участник съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906).

 
Елисей Иванович К. - религ.-обществ. деятель СПЦ Литвы; брат Николая Ивановича К. На Вселитов. съездах стар-дцев К. неоднократно избирался в руководящие органы СПП Литвы: с 1922 по 1938 член и, кроме того, с 1927 казначей ЦСС Литвы. В конце 1930-х эмигрировал в Парагвай.

 

Николай Иванович К. (° 19 дек. 1873; • 28 окт. 1951) - видный деятель СПЦ, наст. Каунасской (Ковенской) общины и капеллан литов. армии. В молодые годы К. активно включился в жизнь Каунасской общины. Участник уездного съезда поморцев Ков. и окрестностей (1905) и съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (янв. 1906). После регистрации Ков.общины местными властями К. стал членом ее первого совета (апр. 1907). Он был единственным делегатом от стар-дцев Ков.губ. на 1-м Всероссийском соборе поморцев, приемлющих брак, в Москве (1909).

 

После 1-й мировой войны К. стал наст. Каунасской общины (1918-1950), прослужив в ней более тридцати лет. Он был одним из авторитетнейших дух.о. Литвы. На мн. Вселитов. съездах стар-дцев неоднократно избирался в руководящие органы СПЦ Литвы. В 1922 на 1-м Вселитов. съезде стар-дцев избран членом ЦСС, в 1923 - предс. ДК (до 1927). Оставаясь наст. крупной общины, с 1927 по 1932 он был также капелланом в литов. армии, где служили десятки рус. солдат стар.-дцев. В 1938 на 8-м Вселитов. съезде стар-дцев К. вновь избран предс. ДС и членом ЦСС.

 
Во время 2-й мировой войны К., вероятно, оставался наст. Каунасской общины, но не принимал участия в деятельности ЦСС в Литов. генеральной обл. во главе с Б. С. Леоновым. Мало того, 6 июля 1942 ДС выдвинул против К. обвинения (причина неизвестна), с кот.он не был согласен, считая, что они относятся не к нему; в июне 1944 ДС в др. составе "ввиду отсутствия какой-либо канонической вины" утвердил его наст. Каунасской общины. После восстановления ВСС в Литов. генеральной обл. в ноябре 1943 К. избран его членом, а также предс. ДС. Присов. власти он продолжал служение и был, по словам современников, "глубокопочтительным и любимым всеми" наст., стал членом президиума ВСС в Литов. ССР и членом ДС. Похоронен сначала на стар.кладбище в Каунасе (так наз. Петровке), а после его закрытия - перезахоронен на Эйгуляйском общегородском кладбище.

 
Симеон Иванович К. - религ.-обществ. деятель Каунасской общины и СПЦ Литвы; брат Николая Ивановича и Елисея Ивановича К. В 1930-х К. был предс. совета Каунасской общины. Участник мн. Вселитов. съездов стар-дцев, на кот.он неоднократно избирался в руководящие органы СПЦ Литвы: с 1927 по 1930 член РК при ЦСС Литвы.

·        Ист.: Протоколы заседаний ЦСС, 1942-1943 гг. (копии), Личный архив автора; Протоколы заседаний и другие документы ВСС в Литовской генеральной области, ноябрь 1943-июнь 1944 г. (копии), Личный архив автора; Интервью с Татьяной Степановной Козловской (° 1911; • 2004), Каунас. Записал Г. Поташенко, 1994 г., Личный архив автора. Лит.: Деяния Первого Собора 1909; Древлеправославный (старообрядческий) календарь на 1936 год. Рига, 1935, с. 51-52; СК 1928, с. 76-80; СК 1931, с. 66-68; "Староверцы Литвы", Родная старина, 1928, № 4, с. 112; Труды о съезде 1906; Sabaliauskaitė 1999; Gumuliauskaitė 1999, 2 sk. Г. П.


КОЛЕСНИКОВА Елизавета Ивановна (◦ 1917; • 2004) - собирательница фольклора стар-дцев из пос. Салакас (Зарасайский р-н Литвы). Еще девочкой восхищалась образностью народной речи. В 14 лет, когда все лето провела у деда в пастушках, начала записывать "слова", как она именует пословицы; первым информатором была ее собственная бабушка. Дебют закончился слезами - "бык съел мою тетрадку". Но тяга к меткому слову не пропала. Вскоре после 2-й мировой войны, уже в зрелом возрасте, К. вновь занялась собиранием фольклора, на сей раз всерьез и надолго. Когда летом 1976 с ней встретились участники экспедиции Вил.педагогического института, в ее домашнем архиве насчитывалось несколько сот частушек, десятки загадок, детских прибауток, более 2 700 пословиц. Песни К. полностью не записывала, фиксируя только первую строку - этого было достаточно, чтобы припомнить нужный текст. Позднее от нее было записано 50 свадебных, протяжных, хороводных и плясовых песен, 20 сказок, 8 заговоров, мн. преданий, святочных гаданий, примет. Но гл. страстью собирательницы оставались пословицы. Ободренная вниманием профессиональных филологов, она вплоть до сер. 1990-х продолжала пополнять свои тетрадки все новыми жемчужинами народной речи; общее число паремий достигло 45 тыс.

 
Необычна методика работы собирателя-самоучки. Довольно скоро она убедилась, что пословицы записывать непросто, их надо "караулить", постоянно быть наготове: "Вот спросите хоть одну пословицу - по одной не скажу, пока не подойдет к слову. <.. .> Нужно напасть на этот разговор, и тогда придет эта пословица в голову". Поэтому К. не расставалась с карандашом и бумагой, записывала везде: и на работе, и в автобусе, и в лесу. Даже в кухне на стене доводилось писать, когда под рукой не оказывалось бумаги. Свои черновики - отдельные листки из тетради, конверты от старых писем, куски оберточной бумаги на складывала в дерев. чемоданчик, а два-три раза в год устраивала "ревизию" своего хоз. Аккуратная до педантизма, К. проверяла по своим записям, не было ли такой пословицы раньше, и только убедившись в ее оригинальности, заносила в беловую тетрадь.

 
Училась она всего три года, причем только в литов. школе. Рус.слова сначала писала, используя латинский алфавит, потом самостоятельно освоила "славянскую грамоту". Это серьезно затрудняет чтение рукописей . часто недописывает слова, путает рус. и литов. буквы или пропускает их и т. п. Но недостаточная грамотность собирательницы имеет и свои плюсы - она в буквальном смысле слова "как слышит, так и пишет", с завидной точностью фиксируя мн. особенности местного говора. Гл. ист. собрания К. - её цепкая память, словно аккумулировавшая житейский опыт и знания нескольких поколений рус.старожилов Салакаса. С первых шагов своей собирательской деятельности она ориентировалась на устную традицию родного края. Тексты, записанные от уроженцев др. мест, в ее тетрадках сопровождаются специальными пометами: "Не наша", "Не мои слова" и т. п. К. усвоила почти весь репертуар своего отца Ивана Федоровича Семенова - известного в Салакасе балагура-рассказчика. Она и сейчас помнит, какие пословицы впервые услышала от деда, какие - от бабки или матери; рассказывает забавные истории об обстоятельствах записи многих народных речений. "Похвалила я наставника, что хорошо помолился над покойницей. А он: "Вступился в драку - не жалей чуб?!" Я уже и не слухаю его, а все про себя твержу эту пословицу. И от батюшки записала...". Среди земляков были у К. и добровольные помощники, кот.она заразила своей страстью к собиранию. Мн. литов. пословиц сообщили ей сестры Саулите, еврейских - Марьяша Корбене (еще в довоенное время); литов. и польск. "слова" постоянно приносила Она Швалкуте, а в 1970-е - почти столетняя Каролина Соболевская. В дружном роду Колесниковых "охота" за пословицами давно стала семейным увлечением. Следует подчеркнуть, что даже усвоенные "на стороне" пословицы фактически становились частью ее собственного репертуара, поскольку собирательница на бытовом уровне владеет всеми этими яз.

 
Собрание К. представляет научный интерес в самых разных аспектах. В результате полувековой стационарной работы, практически недоступной профессиональным собирателям, почти с исчерпывающей полнотой зафиксирован пословичный репертуар стар-дцев одного населенного пункта. Тексты дают богатейший материал для изучения эволюции рус.паремий на протяжении XX в., отражения в них истории местной стар. общины, заимствований из фольклора соседних народов. Развернутые комментарии К. автором этих строк записаны к нескольким тыс. собранных ею пословиц. В них она объясняла переносный смыл мн. текстов, приводила близкие или противоположные по значению речения, описывала старинные праздники, обряды и обычаи, предлагала свои толкования устаревших и диалектных слов. В процессе комментирования возникали многочисленные ассоциации, порой на один тематический стержень "нанизывалась" целая серия различных текстов. Нередко паремии "приводили" за собой произведения др. фольклорных жанров: предания, мифологические сказания, святочные гадания, народные анекдоты. В последние годы К. сама начала записывать лаконичные, но удивительно емкие комментарии: "Кого полюблю, того и куплю (девушка с приданым)", "Вот тебе и живая грамота! (человек удостоверил)", "Покрась пень - и красив будет (касается гриму [косметики])", "Неси топор бедать будем! (пан кормил работников старым хлебом)", "Переселился на милю, а память ушла навек (на кладбище похоронили)", "Не любит Марфушка, что грош на макушке (лысеет парень)".

 
В записях К. можно найти тексты на любой вкус. Здесь есть речения обобщающего характера, вобравшие в себя вековой опыт народа, его житейскую философию: "Матери молитва со дна моря тянет", "Время годы стрижет", "На кнуте далеко не уедешь", "Деревенский в городе, как городской в лесу", "Пришел врач - деньги прячь", "Где не прошел с мечом, пройдешь с калачом", "Взлет орлиный, а полет куриный". Нередко сущность какого-либо явления, жизненной ситуации укладывается в несколько слов, подобранных с такой ювелирной точностью, что в воображении слушателя возникает целая картина: "Окно с окном - и нож с ножом" (о несогласных соседях), "Замужки - не в мамушки", "Сидит — и язык на пороге", "Врезался, как танк в дерево (пьяный)". Мн. пословицы поражают яркими поэтическими образами, неожиданными сравнениями и рифмами, тонкой иронией, игрой слов: "Раньше солдаты ходили, как сабли, а теперь - как веревки", "Слеза - не коза, не привяжешь", "Под носом взошло [выросли усы], а в голове и не посеяно", "Отрастил когти до локтя", "И в Париже не все рыжи", "Принцип, как в принца", "Ты чуешь, где ты ночуешь?", "Как родился, еще не мылся", "Наверно, боги спят, а боженятки свою волю творят (говорят, когда очень большой дождь)".

 
Заветной мечтой К. было передать свои записи потомкам, чтобы ее труды не пропали даром. Одну из своих последних тетрадей она так и озаглавила: "Для внуков". Имя этой замечательной женщины, всю свою жизнь посвятившей собиранию золотых зерен народной мудрости, сегодня известно далеко за пределами Литвы. Наиболее интересные тексты из ее собрания опубликованы в подборках фольклорных материалов, в хрестоматии "Живое слово" (Вил., 1999) и в отдельной книге "Русские пословицы Литвы: Из собрания Елизаветы Колесниковой" (Вил., 1992). На их основе подготовлено немало научных статей (одна из них вышла в США), радио- и телепередач, несколько докладов, прочитанных на научных конференциях вВил., Москве, Петербурге, Архангельске, Д-пилсе, Тарту.

·        Лит.:Новиков Ю. А., Живое слово: Фольклор русских старообрядцев Литвы. Вильнюс, 1999. Ю. Новиков


КОЛЕСОВ Леонтий Агафонович (° 1913, дер. Вишека Минской губ.; • 1996)—наст. Саратовской общины. Уже в юности начал изучать церк. устав, знаменное пение. В 1951-1983 жил в Красноярском крае, был прихожанином стар.общины Канска. В 1973 благословлен в наст. По выходу на пенсию, постоянно нес дух.служение. Переехав в Саратов, продолжил стезю пастыря. Участник собора СПЦ 1988 в Вил. Избран членом ДК при ВСС в Литов. ССР.

·        Лит.: Деяния собора 1991; КДПЦ 1998, с. 76. В.Б.


КОЛЕЦКАЯ ОБЩИНА, федосеевская община Эстонии, существует с 1770 (по др. данным с 1740). С нач. XIX в. ее центром стали Малые Кольки в имении Алацкиви Дерптского (затем Юрьевского; ныне Тартуского) у. К концу XIX в. в дер. было 79 домов и 444 жит., что превышало по численности Большие Кольки. В дер. имелся стар.храм. 8 марта 1908 Лифляндским губ. правлением была зарегистрирована Колецкая стар. община федосеевского согласия. В 1908 в КО насчитывалось 584 прихожанина. Предс. совета избран вольмарский мещанин Феодор Пузанов, товарищем предс. - Андрей Галаганов. В 1913 в совет входили грамотные члены общины В. Простатов, В. Кулак, П. Поляков, В. Кудряшов, Ф. Горин, И. Саборов, А. Ермаков, Ф. Каптей, Л. Белузов, Я. Окунев, обязанности наст.исполнял крестьянин Алацкивской вол. Софроний Гурьянович Белузов (° 1875). Все они проживали в Кольках, но мн. были приписаны к мещанским обществам Вольмара, Вильянди, Хаапсалу и Пайде. В отношении предс. совета Ф. Р. Пузанова в нач. 1913 было возбуждено уголовное дело по обвинению в подлоге метрических записей, так что в течение полугода он был отстранен от должности председателя. Пузанов по суду был полностью оправдан, так как ошибка объяснялась, с одной стороны, традицией стар-дцев заносить в метрические книги записи о совершении браков и рождении детей не сразу, а спустя некот. время, с др. - неграмотностью большинства из них. В июле того же года члены КО на общем собрании подтвердили свое желание видеть Пузанова на посту предс. совета КО.

 
В 1930-е наст. КОпо-прежнему был С. Г. Белузов, кот. 2 окт. 1930 было доверено отпевание иконописца Г. Е. Фролова в Раюшском храме. Предс. совета был избран Ф. Горин, Ф. Пузанов исполнял обязанности секретаря. В 1930 КО насчитывала 485 членов. В настоящее время восстановила свое членство в Союзе старообрядческих общин Эстонии.

·        Ист.: ИАЭ. Ф. 297. Оп. 1. Д. 9873. Лит.: "Перечень зарегистрированных старообрядческих общин", Церковь, 1908, № 49, 7 декабря; "Перечень старообрядческих общин Эстонии", СЦК 1930, с. 66; "Сведения о русском населении в Прибалтийском крае", Имперская политика России в Прибалтике в начале XX века. Тарту, 2000, с. 321. Г. Пономарева, Т. Шор


КОЛЛЕКЦИИ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ В БИБЛИОТЕКАХ ВИЛЬНЮСА (ЛИТВА). В настоящее время в библиотеках Вил.хранятся три коллекции стар. рукописей. До последнего времени были известны лишь рукописи, хранящиеся в Библиотеке Академии наук Литвы в составе коллекции известного деятеля белорусской культуры, организатора Вил. Белорусского музея Ивана Луцкевича (фонд 21). В этом фонде представлены 11 стар.рукописей религ. содержания, датируемые последней четвертью XVIII - нач. XX вв. Еще несколько рукописей дониконовского времени, по сведениям И. Луцкевича, было также приобретено у стар-дцев. Осенью 2001 после реорганизации Отдела старопечатной и редкой книги и Отдела рукописей Национальной библиотеки им. М. Мажвидаса и объединения их в одну структурную единицу - Отдел редкой книги и рукописей - для исследователей стала доступной коллекция церковнослав. (преимущественно стар.) рукописей, хранящаяся в Национальной библиотеке. В этом собрании представлено 44 стар.рукописи, датируемые первой пол. XVIII - cep. XX вв. Наибольший интерес представляют сборник соч. С. Егупёнка и полемическое соч. об антихристе. В конце 2002 в научный оборот введено собрание стар.рукописей Национального музея Литвы. Оно состоит из 20 единиц хранения, наиболее ранние из них относятся ко втор.пол. XVIII в., причем некот. кодексы переписаны теми же писцами, что и книги из собрания Национальной библиотеки. Установить происхождение большинства рукописей не представляется возможным, так как книгохранилища приобретали их через антикварные магазины или библиотечный коллектор. Кроме рукописей в указанных библиотеках Вил., а также в Научной библиотеке Вил.университета хранятся значительные собрания стар. печатных изданий, кот. до сих пор не описаны.

·        Лит.: Кобяк Н. А., Морозова Н. А., Турилов А. А., "Кириллические рукописные книги XV-XIX вв. в собраниях фондов 21 и 22 БАН Литвы", Krakowsko-Wileńskie studia slawistyczne: Seria poświęcona starożytnościom słowiańskim, t. 2. Kraków, 1997, с 41-112; Морозова Н. А., Темчин С. Ю., "Церковнославянские рукописи Национальной библиотеки Литвы им. М. Мажвидаса (предварительный список)", Slavistica Vilnensis 2002 = Kalbotyra 51(2). 2002, с. 117-134; Морозова H. А., Темчин С. Ю., "Церковнославянские рукописи Национального музея Литвы (предварительный список)", Slavistica Vilnensis 2002 = Kalbotyra 51 (2). 2002, с. 135-142. H. Морозова


КОЛПАКОВ Киприан Сергеевич (° 1866; • 1926) - певчий Зуевской поморской общины (Подмосковье), учитель знаменного пения, руковод. известного женского хора. Является автором некот. роспевов. Педагогическая школа К. заключалась не только в том, чтобы научить певчих непростой азбуке "знамен" и "фит", но особенно в настоятельном стремлении к полному восприятию молящимися содержания и характера богослужебных песнопений.

·        Лит.: СЦК 1990, с. 48. В.Б.


КОМАРОВ Трофим Илларионович (° 1881; • после 1953) — наст.стар-дцев-поморцев дер. Ликино и Ионово (Подмосковье). С 9 до 14 лет учился при Зуевском поморском храме. 30 лет отстоял у станка на Ликинской прядильно-ткацкой фабрике. Молиться ходил в дер. Кабаново. В 1930-е был репрессирован, длительное время — узник тюрем и лагерей.

·        Лит.: СЦК 1990, с. 49. В.Б.


КОНОНОВ Иоанн Феодорович (• 19 апр. 1797) - поморец. Родом из Подмосковья. Ходил в Петербург как уполномоченный от стар-дцев-беспоповцев Патриаршины (Орехово-Зуевский р-н) ходатайствовать об отмене "венечной" пошлины, собираемой со староверов, не венчающихся в церкви. Ходока приняла сама императрица Екатерина П, кот. К. преподнес шелковый платок собственного изготовления. Указом от 16 марта 1765 налог действительно был уменьшен, а "венечная" пошлина полностью отменена. Сам же К. получил разрешение на открытие шелкопрядильной фабрики, став первым зуевским фабрикантом. Вместе с владельцем шелкового заведения Иваном Медведевым он по сути стал родоначальником не только зуевской ткацкой промышленности, но и основоположником одного из крупнейших промышленных центров в Рос. Именно на фабрике К. за ручным ткацким станком начинал свой трудовой путь Савва Морозов, в то время еще крепостной крестьянин.

·        Лит.: Безгодов А. А., Михайлов С. С, Подмосковная "Патриаршина": страница истории староверия в Орехово-Зуевском районе. Москва, 2003. А. Безгодов


КОНОШЕВ Виктор Аристархович (° 5 февр. 1952, дер. Слизишкес, Кельмеский р-н Литвы) - наст. Шяуляйской общины. Его отец Аристарх Иванович много лет был головщиком Слизишкского храма, избирался предс. совета общины. С детства К. под началом отца изучал церк. грамоту, позже — Св. Писание, историю староверия. С 1969 был прихожанином соседней Леоновской общины. Получив среднее образование, призван в сов.армию, позже продолжительное время был военнослужащим. Родной Слизишкский храм не забывал, оказывал помощь в ремонте. С 1991 по благословению дух.о. Е. Рыбакова исполнял обязанности наст. 21 сент. 2000 благословлен на отечество. Чин благословения совершил Клайпедский наст. Г. Л. Легензов в сослужении пастырей Е. И. Никитина из Утены (Утяна) и H. E. Владимирова из Паневежиса (Панявежис). Участник соборов ДПЦ Литвы в февр. 2002 и авг. 2003. Член Высшего Совета ДПЦ Литвы.

·        Лит.: СПЦК 2001, с.124. В.Б.


КОНСТАНТИНОВ Прохор Ананьевич (° 1910, дер. Явойнишки, Вилкомирский у. Ков.губ. Рос.имп.; • 1987) - ревнитель рус. старины, головщик К. храма, известный знаток знаменного пения. В детстве приобрел первые навыки церк. богослужения. Совершенствовал свои знания под началом наст. А. Кудряшова, затем окончил Литов. стар.дух. курсы при Каунасской общине. После 2-й мировой войны получил диплом техника-строителя, работал прорабом, инструктором Министерства сельского строительства Литвы. Одновременно посещал храм, обучал причетников знаменному пению, руководил хорами при благословениях наст. Литвы. Дважды награжден Почетной грамотой ВСС в Литов. ССР.

·        Лит.:СЦК 1987, с. 58; СЦК 1989, с. 66. В.Б.


КОРАБЛИКОВ Онуфрий Варфоломеевич (° 1923; • 2000) - головщик Масалишкской общины и наст. Гайлюнской общины. Благословение принял 12 мая 1985 от наст. И. И. Никитина, А. В. Боярова, Н. И. Васильева и Л. П. Касаковского. Участник собора СПЦ вВил., посвященного Тысячелетию Крещения Руси (1988).

·        Лит.: СЦК 1987, с. 57-58; Деяния собора 1991, с. 43. В. Б.


КОРМЧАЯ (ЗАКОНОПРАВНИК) - свод правил святых апостолов, решений семи вселенских и девяти поместных соборов, правил отцов Церкви и толкований. Необходимое руководство в устроении и управлении Древлеправ. Церковью. До сер. XVII в. на Руси пользовались рукописными переводами К. с болгарского и сербского яз. В июле 1650 патриархом Иосифом было осуществлено первое официальное издание К. Однако ее распространение было приостановлено патриархом Никоном. До наших дней дошло лишь несколько экземпляров. Переиздать "Иосифовскую " К. удалось при Екатерине II в Варшаве и в единоверческой типографии в Москве (1885). В 1912 редакция журнала "Церковь" выпустила К. с буквальным соответствием оригиналу 1650 (хранится в библиотеке Рогожской стар.общины). "Варшавское" переиздание (1785) осуществил старовер Михаил Григорьевич Соловьев (с 1760 жил в Варшаве). Два экз. К. данного издания находились в книжнице РГСО.

·        Лит.: СЦК 1980, с. 21; Старообрядчество 1996, с. 149-150. В. Б.


КОРНИЛИЙ (° 1570; • 1695) - монах, "великого жития подвижник, столп пресветлый, в вышеестественных подвизех просвещающий пустынные недра" (И. Филлипов). Обошел мн. городов и обителей. Побывал на Дону вместе с игуменом Досифеем. Затем 12 лет укрывался в Ниловской пустыни (Москва). Спасаясь от преследований, ушел в Поморье (Карелия). На берегу реки Лексы поставил келью. Тяжело трудился, принимал нуждающихся в дух.окормлении. Среди его учеников был и будущий автор "Жития Корнилия" - Пахомий. Когда к К. пришли Даниил Викулин и Андрей Денисов, он предложил им поселится на Выге и "общее житие составити". По благословению К. осенью 1694 зародилось Выго-Лексинское общежительство. Он предсказал и трудности, и благополучие, и последующее разорение Выгореции. Скончался в возрасте 125 лет. Историк Д. Брещинский писал: "Как современник многих русских патриархов и десяти царей - от Ивана Грозного до Петра I, Корнилий был свидетелем, а отчасти и участником крупнейших событий".

·        Лит.: Зеньковский 1995, с. 455. В.Б.


Категория: К | Добавил: - (2008.05.12)
Просмотров: 1181

Copyright MyCorp © 2017