ЗАНЕВ Дмитрий Исаевич (°
1862, дер. Апидомы, Свенцянский
у.Вил. губ., ныне Бел.; • 1939) - наст.Московской поморской общины. Дух.воспитание и знание богослужебного устава получил в РГСО.
С образованием 2-й Московской общины поморцев служил там уставщиком. После
кончины наст. Феофана Федоровича Румянцева приглашен в наст.
(1918). Благословлен дух.о.
Зуевской общины Симеоном Васильевичем Герасимовым. В 1927 совершал погребение
скончавшегося в Саратове Т. Худошина. В 1937 был арестован и сослан.
Погиб в лагере под Благовещенском.
·
Лит.: СЦК 1989, с. 28. В.Б.
ЗАРАСАЙСКАЯ ОБЩИНА, имеет глубокую
историю. Первый храм был устроен в 1735 благословением дух.о. Федора Саманского на берегу озера Самани,
вблизи Зарасай (ныне дер. Боровка). Спустя 112 лет (1847) по распоряжению
Курляндского ген.-губ. храм был сломан. Община
сплачивалась уже в самом Н.-Алекс. Ков.губ. (ныне Зарасай). Богослужения
совершались в доме купца Андрея Щербакова (° 1825; • 1881). Сведения о
значительном периоде существования общины скудны. Известны лишь имена наст. Данилы Яковлевича - сподвижника Федора Саманского, Михаила
Семеновича Поповича (• 1822), Артемия Сухорукова (сер.XIX в.). В 1860-1880 на жизни ЗО заметно сказывалось влияние
миссионеров единоверия. В Зарасай была возведена единоверческая церковь
(1872), объединившая немалую часть быв.стар-дцев. Позднее единоверческая община распалась, ее члены
вернулись в староверие. Царский манифест 1905 о началах веротерпимости способствовал
подъему стар-ства. В Зарасай был устроен дерев.храм (разрушен во время 1-й мировой войны).
После войны продолжилось собирание сил. В нач. 1920-х
предприниматель Леонтий Иванов подарил ЗО дом, в кот.более 70 лет находилась моленная. Нынешний храм закончен и
освящен по вековой традиции во имя Покрова Пресвятой Богородицы в октябре 1992.
Начиная с 1891 служили наст.: Ефрем Волков, Иоанн
Янковский, Михаил Стрельцов, Федор Чепелов, Федор Шерстобоев, Иосиф Григорьев,
Аггей Волков, Иакинф Голубов, Гавриил Бондарев, Анания Зенков, Федор
Федотов, Фалелий Макаров, А. М. Кудряшов. С 1993 дух.о. ЗО является С. И. Павлов. Предс. совета — Ф.
Г. Куракина. В 1999-2000 ЗО насчитывала более 1000 прихожан (число
исповедников)-жителей города и сельских окрестностей.
ЗО принадлежат три кладбища. Всего в Зарасайском р-не 28 стар.кладбищ.
·
Лит.: Барановский В., Хранители
старой веры. Зарасай, 2000. В.Б.
ЗАЯВЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ "К
взаимоотношениям Старообрядческой Поморской Церкви с Русской Патриаршей
Церковью". Было опубликовано в СЦК на 1972. В Заявлении, в частности,
говорилось: "Кому не памятны те мучительные годы религиозного
неравноправия, оставившие тяжелый отпечаток в сознании угнетаемых староверцев?
Очень далеко заходили насадители никоновских реформ. Теперь ни одна Церковь не
может силой навязывать свои убеждения другой Церкви. Образно выражаясь в нашей стране имеет место мирное существование церквей. Наша
Старообрядческая Поморская Церковь, твердо стоя на
позициях своих достопамятных и многострадальных предков, так же не чуждается
такого общения. Представители нашей Церкви приняли приглашение митрополита
Ленинградского и Новгородского Никодима на беседу с ним в Ленинграде 20 июля
1970 г. Эта встреча ознаменовала собой официальное признание Русской Патриаршей
Церковью нашей Старообрядческой Поморской Церкви. В конце мая
1971 г. председатель Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР И. И.
Егоров был приглашен в качестве гостя на Поместный Собор Русской Патриаршей
Церкви в Москве, на котором избирался Патриарх Московский и всея Руси.
Кроме избрания Патриарха и рассмотрения других вопросов Собор подверг
пересмотру незаконные и необоснованные клятвы Собора 1666—1667 гг. на древние церковные
обряды и на исполняющих их и упразднил их "яко не бывшие", подтвердив
спасительность древних обрядов и воспретив впредь всякие порицательные
выражения по отношению к ним и в особенности к
двуперстию (Деяния Собора 1971 г., п. 2). Таким образом, Собор признал
несправедливость предпринятых в свое время суровых мер против наших предков -
защитников древлеправославных устоев. Нас, старообрядцев, некот. спрашивают:
каково теперь наше отношение к Русской Патриаршей Церкви после решения Собора и
снятия клятв с древних церковных обрядов? Наш ответ
вопрошающим нас сей есть: Старообрядческая Поморская Церковь
может только приветствовать такое решение Русской Патриаршей Церкви, честно
признавшей несправедливость клятв Собора 1666-1667 гг. Хотя эти клятвы
старообрядцы-поморцы изначала считают недействительными и никогда ими не
тяготились, но поскольку Собор 1971 г. своим деянием обнародовал их
недействительность, то это следует рассматривать как проявление доброй воли по
отношению к Старообрядческой Поморской Церкви.
Старообрядческая Поморская Церковь, которой всегда были
присущи не только беспримерная стойкость в охранении древнего благочестия, но и
высокое чувство справедливости, должным образом оценивает этот шаг Русской
Патриаршей Церкви, но не считает это поводом для соединения с нею. Вместе с тем
признает, что этим шагом устраняется взаимная отчужденность и неприязнь,
создаются предпосылки для лучшего взаимопонимания. Она поддерживает с Русской
Патриаршей Церковью нормальные взаимоотношения, при которых ни одна из сторон
не стремится поколебать внутренние церковные устои другой стороны. Защитники
древнерусского церковного обряда, освященного столетиями, пройдя тернистый путь
и сохранив верность заветам своих предков, по праву занимают свое место в
истории Церкви Христовой в лице Старообрядческой Поморской Церкви".
Заявление подписали: предс. ВСС в Литов. ССР И. И. Егоров,
предс. ДС И. И. Никитин, предс. РГСО Л. С. Михайлов.
·
Лит.: СЦК
1972, с. 75. В.Б.
ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ в стар.молитвенной практике, как и в
дониконовской Руси, используются три вида поклонов: простой - до груди, средний
— "в пояс" и великий (земной) — "в землю", для выполнения
кот. необходим подручник. От великих поклонов отличают метания - земные
поклоны, совершаемые быстро, один за другим. Поклоны в богослужении являются
знаком особого почитания Бога, преклонения и смирения пред его величием. После
никоновской реформы земные поклоны практически отсутствуют в богослужебной
практике РПЦ. Н. Морозова
ЗЕНКОВ Анания Галактионович (°
1916, дер. Дунтишки, ныне Игналинский р-н Литвы; • 1989) - наст. Зарасайской
общины, член ВСС в Литов. ССР. Окончил основную школу. Св. Писание,
богослужебный устав, знаменное пение изучал под началом известного
наст. И. С. Мажуто. Работал в сельском хоз.,
был совхозным бригадиром. При любых житейских обстоятельствах посещал родной
Юргелишкский храм, служил головщиком. В 1971 прихожане Зарасайской общины пригласили
его в наст. Благословение принял от своего учителя наст. И. С. Мажуто. Пользовался
авторитетом среди наст.и
прихожан. В 1983 подкралась болезнь, однако, преодолевая недуг, он не оставлял
служения до осени 1988.
·
Лит.: СЦК
1990, с. 63. В.Б.
"ЗЛАТОСТРУЙ" - название двух
разных изданий:
1) "ЗЛАТОСТРУЙ" - сборник поучений отцов
Церкви, изданный в Р. в 1932 и 1933. В 1932 рижск. стар.молодежный Кружок ревнителей русской старины издал
первый вып. сборника статей, поучений и изречений из творений отцов Церкви. По
мнению составителей И. Н. Заволоко и П. Ф. Фадеева, сборник
должен был компенсировать недостаток святоотеческой лит.в Латвии, кот. стала в 1930-е библиографической
редкостью. Поскольку финансовое положение не позволяло кружку полностью
переиздать эти труды, в "З." планировалось публиковать отдельные
фрагменты из трудов отцов Церкви. Предполагалось, что сборник будет содержать
450 страниц, однако в целях экономии было решено издавать отдельные вып. не
менее 12 раз в год. На самом деле в 1930-е вышло только два сборника формата
школьной тетради (1932 и 1933, составитель втор.сборника — П. Ф. Фадеев). Перерыв объяснялся
финансовыми затруднениями редакции. В состав первого вып. вошли поучения Иоанна Златоуста "О воспитании детей", "О
христианской молитве", "О суеверии", отрывки из поучений
преподобного Аввы Дорофея и Василия Великого.
Во втор.сборнике
опубликованы фрагменты проповедей Иоанна Златоуста "О пастырях Церкви и
лжеучителях", "Возможно ли спастись живущему в мире",
"Житие преподобного Исаакия исповедника" и ряд др. поучений о жизни
христианина. Для оформления сборника использовались клише из журнала "Родная
старина ". Объем первого сборника составлял 44 страницы, втор. - 33. Н.
Пазухина
2) "ЗЛАТОСТРУЙ" - стар.журнал, издаваемый в Р. В 1990 вышел 1-й вып., в 1992
-2-й. Гл. ред. журнала — наст. И. Миролюбов, ответственный секретарь -
М. Пашинин. В 2000 вышел 3-й; издатель - РГСО, редактор -Б. Миролюбов. Основная цель издания -религ.
просвещение и дух. образование широкой читательской аудитории, прежде всего,
староверов. В структуре журнала содержится несколько постоянных рубрик,
посвященных истории староверия ("За старую веру", "Наше наследие",
"Из истории церкви"), богослужебной практике и нравственному
воспитанию ("Цветник духовный", "Заветы старины",
"Основы веры и молитвы"), а также общим проблемам христианского
мировоззрения ("Знамение времени"). Материалы журнала представляют
собой оригинальные статьи совр. авторов, касающиеся вопросов богослужебной
практики и дух.опыта личной
молитвы (И. Миролюбов, М. Пашинин, Ф. Бехчанов), фрагменты
святоотеческих поучений и житий стар. подвижников ("Житие боярыни
Морозовой", вып. 1. Рига, 1990, с. 8-21), а также перепечатки статей стар.авторов первой пол. XX в. из
журнала "Родная старина" о дух.проблемах современности (Г. Фролов, Б. Прокофьев) и
ценности культурного наследия староверия (В. Рябушинский, И. Парфенов).
Отдельно следует отметить публикацию фрагментов брошюры
писателя Н. С. Лескова "О раскольниках г. Риги, преимущественно в
отношении к школам" (вып. 1, с. 22-36; вып. 2, с. 39-42), изд. кот.до сих пор являются
библиографической редкостью. Пояснительную заметку к тексту Лескова специально
для журнала написал проф. Латвийского университета Ю. Л. Сидяков. Ознакомление
совр. читателя с положением староверов во втор.пол. XIX в. было очень важным в нач. 1990-х, когда ситуация,
особенно в сфере дух.образования
и воспитания в духе традиционных ценностей, была чрезвычайно сложной.
О проблемах, кот.встают
перед староверами в иной этнической среде, и о методах, кот. могут
использоваться для их преодоления, писал М. Пашинин, публикуя в журнале отчет о
встрече с американскими стар. наст. в 1991, во время кот. представители РГСО
И. Миролюбов, А. Каратаев и М. Пашинин посетили стар. общины
городов Эри, Милвилл и Детройт (вып. 2, с. 42-46). Живая память о протопопе Аввакуме
отразилась в статьях М. Пашинина о поездках в Пустозерск. В 1989 он был участником
конференции в Нарьян-Маре, на кот.обсуждались
возможности исследования жизни Аввакума в пустозерской ссылке. В дни
конференции был открыт памятник протопопу Аввакуму в Пустозерске (30 км
от Нарьян-Мара), кот.однако
мало напоминал о судьбе протопопа - мученика за веру. В 1991 группа староверов
из РГСО (М. Пашинин, Е. Григорьев и Ф. Бехчанов) отправились в
Пустозерск, чтобы отметить место сожжения Пустозерских мучеников восьмиконечным
древлеправ. крестом. В присутствии нескольких десятков людей, кот.случайно узнали о готовящейся
акции, был установлен крест и отслужена панихида. Таким обр., рижск. староверы
сделали место паломничества зримым для многих староверов, почитающих память
"ревнителей древлего благочестия" - протопопа Аввакума, иерея Лазаря,
диакона Федора и инока Епифания. Эти материалы должны были
стать свидетельством активной жизни ДПЦ.
В 1990-е было издано всего два вып. (объемом 64 и 96 с), хотя
журнал и задумывался ежеквартальным. Правда, сами издатели отмечали
"отсутствие ясных перспектив" из-за экон. трудностей и, очевидно,
были готовы к самому неблагоприятному исходу. Несмотря на краткость своего
существования, журнал восполнил ощутимый недостаток информации в сфере дух.просвещения читателей и, кроме
того, стал образцом корректного оформления (традиционный поморский стиль с
использованием заставок из журнала "Родная старина") и
публикации материалов (при перепечатках всегда даны ссылки на первую публикацию
статьи). Вопросы, обсуждаемые на страницах "З.", свидетельствуют о
круге интересов и проблемах, кот.были
актуальны для староверов в нач. 1990-х и отчасти не утратили своей остроты и
сегодня. Все это делает журнал ценным ист. для изучения и понимания новейшей
истории староверия.
·
Ист.:
Златоструй, вып. 1. Рига, 1990; Златоструй, вып. 2. Рига, 1992; Златоструй,
вып. З. Рига, 2000. Н. Пазухина
"ЗЛАТОУСТ" —
древнерус. учительный сборник устойчивого состава, состоящий из дидактических
соч., приуроченных к определенным дням триодного цикла.
Известны три основные разновидности З.: З. постный, включающий статьи,
посвященные периоду Великого поста, т. е. на четыре подготовительные недели и
сам период поста; З. пятидесятный, в основе кот.лежит постный З., продолженный статьями на воскресные и
некот. будние дни от антипасхи до недели Всех святых (Пятидесятницы); З.
годовой, содержащий чтения от недели О мытаре и
фарисее до 36 недели после Пятидесятницы.
Свое название сборник получил, видимо, по той причине, что
большинство слов, вошедших в состав сборника, надписывалось именем Иоанна Златоуста.
В рукописной традиции типовое название сборника "Книга, глаголемая
Златоуст, <...>" появляется не ранее XVI в.
В З. ряд статей совпадает со статьями таких сборников, как
триодный "Торжественник", "Соборник", "Златоструй",
"Измарагд", "Златая матица" и "Златая чепь".
В стар.книжной традиции
наиболее распространен З. годовой. О популярности этого сборника у стар-дцев
говорит тот факт, что, по данным А. В. Воскресенского, только в конце XVIII -
нач. XIX вв. он был напечатан не менее 11 раз. Из стар.типографий вышло три редакции З. годового. Инициатива
издания всех трех редакций исходила из типографии Ф. и А. Карташевых в Клинцах.
Первое издание З. было опубликовано в типографии Ф. Карташева не ранее 1796 с
выходными сведениями "Почаев, 1795", второе издание появилось в 1797
"в Супрасле" (в той же типографии), третья редакция была напечатана
не ранее 1814 в типографии А. Карташева с указанием в качестве места издания
"Почаев", но без даты. Последующие стар.изд. З. воспроизводили состав "супрасльского" изд.
Одно изд. З. было осуществлено в Вил. типографии не ранее 1804 (с выходными
данными "Вильно, 1798"), за ним последовала цепь
"виленских" изданий.
·
Лит.: Вознесенский
А. В., Старообрядческие издания XVIII— начала XIX века: Введение в изучение.
Санкт-Петербург, 1996, с. 93-97; Творогов О. В., Черторицкая Т. В.,
"Златоуст", Словарь книжников и книжности Древней Руси, вып.
2, часть 1: А-К. Санкт-Петербург, 1988, с. 358-363. Н.
Морозова
ЗНАМЕННЫЙ РОСПЕВ, знаменное пение,
столповой роспев - основной вид древнерус. и стар.церк. пения. Название произошло от старославянского слова
"знамя" (знамена или крюки - знаки безлинейной певческой нотации).
Для древнерус. ЗР было характерно унисонное (одноголосное)
или антифонное (попеременно двумя клиросами) исполнение, низкий регистр
мужского хора, фольклорная манера и отличное от бытового произношение, умеренный
темп, отсутствие пауз и динамических оттенков в пении. В стар.практике ЗР исполняется смешанным
или чисто женским хором, антифонная традиция иногда опускается. Мелодика ЗР
развивается в рамках системы осмогласия, основана на обиходном
звукоряде. ЗР существует в двух видах: как письменно
фиксированная версия песнопений и как устная певческая традиция (пение на подобен,
на глас, по напевке). ЗР фиксируется безлинейной знаменной нотацией.
Структура ЗР основана на попевочном принципе. Попевка - мелодико-ритмическая
формула, основная строительная единица ЗР. Весь фонд попевок делится на 8
частей - гласов; часть попевок входит в состав нескольких или даже всех гласов,
объединяя этим систему осмогласия. Общее число попевок ЗР достигает
нескольких сотен, сочетание попевок образует знаменную мелодию. Т. о.
распевались и распеваются новые богослужебные тексты. Для каждой из попевок
характерен особый дух.смысл,
характер; соединение попевок в песнопение также происходит по строгим законам
осмогласия и эмоционально-дух. соответствия.
По преданию, истоки ЗР восходят к новозаветным временам:
"И воспевше изыдоша в гору елеонску" (Матф., 26:30). Развитие ЗР перекликается
с развитием богослужебного пения большинства христианских конфессий: для них
также характерно одноголосное исполнение, небольшой мелодический диапазон,
система осмогласия (в зап. варианте октоэха), буквенная, позже крюковая
(невменная) нотация. В своей первоначальной форме ЗР был заимствован из
Византии одновременно с крещением Руси. Однако в течение X - XII вв. под
воздействием рус.песенного
мелоса сложился самостоятельный вид пения, отличный от византийского. Об
изменениях, произошедших в стиле древнерус. ЗР в течение X1-XVI вв., судить
трудно: записи церк. песнопений этого периода с трудом поддаются расшифровке. В
конце XVI-нач. XVII вв. наряду с древнейшим, основным ЗР появилось множество
его вариантов, связанных то с местом происхождения (киевский, владимирский), то
с именем автора (Герасимовский, Никодимовский), то со способом пения (большой,
малый, средний). После раскола РПЦ ЗР сохранился и развивался в стар.культуре; в господствующей же
Церкви постановлением Синода 1772 ЗР был официально переведен на линейную
систему записи и окончательно уступил свое место партесному (многоголосному)
пению.
Развитие ЗР в стар.общинах протекало с небольшими различиями. Стар-дцы-поповцы
в большинстве своем восприняли реформированную систему записи ЗР - так наз.
призначную, большее внимание уделяли отличным от знаменного
роспевам (демественному, путевому, различным авторским и географическим
роспевам). Стар-дцы-беспоповцы сохранили безпризначную нотацию; основную часть
песнопений исполняют именно ЗР как наиболее древним, и лишь изредка в певческие
книги включены песнопения демественного, путевого и большого знаменного роспевов.
Различия между богослужебным пением основных направлений стар-ства
прослеживается и в продолжении традиций или отказе от
принципа хомонии (см. Наонное пение): беспоповцы придерживаются пения
"на он", поповцы - пения "на речь" (см. Наречное пение).
Отличается и система обучения пению в разных стар.согласиях. В беспоповских общинах обучение заключается
в практическом освоении словаря попевок основных певческих книг, в поповских
общинах практическая и теоретическая стороны ЗР разделены: более широко
распространены вокальные упражнения - так наз. "проучки",
сольфеджирование, упражнения на овладевание дыханием и др.
·
Лит.: Григорьев
Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Сборник
знаменного пения 1984; Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах, гл. ред.
Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973-1982. Н. Вакатова
ЗОЛОТОВ
Василий Иванович (◦ 1786; • после 1856) - писатель и
историк. Федосеевец. Род.в
семье певчего Московской Преображенской общины Ивана Васильевича
Золотова. В 13-летнем возрасте учился у M. E. Бажанова пению на Преображенском
кладбище в Москве. В 1841-1853 пребывал среди староверов Курляндии и Литвы,
стал очевидцем и хроникером местных событий. З. - предполагаемый автор
"Хронографа, сиречь Летописца Курляндско-литовского", или так наз. "Дегуцкого
летописца", незаменимого ист. по истории стар-дцев Литвы и Латвии с
1659 по 1850 и ценного памятника культуры. В основу своего труда положил устные
предания старожилов, сохранившиеся у них летописи, сведения из рукописных и
печатных книг, личные наблюдения и впечатления. "В "Дегуцком
летописце", - пишет Г. В. Маркелов, - перед нами предстает человек
начитанный, любознательный и одаренный, имеющий определенную авторскую
историческую концепцию, сообразуясь с которой он подбирает местные и общерусские
события для своей летописи". Его перу принадлежит также "Алфавит
духовный в нем же сущее содержание, бытейское воспоминание", на страницах
которого под заглавием "Реестр особ исторического словаря староверской
церкви", приведен список стар.деятелей
с 1711 по 1856, изложены краткие сведения о московских, петербургских, литов.,
Курляндских общинах (ныне хранится в рукописном отделе Библиотеки Академии наук
в Петербурге (собрание В. Дружинина, № 189).
·
Ист.:
ДЛ. Лит.: Маркелов 1990, с. 166-179; Поташенко 1999.В. Б., Г. П.
ЗУБКОВ Зиновий Викульевич (° 1888, дер.
Вабелишки, ныне Игналинский р-н Литвы; • 1981) - наст. Лукашевской общины, член
ДК СПЦ. Двадцать шесть лет служил головщиком, тринадцать - предс.
общины, с 1934 -бессменный ее наст. В 1936 окончил курсы вероучителей при Вил. Свято-Покровском храме.
Участник соборов и съездов СПЦ в Вил.
·
Лит.: СЦК
1984, с. 87. В.Б.
ЗУБКОВ Никанор Прокопьевич (° 1929) -наст.
Гривской общины в Д-пилсе (Латвия). С детских лет изучал церк. пение, чтение,
канонические правила. Прошел степени псаломщика, канонарха, головщика. Благословение
в наст.принял осенью 1989 от
своего дух. о. А. Г. Волкова.
·
Лит.:СЦК
1999 (Даугавпилс). В.Б.
ЗУБКОВ Симеон
Самуилович (° ?, дер. Апидомы, Свенцянский у.Вил. губ., ныне Бел.; • 1936) —вероучитель, певчий.
Окончил народную школу. Церк. грамоту освоил с помощью отца - наст. Самуила
Семеновича, вместе с кот. был участником съезда стар-дцев Сев.-зап. края (Вил., 1906). Более двадцати пяти лет служил
в Нидеркунской общине Д-пилса старшим певчим и
секретарем. До 1934 преподавал Закон Божий в Гривской и др. школах. Собирал
редкие рукописные и старопечатные книги.
·
Лит.: Газета для всех,
1936. В.Б.
ЗУЕВЫ
- служители СПЦ.
Иван Романович З. (° 1892; • 1974) -
наст., член ДС при ВСС в Польше с 1930. Окончил
курсы вероучителей, преподавал в правит.школах Закон Божий. Сменив своего отца, 16 лет служил наст.
Матешкской общины. 25 лет являлся дух.о. Краславской общины в Латвии.
Роман Евстигнеевич З. (° 1845; • 1930) - наст.
Матешкской общины (ныне Бел.) с 1903.
·
Лит.: Вестник ВСС в Польше, 1930,
№ 2, с. 22; СЦК 1976, с. 35. В. Б.
ЗЫКОВ Иван Иванович (° 1837; • 1913) - проповедник
и защитник древлеправославия. Родом из Подмосковья. Член совета Зуевской
общины. Участник религ. собеседований в Саратове, Оренбурге, на Кубани. Успешно
выступал против миссионера Павла Прусского. Председательствовал при
составлении программы 1-го Всероссийского собора христиан-поморцев (Москва,
1909). Написал "Обличение великороссийских пастырей или 58 погрешностей в
господствующей Церкви", "Ответы единоверцам" и др. соч. Историк
А. С. Пругавин писал в 1881: "Я имел случай познакомиться с сочинениями
здешнего старообрядческого писателя И. И. Зыкова, который выпустил уже два
обширных тома и готовит в настоящее время третий. Нужно заметить, что рукописные
сочинения Зыкова, имеющие преимущественно полемический характер, отличаются
ясным, толковым изложением и доказывают обширную начитанность автора, писаниями
которого руководствуются и поучаются не только местные старообрядцы, но и
жители других, дальних местностей".
·
Лит.:
Пругавин А. С, Старообрядчество во второй половине
19 в. Москва, 1904, с. 140; СЦК 1990, с. 47. В. Б.