Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Понедельник, 2017.08.21, 04:46
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » И

Иванов - Ишорская

ИВАНОВ Иван Амбросиевич (° 1886; • 1975) - наст. На Вселитов. съездах стар-дцев (1923, 1927) избирался членом ДК, служил в Аукштакальняйской и др. общинах Литвы.

·        Лит.: Родная старина, 1928, № 4, с. 112; Информация Л. И. Гримайловой, 1999 г. В. Б.


ИВАНОВ Илларион Иванович (° 13 июня 1943, дер. Кузьмино, Д-пилсский р-н Латвии) - предс. правления Старообрядческого общества Латвии (с 1994), член редколлегии (с 1999) и гл. ред. (с 2002) религ.-нравств. и культурно-истор. журнала "Поморский вестник". Род. в большой стар. семье. Крещен наст. Бондаришкской общины. В 1966 закончил Латвийскую сельскохозяйственную академию по специальности инженер-механик автомобильного транспорта. В 1973 окончил аспирантуру на кафедре социологии Латвийского университета. Служил в сов. армии. С 1968 работал научным сотрудником в группе социологов юридического факультета Латвийского университета, старшим инспектором в Министерстве высшего и среднего специального образования Латвии, в обществ. орг-циях, включая народные университеты, общество "Знание". В конце 1970-х направлен на работу в центральный партийный аппарат Латвии, где занимался вопросами высшего образования, проблемами социологии и истории, внедрением активных форм и методов обучения. Вел преподавательскую работу в Латвийском университете, Русском технологическом университете и др. учебных заведениях. Опубликовал 15 научных статей и методических пособий.

 

С нач. 1990-х активно участвует в обществ. жизни, является одним из учредителей "Русской общины Латвии" (1990) и Центра гуманитарных исследований и просвещения "Веди" (1992). С этого времени началась совместная культурно-просвет. и исследовательская работа по программам Центрального Совета ДПЦ Латвии, центра "Веди" и РГСО. Участвует в орг-ции и проведении в Р. международных конференций по староверию: "Старообрядчество: история и современные проблемы" (1994), "Памятные дни, посвященные 100-летию И. Н. Заволоко" (1997), "Юбилейные чтения, посвященные 240-летию Рижского Гребенщиковского храма" (2000). Организует работу теоретического семинара "История и культура русских в Латвии" (с 1992; научный руковод. семинара проф. Б. Ф. Инфантьев).

 

И. является ред.-составителем и издателем сборников "Русские в Латвии: история и современность" (вып. 1, 1992; вып. 2, 1997; вып. 3: "Из истории и культуры староверия", изд. первое, 2002; изд. втор., 2003). Последний вып. рекомендован Латвийской ассоциацией учителей истории как методическое пособие в общеобразовательных учебных заведениях. При финансовой поддержке международного фонда издает на рус. яз. пособие для общеобразовательных школ "Основы демократии" (1994). В 1994 принят в члены РГСО, избирается в совет РГСО, в 1995, 1998 и в февр. 2001 - предс. совета. В этот период община восстановила права на свое недвижимое имущество - земли и строения. Возобновлена работа богадельни, начаты ремонт и реставрация зданий и помещений, иконостасов и икон. В 1997-2001 - зам. предс. Центрального Совета ДПЦ Латвии. В 1994 участвует в восстановлении Старообрядческого общества Латвии, избирается предс. его правления. В 1999 Старообрядческое общество Латвии начинает издавать журнал "Поморский вестник", учрежденный этим обществом совместно с РГСО. И. избирается сначала членом редколлегии, а с 2002 - гл. ред. журнала. Он является автором мн. статей по истории и культуре староверия, участником зональных и международных конференций по староверию. С сент. 2003 руководит проектом "Староверие Латвии: исторический опыт, культура и современные процессы в обществе", осуществляемым при поддержке Фонда интеграции общества; занимается издательской деятельностью.

·        Лит.: СПЦК 1998, с. 80; СПЦК 1999, с. 103-105; Кто есть кто в Латвии 1998. Рига, 1997, с. 670; Диена, 1994, 11 октября; Поморский вестник, 2001 г., № 2 (9), август, с. 17; Поморский вестник, 2003, № 1 (10), февраль-март, с. 16-18, 22; Поморский вестник, 2003, № 2 (11), август-сентябрь, с. 22. А. Емельянов


ИВАНОВ Николай Тимофеевич (° 5 февр. 1937, Вишковская вол. Д-пилсского р-на, Латвия) - академик, педагог, зам. гл. ред. ежемесячника "Поморский вестник", зам. предс. правления Старообрядческого общества Латвии. Происходит из старого стар. рода, который следует дух. традициям поморского стар-ства. Дед был головщиком и и.о. наст. прадед — наст. родственники - клирошанами в моленных Латгалии; дядя Агафон Яковлев был причетником Гребенщиковского храма. И. крещен в Бондаришкской общине. Высшее инженерное образование получил в Латвийской сельскохозяйственной академии. Образование продолжал на экон. факультете Московского гос. университета им. Ломоносова, в Академии народного хоз. (Москва), в Датской школе обществ. администрирования (Борнхольм). Получил сертификаты по программам совр. гуманитарного образования университетов и центров социальных отношений, предпринимательства и менеджмента США, Великобритании, Бельгии, Германии, Швеции, Италии и Голландии. Четыре года работал инженером, руководителем технической службы на производстве. Более сорока лет проработал в сфере образования и науки. Защитил докторскую диссертацию по инженерным наукам, получил должность профессора управленческих дисциплин, звание академика. Член Совета учредителей Балтийского фонда менеджмента (Вил., Литва), Латвийской ассоциации технологических парков, центров и бизнес-инкубаторов. Участник национальных и европейских проектов поддержки регионов и развития малых и средних предприятий, учреждений образования.

 

Все эти годы поддерживал связь с центрами материальной и дух. культуры. Стремился связать этику профессиональной работы с основами своей веры, ценностями христианского измерения жизни, усвоенными с детства заповедями благочестия. С 1993 участник научного семинара "История и культура русских в Латвии". Руковод. программы по изучению генеалогии стар. родов. Автор публикаций по опыту составления родословных и хроники нескольких поколений стар. семей. Участник международных конференций и семинаров по изучению истор. опыта и совр. процессов в староверии Латвии (1994—2004). Выступал с докладами по предпринимательству и трудовой хоз.-деловой традиции старожильческого населения Латвии. Участник выставки художественной фотографии в честь 240-летия рижского Гребенщиковского храма.

·        Ист.: Камо грядеши (Рига), 1999, май, с. 16-17; Поморский вестник, 1999, № 2, с. 10-13; там же, 2000, № 3, с. 12-18; там же, 2003, № 10, с. 15-18; там же, 2004, № 13, с. 24-29. Лит.: Иванов Н. Т., "Из истории старообрядческих родов (опыт составления родословных)", Русские в Латвии. Из истории и культуры староверия. Рига, 2002, с. 247-265, 294-303. А. Подмазов


ИВАНОВ Трофим (° 1656? (1660?); • 1729? (1733?)) - один из первых стар-дцев-эмигрантов на террит. совр. Литвы. Первое упоминание о нем в "Литовской истории" "Дегуцкого летописца " гласит: "В сем году 1679-м прииде в Литву от страны Московския муж именем Трофим Иванов, бывший в царствование Алексея Михайловича военнослужащий стрелецкой десятник под командою воеводы Мещерина, посланного разорить соловецкую киновию, при котором будучи самолично видевший разорение святой обители и страдание преподобных отец соловецких за древнеправославное свято отеческое благочестие и от того самовидения прииде в великое умиление, раскаявся о своем зверском немилосердии к святым отцам. Тогда утаився от всех, оставляет российское отечество, приходит в Литовскую землю и водворивися ту, пребысть до кончины своея...". И. был стрелецким десятником и под руководством воеводы И. Мещеринова участвовал в штурме Соловецкого монастыря, защитники кот. с 1668 по 1676 открыто сопротивлялись царским властям. Возможно, он был одним из 790 двинских или холмогорских стрельцов, посланных в авг. 1675 на Соловки в помощь полковнику Мещеринову, следовательно, место его рождения - Поморье или Новгородский край. Видимо, впоследствии И. глубоко сожалел о своем участии в жестокой расправе, учиненной над "отцами и страдальцами соловецкими" (из 500 защитников монастыря к лету 1676 уцелело лишь 14 чел; пр. погибли, многие были казнены или обречены на смерть уже после взятия монастыря-крепости). Вероятно, пережив дух. кризис, к тому же оставаясь ревностным приверженцем "старых обрядов" (в те времена среди военнослужащих в Рос. это было наказуемо вплоть до казни, "смерти без всякого милосердия"), И. бежал с военной службы и вынужден был скрываться от преследования властей. Наконец, в 1679, скорее всего благодаря личным связям в среде стар-дцев, ему удалось перебраться в ВкЛ. Гл. и взаимосвязанными причинами его эмиграции были усиливающиеся преследования староверов и желание избежать наказания за побег с военной службы (видимо, по религ. мотивам). Обосновавшись, вероятно, в сев.-вост. части совр. Литвы (ныне Рокишкский р-н), И. дожил до глубокой старости, некот. время "одержим бысть болезнию телесную" и скончался в возрасте не менее 73 лет. Умер в ВкЛ в 1729 или в 1733 ("Дегуцкий летописец " приводит две разные даты смерти И.; В. Золотое в своем "Алфавите духовном", излагая фрагменты биографии И., указывает место его захоронения: "умер в 7237 [1729] в царствование Петра Алексеевича II и погребен в Кревне" (имеется в виду, видимо, Пуща ок. Кряунос, Рокишкский р-н, Литва). Эти сведения позволяют более основательно утверждать, что 1679, по "Дегуцкому летописцу", является самой ранней датой поселения стар-дцев на террит. совр. Литвы.

·        Ист.: ДЛ, с. 187, 195; Собр. В. Дружинина, № 189, л. 71-71об.; Дополнение к актам историческим, т. 5. Санкт-Петербург, 1855, с. 369-371. Лит.: Сырцов И. Я., Возмущение соловецких монахов-старообрядцев. Кострома, 1888, с. 297-298; Поташенко 1999, раздел 1. Г.П.


ИГНАТИЙ (• 4 марта 1687) - черный диакон, екклесиарх Соловецкого монастыря, известный писатель и ревностный защитник староверия. Дух. воспитателем его был старец Герасим Фирсов. Участник Куржецкого собора 1656. В 1666 И. принял активное участие в спорах об исправлении богослужебных книг и обрядов. Доказывал правильность написания на кресте титла "Царь Славы Ісусъ Христосъ Сынъ Божіи". Накануне осады Соловецкого монастыря ушел с группой иноков, после чего вел жизнь странствующего проповедника. Встречался и вел переписку с игуменом Досифеем, иноком Корнилием и др. Был дух. о. семьи Мышецких. В нач. 1680-х И. поселился на небольшом острове на Сар-озере, недалеко от Повенца, где вскоре образовалась небольшая обитель. В 1687 И. оставил Сарозерский скит и с группой последователей захватил Палеостровский монастырь, в кот. к нему пришло большое количество дух. чад. Монастырь был взят в осаду правит. отрядом с артиллерией. И. и вместе с ним ок. 2700 чел. погибли 4 марта в объятом пламенем монастыре.

 

И. - автор "Книги о титле на кресте Христовом", двух челобитных к царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу и книги "Исповедание". А. Безгодов


ИКОНОСТАС — в правосл. и стар.-поповском храме стена, отделяющая алтарь от церкви и уставленная иконами. В И. три двери: центральная, двустворчатая ("царские врата") и две боковые (диаконские). В древнерус. церквях господствующим был многорядный (многоярусный) тип И., однако число ярусов или рядов И. могло сокращаться до одного, но с обязательным изображением Тайной вечери над "царскими вратами". Устройство И. в виде сплошной стены - относительно позднего происхождения.

 

В стар.-беспоповском храме И. - вост. стена, более или менее полностью покрытая иконами. Иконы на И. размещены в определенном порядке и содержат изображения Христа, Богородицы, архангелов, апостолов, пророков, святых. В крупных храмах И. отличаются богатством и пышностью (так, И. храмов РГСО, Вил., 1-й Д-пилсской и Рез. общин насчитывают более ста икон, некот. из них высотой более двух метров). И., созданные талантливыми иконописцами XVI— XX вв.,—ценные памятники церк. искусства.

·        Лит.: Жилко А., 90 лет храму Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николы в городе Даугавпилсе. Даугавпилс, б. г.; Христианство 1993, т. 1. Г. П.


ИРМОЛОЙ, Ирмосы — певческая книга правосл. службы. Состоит из собрания ирмосов - первых стихов каждой песни канона. Ирмосы сгруппированы по гласам и песням канона (восемь частей, в каждой девять разделов по числу песней канона). Большая часть входящих в И. ирмосов заимствована из канонов Октоиха, а также из Минеи и Триоди. Помимо собственно ирмосов, в полном древнерус. И. содержались песнопения, исполнявшиеся певцами на литургиях, различные богородичны, троичны, тропари, исполняемые на утрене и полиелее, прокимны, библейские (пророческие) песни, припевы на девятой песни канона и некот. др. песнопения. И. — одна из наиболее древних певческих книг на Руси. Тексты древнерус. И. были заимствованы из греч. книг, но структура самой книги изменилась: ирмосы располагаются внутри древнерус. И. по гласам, а в гласе по песням (в греч. И. - по гласам и по канонам). И. - единственный свод XII-ХШ вв., распетый на 8 гласов.

 

И. - древнейший поэтический памятник. С VI в. в него собирались тексты византийских авторов разных эпох: Софрония, Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Козьмы Маюмского, братьев Студитов, Иосифа Песнописца и др. С XII в. состав начинает пополняться текстами анонимных славянских авторов в честь рус. святых. К XVI — XVII вв. полный древнерус. И. содержал более 1 тыс. ирмосов. В 1669—1670 И. стал первой книгой, отредактированной книжными справщиками. Были изменены тексты, напевы, внесено большое количество новых ирмосов. После работы комиссии дореформенная редакция И. продолжает существовать параллельно с исправленной редакцией, с конца XVII в. И. существует в трех видах: полный, исправленный и сокращенный.

 

Стар. И. основан на дореформенном типе книги - полном или сокращенном. Полный тип стар. И. содержит ок. 700 ирмосов и добавления-розники (песнопения предпразднеств). Сокращенный тип образуется за счет упразднения всех 2-х песен и Октайных ирмосов. Иногда краткий тип И. включает избранные минейные ирмосы на великие праздники, кот. располагаются не по гласам, а по канонам - такой тип праздничного И. особенно характерен для ХIХ-ХХ вв.

·        Лит.: Гарднер 1998, т. I; Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Сборник знаменного пения 1984; Захарьина Н. Б., Русские богослужебные певческие книги XVIII-Х1Х веков. Санкт-Петербург, 2003; Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах, гл. ред. Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973-1982. Н. Вакатова


ИСАЧЕНКО Василий Иванович (° 1876, ныне Йонавский р-н Литвы; • 1972) - на протяжении мн. лет клирошанин Московской поморской общины, искусный певчий и чтец. Уроженец Литвы, на территории теперешнего Йонавского р-на. Несмотря на то, что почти всю жизнь прожил в Москве, связей с родиной не порывал, радушно принимал земляков, приезжавших в столицу, оказывал им посильную помощь. Участник собора СПЦ 1966 в Вил. Выступил на нем с речью.

·        Лит.: СЦК 1974, с. 79. В.Б.


"ИСТОРИЯ ОБ ОТЦАХ И СТРАДАЛЬЦАХ СОЛОВЕЦКИХ" - одна из наиболее почитаемых и любимых стар-дцами книг, повествующая о 8-летней осаде Соловецкого монастыря со стороны прав-ства царя Алексея Михайловича, о стойкости и выдержке защитников обители, о бесчеловечной расправе, учиненной после захвата монастыря над иноками и послушниками, отвергшими новые обряды и новопечатные книги. Ее оригинальное название: "История о отцех и о страдальцех соловецких иже за благочестие и святыя древлецерковныя законы и предания пострадаша". Она написана С. Денисовым и представляет собой замечательное произведение, в кот. верное и точное изложение событий сочетается с высокими литературными достоинствами. Книга расходилась в многочисленных списках и печатных изданиях, выпускавшихся большей частью подпольно. Власти преследовали распространителей книги. Так, будучи заподозренным в печати "Истории", в 1792 был арестован известный писатель, библиограф, публицист, издатель Н. И. Новиков (° 1744; • 1818). Последние по времени издания: на славянском яз. - Москва, 1913; в переводе на рус. - Москва, 1911; 2002.

·        Изд.: Денисов С, История об отцах и страдальцах соловецких: Лицевой список из собрания Ф. Ф. Мазурина, изд. подгот. Н. В. Понырко, E. M. Юхименко. Москва, 2002. Лит.: Старообрядчество 1996, с. 130. В.Б.


"ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА" Ивана Прозорова - первая истор. работа в балтийских странах и Польше, посвященная рус. стар-ству в период с сер. XVII в. по нач. 1930-х. Издана в 1933 в К. как учебное пособие для курсантов Литов. стар. духовных курсов. В книге наряду с усилиями автора приблизиться к истине обнаруживается также влияние традиционного полемического духа, присущего мн. авторам стар. и правосл. соч. В введении И. Прозоров писал: "Навязанный всем, ложный взгляд синодальных историков на происхождение старообрядчества, как плод невежества его первых учителей, оставался господствующим в течение целых столетий и, к несчастью, не исчез и до настоящего времени. Только работы ученых последнего времени начали обнаруживать всю неправильность и ложность этого взгляда и мало-помалу истина начинает воскресать. <...> До сих пор говорила одна часть спорящих, теперь наступила пора, когда начинает говорить и подводить итоги и вторая часть" (с. 4).

 

В "Истории старообрядчества" И. Прозоров изложил стар. точку зрения на прошлое РПЦ, как это позднее делали в своих книгах по истории Церкви и стар-ства И. Заволоко в Латвии и Ф. Мельников в Румынии. Автор стремился показать, что полнота истины Христовой была воспринята с крещением Руси. Гл. причиной раскола было то, что "патриарх Никон и русское правительство по полит. мотивам приняли от греков все накопившиеся у них новшества, не подвергая их критической оценке и проверке" (гл. 7-8). Однако это, по мнению И. Прозорова, в Рос. вызвало сильный отпор со стороны части духовенства, высших слоев и "всего русского народа".

 

Всю историю стар-ства И. Прозоров разделяет на следующие периоды: 1) 1652 1667 - противостояние "новинам", от начала патриаршества Никона до собора, положившего клятву на старину; 2) 1667-1762 -мученический период, когда стар-дцы в Рос. испытывали наиболее жестокие притеснения; 3) 1762-1823 -послабления и частичная легализация стар-ства в Рос; 4) 1823-1862 -втор. период притеснений, разорение стар. монастырей; 5) 1862-1904 - втор. период некот. послаблений; 6) 1904-1917 - освобождение, повсеместное строительство храмов, основание новых или открытие ранее запрещенных общин; 7) 1917-1933 - период полной свободы вероисповедания, уравнения стар-ства с др. религиями за границей и борьба с безбожниками в Рос. В основу этой периодизации положено отношение гос-ва к стар-ству как вероисповеданию. В др. исследованиях по истории стар-ства (Заволоко 1990; Егоров 1990-е; Podmazovs 2001) излагается тематически-сюжетное повествование в рамках общеполит. истории Рос. и др. стран. Нередко эта история описывалась и описывается как процесс развития разных направлений стар-ства, их гл. дух. руководящих центров, а также как ход разрешения важнейших вопросов вероучения и церк. практики (Смирнов 1895; Макарий 1889; Никольский 1990; Краткая история СЦ 1989).

 

Концепция "Истории старообрядчества" традиционна для апологетических сочинений стар-дцев: крещение Руси, затем поспешные реформы Никона и незаконные постановления соборов 1656 и 1667, массовый протест староверов и их религ. преследования в Рос, имевшие в разные эпохи различный размах. Некот. поворот РПЦ к стар-ству после 1917 оценивается И. Прозоровым как неискренний, поскольку не были отменены клятвы соборов XVII в. и "продолжались угрозы".

 

Работа И. Прозорова гл. обр. основана на материалах, найденных и обработанных историками и богословами дореволюционной Рос. В нескольких главах, напр., в главе о балтийских стар-дцах, в научный оборот вовлекались редкие ист., хранящиеся в личных или приходских архивах стар-дцев Литвы. Именно благодаря использованию новых ценных ист., эрудиции и профессиональному уровню автора, книга И. Прозорова заслуживает внимания и в настоящее время. Книга позволяет проследить эволюцию культурного самосознания стар-дцев межвоенной Литвы. Две строчки из его работы могли бы быть мотто [=девиз (прим а.)] самосознания староверов Литвы в 1930-х: "Теперь старообрядчество после вековой спячки начинает пробуждаться и интересоваться как окружающей новой жизнью, так и теми идеалами, за которое оно боролось" (с. 5). Т. о., в глубинах культурного процесса рус. стар-ства видим напряжение между коллективной тягой к новой жизни и стремлением к стар. идеалам. Обе перспективы представлялись как полуавтономные цели, подчиненные суверенитету обществ., а не индивидуальной системы.

·        Соч.: Прозоров И. А., История старообрядчества. Каунас, 1933; он же, История старообрядчества, [2-ое изд.]. Москва, 2002. Лит.: Поташенко 2003б.Г.П.


ИШОРСКАЯ ОБЩИНА, основана в сер. 1890-х в дер. Ишоры (Александровская вол. Ков. у.; ныне дер. Ишорай, Йонавский р-н Литвы), в кот. к 1903 проживало 129 католиков и староверов-поморцев, поселившихся в дворянской околице Здановичей в 1840-х. До этого времени местные староверы были прихожанами Рымковской общины. В 1897 группа прихожан во главе с мещанином Афанасием Каштеляновым обратилась к местным властям с просьбой о переустройстве жилого дома Е. Соколова под стар. моленную в дер. Ишоры. В прошении указывалось, что новую общину составят 78 семей или ок. 400 чел. (по мнению властей, численность стар-дцев завышена). В результате сбора губ. властями сведений об ишорских староверах, выяснения необходимости открыть в дер. храм и дополнительного опроса некот. стар-дцев, просьба в 1899 была отклонена. При этом местный пристав считал, что стар. храм не нужен и был бы вреден в нравств. отношении, а священник Александровской слободы А. Бирюкович в письме Яновскому приставу подчеркивал, что в случае постройки стар. храма посреди его прихода фанатизм староверов мог бы иметь негативные последствия для др. вероисповеданий, а чуждость стар. учения привела бы к усилению "вражды раскола". Лишь после провозглашения свободы вероисповедания в Рос. имп. в 1905 стар-дцы построили дерев. храм в дер. Ишоры. Храмовой праздник — Рождество Пресвятой Богородицы. В период 1-й мировой войны часть стар-дцев ИО ушли в глубь Рос. Позже мн. вернулись в родные места.

 

В 1918-1940 ИО входила в состав СПЦ в Литве. Дух. о. был Ф. К. Бередников (1920-е— 1942), служивший здесь более пятнадцати лет. Он участвовал во мн. Вселитов. стар. съездах в К., преподавал для детей стар-дцев Закон Божий в литов. школе в дер. Свилайнеляй, находившейся рядом с дер. Ишоры. В 1937 в ИО было 386 прихожан.

 

Во время 2-й мировой войны ИО сильно пострадала. Дер. Ишоры была расположена по левой стороне дороги К. - Йонава, неподалеку от поворота на Ужусаляй (быв. Александровская слобода). В нач. войны между СССР и Германией в окрестностях этой дер. проходили бои, поэтому некот. дома местных жит. сгорели. В дек. 1942 умер наст. Бередников. В 1944 во время отступления немецких войск Ишорский храм был поврежден в результате попадания в него снаряда.

 

В послевоенные годы, с установлением коммунист. режима, сов. власти закрыли полуразрушенный Ишорский храм, а ИО была снята с регистрации в СДРК Литов. ССР. В 1949 ИО насчитывала до 400 прихожан. Наст. служил Тимофей Соколов. Однако еще в окт. 1948 К. исполком решил закрыть Ишорский храм; предлогом послужило то, что "поп этой церкви не составил комитет и не подписал договора с исполкомом уезда". В февр. 1950 СДРК при СМ СССР согласился с предложением СМ Литов. ССР о закрытии семи молитвенных домов стар. "беспоповского толка", в т. ч. храм в дер. Ишоры, кот. был передан в распоряжение Кармелавского волисполкома для использования его под избу-читальню, но в действительности был разобран. Т. о., в нач. 1950-х в результате сильного давления со стороны сов. властей ИО прекратила свое существование.

·        Ист.: LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 39. L. 6; LVA. F. R-181. Ар. 1. В. 41. L. 32-41; LVA. R-377. Ap. 9. B. 47. L. 142; LVA. F. R-181. Ap. l. B. 23. L. 107; Алфавитный список населенных мест 1903, с. 1-64; Протокол заседания Духовного суда при ЦСС Литвы, 30 августа 1942 г., Личный архив автора; Историческое наследие (Интервью с В. Л. Бередниковым (° 1924), дер. Ишорай, 28 августа 2001 г. Записал Г. Поташенко). Лит.: Gumuliauskaitė 1999; Navardauskas 2003; Sabaliauskaitė 1999, р. 7. Г.П.
Категория: И | Добавил: - (2008.05.10)
Просмотров: 980

Copyright MyCorp © 2017