Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Суббота, 2017.04.29, 17:33
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » З

Занев - Зыков

ЗАНЕВ Дмитрий Исаевич 1862, дер. Апидомы, Свенцянский у.Вил. губ., ныне Бел.; • 1939) - наст.Московской поморской общины. Дух.воспитание и знание богослужебного устава получил в РГСО. С образованием 2-й Московской общины поморцев служил там уставщиком. После кончины наст. Феофана Федоровича Румянцева приглашен в наст. (1918). Благословлен дух.о. Зуевской общины Симеоном Васильевичем Герасимовым. В 1927 совершал погребение скончавшегося в Саратове Т. Худошина. В 1937 был арестован и сослан. Погиб в лагере под Благовещенском.

·        Лит.: СЦК 1989, с. 28. В.Б.


ЗАРАСАЙСКАЯ ОБЩИНА, имеет глубокую историю. Первый храм был устроен в 1735 благословением дух.о. Федора Саманского на берегу озера Самани, вблизи Зарасай (ныне дер. Боровка). Спустя 112 лет (1847) по распоряжению Курляндского ген.-губ. храм был сломан. Община сплачивалась уже в самом Н.-Алекс. Ков.губ. (ныне Зарасай). Богослужения совершались в доме купца Андрея Щербакова (° 1825; • 1881). Сведения о значительном периоде существования общины скудны. Известны лишь имена наст. Данилы Яковлевича - сподвижника Федора Саманского, Михаила Семеновича Поповича (• 1822), Артемия Сухорукова (сер.XIX в.). В 1860-1880 на жизни ЗО заметно сказывалось влияние миссионеров единоверия. В Зарасай была возведена единоверческая церковь (1872), объединившая немалую часть быв.стар-дцев. Позднее единоверческая община распалась, ее члены вернулись в староверие. Царский манифест 1905 о началах веротерпимости способствовал подъему стар-ства. В Зарасай был устроен дерев.храм (разрушен во время 1-й мировой войны).

 

После войны продолжилось собирание сил. В нач. 1920-х предприниматель Леонтий Иванов подарил ЗО дом, в кот.более 70 лет находилась моленная. Нынешний храм закончен и освящен по вековой традиции во имя Покрова Пресвятой Богородицы в октябре 1992. Начиная с 1891 служили наст.: Ефрем Волков, Иоанн Янковский, Михаил Стрельцов, Федор Чепелов, Федор Шерстобоев, Иосиф Григорьев, Аггей Волков, Иакинф Голубов, Гавриил Бондарев, Анания Зенков, Федор Федотов, Фалелий Макаров, А. М. Кудряшов. С 1993 дух.о. ЗО является С. И. Павлов. Предс. совета — Ф. Г. Куракина. В 1999-2000 ЗО насчитывала более 1000 прихожан (число исповедников)-жителей города и сельских окрестностей. ЗО принадлежат три кладбища. Всего в Зарасайском р-не 28 стар.кладбищ.

·        Лит.: Барановский В., Хранители старой веры. Зарасай, 2000. В.Б.


ЗАЯВЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ "К взаимоотношениям Старообрядческой Поморской Церкви с Русской Патриаршей Церковью". Было опубликовано в СЦК на 1972. В Заявлении, в частности, говорилось: "Кому не памятны те мучительные годы религиозного неравноправия, оставившие тяжелый отпечаток в сознании угнетаемых староверцев? Очень далеко заходили насадители никоновских реформ. Теперь ни одна Церковь не может силой навязывать свои убеждения другой Церкви. Образно выражаясь в нашей стране имеет место мирное существование церквей. Наша Старообрядческая Поморская Церковь, твердо стоя на позициях своих достопамятных и многострадальных предков, так же не чуждается такого общения. Представители нашей Церкви приняли приглашение митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на беседу с ним в Ленинграде 20 июля 1970 г. Эта встреча ознаменовала собой официальное признание Русской Патриаршей Церковью нашей Старообрядческой Поморской Церкви. В конце мая 1971 г. председатель Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР И. И. Егоров был приглашен в качестве гостя на Поместный Собор Русской Патриаршей Церкви в Москве, на котором избирался Патриарх Московский и всея Руси. Кроме избрания Патриарха и рассмотрения других вопросов Собор подверг пересмотру незаконные и необоснованные клятвы Собора 1666—1667 гг. на древние церковные обряды и на исполняющих их и упразднил их "яко не бывшие", подтвердив спасительность древних обрядов и воспретив впредь всякие порицательные выражения по отношению к ним и в особенности к двуперстию (Деяния Собора 1971 г., п. 2). Таким образом, Собор признал несправедливость предпринятых в свое время суровых мер против наших предков - защитников древлеправославных устоев. Нас, старообрядцев, некот. спрашивают: каково теперь наше отношение к Русской Патриаршей Церкви после решения Собора и снятия клятв с древних церковных обрядов? Наш ответ вопрошающим нас сей есть: Старообрядческая Поморская Церковь может только приветствовать такое решение Русской Патриаршей Церкви, честно признавшей несправедливость клятв Собора 1666-1667 гг. Хотя эти клятвы старообрядцы-поморцы изначала считают недействительными и никогда ими не тяготились, но поскольку Собор 1971 г. своим деянием обнародовал их недействительность, то это следует рассматривать как проявление доброй воли по отношению к Старообрядческой Поморской Церкви.

 

Старообрядческая Поморская Церковь, которой всегда были присущи не только беспримерная стойкость в охранении древнего благочестия, но и высокое чувство справедливости, должным образом оценивает этот шаг Русской Патриаршей Церкви, но не считает это поводом для соединения с нею. Вместе с тем признает, что этим шагом устраняется взаимная отчужденность и неприязнь, создаются предпосылки для лучшего взаимопонимания. Она поддерживает с Русской Патриаршей Церковью нормальные взаимоотношения, при которых ни одна из сторон не стремится поколебать внутренние церковные устои другой стороны. Защитники древнерусского церковного обряда, освященного столетиями, пройдя тернистый путь и сохранив верность заветам своих предков, по праву занимают свое место в истории Церкви Христовой в лице Старообрядческой Поморской Церкви".

 

Заявление подписали: предс. ВСС в Литов. ССР И. И. Егоров, предс. ДС И. И. Никитин, предс. РГСО Л. С. Михайлов.

·        Лит.: СЦК 1972, с. 75. В.Б.


ЗЕМНЫЕ ПОКЛОНЫ в стар.молитвенной практике, как и в дониконовской Руси, используются три вида поклонов: простой - до груди, средний — "в пояс" и великий (земной) — "в землю", для выполнения кот. необходим подручник. От великих поклонов отличают метания - земные поклоны, совершаемые быстро, один за другим. Поклоны в богослужении являются знаком особого почитания Бога, преклонения и смирения пред его величием. После никоновской реформы земные поклоны практически отсутствуют в богослужебной практике РПЦ. Н. Морозова


ЗЕНКОВ Анания Галактионович (° 1916, дер. Дунтишки, ныне Игналинский р-н Литвы; • 1989) - наст. Зарасайской общины, член ВСС в Литов. ССР. Окончил основную школу. Св. Писание, богослужебный устав, знаменное пение изучал под началом известного наст. И. С. Мажуто. Работал в сельском хоз., был совхозным бригадиром. При любых житейских обстоятельствах посещал родной Юргелишкский храм, служил головщиком. В 1971 прихожане Зарасайской общины пригласили его в наст. Благословение принял от своего учителя наст. И. С. Мажуто. Пользовался авторитетом среди наст.и прихожан. В 1983 подкралась болезнь, однако, преодолевая недуг, он не оставлял служения до осени 1988.

·        Лит.: СЦК 1990, с. 63. В.Б.


"ЗЛАТОСТРУЙ" - название двух разных изданий:

 

1) "ЗЛАТОСТРУЙ" - сборник поучений отцов Церкви, изданный в Р. в 1932 и 1933. В 1932 рижск. стар.молодежный Кружок ревнителей русской старины издал первый вып. сборника статей, поучений и изречений из творений отцов Церкви. По мнению составителей И. Н. Заволоко и П. Ф. Фадеева, сборник должен был компенсировать недостаток святоотеческой лит.в Латвии, кот. стала в 1930-е библиографической редкостью. Поскольку финансовое положение не позволяло кружку полностью переиздать эти труды, в "З." планировалось публиковать отдельные фрагменты из трудов отцов Церкви. Предполагалось, что сборник будет содержать 450 страниц, однако в целях экономии было решено издавать отдельные вып. не менее 12 раз в год. На самом деле в 1930-е вышло только два сборника формата школьной тетради (1932 и 1933, составитель втор.сборника — П. Ф. Фадеев). Перерыв объяснялся финансовыми затруднениями редакции. В состав первого вып. вошли поучения Иоанна Златоуста "О воспитании детей", "О христианской молитве", "О суеверии", отрывки из поучений преподобного Аввы Дорофея и Василия Великого.

 

Во втор.сборнике опубликованы фрагменты проповедей Иоанна Златоуста "О пастырях Церкви и лжеучителях", "Возможно ли спастись живущему в мире", "Житие преподобного Исаакия исповедника" и ряд др. поучений о жизни христианина. Для оформления сборника использовались клише из журнала "Родная старина ". Объем первого сборника составлял 44 страницы, втор. - 33. Н. Пазухина

 

2) "ЗЛАТОСТРУЙ" - стар.журнал, издаваемый в Р. В 1990 вышел 1-й вып., в 1992 -2-й. Гл. ред. журнала — наст. И. Миролюбов, ответственный секретарь - М. Пашинин. В 2000 вышел 3-й; издатель - РГСО, редактор . Миролюбов. Основная цель издания елиг. просвещение и дух. образование широкой читательской аудитории, прежде всего, староверов. В структуре журнала содержится несколько постоянных рубрик, посвященных истории староверия ("За старую веру", "Наше наследие", "Из истории церкви"), богослужебной практике и нравственному воспитанию ("Цветник духовный", "Заветы старины", "Основы веры и молитвы"), а также общим проблемам христианского мировоззрения ("Знамение времени"). Материалы журнала представляют собой оригинальные статьи совр. авторов, касающиеся вопросов богослужебной практики и дух.опыта личной молитвы (И. Миролюбов, М. Пашинин, Ф. Бехчанов), фрагменты святоотеческих поучений и житий стар. подвижников ("Житие боярыни Морозовой", вып. 1. Рига, 1990, с. 8-21), а также перепечатки статей стар.авторов первой пол. XX в. из журнала "Родная старина" о дух.проблемах современности (Г. Фролов, Б. Прокофьев) и ценности культурного наследия староверия (В. Рябушинский, И. Парфенов).

 

Отдельно следует отметить публикацию фрагментов брошюры писателя Н. С. Лескова "О раскольниках г. Риги, преимущественно в отношении к школам" (вып. 1, с. 22-36; вып. 2, с. 39-42), изд. кот.до сих пор являются библиографической редкостью. Пояснительную заметку к тексту Лескова специально для журнала написал проф. Латвийского университета Ю. Л. Сидяков. Ознакомление совр. читателя с положением староверов во втор.пол. XIX в. было очень важным в нач. 1990-х, когда ситуация, особенно в сфере дух.образования и воспитания в духе традиционных ценностей, была чрезвычайно сложной.

 

О проблемах, кот.встают перед староверами в иной этнической среде, и о методах, кот. могут использоваться для их преодоления, писал М. Пашинин, публикуя в журнале отчет о встрече с американскими стар. наст. в 1991, во время кот. представители РГСО И. Миролюбов, А. Каратаев и М. Пашинин посетили стар. общины городов Эри, Милвилл и Детройт (вып. 2, с. 42-46). Живая память о протопопе Аввакуме отразилась в статьях М. Пашинина о поездках в Пустозерск. В 1989 он был участником конференции в Нарьян-Маре, на кот.обсуждались возможности исследования жизни Аввакума в пустозерской ссылке. В дни конференции был открыт памятник протопопу Аввакуму в Пустозерске (30 км от Нарьян-Мара), кот.однако мало напоминал о судьбе протопопа - мученика за веру. В 1991 группа староверов из РГСО (М. Пашинин, Е. Григорьев и Ф. Бехчанов) отправились в Пустозерск, чтобы отметить место сожжения Пустозерских мучеников восьмиконечным древлеправ. крестом. В присутствии нескольких десятков людей, кот.случайно узнали о готовящейся акции, был установлен крест и отслужена панихида. Таким обр., рижск. староверы сделали место паломничества зримым для многих староверов, почитающих память "ревнителей древлего благочестия" - протопопа Аввакума, иерея Лазаря, диакона Федора и инока Епифания. Эти материалы должны были стать свидетельством активной жизни ДПЦ.

 

В 1990-е было издано всего два вып. (объемом 64 и 96 с), хотя журнал и задумывался ежеквартальным. Правда, сами издатели отмечали "отсутствие ясных перспектив" из-за экон. трудностей и, очевидно, были готовы к самому неблагоприятному исходу. Несмотря на краткость своего существования, журнал восполнил ощутимый недостаток информации в сфере дух.просвещения читателей и, кроме того, стал образцом корректного оформления (традиционный поморский стиль с использованием заставок из журнала "Родная старина") и публикации материалов (при перепечатках всегда даны ссылки на первую публикацию статьи). Вопросы, обсуждаемые на страницах "З.", свидетельствуют о круге интересов и проблемах, кот.были актуальны для староверов в нач. 1990-х и отчасти не утратили своей остроты и сегодня. Все это делает журнал ценным ист. для изучения и понимания новейшей истории староверия.

·        Ист.: Златоструй, вып. 1. Рига, 1990; Златоструй, вып. 2. Рига, 1992; Златоструй, вып. З. Рига, 2000. Н. Пазухина


"ЗЛАТОУСТ" — древнерус. учительный сборник устойчивого состава, состоящий из дидактических соч., приуроченных к определенным дням триодного цикла. Известны три основные разновидности З.: З. постный, включающий статьи, посвященные периоду Великого поста, т. е. на четыре подготовительные недели и сам период поста; З. пятидесятный, в основе кот.лежит постный З., продолженный статьями на воскресные и некот. будние дни от антипасхи до недели Всех святых (Пятидесятницы); З. годовой, содержащий чтения от недели О мытаре и фарисее до 36 недели после Пятидесятницы.

 

Свое название сборник получил, видимо, по той причине, что большинство слов, вошедших в состав сборника, надписывалось именем Иоанна Златоуста. В рукописной традиции типовое название сборника "Книга, глаголемая Златоуст, <...>" появляется не ранее XVI в.

 

В З. ряд статей совпадает со статьями таких сборников, как триодный "Торжественник", "Соборник", "Златоструй", "Измарагд", "Златая матица" и "Златая чепь". В стар.книжной традиции наиболее распространен З. годовой. О популярности этого сборника у стар-дцев говорит тот факт, что, по данным А. В. Воскресенского, только в конце XVIII - нач. XIX вв. он был напечатан не менее 11 раз. Из стар.типографий вышло три редакции З. годового. Инициатива издания всех трех редакций исходила из типографии Ф. и А. Карташевых в Клинцах. Первое издание З. было опубликовано в типографии Ф. Карташева не ранее 1796 с выходными сведениями "Почаев, 1795", второе издание появилось в 1797 "в Супрасле" (в той же типографии), третья редакция была напечатана не ранее 1814 в типографии А. Карташева с указанием в качестве места издания "Почаев", но без даты. Последующие стар.изд. З. воспроизводили состав "супрасльского" изд. Одно изд. З. было осуществлено в Вил. типографии не ранее 1804 (с выходными данными "Вильно, 1798"), за ним последовала цепь "виленских" изданий.

·        Лит.: Вознесенский А. В., Старообрядческие издания XVIII— начала XIX века: Введение в изучение. Санкт-Петербург, 1996, с. 93-97; Творогов О. В., Черторицкая Т. В., "Златоуст", Словарь книжников и книжности Древней Руси, вып. 2, часть 1: А-К. Санкт-Петербург, 1988, с. 358-363. Н. Морозова


ЗНАМЕННЫЙ РОСПЕВ, знаменное пение, столповой роспев - основной вид древнерус. и стар.церк. пения. Название произошло от старославянского слова "знамя" (знамена или крюки - знаки безлинейной певческой нотации). Для древнерус. ЗР было характерно унисонное (одноголосное) или антифонное (попеременно двумя клиросами) исполнение, низкий регистр мужского хора, фольклорная манера и отличное от бытового произношение, умеренный темп, отсутствие пауз и динамических оттенков в пении. В стар.практике ЗР исполняется смешанным или чисто женским хором, антифонная традиция иногда опускается. Мелодика ЗР развивается в рамках системы осмогласия, основана на обиходном звукоряде. ЗР существует в двух видах: как письменно фиксированная версия песнопений и как устная певческая традиция (пение на подобен, на глас, по напевке). ЗР фиксируется безлинейной знаменной нотацией. Структура ЗР основана на попевочном принципе. Попевка - мелодико-ритмическая формула, основная строительная единица ЗР. Весь фонд попевок делится на 8 частей - гласов; часть попевок входит в состав нескольких или даже всех гласов, объединяя этим систему осмогласия. Общее число попевок ЗР достигает нескольких сотен, сочетание попевок образует знаменную мелодию. Т. о. распевались и распеваются новые богослужебные тексты. Для каждой из попевок характерен особый дух.смысл, характер; соединение попевок в песнопение также происходит по строгим законам осмогласия и эмоционально-дух. соответствия.

 

По преданию, истоки ЗР восходят к новозаветным временам: "И воспевше изыдоша в гору елеонску" (Матф., 26:30). Развитие ЗР перекликается с развитием богослужебного пения большинства христианских конфессий: для них также характерно одноголосное исполнение, небольшой мелодический диапазон, система осмогласия (в зап. варианте октоэха), буквенная, позже крюковая (невменная) нотация. В своей первоначальной форме ЗР был заимствован из Византии одновременно с крещением Руси. Однако в течение X - XII вв. под воздействием рус.песенного мелоса сложился самостоятельный вид пения, отличный от византийского. Об изменениях, произошедших в стиле древнерус. ЗР в течение X1-XVI вв., судить трудно: записи церк. песнопений этого периода с трудом поддаются расшифровке. В конце XVI-нач. XVII вв. наряду с древнейшим, основным ЗР появилось множество его вариантов, связанных то с местом происхождения (киевский, владимирский), то с именем автора (Герасимовский, Никодимовский), то со способом пения (большой, малый, средний). После раскола РПЦ ЗР сохранился и развивался в стар.культуре; в господствующей же Церкви постановлением Синода 1772 ЗР был официально переведен на линейную систему записи и окончательно уступил свое место партесному (многоголосному) пению.

 

Развитие ЗР в стар.общинах протекало с небольшими различиями. Стар-дцы-поповцы в большинстве своем восприняли реформированную систему записи ЗР - так наз. призначную, большее внимание уделяли отличным от знаменного роспевам (демественному, путевому, различным авторским и географическим роспевам). Стар-дцы-беспоповцы сохранили безпризначную нотацию; основную часть песнопений исполняют именно ЗР как наиболее древним, и лишь изредка в певческие книги включены песнопения демественного, путевого и большого знаменного роспевов. Различия между богослужебным пением основных направлений стар-ства прослеживается и в продолжении традиций или отказе от принципа хомонии (см. Наонное пение): беспоповцы придерживаются пения "на он", поповцы - пения "на речь" (см. Наречное пение). Отличается и система обучения пению в разных стар.согласиях. В беспоповских общинах обучение заключается в практическом освоении словаря попевок основных певческих книг, в поповских общинах практическая и теоретическая стороны ЗР разделены: более широко распространены вокальные упражнения - так наз. "проучки", сольфеджирование, упражнения на овладевание дыханием и др.

·        Лит.: Григорьев Е., Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992; Сборник знаменного пения 1984; Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах, гл. ред. Ю. В. Кельдыш. Москва, 1973-1982. Н. Вакатова


ЗОЛОТОВ Василий Иванович (◦ 1786; • после 1856) - писатель и историк. Федосеевец. Род.в семье певчего Московской Преображенской общины Ивана Васильевича Золотова. В 13-летнем возрасте учился у M. E. Бажанова пению на Преображенском кладбище в Москве. В 1841-1853 пребывал среди староверов Курляндии и Литвы, стал очевидцем и хроникером местных событий. З. - предполагаемый автор "Хронографа, сиречь Летописца Курляндско-литовского", или так наз. "Дегуцкого летописца", незаменимого ист. по истории стар-дцев Литвы и Латвии с 1659 по 1850 и ценного памятника культуры. В основу своего труда положил устные предания старожилов, сохранившиеся у них летописи, сведения из рукописных и печатных книг, личные наблюдения и впечатления. "В "Дегуцком летописце", - пишет Г. В. Маркелов, - перед нами предстает человек начитанный, любознательный и одаренный, имеющий определенную авторскую историческую концепцию, сообразуясь с которой он подбирает местные и общерусские события для своей летописи". Его перу принадлежит также "Алфавит духовный в нем же сущее содержание, бытейское воспоминание", на страницах которого под заглавием "Реестр особ исторического словаря староверской церкви", приведен список стар.деятелей с 1711 по 1856, изложены краткие сведения о московских, петербургских, литов., Курляндских общинах (ныне хранится в рукописном отделе Библиотеки Академии наук в Петербурге (собрание В. Дружинина, № 189).

·        Ист.: ДЛ. Лит.: Маркелов 1990, с. 166-179; Поташенко 1999.В. Б., Г. П.


ЗУБКОВ Зиновий Викульевич (° 1888, дер. Вабелишки, ныне Игналинский р-н Литвы; • 1981) - наст. Лукашевской общины, член ДК СПЦ. Двадцать шесть лет служил головщиком, тринадцать - предс. общины, с 1934 -бессменный ее наст. В 1936 окончил курсы вероучителей при Вил. Свято-Покровском храме. Участник соборов и съездов СПЦ в Вил.

·        Лит.: СЦК 1984, с. 87. В.Б.


ЗУБКОВ Никанор Прокопьевич (° 1929) -наст. Гривской общины в Д-пилсе (Латвия). С детских лет изучал церк. пение, чтение, канонические правила. Прошел степени псаломщика, канонарха, головщика. Благословение в наст.принял осенью 1989 от своего дух. о. А. Г. Волкова.

·        Лит.:СЦК 1999 (Даугавпилс). В.Б.


ЗУБКОВ Симеон Самуилович (° ?, дер. Апидомы, Свенцянский у.Вил. губ., ныне Бел.; • 1936) —вероучитель, певчий. Окончил народную школу. Церк. грамоту освоил с помощью отца - наст. Самуила Семеновича, вместе с кот. был участником съезда стар-дцев Сев.-зап. края (Вил., 1906). Более двадцати пяти лет служил в Нидеркунской общине Д-пилса старшим певчим и секретарем. До 1934 преподавал Закон Божий в Гривской и др. школах. Собирал редкие рукописные и старопечатные книги.

·        Лит.: Газета для всех, 1936. В.Б.


ЗУЕВЫ - служители СПЦ.

 

Иван Романович З. (° 1892; • 1974) - наст., член ДС при ВСС в Польше с 1930. Окончил курсы вероучителей, преподавал в правит.школах Закон Божий. Сменив своего отца, 16 лет служил наст. Матешкской общины. 25 лет являлся дух.о. Краславской общины в Латвии.

 

Роман Евстигнеевич З. (° 1845; • 1930) - наст. Матешкской общины (ныне Бел.) с 1903.

·        Лит.: Вестник ВСС в Польше, 1930, № 2, с. 22; СЦК 1976, с. 35. В. Б.


ЗЫКОВ Иван Иванович (° 1837; • 1913) - проповедник и защитник древлеправославия. Родом из Подмосковья. Член совета Зуевской общины. Участник религ. собеседований в Саратове, Оренбурге, на Кубани. Успешно выступал против миссионера Павла Прусского. Председательствовал при составлении программы 1-го Всероссийского собора христиан-поморцев (Москва, 1909). Написал "Обличение великороссийских пастырей или 58 погрешностей в господствующей Церкви", "Ответы единоверцам" и др. соч. Историк А. С. Пругавин писал в 1881: "Я имел случай познакомиться с сочинениями здешнего старообрядческого писателя И. И. Зыкова, который выпустил уже два обширных тома и готовит в настоящее время третий. Нужно заметить, что рукописные сочинения Зыкова, имеющие преимущественно полемический характер, отличаются ясным, толковым изложением и доказывают обширную начитанность автора, писаниями которого руководствуются и поучаются не только местные старообрядцы, но и жители других, дальних местностей".

·        Лит.: Пругавин А. С, Старообрядчество во второй половине 19 в. Москва, 1904, с. 140; СЦК 1990, с. 47. В. Б.
Категория: З | Добавил: - (2008.05.10)
Просмотров: 1110

Copyright MyCorp © 2017