Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Суббота, 2017.04.29, 17:30
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » К

Каунасское - Клайпедская

КАУНАССКОЕ (КОВЕНСКОЕ) ЖЕНС­КОЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ БЛАГОТВО­РИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - действовало с 1929 до конца 1940 в К. (ул. Ширвинту, 13). 6 мая 1929 устав общества зарегистрирован в канцелярии начальника города Ков.и Ков. у. На учредительном собрании присутствовали члены ЦСС Литвы: В. Прозоров, А. Панкра­тьев и М. Удалов. Согласно уставу, его целью была материальная помощь неимущим, обес­печение их одеждой, обувью, пищей и день­гами, а также помощь в воспитании и опеке детей. Более активную деятельность общест­во развернуло в 1932 и сплотило женщин раз­ных профессий, чаще всего жительниц К. Учредители также могли быть членами, а лица, сделавшие крупное пожертвование или оказавшие значительную помощь - почетны­ми членами. В нач. 1930-х общество насчиты­вало 123 члена. Общее собрание избирало правление общества. Одним из его учредителей и руковод. в течение всего времени его сущест­вования была Елена Алексеевна Никольская, членами правления (1937) - Прасковия Барш­чене, Агриппина Панкратьева, Татьяна Коз­ловская, Васса Воробьева и Екатерина Стрель­цова, активными членами - Екатерина и Матрона Прозоровы, София Удалова, Елена Лущина, Матрона Козловская и мн. др.

 
В конце 1933 общество открыло детский приют, в кот.в разное время содержалось от двенадцати до двадцати детей возрастом от 3 до 14 лет. Приют располагался в арендован­ной для этого трехкомнатной квартире на ул. Капсу 33а. Приют частично финансировался прав-ством и самоуправлением, частично одителями или воспитателями детей. 10 дек. 1932 в Каунасской общине состоялся первый концерт церк. музыки с чтением лекций по ис­тории стар-ства. Деятельность общества вклю­чала в себя также проведение культурных и обществ.мероприятий - различных лотерей, концертов, тематических вечеров в кинотеат­ре "Голливуд", рус. и польск. гимназиях, зале атейтининков и т. д. Благотворительные про­граммы в помощь нуждающимся стар-дцам, в поддержку учеников рус. гимназии, для благоустройства храмов и т. п. финансирова­лись за счет членских взносов, пожертвований от частных лиц, гос. орг-ций, фондов США.


·       
Ист.: LVA. F. 1157. Ар. 24. Лит.: Malaрkeviиiыtл В., Kau­no sentikiш moterш labdarybлs draugija: 1929—1940. Refe­ratas. Vilnius, Vilniaus universitetas, 2000 (kompiuterinis tekstas). Г.П.


 
КАШЕВ Иоанн Федорович (° 1885; • 1969) - наст. Воронейской общины (Эстония). Уроже­нец Причудья, всю жизнь посвятил служению СПЦ. Сначала был головщиком в родном хра­ме и в Старой Руссе, затем - наст.в общинах Рыбинска и Пскова. Более 40 лет служил в Воронейской общине.


·       
Лит.:СЦК 1970, с. 173. В.Б.


 
КАШТАЛЬЯНОВ Трофим Афанасьевич (° 1888, дер. Шпаки Реж. у. Вит. губ., ныне Рез.р-н Латвии; • 1966) - наст. РГСО. С детства выполнял обязанности чтеца в местном храме. В 16 лет стал головщиком. В 1908-1914 - штат­ный певчий Псковского стар.храма. Затем вернулся в родную общину. С 1932 - певчий Гребенщиковского храма в Р. Был помощни­ком наст. В 1951 избран наст.и прослужил 12 лет, до ухода на покой по состоянию здоровья.


·       
Лит.: СЦК 1967, с. 154. В.Б.


 

КИКИТОВСКАЯ ОБЩИНА, поморская община (эст.Kukita, Казепяэская вол., Тартуский у.). В нач. XVIIIв. 9 рус. крестьян по­лучили в аренду землю в имении Фле­мингсгоф (эст. Laius-Tahkvere). Считается, что первоначально дер. именовалась "Ники­товка" по имени основателя Ивана Никитина, бежавшего сюда вместе с одним из бояр Мо­розовых. 14 сент. 1740 состоялось освящение построенной ими моленной во имя Воздви­жения Честного и Животворящего Креста Господня. Ее оборудовали привезенными сюда четырьмя колоколами, необходимой утварью и богослужебными книгами. В нач. XIXв. наст. был Иоанн. Во время Отечест­венной войны 1812 кикитовскую моленную посещали казаки-стар-дцы. Службу совер­шал сопровождавший их наст. Михаил, сами казаки пели на клиросе. Кикитовский храм перед их отъездом в качестве пожертвования получил от них мн. ценные вещи. К 1833 в КО насчитывалось 322 души разных сос­ловий, а также 75 чел.гос. крестьян, всего 397 стар-дцев.

 
 

В нач. 1830-х начались гонения на КО. В 1832 комиссия из статских чиновников в присутствии Дерптского священника с целью обращения "раскольников" в лоно новопра­восл. Церкви реквизировала книги, иконы, утварь и большой колокол. Вещи эти были отправлены на мызу в Алацкиви. Только вмешательство помещика помогло вернуть конфискованные вещи, да и то не полностью. В 1837 молельня в Кикита была запечата­на, вместе с хранящимися в ней большими сундуками с иконами. Несмотря на неодно­кратные ходатайства кикитовских старове­ров распечатать моленную и вернуть утварь, на основании распоряжения Министер­ства внутренних дел от 8 дек. 1846 мо­ленную разобрали, а иконы и все богослу­жебные книги передали в единоверческую церковь дер. Черная. Два колокола, хра­нившиеся на мызе Алацкиви, передали в ведение Дерптского благочинного. Тот рас­порядился сначала отдать их вновь обра­зованным эст.правосл. приходам, а затем, после нескольких лет переговоров, их передали в муствеэскую единоверческую церковь. В 1863 запечатанная моленная обруши­лась, и в следующем году кикитовцы озабо­тились строительством нового храма. Было получено разрешение на строительство мо­лельни, но без каких бы то ни было опознавательных знаков. Строительный материал подарил помещик фон Липгарт, участок под моленную пожертвовал прихожанин Петр Ильич Амелькин. Построенный силами са­мих прихожан молельный дом был освящен 24 июня 1865, наст.стал М. П. Мызников. В 1882 моленная была надстроена, а в 1902 отделана изнутри. Ученик Г. Е. Фролова из Рая Филипп Андреевич Мызников написал два верхних ряда иконостаса. В 1908 часть старых икон была отреставрирована Юрьевс­ким иконописцем Дементием Никифорови­чем Поляковым. Наст. КО в конце Х
IХ-нач. XXв. были, кроме упомянутого М. П. Мыз­никова, Иван Харлампиевич Бондарев (1884— 1886), Трофим Лаврентьевич Банщиков, Сте­фан Афанасьевич Карамнов (1886-1888), Иван Кузьмич Ларин (1888-1889), Иван Хар­лампиевич Бондарев (1890), Яков Гавриило­вич Красовский (1890-1898), Даниил Сергее­вич Жирнов (1898-1919).

 

После революции, согласно законодатель­ству Эстонии об обществах, КО зарегистри­рована в 1926 и входила в Союз старообряд­ческих общин Эстонии (Kukita vanaususliste ыhing 1926, Kukita Vanaususliste Usuыhing 1936). К моменту регистрации в КО насчитывалось 152 семьи численностью в 791 чел. Обязанности наст.исполняли Григорий Гав­риилович Глубокое (1919—1929) и Осип Иванов. В 1937 за совершение пасхальных богослужений по ст. ст. ему было воспрещено проживание в Южной Эстонии и Таллинне. С 1939 обязанности наст.исполнял Ермолай Фабричников. Во втор.пол. 1930-х кикитовс­кую моленную обновили. В ней проходили XII(1938) и XIII (1939) Всеэстонские съезды старообрядческих общин. Перед самой вой­ной в Кикита были организованы курсы знаменного пения под руководством И. С. Кулева.

 
Во время 2-й мировой войны здание молен­ной сгорело. В 1949, силами местных жит., был построен ныне существующий храм. В настоящее время обязанности предс. испол­няет Матвей Феодорович Бухвостов.

 

·        Ист.: ИАЭ. Ф. 1655. Оп. 1. Д. 883; ИАЛ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 1376, 2006. Лит.: Малышев К. А., "Краткая летопись Кикитовской общины в Причудском крае", Родная ста­рина, 1929, № 7, с. 175; "Оштрафование и высылки ста­рообрядческих наставников", Вести дня, 1937, № 129, 12 июня; "Новый старообрядческий наставник", Старый Нарвский листок, 1939, №1,2 января; Петров А., "Как возникла Кикитовская старообрядческая община", Вести дня, 1938, № 297, 29 декабря; Рихтер Е., Русское население западного Причудья. Таллин, 1976; СЦК 1981, с. 21-22. Г. Пономарева, Т. Шор


 
КИОТ
- остекленная рама или шкафчик для икон или крестов медного литья. Особенно распространен в стар.традиции. Иногда ико­ны в К. бывают с богато украшенным и по­золоченным дерев.обрамлением. Г.П.


 
КИРИЛЛ
(вмиру Карп Васильев; ° 1608, дер. Андреев Наволок на реке Суне, близ Кондопоги; • 1690) - инок, устроитель Тро­ицко-Сунарецкой староверческой обители. Стоял у истоков поморского согласия. В Юрьегорском монастыре принял постриг (ок. 1628). Много странствовал. Жил на Соловках. В 1640 построил на родине келью, вокруг кот.разросся скит, а затем - мона­стырь. Здесь с 1657 по 1664 обитали будущий соузник Аввакума Епифаний и олонецкий посадник Илларион Пуллоев, "муж благ и писания ведущий". Ок. 1682 новгородский митрополит приказал схватить К. Однако он сумел скрыться и последние годы жизни провел на реке Выг. По словам И. Филиппова, К. явился вдохновителем создания Выго-Лек­синского общежительства. Здесь позднее написано его Житие, дошедшее до нас лишь в списках.


·       
Лит.: Зеньковский 1995, с. 388-389. В.Б.


 
КИРИЛЛОВ Стефан Родионович
( 24 июля 1877, Реж. у. Вит. губ.; • 8 июня 1960, Р.) — видный религ.-обществ. деятель Латвии, лидер "Блока правосл. и стар. избирателей и обществ. орг-ций". Род. в стар. семье в Реж. у., в юношеском возрасте переехал в Двинск (ныне Д-пилс). Окончил полный курс Двинс­кого гор.училища и Двинскую телеграфную школу. В 1896 в Якобштадте (ныне Екабпилс, Латвия) сдал экзамен на звание учителя. С 1893 по 1908 работал актером-декламатором в Двинском железнодорожном театре, за­тем - в паровозном депо. В 1911-1912 К. за­нимал выборную должность члена Двинской земской уездной управы. В 1913—1914 -слушатель лекций народного университета в Соляном городке (Петроград) по предметам ведения сельского хоз. К. - участник Iи IIВсероссийских соборов старообрядцев в Москве в 1909 и 1912. Избирался в адми­нистративные органы соборов. В 1911 при­нимал участие во Всероссийском съезде стар-дцев-поморцев по народному образова­нию в Двинске. В 1912 К. был избран от Вит.губ. членом Гос. Думы IVсозыва, где состоял в комиссии по делам стар-дцев и в бюджет­ной комиссии. В 1915-1917 К. - доброволь­ный участник 1-й мировой войны, по линии Красного Креста побывал на разных фрон­тах, вблизи передовой, отмечен Георгиевс­ким крестом и др. наградами. В Латвию вернулся в 1921, сразу же был избран глас­ным гор. Думы, предс. ее РК. С 1920 по 1929— член Центрального Комитета по делам стар-дцев Латвии, избранного 4 нояб. 1920 первым организационным Вселат­вийским съездом староверов (Рез.). С мая 1929 по май 1934 К. - предс. Совета стар.соборов и съездов. С 1928 по 1931 - депутат IIIСейма Латвии, вице-министр земледе­лия, предс. гл. правления Стар.христи­анского союза Латвии, учредитель общества Д-пилсское Стар. братство. Издатель га­зеты "Стар.вестник", журналов "Вестник Совета Стар. Соборов и Съездов в Латвии" и "Стар.мир". С 1940-х жил в Р., работал на гос. службе. Похоронен на рижск. Иванов­ском кладбище.

 

·        Лит.: о. Алексий Жилко, "С. Р. Кириллов как издатель журнала Старообрядческий мир", КДПЦ 2003, с. 70-74.Э. Мекш


 
КИРИЛЛОВ Филарет Федулович
(° 1898; • 1982) - наст. Московской Преображенской общины. Работал на заводах. Мн. годы был усердным прихожанином. В 1965 принял благословение в дух.о.


·       
Лит.: СЦК 1984. В.Б.


 
КИРИЛОВА КНИГА
- сборник святооте­ческих творений, изданный 21 апр. 1644 "благословением Иосифа патриарха". Во­шедшие в сборник творения патриарха Александрийского Афанасия, архиепископа Солунского Св. Григория, Св. епископа Ила­риона, раскрывают основные догматы хрис­тианства: о Святой Троице, Боговоплощении, почитании Пресвятой Богородицы и др. Приводятся доказательства в защиту иконо­почитания, двуперстного крестного знаме­ния, крещения младенцев. Сборник содержит 48 глав и свое название получил от первой -"Книга иже во святых отца нашего Кирила архиепископа иеросалимского на осмый век". Составил ее Стефан Зизаний - "восточного православия хранитель, белорусец, муж уче­ный", как говорится в "Поморских ответах " (отв. 36), и далее: "Сия книга от многих свя­щенных писаний объясняет и утверждает люди в благочестии, научает священному бо­гословию" (отв. 37). При патриархе Никоне КК была запрещена. В гродненской типогра­фии стар-дцами осуществлены два издания (1786 и 1791). В 1915 книга перепечатана в Саратове с Иосифовского подлинника.


·       
Лит.: СЦК 1976, с. 29; Старообрядчество 1996, с. 141. В.Б.


 
КИСЕЛЁВ Ермолай Иванович
(• 1892) -один из руковод. Вил.общины. Неутомимо и бескорыстно, вкладывая собственные средст­ва, способствовал в неблагоприятные для стар-дцев времена строительству каменного здания - будущего Свято — Покровского храма.


·       
Лит.: Киселёв 1930, с. 9. В.Б.


 
КИСЕЛЁВ Павел Иванович
(° 1880, Вил.; • 27 февр. 1933, Вил.) - журналист, редактор, историк Вил. общины и видный религ.-обществ. деятель Вост. СЦ в Польше. Род.в уважаемой семье прихожан Вил. общины. Окончил Вил.реальное училище. Обучался в Пермском реальном училище, получил диплом горного техника. Несколько лет со­трудничал в ряде газет. Затем по определе­нию вил.губ. Д. Н. Любимова стал младшим секретарем в Вил.губернском правлении. В 1906 — один из секретарей съезда стар-дцев Сев.-зап. края. Однако в ближайшие годы К. активного участия в дух.-религ. жизни стар-ства не принимал. Во время 1-й мировой войны служил в штабе рус.армии. Получил чин титулярного советника, награж­ден орденами Св. Анны 3-й степени и др. наградами.

 
Прямой, честный, трудолюбивый и пре­данный староверию, К. в последний период своей жизни был одним из активнейших стар.деятелей Польши. Он участвовал в 1-м Все­польском съезде стар-дцев в Вил. (1925), на 2-м Всепольском соборе стар-дцев избран членом ВСС в Польше и заведовал его кан­целярией, делопроизводство в кот.поставил на образцовом уровне. В 1929 - нач. 1933 -ред. "Вестника ВСС в Польше", в кот.печа­тались, по словам одного современника, его "прекрасные по слогу и мысли духовнонравственные статьи". Автор мн. статей по вопросам древлеправ. истории, тогдашнего стар-ства, христианской нравственности. Со­трудничал со "Старообрядческим календа­рем", издаваемым А. Екимовым в Двинске (ныне Д-пилс). Написал истор. очерк "Столе­тие Виленской старообрядческой общины", вышедший отдельным изданием (1930). Гл. целью умеренно консервативного культурно­го творчества и социальной деятельности К. в то время была "работа на благо Церкви". Писал стихи: в частности, в "Вестнике" было опубликовано его четверостишие "На могилу Л. Ф. Пичугина" (1932, № 4, с. 16), посвящен­ное годовщине смерти известного поморс­кого церк. деятеля Пичугина. Вместе с Б. и Т. Пимоновыми 28-29 июня 1931 как пред­ставитель от ВСС участвовал в 1-м Всеполь­ском съезде рус.меньшийственных орг-ций в Варшаве. Преподавал на педагогических курсах по подготовке стар.вероучителей в Вил. (1930, 1932). Умер после тяжелой и про­должительной болезни, похоронен на стар.кладбище в Вил.

 

·        Соч.: Столетие Виленской старообрядческой общины. Вильна, 1930. Лит.: Вестник ВСС в Польше, 1933, № 1-3, с. 3-5; Поташенко 2003а; Труды первого съезда 1925.В. Б., Г.Л.


 

КИСЕЛЁВЫ - стар.род служителей СПЦ.

 
 

Ефим Автономович К. (° 1907; • 1973) - клирошанин, головщик Руданцской общины на протяжении долгих лет. Брат Луки Авто­номовича К. Их родные братья Макарий и Родион, сестры Фотиния и Елена также вла­дели церк. грамотой, принимали деятельное участие в религ.-обществ. жизни общины. Некот. время К. служил наст. Малюткинско-Юдовской общины Д-пилса в Латвии.

 

Игнатий Лукич К. (° 1920; • 1994) - зна­ток знаменного пения. В нач. 1940-х - один из ведущих причетников Руданцского храма. Возглавлял в колхозе полеводческую бригаду, добился значительных успехов, выращивая устойчивые урожаи зерновых и льна, имел высокие награды.

 
 

Лука Автономович К. (° 1879; • 1965) -наст. Руданцской общины. Св. Писание, зна­менное пение, устав церк. службы изучал, ру­ководствуясь советами своего дяди - наст. Садофия Александровича К. После его кон­чины в 1936 принял пастырское служение и выполнял дух.должность с некот. переры­вами почти тридцать лет.

 
Садофий Александрович К. (° 1848; • 1936) — наст. Руданцской общины (ныне дер. Руденай, Зарасайский р-н Литвы) с 1910. Участник съезда стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (1906). Начиная с 1922 входил в состав ЦСС Литвы, избирался членом ДК. В связи с возникавшими сложными вопросами бо­гослужебного характера и дух. запросами прихожан посещал общины Зарасайского и соседних у., совершал чин благословения но­вых наст.

 

·        Лит.: Родная старина, 1928, № 4, с. 112; Информация от А. М. Корольковой (° 1922), июнь 2000 г. Записал В. Ба­рановский, Личный архив автора. В.Б.


 
"КИТЕЖ-ГРАД", название нескольких стар.период. изданий.

 
1) "К.-Г." - журнал (печатался на ротаторе), нерегулярно издававшийся в К. с марта 1933 по янв. 1934 (№ 1-10), в 1920-1930-х единст­венное стар.период. издание в Литве. Его ред. был И. И. Никитин. Издание выпускали слушатели Литов. дух.стар. курсов под на­чалом руковод. курсов И. Прозорова. Появ­лению журнала спо­собствовало несколько побудительных моти­вов: во-первых, реше­ние насущных для староверов Литвы религ.-нравств. и просвет. задач, преодоление относительно низкого уровня их грамотнос­ти; во-вторых, удовлетворение научных и от­части литературных амбиций молодежи, кот. не хотела отставать от издаваемого наст. А. Екимовым "Старообрядческого календаря" (Двинск); в-третьих, желание занять свое место в ряду известных к тому времени стар. изданий - церк. и обществ.-культурного "Вестника ВСС в Польше" и латвийского журнала "Родная старина", посвященного "вопросам религиозно-нравственного и на­ционального просвещения" (Р., 1927-1933). Свои статьи и заметки в "К.-Г." печатали преподаватели И. Прозоров и П. Линев, а также учащиеся дух.курсов - И. Никитин, М. Терентьев, М. Колесников, Ф. Каште­лянов, Г. Панкратьев, Е. Ранцев, П. Марков, A. Минкевич, Л. Воробьев и др. В журнале были представлены и публикации дух.о., в т. ч. наст. А. Панкратьева, О. Орлова и др. В "К.-Г." печатались проповеди и поучения местных дух. о., статьи религ.-нравств. и ис­тор. содержания, дух. стихи, повести и стихо­творения рус. поэтов-классиков (напр., М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского, А. С. Пушки­на и др.) и местных авторов. Журнал также публиковал материалы по истории стар-дцев края, краткие сведения сообщал об обществ.-полит. событиях в Литве и мире, приводил хронику стар. жизни в балтийских странах и Польше. Иллюстрации исунки на библей­ские темы, эскизы стар. храмов Литвы, порт­реты отцов Церкви и чудотворцев — были сделаны местными староверами М. Стрелко­вым, Н. Панкратьевым, Б. Удаловым. Г. П.

 

2) "К.-Г." - журнал, издававшийся в Вил.в 1990 (№ 1-3), первое стар. период. издание в провозгласившей восстановление неза­висимости Литве. Издание представляло со­бой возобновление "К.-Г", издававшегося в К. в 1933-1934. Постановлением ВСС в Ли­тов. ССР от 19 окт. 1989 была образована редколлегия: наст. И. И. Никитин (ред.), наст. B.Н. Васильев (секретарь), M. E. Бирюлин, Г. Л. Легензов, О. Розанов, А. Н. Жилко, В. С. Барановский, В. М. Дегтярёв. В типографс­ком цветном исполнении выпущено три но­мера, кот.в общей сложности содержат 36 публикаций, в т. ч. истор, очерк И. И. Егорова "Старообрядческая Поморская Церковь в Литве", статья наст. И. И. Никитина "Ста­рообрядческая Церковь и соборы", материа­лы, посвященные Павлу Любопытному, М. Чуванову, церк. праздникам и богослужеб­ным книгам, жизни различных общин, а так­же репродукции редких икон, фотоснимки храмов, наст., дух.стихи. Издание журнала было приостановлено по причине финансо­вых затруднений.

 

·        Лит.: [Редакция календаря], К выходу в свет журнала "Китеж-Град", СЦК 1991, с. 46-47. В.Б.


 
КИТОВ Егор Матвеевич
(° 1828; • 1916) -попечитель Якобштадской (Екабпилсской) общины в Латвии. Выделил земельный учас­ток под строительство местного храма, кот.было завершено в 1862, а также пожертвовал 10 тыс. руб. на молитвенный дом. Его по­печение о храме продолжалось почти пол­века. Доброму примеру К. последовали др. состоятельные семьи: Соловьевы, Перевоз­чиковы, Буклагины, Лебедевы, Девятниковы, Беловы, Лаповы, Репковы. Благодаря их бескорыстию и пожертвованиям прихожан община сумела вынести тяжкие испытания.


·       
Лит.:СЦК 1993, с. 45. В.Б.


 
КЛАДБИЩЕНСКАЯ ОБЩИНА,
см. Ре­зекненские (Режицкие) общины.


 

КЛАЙПЕДСКАЯ ОБЩИНА, основана поморцами в 1946 в Клайпеде, когда в опус­тевший после 2-й мировой войны город пе­реселялись жит.из разных мест Литвы и др. регионов тогдашнего СССР, в частности, стар-дцы. На первые богослужения, кот.проходили в комнате по ул. Минийос, 94 со­биралось ок. 25 чел. Первый наст.и предс. совета КО - Исидор Николаевич Соловьев. Одним из первых организаторов КО были также Афанасий Павлов, Зиновий Иванов, Евграф Добродушии, Афанасий Петров и др. В 1947 КО стараниями ее руковод. получила для обществ.молитвы комнату в каменном здании. Через два года КО насчитывала ок. 600 прихожан. Это были гл. обр. выходцы из разных дер. Литвы и Сувалкского региона Польши, кот.в марте 1941 немецкие оккупанты репатриировали в Литву. В дальнейшем постепенный прирост КО происходил за счет миграции стар-дцев в Клайпеду. В авг. 1948 КО была зарегистрирована сов.властями.

 

Согласно архивным данным, в 1950-х стар-дцы в Клайпеде собирались на обществ.молитву в трех местах: в комнате по ул. Красной Армии (ныне ул. Тайкос), где богослужения проводил наст. И. Соловьев; в комнате по ул. Нямуно 32, квартира 3, где служил А. Т. Москалёв, и по ул. Марю 8 во главе с Козьмой Исидоровичем Ермолаевым (° 1884; • после 1954). Численность стар-дцев в Клайпеде росла и назревала необходимость в молитвенном доме, поэтому местные стар-дцы купили жилой дом по ул. Статибининку 84, и переоборудовали его в церковь. 28 авг. 1960 наст. А. Т. Москалёв освятил новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Однако по требованиям сов.властей храм не должен был иметь внешних признаков церкви (креста, купола с колоколами).

 

В связи с тяжелой болезнью в последние годы жизни наст. Москалёва 2 авг. 1969 ВСС в Литов. ССР утвердил втор.избранного наст. Г. Л. Легензова, служившего в этой общине 34 года, три из них - совместно с Москалёвым. С приходом Легензова жизнь КО получила новый импульс. Неутомимая энергия сравнительно молодого 44-летнего наст.сплотила мн. прихожан. Легензов стал одним из авторитетнейших дух.о. Литвы. На мн. соборах он неоднократно избирался в руководящие органы СПЦ (ДПЦ) Литвы. В 1974 и 1988 он вместе с др. членами КО принимал участие в соборах СПЦ в Вил., где избирался членом ВСС в Литов. ССР (в 1988) и членом ДК.

 

В 1985 был избран новый совет КО во главе с предс. Василием Герасимовым. После провозглашения восстановления независимости Литвы жизнь КО активизировалась. В 1989— 1990 стараниями наст. Легензова храм был переоборудован и принял совр. вид: отремонтирована внешняя сторона здания, воздвигнуты маленький и большой купол с восьмиконечным крестом. В 1990 при Клайпедском храме была открыта воскресная школа, где взрослые и дети стар-дцев-клайпедчан под руководством Марии Голубевой изучают Закон Божий, учатся читать на церковнослав. яз.; солевому пению обучал Филипп Емельянов (• 1998) из Калининграда, после него - Марья Добродушина.

 
В конце XX в. КО стала одной из самых крупных в Литве; в 1990-х насчитывала более 4 тыс. прихожан, а по данным ВС ДПЦ (нач. 2000-х) - до 5 тыс. Согласно всеобщей переписи населения, в 2001 в Клайпеде проживали 3083 стар-дца. Предс. совета КО был Еремей Самухов, ныне - Оксана Беляева. 28 февр. 2002 на соборе ДПЦ наст. Г. Л. Легензов был избран почетным членом ВС ДПЦ Литвы. В связи с преклонным возрастом Г. Л. Легензова его пом. был Евгений Арсеньевич Лебедев, в 2003 избранный наст. КО.

 
В Клайпеде и ее окрестностях существует два общих кладбища, на кот.похоронены также и стар-дцы: гор. кладбище Йонишкес и новое кладбище в Лебартай в 10 км от города. На Йонишкском кладбище похоронен наст. А. Т. Москалёв.

·        Ист.: LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; LVA. F. R-181. Ар. 2. В. 17. L. 106; Историческое наследие (Йонишкское кладбище в Клайпеде и в Лебартай, 13 августа 2000 г.; Интервью с Г. Л. Легензовым (° 1924), Клайпеда, 12 августа 2000 г. Записал Г. Поташенко); Материалы собора 2002; Список общин ДПЦ 2003 г. Лит.: История Клайпедской старообрядческой общины, сост. Г. Л. Легензов (илл., компьютерный набор), 1990-е гг.; "Не оборвется нить веры ... (Из истории старообрядчества в Клайпеде)", Клайпеда, 1999, № 57, 12 марта; Соловьева Г., "Община Клайпедского округа", Эхо Литвы, 1999,23 марта; СПЦК 2000, с. 111-112; СЦК 1961, с. 61-62; Lietuvos gyventojai 2001, р. 200. Г.П.
Категория: К | Добавил: - (2008.05.12)
Просмотров: 1242

Copyright MyCorp © 2017