Категории раздела

о словаре [6]
как пользоваться словарём, дополнения
А [2]
Б [3]
В [9]
Г [2]
Д [6]
Е [2]
Ж [1]
З [2]
И [1]
К [5]
Л [2]
М [4]
Н [2]
О [1]
П [8]
Р [5]
С [13]
Т [1]
У [1]
Ф [4]
Х [1]
Ц [1]
Ч [1]
Ш [1]
Щ [1]
Э [1]
Ю [1]
Я [1]
зеркала [1]

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Счётчик тИЦ и PR




Воскресенье, 2017.11.19, 21:24
| RSS
WilStar
Главная
статьи


Главная » Статьи » Староверие Балтии и Польши » З

Заволокин - Заволоко

ЗАВОЛОКИН Павел Яковлевич (° 1887; • 1941) - прозаик, поэт. Род.в семье реж. крестьян-стар-дцев, занимавшихся торговлей. Образование домашнее. В 1897 издал небольшую книгу стихов "Плоды вдохновения". Трижды привлекался по полит. делу, отбывал тюремное заключение и ок. трех лет находился в ссылке в Олонецкой губ. Во время 1-й мировой войны добровольцем пошел на фронт. Был санитаром в военно-санитарном поезде. Работал экспедитором по доставке журналов и газет в провинцию, секретарем "Лиги труда". Затем служил конторщиком Юго-Вост. железной дороги, сотрудником в петроградских газетах; работал в библиотеке им. M. E. Салтыкова-Щедрина (Ленинград). Стихотворения и очерки печатались в журналах "Мир", "Истина", "Двинский огонек", "Отклики", а также в литературных сборниках "Молодые всходы", "Рассвет", "Сборник поэтов и поэтесс", "Арлекин" и др. В 1917-1923 печатался в сов. периодике, в 1923 готовил к печати книгу "Современные рабочие-крестьянские поэты в автобиографиях и образцах". Биографические заметки и портрет помещены в сборник "Молодые всходы" (Москва, 1903), "Рассвет" (кн. 1, Петербург, 1902).

·        Ист.: Интервью с П. К. Шелковским. Записал В. Никонов, 2004 г., Личный архив автора. В. Никонов


ЗАВОЛОКО Иван Никифорович - один из известнейший религ. и обществ. деятелей староверия Латвии в XX в.; ниже публикуются две авторские статьи о нем.

 

1) Иван Никифорович З. (° 17 дек. 1897, Реж. Вит. губ. Рос. имп., ныне Рез., Латвия; • 8 марта 1984, Р.) - выдающийся стар. деятель Балтии, наст., историк, краевед, фольклорист, собиратель рус. древностей, педагог и просветитель. Род. в семье реж. железнодорожного сторожа Никифора Максимовича Заволоко (стар-дца федосеевского согласия) и полоцкой мещанки Киликии Ивановны Зуевой. До 8-летнего возраста воспитывался у бабушки в Двинске (ныне Д-пилс), где получил первые познания в церковнослав. грамоте. Затем вместе с матерью переехал в Р., жил в Задвинье и посещал Гребенщиковское училище. В 1908 З. поступил в Рижск. реальное училище Петра I, окончил его в 1917 в Таганроге, куда училище было эвакуировано в годы 1-й мировой войны. По окончании реального училища поступил в московскую Петрово-Разумовскую академию. Однако разразившаяся революция внесла свои коррективы, и З. в 1919 вынужден был вернуться в Р. В этом же году З. по рекомендации РГСО поступает в пражский Карлов университет (сначала - на истор. факультет, затем - на юридический, кот. и окончил в 1927 со степенью кандидата права). С 1925 в Карловом университете З. посещал Кондаковский семинар, в кот. принимали участие известные рус. ученые и философы, такие как Г. В. Вернадский, Н. О. Лосский, А. П. Калитинский и др. В круг интересов семинара входили археология, византиноведение, древнерус. культура, история искусств. Кондаковский семинар стал научной основой всей дальнейшей культурологической деятельности З. Вернувшись в Р., З. посещает Рижск. педагогические курсы, оканчивает их и работает преподавателем правоведения в рус. учебных заведениях: с окт. 1930 по июнь 1940 - учителем в Рижской гос. гимназии и в гор. 5-й основной школе. Одновременно З. проводил большую работу в стар. общинах Балтии: был лектором стар. законоучительских курсов в Р., Вил., Д-пилсе, предс. религ.-просвет. курсов в Стропах (Д-пилс), входил в состав совета РГСО, занимал должность товарища предс. "Старообрядческого общества в Латвии". В 1927 при обществе "Гребенщиковское Училище в г. Рига" З. учредил Кружок ревнителей русской старины (инициативная группа кружка - К. А. Павлов, А. К. Фомичёв, К. Р. Портнов, В. Ф. Фадеев, Д. В. Фомина). Его цель - распространение дух.-культурного просвещения среди стар-дцев Латвии. Кружковцы проводили дух. вечера, читали лекции по истории и культуре староверов, создавали певческие коллективы. По мере распространения популярности деяний ревнителей открывались филиалы Кружка в Елгаве, Рез., Д-пилсе. Выступления ревнителей совмещались с фольклорной деятельностью и собирательством предметов дух. и материальной культуры рус. старожилов. Материалы фольклорных экспедиций регулярно публиковались на страницах журнала "Родная старина", инициатором издания которого был З. Журнал выходил в свет с 6 ноября 1927 по 9 июля 1933 (вышло 13 номеров в 12 вып.). Изд. отличалось хорошей полиграфической культурой, было прекрасно иллюстрировано и содержало богатейший материал по вопросам староверия, иконописи, древнерус. зодчества, церк. пения, жизни и истории стар. общин. Сам З. не только редактировал журнал, но и был автором большинства статей, подписанных полным именем или псевдонимами "Иван Никифоров, "Староверец", "Летописец", "Любитель", "Изограф". Часто свои статьи З. атрибутировал литерами: С., Н., О., З-0, И. Н., И. Н. З. Библиографический список статей З. в "Родной старине " внушителен (75 статей) и тематически разнообразен. Статьи З. в "Родной старине" распределялись по следующим темам: древнерус. зодчество ("Псково-новгородское церковное зодчество", "Московское церковное зодчество" и др.), монастыри ("История Соловецкого монастыря", "Выгорецкий монастырь - хранитель церковной старины" и др.), летописание и книжное дело ("Краткая летопись русского летописания", "Графика московских первопечатных книг" и др.), иконописание и выдающиеся изографы древней Руси ("О преподобном иконописце Андрее Рублеве", "Техника древнерусской живописи" и др.), певческое искусство ("О знаменном распеве", "О церковном песнопении женщин в древности" и др.), история староверия и персоналии ("Ряпино", "Житие Феодосия Васильева", "Епископ Павел Коломенский" и др.). Как ред. "Родной старины" З. вел обширную переписку с писателями А. М. Ремизовым, И. С. Шмелевым, художником Н. К. Рерихом. Кроме "Родной старины", З. широко публиковался в таких рус.изданиях, как "Слово", "Русский вестник", "Голос народа", "Наша газета", "Русский ежегодник", "Мой двор", "Маяк", "Рижский курьер". В период первой Латвийской Республики (до 1940) З. издал ок. 10 книг, посвященных дух. культуре староверов и истории их расселения на прибалтийских землях. Из опубликованных книг можно выделить: "О старообрядцах г. Риги: исторический очерк" (Р., 1929), "Учебник по Закону Божию" (Р., 1933, 1936), "История Церкви Христовой" (Р., 1937), "Духовные стихи старинные" (вып. 1, Р., 1933; вып. 2, Р., 1937). В нач. 1930-х З. обследовал собрание рукописей в книжнице РГСО и обнаружил втор. список литературного шедевра XIII в. -"Слово о погибели Русской земли", о чем он и поведал ученому миру в газете "Сегодня" (2 мая 1934). 17 июня 1940 З. был посвящен в сан наст.[при отсутствии священства невозможно «посвящать в сан», этот чин называется - благословение на служение (прим. автора сайта)] Рез.кладбищенской общины, а 9 окт. того же года его арестовали органы НКВД. Долгих 17 лет З. находился в лагерях и ссылке, вернулся в Р. в 1959 физически покалеченным (на лесоповале он потеряет ногу), но дух.не сломленным. В Сибири он составил "Травник", кот.спас жизнь мн. заключенным. По возвращении домой З. встретился с известным ученым, старшим научным сотрудником Института русской литературы (Пушкинский Дом) В. И. Малышевым, кот.предложил ему быть внештатным сотрудником ИРЛИ и участвовать в археографических экспедициях. З. совершает поездки в Новосибирск, Серпухов, Москву, Ленинград, привозя в ИРЛИ найденные раритеты. В Древлехранилище ИРЛИ образуется "Фонд И. Н. Заволоко", в кот.хранятся мн. подаренные З. Пушкинскому Дому книжные редкости (в общей сложности несколько сотен). В 1966 З. обнаружил, а в 1968 передал в дар ИРЛИ "Пустозерский сборник", написанный в 1670 в земляной тюрьме. Сборник содержал автографы житий Аввакума и Епифания, а также их рисунки. Это научное открытие З. широко отмечалось рус.и зарубежной прессой; см., в частности, "Вечерний Ленинград" (20 марта 1968); "Русские новости" (Париж, 19 апр. 1968); "Известия" (22 мая 1968). В 1954 РГСО возобновляет издание "Старообрядческого церковного календаря", в создание кот.активно включается и З., публикуя свои исследования о Стоглавом соборе, Выго-Лексинском общежительстве, о боярыне Морозовой, Иване Федорове, византийском искусстве. Последняя публикация З. в СЦК состоялась за два года до смерти и посвящалась "Светлой памяти протопопа Аввакума". В последние годы жизни З. много болел. Умер от воспаления легких. Погребен (по завещанию) на стар. кладбище в Рез., рядом с могилой своего отца.РГСО в конце XX в. переиздало некот. довоенные работы З., среди них - "Учебник по Закону Божию для старообрядцев" (1989), "История Церкви Христовой" (1990), "О старообрядцах города Риги" (1993).

·        Лит.: Михайлов Л. С, "Открытие второго автографа Жития протопопа Аввакума и креста, который был у Аввакума в Пустозерской ссылке", СЦК 1969, с. 165; Маркелов Г. В., "Коллекция рукописей И. Н. Заволоко в Древлехранилище Пушкинского Дома", ТОДРЛ, т. XXXIV. Ленинград, 1979, с. 377-387; "Из истории собрания И. Н. Заволоко", Там же, 1980, т. XXXV, с. 439-445; Старообрядчество 1996, с. 109-110; Мекш Э., "И. Н. Заволоко -подвижник старообрядчества в Латвии", Revue des Ėtudes slaves. Paris, LXIX/l-2, 1997, p. 89-98; Инфантьев Б., "Странички из воспоминаний об Иване Никифоровиче Заволоко", Даугава, 1998, № 4, с. 105-122; Равдин Б., "И. Н. Заволоко: от биографии к биографии", Даугава, 1998, № 4, с. 123-145; Иван Никифорович Заволоко: жизнь и судьба. Резекне, 1998; Памяти Заволоко Ивана Никифоровича. Рига, 1999; Пустозерская проза: сборник, сост., предисл., переводы отдельных фрагментов М. Б. Плюхановой. Москва, 1989. Э. Мекш

 

2) Иван Никифорович З. - стар.обществ. деятель Латвии, знаток истории староверия, знаменного пения, иконописи, собиратель рукописных и старопечатных книг. В научной среде известен как первооткрыватель рукописного автографа XVII в., содержащего жития протопопа Аввакума и инока Епифания (Пустозерский сборник Заволоко).

 

Род.в семье стар-дцев-федосеевцев. Поскольку совместная жизнь его родителей не сложилась, З. уже с раннего детства жил с матерью, отдельно от отца. Тем не менее он часто общался со своими дедушкой и бабушкой (со стороны отца), людьми глубоко верующими и благочестивыми, от которых он перенял трепетное отношение и уважение к рус.старине. З. получил хорошее светское образование в Рижск. Петровском реальном училище (окончил в 1915), затем в течение одного года учился в подмосковной Петрово-Разумовской сельскохозяйственной академии (1917— 1918), где освоил основы естественных наук и пчеловодства. Однако полит.коллизии в Рос. вынудили З. прервать обучение и вернуться на родину. Свое образование З. продолжил в Праге, кот.в 1920-е считалась одним из крупнейших центров науки и образования рус. зарубежья, поскольку благодаря так наз. "русской акции" Т. Масарика там были созданы благоприятные условия для исследовательской и преподавательской деятельности рус. ученых-эмигрантов. В Праге З. сначала изучал естественные науки, но вскоре стал студентом Русского юридического факультета (открыт с 1922 под протекторатом пражского Карлова университета). Учебная программа факультета соответствовала аналогичным программам дореволюционных рос.университетов. Основателем и первым деканом факультета был проф. П. И. Новгородцев (• 1924), его преемником -проф. Д. Д. Гримм (до переезда в Тарту в 1927). В преподавательский состав входили: Г. В. Вернадский, Е. В. Спекторский, С. Н. Булгаков, А. А. Кизеветтер, С. В. Завадский, П. Б. Струве, Г. В. Флоровский, П. Н. Савицкий (один из основателей евразийства). Одно лишь перечисление фамилий этих выдающихся рус.мыслителей и ученых говорит о высоком профессиональном уровне обучения. Можно предположить, что студенческий опыт З. в Праге (1922-1927) дал ему не только глубокие знания в области юриспруденции, но и способность философского осмысления истории, видение фундаментальных взаимосвязей событий современности. Важность идеи сохранения и изучения рус.культуры в условиях существования в иной этнической среде З. осознал, принимая активное участие в работе различных рус. орг-ций Праги. Прежде всего, это научно-исследовательская орг-ция Seminarium Kondakovianum (1925-1938), основанная учениками известного рус.византиниста Н. П. Кондакова (° 1844; • 1925) с целью изучения взаимовлияний византийского и древнерус. искусства, а также быта и искусства вост. народов. В состав семинара в разное время входили М. А. Андреева, Н. М. Беляев, Г. В. Вернадский, А. П. Калитинский, В. Н. Лосский и др. З. регулярно посещал заседания семинара и впоследствии продолжал поддерживать контакты с этой орг-цией вплоть до сер. 1930-х. Фамилия З. фигурирует в списке учреждений, присылавших в 1931-1935 печатные издания в Институт им. Кондакова (новое название семинара). Эти материалы из различных регионов рус.зарубежья направлялись в Русский Заграничный истор. архив в Праге, в фонд документов о рус. эмиграции и жизни рус. за пределами этнической родины. Отголоском идей семинара стал интерес З. к орнаменту, изучению кот. Кондаков и его последователи уделяли большое внимание. Не случайно одним из гл. направлений краеведческой деятельности З. было собирание образцов узоров и вышивок в рус.стар. дер. Латвии, Литвы, Эстонии, Польши и "Карпатской Руси" (собраны в двух альбомах: Заволоко И. Н., "Альбом старинных русских узоров". Р., 1929; Заволоко И. Н., "Древнерусская вышивка". Р., 1939). Темы, связанные с рус.прикладным искусством, освещались и в издаваемом З. стар. истор. вестнике "Родная старина" (1927-1933). По воспоминаниям самого З., идеи семинара повлияли на определяющий выбор всей его жизни - собирание рукописей и старопечатных книг и изучение древнерус. письменной традиции.

 

В Праге З. достаточно близко общался с представителями евразийства — Г. В. Флоровским и П. Н. Савицким (оба преподавали на Русском юридическом факультете). В этом движении З., очевидно, привлекала идея особой дух.миссии Рос. на фоне возрастающей "бездуховности Запада" и стремление воссоздать рос. государственность на основе ортодоксального православия. Однако к 1927 у З. сложилось достаточно критическое отношение к евразийцам, поскольку построение новой, "евразийской", культуры оказалось утопией, а примиренческие настроения некот. представителей этого направления по отношению к полит.событиям в сов. Рос. еприемлемыми.

 

Др. обществ.орг-цией, с кот. З. познакомился в Праге, было сложившееся к 1923 Русское студенческое христианское движение (РСХД). Благодаря личным контактам с лидерами РСХД - Г. В. Флоровским, В. В. Зеньковским и др. - З. и по возвращении в Латвию общался с членами латвийского отделения РСХД приблизительно до 1930. В качестве гостя участвовал в съезде РСХД в Прибалтике (1928), встречался с Н. А. Бердяевым, В. В. Зеньковским, Л. А. и В. А. Зандер во время их пребывания в Р. Опыт работы молодежных кружков РСХД использовался З. при создании и руководстве работой молодежной стар.орг-ции Кружок ревнителей русской старины (1927-1940).

 

Организаторский опыт З. приобрел, помогая в подготовке праздника "День русской культуры" в Праге (1925). З. в качестве помощника входил в организационный комитет, кот.руководила графиня С. В. Панина и участвовали А. Кизеветтер, С. Завадский, Н. Бердяев. Немаловажное влияние на З. в 1920-е оказало и его общение по переписке, а позднее и личные встречи со стар.наст. из дер. Рая (Эстония) Г. Фроловым, кот. З. считал своим наст.и дух. о. Г. Фролов пытался подтолкнуть молодого З. к размышлениям о вере и судьбе староверия в совр. мире, о необходимости возрождения живой веры и древлего благочестия. Именно это стало основным импульсом к дальнейшей подвижнической деятельности З. в Латвии, а также к принятию им в 1940 наставничества в Рез.общине (федосеевской).

 

По возвращении в 1927 в Латвию З. включился в активную обществ.жизнь рус. меньшинства. Еще в 1921 он предлагал создать рус.молодежную орг-цию "Общество русского студенчества в Латвии" с целью объединения студенчества Латвии. Однако попытка "тотального" объединения латвийского студенчества оказалась не слишком удачной из-за полярного разброса взглядов в молодежной среде. В июне 1927 была основана молодежная стар.орг-ция Кружок ревнителей русской старины, идейной основой кот. стало возрождение национальной и религ. самобытности староверов. Общество развернуло широкую просвет., краеведческую и издательскую деятельность. З. стремился в работе кружка совмещать исследовательский подход к изучению культурных ценностей старины и практическую реконструкцию устоев повседневной жизни стар-дцев.

 

Вопросы воспитания и образования молодежи занимали значительное место в кругу интересов З. Так, в первой пол. 1930-х он был одним из воспитателей рижск. группы "соколов". В этот же период З. активно занимался разработкой учебной программы для учащихся-староверов основных школ Латвии и орг-цией религ.-просвет. курсов для наст. и вероучителей. З. преподавал на первых и втор.одномесячных курсах, проходивших в Д-пилсе в 1930 и 1931. Осенью 1930 по инициативе З. при рижск. кружке ревнителей работал религ.-педагогический семинар для подготовки учителей стар. воскресных школ. В февр. 1931 при активном участии З. и членов кружка ревнителей при РГСО открылась детская воскресная школа, действовавшая до 1938 (самая высокая посещаемость была в 1938 - 300-350 чел.). Занятия с детьми проводили З., И. А. Назаров, И. М. Крылов, К. А. Павлов. Воскресная школа стремилась хотя бы отчасти восполнить утраченные в условиях гор.культуры традиции патриархальной семьи и семейного дух. воспитания, целью педагогов было привить детям уважение и любовь к религ. традициям предков и показать их значимость в личной жизни каждого чел. Судя по воспоминаниям современников, во многом эта цель была достигнута. Так, напр., в 1932 14 детей из воскресной школы пели на богослужении, а 50 детей составляли детский хор, кот.регулярно выступал на дух. вечерах кружка. Успехи в просвет.деятельности З. были связаны, в частности, с тем, что он уделял серьезное внимание проблеме методики преподавания Закона Божия в школе. Работая вероучителем в рижск. Русской правительственной гимназии и в воскресной школе при РГСО, он накопил достаточный педагогический опыт, чтобы составить "Методические указания вероучителям". В 1930 при РГСО проходили регулярные совещания вероучителей, на кот.при участии З. разрабатывалась программа преподавания Закона Божия в основных школах (утверждена Министерством образования Латвийской Республики в 1931). З. составил и учебник по Закону Божию для учащихся-стар-дцев, также утвержденный Министерством образования и изданный советом РГСО в 1932.

 

Нач. 1930-х связано с повышением полит.активности староверов. Когда в 1929 образовалось две орг-ции, координирующие деятельность латвийских стар.общин - Центральный комитет по делам старообрядцев в Латвии (один из лидеров - М. А. Каллистратов, близкий к позициям социал-демократов) и Совет старообрядческих соборов и съездов (во главе с С. Р. Кирилловым, отличающимся умеренно-демократическими взглядами), З. присоединился к сторонникам С. Р. Кириллова, поскольку любого рода социалистические взгляды вызывали у него полное неприятие. Однако З. был убежден, что для процветания староверия необходима активная гражданская позиция, поэтому он с энтузиазмом включился в сотрудничество с Советом старообрядческих соборов и съездов, а в 1931 даже баллотировался на выборы в IV Сейм по списку № 15 (Латгалия).

 

Особо необходимо отметить издательскую деятельность З. в 1930-е. Основное внимание он уделял изданию журнала "Родная старина ", кот.считался печатным органом рижск. кружка ревнителей. З. был фактическим ред. и автором большого количества статей. Замысел издателя состоял в том, чтобы создать стар.вестник, кот. предоставлял бы читателям разнообразный материал как по истории Древней Руси и староверия, так и о совр. положении стар. населения Балтии. Журнал был призван сформировать единое информационное поле для староверов Балтии и тем самым способствовать единению стар-ства. В 1932 кружок ревнителей издал первый вып. сборника статей, поучений и изречений из святоотеческих книг "Златоструй", составителями кот.были З. и П. Ф. Фадеев. В 1933 вышла в свет небольшая книжка З. "О старообрядцах г. Риги (Исторический очерк)", в кот.изложены важнейшие моменты истории стар-ства в Латвии с привлечением архивных документов, мн. из кот. не сохранились до наших дней. В том же году появился и первый вып. "Духовных стихов старинных", текст и мелодии кот. З. записал в Латгалии и Причудском крае. Втор.вып. "Духовных стихов", собранных в Вост. Пруссии (дер. Войново), издан в 1937. Высокую оценку староверов и др. рус.читателей получили также составленные З. и изданные РГСО книги "Святые отцы о праздновании Пасхи" (1935), "Учебник по Закону Божию" (1932, 1936), "История Церкви Христовой" (1937). Две последние выдержали повторное издание в нач. 1990-х и до сих пор пользуются заслуженной популярностью. В 1935-1939 З. являлся также ред. "Древлеправославного (старообрядческого) календаря", издаваемого в Р. С 1937 по 1939 входил в состав редакции "Русского ежегодника". Кроме того, статьи З. часто появлялись в рус.газетах Латвии: "Слово" (секретарем кот.он был в 1928-1929), "Сегодня", "Мой двор" (бесплатное приложение к газете "Наш голос", Д-пилс, 1940) и др.

 

Не меньшего внимания заслуживает археографическая деятельность З. Контакты и опыт, приобретенные им в 1920—1930-е, позволили З. продолжить работу по собиранию и сохранению рукописей в сов.время. Из находок 1930-х наиболее значительной является рукопись "Слово о погибели Русской земли", открытая З. во время подготовки очередной выставки кружка в 1933 в собрании рукописей XVII в. библиотеки РГСО. З. собирался издать эту рукопись с иллюстрациями жившего тогда в Париже художника Д. И. Стеллецкого. Однако для осуществления этого не оказалось средств. По вопросу опубликования этого ист. в переписку с З. вступил французский ученый-славист М. В. Горлин, кот.в 1937 получил от первооткрывателя фотокопию рижск. списка. 2-я мировая война помешала этим замыслам. Издание "Слова" впервые появилось в Париже в 1947, когда М. В. Горлина не было в живых, а З. находился в сибирском лагере. В том же году рукопись была опубликована в сборнике "Труды отдела древнерусской литературы" В. И. Малышевым, кот.в 1946 привез эти материалы из командировки в Р. Впоследствии Малышев в своей статье об истории рижского списка восстановил приоритет З. в открытии рукописи.

 

В 1936 З. и хор кружка ревнителей побывали в женском Войновском монастыре (Вост.Пруссия). Там были найдены редкие экземпляры изданий 1862-1863, отпечатанные в Славянской типографии. Среди них омплекты журнала "Истина" (1863-1866), труды Иоанна Златоуста, Малый Катехизис, сборник "Царский Путь", а также рукописные сборники XIX в. и нотные рукописи крюковой записи XVI в. Часть материалов, найденных в экспедициях 1930-х, З. передал в хранилище рукописей отдела древнерусской литературы ИРЛИ в 1960-1970-е, судьба остальных материалов не известна.

 

После ареста осенью 1940 (по обвинению в подрывной антисов. деятельности) З. восемь лет (с 1941 по 1949) провел в сталинских лагерях и еще девять лет (с 1949 по 1958) - на поселении в с. Северное Новосибирской обл. Выжить и не потерять человеческое достоинство в таких условиях З. смог только благодаря вере и твердости духа. Во время эпидемии тифа в лагере его познания в народной медицине спасли жизнь не только мн. заключенным, но и их конвоирам. Отзывчивый и необыкновенно чуткий человек, он оказывал помощь другим, но не себе: после гриппа у З. возникло тяжелое осложнение и в 1944 ему ампутировали ногу. Однако и этот удар не сломил З. Он закончил фельдшерские курсы и работал лаборантом в поликлинике с. Северного, санчасти и в районной больнице, за что даже удостоился почетной грамоты. Неизвестно, насколько затянулось бы пребывание З. в Сибири, если бы не помощь сотрудника ИРЛИ Малышева, кот.разыскал первооткрывателя "Слова о погибели Русской земли". Только в 1958 З. удалось получить разрешение на проживание в Р. С этого времени он поддерживает переписку с В. И. Малышевым и др. сотрудниками Пушкинского Дома, а также возвращается к собиранию рукописей - несмотря на то, что от его довоенного собрания осталось только два(!) экз.

 

Выбор, сделанный З., прежде всего был связан со стремлением продолжать начатую в 1930-х работу по возрождению культуры староверия. Однако в новых полит.условиях пришлось выбирать новые формы. Поскольку памятники древлеправ. традиции не представлялось возможным вернуть в активный оборот, надо было "спрятать" их, чтобы сохранить для будущих поколений, которые, возможно, смогут их оценить по-настоящему. З., к сожалению, слишком часто видел неподобающее отношение к рукописям со стороны их владельцев. Поэтому архивы и книгохранилища представлялись ему надежной гарантией сохранения дух.наследия и возвращения этих ценностей людям в срок, когда они будут готовы их принять.

 

С помощью З. в 1960-1970-е сотрудники Пушкинского Дома регулярно проводили археографические экспедиции в Балтии, целью кот.было комплексное исследование письменной культуры края. Особенное внимание уделялось тем областям, где существовала стар.традиция с богослужебной практикой. Знания и личные знакомства З. позволили значительно пополнить коллекцию древнерус. рукописей ИРЛИ, где в 1949 при секторе древнерус. литературы было создано Древлехранилище. З. участвовал в подготовке археографических экспедиций Пушкинского Дома в Эстонии 1958 и 1961. Сам З. по поручению Малышева делал опись собрания рукописных и старопечатных книг в книжнице РГСО. В 1963 он предпринял поездку в Новосибирск, где встречался с исследователем стар.культуры H. H. Покровским, с кот.в 1950-е они вместе делали магнитофонные записи старинных рус. напевов в стар. селах Алтая и Саян. Позднее эти материалы были переданы в Новосибирский областной архив. В 1966 З. привез из Московской Преображенской общины небольшую рукописную книжку "Поучения Дорофея" из собрания книг известной любительницы старины А. В. Мараевой. Оказалось, что эта рукопись содержит автографы жития и др. сочинений протопопа Аввакума и инока Епифания, причем в иных редакциях, чем тексты в др. Пустозерском сборнике XVII в., отрытом В. Г. Дружининым в 1912. З. прекрасно осознавал границы своей компетентности и посчитал, что наибольшую пользу рукопись принесет, попав в руки к специалистам. Поэтому 20 марта 1968 на торжест. заседании сотрудников отдела древнерус. лит. З. передал открытый им рукописный сборник в дар Пушкинскому Дому. Этот благородный жест был по достоинству оценен учеными и широкой общественностью: сообщения о значительном открытии публиковались в сов.и зарубежной прессе (правда, имя первооткрывателя указывалось далеко не всегда, зачастую упоминался лишь "любитель старины" или "пенсионер из Риги"). С 1969 по 1975 при активном сотрудничестве. З. и ученых Пушкинского Дома (В. П. Бударагина, Н. С. Демковой, Г. В. Маркелова и др.) шла подготовка к изданию Пустозерского сборника. Книга с фототипическим и наборным текстом, а также с источниковедческим и палеографическим комментарием и вводной статьей З. об истории находки рукописи увидела свет в 1975 и сразу стала библиографической редкостью. В 1974 З. принял окончательное решение о передаче своей коллекции рукописей в Древлехранилище, где был открыт особый фонд - Коллекция И. Н. Заволоко, состоящий из рукописного собрания и личного архива З. После смерти В. И. Малышева (1976) З. продолжал поддерживать контакты с Древлехранилищем и уже следующим поколением ученых. В 1978 в Пушкинском Доме проходила выставка новых поступлений, одна из витрин кот.посвящалась Коллекции И. Н. Заволоко - к 80-летию фондообразователя. Сотрудники высоко оценили собирательскую деятельность З.: ему одному удалось сделать то, что далеко не всегда под силу коллективу ученых, — создать целое территориальное собрание рукописей, найденных в Латвии (Р., Латгалия) и Эстонии (Причудский край). Вместе с материалами Причудского и Латгальского собраний ИРЛИ они составляют ценнейший Прибалтийский фонд.

 

Помимо археографической работы с 1965 З. был сотрудником редакции "Старообрядческого церковного календаря", издателями кот.были три общины — РГСО, Московская поморская и Московская Преображенская общины, а также ВСС в Литов. ССР. З. участвовал в подборке текстов в рубрике "Памятные даты" и писал вступительные статьи историко-культурного характера, посвященные знаменательным и юбилейным датам в истории рус.культуры. Под влиянием З. создавался особый облик СЦК, выдержанный в поморском стиле. Макеты обложек издания по указаниям З. выполнял рижск. иконописец С. Т. Быкодоров. Обогатился и иллюстративный материал календаря, кот.пополнялся фотографиями и репродукциями редких икон и фрагментов рукописей, предоставленных крупными архивами и библиотеками Москвы и Ленинграда. Несмотря на жесткую цензуру, кот.проходили все материалы, З. удивительным образом удавалось переносить на страницы календаря события истории христианства и староверия, биографии выдающихся христианских подвижников и даже фрагменты текстов самих "учителей староверия", Выгорецких пустынножителей. Особое внимание в своих статьях З. уделял судьбе протопопа Аввакума и гонениям на староверов после раскола Церкви, публикуя, в частности, фрагменты истор. документов - "указов" и "увещеваний" против "раскольников". История не была для З. сухой схоластикой, он стремился не только воссоздать целостную картину прошлого, но и проецировать истор. события на совр. ситуацию, с помощью анализа истор. фактов разобраться в событиях 1970-х. Разумеется, в то время это можно было сделать только владея эзоповым языком, в случае З. — яз.древнерус. книжника.

 

З. по праву можно назвать подвижником и хранителем культуры староверия, чел., для кот.служение Богу означало служение во имя дух. совершенства и любви к человеку.

·        Ист.: Архив И. Н. Заволоко, Рижская Гребенщиковская старообрядческая община (Р.); Коллекция Заволоко, № 162, 203, 214, 217, 227, 281, 351; Родная старина, №1-13, 1927—1933. Лит.: Русский ежегодник на 1939 год. Рига, 1938; Древлеправославный старообрядческий календарь на 1936г. Рига, 1935; Малышев В. И., "Заметка о рукописных списках Жития протопопа Аввакума. (Материалы для биографии)", ТОДРЛ, т. VIII. Москва-Ленинград, 1951, с. 380-385; Малышев В. И., "О втором списке "Слова о погибели Земли Русской" (История открытия)", Slavia, XXVIII, 1. Прага, 1959, с. 69-72; Маркелов В. Г., "Коллекция рукописей И. Н. Заволоко в Древлехранилище Пушкинского Дома", ТОДРЛ, т. XXXIV. Москва-Ленинград, 1979, с. 377-388; СЦК 1965-1983. Н. Пазухина

Категория: З | Добавил: - (2008.05.10)
Просмотров: 1264

Copyright MyCorp © 2017