Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Понедельник, 2017.08.21, 04:40
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » К

КАЗЕПЯСКАЯ - Каунасская

КАЗЕПЯСКАЯ ОБЩИНА, стар.община старопоморского толка в дер. Казепя (эст. Kasepaa, рус. Казепель), расположенной на берегу Чудского озера между Варнья и Кал-ласте, известной с 1582 (Kazepe). Уже в то время население дер. было смешанным - наряду с эст.встречались и рус. имена. В нач. 1830-х в дер. проживало немногим более 500 федосеевцев, имевших свою моленную. Это единственная причудская моленная, оставшаяся незапечатанной в годы николаевских репрессий против староверов. К сер. XIX в. она обветшала. В 1862 прихожанин Тимофей Иванович Скородумов на свои средства построил новую моленную и передал ее обществу. В конце XIX в. в КО насчитывалось 515 прихожан (250 мужчин и 265 женщин), что потребовало расширения храма. В 1891 об этом ходатайствовали Федор Савосткин и Гавриил Сыщиков, но получили отказ. В 1902 губ.архитектор В. Шиллинг спроектировал новое здание молельни.

В нач. XX в. после принятия закона 17 окт. 1906 КО легализовалась, приняв 12 июня 1908 имя Казепеская стар.община старопоморского толка Юрьевского у. Лифляндской губ. Из 689 жит. Казепяэ к стар.общине принадлежали 542 чел. Предс. совета КО избран Василий Лебедев, члены совета- Нестор Кузнецов, Артемий Карбузов, Марк Тимашев и Иван Вавилов.

В Эстонии КО была официально перерегистрирована в марте 1926. Обязанности наст.исполняли П. И. Амельник, затем с 1930 Ф. Савостников, предс. совета - M. E. Тимашев. Число прихожан к 1930 достигло 807 чел. С приходом сов.власти в Эстонию жизнь в КО затихла, но окончательно не замерла. С 1957 наст. Казепельской молельни был Л. Е. Гришаков. Сюда в конце 1950-х наведывался И. Н. Заволоко. В 1995 был восстановлен Союз старообрядческих общин Эстонии и причудская община Казепяэ (Касепя) влилась в ее состав.

·Ист.: ИАЭ. Ф. 297. Оп. 1. Д. 9873; Ф. 298. Оп. 2. Д. 264; ИАЛ. Ф. 3. Оп. 10. Д.1376, 1524. Лит.: Церковь, 1909, № 8, 22 февраля; "Эстония", Старообрядческий календарь па 1930 год. Рига, 1930, с. 66 [неверно указан год регистрации общины]. Г. Пономарева, Т. Шор


КАЛБУТИШКСКАЯ ОБЩИНА (Зарасайский р-н Литвы), существовала с сер. XIX в. до 1950-х, когда власти закрыли молитвенный дом. Предание гласит, что здесь до 1-й мировой войны хранилась икона XIII в. На съезде стар-дцев Сев.-зап. края (Вил., 1906) КО представлял наст. Дорофей Степанович Ковалёнок. В 1930-х насчитывалось более 500 прихожан. Посланцы КО присутствовали на всех Вселитов. съездах стар-дцев, проводившихся до нач. 2-й мировой войны. Длительное время предс. совета КО был Карп Кириллович Попов (° 1869; • 1942). Его супруга Ольга Каллистратовна (° 1888;• 1980), выпускница педагогических курсов в Москве, организовала начальную школу (1919-1921) в дер. Кралишкес близ Дусятос, постоянно помогала мужу вести приходские метрические книги.

Наст.в КО с 1920 по 1940 служили: Козьма Афанасьев, Игнатий Кириллович Попов, Анания Петров, А. Кондратьев; И. Попов, кот.прожил более 90 лет, был одним из последних наст. Значительную лепту в обустройство и содержание храма внесли Никита Иванович и Яков Иванович Афанасьевы, Василий Киселёв — также участник Вил.съезда 1906 - с сыновьями Самуилом, Викулой, Дементием (° 1888; • 1985). Примечательной личностью являлся в КО продолжатель древнего рода Поповых Кирилл, родившийся, по семейному преданию, еще до Отечественной войны 1812 и перешагнувший 100-летний рубеж. КО основала два кладбища: полевое (1885) и лесное (1909), кот.по сей день относятся к числу действующих.

·Ист.: Интервью с Ф. К. Поповым, сентябрь 1998 г. Записал В. Барановский, Личный архив автора. Лит.: Pakulnevičiutė 2000. В.Б.


КАЛИКИН Федор Антонович (◦ 1876; • 1971) — поморец, видный реставратор древней живописи, собиратель письменной и печатной старины. Род.на Вологодчине. В молодости сблизился с известным ученым В. Дружининым и Н. Лихачевым. В 1907-1914 посещал Архангельскую и Олонецкую губ., завел дружбу с последним большаком Выгорецкого общежительства Н. Лубаковым. На 2-м Всероссийском съезде христиан-поморцев (1912) сделал доклад о Выгорецком монастыре. Разыскал подлинники Четий-Миней братьев Андрея и Семена Денисовых. Лучшие собрания поморского литья, икон, вещей домашнего обихода, находящиеся в Эрмитаже и Русском музее, подобраны при участии Каликина. Стар.общины Р. и Вил. обращались к нему за помощью по реставрации икон.

·Лит.: СЦК 1973, с. 79. В.Б.


КАЛЛАСТЕСКАЯ (КРАСНОГОРСКАЯ) ОБЩИНА, быв.федосеевская, а ныне поморская община в Эстонии. Калласте (эст. Kallaste, рус. Красные Горы) - рыбацкий пос, затем посад, с 1938 получил статус города. Рыбацкий пос. Красная Гора на берегу Чудского озера в имении Кокора волости Алацкиви в 39 км от Тарту был образован в XVIII в. беженцами-стар-дцами федосеевского согласия, преимущественно из Новгородской губ. В 1802 в дер. Красные Горы было построено дерев.здание. Еще в 1827 местные стар-дцы обратили на себя внимание властей. При обыске в моленной нашли печатное Евангелие с надписью: "Новгородской епархии монастыря Савы Вишерского пожертвовано Марфою Ивановою игумену оного же монастыря". Ранее у них были изъяты еще две ценные книги. В рамках проводимых царским прав-ством репрессий в 1837 моленная была запечатана (предлогом послужил якобы проведенный ремонт здания). В февр. 1848 рижск. епископ Филарет сообщал рижск. губ. Головину: "По запечатанию моленных в деревнях Красные горы и Кольки, тамошние наставники обратили частные дома в моленные и отправляют в них богослужение по ночам. Таковые собрания бывают в д. Красные Горы в доме Савелия Кроманова, рекрутского старосты по Дерптскому уезду". В 1850 власти обнаружили тайную моленную в ветхом дерев.домике. Дом было приказано уничтожить, а наст. Иван Иванов в апр. 1851 насильно присоединен к единоверию в Ревельской Николаевской церкви. Реформы Александра II несколько улучшили положение староверов Причудья. В 1865 был выстроен молитвенный дом и богослужение в храме восстановились. Однако постепенно он приходил в упадок и в 1902 был возобновлен. 20 авг. 1913 Лифляндским губ.правлением зарегистрирована община в дер. Красные Горы под названием Старообрядческая община старопоморского согласия. Наст.избран Иоанн Семенович Глухарев-Русаков. В этом же году к существующему и поныне зданию молельни пристроена колокольня. Колокол для храма был приобретен на пожертвования местных жит. Его стоимость составила 1200 руб. После провозглашения Эстонской Республики в 1918 КО была зарегистрирована в 1924, а затем перерегистрирована в 1926 и 1936 (Kallastevanaususlisteuhing, KallasteVanaususliste). 17—19 июля 1928 в Калласте прошел 5-й Всеэстонский стар.съезд, на кот. был принят устав СЦ, избран ЦСС СЦ Эстонии. КОбыла одной из самых больших в Эстонии. К 1930 в ней насчитывалось 1300 прихожан, обязанности наст.исполнял М. И. Макаров, предс. КО был И. А. Долгошев. В 1920-1930-х в Калласте был хороший церк. хор под управлением Филимона Федоровича Павлова. К КО принадлежал ученик Г. Фролова иконописец и реставратор икон М. Солнцев. Художественной вышивкой икон занималась Евдокия Ефимовна Долгошева. Николай Дмитриевич Кукин славился как искусный переписчик рукописных книг.

Оккупации Эстонии в 1940-1991 прервали нормальное развитие общинной жизни стар-дцев. 29 авг. 1998, впервые после 1940, совместно со всеми общинами Эстонии, в Калласте был проведен престольный праздник, что ознаменовало восстановление прежней довоенной традиции. Одновременно отмечалось два юбилея: 60-летие присвоения Калласте статуса города и 195-летие храма. Впервые в независимой Эстонии со своими поздравлениями староверов прибыл премьер-министр страны. В рамках праздника старший наст. В. Сельгицкий освятил флаг города.

КОявляется поморской; на протяжении многих лет ее бессменный предс. — секретарь Союза старообрядческих общин Эстонии П. Г. Варунин.

·Ист.: ИАЭ. Ф. 29. Оп. 1. Д. 402; ИАЭ. Ф. 297. Оп. 1. Д. 4874; ИАЭ. Ф. 3. Оп. 10. Д. 293, 342, 369. Лит.: Протокол 5-го Старообрядческого съезда в Эстонии 17, 18, 19 июля 1928 г. в посаде Красные Горы. Б. м., б.г.; СЦК 1967, с. 91; СЦК 1968, с. 27. Г. Пономарева, Т. Шор


КАЛЛИСТРАТОВ Мелетий (Мелентий) Архипович (° 15мая 1896, Двинск Вит. губ.; • 23 июня 1941, Д-пилс) - видный обществ.и религ. деятель, депутат I-IV Сеймов Латвийской Республики. Род.в стар. семье на Старом Форштадте Двинска. Рано лишился отца и вынужден был помогать матери в хоз. делах. Однако стремление К. к знаниям привело к тому, что он закончил учительскую семинарию в Илуксте и сдал экзамен на должность народного учителя. Педагогическую деятельность К. начал там же, в Илуксте. Параллельно с занятиями в школе он проводил большую просвет.работу среди стар-дцев, читал лекции и писал статьи на тему народного дух. образования, был постоянным автором журнала "Щит веры". В годы 1-й мировой войны К. добровольцем (в чине прапорщика) ушел на фронт, затем во время гражданской войны сражался против большевиков в отряде князя Ливена и в Сев.-зап. армии генерала Юденича. В 1920 К. возвращается в Двинск. В 1920-1922 уполномоченным представлял рус.общину в гор. Думе, а осенью 1920 он избирается депутатом I Сейма Латвии от стар.списка. В Сейме К. защищал интересы как стар., так и правосл. конфессий, протестуя против конфискации гос-вом правосл. храмов и монастырей. Большое внимание К. уделял вопросам образования на рус.яз. (см. его статью "Поход против русского языка", опубликованную в 1934 в "Голосе Латгалии") и сохранения в Латвии рус. культуры. В 1925 К. повторно был избран в Сейм. При содействии К. удалось улучшить положение рус.общины в Латвии; в некот. самоуправлениях Латгалии рус. яз. был присвоен официальный статус, несколько рус. обществ. деятелей были назначены на важные гос. должности. Будучи депутатом III Сейма, К. принимал активное участие в формировании бюджета, предлагая увеличить финансирование рус.школам и пособия бедным ученикам. В конце 1920-х К. помог стар-дцам Нового Строения (Д-пилса) завершить строительство общинного храма Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николы. В 1930 К. начал издавать "Голос Латгалии" бществ.-полит. приложение к газете "Наш двинский голос" (ред. А. И. Формате). После гос. переворота 15 мая 1934 К. был арестован как оппозиционный политик и полгода находился в заключении в Лиепайском концлагере. По возвращении домой, будучи отстраненным от полит.и обществ. деятельности, работал учителем. После аннексии Латвии и установления сов.власти в 1940 К. был назначен директором рус. школы на Новом Строении в Д-пилсе, но вскоре его арестовали органы НКВД как участника белого движения. К. содержался в Д-пилсской гор.тюрьме, в кот. с приближением фашистских войск к городу он и был расстрелян. Ныне прах К. покоится на стар.кладбище Д-пилса, а его имя навечно вписано в "Книгу поминаний" 1-й Д-пилсской (Новостроенской) общины.

·Лит.: Кузнецов С, "Четырежды депутат", Новый путь (Прейли). 1990, № 40-50; Кузнецов С. Г., "Слава и несчастье Даугавпилса (М. Каллистратов в общественно-политической жизни города, края и Латвии 20-30-х гг.)", Первые Добычинские чтения. Даугавпилс, 1991, с. 79-90; Фейгмане Т., "Депутаты-старообрядцы в I—IV Сеймах", Диена (Рига), 1994, 10 сентября; " 100 лет Мелетию Архиповичу Каллистратову", Информационный бюллетень Центра Русской Культуры. Даугавпилс, 10 мая 1996 г. Э. Мекш


КАМПИШКСКАЯ ОБЩИНА. (Реж. у. Вит. губ.; ныне Рез.р-н Латвии). На 1912 принадлежала к федосеевскому толку. КО основана в 1792. Во время следствия 1836-1839 моленная была закрыта, значится она опечатанной и в документах 1851. В июне 1884 уполномоченные КО А. Васильев, Г. Митрофанов, Т. Иванов и др. подали прошение о разрешении постройки новой моленной. Просители сообщали, что "времени основания <...> не упомнят". Произведя осмотр старой моленной, реж. у.исправник в акте констатировал, что она "настолько стара и ветха", что должна быть снесена. Несмотря на благожелательный отзыв местной власти, из губ.был получен отказ. Документ 1891 указывал на существование в Кампишках моленной, построенной без разрешения лет 35 назад. Проект совр. здания разработал синодальный архитектор В. М. Шервинский. В авг. 1931 старая моленная перенесена на соседний участок и увеличена в размерах. По окончании строительных работ 19 дек. 1937 храм был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Св. Николы. В 1912 КО насчитывала 2615 прихожан, в 1932 - 2821, в 1940 - 1385. На 1940 ее собственность оценивалась в 17675,5 латов. Имелось 10 га земли; приход составлял 1266 латов, расход -1150 латов. Служили наст.: Корнилий Федоров (отм. в 1832-1840), Гавриил Маслов (отм. в 1889), И. Базулев(отм. в 1921), Еким Бороздин (1924— отм. в 1938). В настоящее время наст.отсутствует. Службы ведутся по религ. праздникам.

К КО приписаны 13 кладбищ.

·Ист.: ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2448. Л. 249, 177, 259; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2678. Л. 134; ЛГИА. Ф. 1370. Оп. 1. Д. 2777. Л. 202; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 478. Л. 28-29об.; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 5090. Л. 17; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 7759. Л. 2, 3; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 37919. Л. 1, 2; НИРБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 48280. Л. 52. Лит.: ПЕВ 1889, № 11, с. 447. В. Никонов


КАРПОВ Кирилл Акимович (° 1883, дер. Балтромишки, ныне дер. Балтрамишкис Йонавский р-н Литвы; • 1976) - наст. Балтрамишкской общины. Закончил гор.училище. Юношей стал причетником местного храма. С 1906 - головщик. В 1927 благословлен в наст. Укмергской общины (Укмярге). С 1955 К. служил в родном храме.

·Лит.: СЦК 1979, с. 77-78. В.Б.


КАРПУШЕНКО Петр Иванович (° 1799; • 1871, дер. Речино Вит. губ.) - известный наст., реж. мещанин. Сын богатых родителей, "презрев богатства мира сего", посвятил себя дух.деланию, вел подвижнический образ жизни. Служение начал ок. 1823 во вновь устроенной Карпушенской моленной (Реж. у. Вит.губ.). После ее закрытия в 1837 проживал в дер. Речино вплоть до своей смерти, где во вновь устроенной моленной совершал служение. Принадлежал к федосеевцам (московских правил) и поддерживал тесную связь с Преображенским кладбищем в Москве. Занимался благотворительностью, раздавая привезенные из Москвы книги, иконы, одежду и т. д. Для бедных вдов приобретал небольшие участки земли, устраивал благотворительные обеды. Своей деятельностью приобрел широкую известность: "... очевидцы его говорили о нем с большим уважением". Неоднократно подвергался арестам по обвинениям в "совращении в раскол" (1840, 1843). В 1848 Комитет министров "положил подвергнуть тщательному увещеванию о обращении в православие или единоверие", в противном случае судить и сослать в Закавказский край.

В 1867 по неоднократным просьбам из Причудья пытался наладить там религ. жизнь: "Я был в берегах и пригласилось до тыс. душ мужчин. И там я оставил Исаака Александровича, Алексея Осипова и Илью Федоровича". К. участвовал в Варковском соборе (1832). В предчувствии скорой кончины собрал в дер. Речино сход (1868), где огласил "Завещание остальцам древлеправославия". Погребен на Речинском кладбище. В 1950-е Н. Фильков и С. Собинов возвели над его могилой сохранившуюся по сей день крохотную часовенку из силикатного кирпича. Завещание и портрет находятся в ИРЛИ, а также в самой моленной.

·Ист.: ЛГИА. Ф. 777. Оп. 1. Д. 1023. Л. 5; ЛГИА. Ф. 711. Оп. 1. Д. 96. Л. 4. Лит.: СЦК 1976, с. 40; ПЕВ, 1889, № 8, с. 758. В. Никонов


КАСАКОВСКИЙ Лазарь Памфилович (° 1914, дер. Рейстинишки Н.-Алекс. у., ныне Зарасайский р-н Литвы; • 1991) - наст. РГСО с 1969. Церк. грамоту постигал в семье и местном храме. Солевому пению обучался у наст. Игнатия Кирилловича Попова. В 1935 - 1936 проходил практику в РГСО. Работал на стройках. Участник Великой Отечественной войны, удостоен наград. После демобилизации вернулся к профессии строителя. 20 лет состоял головщиком Свято-Покровского храма в Вил. Похоронен на Дегучяйском стар.кладбище в Литве.

·Лит.:СЦК 1972, с. 77. В.Б.


КАУНАССКАЯ (КОВЕНСКАЯ) ОБЩИНА, одна из крупнейших поморских общин в балтийских странах; основана, видимо, в нач. XIX в., когда группа староверов построила молитвенный дом. Ранняя история КО малоизвестна. В 1810 в Ков.насчитывалось ок. 610 стар-дцев. По семейному преданию, Анкудин Прозоров с семьей поселился в городе приблизительно в 1820-х. В 1855 моленная была в доме А. Ползунова, кот.под влиянием Павла Прусского перешел в единоверие. Царские власти превратили стар.моленную в единоверческую церковь (1860), а позже — в новообрядческую, где хранились и изъятые у стар-дцев древние иконы и книги. В 1873 в Ков.было 138 единоверцев. Местные прихожане КО за дух.требами, вероятно, обращались в ближайшие стар. общины: Рымковскую, Никольско-Преображенскую (Ибянскую) и пр.

Лишь после манифеста 17 окт. 1905, впервые предоставившего стар-дцам в Рос.имп. свободу вероисповедания, КО получила разрешение на возведение своего храма. Одним из первых важных событий этого периода стал уездный съезд поморцев Ков. и окрестностей, на кот. было избрано не менее 15 представителей на съезд стар-дцев Сев.-зап. края в Вил. (янв. 1906). Среди них - наст. А. Селюгин, наст. Ананий Петров, Александр Финогенович Прозоров, Алексей Андреевич Лущин, Е. Ерин, Н. Козловский и др. Выступивший с речью на этом съезде Ф. Кузнецов говорил о его важности для создания "самобытности самоуправления и единения наших стар.общин".

С апр. 1905 по май 1906 по инициативе А. А. Пущина местные староверы построили каменный храм с колокольней, освященный во имя Святителя Николы Чудотворца (22 мая). До завершения постройки храма богослужения совершались в доме E. E. Прозоровой. Пастырское служение нес А. Селюгин (• 1916?). В янв. 1907 стар-дцы Ков.и ближайших дер. Мурава, Нарепы, Лепунчики, Шансы, Эйгули, Куренишки, имение Гирступис и др. подали прошение о регистрации КО, кот. было удовлетворено губ. властями в февр. того же года. В апр. 1907 избран совет КО; его предс. стал А. Селюгин, позже, в 1910 и 1913, переизбиравшийся на эту должность, товарищем (зам.) - Е. Ерин. В это же время учителем церк. пения из Петербурга был приглашен Ф. Павлов. В 1914 в Ков. (без окрестностей) было 537 стар-дцев, 250 единоверцев и 22812 правосл.; всего тогда в городе жило почти 84 тыс. чел.

Во время 1-й мировой войны Ков.храм был закрыт, а часть прихожан КО эвакуировалась в глубь Рос. (некот., напр., Полихроний и Иван Прозоровы, уехали к родственникам в Латвию); тогда же были вывезены колокола, возвращенные в 1920-х. В те годы в Рос.умер и наст. А. Селюгин.

В 1920-1930-х КО была гл. религ. центром поморцев Литвы, значительным дух.центром в странах Балтии. В это время в Литве была хорошо организована стар.общинная жизнь, что во многом являлось заслугой КО. В 1922-1938 здесь прошли 8 Вселитов. съездов стар-дцев, заседал ЦСС Литвы и ДК, с 1926 действовала библиотека, организовывались различные религ. и культурные мероприятия — концерты, книжные выставки и т. п. КО выдвинула известных деятелей стар-ства — братьев Василия и Ивана Прозоровых, кот.в разное время были предс. ЦСС Литвы; члена ЦСС Литвы и предс. ДК ЦСС Литвы дух.о. Н. Козловского; зам. предс. ЦСС Литвы и члена Сейма Е. Ерина. 12-14 апр. 1939 в КО состоялось одно из заседаний межгосударственной предсоборной комиссии по подготовке программы стар.съезда балтийских стран и Польши.

С 1918 по 1950 дух.о. был Н. Козловский, предс. ДК (1923-1927) и позже капеллан. Причт К. храма, в кот.входил Ф. Павлов, состоял из двух клиросов. В 1920-х по инициативе и под руководством М. Удалова храм окрашен и отремонтирован в старорусском стиле. При храме действовала гос. двухкомплектная стар.школа. В 1930 было построено каменное здание, вкот. 28 окт. открыто уже трехкомплектное училище (заведующий Н. И. Сафронов; ок. 200 учеников). В 1928 открыта школа церк.-солевого пения. Предс. совета КО - С. Козловский. В 1937 КО насчитывала ок. 2600 прихожан. В 1929-1940 в К. действовало "Старообрядческое женское благотворительное общество ".

Важным событием для КО стало проведение Литов. дух.стар. курсов (1931—1933), способствовавших оживлению религ., обществ. и культурно-просвет. деятельности КО. Слушатели курсов издавали журнал "Китеж-Град". 23—24 июня 1931 по инициативе преподавателей и учащихся этих курсов действовала книжная выставка, на кот.де­монстрировалось ок. 1500 печатных и руко­писных книг, собранных КО, ЦСС и некот. лицами (И. Прозоров, И. Минкевич), в т. ч. рукописи и печатные изд. XVI-XVII вв.


С установлением коммунист.режима в 1940 и резким ограничением сферы деятель­ности СЦ пострадала и часть прихожан КО. 15 июня 1941 мн. из них были депортиро­ваны из Литвы (Василий и Иван Прозоровы и мн. др.). Во время немецкой оккупации в 1942-1943 в КО проходили заседания ЦСС в Литов. генеральной обл. (предс. Б. Леонов) и ДС. 23 ноября 1943 в К. состоялось сове­щание стар.наст. и представителей общин, на кот. было решено обратиться к немецким властям с просьбой о реорганизации управ­ления СЦ. Б. А. Пимонов был уполномочен просить рейхскомиссара восстановить ка­ноническое управление ВСС, включив в его состав быв.членов ЦСС Литвы и ВСС в Польше, а также подтвердить устав Вост. СЦ. 28 янв. 1944 рейхскомиссар эту просьбу стар-дцев удовлетворил. В первой пол. 1944 в КО проходили заседания ДС во главе с наст. Н. Козловским.


После 2-й мировой войны служение про­должал, по словам современников, "глубоко­почтительный и любимый всеми" наст. Н. Козловский (• 1950), кот.был также членом президиума ВСС в Литов. ССР и членом ДС. В 1946 сов.власти зарегистрировали КО; предс. совета был головщик П. Константи­нов, а позднее — Петр Панкратьев. С 1950 по 1991 наст.служил И. И. Никитин, с 1966 яв­лявшийся также предс. ДК при ВСС в Литов. ССР. Неутомимая энергия сравнительно мо­лодого, 45-летнего наст.объединила мн. при­хожан и сделала в конце 1960-1980-х КО важным центром стар-ства в СССР. И. И. Никитин стал одним из авторитетнейших дух.о. и видных деятелей поморского старо­верия. На мн. соборах он неоднократно изби­рался в руководящие органы СПЦ Литвы. В 1966, 1974 и 1988 он, вместе с др. членами КО, принимал участие в соборах СПЦ в Вил., где трижды избирался членом ВСС Литов. ССР и предс. ДК.


Начиная с 1950-х и по 1980-е КО выросла, в основном за счет натурального прироста населения и переселения стар-дцев в город из разных мест Литвы, гл. обр. из сельской местности. В 1949 КО насчитывала ок. 3 тыс. прихожан, в 2003 - ок. 4 тыс. По всеобщей переписи 2001, в К. и р-не проживало ок. 3 тыс. стар-дцев. Надо также учесть процесс ассимиляции и секуляризации среди рус.стар-дцев К. под влиянием социокультурных изменений в литов. обществе. Кроме того, с конца 1940-х в КО влилась часть прихожан быв. Ишорской общины, а в 1970-1980-е к КО принадлежали члены Паскутишкской общины.

В 1988 избран новый совет КО во главе с предс. Федором Колосовым. После провоз­глашения восстановления независимости Литвы жизнь КО активизировалась. В 1991 при храме было построено трехэтажное зда­ние, в кот. разместились квартира наст., крес­тильня и помещение для отпевания умерших. Отчасти споры из-за прав собственности на это здание позже стали на несколько лет при­чиной нестроений в КО. В связи с болезнью в последние годы жизни наст. И. И. Ни­китина, ВСС Литвы в 1991 утвердил на должность втор.наст. В. Д. Панцырева, про­служившего 10 лет. Некот. время оба наст.служили совместно. В окт. 2001 умер наст. В. Д. Панцырев, а после него с 2002 служит дух.о. И. X. Федоров, быв.причетник КО; с 2001 предс. совета - Ф. А. Пономарев, с 2002 член президиума ВС ДПЦ Литвы. В февр. 2002 наст. И. X. Федоров с группой прихожан участвовали в соборе ДПЦ Литвы в Вил., на кот.он был избран членом ВС и членом ДС; прихожанин Павел Зуев также стал членом ВС ДПЦ Литвы.


В К. и окрестностях существуют три об­щих гор.кладбища в Ромайняй, Эйгуляй и Неверонисе, на кот. похоронены также стар-дцы. На кладбище в Неверонисе похоронен наст. И. И. Никитин. Часть прихожан КО похоронены на стар.кладбище Варпа ок. Йонавы, в дер. Паскутишки и пр.

·Ист.: LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; LVA. F. R-181. Ар. 2. В. 176. L. 105; LVA. F. 1215. Ap.l. B. 140, 141; LVA. F. 662. Ap. 1. B. 139; Историческое наследие (Места захоро­нения старообрядцев Каунасской общины, 2001 г.); Ма­териалы собора 2002; Список общин ДПЦ Литвы 2003 г. Лит.: ПККГ 1875, с. 64, 142, 188; Постановления и док­лады 1974, с. 148; Прозоров 2002, с. 221; "Староверцыв Литве", Родная старина, 1928, № 4, с. 112; СЦК 1949, с. 90; СЦК 1982, с. 74; Труды о съезде 1906, с. 1-12, 63-64; -ъ, "Ковенский старообрядческий храм", Вестник ВССвПольше 1932, № 3, с. 14-15; Lietuvos gyventojai 2001, р. 200; Navardauskas 2003; Prozorovas L, Sentikiu knyga Lie­tuvoje, XXVII knygos megeju metraрtis. 1933, t. 1, p. 162— 164; Sabaliauskaite 1999,  p. 7. Г.П.

Категория: К | Добавил: - (2008.05.12)
Просмотров: 1180

Copyright MyCorp © 2017